Абд аль-Вахид Закария ибн аль-Лихьяни
Абд аль-Вахид Закария ибн аль-Лихьяни | |
---|---|
Халиф Хафсидов султаната | |
Царствование | 1311–1317 |
Предшественник | Абу аль-Бака Халид ан-Наср |
Преемник | Абу-ль Аббас Ахмад |
Рожденный | 1253 |
Умер | 1326 г. (72–73 года) Александрия |
Династия | Хафсиды |
Религия | ислам |
Абд аль-Вахид Закария ибн аль-Лихьяни ( араб . Абу Яхья Закария аль-Лихьяни был хафсидским халифом Ифрикии ) (1311–1317). [1] [2]
Прийти к власти
[ редактировать ]назначил его на высшую должность «шейха Альмохадов» Возвышение Аль-Лихьяни началось, когда в 1295 году Абу Асида Мухаммад II . С этой позиции он контролировал армию и иностранные дела. Аль-Лихьяни выступил посредником в соглашении между Абу Асидой и Абу-л-Бакой Халидом ан-Насром из Беджая, регулирующем правопреемство двух владений. [3] В 1305 году он заключил торговое соглашение с Венецианской республикой . Он также поддерживал дружескую переписку с Яковом II Арагонским по поводу командования каталонской наемной гвардией в Тунисе, которая номинально служила по усмотрению короля Арагона. Аль-Лихьяни также заключил десятилетнее перемирие между Тунисом и Арагоном в 1301 году. В письме аль-Лихьяни от 20 мая 1302 года Джеймс похвалил «мудрого и благоразумного» советника за «добрую волю и сильную привязанность», которые он проявил. его во время переговоров. В 1306 году аль-Лихьяни, будучи командующим армией, организовал экспедицию по освобождению Джербы от христианского контроля. Попытка провалилась, но вместо того, чтобы вернуться в Тунис, аль-Лихьяни присоединился к каравану, направлявшемуся на восток в паломничество в Мекку . [4] По возвращении он поселился в Триполи , где находился, когда Абу Асида умер в 1309 году. [3]
Период у власти
[ редактировать ]Как только брат Абу-л-Баки Абу Бакр начал восстание в Беджая, аль-Лихьяни начал продвигаться к Тунису с армией, собранной из триполитанских племен. Решающее значение для его успешного захвата власти имело прибытие сицилийских кораблей для его поддержки в Тунисском заливе и восстание каталонской наемной гвардии в столице. [5] Придя к власти, в 1313 году аль-Лихьяни вступил в тайную переписку с Яковом II Арагонским, используя в качестве посредника командира каталонской гвардии. Напомнив Джеймсу, что его собственная мать была христианкой, он заявил, что желает принять христианство, и заручился поддержкой Арагона. [3]
Аль-Лихьяни заработал репутацию человека благочестивого и уважающего закон. Находясь на востоке, он встретился с бескомпромиссным религиозным ученым Ибн Таймийей и предпринял шаги, чтобы привести владения Хафсидов в соответствие со Малики школой юриспруденции . Его уважение к закону было настолько велико, что, когда его собственного сына обвинили в убийстве, он без возражений сдал его кади . [4]
Рамон Луллий
[ редактировать ]Возможно, вдохновленный перепиской аль-Лихьяни, в которой говорилось, что он хотел принять христианство, Рамон Лулль отправился в свое последнее миссионерское путешествие в Тунис в 1314 году. Принеся аль-Лихьяни рекомендательные письма от Якова II, Лулль носил тунисскую одежду и сохранял дипломатическую манеру поведения. на протяжении всего его визита. Ему разрешили учиться, общаться и работать без какого-либо вмешательства со стороны властей. Свою последнюю работу он написал в Тунисе в декабре 1315 года и, как полагают, вскоре после этого умер. [6] Аль-Лихьяни так и не обратился, и весь этот эпизод, вероятно, был всего лишь способом заручиться поддержкой Арагона как можно дольше. [7] [8]
Находясь в Тунисе, Лулль написал около 30 трактатов. Некоторые из них были на каталонском языке, а те, что на арабском языке, включали «Книгу о Боге и его собственных бесконечных качествах» , «Книгу о добре и зле» , «Книгу об участии христиан и мусульман» , «Книгу о великом изобретении» , «Книгу о великой свободе действий» , «Искусство планирования» и «Книгу о великом изобретении». о Боге и мире . В 1315 году Луллий привез в Тунис одного из своих учеников, Симона де Пучсерда. Этот монах перевел на латынь около пятнадцати уже написанных Луллием эссе, некоторые из которых были посвящены «очень мудрому» Абу Яхье Закарии аль-Лихьяни и его мудрым священнослужителям. [9]
Отречение и преемственность
[ редактировать ]На протяжении большей части правления аль-Лихьяни Абу Бакр, султан Беджайи, продолжал свои атаки с запада. Поэтому в 1316 году он начал готовиться к отказу от власти. Он, очевидно, восхищался Абу Бакром и считал его возможное восхождение в Тунисе неизбежным. Поэтому Аль-Лихьяни собрал все ценные вещи, которые мог, и продал их. Среди этих предметов была знаменитая библиотека Абу Закарии, основателя династии Хафсидов. Таким образом он собрал 2000 фунтов золота и достаточно крупных жемчуга и рубинов, чтобы наполнить два больших мешка. [4]
В марте 1317 года он объявил, что отправляется в тур по провинциям, и покинул столицу. На самом деле он направился прямо к Габесу . Когда лидеры армии в Тунисе сообщили, что Абу Бакр продвигается, аль-Лихьяни ответил: «У вас есть деньги и войска; Я одобряю все, что вы можете сделать». После отъезда аль-Лихьяни из Туниса его сын Абу Дарба Мухаммад аль-Мустансир ( араб . أبو ضربة محمد المستنصر ) был освобожден из тюрьмы и провозглашен халифом. Ему удалось продержаться у власти только девять месяцев в 1317–1318 годах, прежде чем он был вынужден бежать, когда Абу Бакр вошел в Тунис. Он пытался собрать свои силы в Махдии и обратился за помощью к Заянидам Тлемсена , но в конце концов ему пришлось снова бежать. Он нашел убежище в Тлемсене, где и умер в 1323 году. Сам Аль-Лихьяни удалился сначала в Триполи, а когда его сын был вынужден покинуть Махдию, он сел на корабль, предоставленный Фридрихом III Сицилийским , и отправился в изгнание в Александрию . Там, по словам Ибн Халдуна , он прожил зажиточно и комфортно последнее десятилетие своей жизни, умерев в 1326 году. [4] [10] : 143
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Илахиане, Сайн (2006). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Лэнхэм Мэриленд: The Scarecrow Press. п. 156. ИСБН 978-0-8108-5452-9 . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Музаффар Хусейн Сайед; Сайед Сауд Ахтар; Б.Д. Усмани (14 сентября 2011 г.). Краткая история ислама . Vij Books India Pvt Ltd. с. 148. ИСБН 978-93-82573-47-0 . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Джамиль М. Абун-Наср; Абун-Наср, Джамиль Мири Абун-Наср (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. стр. 125–. ISBN 978-0-521-33767-0 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Лоуэр, Майкл (2009). «Ибн аль-Лихьяни: султан Туниса и потенциальный обращенный в христианство (1311–1818 гг.)» (PDF) . Исторический обзор Средиземноморья . 24 (1): 17–27. дои : 10.1080/09518960903000744 . S2CID 161432419 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Джон Франс (20 октября 2016 г.). Журнал средневековой военной истории . Бойделл и Брюэр. п. 117. ИСБН 978-1-78327-130-6 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Хиллгарт, Дж. Н. (1971). Рамон Луллий и луллизм во Франции четырнадцатого века . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 27.
- ^ Руис, Хосеп Мария; Солер, Альберт (2008). «Рамон Луллий в его историческом контексте» . Каталонский исторический обзор . 1 (1): 56. дои : 10.2436/20.1000.01.4 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Себастьян Гарсиас Палу (1977). Мирамар Рамона Луллия . Провинциальный совет Балеарских островов. п. 256. ИСБН 978-84-600-1020-3 . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Бенамамуш, Фатма. «Рамон Луллий и его исламское предприятие» (PDF) . Европейский институт редактирования . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Бруншвиг, Роберт (1940). Восточная Берберия при Хафсидах . Адриенн-Мезоннёв . Проверено 1 января 2021 г.