школа Малики
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Школа Малики или маликизм ( араб . ٱلْمَذْهَب ٱلْمَالِكِيّ , латинизированный : аль-мазхаб аль-малики ) — одна из четырех основных школ исламской юриспруденции в рамках суннитского ислама . [1] Он был основан Маликом ибн Анасом в 8 веке. Школа юриспруденции Малики опирается на Коран и хадисы в качестве первоисточников. В отличие от других исламских фикхов, маликитский фикх также считает согласие жителей Медины действительным источником исламского права . [2]
Школа Малики — одна из крупнейших групп мусульман-суннитов, сравнимая по количеству приверженцев с шафиитским мазхабом, но уступающая ханафитскому мазхабу. [3] [4] Шариат, основанный на маликитском фикхе , преимущественно распространен в Северной Африке (за исключением северного и восточного Египта), Западной Африке , Чаде , Судане , Кувейте , Бахрейне , [5] Катар , [6] в эмирате Дубай ( ОАЭ ) и в северо-восточной части Саудовской Аравии . [3]
В средневековую эпоху школа Малики также была обнаружена в некоторых частях Европы, находившихся под властью ислама , особенно в исламской Испании и Сицилийском эмирате . [7] Крупный исторический центр учения Малики с 9 по 11 века находился в мечети Укбы в Тунисе. [8] [9]
называют маликитом , маликитом или маликистом ( араб . к , школе Малики , принадлежит Того кто
История
[ редактировать ]
Хотя Малик ибн Анас сам был уроженцем Медины, его школа столкнулась с жесткой конкуренцией за последователей на мусульманском востоке: школы Шафиитов , Ханбали и Захири пользовались большим успехом, чем школа Малика. [10] Однако в конечном итоге именно ханафитская школа заслужила официальную поддержку правительства Аббасидов .
Имам Малик (который был учителем Имама Аш-Шафии , [11] [12] : 121 который, в свою очередь, был учителем имама Ахмада ибн Ханбала ) был учеником имама Джафара ас-Садика ( потомка исламского пророка Мухаммеда и 6-го шиитского имама ), как и имама Абу Ханифы . Таким образом, все четыре великих имама суннитского фикха прямо или косвенно связаны с Джафаром. [13]
Маликиты добились значительно большего успеха в Африке, а также некоторое время в Испании и Сицилии. При Омейядах и их остатках школа Малики была провозглашена официальным сводом законов штата, а судьи Малики имели полную свободу действий в отношении религиозных обрядов; взамен ожидалось, что Маликиты поддержат и узаконят право правительства на власть. [14] Это господство в испанской Андалусии от Омейядов до Альморавидов продолжалось, при этом в исламском праве в регионе доминировали мнения Малика и его учеников. Сунна , или пророческая традиция в исламе, играли меньшую роль , и хадисы поскольку юристы Малики относились к обоим с подозрением, и лишь немногие хорошо разбирались в них. [15] Альморавиды в конечном итоге уступили место Альмохадам , в которых преобладали Захири, после чего к Маликису время от времени относились терпимо, но он терял официальную благосклонность. После Реконкисты Пиренейский полуостров был полностью потерян для мусульман. [ нужна ссылка ]
Хотя Аль-Андалус в конечном итоге был потерян, Малики удалось сохранить свое господство на всей территории Северной и Западной Африки и по сей день. Кроме того, эта школа традиционно является предпочтительной школой в небольших арабских государствах Персидского залива (Бахрейн, Кувейт и Катар). [16] страны Хотя большая часть Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии следует законам Ханбали, восточная провинция на протяжении веков была известна как оплот Малики. [3]
Первоначально Маликис был враждебен некоторым мистическим практикам, но со временем научился сосуществовать с суфийскими обычаями, поскольку последние получили широкое распространение по всей Северной и Западной Африке. Многие мусульмане теперь придерживаются как закона Малики, так и суфийского ордена. [17]
Принципы
[ редактировать ]Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
школы Малики Источники шариата иерархически распределены по следующему приоритету: Коран и затем широко распространенные хадисы (высказывания, обычаи и действия Мухаммеда); «Амаль (обычаи и обычаи жителей Медины), за которым следует Ахад Хадис, а затем следует согласие сахабов ( сподвижников Мухаммада), затем индивидуальное мнение сахабов , Кияс ( аналогия), Истислах (интересы и благополучие) ислама и мусульман) и, наконец, урф (обычай людей всего мусульманского мира, если он не противоречит иерархически более высоким источникам шариата). [1]
Школа Малики в первую очередь происходит от работ Малика ибн Анаса , особенно имама Муватты Малика , также известного как Аль-Муватта . «Муватта» опирается на «Сахих хадисы» , включает комментарии Малика ибн Анаса, но она настолько полна, что в школе Малики считается сама по себе достоверным хадисом. [2] Малик включил обычаи жителей Медины и то, где эти обычаи соответствуют или противоречат сообщаемым хадисам. Это связано с тем, что Малик считал практику Медины (первые три поколения) лучшим доказательством «живой» сунны , чем отдельные, хотя и достоверные хадисы. Малик особенно скрупулезно относился к проверке подлинности своих источников, когда он обращался к ним, а также к своему сравнительно небольшому сборнику хадисов, известному как аль-Муватта (или «Прямой путь»). [2] Пример подхода Малики в использовании мнения сподвижников был записан у Муватты Имама Малика в постановлении дел, касающихся закона о потреблении мяса джейрана . [18] Эта традиция использовалась по мнению Зубайра ибн аль-Аввама . [18] Малик также включил ежедневную практику аз-Зубайра в качестве источника «живой сунны» (живой традиции) в качестве своего руководства по вынесению вердиктов по различным вопросам в соответствии с методом его школы мысли. [19]

Второй источник, «Аль-Мудаввана», представляет собой совместную работу давнего ученика Малика Ибн Касима и его муджтахида ученика- Сахнуна . Мудаввана состоит из заметок Ибн Касима о его занятиях с Маликом и ответов на юридические вопросы, поднятые Сахнуном, в которых Ибн Касим цитирует Малика, а там, где примечаний не было, его собственные юридические рассуждения, основанные на принципах, которые он узнал от Малика. . Эти две книги, то есть «Муватта» и «Мудаввана», наряду с другими основными книгами, взятыми у других выдающихся учеников Малика, войдут в « Мухтасар Халил» , который станет основой для более позднего маликитского мазхаба.
Школа Малики наиболее тесно связана с ханафитской школой, различаясь по степени, а не по виду. [21] Однако, в отличие от ханафитской школы, школа Малики не придает такого большого значения аналогиям, а основывает свои решения на прагматизме, используя принципы истислаха (общественного интереса) везде, где Коран и достоверные хадисы не дают явных указаний. [21]
Заметные отличия от других школ
[ редактировать ]Школа Малики отличается от других суннитских юридических школ, прежде всего, источниками, которые она использует для выработки решений. Как и все суннитские школы шариата, школа Малики использует Коран в качестве основного источника, за которым следуют высказывания, обычаи/традиции и практики Мухаммеда , передаваемые в виде хадисов. В школе Малики эта традиция включает не только то, что записано в хадисах, но и юридические постановления четырех праведных халифов , особенно Умара .
Сам Малик бин Анас также принял обязательный консенсус и аналогичные рассуждения вместе с большинством суннитских юристов, хотя и с условиями. Консенсус считался действительным источником права только в том случае, если он был получен от первого поколения мусульман в целом или от первого, второго или третьего поколений из Медины, в то время как аналогия считалась действительной только в качестве крайней меры, когда ответ не был получен. нашел в других источниках. [22] [23]
Известные Малики
[ редактировать ]- Ибн Абд аль-Хакам (ум. 829), один из египетских ученых, развивших школу Малики в Египте. [24]
- Асбах ибн аль-Фарадж (ум. 840), египетский ученый [25]
- Яхья аль-Лайти (ум. 848), андалузский ученый, представил школу Малики в Аль-Андалусе.
- Сахнун (160/776–77 хиджры – 240/854–55 хиджры), суннитский юрист и автор « Мудаввана» , одного из самых важных трудов по маликитскому праву.
- Ибн Аби Зайд (310/922–386/996), тунисский суннитский юрист и автор « Рисалы» , стандартного труда в маликитском праве.
- Юсуф ибн Абд аль-Барр (978–1071), андалузский ученый
- Ибн Ташфин (1061–1106), один из видных лидеров династии Альморавидов.
- Кади Айяд (ум. 1149), великий имам и кади в юриспруденции Малики.
- Ибн Рушд ( Аверроэс ) (1126–1198), философ и учёный.
- Аль-Куртуби (1214–1273)
- Шихаб ад-Дин аль-Карафи (1228–1285), марокканский юрист и писатель, живший в Египте.
- Халил ибн Исхак аль-Джунди (ок. 1365 г. ), египетский юрист, автор Мухтасара
- Ибн Баттута (24 февраля 1304–1377), мореплаватель.
- Ибн Халдун (1332/732–1406/808 хиджры), учёный, историк и автор Мукаддимы .
- Абу Исхак аль-Шатиби (ум. 1388), известный андалузский юрист Малики
- Сиди Бушаки (ум. 1453), известный алжирский юрист Малики.
- Сиди Абд ар-Рахман аль-Таалиби (ум. 1479), известный алжирский юрист Малики
Современные Маликис
[ редактировать ]- Усман дан Фодио (1754–1817), основатель халифата Сокото.
- Эль Хадж Умар Талл (1794–1864), основатель Империи Тукулер.
- Эмир Абделькадер (1808–1883), алжирский суфий и политик, религиозный и военный лидер, возглавивший борьбу против французского колониального вторжения.
- Ахмад аль-Алави (1869–1934), алжирский суфийский лидер
- Омар Мухтар (1862–1931), лидер ливийского сопротивления.
- Мухаммад ибн Абд аль-Карим аль-Хаттаби , лидер марокканского сопротивления
- Абу-Абдулла Аделабу
- Абдалкадир ас-Суфи (1930–2021), шотландский шейх и основатель Всемирного движения Мурабитун.
- Абдуллахи Алию Сумайла
- Ахмед Саад Аль-Ажари , британский исламский ученый, выпускник университета Аль-Азхар. Саад раньше был шафиитом, прежде чем принял школу Малики.
- Мухаммад аль-Тахир ибн Ашур (1879-1973) тунисский исламский ученый и шариатский судья
- Абдуллахи дан Фодио (1766-1829), суфий и брат Усмана дан Фодио
См. также
[ редактировать ]- Очерк ислама
- Глоссарий ислама
- Список исламских ученых
- Семь факихов Медины
- Маликизация Магриба
- Маликизм в Алжире
- Азан
- Исламские взгляды на грех
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамадан, Хишам М. (2006). Понимание исламского права: от классического к современному . Роуман Альтамира . стр. 26–27. ISBN 978-0-7591-0991-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Винсент Дж. Корнелл (2006), Голоса ислама, ISBN 978-0275987336 , стр. 160.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Юриспруденция и право - Ислам , переориентирующий завесу, Университет Северной Каролины (2009 г.)
- ^ Абдулла Саид (2008), Коран: Введение, Routledge, ISBN 978-0415421256 , стр. 16–18
- ^ Ларкин, Барбара (июль 2001 г.). Международная религиозная свобода (2000) . ДИАНА. ISBN 9780756712297 .
- ^ Анищенкова, Валерия (2020). Современная Саудовская Аравия . п. 143. ИСБН 978-1440857058 .
- ^ Бернард Льюис (2001), Мусульманское открытие Европы, WW Нортон, ISBN 978-0393321654 , с. 67
- ↑ Уилфрид Скауэн Блант и Риад Нураллах, Будущее ислама , Routledge, 2002, стр. 199.
- ^ Ира Марвин Лапидус, История исламских обществ , Cambridge University Press, 2002, стр. 308
- ^ Камилла Аданг , Сегодня я усовершенствовала для вас вашу религию: концепция религиозного авторитета Захири , стр. 17. Взято из книги «Выступая за ислам: религиозные власти в мусульманских обществах» . Эд. Гудрун Кремер и Сабина Шмидтке . Лейден : Издательство Brill , 2006.
- ^ Даттон, Ясин , Истоки исламского права: Коран, Муватта и Мадинан Амаль , стр. 16
- ^ Хаддад, Джибрил Ф. (2007). Четыре имама и их школы . Лондон , Великобритания : Мусульманский академический фонд. стр. 121–194.
- ^ «Имам Джафар как Садик» . История ислама . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Марибель Фиерро , Прото-Малики, Малики и реформатские Малики в Аль-Андалусе , стр. 61. Взято из «Исламской школы права: эволюция, передача полномочий и прогресс». Ред. Пери Бирман , Рудольф Питерс и Фрэнк Э. Фогель. Кембридж, Массачусетс , 2005 г.
- ^ Фиерро, «Введение хадисов в Аль-Андалусе (2/8 – 3/9 века)», стр. 68–93. Дер Ислам , том. 66, 1989.
- ^ Мейзел, Себастьян; Шуп, Джон А. (2009). Саудовская Аравия и арабские государства Персидского залива сегодня . Академик Блумсбери. ISBN 9780313344428 . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Филд, Джон Эдвард (2009). Энциклопедия ислама Издательство информационной базы. п. 455. ИСБН 978-1-4381-2696-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ибн Анас (2007 , стр. 368)
- ^ Уиллер (1996 , стр. 28–29)
- ^ Оливер, Роланд Энтони; Оливер, Роланд; Атмор, Энтони (16 августа 2001 г.). Средневековая Африка, 1250-1800 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521793728 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джамал Насир (1990), Исламский закон личного статуса, Brill Academic, ISBN 978-1853332807 , стр. 16–17
- ^ Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс , стр. 32. Чикаго : Издательство Чикагского университета , 2005.
- ^ Рубен Леви , Введение в социологию ислама , стр. 237, 239 и 245. Лондон : Уильямс и Норгейт, 1931–1933.
- ^ Брокопп, Джонатан Э. (1 января 2000 г.). Ранний закон Малики: Ибн Абд аль-Хакам и его основной сборник юридических наук . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11628-3 .
- ^ Тилье, Матье; Вантигем, Наим (13 сентября 2019 г.). «Вновь открытый трактат о египетском маликитском праве: Асбаг бен аль-Фараг (ум. 225/840) и клятва воздержания» (PDF) . Исламское право и общество . 26 (4): 329–373. дои : 10.1163/15685195-00264P01 . ISSN 0928-9380 . S2CID 204381746 .
Цитирование
[ редактировать ]- Ибн Анас, Малик (2007). Муватта Имам Кинг Перевод Муфты Адули. Дар аль-Китоб аль-Ильмия. ISBN 9782745155719 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- Уилер, Брэннон М. (1996). Применение канона в исламе: авторизация и поддержание интерпретативных рассуждений в ханафитских стипендиях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-2395-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чилардо, Агостино (2014), Малики Фикх , в книге «Мухаммед в истории, мысли и культуре: энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией К. Фицпатрика и А. Уокера, Санта-Барбара, ABC-CLIO
- Чуки Эль Хамель (2012), Рабство в школе Малики в Магрибе , в Черном Марокко: История рабства, расы и ислама, Cambridge University Press, ISBN 978-1107025776
- Томас Эйх (2009), Искусственный выкидыш (аборт) в раннем маликитском и ханафитском фикхе , Исламское право и общество, Том. 16, стр. 302–336.
- Янина Сафран (2003), Правила чистоты и конфессиональные границы: дебаты Малики о осквернении христианства , История религий, Vol. 42 № 3, стр. 197–212.
- Ф. Х. Ракстон (1913), Статус новообращенного в законе Малики , Мусульманский мир, Том 3, выпуск 1, стр. 37–40, дои : 10.1111/j.1478-1913.1913.tb00174.x
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Частичный перевод книги Малика Аль-Мувата Университета Южной Калифорнии
- Маликия Буленд Шанай, Ланкастерский университет
- Биографическое резюме имама Малика
- Аль-Рисала Абдуллы ибн Аби Зайда аль-Кайравани, текст Малики X века по исламскому праву, перевод Аиши Бьюли
- Французские переводы различных важных исходных текстов Малики (на французском языке)