Абу Исхак аль-Шатиби
Абу Исхак аль-Шатиби Абу Исхак аль-Шатиби | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 8 Шабана, 790 г. хиджры/1388 г. н. э. |
Религия | ислам |
Область | Аль-Андалус |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Малики [1] |
Крид | Ашари [1] |
Основной интерес(и) | Фикх , Усул аль-Фикх , Хадисы , Тафсир , Арабская грамматика , Лингвистический |
Арабское имя | |
Личное ( Изм ) | Ибрагим |
Отчество ( Насаб ) | ибн Муса ибн Мухаммад |
Текнонимический ( Позор ) | Абу Исхак |
Топонимический ( Нисба ) | аль-Шатиби ; аль-Лаками; аль-Гарнати |
Абу Исхак Ибрагим ибн Муса аш-Шатиби (720–790 г.х./1320–1388 гг. н.э.) был андалузским ученым- суннитом исламским . [2] В свое время он считался одним из ведущих юристов и теоретиков права в Малики школе юридической . [3] Он хорошо разбирался в науке хадисов и Корана интерпретации . Он был выдающимся грамматистом , лингвистом и литературным деятелем . Его считали величайшим ученым Аль-Андалуса своего времени и одной из самых влиятельных фигур школы Малики. [4] [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Точных данных о году рождения имама нет. Однако считается, что существует диапазон от 720H/1320CE до 730H/1330CE. Он родился в скромной и бедной семье в городе Гранада был столицей королевства Насри во времена правления султана Мухаммеда Валь-Гани Биллаха . , который в то время [4]
Образование
[ редактировать ]Он никогда не выезжал за пределы Гранады ни для учебы, ни для хаджа . Он учился у лучших интеллектуалов Гранады, овладевая различными дисциплинами знаний того периода. Аль-Шатиби специализировался на толковании Корана ( тафсир ), пророческих традициях ( хадисах ), исламской юриспруденции ( фикх ), принципах исламской юриспруденции ( усул аль-фикх ), арабском языке и грамматике , а также трактатах по медицине и истории . Его юность совпала с царствованием Насри. Благодаря своему росту и богатству Гранада стала популярным местом для ученых со всей Северной Африки. Величайшие ученые эпохи аш-Шатиби, такие как Ибн Халдун и Ибн аль-Хатиб , либо были связаны с двором Насри, либо посещали Гранаду. В результате город превратился в важный центр обучения. [6]
Учителя
[ редактировать ]Как было принято в то время, аль-Шатиби получил раннее образование в области арабского языка, грамматики и литературы . Абу Абдулла Мухаммад аль-Бири (ум. 754 г. по хиджре/1353 г. н.э.), прозванный в Андалусии «учителем грамматики» ( шейх ан-Нухат ), был его первым учителем арабского языка и грамматики. После кончины аль-Бири Шатиби завершил изучение арабского языка и грамматики у Абу аль-Касима аль-Шарифа ас-Сибти (ум. 760 г. по хиджре/1358 г. н.э.). Величие ас-Сибти в арабском языке и грамматике принесло ему титул «Носителя знамени риторики». Его также высоко ценил ат-Тимбукти , который называл его «Раис аль-Улум аль-Лисания» ( «Король лингвистики »). [6]
Аль-Шатиби учился фикху у известного андалузского юриста Абу Саида ибн Любба, который был хатибом (проповедником) и муфтием Гранады . Своим образованием по фикху он во многом был обязан своему наставнику Ибн Люббу, хотя позже они спорили по ряду различных тем. [6]
Правитель Марини султан Абу Инан Фарис назначил Абу Абдуллу аль-Маккари главным кади (судьей), что сделало его самым известным учеником аль-Шатиби. В 757 г. по хиджре/1356 г. султан отправил его в дипломатическую поездку в Гранаду; однако позже султан Насри заключил его в тюрьму и депортировал обратно в Фес . Там его судили и признали виновным. Аль-Маккари получил титул «мухаккик» из-за его выдающегося положения в маликитском фикхе. Он также писал о тасаввуфе , арабской грамматике и усул аль-фикхе. Кроме того, он познакомил аль-Шатиби с суфийским орденом. [6]
Аль-Шатиби обязан двумя выдающимися учеными своим пониманием рациональных наук, или улум аль-аклия. взгляды первого Первым среди них был Абу Али Мансур аз-Завави, оказавший влияние на богословские и философские . Он проживал в Гранаде с 753 г. по хиджру 1352 г. по 765 г. хиджры / 1363 г. н. э., прежде чем был изгнан. Второй из них, Абу Абдулла аш-Шариф ат-Тилмисани (ум. 771 г. по хиджре/1369 г. н. э.), считался современниками «Самым знающим человеком» и приобрел статус муджтахида . Одна из его величайших работ в области Усул аль-Фикха – «Мифтах аль-Усул иля Бина аль-Фуру''ала аль-Усул», или «Ключ к построению ветвей на корнях исламской юриспруденции». [6]
Другими инструкторами, чьи записи были включены в биографию имама, являются Абу Абдулла из Валенсии, Абу Джафар аль-Шакури из Гранады и Ибн Марзук аль-Хатиб аль-Тилмисани. Утверждается, что последний считался шейхом ислама своей эпохи. Под опекой известного ученого своего времени аль-Шатиби изучал Аль-Муватту имама Малика и Сахих аль-Бухари . [6]
Студенты
[ редактировать ]Мы мало что знаем об педагогической карьере имама, поскольку его биография не была тщательно задокументирована. Однако аль-Тимбукти упомянул троих своих учеников. Самыми известными были два брата, Абу Бакр ибн Асим и Абу Яхья ибн Асим. Позже последний был назначен главой кади Гранады и известен своим «Тухфат аль-Хуккам» («Дар правителям») — сборником правил, составленным для судей Гранады. На поле боя погиб его брат Абу Яхья. Абу Абдулла аль-Баяни был третьим учеником Имама. [7]
Еще двое учеников Имама были названы Абул-Аджфаном: Абу Джафар аль-Касар и Абу Абдулла аль-Маджари, написавшие первую биографию Имама, о которой мы уже говорили. [7]
Смерть
[ редактировать ]8 Шаабана 790 г. по хиджре/1388 г. н. э. этот выдающийся междисциплинарный имам Аль-Андалуса четырнадцатого века ушел из этой жизни. Эту дату подтвердил один из самых известных учеников Имама, Абу Яхья ибн Асим, в своей книге «Найл аль-Муна», сокращенной версии «Аль-Мувафакат». Стих гласит: «Пока его жизнь не подошла к концу в девяносто семисотом году». [8]
Наследие
[ редактировать ]в значительной степени полагаются одним из немногих классических юристов, на которого современные авторы в области усул аль-фикха Имам аш-Шатиби является . Его теории макасид аш-шариата и маслаха широко изучаются и часто упоминаются при создании современных законов и в поисках концепций для более широкой программы цивилизационного обновления. В основном это связано с тем, что эти убеждения были развиты в ответ на проблемы, трудности и социальные сдвиги его периода, который был чрезвычайно богатым и процветающим Аль-Андалусом. [8]
Рашид Рида и другие современные ученые считали его одним из « муджаддидов » восьмого и четырнадцатого веков, или религиозных возрожденцев века, наравне с Ибн Халдуном . В том же духе Абд аль-Мутаал ас-Саиди (ум. 1386 г. по хиджре/1966 г. н. э.) выразил свое мнение, добавив, что имам аш-Шафии и аш-Шатиби имеют одинаковый ранг с точки зрения значимости. [8]
Работает
[ редактировать ]Лишь в девятнадцатом веке произведения Имама аш-Шатиби стали почти неизвестными в современном мире. В 1884 году Тунис опубликовал первое издание своего шедевра «Аль-Мувафакат». До этого его биография была мало понятна. Известные сочинения Имама были признаны шедеврами современной исламской правовой системы. На данный момент биографии Имама аш-Шатиби задокументировали следующие трактаты, которые в основном относятся к области арабской грамматики и фикха: [9]
- Аль-Мувафакат («Согласование основ исламского права») считается его величайшей работой и его выдающимся произведением . За этот шедевр современные писатели по усул аль-фикху во многом обязаны ему. Особое внимание уделяется понятиям маслах (общественный интерес/благосостояние) и макасид аш-шариат (высшие цели шариата), которые часто упоминаются в современных исламских правовых теориях, в первую очередь основанных на работах аш-Шатиби. Здесь аш-Шатиби придерживался ханафитской методологии извлечения правил и принципов из Корана и Сунны (тарикат аль-ханафийин, или метод правоведов). Применив эту технику, он обнаружил, что фундаментальной идеей всех постановлений шариата является маслах. Кроме того, он был одним из немногих ученых Малики, которые объединили ханафитскую школу с учениями школы Малики.
- Китаб аль-Итисам («Книга приверженности»): часто известная как Книга приверженности, является одной из самых известных книг Имама аль-Шатиби. Темой двухтомного труда является бидаа , или ядовитое нововведение, которое имам решительно осудил. Кроме того, здесь он проводит различие между маслах мурсала (общественный интерес), истихсан (правовой выбор) и бидаа. Аль-Шатиби приходит к выводу, что подобным отклонениям в исламских правовых традициях обычно способствуют две вещи: непонимание арабского языка и его внутреннего значения в религиозной литературе, а также непонимание целей и задач исламского права. Шариат. Бидаа привел к ересям и отклонениям в исламских правовых традициях. Мухаммад Рашид Рида представил аль-Шатиби и его сочинения в своем «Аль-Манаре», часто называя аль-Шатиби « воином против бидаа ».
- Шарх Ала аль-Хуласа фи ан-Нахв («Пояснение к краткому изложению арабской грамматики»), это четырехтомный комментарий к Ибн Малика книге « Аль Хуласа аль-Альфия» . Аль-Тимбукти считает это « беспрецедентной работой по арабской грамматике!» »
- «Унван аль-Иттифак фи 'Илм аль-Иштикак («Обращение к соглашению в науке о деривации»), это книга по арабской морфологии .
- Китаб Усул ан-Нахв («Принципы арабской грамматики»), обе вышеупомянутые книги посвящены арабской грамматике, о которой Имам аш-Шатиби также упомянул в своем Шарх Ала аль-Хуласа фи ан-Нахв. Однако аль-Тимбукти упомянул, что аш-Шатиби уничтожил эти произведения при жизни по причинам, не описанным его биографами.
- Китаб аль-Маджалис , это комментарий к главе о продаже (бую') Сахих аль-Бухари .
- Аль-Ифадат валь-Иншадат (Свидетельства и чтения): трактат по арабской литературе под редакцией Абула Аджфана и опубликованный в Бейруте в 1983 году.
- Фатава («Юридические вердикты»), несколько фетв, представленных аль-Шатиби, в конечном итоге были собраны Абулем Аджфаном, несмотря на то, что он не составил и не объединил их в единый том. Он содержит шестьдесят фетв, охватывающих такие темы, как намаз, иджтихад, закят, обеты, резня, наказания, наследование, творчество и так далее.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Мохамед Бентаджа, доктор (2022 г.). Доктрина ашаритов с точки зрения современной исламской мысли: от применения к цивилизационной эффективности . Дар аль-Котоб аль-Ильмия . п. 248. ИСБН 9782745160164 .
Аль-Шатиби аль-Гарнати аль-Ашари аль-Малики (ум. 790 г. хиджры)
- ^ Доктор Ахмад Райсуни, Теория имама Шатиби о высших целях и намерениях исламского права, перевод Нэнси Робертс , издателя IIIT. стр.74.
- ^ Нецва Б. Казимов, Фатхи Малкави, Мохамад Фаузан Нордин, Имад-ад-Дин Ахмад, Гленн Э. Перри, Пернилле Айронсайд. Американский журнал исламских социальных наук . Том. 20. Международный институт исламской мысли (IIIT). п. 166.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тауфик Аль-Мубарак 2015 , с. 1
- ^ «Жизнеописание Абу Исхака аль-Шатиби» . islamonline.net (на арабском языке). 17 октября 2023 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тауфик Аль-Мубарак 2015 , с. 2
- ^ Jump up to: а б Тауфик Аль-Мубарак 2015 , с. 3
- ^ Jump up to: а б с Тауфик Аль-Мубарак 2015 , с. 6
- ^ Тауфик Аль-Мубарак 2015 , с. 4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мухаммад Халид Масуд, Исламская юридическая философия: исследование жизни и мыслей Абу Исхака аль-Шатиби , Университет Макгилла, 1977 г.
- Доктор Ахмад Райсуни, «Теория высших целей и намерений исламского права» имама Шатиби в переводе Нэнси Робертс , издателя IIIT.
- Ваэль Б. Халлак, История исламских правовых теорий , Кембридж, 1997, гл. 5.
- Центр Шатиби, Жизнь Аль-Имама Аш-Шатиби , shatibionline.com
Источник
[ редактировать ]Тауфик Аль-Мубарак (январь 2015 г.). Имам аль-Шатиби: главный архитектор Макасида (PDF) . Швейцария : Международная ассоциация органов страхового надзора . п. 1-6.