Jump to content

Абдуллахи, сын Фодио

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Абдулла, сын Фодио
Абдулла бин Фуди
  • Мистер
  • Король Гванду
Эмир Гванду
Царствование 1812–1828
Предшественник Позиция создана
Преемник Мухаммад Вани
Великий визирь Сокото
В офисе 1805 – 22 апреля 1817 г.
Предшественник Позиция создана
Преемник Гидадо, сын Лаймы
Рожденный Абдулла б. Мохаммед
5 ноября ок. 1766 (1180 г.х. )
Маганими, Гобир (современная Нигерия )
Умер 8 июля 1829 г. ( 1829-07-08 ) (62 года)
Похороны
Жены
  • тетя Хава
  • Есть
  • Дженн
  • Фатима
Проблема 21 ребенок, в том числе:
Название храма
Хуббаре Абдуллахи (Могила Абдуллахи) в Гванду , штат Кебби
Семья Фодиава
Отец г-н Мухаммад Фодио
Мать Хава бнт Мухаммад
Арабское имя
Отчество ( Насаб ) Абдулла б. Мухаммад б. Усман б. Салих б. Харун б. Гурдо б. Джаббо б. Мухаммад Самбо б. Айюб б. Масиран б. Буба Баба б. Муса Яколло
Персональный
Религия ислам
Номинал сунниты
Юриспруденция Малики
Крид Ашари
Тарикат Кадир

Абдулла сын Фодио произношение ( арабский : عبد الله بن فودي , латинизированный : Абдаллах ибн Фуди 1766–1828), был выдающимся исламским ученым , юристом , поэтом и теологом , а также первым эмиром Гванду ; ок . (годы правления 1812–1828) и первым великим Визирь Сокото . Его брат Усман дан Фодио (1754–1817) был основателем халифата Сокото . Усман, будучи скорее учёным, чем политиком, делегировал практическое регентство западной части своей империи Абдуллахи, а восточной части — своему сыну Мухаммеду Белло , который позже стал султаном Сокото после своего отца. [1]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Абдуллахи родился в 1766 году в небольшой деревне Маганими. В отличие от своего брата и других членов его семьи, которые имели «худое телосложение» и более светлую кожу, его описывали как «высокого, толстого и черного». [2] : 21  Его отцу, Мухаммаду бин Усману, дали прозвище Фодуйе (позже Фодио), что означало учёный или знающий человек в родном Фульфульде . Прозвище происходит от арабского слова Faqīh, что означает юрист. Он принадлежал к клану Торонкава («Тородбе» в Фульфульде), известному своими богатыми традициями исламской науки в западном Судане . Одиннадцатый предок Абдуллахи, Муса Джаколло , был родом из Фута Торо как Тородбе Фула и, как полагают, возглавил первоначальную группу поселенцев Фулани в Хаусаленд , особенно в Бирнин Квонни . Его мать, Хаува, происходила из рода известных литературоведов. Ее бабушка по материнской линии, Рукайя бин Алим, пользовалась большим уважением как аскета и ученый. Она получила признание за свою работу «Алькарим Якбал» , которая высоко ценилась среди исламских ученых в 18 и 19 веках. Отец Хаувы, Мухаммад бин Усман бин Хамм, превзошел даже славу и уважение, оказанные Рукайе. Его провозглашали самым образованным священнослужителем Фулани своей эпохи. [2] [3]

Считается, что Хаува является прямым потомком исламского пророка Мухаммеда, поскольку она произошла от Молая Идриса I , первого эмира Марокко . [4] [5] : 4  Абдуллахи также утверждал, что торонкава фульбе произошли от одного Укбы. Однако его племянник Мухаммад Белло указал, что он не уверен, был ли это Укба ибн Нафи , Укба ибн Ясир или Укба ибн Амир . [6]

Раннее образование

[ редактировать ]

Первым известным учителем Абдуллахи была его мать Хаува, которая научила его основам ислама. [7] Когда он повзрослел, его отец стал его основным исламским учителем. Вполне вероятно, что формальное изучение ислама Абдуллахи началось примерно в 5-летнем возрасте, а к 13 годам он уже выучил Коран наизусть . [6] : 37  [2] : 6 

Впоследствии его старший брат Усман взял на себя роль его учителя, обучая более продвинутым предметам ислама, таким как Таухид , суфизм и мантик . Усман также познакомил его с исламской поэзией , включая такие произведения, как Муаллаката стихи , которые оказали значительное влияние на более поздние произведения Абдуллахи. Кроме того, Усман сосредоточился на преподавании шариата или исламского права , уделяя особое внимание школе Малики . Вместе они изучали основные тексты школы, такие как «Мухтасар аль-Ахдари» аль -Ахдари и «Ар-Рисала» . Абдуллахи изучил арабскую грамматику по работам Ибн Аджуррума и другим работам, таким как «Катр ан-нада» и «Шудхур ад-Захаб», авторами которых является ибн Хишам . [8] : 162  Усман также познакомил Абдуллахи с элементарной арифметикой. [9]

Среди более поздних учителей Абдуллахи были его дяди Мухаммад ибн Раджи, Абдулла ибн Мухаммад Танбу и другие учёные до Сокото , такие как Мухаммад аль-Фирабри, Мухаммад аль-Буттуга, Махмуд Базанфаре, Мухаммад аль-Магури и аль-Хадж Джибрин ибн Умар . который был влиятельным ученым из Агадеса . [2] [6] Позже он сам стал наставником, и среди его учеников были его племянник Мухаммад Белло , аль-Мустафа б. Мухаммад, отец шейха Абд аль-Кадира дан Тафа , и Модиббо Раджи , сыгравших значительную роль в формировании исламской научной традиции в Адамаве . [10] [11] : 86 

Проповеднические туры

[ редактировать ]

Начиная с 12-летнего возраста, Абдуллахи сопровождал своего брата Усмана в проповеднических поездках по Хаусаленду . Проповеди Усмана в первую очередь были направлены против религиозных практик, которые, по его мнению, отклонялись от чистого учения ислама . В этот период традиционные религиозные обычаи часто переплетались с исламскими верованиями в регионе. Усман произносил свои проповеди как на хауса , так и на фульфульде , иногда используя поэзию как средство общения. Первый проповеднический опыт Абдуллахи состоялся в Дегеле , его родном городе. Его первая поездка за пределы Гобира была в соседнее королевство Кебби , где он снова сопровождал своего брата. Этот конкретный тур принес им некоторое признание, поскольку по возвращении в Дегель они начали принимать посетителей из разных частей Хаусаленда , которые хотели послушать их проповеди. С каждым туром их слава росла. [6] : 40–48  [5]

Эта вновь обретенная известность предоставила Усману значительную мобильность и возможности, в том числе возможность проповедовать даже при дворах королей. Один примечательный случай произошел в 1786 году, когда они посетили Саркин Гобира , Бава, в его королевском дворце, расположенном в Алкалаве . Усман произнес проповедь Баве, подчеркнув важность практики чистой формы ислама , как учит Коран и учение Мухаммеда . [12]

Гастроли двух братьев часто привлекали внимание как мужчин, так и женщин. В то время эта практика считалась радикальной, поскольку считалось, что мужчинам и женщинам не следует смешиваться в общественных собраниях. Во время одной из поездок в Дауру в 1786 году уважаемый ученый- борну по имени аль-Мустафа Гвани выразил критику в адрес братьев, осудив их инклюзивный подход и назвав его неисламским. В ответ на стихотворение Гвани Усман поручил Абдуллахи, которому в то время было около 20 лет, сочинить стихотворение в опровержение. В ответе Абдуллахи он подчеркнул важность распространения основных учений ислама в массы любыми необходимыми средствами, даже если это означает смешение полов в собраниях. Он критиковал своих современников, поскольку считал, что они проявляют безразличие к предполагаемому ухудшению состояния ислама в Хаусаленде . [6] : 40–48  [11]

Сокото Революция

[ редактировать ]

До джихада

[ редактировать ]

Абдуллахи и Усман сделали Дегеля своей основной базой, а Усман накопил значительное количество последователей, что дало ему значительное влияние в Гобире . Правитель Гобира в то время, Бава, оказался в деликатной ситуации, пытаясь ориентироваться в интересах растущего мусульманского населения, одновременно умиротворяя приверженцев Мбории , традиционной религии хаусава . [5] : 7–8 

Усман продолжил свою проповедь в Гобире , привлекая еще большее число последователей, что вызвало у Бавы все большее беспокойство. Однако в 1794–1795 годах Бава скончался, и его сын Нафата сменил его на посту Саркина Гобира. Нафата быстро принял меры по подавлению растущей мусульманской общины в Гобире . Он запретил кому-либо, кроме Шеху Усмана , проповедовать об исламе, а также ввел запрет на обращение в религию, отличную от религии своих родителей. Кроме того, Нафата заставил новообращенных мусульман отказаться от своей вновь обретенной веры и вернуться к религии своих предков. Кроме того, он издал указ, запрещающий женщинам носить хиджабы и никабы. Однако правление Нафаты было недолгим, так как он скончался в 1798 году. [6] : 45–46  [5] : 7–12 

Карта халифата Сокото, нарисованная Мухаммедом Белло

После Юнфа правления Нафаты его сын был назначен создателями королей Саркином Гобиром. Юнфа был учеником Усмана, и считалось, что Шеху помог ему взойти на трон, оказав свое влияние. Первоначально у Юнфа и Шеху были хорошие отношения из-за их предыдущих связей, но вскоре возникла напряженность. Растущее влияние Шеху в Гобире начало соперничать с влиянием самого Юнфы. Более того, некоторые из последователей Усмана, в том числе Абдуллахи, питали недоверие к Юнфе, считая, что под давлением он ведет себя так же, как и его предшественники. Эти последователи желали джихада внутри Гобира и активно стремились спровоцировать такой ответ. Одним из известных последователей был Абд аль-Салам , ученый хауса , который несколько десятилетий спустя восстал против халифата Сокото . Абд аль-Салам вместе со своей небольшой группой учеников разыскивался для ареста в Гобире из-за его провокаций во время правления Нафаты. В конце концов они бежали из Гобира в Гимбану в Кебби . Когда Юнфа вступил на престол, он приказал Усману написать письмо с приказом Абд аль-Саламу вернуться. Однако Шеху отказался выполнить это требование, что еще больше обострило напряженность между ним и Юнфой. [6] : 47  [5] : 12–15 

Юнфа отправил экспедицию в Гимбану с намерением захватить Абд аль-Салама. Однако ему удалось избежать плена, найдя убежище в расположенной неподалеку крепости Фулани . Силы Гобира взяли в плен нескольких мусульманских пленных после рейда на Гимбану. Когда силы Гобира возвращались в Алкалаву , они столкнулись с последователями Усмана, которые узнали о захваченных пленных и требовали их освобождения. В результате заключенные были освобождены в ответ на требования. Усман разозлился на Абдуллахи, когда обнаружил, что тот организовал инцидент без его ведома и согласия. В ответ на это Юнфа приказал Усману и его семье покинуть Гобир. Шеху отказался от этого приказа, предпочтя остаться в Дегеле. Однако его последователи были готовы покинуть Гобир и совершить хиджру объявив тем самым джихад Гобиру , . [6] : 47–48  [5] : 12–16 

Абдуллахи присоединился к хиджре из Гобира. Они поселились в Гуду в 1804 году, надеясь спастись от Юнфы. Юнфа, однако, часто отправлял в Гуду рейдеров, чтобы украсть припасы, что привело к многочисленным жертвам среди мусульман. В этих сложных обстоятельствах Абдуллахи вместе с другими высокопоставленными мусульманскими последователями участвовал в дискуссиях и консультациях. Признавая необходимость лидера, который бы направлял их в трудные времена, был выдвинут Шеху. Однако Усман отказался от руководящей должности, посчитав себя слишком старым, чтобы вести полноценный джихад. В отсутствие подходящей альтернативы Усман принял назначение на пост Амира аль-Муминина (Повелителя правоверных) и отдал дань уважения сначала Абдуллахи, а затем Мухаммаду Белло . [5] : 23–24 

Озеро Кватто

[ редактировать ]

Первое значимое сражение джихада, известное как Табкин Кватто ( букв. « Битва при Кватто » ), произошло в июне 1804 года. До этого сражения произошло несколько стычек между армиями мусульман и Гобира на окраинах и в долинах, окружающих Гобир. После одной из стычек, в которой мусульмане одержали победу, Юнфа вместе со своей армией двинулся в сторону озера Кватто , чтобы перехватить возвращающуюся мусульманскую армию на обратном пути в Гуду . Юнфа предпочел избежать нападения на них непосредственно в Гуду из-за выгодного положения холмов, окружающих город. По словам Белло , Юнфа имел сотню тяжелой кавалерии, туареги и Гобирава были верхом на лошадях. С другой стороны, мусульманская армия была в меньшинстве и плохо оснащена. У них было мало лошадей, и им приходилось полагаться на луки как на основное оружие. [5] : 24–26 

Дезертиры из армии Юнфы предоставили мусульманам разведданные, предупредив их о готовящейся засаде по возвращении в Гуду. Мусульманская армия под командованием Абдуллахи получила поддержку со стороны сил Конни Фульбе во главе с Али Джедо , а также других хауса и туарегов мусульман . Первоначально армия Юнфы одержала верх в битве. Однако высокий моральный дух мусульман, подогреваемый их стремлением к мученичеству , в конечном итоге переломил ситуацию в их пользу. Мусульмане вышли победителями, и силы Гобиравы были вынуждены отступить. [5] : 26–28  [13] Абдулла описал победу в стихотворении, которое он написал для Шеху Усмана:

...Мы их прогнали среди бела дня,

И у них не было ничего, кроме чащи, чтобы укрыться во тьме ночи.

И их Юнфа присоединился к его полуденным и вечерним молитвам в Риме.

Совершая их знаками, при восходе солнца.

Его армия разбежалась во все стороны.

Ко Дню Собора им не воссоединиться!

Они оставили нам против своей воли свое богатство и своих женщин.

И Бог дает, и удерживает!

И мы — армия, победившая в Исламе,

И мы не гордимся ничем, кроме этого.

Племена ислама – и Тюрубби – наш клан

Наши фулани и наши хауса объединились,

И среди нас, кроме этих, некоторые племена объединились вместе

С помощью божьей религии – заключили союз. [2] : 109–110 

Экспедиция Кебби

[ редактировать ]

После поражения мусульман в битве при Цунтуа в 1804 году партия Шеху оказалась в критическом положении, которое могло привести к скорому прекращению джихада. Они столкнулись с такими проблемами, как нехватка припасов, особенно продуктов питания, и необходимость постоянно находиться в движении. Чтобы решить эти проблемы и обеспечить стабильную базу для своих операций, в феврале 1805 года было принято стратегическое решение покинуть Гобир и продвинуться к Сабон-Гари в Замфаре . Абдуллахи при содействии эмира аль-Джайша Али Джедо было поручено возглавить экспедицию в Кебби , расположенную к югу от Замфары. Основной целью этой экспедиции было обеспечение постоянной базы для мусульманских сил. Кебби, будучи плодородным королевством, предлагал благоприятные условия для сельскохозяйственной деятельности, позволяя выращивать сельскохозяйственные культуры, чтобы поддерживать последователей Усмана и обеспечивать надежный источник пищи для мусульманской общины. [8] : 131–132 

Когда армия Абдуллахи продвигалась к Бирнин-Кебби , столице королевства Кебби , они встретили и захватили несколько крепостей на своем пути. Достигнув города, Абдуллахи отправил послание правителю Кебби Саркину Кебби Мухаммаду Ходи ибн Сулейману с предложением условий мира. Эти условия гарантировали безопасность их жизни и имущества, если они были готовы отказаться от практики, которую Абдуллахи считал «неисламской». После трехдневных переговоров предложение Абдуллахи было в конечном итоге отклонено Саркином Кебби и его сторонниками. В результате завязался бой между силами Абдуллахи и защитниками Бирнин-Кебби . Несмотря на сопротивление защитников города, армии Абдуллахи в конечном итоге удалось захватить Бирнин-Кебби 12 апреля 1805 года. Однако Саркин Кебби, Мухаммад Ходи, сумел бежать из города до его падения. Абдулла назначил Усмана Массу , принца Кебби, который присоединился к джихаду до экспедиции, Саркином Кебби. [8] : 132–134 

После успешной экспедиции Абдуллахи вернулся в Сабон-Гари . В октябре 1805 года община Шеху отправилась в Гванду . Расположенный в ныне умиротворенном эмирате Кебби , город предлагал плодородные земли и ресурсы, которые могли поддержать все сообщество. Возможно, на выбор Гванду повлияло знакомство братьев с этим районом, поскольку они ранее путешествовали по нему во время своих проповеднических туров до начала джихада. [8] : 131–134  [5] : 33–34  [9]

Дезертирство и визит в Кано.

[ редактировать ]

В следующем году мусульманские силы во главе с Мухаммедом Белло , Абдуллахи и Али Джедо потерпели сокрушительное поражение от битве армии Юнфы в при Альвассе , где Абдуллахи потерял многих близких соратников. Однако боевые действия продолжались: экспедиции были отправлены в Яури , Боргу , Денди и Баучи («Баучи» здесь означает территорию немусульман к югу от Сокото , а не эмират Баучи ). В этот период в Кебби вспыхнули восстания, но они были быстро подавлены. после полутора лет относительного мира [5] : 37 

До 1808 года мусульманские войска предприняли три безуспешные кампании с целью захватить Алкалаву , столицу Гобира . Одна из таких кампаний состоялась в 1807 году, во время которой Абдуллахи принял решение оставить армию и отправиться в путешествие в Кано , в конечном итоге намереваясь продолжить путь в Мекку . Уход Абдуллахи из армии и продолжающийся джихад были мотивированы его верой в то, что первоначальная цель джихада, заключавшаяся в возрождении ислама в Хаусаленде , была омрачена материалистическими стремлениями. Его разочарование в направлении джихада было вызвано его восприятием того, что фокус сместился с духовного и религиозного возрождения на более мирские проблемы. Богослов доктор Хамфри Фишер иллюстрирует значение этого отъезда, написав, что «это как если бы министр иностранных дел , находившийся с миссией в Москве , исчез, пересекая Ла-Манш , и вновь появился в Марселе по пути в Иерусалим ». [8] : 172  По поводу своего дезертирства Абдуллахи написал:

Великая мечеть Кано (1962)

Тогда ко мне пришла от Бога внезапная мысль избегать родины и моих братьев и обратиться к лучшему из творений Божиих, чтобы искать одобрения, из-за того, что я видел в меняющихся временах и (моих) братьях. и их склонность к миру, и их ссоры из-за его владения, и его богатства, и его уважения, вместе с тем, что они отказались от содержания мечетей и школ, и других вещей, кроме этого. Я знал, что я худший из них и что то, что я видел от других, меня не остановит. Я посчитал, что бегство возложено на меня, и я оставил войско и занялся своими (делами) и обратился лицом к Востоку, к Избранному – да благословит его Бог и даст ему мир – если Бог облегчит это. [2] : 120–121 

Абдуллахи отправился в свое паломничество в сопровождении пяти товарищей, включая несколько рабов. Через три дня пути они прибыли в город Кано . Однако жители Кано умоляли его остаться и поделиться с ними своим учением вместо того, чтобы продолжать путешествие в Мекку . Абдуллахи решил остаться в Кано. Во время своего пребывания там он написал книгу «Дия аль-хуккам» («Свет законников»). Эта книга посвящена управлению в соответствии с шариатом , подчеркивая применение исламского права в вопросах управления. В нем также рассматривались принципы наследственной системы правления и важность подотчетности тех, кто находится у власти. Помимо своих сочинений, Абдуллахи посвятил себя обучению Корану и предоставлению тафсира во время священного месяца Рамадан в 1807 году. Кроме того, он установил кыблу (направление молитвы) для Великой мечети Кано , которая располагалась недалеко от дворца эмира. . [3] [14] [15]

Падение Алкалавы

[ редактировать ]

В октябре 1807 года Абдуллахи вернулся в Гванду , возобновив участие в джихаде. Впоследствии, осенью 1808 года, Мухаммед Белло в сопровождении Али Джедо возглавил военную кампанию с целью захвата Алкалавы . На этот раз их усилия оказались успешными: 3 октября 1808 года город был захвачен. Во время осады Юнфа был убит, а его мать и жена взяты в плен. Это ознаменовало конец революции Сокото в Хаусаленде. Хотя очаги сопротивления сохранялись по всему Хаусаленду во время существования халифата Сокото , не было значительной силы, способной оспорить власть халифата до прихода британцев столетие спустя. [8] : 136–137 

Король Гванду

[ редактировать ]
Карта Гванду и Сокото с указанием Бодинги и Сифавы. Элизе Реклю (1892 г.)

После захвата Алкалавы Шеху отправил Абдуллахи в успешный поход на Гурма , регион, расположенный за рекой Нигер , и остров Фас. В ходе этой кампании Абдуллахи встретил сопротивление, но сумел добиться победы, что привело к обращению местного населения в ислам. [2]

В последующем 1809–1810 году Усман переехал в Сифаву из Гванду . Он остановился во временном месте, которое его сын Белло город Сокото построил для него, пока строился . Сифава расположен на выдающейся возвышенности, окруженной долинами, которые в конечном итоге ведут к реке Кебби . Хотя он все еще находится на территории Кебби , он расположен вдали от основной долины и вместо этого лежит на пути, соединяющем Сокото с Ябо и Гванду. Этот регион известен как пастбища Суллебава Фульбе . Примерно в двух милях к северу Абдулла основал свою собственную деревню под названием Бодинга . Эта деревня была ближе к Усману, чем к Гванду. Абдуллахи проживал в Бодинге до кончины своего брата, после чего переехал в Гванду. [5] : 40–42 

В 1812 году Шеху организовал администрацию для управления территориями, находившимися под контролем халифата Сокото . До этого момента Абдуллахи служил вазири ( великим визирем) Шеху, в то время как Белло занимал должность визиря , а Али Джедо исполнял обязанности эмира аль-Джайша (верховного главнокомандующего армией). В рамках административной организации земля была разделена на четыре региона, каждый из которых находился под контролем одной из ключевых фигур. Абдуллахи получил западный регион, Белло взял на себя управление восточным регионом, Али Джедо управлял северным регионом, Мухаммад Бухари (сын Усмана) и Абд аль-Салам получили власть над некоторыми частями южного региона. [9] Их роль заключалась в надзоре за эмиратами от имени эмира аль-муминина . [8] : 175–176  [5] : 40–45  Когда военный аспект борьбы был исчерпан, Усман отошел от общественной жизни и сосредоточился на научной работе. Он продолжал писать и преподавать, как и в дни до джихада. [6] : 53 

Карта эмирата Гванду 1898 года.

В 1815 году Усман переселился в Сокото , а через год скончался из-за болезни. Получив эту новость, Абдуллахи отправился в Сокото, чтобы засвидетельствовать почтение своему покойному брату. Однако по прибытии он обнаружил, что городские ворота закрыты, и ему было отказано во въезде. Обескураженный Абдуллахи вернулся в Бодингу , а Мухаммад Белло был избран новым султаном . Абдуллахи, возможно, ожидал, что его изберут, учитывая его старшинство среди лидеров джихада, его роль главного визиря Шеху и его известные ученые знания в Халифате . Это обострило его отношения с племянником Мухаммедом Белло. Однако в конце концов они примирились в 1820–21 годах, когда Мухаммед Белло неожиданно помог подавить восстание объединенными силами Гобиравы , Замфаравы и Дендавы в Каламбайне против Абдуллахи. [6] : 54–59  [9] [16]

После завершения джихада Абдуллахи, как и его брат Шеху, прекратил вести военные кампании и сосредоточился в первую очередь на своих научных занятиях, сочинениях и преподавании. Его сохранившиеся работы этого периода показывают его «зрелым ученым, заботящимся о своей душе, а не администратором, заботящимся об управлении своими территориями». [17] Однако он делегировал военные обязанности своему сыну Мухаммаду Вани , который руководил экспедициями в Нупеленд и Гвариленд , а также подавлял восстания в Кебби . Абдуллахи также обеспечил плавную преемственность, назначив Мухаммеда Вани администратором эмирата Гванду , закрепив за собой положение бесспорного преемника Саркина Гванду (эмира Гванду) после кончины Абдуллахи. [18]

Абдуллахи дан Фодио скончался в месяце Мухаррам в 1245 году хиджры (июль 1829 года нашей эры ) в возрасте шестидесяти шести лет в Гванду . Поскольку его здоровье ухудшилось, он вызвал сына обратно в Гванду, чтобы обеспечить его надлежащие похороны. В это время Мухаммад Вани находился в Бирнин-Кебби , курируя управление эмиратом. После кончины Абдуллахи Мухаммад Вани занял должность Саркина Гванду и переехал в город Гванду, чтобы выполнять свои обязанности нового эмира. [18] [19] : 95 

Соннор Абдуллахи

[ редактировать ]
Оригинальная рукопись Соннора Абдуллахи, написанная Наной Асмау в 1829 году.

После кончины Абдуллахи Нана Асмау , поэтесса и дочь Усмана дан Фодио , написала элегию для своего дяди. Первоначально написанное в 1829–1830 годах в Фульфульде , стихотворение состояло из тридцати одной строки. [20]

Министр Сокото

[ редактировать ]

Абдуллахи служил «помощником» Шеху Усмана со времен их проповеди, но он не был официально признан вазири Шеху ( Великим визирем ) до инаугурации Усмана на посту Амира аль-муминнина в 1805 году. Он был первым, кто признал Шеху как Командир верующих, за которым следует Белло. [11] : 289  [21]

Хауса Джафи Приветствие

После вступления в должность султана Сокото назначил Мухаммад Белло Гидадо дан Лайму новым вазирином Сокото . Однако из-за продолжающегося конфликта Абдуллахи отказался признать легитимность позиций Белло и Гидадо. Однако после битвы при Каламбайне в 1819 году они оба помирились. Султан Белло, сидя на своем боевом коне, попытался приблизиться к Абдуллахи, который ехал на своей кобыле , как и Шеху, - выбор, который он считал соответствующим его статусу малама или ученого человека. Белло попытался выполнить обычное приветствие Джафи в знак уважения к своему дяде, но его лошадь не подчинилась. Заметив этот жест, Абдуллахи учтиво дал знак Белло оставаться в седле, а затем официально приветствовал его как Амира аль-Муминина . Он снял свое платье и тюрбан, передав их Гидадо, тем самым признав и подтвердив положение Гидадо как Вазирин Сокото. Даже сегодня эту церемонию продолжают соблюдать всякий раз, когда эмир Гванду посещает дворец султана в Сокото . Вазирин Сокото приветствует эмира, и в знак уважения и традиции эмир передает свое платье и тюрбан вазирину Сокото, символизируя непреходящее наследие акта признания Абдуллахи и продолжающиеся отношения между Гванду и Сокото . [7] : 70  [22] Абдуллахи также подарил Гидадо колчан, лук, меч и «некоторые другие вещи», обозначающие должность визиря и находящиеся во владении нынешнего Вазирина Сокото, профессора Самбо Вали Джунаиду . [5]

Обязанности

[ редактировать ]

Абдуллахи выделяет три категории визирей , высшей из которых является Вазир ат-тафвид (министр с делегированными полномочиями). Эта роль предполагает, что халиф (или султан) делегирует все полномочия назначенному лицу, аналогично функции премьер-министра . Вазир берет на себя жизненно важную ответственность за надзор и управление всеми делами в халифате. На них возложена задача принятия независимых политических решений, и они должны обладать высоким уровнем благонадежности и надежности. Всестороннее понимание Закона и его судебной системы также имеет важное значение для выполнения обязательств по этой должности. Абдуллахи далее утверждает, что полномочия, которыми наделен вазир ат-тафвид, почти эквивалентны полномочиям халифа, хотя и с некоторыми ограничениями. Во-первых, визирь не обладает полномочиями назначать наследника, который станет преемником халифа. Во-вторых, вазир не имеет права просить об освобождении от своих обязанностей, а также не может увольнять лиц, назначенных халифом, с их соответствующих должностей. Два других типа вазиров, перечисленных Абдуллахи, — это Вазир аль-Танфид (исполнительный министр), который должен был проводить политику халифа, и Вазир аль-истишара (советник-министр), который действует как советник халифа. [6] : 103–106   [8] : 255 

Сочинения

[ редактировать ]
Рукопись Мифтах ли-л Тафсир, завершенная в Дегеле в 1794–1795 гг.
Страница из стихотворения Абдуллахи, где он благодарит своих учителей, с декоративным рисунком маркера. Такие маркеры распространены в каллиграфии хауса. [23]

Абдуллахи внес значительный литературный вклад, охватывающий широкий спектр тем, особенно в сфере ислама, что затрудняет четкую классификацию его произведений. Его самая ранняя известная работа была написана, когда ему было восемь лет, а последняя - в 1828 году. Среди ученых Халифата Сокото XIX века он выделялся как единственный автор, писавший о Тафсире , или толковании Корана. Среди заслуживающих внимания работ в этой области — «Кифаят ад-Дуафа ас-Судан» и «Дия ат-Тавил фи маани ат-Танзик» . Абдуллахи также затронул различные передовые аспекты религии, затронув такие темы, как Таджвид , искусство чтения Корана, и Мастала аль-хадис , который касается принципов изучения хадисов. Кроме того, он посвятил внимание изучению арабского языка , написав работы по Балагу (риторике), Нахву (грамматике), а также синтаксису и фонологии. Эти ценные работы продолжают изучаться не только в Нигерии, но и в других регионах, таких как Египет и в более широком смысле. Средний Восток . [1] На его счету около восьмидесяти произведений, Абдуллахи широко известен как «величайший нигерийский поэт классической арабской литературы». [24] : 32  [25]

Одна известная коллекция работ Абдуллахи называется «Дия» , что означает «освещающий свет». Каждая работа в этом сборнике посвящена конкретному юридическому вопросу, исследуя различные аспекты исламского права . Примеры включают Дия аль-Умма , Дия ахль-Ихтисуб , Дия аль-Султан , Дия аль-Фараид , Дия аль-Умара , Дия аль-Хуккам , Дия ул аль-Амр ва аль-Муджахидин и Дия . 'аль-Улум ад-Дин. [7] : 240–243  [9]

Оформление документов

[ редактировать ]

Полное название этой работы — «Тазыин аль-варакат би-джам' баад ма ли мин аль-абьят» («Украшение страниц некоторыми из моих стихов») , и она была завершена 14 октября 1813 года в Бодинге . Он состоит из тридцати шести листов . Эта работа Абдуллахи служит историческим источником, обеспечивающим контекстуальное понимание джихада в Сокото через его многочисленные стихи, посвященные этим кампаниям. Он имеет сходство с другими известными произведениями, такими как «Айям аль-Араб» и «Сира» , которые также документируют важные события и повествования в исламской истории. [11] : 109–110 

Немецкий исследователь Генрих Барт описал его как содержащий «помимо большого количества богословских материалов, некоторые важные исторические данные» . в своем журнале, описывающем его путешествие через Сокото , опубликованном в 1857 году, [26] Работа была отредактирована и переведена на английский язык Мервином Хискеттом из Школы восточных и африканских исследований в 1963 году. В 1919 году Адольф Брасс перевел работу на немецкий язык под названием Eine neue Quelle zur Geschichte des Fulreiches Sokoto . [2] : 1 

Дия аль-Хуккам

[ редактировать ]

Абдуллахи написал произведение «Дия аль-хуккам» («Свет правителям»). [27] : 215  в 1806–1807 годах, после его ухода из продолжающегося джихада и прибытия в Кано по пути в Мекку . Полное название этого произведения: Дийа аль-хуккам фи-ма лахум ва-алейхим мин аль-ахкам . [28] : 91  Сообщество Кано умоляло его остаться и дать рекомендации и образование. В это время Хаусаленд , и особенно Кано, столкнулись со значительной нестабильностью, поскольку различные кланы фульбе в эмирате боролись за власть после смерти Малама Дана Забувы, видного лидера джихада. Сын Забувы, Абдуллахи, считался слишком молодым, чтобы занять правящую должность, а другому кандидату, Алкали Усуману, не хватало необходимых ресурсов, последователей, влияния и, поскольку он принадлежал к этнической принадлежности хауса , этнического статуса и свободного владения фульфульде , языком Лидеры фульбе. Кроме того, многие жители хауса в Кано относились к Абдуллахи с подозрением из-за его тесной связи с кланами фульбе. Сулейману , который служил имамом, был выбран Усманом в качестве Саркина Кано , но у него не было значительных последователей и влияния, что делало его политически слабым. Восстановление политической стабильности в эмирате стало важнейшей задачей в этот период, поскольку он был торговым центром региона. Именно в этом сложном политическом контексте Абдуллахи написал работу Дия аль-хуккам с целью предоставления рекомендаций и советов по вопросам управления и лидерства. [3] Улемы эмирата стали рассматривать эту работу как «вторую конституцию Кано». [27] : 215 

Эта книга углубляется в тему управления в соответствии с шариатом , исламским правом. Абдуллахи в первую очередь фокусируется на наследственных системах правления и подчеркивает принципы подотчетности, которых должны придерживаться те, кто находится у власти. Перевод этого произведения на язык хауса под названием «Хаскен Махукунта » был написан известным писателем Абубакаром Имамом в 1966 году. [21] : 113  [29]

Дия аль-Султан

[ редактировать ]

Полное название этого произведения — « Дия' ас-султан ва-гайрихи мин аль-ихван фи ахамм ма ютлабу 'илмуху фи умур аз-заман» («Путеводитель по султану и другим братьям») , законченное 19 января 1812 года в Бодинге . Эта работа специально сосредоточена на предоставлении рекомендаций мусульманским правителям и лидерам. Эта работа была основана на трудах аль-Магили . На своих страницах Абдуллахи углубляется в потенциальные ловушки и риски, связанные с королевской властью, особенно в контексте передачи власти от отца к сыну. Вполне вероятно, что опасения Абдуллахи возникли из-за того, что он считал, что Усман отдает предпочтение своему сыну Белло в качестве своего преемника. [2] : 15  [19] : 41  [30]

В ответ на работу Абдуллахи Усман написал свою собственную статью под названием « Наджм аль-Ихван» не является нарушением исламского закона в 1813 году. В этой работе Усман опровергал точку зрения Абдуллахи и утверждал, что унаследование сыном властной позиции , пока поскольку сын обладает необходимой квалификацией и способностями для эффективного руководства. [30]

Дия ат-тавил

[ редактировать ]

Полное название этой работы — «Дийа ат-тавил фи маани ль-танзиль» («Свет толкования значения данного слова») . [31] : 91  Этот обширный труд по Тафсиру , состоящий из двух томов и 747 листов , приобрел широкую популярность в Западной Африке , достигнув даже Мавритании . Первый том был завершен 2 сентября 1815 года в Бодинге или Гванду , а второй — 10 июля 1816 года в Гванду . [2] : 15  [28] : 91  считают его выдающимся произведением . Некоторые ученые [2] : 90  Абдулла также выпустил сокращенную версию под названием « Кифаят дуафа аль-Судан» . [32] : 119  В этой работе Абдуллахи подчеркнул важность аш-Шуры (консультаций) в политике внутри исламского общества. По его словам, аль-Шура имеет решающее значение для эффективности, твердости и силы всех мусульманских правительств. Он служит средством оценки воли народа и формулирования соответствующей политики и законодательства. Абдуллахи утверждает, что страна, которая управляет посредством взаимных консультаций, последовательно достигает наилучших результатов. Таким образом, исламские правители обязаны управлять на основе аш-Шуры, и невыполнение этого требования может привести к необходимости их смещения со стороны мусульман. [33]

Баян аль-Аркан

[ редактировать ]

В этой работе, завершенной в 1817 году, Абдуллахи представляет описание процесса посвящения суфийского новичка в орден Халватия . По его словам, инициация включает семь стадий, каждая из которых соответствует семи ступеням души, признаваемым суфийскими практикующими. Во время посвящения новичок и суфийский мастер сидели вместе в тускло освещенной комнате. Затем мастер держал новичка за руку, устанавливая физическую связь. Мастер помогает новичку сосредоточиться на чтении зикра , форме повторяющегося поминания имен Аллаха . Когда мастер закрывает глаза и трижды повторяет зикр, новичку предлагается внимательно слушать и усваивать духовные аспекты поминания. Вероятно, именно этот метод Маллам Джибриль использовал для посвящения Абдуллы и Усмана в суфийские ордена . [8] : 167–168 

Говорят, что суфизм был принесен в Хаусаленд аль -Магили в конце 15 века. И Абдуллахи, и его брат Усман посвятили себя изучению суфизма с юных лет и продолжали заниматься суфийским учением на протяжении всей своей жизни. Абдуллахи, в частности, написал множество работ, в которых исследовалось взаимодействие суфизма и шариата . Под руководством своего наставника Джибриля ибн Умара Абдуллахи прошел посвящение в различные суфийские ордена , включая Шазилия , Халватию и Кадирию . Среди них орден Кадирия приобрел значительную популярность в халифате Сокото и в конечном итоге стал официальным суфийским орденом Сокото . Абдуллахи следовал ортодоксальному суфизму Абу Хамида аль-Газали . Он также изучал труды Ибн Ата Аллаха аль-Искандари и Абд аль-Карима аль-Джили . [8] : 164–167 

Глубокая вовлеченность Абдуллахи в суфизм очевидна в его сочинениях и проявлениях преданности. Например, он сочинил стихотворение, посвященное уважаемому кадирийскому ученому Мухтару аль-Кунти , хотя говорят, что стихотворение так и не достигло предполагаемого Кунти. Однако позднее ученик Кунти направил , Абдуллахи панегирик Усману и Мухаммаду Белло , символизируя поддержку общины Кунти джихада Сокото . [8] : 166 

Наследие

[ редактировать ]

Непреходящее влияние Абдуллахи дан Фодио в Хаусаленде , а затем и в Северной Нигерии можно объяснить не только его военными достижениями, но и его обширным литературным вкладом. Он является автором около восьмидесяти произведений, включая различные стихи и книги. Эти сочинения сохранили свою актуальность с течением времени, особенно среди мусульман Северной Нигерии , которые продолжают черпать вдохновение и руководство из его учений. [8] : 224  [34] Многие из его стихов, написанных в Фульфульде, до сих пор поют женщины и дети в Адамаве и северном Камеруне . [8] : 271  Атику Абубакар , бывший вице-президент Нигерии , описал его как «...великого интеллектуала, генерала в кампаниях джихада, администратора, целью которого было установление равенства и социальной справедливости среди людей, а также известного государственного деятеля с образцовым характером». . [35]

Последователи Абдуллахи были многочисленными, о чем свидетельствует поименный список 750 человек в «Тартиб аль-Ашаб» . Эти преданные сторонники были выходцами из разных регионов, включая Замфару , Гобир , Агадес , Адар , Кассалу , Забарму , Сонгай , Массину , Гвинею , Гароа и Борну . [8] : 200  [36]

Наследие Абдуллахи продолжилось через его потомков, и все последующие эмиры Гванду вели свою родословную от него, и эта традиция сохраняется уже более двух столетий. Титул сохраняет свое значение и является третьим по значимости мусульманским традиционным лидером в Нигерии после только султана Сокото и Шеху Борну . [37] Более того, его наследие очевидно в современном ландшафте нигерийской исламской науки. Выдающиеся ученые, такие как шейх Насиру Кабара , заявляют о связи с Абдуллахи через своих учителей, которые либо непосредственно обучались Абдуллахи, либо были учениками его учеников. [8] : 276  По словам шейха Абубакара Гуми , благодаря учению и руководству Абдуллахи, Гванду остается наиболее ориентированным на сунну эмиратом в Нигерии . [8] : 223  Его могила в Гванду является важным историческим памятником и привлекает многочисленных посетителей. [6] : 81  [38]

Некоторые учреждения и места, названные в его честь, включают:

  1. ^ Перейти обратно: а б Бунза, Мухтар Умар (2013). «Применение исламского права и наследие надлежащего управления в халифате Сокото, Нигерия (1804–1903): уроки для современного периода» (PDF) . Электронный журнал исламского и ближневосточного права . 1:90 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Абдаллах ибн Мухаммад, эмир Гванду (1963). Хискетт, Мервин (ред.). Тазыин аль-Варакат . ИнтернетАрхив. [Ибадан, Нигерия]: Издательство Ибаданского университета.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Лофкранц, Дженнифер (2012). «Интеллектуальный дискурс в халифате Сокото: мнения Триумвирата по вопросу выкупа, около 1810 г.» . Международный журнал африканских исторических исследований . 45 (3): 385–401. ISSN   0361-7882 . JSTOR   24393055 .
  4. ^ Наконец, Мюррей. Генеалогия шейха Усмана б Фодие и некоторых связанных с ним ученых, около 1800 г. (PDF) . Премиум Таймс.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Последний, Мюррей (1967). Сокотоский халифат . Интернет-архив. Гуманитарная пресса.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гванду, Абубакер Алиу (1977). Абдулла б. Фодио как мусульманский юрист (докторская диссертация). Даремский университет.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хашими, АО (июнь 2020 г.). «Гендерный баланс и выращивание арабского языка: пример избранных женщин-культиваторов арабского языка в доколониальной Северной Нигерии» (PDF) . Междисциплинарный журнал Исламского университета . 7 (2): 132.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Захрадин, Мухаммад Сани (август 1976 г.). «Вклад Абдаллаха ибн Фодиоса в Фулани-джихад в Хаусаленде девятнадцатого века (Диссертация)» . Институт исламских исследований Университета Макгилла .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Балогун, С.А. (1973). «Традиция преемственности в истории Гванду, 1817–1918» . Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (1): 17–33. ISSN   0018-2540 . JSTOR   41856982 .
  10. ^ Хан, Аиша (2021). Литературный бум Джамаат аль-Файда Тиджания в Северной Нигерии XX века и дополнения к книге Джона О. Ханвика «Арабская литература Африки», Vol. 2 (PDF) . Университет Кейптауна. п. 44.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Джон О. Ханвик, Разак Абубакре (1995). Арабская литература Африки: сочинения Центральной Суданской Африки. Том. 2 . Лейден ; Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN  9004104941 .
  12. ^ Балогун, Исмаил А.Б. (1973). «Жизнь и деятельность моджаддидов Западной Африки Умана Б. Фуди, широко известного как Усуману Дан Фодио» . Исламские исследования . 12 (4): 271–292. ISSN   0578-8072 . JSTOR   20846894 .
  13. ^ «Тафкин Кватто: Повесть об озере Сокото-джихад XIX века» . Ежедневное доверие . 7 августа 2016 г. Проверено 27 июня 2023 г.
  14. ^ Зенле, Стефани (15 декабря 2020 г.). « Город по своей природе»: джихадистский подход Сокото к городскому планированию» . Африки. Дебаты, методы и исторические основания (11). дои : 10.4000/afriques.2993 . ISSN   2108-6796 . S2CID   234583920 .
  15. ^ Последний, ДМ (1966). «Решение проблем династической хронологии в Зарии и Кано XIX века» . Журнал Исторического общества Нигерии . 3 (3): 461–469. ISSN   0018-2540 . JSTOR   41856707 .
  16. ^ Балогун, С.А. (1974). «Место Аргунгу в истории Гванду» . Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (3): 403–415. ISSN   0018-2540 . JSTOR   41857029 .
  17. ^ Нэйлор, Пол (2 августа 2021 г.), «От повстанцев к правителям: создание легитимности в раннем государстве Сокото» , «От повстанцев к правителям » , Бойделл и Брюэр, стр. 143, номер домена : 10.1515/9781800102347/html , ISBN  978-1-80010-234-7 , получено 6 августа 2024 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Шейх Абдуллахи ибн Фудуйе » . Международный институт исламско-африканских исследований Санкоре . 24 декабря 2014 года . Проверено 6 марта 2024 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б Брэди, Ричард П. ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ СРЕДИ ХАУСА С ОСОБЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПЕРИОДУ ХАЛИФАТА СОКОТО В ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ . Оксфордский университет.
  20. ^ Бойд, Джин; Мак, Беверли Б. (1984). Серия африканских исторических источников: Собрание сочинений Наны Асмау, дочери Усмана дан Фодийо (1793–1864) . Издательство Мичиганского государственного университета. стр. 34–35. ISBN  0-87013-475-2 .
  21. ^ Перейти обратно: а б «Внутри сообщества ученых Сокото» . Ежедневное доверие . 5 февраля 2023 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  22. ^ Кирк-Грин, AHM; Хогбен, SJ (1 января 1966 г.). Эмираты Северной Нигерии: предварительный обзор их исторических традиций . Интернет-архив. Издательство Оксфордского университета. п. 393.
  23. ^ Курфи, МЗ (2017). «Каллиграфические и декоративные традиции хауса Северной Нигерии: от сакрального к социальному» . Исламская Африка . 8 (1–2). Брилл: 13–42. ISSN   2333-262X . Проверено 26 марта 2024 г.
  24. ^ Раджи, Мохуд Гбола Аденийи (1986). СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В НИГЕРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВКЛАД КУМАРА ИБРАХИМА (PDF) . Школа восточных и африканских исследований.
  25. ^ Наконец, Мюррей. «Фуди, Абдаллах» . Справочный справочник Брилла . Проверено 6 августа 2024 г.
  26. ^ Барт, Генрих; Лонгман, Браун; Spottiswoode & Co., принтер (1857 г.). Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке: журнал экспедиции, предпринятой под эгидой правительства HBM в 1849–1855 годах . Исследовательский институт Гетти. Лондон: Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс.
  27. ^ Перейти обратно: а б Паден, Джон Н. (1973). Религия и политическая культура в Кано . Интернет-архив. Беркли, Калифорнийский университет Press. ISBN  978-0-520-01738-2 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Гокару, Шуайбу Умар (2017). ВКЛАД УСМАНА БИН ФОДУЙЕ (ум. 1817 г.) В ИЗМЕНЕНИЕ НИГЕРИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ДИСКУССИЯ С ТОЧКИ ТОЧКИ КОНЦЕПЦИИ ИБН ХАЛДУНА О НЬУМРЫ (PDF) . АКАДЕМИЯ ИСЛАМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МАЛАЙСКОГО КУАЛА-ЛУМПУРА. п. 108.
  29. ^ Малумфаши, Ибрагим (9 июля 2005 г.), «Вклад Абубакара Имама в развитие литературы в Северной Нигерии» , Международный коллоквиум Абубакара Имама , Ассоциация нигерийских авторов
  30. ^ Перейти обратно: а б Остиен, Филип (2007). Применение шариата в Северной Нигерии, 1999–2006 гг.: Справочник (PDF) . Ибадан, Нигерия: Spectrum Books Limited. п. 113. ИСБН  9789780298371 .
  31. ^ Зогби, Самир М. (1978). Ислам в Африке к югу от Сахары: частично аннотированное руководство . Интернет-архив. Вашингтон: Библиотека Конгресса: На продажу Supt. документов, правительство США. Распечатать. Выключенный. ISBN  978-0-8444-0183-6 .
  32. ^ Холл, Брюс С.; Стюарт, Чарльз К. (2011). Историческая «основная учебная программа» и книжный рынок в исламской Западной Африке .
  33. ^ Бако, Ахмед (2013). Исламские политические институты (PDF) . Национальный открытый университет Нигерии. п. 84.
  34. ^ Адаму, Абдалла Уба (2007). Вождь и безопасность в Нигерии в прошлом, настоящем и будущем (PDF) . п. 308.
  35. ^ Абубакар, Атику (23 января 2017 г.). «Мои мысли об «Эмирате Гванду: владения Абдуллахи Фодио с 1805 года» » . Кабель . Проверено 7 июля 2023 г.
  36. ^ Шариф, Мухаммед (8 мая 2002 г.). «Более ценен, чем любой другой товар: библиотеки арабских рукописей и их роль в исламском возрождении Биладс-Судана» (PDF) . Международный институт исламо-африканских исследований : 12.
  37. ^ «Гванду, Нигерия» . Британская энциклопедия . 9 января 2009 года . Проверено 19 марта 2024 г.
  38. ^ «Гробница Абдуллахи Фодио в штате Кебби» . НигерияГалерея .
  39. ^ «Университет Сокото переименовывает церемонию и увековечивает других героев – ЭТОТ ДЕНЬ » www.thisdaylive.com Получено 5 июля.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 066801b71a5e4f7c0459daabb84f380a__1722961800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/0a/066801b71a5e4f7c0459daabb84f380a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abdullahi dan Fodio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)