Королевства Хауса
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
Портал Нигерии | ||||||||||||||||||
Королевства Хауса , также известные как Королевство Хауса или Хаусаленд , [1] представляла собой совокупность государств, которыми управлял народ хауса До джихада Фулани . Он располагался между рекой Нигер и озером Чад (современная северная Нигерия ). Хаусаленд лежал между западно-суданскими королевствами Древней Ганы , Мали и Сонгай и восточно-суданскими королевствами Канем-Борну . [2] Хаусаленд сформировался как политический и культурный регион в первом тысячелетии нашей эры в результате экспансии народов хауса на запад. Они прибыли в Хаусаленд, когда местность превращалась из лесов в саванну . Они начали выращивать зерновые, что привело к увеличению плотности крестьянского населения. У них был общий язык, законы и обычаи. Хауса были известны рыбной ловлей, охотой, сельским хозяйством, добычей соли и кузнечным делом.
К 14 веку Кано стал самым могущественным городом-государством. Кано был базой транссахарской торговли солью, тканями, кожей и зерном. Устная история хауса отражена в легенде Баяджидды , в которой описываются приключения багдадского героя Баяджидды, завершившиеся убийством змеи в колодце в Дауре и женитьбой на местной царице Магаджии Даураме . Согласно легенде, у героя был ребенок от королевы Баво и еще один ребенок от служанки королевы Карбагари. [3]
Хотя семь штатов хауса имели одну и ту же родословную, язык и культуру, для этих штатов характерно ожесточенное соперничество друг с другом, когда каждое государство стремилось к превосходству над другими. Они постоянно вели войну друг с другом и часто работали с захватчиками в ущерб своим братским государствам, препятствуя их коллективной силе. [4]
Мифология
[ редактировать ]Согласно легенде Баяджидды, государства хауса были основаны сыновьями и внуками Баяджидды, принца, происхождение которого различается по традиции, но официальный канон записывает его как человека, который женился на Даураме , последнем кабаре Дауры, и возвестил конец матриархальные монархи, которые раньше правили народом хауса. Согласно самой известной версии, история государств хауса началась с принца из Багдада по имени «Абу Язид». Добравшись до Дауры, он пошел в дом старухи и попросил ее дать ему воды, но она рассказала ему о затруднительном положении страны, о том, что в единственном колодце в Дауре, называемом Кусугу , обитает змея по имени Сарки. который разрешил жителям Дауры носить воду только по пятницам. Поскольку «сарки» на языке хауса означает «король», это могло быть метафорой могущественной фигуры. Баяджидда убил Сарки, и из-за того, что он сделал, королева вышла за него замуж за его храбрость. После его женитьбы на царице люди стали называть его Баяджидда, что означает «раньше он не понимал (языка)».
Семь хауса
[ редактировать ]Королевства хауса начинались как семь государств, основанных согласно легенде Баяджидды шестью сыновьями Баво и им самим, сыном героя и Магаджией Даурамы, в дополнение к сыну героя, Бираму или Ибрагиму, от более раннего брака. В состав штатов входили только королевства, населенные носителями языка хауса:
С самого начала истории хауса семь штатов Хаусаленда разделяли производство и трудовую деятельность в соответствии с их местоположением и природными ресурсами. Кано и Рано были известны как «Вожди Индиго». Хлопок легко рос на великих равнинах этих штатов, и они стали основными производителями тканей, ткали и красили их, прежде чем отправлять караванами в другие штаты в пределах Хаусаленда и в обширные регионы за его пределами. Бирам был первоначальной резиденцией правительства, а Зария поставляла рабочую силу и была известна как «Вождь рабов». Кацина и Даура были «начальниками рынка», поскольку их географическое положение давало им прямой доступ к караванам, идущим через пустыню с севера. Гобир , расположенный на западе, был «военным вождем» и в основном отвечал за защиту империи от агрессивных королевств Гана и Сонгай.
Хауса-ублюдок/Банза/Незаконные государства
[ редактировать ]Согласно легенде Баяджидды, государства Банза Баквай были основаны семью сыновьями Карбагари («Захватчика города»), сына Баяджидды и рабыни Багварии. Их называют Банза Баквай, что означает «семеро ублюдков/фальшивых», из-за статуса рабыни их прародительницы. Они есть:
- Замфара (штат, населенный носителями языка хауса)
- Кебби (штат, населенный носителями языка хауса)
- Яури (также называемый Яури)
- Гвари (также называемый Гварилендом)
- Кварарафа (государство народа Джукун )
- Нупе (государство народа Нупе)
История
[ редактировать ]Зенит
[ редактировать ]Королевства хауса впервые упоминаются Якуби в 9 веке. [ нужна ссылка ] и к 15 веку они были торговыми центрами, конкурирующими с Канем-Борну и Малийской империей . [5] Основными статьями экспорта были рабы , кожа , золото , ткань , соль , орехи кола , шкуры животных и хна . В различные моменты своей истории хауса удавалось установить централизованный контроль над своими государствами, но такое единство всегда оказывалось кратковременным. В 11 веке завоевания, начатые Гидзимасу из Кано, завершились рождением первой объединенной нации хауса, хотя и просуществовали недолго. Во время правления короля Яджи I впервые познакомился с исламом (1349–1385 гг.) Кано . Многие мусульманские торговцы и священнослужители приезжали из Мали, из региона Вольта, а позже из Сонгая . Король Яджи назначил кади и имама в состав государственной администрации. Мухаммад Румфа (1463–1499 гг.) строил мечети и медресе. Он также поручил Мухаммеду аль-Магили написать трактат о мусульманском управлении. Многие другие ученые были приглашены из Египта , Туниса и Марокко . Это превратило Кано в центр мусульманской науки. Исламизация способствовала расширению торговли и послужила основой расширенной сбытовой сети. ' Улама предоставил юридическую поддержку, гарантии, охранные грамоты, знакомства и многие другие услуги. К концу пятнадцатого века священнослужитель Мухаммад аль-Корау взял под свой контроль Кацину , объявив себя королем. Позже улемы были привезены из Северной Африки и Египта, чтобы поселиться в Кацине. Под королевским покровительством возник класс улемов. Правители хауса постились в Рамадан , строили мечети, совершали пять обязательных молитв и раздавали милостыню ( закят ) бедным. Ибрагим Мадже (1549–1566 гг.) был исламским реформатором и ввел исламский закон о браке в Кацине. В целом Хаусаленд оставался разделенным между мусульманской космополитической городской элитой и местными анимистическими сельскими общинами. В этот период Лео Африканский кратко упоминает в своей книге «Descrittione dell'Africa» описания политического и экономического состояния Хаусаленда в то время, хотя неизвестно, действительно ли он его посетил; Хаусаланд, похоже, в основном имел статус данника Сонгая, поскольку в своем описании Замфары он комментирует, что «их король был убит аскиями, а сами стали данниками», и то же самое говорится и об остальной части региона.
Падать
[ редактировать ]Несмотря на относительно постоянный рост с 15 по 18 века, государства были уязвимы для постоянных войн внутри и снаружи. К 18 веку они были экономически и политически истощены. голод В этот период стал очень распространенным явлением, и султаны ввели высокие налоги для финансирования своих войн. Хотя подавляющее большинство его жителей были мусульманами , к 19 веку они были завоеваны смесью воинов фулани и крестьянства хауса, ссылаясь на синкретизм и социальную несправедливость. К 1808 году государства хауса были окончательно завоеваны Усуманом дан Фодио и включены в халифат хауса-фулани Сокото . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 458–459. ISBN 978-0-521-51430-9 .
- ^ Картрайт, Марк. «Хаусаленд» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Администрация (10.01.2020). «Историческая легенда Баяджидда хауса, миф или реальность» . CSAN Niger (на французском языке) . Проверено 7 июля 2024 г.
- ^ Палмер, III, 132-4; Смит, Даура , 52–55
- ^ Хогбен/Кирк-Грин, Эмирейтс , 82–88; Ланге, Королевства , 216–221, 554 н. 25.
- ^ Смит, Даура , 419-421.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хогбен, С.Дж.; Кирк-Грин, Энтони (1966). Эмираты Северной Нигерии . Лондон. стр. 145–155.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ (3-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 458–459. ISBN 978-0-521-51430-9 .
- Николас, Гай (1975). Социальная динамика и мировоззрение в обществе хауса . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Палмер, Герберт Р. (1928). «Легенда Баяджидды». Суданские мемуары . Том. 3. Лагос. стр. 132–146.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Смит, Майкл (1978). Дела Дауры . Беркли.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )