Достаточно культуры
9 ° 30'N 8 ° 0'E / 9,500 ° N 8,000 ° E
Часть серии о | ||||||||||||||||||
История Нигерии | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Темы | ||||||||||||||||||
По штату | ||||||||||||||||||
См. также | ||||||||||||||||||
Портал Нигерии | ||||||||||||||||||
Географический диапазон | Западная Африка |
---|---|
Период | Неолит , Железный век |
Даты | в. 1500 г. до н. э. — ок. 1 г. до н. э. |
Тип сайта | Достаточно |
Основные сайты | |
С последующим | Потоки |
Культура Нок — это население, чьи материальные останки названы в честь Хам деревни Нок на юге штата Кадуна в Нигерии , где их терракотовые скульптуры были впервые обнаружены в 1928 году. [1] [2] Народы Нок и Гаджиганна, возможно, мигрировали из Центральной Сахары вместе с жемчужным просом и керамикой, разошлись до прибытия в северный регион Нигерии и, таким образом, расселились в своих соответствующих местах в регионах Гаджиганна и Нок . [3] Люди Нок, возможно, также мигрировали из Западноафриканского Сахеля в регион Нок. [4] Культура Нок, возможно, возникла в 1500 г. до н.э. и продолжала существовать до 1 г. до н.э. [3]
Люди Нок, возможно, разработали терракотовые скульптуры благодаря крупномасштабному экономическому производству. [5] как часть сложной погребальной культуры [6] это могло включать в себя такие практики, как пиршество. [3] Самые ранние терракотовые скульптуры Нок, возможно, были созданы в 900 году до нашей эры. [3] Некоторые терракотовые скульптуры Нок изображают фигуры, владеющие рогатками , а также луками и стрелами , что может указывать на то, что люди Нок занимаются охотой или отловом неодомашненных животных. [7] Скульптура Нок изображает двух человек вместе со своим имуществом в каноэ-долблене. [7] Обе антропоморфные фигуры плавсредстве гребут . в [8] Терракотовое изображение долбленого каноэ в Ноке может указывать на то, что люди Нок использовали долбленые каноэ для перевозки грузов вдоль притоков (например, Гурара реки ) реки Нигер и обменивали их в региональной торговой сети. [8] Терракотовое изображение фигуры с ракушкой на голове в Ноке может указывать на то, что протяженность этих речных торговых путей могла простираться до побережья Атлантического океана. [8] В морской истории Африки ; есть более раннее каноэ Дуфуна , построенное примерно 8000 лет назад в северном регионе Нигерии Как вторая самая ранняя форма сосуда для воды, известная в Африке к югу от Сахары , терракотовое изображение каноэ -долблены Нок было создано в центральном регионе Нигерии в первом тысячелетии до нашей эры. [8] В рамках традиционной медицины Нок керамика Нока, возможно, использовалась для обработки корней и коры как лекарственных растений для приготовления лечебных отваров . [9]
За исключением древнеегипетского изобразительного искусства , скульптуры Нок считаются самым ранним и крупным изобразительным искусством в континентальной Африке. [9] Последние художественные традиции Западной Африки - Бура в Нигере (3 век н.э. - 10 век н.э.), Кома в Гане (7 век н.э. - 15 век н.э.), Игбо-Укву в Нигерии (9 век н.э. - 10 век н.э.), Дженне- Джено из Мали (11 век н.э. – 12 век н.э.) и Иль-Ифе в Нигерии (11 век н.э. – 15 век н.э.) – возможно, были сформированы под влиянием более ранней западноафриканской глиняной терракотовой традиции культуры Нок. [10] Поселения нок часто встречаются на вершинах гор. [11] Металлургия железа могла независимо развиваться в культуре Нок между 750 и 550 годами до нашей эры. [3] [12] [13] [14]
Источник
[ редактировать ]Бройниг и Рупп (2016) заявили: «Их происхождение неизвестно, но поскольку растения, которые они использовали в качестве сельскохозяйственных культур (особенно просо ), произрастают в регионе Сахеля , северная родина более вероятна, чем любая другая». [15] Брюниг (2017) пояснил: «Люди культуры Нок, должно быть, пришли откуда-то еще. Однако до сих пор мы не выяснили, из какого региона, хотя подозреваем, что зона Сахеля находится в Западной Африке ». [4] Чемпион и др. (2022) предположили, что они, возможно, пришли из Центральной Сахары, и заявили:
Выращивание жемчужного проса распространилось из высыхающей Западной и Центральной Сахары в зону западноафриканских саванн после 2500 г. до н.э. в контексте перемещения населения на юг (Ozainne et al. 2014; Neumann 2018; Fuller et al. 2021)… Присутствие жемчужное просо без рулеточных украшений и мякины, как это видно на стоянках Нок и ранней Гаджиганны, позволяет предположить, что третье распространение произошло непосредственно из центральной Сахары и, возможно, разделилось, прежде чем достичь северной Нигерии , что объясняет различия в керамике Нок и Гаджиганна (рис. 8 и см. «Чемпион 2020», стр. 462). [3]
Археология
[ редактировать ]Первая терракота Нок была обнаружена в 1928 году полковником Дентом Янгом. [16] совладелец горнодобывающего товарищества недалеко от деревни Нок в штате Кадуна , Нигерия. [17] Терракота была случайно обнаружена на высоте 24 футов (7 м) в аллювиальной оловянной шахте. Янг подарил скульптуры музею горного департамента в Джосе . [18]
Пятнадцать лет спустя, в 1943 году, недалеко от деревни Нок, в центре Нигерии, новая серия глиняных фигурок случайно была обнаружена при добыче олова . Клерк, отвечающий за шахту, нашел голову и отнес ее к себе домой, чтобы использовать в качестве чучела , и эту роль она выполняла (успешно) в течение года на поле батата . В конце концов это чучело заметил Бернард Фагг , который в то время был административным чиновником и изучал археологию в Кембриджском университете. Фагг заметил, что голова чучела похожа на скульптуру, которую нашел Янг. Он поехал в Джос , где Янг показал Фэггу другие недавно обнаруженные терракотовые фигурки. В конце концов стало ясно, что добыча олова в районах Нок и Джемаа привела к обнаружению и уничтожению археологических материалов. [18]
Предварительные раскопки в начале января 1961 года начались вблизи глухой долины Таруга вблизи села Такушара. Пробные раскопки длились восемь дней. Находки включали предметы из кованого железа , некоторое количество железного шлака, фрагменты фурм , керамики, фрагменты статуэток, красную охру , кварцевые молотки и небольшие концентрации древесного угля . Самыми известными находками на этом месте были керамические терки, которые представляли собой неглубокие блюда с плоским дном и глубокими насечками внутри с нарезанными кубиками узорами для получения острой абразивной поверхности. Эти глиняные терки, вероятно, использовались для приготовления пищи. При предварительных раскопках протонная магнитометрическая для поиска печей использовалась съемка. Исследование выявило в общей сложности 61 магнитную аномалию, которые в основном располагались на плоской центральной территории, что, вероятно, указывает на пределы фактической заселенности. Двадцать аномалий выявили концентрации шлака , а девять из них содержали in situ структуры стенок и подов печей. Наиболее распространенным типом найденных артефактов была домашняя керамика, которую можно разделить на два типа. Один тип — это чаши или неглубокие тазы без выступов, а другой — шаровидные горшки с отвернутыми выступами. Из-за этих предварительных раскопок культура Нок стала считаться принадлежащей к Железный век . [19]
В 1989 году немецкие ученые работали в бассейне Чада на северо-востоке Нигерии в рамках совместного проекта Университета Майдугури, расположенного в штате Борно , Нигерия, и археологов Франкфуртского университета Гете . Этот проект исследовал зарождение оседлых земледельческих обществ в бассейне Чада . Возникли вопросы о том, существовали ли другие общества, подобные тем, что есть в бассейне Чада, и эти вопросы побудили команду исследовать культуру Нок. На первых этапах Франкфуртского проекта Нок исследователям было трудно найти места для раскопок. Команда начала сотрудничать с Умару Юсуфом Потискумом , и они начали находить отдельные памятники культуры Нок, хотя большинство из них были разграблены. [20] Научные полевые работы начались в 2005 году с целью систематического исследования археологических памятников Нока и лучшего понимания терракотовых скульптур Нока в их археологическом контексте железного века. [21] [22] [23] и впоследствии был заключен в 2021 году. [3]
Скульптуры
[ редактировать ]Функция терракотовых скульптур Нока до сих пор неизвестна. По большей части терракота сохранилась в виде разрозненных фрагментов. Именно поэтому Нок-арт сегодня хорошо известен только по головам, как мужским, так и женским, прически которых отличаются особой детализацией и изысканностью. Статуи находятся во фрагментах, потому что находки обычно делаются в аллювиальной грязи на местности, образовавшейся в результате водной эрозии. Найденные там терракотовые статуи спрятаны, свернуты, отполированы и сломаны. Редко когда произведения большого размера сохраняются неповрежденными, что делает их высоко ценимыми на международном арт-рынке. [24]
Терракотовые фигурки представляют собой полые, спиральные человеческие головы и тела почти в натуральную величину, изображенные с сильно стилизованными чертами, обильными украшениями и различными позами. Из-за однородного состава скульптур в культуре Нок, в отличие от различных композиций керамики Нок, считается, что скульптура Нок была сделана из нескольких месторождений глины, что предполагает централизованное и специализированное производство. [25]
Мало что известно о первоначальном назначении этих предметов, но теории включают изображения предков, надгробные знаки и обереги, предотвращающие неурожай, бесплодие и болезни. Кроме того, судя по куполообразным основаниям, обнаруженным на нескольких фигурах, они могли использоваться в качестве наверший крыш древних сооружений.
Маргарет Янг-Санчес, заместитель куратора отдела искусства Северной и Южной Америки, Африки и Океании в Художественном музее Кливленда , объясняет, что большая часть керамики Нок была вылеплена вручную из крупнозернистой глины и вылеплена субтрактивным методом, что предполагает влияние дерева. резьба. После некоторой сушки скульптуры покрывались шликером и полировались до получения гладкой глянцевой поверхности. Фигурки полые, с несколькими отверстиями для облегчения тщательной сушки и обжига. Процесс обжига, скорее всего, напоминал тот, который используется сегодня в Нигерии, когда куски покрывают травой, ветками и листьями и сжигают в течение нескольких часов.
В результате естественной эрозии и отложения терракоты Нок были разбросаны на разной глубине по лугам Сахеля, что затрудняло датировку и классификацию загадочных артефактов. К счастью, в двух археологических памятниках, Самун Дукия и Таруга , были обнаружены произведения искусства Нок, которые остались нетронутыми. Радиоуглеродные и термолюминесцентные тесты датировали скульптуры диапазоном дат от 2900 до 2000 лет назад, что делает их одними из старейших в Западной Африке. Многие другие даты были получены в ходе новых археологических раскопок, что еще больше отодвинуло начало традиции Нок во времени. [21]
Из-за сходства между этими двумя памятниками археолог Грэм Конна считает, что «произведение искусства Нок представляет собой стиль, который был принят рядом сельскохозяйственных обществ, использующих железо, различных культур, а не является диагностическим признаком конкретной человеческой группы, как это часто бывает». были востребованы».
Люди Нок, возможно, создали терракотовые скульптуры посредством крупномасштабного экономического производства. [5] Среди терракотовых скульптур Нок в Пангвари есть скульптуры, изображающие большую териантропическую ( человеко - кошачью ) фигуру с зубами и туловище сидящей фигуры с поясом на талии и ожерельем с дополнительными деталями (например, бантами, узлами). ); есть также скульптуры, изображающие голову человеческой фигуры с птичьим клювом и голову мужской фигуры с ракушкой на ней, которые, возможно, были созданы тем же скульптором. [7] Кроме того, есть скульптуры, изображающие фигуры, владеющие рогатками , а также луками и стрелами , что может указывать на то, что люди Нок занимаются охотой или отловом диких животных. [7]
Одна скульптура Нока изображает двух человек вместе со своим имуществом в каноэ-долблене. [7] Обе антропоморфные фигуры плавсредстве гребут . в [8] Терракотовое изображение долбленого каноэ в Ноке может указывать на то, что люди Нок использовали долбленые каноэ для перевозки грузов вдоль притоков (например, Гурара реки ) реки Нигер и обменивали их в региональной торговой сети. [8] Терракотовое изображение фигуры с ракушкой на голове в Ноке может указывать на то, что протяженность этих речных торговых путей могла простираться до побережья Атлантического океана. [8] В морской истории Африки ; есть более раннее каноэ Дуфуна , построенное примерно 8000 лет назад в северном регионе Нигерии Как вторая самая ранняя форма сосуда для воды, известная в Африке к югу от Сахары , терракотовое изображение каноэ -долблены Нок было создано в центральном регионе Нигерии в первом тысячелетии до нашей эры. [8]
На основе свидетельств из мест археологической культуры Нок , таких как значительное количество древесного угля, наслоенного среди скульптур Нок, предметов (например, технически обработанной керамики, многочисленных ожерелий из каменных бус), найденных в могильных ямах, которые подтверждают мнение о том, что они служили могилами . , различие в окраске почвы могильных ям и их непосредственной географической территории, а также могильных ям, содержащих материалы из органических веществ, это подтверждает вывод о том, что скульптуры Нока были частью сложной погребальной культуры . [6]
За исключением древнеегипетского изобразительного искусства , скульптуры Нок считаются самым ранним и крупным изобразительным искусством в континентальной Африке. [9] Последние художественные традиции Западной Африки - Бура в Нигере (3 век н.э. - 10 век н.э.), Кома в Гане (7 век н.э. - 15 век н.э.), Игбо-Укву в Нигерии (9 век н.э. - 10 век н.э.), Дженне- Джено из Мали (11 век н.э. – 12 век н.э.) и Иль-Ифе в Нигерии (11 век н.э. – 15 век н.э.) – возможно, были сформированы под влиянием более ранней западноафриканской глиняной терракотовой традиции культуры Нок. [10]
Поселения и архитектура
[ редактировать ]В центральном регионе Нигерии Нок археологические памятники определяются как поселения на основании археологических свидетельств, обнаруженных на поверхностном уровне памятников, и определяются как принадлежащие к культуре Нок на основании типа археологических свидетельств. обнаружены, в частности, остатки нокской терракоты и нокской керамики. [11] Поселения нок были обнаружены на плоских равнинах, на вершинах холмов, а также на склонах и вершинах гор. Судя по всему, предпочтение отдавалось определенным топографическим особенностям, таким как возвышенности и пологие склоны, возможно, потому, что они обеспечивали хороший дренаж в сезон дождей. [26] В предварительном исследовании, опубликованном в 2005 году, Rupp et al. заявил, что фундамент стены был вырезан из подстилающего гранита на месте поселения Кочио и что « мегалитическая каменная ограда». вокруг центральной части поселения была возведена [11] Однако в последующем исследовании, опубликованном в 2016 году, авторы пришли к выводу, что на самом деле это были неверно истолкованные природные геологические особенности и что не было никаких доказательств какой-либо каменной архитектуры на стоянках Нок, за исключением редкого исключения круглого каменного фундамента хижины, обнаруженного в Пунтун Дуце. [27] Археологические данные показывают, что дома Нок были построены в основном из органических материалов, таких как дерево, стебли растений, травы и шкуры животных, которые разлагались, не оставляя видимых следов в почве. [26] Типичные поселения Нока представляли собой либо деревушки, либо отдельные поселения, по размеру схожие с современными усадьбами, встречающимися в той же местности. Нет никаких указаний на скопления людей выше уровня деревни, поэтому «нет доказательств, которые гарантировали бы существование сообществ такого размера, который был бы необходим для развития социальной стратификации, которая рассматривается как один из атрибутов социальной сложности». [28] Многочисленные раскопки и изыскания показали, что в культуре Нок не существовало никаких городов или какой-либо городской среды, и не было обнаружено никаких свидетельств существования специальных зданий или территорий, занимаемых высокопоставленными членами общины. Отсутствие существенных стратиграфий или свидетельств процессов образования курганов также указывает на то, что на стоянках Нок были кратковременные эпизоды заселения. В целом, данные указывают на то, что общины культуры Нок были небольшими и организованными в местные автономные группы. По данным Руппа и др. (2016):
«Вместо атрибутов социальной сложности, таких как признаки неравенства, иерархии, зарождения систем расселения, общинных и общественных памятников или альтернативных африканских версий сложности, обсуждавшихся в последние годы, стало очевидно, что культура Нок, независимо от того, какой концепции придерживается , развивала сложность только с точки зрения ритуала». [29]
Металлургия железа
[ редактировать ]Металлургия железа , возможно, развилась в культуре Нок между 750 и 550 годами до нашей эры. [3] [12] [13] Люди Нок, возможно, независимо изобрели металлургию железа в 9 веке до нашей эры или в 8 веке до нашей эры. [14]
Каменные орудия
[ редактировать ]Формы каменных орудий, найденных на стоянках Нок, мало изменяются на протяжении всего периода нокской культуры. Что больше всего поражает исследователей, так это отсутствие режущих инструментов. Кроме каменных топоров, орудий с режущей кромкой не обнаружено. наконечники для снарядов, На стоянках Нок также отсутствуют сделанные из железа или камня.
Шлифовальные инструменты очень распространены на сайтах Nok. Они редко сохраняются в целости, но все же могут иллюстрировать различные формы и размеры инструментов, используемых в культуре Нок. Мельничные камни изготавливались из кварцита , гранита или метаморфических пород . На стоянке Унгвар Кура точильные камни, по-видимому, располагались в определенном порядке, а на стоянке Идо в вертикальном положении располагались огромные шлифовальные плиты с горшками и каменными бусами рядом с ними. Предполагается, что этот контекст был в некотором роде ритуальным. Большинство шлифовальных машинок предназначены только для ручного использования. На стоянках Нок имеется множество шлифовальных плит, но, похоже, мало ручных камней. Вполне возможно, что представители культуры Нок использовали эти мельницы до тех пор, пока они не достигли определенного состояния изношенности, а затем перепрофилировали их как пестики. [20]
Заточенные каменные топоры были еще одним инструментом, обычно используемым нок. Обычно они делались из мелкозернистой вулканической породы (иногда встречается также кремнистая порода) и, возможно, использовались при приготовлении пищи. Лезвия этих топоров, как правило, небольшого размера, самые большие из них достигают 20 сантиметров. Каменные шары можно найти почти на каждом стоянке Нок, их размер примерно с ладонь. Вероятно, их использовали в качестве молотков или для придания шероховатости поверхности точильного камня. Однако не все из них имеют форму шара, и многие имеют сколы по всей поверхности или хотя бы в одном месте. Эти каменные шары, вероятно, служили передвижными точильными камнями. [20]
Каменные кольца также были найдены на памятниках культуры Нок. Обычно их находят в виде фрагментов, но их можно идентифицировать как кольца из-за их плоского, овального или треугольного поперечного сечения и формы. Эти каменные кольца очень редки, и их назначение неизвестно, но предполагалось использовать их в качестве валюты или средства обмена. Еще одна редкая находка — каменные бусы, которые обычно находят как нанизанные на веревочки. Бусы, как правило, тщательно изготавливаются из твердых кремнистых пород, таких как кварц , халцедон , яшма или сердолик . Существует три различных формы бусин: цилиндрическая, которая является наиболее распространенной, а также стержневая и кольцеобразная. [20]
Керамика
[ редактировать ]Черепки (глиняные черепки) — наиболее распространенный археологический артефакт на стоянках Нок. С 2009 года раскопанная керамика подвергается систематическому анализу с главной целью попытаться установить хронологию. Определенные атрибуты керамики, такие как украшение, форма и размер, появляются все чаще, а затем исчезают, заменяясь другими атрибутами керамики. Это изменение иногда может позволить разделить прогрессию на разные интервалы на основе разных атрибутов. Всего собрано около 90 000 керамических черепков, из них 15 000 отнесены к диагностическим, то есть украшены черепками от края или дна сосуда, имеют ручки или отверстия. Результаты анализа керамики можно разделить на три различных периода времени: ранний, средний и поздний.
Керамика раннего периода Нок
[ редактировать ]Примерно с. 1500–900 гг. до н. э. керамика периода раннего Нока в основном небольшая и плохо сохранилась. Кажется, они богато украшены различными сложными узорами непосредственно под краями сосудов и покрывают большую часть керамического корпуса. Линии, нанесенные на керамику, кажутся удивительно тонкими или изогнутыми. Часто бывает много линий, расположенных близко друг к другу, а некоторые даже имеют перекрещивающиеся линии под краем. Керамика часто имела вывернутые, широкие и толстые края.
Керамика периода Среднего Нока
[ редактировать ]Период Среднего Нока примерно с ок. 900–300 гг. до н. э., и в этот период наблюдается резкое увеличение стоянок, фрагментов терракоты и железных предметов. Вместо украшений раннего периода, которые обычно закрывали большую часть горшка, используется декоративная полоса, окаймленная глубокими горизонтальными линиями. Эта полоса появляется на верхней половине горшков или прямо под краем чаш. Некоторые ленты имеют острые концы, а также вдавленные зигзагообразные линии, врезанную волну или дугу. В отличие от периода раннего Нока, керамика Среднего Нока, как правило, имеет больше разнообразия по краям с вывернутыми краями, открытыми чашами, чашами с перевернутыми краями и резными линейными орнаментами на краях краев.
Керамика позднего периода Нок
[ редактировать ]Период Позднего Нока датируется примерно ок. 300–1 гг. До н.э., и здесь известно всего несколько памятников. Керамики, доступной для анализа, немного, но по найденной керамике наблюдается снижение строгости орнаментальной ленты. Хотя ленты все еще используются, они более сложно украшены дополнительным узором. Также существует тенденция к возврату моделей украшения тела. Разнообразие размеров и типов оправ, кажется, увеличивается даже больше, чем в период Среднего Нока.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Подобно народам бассейна Чада и культуре Кинтампо , люди культуры Нок использовали смешанный метод земледелия : выращивали вигну и просо, а также использовали масличные фрукты. [30] В Пангвари одомашнивалось и культивировалось просо, вигна и различные формы растительности (например, Caesalpinioideae , Canarium schweinfurthii , Combretaceae , Phyllanthaceae , Vitex ). [7] Охота-собирательство было еще одним способом существования народа Нок. [7]
Зерна
[ редактировать ]Народы нок, возможно, мигрировали в центральный регион Нигерии и принесли сюда сельскохозяйственные знания о выращивании прирученного жемчужного проса между 1500 и 900 годами до нашей эры. [31] Практически на всех стоянках Нока встречаются обгоревшие растительные остатки, состоящие из дров и растительного материала для приготовления пищи. [32] Часто встречаются остатки жемчужного проса , одной из старейших зерновых культур Африки. Просо жемчужное отличается высокой продуктивностью и устойчивостью к неблагоприятным условиям выращивания, в том числе к засухе. В некоторых местах также встречается вигна , ценимая за высокое содержание белка. До сих пор просо и вигна — единственные известные культуры, которые выращивал народ Нок. Неясно, ели ли они какие-либо клубни или выращивали их. Многочисленные жерновы, найденные на стоянках Нок, позволяют предположить, что зерна перемалывали в муку и готовили что-то вроде каши. [20]
Фрукты
[ редактировать ]На многих стоянках Нока были обнаружены твердые косточки диких фруктов. На некоторых участках были обнаружены плоды и семена других дикорастущих растений, таких как травы и бобовые . В целом выбор растительных остатков невелик, но это может означать, что они просто не сохранились. [20] Более поздние данные об обуглившихся растительных остатках нок позволяют предположить, что они добывали плоды деревьев. [33]
Деревья и сельское хозяйство
[ редактировать ]Народ Нок, вероятно, использовал систему агролесоводства , совмещая на одном участке земли возделываемые культуры с полезными деревьями. Эти участки являются экологически устойчивыми, и совместная посадка деревьев и нескольких видов культурных растений была распространена от саванн до тропических лесов, а истоки этой практики восходят к первому тысячелетию до нашей эры, как раз во времена культуры Нок. Большинство деревьев Западной Африки не одомашнены, а являются частью дикой растительности, которая остается после того, как фермеры очищают свои поля от урожая. Поскольку им дают расти, они размножаются естественным путем, без необходимости посадки. Деревья могут производить еду, лекарства и корм для животных. [20]
Животные
[ редактировать ]Из-за кислой почвы кости животных культуры Нок не сохранились, что не оставляет прямых свидетельств того, какие виды они могли одомашнить (или охотиться). Единственным свидетельством существования животных в период культуры Нок являются изображения животных в виде фигурок или терракотовых скульптур. [20]
Еда
[ редактировать ]Еще 3500 лет назад земледельцы Нока собирали и использовали продукты пчеловодства (например, собирали мед в глиняной посуде). [34] Мед, возможно, использовался земледельцами племени Нок для приготовления блюд западноафриканской кухни . [35] Как свидетельствуют остатки пчелиного воска и животных жиров на керамике, керамика, возможно, использовалась для хранения мяса, а мед использовался в целях консервации . [35]
Традиционная медицина
[ редактировать ]В рамках традиционной медицины Нок керамика Нока, возможно, использовалась для обработки корней и коры как лекарственных растений для приготовления лечебных отваров . [9]
Грабежи и репатриация
[ редактировать ]С 1970-х годов терракотовые фигурки Нока подвергались массовым разграблениям. Еще более масштабные грабежи начались в культурном районе Нок в 1994 году, и к 1995 году появились два основных местных торговца. Каждый из основных торговцев мог нанять около 1000 землекопов для раскопок терракоты каждый день. Хотя большинство терракотовых изделий были фрагментированы, некоторые остались целыми и пригодными для продажи. [36] Из-за этого в поисках этих терракотовых скульптур были незаконно раскопаны сотни объектов культуры Нок. Ценная информация о культуре Нок теряется, когда эти предметы извлекаются из земли и вынимаются из их археологического контекста. [20]
В 1979 году Указом Национальной комиссии по музеям и памятникам Нигерии была учреждена Национальная комиссия по музеям и памятникам (NCMM), которая используется для управления культурным наследием Нигерии. Указ № 77 NCMM запретил кому-либо, кроме уполномоченного персонала, покупать или продавать предметы старины в Нигерии или экспортировать предметы старины без разрешения NCMM. [36] К концу 1990-х годов федеральное правительство Нигерии ввело в действие NCMM, который инициировал ряд действий по разработке стратегии борьбы с проблемами грабежей и составлению плана действий. По общему мнению, законы, регулирующие хранение древностей и наказание правонарушителей, должны строго соблюдаться, а все археологические памятники должны контролироваться. NCMM также рекомендовал провести более агрессивные кампании по просвещению общественности, а также ряд программ по повышению осведомленности по всей стране. Эти программы считаются успешными с точки зрения повышения осведомленности сотрудников правоохранительных органов, а также таможенных органов Нигерии и Интерпола . [20] Однако не все рекомендации были реализованы, поскольку у правительства Нигерии не было ресурсов для решения крупномасштабных некоторых проблем. Например, у правительства не было ресурсов для размещения мониторов на всех археологических объектах, а терракотовые фигурки до сих пор проникают через границы Нигерии.
Сегодня терракотовые скульптуры очень востребованы на международном арт-рынке, поэтому артефакты продолжают раскапывать без документации о контексте, в котором они были похоронены. Отсутствие обширных археологических исследований также серьезно ограничило наше понимание культур Нок. [37] [38] Совместный исследовательский проект с Университетом Гете и Национальной комиссией по музеям и памятникам, проводимый с 2005 года, показал, что более 90% объектов культуры Нок, известных в районе исследования, были незаконно разграблены. Проведенные искусствоведческие исследования показывают, что более 1000 терракотовых скульптур Нока были незаконно раскопаны и вывезены контрабандой в Европу, США, Японию и другие страны. В феврале 2013 года газета Daily Trust Нигерии сообщила, что Федеральное министерство информации и национальной ориентации вернуло себе пять статуэток Нок, украденных французским вором в августе 2010 года. Эти части были конфискованы французскими таможенниками и репатриированы в соответствии с директивой правительства Нигерии. [39] Проблема еще больше усложняется тем, что множество мастерских подделывают скульптуры Нок, а затем выставляют их на рынок как подлинные. [20]
Потомки
[ редактировать ]Поскольку каждый из них имеет культурное и художественное сходство с культурой нок, обнаруженной в Ноке, Сокото и Кацине, нигер- конгоязычные народы йоруба , джукун или дакакари могут быть потомками народов нок. [40] Исходя из стилистического сходства с терракотами Нок, бронзовые статуэтки Империи Йоруба Ифе и королевства Бини в Бенине также могут быть продолжением традиций более ранней культуры Нок. [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нок» . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Обикили, Нонсо (2018). «Формирование государства в доколониальной Нигерии» (PDF) . В Леване, Карл; Уката, Патрик (ред.). Оксфордский справочник по нигерийской политике . Издательство Оксфордского университета. п. 35. дои : 10.1093/oxfordhb/9780198804307.013.1 . ISBN 9780198804307 . OCLC 1076346474 . S2CID 202374677 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Чемпион, Луи; и др. (15 декабря 2022 г.). «Вопрос обряда — употребление жемчужного проса на памятниках культуры Нок, Нигерия (второе/первое тысячелетие до н.э.)» . История растительности и археоботаника . 32 (3): 263–283. дои : 10.1007/s00334-022-00902-0 . S2CID 254761854 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бройниг, Питер (январь 2017 г.). Знакомство с культурой Нок (PDF) . Университет Гете. п. 24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сан, З.Дж.; и др. (2017). «Инструментальный нейтронно-активационный анализ (ИНАА) скульптур Нока в музее И.П. Стенбака» . Журнал радиоаналитической и ядерной химии . 313 : 85–92. дои : 10.1007/s10967-017-5297-8 . ISSN 0236-5731 . OCLC 7062772522 . S2CID 98924415 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюниг, Питер (2022). «Доисторические события в Нигерии» . В Фалоле, Тойин; Хитон, Мэтью М. (ред.). Оксфордский справочник по истории Нигерии . Издательство Оксфордского университета. стр. 123–124. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190050092.013.5 . ISBN 978-0-19-005009-2 . OCLC 1267402325 . S2CID 249072850 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Франке, Габриэле; и др. (2020). «Ямы, горшки и растения в Пангвари: расшифровка природы объекта культуры Нок» . Азания: Археологические исследования в Африке . 55 (2): 129–188. дои : 10.1080/0067270X.2020.1757902 . ISSN 0067-270X . OCLC 8617747912 . S2CID 219470059 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мяннель, Таня М.; Бройниг, Питер (12 января 2016 г.). «Терракотовые скульптуры Нок в Пангвари» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 321. doi : 10.3213/2191-5784-10300 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN 1612-1651 . JSTOR 44295244 . OCLC 8512545149 . S2CID 164688675 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Данн, Дж. Б. (2022). «Сделать невидимое видимым: проследить происхождение растений в западноафриканской кухне посредством археоботанического анализа и анализа органических остатков» (PDF) . Археологические и антропологические науки . 14 (1). Бибкод : 2022АрАнС..14...30Д . дои : 10.1007/s12520-021-01476-0 . ISSN 1866-9557 . OCLC 9384103618 . S2CID 245917579 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамсами, Эдвард; Эллиотт, Кэролайн М.; Сейболт, Питер Дж. (5 января 2012 г.). «Часть I: Предыстория до 1400 года» . Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . Публикации SAGE. п. 8. дои : 10.4135/9781452218458 . hdl : 10125/32822 . ISBN 978-1-4129-8176-7 . OCLC 809773339 . S2CID 158838141 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рупп, Николь; Амехе, Джеймс; Брюниг, Питер (2005). «Новые исследования культуры нок в Центральной Нигерии» . Журнал африканской археологии . 3 (2): 287. дои : 10.3213/1612-1651-10056 . ISSN 1612-1651 . JSTOR 43135381 . OCLC 5919406005 . S2CID 162190915 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер, Дункан Э.; Ван дер Мерве, Нью-Джерси (1994). «Ранняя металлообработка в Африке к югу от Сахары». Журнал африканской истории . 35 : 1–36. дои : 10.1017/s0021853700025949 . S2CID 162330270 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стуивер, Минзе ; ван дер Мерве, Нью-Джерси (1968). «Радиоуглеродная хронология железного века в Африке к югу от Сахары». Современная антропология . 9 (1): 54–58. дои : 10.1086/200878 . JSTOR 2740446 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрет, Кристофер (2023). «Африканские новинки в истории технологий» . Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Издательство Принстонского университета. п. 19. дои : 10.2307/j.ctv34kc6ng.5 . ISBN 9780691244105 . JSTOR j.ctv34kc6ng.5 . OCLC 1330712064 .
- ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (2016). «Очерк недавних исследований культуры нигерийских нок» (PDF) . Журнал африканской археологии . 14 (3): 242, 247. doi : 10.3213/2191-5784-10298 (неактивно 31 января 2024 г.). ISSN 1612-1651 . JSTOR 44295241 . OCLC 8512542846 . S2CID 56195865 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ «Нок-искусство Древней Нигерии» . 28 сентября 2011 г.
- ^ Чези, Г. и Мерзедер, Г. (2006). Культура Нок: искусство в Нигерии 2500 лет назад
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шоу, Терстан (1981). «Скульптуры Нок из Нигерии». Научный американец . 244 (2): 154–166. Бибкод : 1981SciAm.244b.154S . doi : 10.1038/scientificamerican0281-154 .
- ^ Фагг, Бернард (1969). «Недавние работы в Западной Африке: новый взгляд на культуру Нок». Мировая археология . 1 (1): 41–50. дои : 10.1080/00438243.1969.9979425 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Брюниг, Питер (редактор). 2014. Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте. Африка Magna Verlag, Германия, 15 октября.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюниг, Питер (2014). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт-на-Майне: Африка Магна. ISBN 9783937248462 .
- ^ Бройниг, Питер (2013). Нок: Происхождение африканской скульптуры . Франкфурт-на-Майне: Африка Магна. ISBN 9783937248387 .
- ^ Брюниг, Питер; Кальхебер, Стефани; Рупп, Николь (июнь 2008 г.). «Исследование загадки Нока» . Античность . 82 (316).
- ^ «Древняя культура Нок, штат Кадуна» . Информация и руководство по Нигерии . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Брюниг, Питер (2014). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт-на-Майне: Африка Магна. ISBN 9783937248462 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брюниг, Питер; Рупп, Николь (13 декабря 2016 г.). «Очерк недавних исследований нигерийской культуры нок» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 247. JSTOR 44295241 .
- ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (13 декабря 2016 г.). «Очерк недавних исследований нигерийской культуры нок» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 247. JSTOR 44295241 .
мы сначала неверно истолковали геологические явления как конструктивные компоненты крупномасштабных каменных сооружений (Рупп и др., 2005: 287). До сегодняшнего дня нам не встретилось ни одного сооружения, напоминающего какое-либо крупномасштабное каменное здание, и поэтому мы утверждаем, что нокская культура не возводила никакой каменной архитектуры, за редким исключением круглого каменного фундамента хижины, обнаруженного в Пунтун Дуце.
- ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (13 декабря 2016 г.). «Очерк недавних исследований нигерийской культуры нок» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 251. JSTOR 44295241 .
- ^ Брюниг, Питер; Рупп, Николь (13 декабря 2016 г.). «Очерк недавних исследований нигерийской культуры нок» . Журнал африканской археологии . 14 (3): 237. JSTOR 44295241 .
- ^ Кальхебер, С; и др. «Археоботанические исследования на стоянках Нок: промежуточный отчет» . Исследовательские ворота . Ньяме Акума.
- ^ Кей, Андреа У. (2019). «Диверсификация, интенсификация и специализация: изменение землепользования в Западной Африке с 1800 г. до н.э. по 1500 г. н.э.» . Журнал мировой предыстории . 32 (2): 179–228. дои : 10.1007/s10963-019-09131-2 . hdl : 10230/44475 . S2CID 134223231 .
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Нок» . www.101lasttribes.com . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Данн, Джули; Хён, Алекса (14 января 2022 г.). «Сделать невидимое видимым: проследить происхождение растений в западноафриканской кухне посредством археоботанического анализа и анализа органических остатков» . Археологические и антропологические науки . 14 . дои : 10.1007/s12520-021-01476-0 . hdl : 1983/aeae6475-7998-4929-ae38-ea5d7cce36e2 . S2CID 245917579 .
- ^ Данн, Джули Б.; и др. (2021). «Сбор меда в доисторической Западной Африке 3500 лет назад» . Природные коммуникации . 12 (1): 2227. Бибкод : 2021NatCo..12.2227D . дои : 10.1038/s41467-021-22425-4 . ПМК 8047003 . ПМИД 33854053 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данн, Джули; и др. (2021). «Сбор меда в доисторической Западной Африке 3500 лет назад» . Природные коммуникации . 12 (1): 2227. Бибкод : 2021NatCo..12.2227D . дои : 10.1038/s41467-021-22425-4 . ПМК 8047003 . ПМИД 33854053 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Броди, Нил и Донна Йейтс. 2012. Нок Терракоты. Культура торговли людьми: исследование глобального трафика разграбленных культурных ценностей.
- ^ Департамент искусств Африки, Океании и Америки. 2000. Нок Терракота (500 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна.
- ^ Анон. 2015. Продолжаются исследования 3000-летней культуры нок в Африке к югу от Сахары. Приключения в археологии. Новости археологии с прошлых горизонтов, 8 февраля.
- ^ Мустафа Сулейман (3 февраля 2013 г.), Франция передает украденные нигерийские артефакты Daily Trust .
- ^ Лампа, Фредерик Джон (2011). «Древние терракотовые фигурки из Северной Нигерии» . Бюллетень художественной галереи Йельского университета : 55. ISSN 0084-3539 . JSTOR 41421509 . OCLC 9972665249 .
- ^ Шиллингтон (2005) , с. 39
Библиография
[ редактировать ]- Шиллингтон, Кевин (2005). История Африки (2-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780333599570 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Этвуд, Р. (2011). Норвежская крона Нигерии. Археология , июль/август 2011 г., 34–38.
- Брюниг, П., изд. (2014). Нок | Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт: Африка Магна Верлаг. ISBN 9783937248462 . ISBN 978-3-937248-46-2
- Брюниг П. и Рупп Н. (2006). Ничего, кроме искусства. Археологические исследования культуры нок раннего железного века в центральной Нигерии. Исследования Франкфурта 2–3, 73–76.
- Булье, К.; А.Персон; Ж.-Ф. Сальеж и Ж. Полет (2001). Хронологическая оценка культуры Нок и новые датировки скульптур. Африка: археология и искусство 2, 9–28.
- Фагг, А. (1972). Предварительный отчет об оккупационном объекте в долине Нок, Нигерия: Самун Дукия, AF/70/1. Западноафриканский журнал археологии 2, 75–79.
- Фагг, Б. (1959). Нокская культура в доисторические времена. Журнал Исторического общества Нигерии 1 (4), 288–293.
- Фагг, Б. (1968). Нокская культура: Раскопки в Таругах. Западноафриканский археологический информационный бюллетень 10, 27–30.
- Фагг, Б. (1969). Недавняя работа в Западной Африке: новый взгляд на культуру Нок. Мировая археология 1 (1), 41–50.
- Фагг, Б. (1990): Терракоты Нок. Лагос: Национальная комиссия по музеям и памятникам.
- Джемкур, Дж. (1992). Аспекты культуры Нок. Заря.
- Рупп, Н.; Амехе, Дж.; Брюниг, П. (2005). Новые исследования культуры нок Центральной Нигерии. Журнал африканской археологии 3, 2: 283–290.
- Рупп, Н.; Брюниг, П.; Кальхебер, С. (2008). Исследование загадки Нока. Античность, Галерея проектов.
- Шоу, Т. (1981). Скульптуры Нок в Нигерии. Scientific American 244(2): 154-166.
- Тайлекот, Р. (1975a). Зарождение выплавки железа в Африке. Западноафриканский журнал археологии. 5, 1-9.
- Тайлекот, Р. (1975b). Выплавка чугуна в Таруга, Нигерия. Журнал исторической металлургии 9 (2), 49-56.
- Олубунми АО (2007) Взлет и падение расы йоруба, Издательский дворец 199 ISBN 978-2457-38-8
- Олубунми АО (2009) О расовой чистоте Иджеса, Издательский дворец 199 ISBN 978-2458-17-1
- Айоаде Д.О. (1983) Введение в климатологию тропиков, John Wiley & Sons ltd, Великобритания ISBN 0-471-10407-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с культурой Нок, на Викискладе?