Jump to content

Металлургия железа в Африке

Металлургия железа в Королевстве Конго , Джованни Кавацци да Монтекукколо (около 1650 г.).

Металлургия железа в Африке развивалась внутри Африки ; хотя изначально предполагалось, что это предположение имеет внешнее происхождение, оно оказалось несостоятельным; археологические данные все чаще подтверждают коренное происхождение. [1] Некоторые недавние исследования датируют возникновение металлургии железа в Африке между 3000 и 2500 годами до нашей эры. [2] [3] Археометаллургические научные знания и технологические разработки зародились во многих центрах Африки; центры происхождения располагались в Западной Африке , Центральной Африке и Восточной Африке ; следовательно, поскольку эти центры происхождения расположены во внутренней Африке, эти археометаллургические разработки являются, таким образом, местными африканскими технологиями. [4]

Развитие металлургии железа произошло в 2631 г. до н.э. - 2458 г. до н.э. в Ледже, в Нигерии, в 2136 г. до н.э. - 1921 г. до н.э. в Обуи, в Центрально-Африканской Республике, в 1895 г. до н.э. - 1370 г. до н.э. в Чире Ума 147, в Нигере, и в 1297 г. до н.э. - 1051 г. до н.э. в Декпассанваре, в Того. [4] Существуют свидетельства ранней металлургии железа в некоторых частях Нигерии, Камеруна и Центральной Африки, возможно, уже примерно за 2000 г. до н.э. [3] Металлургия железа, возможно, была независимо развита в культуре Нок между 9 веком до нашей эры и 550 годом до нашей эры. [5] [6] Близлежащая культура Дженне-Дженно в долине Нигера в Мали демонстрирует свидетельства производства железа с ок. 250 г. до н.э. Экспансия банту распространила эту технологию на Восточную и Южную Африку между 500 г. до н.э. и 400 г. н.э., как показано в культуре Уреве . [7]

Происхождение и распространение в Африке.

[ редактировать ]

Хотя происхождение обработки железа в Африке было предметом научного интереса с 1860-х годов, до сих пор неизвестно, распространилась ли эта технология в страны Африки к югу от Сахары из Средиземноморского региона, или она была изобретена там независимо от обработки железа в других местах. [8] Хотя некоторые европейские ученые девятнадцатого века выступали за изобретение местного производства железа в Африке к югу от Сахары, археологи, писавшие между 1945 и 1965 годами, в основном выступали за распространение технологии выплавки железа из Карфагена через Сахару в Западную Африку и/или из Мероэ в верховьях Нила. в центральную Африку. [9] Это, в свою очередь, было поставлено под сомнение более поздними исследованиями, которые приводят доводы в пользу независимого изобретения. [10] [3]

Изобретение радиоуглеродного датирования в конце 1950-х годов позволило датировать металлургические объекты по древесному углю, используемому для плавки и ковки. К концу 1960-х годов были получены удивительно ранние радиоуглеродные даты для мест выплавки железа как в Нигере, так и в Центральной Африке (Руанда, Бурунди), что возродило мнение о том, что производство железа было независимо изобретено африканцами в странах Африки к югу от Сахары. [11] [12] еще в 3600 г. до н.э. [13] Эти даты предшествовали известной древности обработки железа в Карфагене или Мероэ, что ослабило гипотезу диффузии. В 1990-х годах были обнаружены свидетельства финикийской выплавки железа в западном Средиземноморье (900–800 гг. До н.э.). [14] хотя конкретно в Северной Африке он, кажется, датируется только 5-4 веками до нашей эры или самое раннее 7-м веком до нашей эры, одновременно с или позже, чем самая старая известная металлургия железа, датируемая странами Африки к югу от Сахары. [3] По словам археометаллурга Манфреда Эггерта, «Карфаген нельзя с уверенностью считать местом происхождения железной руды к югу от Сахары». [15] До сих пор неизвестно, когда обработка железа впервые стала практиковаться в Куше и Мероэ в современном Судане, но самые ранние известные даты металлургии железа в Мероэ и Египте не предшествуют таковым в Африке к югу от Сахары, и поэтому долина Нила также считается маловероятной. быть источником металлургии железа к югу от Сахары. [16]

Примеры типов африканских печей для обжига

С середины 1970-х годов появились новые заявления о независимом изобретении выплавки чугуна в центральном Нигере. [17] [18] [19] а с 1994 по 1999 год ЮНЕСКО финансировала инициативу «Les Routes du Fer en Afrique/Железные пути в Африке» по исследованию происхождения и распространения металлургии железа в Африке. Это профинансировало конференцию по раннему железу в Африке и Средиземноморье. [14] и том, опубликованный ЮНЕСКО, который вызвал некоторые споры, поскольку в него вошли только авторы, симпатизирующие точке зрения независимых изобретений. [20]

Два обзора доказательств, проведенные в середине 2000-х годов, выявили технические недостатки в исследованиях, заявляющих о независимых изобретениях, что подняло три основные проблемы. [21] [8] Первый вопрос заключался в том, находился ли материал, датированный радиоуглеродом, в надежной археологической связи с остатками обработки железа. Многие финики из Нигера, например, находились на органических веществах в глиняных черепках, которые лежали на поверхности земли вместе с железными предметами. Второй проблемой был возможный эффект «старого углерода»: древесины или древесного угля, намного старше того времени, когда выплавляли железо. Это особая проблема в Нигере, где обугленные пни древних деревьев являются потенциальным источником древесного угля и иногда ошибочно принимаются за плавильные печи. Третья проблема — более низкая точность радиоуглеродного метода для дат между 800 и 400 годами до нашей эры, что связано с нерегулярным производством радиоуглерода в верхних слоях атмосферы. К сожалению, большинство радиоуглеродных дат первоначального распространения металлургии железа в Африке к югу от Сахары попадает в этот диапазон.

Споры снова разгорелись в 2007 году после публикации раскопок Этьена Зангато и его коллег в Центральноафриканской Республике. [22] [23] В Обуи они раскопали недатированную железную кузницу, что дало восемь последовательных радиоуглеродных дат: 2000 г. до н.э. Это сделало бы Обуи старейшим местом обработки железа в мире, более чем на тысячу лет старше, чем любые другие датированные свидетельства наличия железа в Центральной Африке. Мнения среди африканских археологов резко разделились. Некоторые специалисты принимают эту интерпретацию, но археолог Бернард Клист утверждает, что Обуи представляет собой сильно нарушенное место: более древний древесный уголь был поднят на уровень кузницы в результате рытья ям на более старых уровнях. [24] Клист также поднял вопросы о необычайно хорошей сохранности металлического железа на этом месте. [13] Однако такие археологи, как Крэддок, Эггерт и Холл, утверждают, что такое нарушение или разрушение крайне маловероятно, учитывая характер этого места. Кроме того, Холл, что касается состояния сохранности, утверждает, что это наблюдение было основано на опубликованных иллюстрациях, представляющих небольшое нерепрезентативное количество нетипично хорошо сохранившихся объектов, отобранных для публикации. [25] В Гбабири, также в Центральноафриканской Республике, Эггерт нашел свидетельства существования печи для восстановления железа и кузнечной мастерской, самые ранние даты которых датируются 896–773 гг. До н.э. и 907–796 гг. до н.э. соответственно. [26] В северо-центральной части Буркина-Фасо остатки чугунолитейной печи возле Дурулы также были датированы 8-м веком до нашей эры, что привело к созданию объектов древней черной металлургии Буркина-Фасо, внесенных в список Всемирного наследия. [27] В регионе Нсукка на юго-востоке Нигерии (ныне Игболанд ) были раскопаны археологические памятники, содержащие печи для плавки железа и шлак, датируемые 750 г. до н. э. в Опи (Августин Холл, 2009 г.) и 2000 г. до н. э. в Ледже (Памела Эзе-Узомака, 2009 г.). [28] [29] [30] По словам Огюстина Холла (2018), на территории Гбаторо, Камерун, есть свидетельства обработки железа, датированные 2153–2044 гг. До н.э. и 2368–2200 гг. до н.э. [3]

Археометаллургические научные знания и технологические разработки зародились во многих центрах Африки; центры происхождения располагались в Западной Африке , Центральной Африке и Восточной Африке ; следовательно, поскольку эти центры происхождения расположены во внутренней Африке, эти археометаллургические разработки являются, таким образом, местными африканскими технологиями. [4] Развитие металлургии железа произошло в 2631 г. до н.э. - 2458 г. до н.э. в Ледже, в Нигерии, в 2136 г. до н.э. - 1921 г. до н.э. в Обуи, в Центрально-Африканской Республике, в 1895 г. до н.э. - 1370 г. до н.э. в Чире Ума 147, в Нигере, и в 1297 г. до н.э. - 1051 г. до н.э. в Декпассанваре, в Того. [4]

В 2014 году археометаллург Манфред Эггерт утверждал, что, хотя все еще неубедительно, доказательства в целом позволяют предположить независимое изобретение металлургии железа в странах Африки к югу от Сахары. [31] В исследовании 2018 года археолог Огюстин Холл также утверждает, что наиболее вероятно независимое изобретение. [3]

Хотя происхождение выплавки железа трудно датировать с помощью радиоуглерода, существует меньше проблем с его использованием для отслеживания распространения обработки железа после 400 г. до н.э. В 1960-х годах было высказано предположение, что обработка железа была распространена носителями языков банту , чья истинная родина была расположена лингвистами в долине реки Бенуэ в восточной Нигерии и Западном Камеруне. Хотя некоторые утверждают, что никакие слова, обозначающие железо или обработку железа, не могут быть обнаружены у реконструированных протобанту , [32] топонимы в Западной Африке говорят об обратном, например (Окута) Илорин, буквально «место изготовления железа». Лингвист Кристофер Эрет утверждает, что первые слова, обозначающие обработку железа на языках банту, были заимствованы из центральносуданских языков, расположенных в окрестностях современных Уганды и Кении. [33] в то время как Ян Вансина [34] Вместо этого утверждается, что они произошли из языков, не относящихся к банту, в Нигерии и что металлургия железа распространилась на юг и восток среди носителей банту, которые уже распространились по тропическим лесам Конго и району Великих озер. Археологические данные ясно указывают на то, что, начиная с первого века до нашей эры, сельское хозяйство с железом и зерновыми (просо и сорго) распространилось вместе на юг от южной Танзании и северной Замбии, вплоть до восточного Капского региона нынешней Южной Африки к третьему или четвертому веку нашей эры. . [35] Представляется весьма вероятным, что это произошло в результате миграций бантуязычных народов. [ нужна ссылка ]

Типичная последовательность операций по производству цветного железа, начиная с приобретения сырья посредством плавки и кузнечного дела.

Все местные африканские процессы выплавки железа являются вариантами процесса цветения . На Африканском континенте зарегистрирован гораздо более широкий спектр процессов плавки блюмеров, чем где-либо еще в Старом Свете, вероятно, потому, что блюмеры продолжали использоваться и в 20 веке во многих частях Африки к югу от Сахары, тогда как в Европе и большинстве частей Азии они использовались и в XX веке. были заменены доменной печью до того, как удалось зарегистрировать большинство разновидностей цветущих растений. Подборка WW Cline записей очевидцев о выплавке цветного железа за последние 250 лет в Африке. [36] бесценна и дополнена более поздними этноархеологическими и археологическими исследованиями. Печи, использовавшиеся в XIX и XX веках, варьируются от небольших чашовых печей, вырытых с поверхности земли и приводимых в действие сильфоном , шахтных печей с сильфонным приводом высотой до 1,5 м, до печей с естественной тягой высотой 6,5 м (т. е. печей, предназначенных для работы вообще без сильфона).

На большей части тропической Африки в качестве руды использовался латерит , который широко доступен на старых континентальных кратонах в Западной, Центральной и Южной Африке. Магнетитовый песок, концентрированный в ручьях проточной водой, часто использовался в более горных районах после обогащения для повышения концентрации железа. Доколониальные рабочие-металлургисты в нынешней Южной Африке даже выплавляли железо-титановые руды, для использования которых современные доменные печи не предназначены. [37] Печи Блумери были менее производительными, чем доменные, но были гораздо более универсальными.

В качестве топлива неизменно использовался древесный уголь, а продуктами — блюм (твердая масса железа) и шлак (жидкие отходы). Африканские металлурги регулярно производили неоднородные стальные блюмы, особенно в больших печах с естественной тягой. Блюмы неизменно содержали некоторое количество захваченного шлака, и после извлечения из печи их приходилось повторно нагревать и пробивать молотком, чтобы удалить как можно больше шлака. Полуфабрикаты из железа или стали широко продавались в некоторых частях Западной Африки, как, например, в Сукуре на границе Нигерии и Камеруна, который в девятнадцатом веке экспортировал тысячи слитков в год на север, в бассейн озера Чад. [38] Хотя многие африканские металлурги производили стальные блюмы, в странах к югу от Сахары пока мало свидетельств закалки стали путем закалки и отпуска или изготовления композитных инструментов, сочетающих режущую кромку из твердой стали с мягким, но прочным железным корпусом. относительно мало Металлографии древних африканских железных инструментов еще проведено , поэтому этот вывод, возможно, может быть изменен будущими работами.

В отличие от цветных рабочих-металлистов в Европе, Индии или Китае, африканские рабочие-металлисты не использовали энергию воды для выдувания сильфонов в печах, слишком больших, чтобы их можно было продуть с помощью сильфонов с ручным приводом. Частично это связано с тем, что Африка к югу от Сахары имеет гораздо меньший потенциал для гидроэнергетики, чем другие регионы. [ нужна ссылка ] но также и потому, что не было разработано инженерных методов преобразования вращательного движения в линейное. Однако африканские мастера по производству железа изобрели способ увеличить размер своих печей и, следовательно, количество металла, производимого за одну загрузку, без использования сильфонов. Это была печь с естественной тягой, которая спроектирована так, чтобы достигать температур, необходимых для образования и отвода шлака, за счет эффекта дымохода: горячий воздух, выходящий из топки печи, втягивает больше воздуха через отверстия в основании. (Печи с естественной тягой не следует путать с ветряными печами, которые всегда были небольшими). Печь с естественной тягой была единственной африканской инновацией в черной металлургии , получившей широкое распространение. [39] Печи с естественной тягой были особенно характерны для лесных массивов африканской саванны и использовались в двух поясах - через лесные массивы Сахеля от Сенегала на западе до Судана на востоке и в лесных массивах Брахистегия-Джульбенардия (миомбо) от южной Танзании на юг до северного Зимбабве. . Самые старые из найденных печей с естественной тягой находятся в Буркина-Фасо и датируются седьмым-восьмым веками. [40] Большие массы шлака (от 10 000 до 60 000 тонн), отмеченные в некоторых местах Того, Буркина-Фасо и Мали, отражают значительное расширение производства железа в Западной Африке после 1000 г. н.э., которое связано с распространением технологии печей с естественной тягой. [41] [42] Но не все крупномасштабное производство железа в Африке было связано с печами с естественной тягой: в Мероэ (Судан, с первого по пятый века нашей эры) производились печи с сильфонным приводом с выпуском шлака, [43] и крупная металлургическая промышленность Камеруна XVIII-XIX веков с использованием печей с сильфонным приводом без выпуска. [44] Все зарегистрированные на данный момент крупномасштабные выплавки железа происходят в зонах Сахеля и Судана, которые простираются от Сенегала на западе до Судана на востоке; в центральной или южной Африке не было подобных концентраций выплавки железа.

Есть также свидетельства того, что углеродистая сталь производилась в Западной Танзании предками народа хайя еще 2300-2000 лет назад с помощью сложного процесса «предварительного нагрева», позволяющего температуре внутри печи достигать 1800°C. [45] [46] [47] [48] [49] [50]

Эти методы в настоящее время исчезли во всех регионах Африки к югу от Сахары, за исключением некоторых очень отдаленных регионов Эфиопии. В большинстве регионов Африки они вышли из употребления еще до 1950 года. Основной причиной этого было увеличение доступности железа, импортируемого из Европы. Кузнецы по-прежнему работают в сельских районах Африки, изготавливая и ремонтируя сельскохозяйственные инструменты, но железо, которое они используют, импортируется или перерабатывается из старых автомобилей.

Использование

[ редактировать ]
Вид спереди и сбоку на низкошахтовые печи Mafa с нисходящей тягой

Железо было не единственным металлом, который использовался в Африке; медь и латунь Также широко использовались . Однако устойчивое распространение железа означало, что оно должно было иметь более благоприятные свойства для самых разных целей. Его прочность по сравнению с медью означала, что из него изготавливали множество инструментов, от сельскохозяйственных предметов до оружия. Железо использовалось для украшения ювелирных изделий , впечатляющих произведений искусства и даже инструментов. Он использовался для монет и валют различных форм. Например, киси копейки; традиционная форма железной валюты, используемая для торговли в Западной Африке. Это скрученные железные стержни длиной от <30 см до >2 м. Предложения по их использованию варьируются от супружеских сделок или просто от того, что они представляли собой удобную форму для транспортировки, плавления и преобразования в желаемый объект. Существует множество различных форм железной валюты , часто различающихся по форме и стоимости в зависимости от региона. Железо не заменило другие материалы, такие как каменные и деревянные инструменты, но объем производства и разнообразие применений по сравнению с ним были значительно выше.

Социокультурная значимость

[ редактировать ]

Важно признать, что, хотя производство железа имело большое влияние на Африку как в культурном плане в торговле и экспансии (Martinelli, 1993, 1996, 2004), так и в социальном плане в верованиях и ритуалах, существуют большие региональные различия. Большая часть доказательств культурной значимости исходит из практик, которые до сих пор применяются в различных африканских культурах. Этнографическая информация была очень полезна для реконструкции событий, связанных с производством железа в прошлом, однако реконструкции могли быть искажены со временем и под влиянием исследований антропологов.

Контроль над производством железа часто осуществлялся самими металлургами или «центральной властью» в более крупных обществах, таких как королевства или государства (Баррос 2000, стр. 154). [51] Считается, что спрос на торговлю привел к тому, что некоторые общества работали только плавильщиками или кузнецами, специализируясь лишь на одном из многих навыков, необходимых для производственного процесса. Вполне возможно, что это также привело к тому, что торговцы стали специализироваться на транспортировке и торговле железом (Баррос 2000, стр. 152). Однако не каждый регион получил выгоду от индустриализации производства железа, другие создали экологические проблемы, возникшие из-за массовой вырубки лесов, необходимой для производства древесного угля для заправки печей (например, экологический кризис в регионе Мема (Holl 2000, стр. 48)).

Железоплавильщики и кузнецы получали разный социальный статус в зависимости от своей культуры. Некоторые из них были ниже в обществе из-за аспекта ручного труда и связи с колдовством, например, масаи и туареги (Childs et al. 2005, стр. 288). В других культурах эти навыки часто передаются по наследству и получают высокий социальный статус (иногда даже считается колдуном) в своем сообществе. Их мощные знания позволили им создавать материалы, на которые полагалось все сообщество. В некоторых общинах считалось, что они обладают такими сильными сверхъестественными способностями, что их почитали так же высоко, как короля или вождя. Например, при раскопках королевской гробницы короля Ругиры (Великие озера, Восточная Африка) были обнаружены две железные наковальни , помещенные у его головы (Childs et al. 2005, стр. 288 в Herbert 1993: ch.6). В некоторых культурах мифические истории были построены вокруг железоплавильного завода, подчеркивая их божественное значение.

Процесс плавки часто проводился вдали от остального сообщества. Кузнецы участвовали в ритуалах, призванных стимулировать хорошее производство и отгонять злых духов, включая песни и молитвы, а также раздачу лекарств и жертвоприношения. Последние обычно ставили в саму печь или закапывали под основание печи. Их примеры восходят к раннему железному веку в Танзании и Руанде (Шмидт, 1997, Чайлдс и др., 2005, стр. 293). [52] Мужчины, обладавшие знаниями и навыками работы с железом, имели высокий социальный статус и часто пользовались уважением за свой опыт. Идеология, стоящая за этим, заключалась в том, что эти «Кузнецы» обладали некоторыми духовными и сверхчеловеческими способностями, которые позволяли им извлекать цвет из железной руды, что в конечном итоге принесло им более высокое место в социальном статусе.

Некоторые культуры связывали сексуальную символику с производством железа. Плавка металла была связана с плодородием их общества. Производство цветков сравнивали с зачатием и рождением человека. Вокруг этого процесса существовали сексуальные табу. Процесс плавки осуществлялся исключительно мужчинами и зачастую вдали от села. Прикосновение женщин к каким-либо материалам или их присутствие могло поставить под угрозу успех постановки. Печи также часто украшали в виде женщины, матери цветов. [53]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бокум, Х. (ред.) 2004. Истоки металлургии железа в Африке: новый взгляд на ее древность - Западная и Центральная Африка . Женева: ЮНЕСКО. п. 100.
  2. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке». В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 1–2.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Холл, Огюстен (июнь 2020 г.). «Истоки африканской металлургии» . Оксфордские исследовательские энциклопедии . 22 (4): 415–438 (PDF, стр. 1–45). doi : 10.1093/acrefore/9780190854584.013.63 . ISBN  9780190854584 . OCLC   7869925414 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Бандама, Форман; Бабалола, Абидеми Бабатунде (13 сентября 2023 г.). «Наука, а не черная магия: производство металла и стекла в Африке» . Африканский археологический обзор . дои : 10.1007/s10437-023-09545-6 . ISSN   0263-0338 . OCLC   10004759980 . S2CID   261858183 .
  5. ^ Чемпион, Луи; и др. (15 декабря 2022 г.). «Вопрос обряда — употребление жемчужного проса на памятниках культуры Нок, Нигерия (второе/первое тысячелетие до нашей эры)» (PDF) . История растительности и археоботаника . 32 (3): 263–283. дои : 10.1007/s00334-022-00902-0 . S2CID   254761854 .
  6. ^ Эрет, Кристофер (2023). «Первопроходцы Африки в истории технологий» . Древняя Африка: глобальная история до 300 г. н.э. Издательство Принстонского университета. п. 19. дои : 10.2307/j.ctv34kc6ng.5 . ISBN  9780691244105 . JSTOR   j.ctv34kc6ng.5 . OCLC   1330712064 .
  7. ^ К. Шиллингтон, История Африки (3-е изд. 2005 г.), 61–68. [ постоянная мертвая ссылка ] .
  8. ^ Jump up to: а б Альперн, С.Б. (2005) Они это изобрели или не они? Железо в Африке к югу от Сахары. История Африки 32:41-94.
  9. ^ ван дер Мерве, Нью-Джерси, 1980. Появление железа в Африке. В книге «Наступление эпохи железа» под ред. Т. А. Вертиме , Дж. Д. Мули, стр. 463–506. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  10. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 55–58. ISBN  9783937248462 .
  11. ^ Триггер, Б.Г. (1969). Миф о Мероэ и африканском железном веке. Международный журнал африканских исторических исследований 2: 23-50.
  12. ^ Диоп, Калифорния (1976). Использование железа в Африке. Ньяме Акума 53:93-95.
  13. ^ Jump up to: а б Прингл, Хизер (2009). «В поисках первых железных людей в Африке» (PDF) . Наука . 323 (5911): 200–202. дои : 10.1126/science.323.5911.200 . ПМИД   19131604 . S2CID   206583802 .
  14. ^ Jump up to: а б Дескоудрес, Э. Юиском, В. Сернельс и Ж.-Л. Циммерманн (редакторы) (2001) Истоки железной металлургии: материалы Первого международного коллоквиума по археологии Африки и Средиземноморского бассейна / Aux Origines de la Métallurgie du Железо: материалы Первого международного круглого стола по археологии (Африка и Средиземноморский бассейн ). Специальный выпуск журнала «Средиземноморская археология» (том 14)
  15. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке». В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 55–58.
  16. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 55–58. ISBN  9783937248462 .
  17. ^ Кечон, Г. и Ж.-П. Розе (1974). Археологическая разведка Термитского массива (Нигер). ORSTOM Cahiers, Серия гуманитарных наук 11:85-104.
  18. ^ Гребенар, Д. (1985). Регион Ин-Галл-Тегидда-н-Тесемт (Нигер), Чрезвычайная археологическая программа 1977–1981 гг. II: Последний неолит и начало металлургии. Ниамей: Институт исследований в области гуманитарных наук (нигерийские исследования, № 49).
  19. ^ Пэрис, Ф., А. Персон, Г. Кешон и Ж.-Ф. Сальеж (1992). Зарождение металлургии на севере Нигера (Аир, Азаваг, Игазер, Термит). Журнал Общества африканистов 62:55-68.
  20. ^ Бокум, Х. (ред.) 2004. Истоки металлургии железа в Африке: новый взгляд на ее древность - Западная и Центральная Африка . Женева:ЮНЕСКО
  21. ^ Киллик, DJ (2004) Обзорное эссе. Что мы знаем об африканской обработке железа? Журнал африканской археологии 2 (1): 97-112.
  22. ^ Зангато, Э. (2007) Les Ateliers d'Oboui: первые металлургические сообщества на северо-востоке Центральноафриканской Республики . Париж: Editions Recherche sur les Civilizations (ERC).
  23. ^ Зангато, Э. и Холл, AFC (2010) «На железном фронте: новые свидетельства из Центральной Африки», Журнал африканской археологии 8:7-23.
  24. ^ Клист, Б. (2012) На пути к уменьшению предрассудков и устранению антагонизмов: оценка расширения металлургии железа в Африке Южной Сахары, Журнал африканской археологии 10:71-84.
  25. ^ Холл, Огюстен (июнь 2020 г.). «Истоки африканской металлургии» . Оксфордские исследовательские энциклопедии . 22 (4): 12–13. doi : 10.1093/acrefore/9780190854584.013.63 . ISBN  9780190854584 . OCLC   7869925414 .
  26. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 53–54. ISBN  9783937248462 .
  27. ^ «Древние памятники черной металлургии Буркина-Фасо» . Список всемирного наследия ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 21 марта 2021 г.
  28. ^ Эз-Узомака, Памела. «Железо и его влияние на доисторическое место Лея» . Академия.edu . Университет Нигерии, Нсукка, Нигерия . Проверено 12 декабря 2014 г.
  29. ^ Холл, Огюстен (6 ноября 2009 г.). «Ранняя металлургия Западной Африки: новые данные и старое православие». Журнал мировой предыстории . 22 (4): 415–438. дои : 10.1007/s10963-009-9030-6 . S2CID   161611760 .
  30. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке» . В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 53–54. ISBN  9783937248462 .
  31. ^ Эггерт, Манфред (2014). «Раннее железо в Западной и Центральной Африке». В Бройниге, П. (ред.). Нок: Африканская скульптура в археологическом контексте . Франкфурт, Германия: Africa Magna Verlag Press. стр. 51–59.
  32. ^ де Марет, П. и Ф. Нсука (1977) История металлургии банту: некоторые лингвистические аспекты. История Африки 4:43-65
  33. ^ Эрет, К. (2000) Становление обработки железа в Восточной, Центральной и Южной Африке: лингвистические выводы по технологической истории. Sprache ind Geschichte в Африке 16/7:125-176.
  34. ^ Вансина, Дж. (2006) Лингвистические свидетельства появления обработки железа в Африке, говорящей на банту. История Африки 33: 321–361.
  35. ^ Киллик, Д. (2014) От Каира до Кейптауна: распространение металлургии через восточную и южную Африку. В книге «Археометаллургия в глобальной перспективе: методы и синтез » под редакцией Бена Робертса и Кристофера Торнтона, стр. 507-528. Нью-Йорк: Спрингер.
  36. ^ Клайн, WW (1937) Горное дело и металлургия в негритянской Африке . Менаша, Висконсин: Джордж Банта
  37. ^ Киллик, DJ и Д. Миллер (2014). Плавка магнетитовых и магнетит-ильменитовых руд в северном Лоувелде, Южная Африка, ок. 1000 г. н.э. - около 1880 г. н.э. Журнал археологической науки 43:239-255.
  38. ^ Дэвид, Н. (редактор) Металлы в обществе и культуре гор Мандара . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press.
  39. ^ Киллик, DJ (1991) Малоизвестный добывающий процесс: выплавка чугуна в печах с естественной тягой. JOM (Журнал Общества минералов, металлов и материалов ) 43(4):62-64.
  40. ^ Сернеелс В., Донадини Ф., Киенон-Каборе Х.Т. , Коте Л., Куасси С.К., Рамсейер Д. и Симпоре Л. (2014) Возникновение и развитие металлургии железа в Буркина-Фасо и Коте д'Ивуар. Ход исследований в 2013 году и количественная оценка останков Корсиморо (Буркина-Фасо). Швейцарско-Лихтенштейнский фонд археологических исследований за рубежом (SLSA), Годовой отчет за 2013 г .: 65-112.
  41. ^ Робион-Бруннер К. (2010) Кузнецы и сталелитейная промышленность в стране догонов: к истории производства железа на плато Бандиагара (Мали) во времена доколониальных империй . Серия монографий журнала африканской археологии, том 3. Франкфурт: Африка Магна Верлаг.
  42. ^ де Баррос, П. (1985). Бассар: количественный, хронологически контролируемый региональный подход к традиционному центру производства железа в Западной Африке. Африка 56:148-174.
  43. ^ Шинни, П.Л. и Ф.Дж. Кенсе (1982) Обработка меройтического железа, в: Н. Б. Миллет, А. Л. Келли (ред.) Мероитские исследования: материалы Третьей международной меройтической конференции , Торонто, 1977, Akademie-Verlag, Берлин, ГДР, 1982, стр. . 17-28.
  44. ^ Варнье, Ж.-П. и Фаулер И. (1979). Рур девятнадцатого века в Центральной Африке. Африка 49:329-351.
  45. ^ Шмидт, Питер; Эйвери, Дональд (1978). «Комплексная выплавка железа и доисторическая культура в Танзании». Наука . 201 (4361): 1085–1089. Бибкод : 1978Sci...201.1085S . дои : 10.1126/science.201.4361.1085 . JSTOR   1746308 . ПМИД   17830304 . S2CID   37926350 .
  46. ^ Шмидт, Питер; Эйвери, Дональд (1983). «Больше доказательств передовой технологии доисторического железа в Африке». Журнал полевой археологии . 10 (4): 421–434. дои : 10.1179/009346983791504228 .
  47. ^ Шмидт, Питер (1978). Историческая археология: структурный подход в африканской культуре . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  48. ^ Эйвери, Дональд; Шмидт, Питер (1996). «Предварительный разогрев: практика или иллюзия». Культура и технология производства железа в Африке . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды. стр. 267–276.
  49. ^ Шмидт, Питер (2019). «Наука в Африке: история изобретательности и изобретений в области африканских технологий производства железа». В Вергере, В; Эмблер, К; Ачебе, Н. (ред.). Спутник африканской истории . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. стр. 267–288.
  50. ^ Чайлдс, С. Терри (1996). «Технологическая история и культура в западной Танзании». В Шмидте, П. (ред.). Культура и технология производства железа в Африке . Гейнсвилл, Флорида: Издательство Университета Флориды.
  51. ^ де Баррос, П., 2000. «Металлургия железа: социокультурный контекст». Д.О. (ред.) Древняя африканская металлургия, социо-культурный контекст . Англия: Rowman and Littlefield Publishers Inc, стр. 147–198.
  52. ^ Шмидт, PR, 1997. Технология производства железа в Восточной Африке. Символизм, наука и археология . Оксфорд, издательство Джеймса Карри.
  53. ^ Шмидт, Питер (2009). «Тропы, материальность и ритуальное воплощение африканских железоплавильных печей в виде человеческих фигур». Журнал археологического метода и теории . 16 (3): 262–282. дои : 10.1007/s10816-009-9065-0 . S2CID   144168887 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Киллик, Д. 2004. Обзорное эссе: «Что мы знаем об африканской обработке железа?» Журнал африканской археологии . Том 2 (1), стр. 135–152. дои : 10.3213/1612-1651-10021
  • Бокум, Х. (редактор), 2004, Истоки металлургии железа в Африке - Новый взгляд на ее древность , Х. Бокум (редактор), издание ЮНЕСКО.
  • Шмидт, П.Р., Мапунда, Б.Б., 1996. «Идеология и археологические данные в Африке: интерпретация символизма в технологии выплавки железа». Журнал антропологической археологии . Том 16, стр. 73–102.
  • Ререн Т., Чарльтон М., Шадрек К., Хамфрис Дж., Иге А., Вельдхуйен Х.А. «Решения, принимаемые в шлаке: человеческий фактор при выплавке железа в Африке». Ла Племянница С., Хук Д. и Крэддок П. (ред.). Металлы и рудники: исследования по археометаллургии . 2007, стр. 211–218.
  • Окафор, Э.Э., 1993. «Новые данные о ранней выплавке железа в юго-восточной Нигерии». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 432–448.
  • Кенсе, Ф.Дж. и Окора, Дж.А., 1993. «Изменение взглядов на традиционное производство железа в Западной Африке». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 449–458.
  • Мухаммед, И.М., 1993. «Технология производства железа в Среднем Сахеле/Саванне: с акцентом на Центральный Дарфур». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 459–467.
  • Булели, Н.С., 1993. Технологии производства железа в регионе Киву в Заире: некоторые различия между регионом Южная Маниема и Северным Киву. Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 468–477.
  • Радимилахи, К., 1993 «Древняя обработка железа на Мадагаскаре». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 478–473.
  • Кириама, ХО, 1993. «Сообщества, использующие железо, в Кении». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 484–498.
  • Мартинелли, Б., 1993, «Литейное производство Западной Африки. Сравнительная классификация и тенденции», в книге « Активы и инструменты этнологии технологий – Значение и тенденции в сравнительной технологии», Revue Techniques et Culture , n тот 21 : 195–221.
  • Мартинелли, Б., 2004, «На пороге интенсивной металлургии – выбор медленного горения в излучине реки Нигер (Буркина-Фасо и Мали)» в книге «Истоки металлургии железа в Африке – новый взгляд на ее древность », Х. Бокум. (ред.), Издательство ЮНЕСКО: стр. 216–247.
  • Колле, Д. П., 1993. «Метафоры и представления, связанные с доколониальной выплавкой железа в Восточной и Южной Африке». Шоу Т., Синклер П., Бэсси А., Окпоко А. (ред.). Археология африканской еды, металлов и городов . Лондон, Рутледж, стр. 499–511.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ece812d9ec6b3a53c9e7a22482795cc__1721280660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/cc/6ece812d9ec6b3a53c9e7a22482795cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iron metallurgy in Africa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)