Дженне-Дженно
Дженне-Йено | |
---|---|
Расположение | Дженне Серкль , Мали |
Координаты | 13 ° 53'26 "с.ш. 4 ° 32'25" з.д. / 13,89056 ° с.ш. 4,54028 ° з.д. |
Официальное название | Старые города Дженне |
Тип | Культурный |
Критерии | III, IV |
Назначен | 1988 [ 1 ] |
Справочный номер. | 116-01 [ 1 ] |
Состояние | У них было |
Область | Список объектов всемирного наследия в Африке |
Дженне-Дженно (также Jenne-Jeno ; / ˈ dʒ ɛ n iː dʒ ʌ ˌ n oʊ / ) — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный в долине реки Нигер в стране Мали . Буквально переводится как «древний Дженне», это первоначальное место как Дженне, так и Мали, и считается одним из старейших урбанизированных центров и самых известных археологических памятников в Западной Африке. [ 2 ] [ 3 ]
Этот археологический памятник расположен примерно в трех километрах (двух милях) от современного города и, как полагают, участвовал в торговле на дальние расстояния и, возможно, в одомашнивании африканского риса. [ 3 ] Предполагается, что площадь этого участка превышает 33 гектара (82 акра); однако это еще предстоит подтвердить обширными исследовательскими работами. [ 3 ] Известно , что благодаря археологическим раскопкам, проведенным в основном Родериком и Сьюзен Макинтош , это место было заселено с 250 г. до н.э. по 900 г. н.э. Раньше ученые не верили, что в Западной Африке развивались развитые торговые сети и сложные общества, пока торговцы не начали прибывать с севера. Однако такие места, как Дженне-Дженно, опровергают это, поскольку эти традиции в Западной Африке процветали задолго до этого. [ 4 ]
Совсем недавно ученые пришли к выводу, что эгалитарная цивилизация Дженне-Дженно, вероятно, была основана племени манде прародителями народа бозо . Их проживание на этом месте охватывало период с 3 века до нашей эры по 13 век нашей эры. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Хотя Дженне-Дженно является одним из старейших городских поселений в бассейне Нигера, аналогичное поселение в Диа существовало примерно с 900 г. до н.э. и достигло своего пика около 600 г. до н.э. [ 6 ] Устные предания утверждают, что Дженне-Дженно был основан выходцами из Диа. [ 7 ]
Фаза I
[ редактировать ]Радиоуглеродный анализ показал, что люди впервые поселились в Дженне-Йено на постоянной основе примерно в 250 году до нашей эры. Это первое заселение этого места (длившееся с 250 г. до н.э. по 50 г. н.э.) известно как Фаза I и является одним из самых ранних свидетельств производства железа в Западной Африке. [ 8 ] Эта начальная фаза не связана с более поздним каменным веком , и на этом месте никогда не было заселения этого периода, или свидетельства этого никогда не были найдены. До 250 г. до н.э. территория вокруг Дженне-Дженно была либо необитаема, либо посещалась группами кочевников, останавливавшихся на короткие периоды времени. [ 9 ] Геоморфологические данные показывают, что в то время регион состоял преимущественно из болот. Группы начали постоянно занимать эту территорию только после засушливого периода, когда ежегодные наводнения отступили и уменьшили размеры болот. [ 9 ] Фаунистические останки на этом участке включают сома и нильского окуня, но в основном коров, что позволяет предположить, что этот первый этап может быть связан с охотниками-собирателями или пастушеским образом жизни. Считается, что эти люди могли быть производителями риса , хотя точных доказательств пока не обнаружено. [ 8 ] Керамические стили Сахары похожи на самую старую керамику, найденную в Дженне-Дженно и датируемую 250 годом до нашей эры. [ 10 ]
Фаза II
[ редактировать ]Фаза II определяется увеличением населения и окончательными доказательствами массового производства риса. [ 8 ] Границы территории за этот период расширились (возможно, охватив 100 000 квадратных метров и более). Другие события включают наличие постоянной архитектуры из сырцового кирпича, в том числе городской стены, вероятно, построенной во второй половине первого тысячелетия нашей эры с использованием технологии цилиндрического кирпича, «которая имела ширину у основания 3,7 метра и тянулась почти на два километра вокруг города. ". [ 3 ] [ 11 ] Из этого делается вывод, что одомашнивание риса могло привести к увеличению численности населения, или более высокая популяция привела к одомашниванию риса в этот период.
Более поздние фазы
[ редактировать ]Фаза III датируется примерно 300–900 годами нашей эры, и, как полагают, население здесь еще выше из-за переполненных кладбищ. [ 3 ] На этом участке также есть свидетельства более интенсивного заселения за счет глубоких отложений, возможно, принадлежащих нескольким поколениям. [ 8 ] Росту населения способствовало изменение торговых путей, в том числе привлечение иммигрантов из Диа. К ц. В 800 г. н.э. в Дженне и его окрестностях проживало около 50 000 человек. [ 7 ]
Поскольку доказательств существования четвертой фазы нет, ожидается, что к концу фазы III в городе произойдет медленное сокращение численности населения и, в конечном итоге, полное запустение. [ 8 ] Однако очень мало известно о том, почему произошло это снижение, и необходимы дополнительные исследования. В конце концов, в результате оккупации этого места образовался большой курган в форме слезы (известный как телл ) , состоящий из слоев заселения, которые накапливались с течением времени. Этот телл был окружен 69 холмами и создан его жителями путем строительства и перестройки своих домов. [ 12 ] Во всех поселениях памятника в изобилии встречаются фрагменты керамики. [ 13 ]
Терракотовые фигурки из региона внутренней дельты Нигера.
[ редактировать ]Некоторые из наиболее интересных глиняных артефактов начинаются на этапе II с терракотовых статуэток и изображений людей и животных на керамике. [ 13 ] Эти статуэтки важны для понимания Фазы II, поскольку наряду с этим искусством они являются первым свидетельством крупномасштабного выращивания риса и роста населения. Все эти атрибуты обычно ассоциируются со сложными обществами государственного уровня. Считается, что эти артефакты выполняли ритуальную функцию, а не бытовую. Некоторые из этих глиняных фигурок похожи на те, которые сделали современные скотоводы Фулани для детей, что может свидетельствовать о важности домашних коров на этом месте. [ 8 ] Одна человеческая статуэтка, в частности, стала причиной многочисленных споров. Его нашли на полу дома рядом с небольшими чашами, полными подозрительных подношений. [ 3 ] Два других были найдены в аналогичном контексте в 11 километрах от места Дженне-Дженно, и предполагается, что они являются изображениями домашнего духа, поскольку известно, что культы предков процветали в этом районе еще в 20 веке. [ 3 ]
Дженне-Дженно известен своими терракотовыми фигурками, изображающими людей и животных, включая змей и лошадей. До раскопок на этом месте в 1977 году многие из этих скульптур находились в обращении и продавались на Западе в качестве туристических сувениров и произведений изобразительного искусства. [ 4 ] В это время Мали переживал голод; и вряд ли многие будут расстраиваться из-за денег, пришедших в страну. [ 4 ] Продажа культурных ценностей была запрещена с 1970 года, с созданием Конвенции ЮНЕСКО о мерах по запрещению и предотвращению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности , которая по соглашению поставила все такие культурные ценности под защиту. Конфликт между владением и контролем над артефактами по-прежнему остается проблемой в регионе, а также во многих других частях мира, поскольку существует разница между запретами и фактическими внутренними законами и международными законами и договорами, регулирующими эксгумацию, права собственности, экспорт. и импорт такого материала. [ 4 ] Например, правительство США ввело запрет на ввоз малийских древностей только в 1993 году. ab Другие скульптуры в Западной Африке столкнулись с аналогичными проблемами. В Нигерии фигурки культуры Нок , датируемые 800 годом до нашей эры, также стали популярными на черном рынке в 1990-х годах. США и Нигерия подписали двустороннее соглашение по этому поводу только в 2022 году. [ 4 ] Хотя некоторые полагают, что над этими фигурками было проведено мало научных исследований и что большинство из них сегодня циркулируют по всему миру, на самом деле данных недостаточно, чтобы определить, сколько материала остается неоткрытым. Недавно культурные ценности в Тимбукту, расположенные в 300 км (200 миль) от Дженне-Дженно, также оказались под угрозой. Этические битвы за древности трудно определить, поскольку «конфликты многогранны, вопросы невиновности и вины часто – хотя и не всегда – трудно определить». [ 4 ] Арт-дилеры и коллекционеры зависят от такой торговли, в то время как разграбление артефактов из археологических памятников разрушает их исторический контекст и затуманивает их целостность. Можно также обоснованно утверждать, что объекты, оставленные в земле, находятся под постоянным давлением в результате наводнений, смещения грунта и строительных работ. Многие предлагали скрыть информацию о тех статуэтках, которые не были раскопаны с научной точки зрения, что в первую очередь включает в себя предметы черного рынка, поскольку считается, что привлечение внимания Запада к этим предметам повысит их рыночную стоимость. Некоторые утверждают, что это может навредить искусствоведам и дилерам, поскольку им будет трудно отличить артефакты от подделок. [ 4 ] Однако существуют как субъективные, так и научные средства, такие как сочетание термолюминесцентного (ТЛ) тестирования и компьютерной томографии, которые могут надежно идентифицировать поддельные и скомпрометированные (подделки) произведения.
-
Сидящая женская фигура; около 12-15 веков нашей эры; терракота; Художественный музей Краннерта ( Иллинойс , США)
-
Связанная фигура; около 12-15 веков нашей эры; терракота; Художественный музей Краннерта ( Иллинойс , США)
-
Женская фигура на коленях; 15–18 века; Художественный музей Индианаполиса (США)
-
Фигура с выгнутой спиной; 15–18 века; Художественный музей Индианаполиса (США)
-
Женская фигура; 13–15 века; терракота, покрытая красной охрой; высота: 37,5 см (14,7 дюйма), ширина: 31 см (12,2 дюйма), глубина: 24 см (9,4 дюйма); Музей набережной Бранли (Париж)
-
Фигурка лучника; около 13–15 веков
-
Конная фигура; около 13–15 веков
-
Сцена родильного дома; 11:00–14:00; Музей Де Янга ( Сан-Франциско , США)
Сельское хозяйство и городская организация
[ редактировать ]Исторически внутренняя дельта Нигера была идеальным местом для массового производства основных продуктов питания, таких как рис, просо и овощи, из-за предсказуемых наводнений и летних дождей. [ 8 ] Многие считают, что эта область была лидером по одомашниванию африканского риса, однако необходимы дополнительные исследования. Наряду с этим на участке присутствуют свидетельства выращивания домашних коров, овец и коз. Земля, окружающая Дженне-Дженно, подходила для выращивания таких высокоурожайных культур благодаря смеси горных и пойменных почв на разных высотах, что позволяло выращивать рис в паводковых водах. Кроме того, участок Дженне-Дженно расположен в непосредственной близости от ландшафта дюн, что позволяет обеспечить необходимый отдых, необходимый для содержания скота в пойменных условиях. В целом, диверсифицированные источники продовольствия обеспечили продовольственную безопасность, позволившую обосноваться на постоянном месте в регионе с изменчивым климатом. [ 9 ] Считается, что это производство продуктов питания, особенно производство африканского риса, было одним из основных факторов роста населения в городе Дженне-Дженно и широко экспортировалось в близлежащие центры (включая Тимбукту ). [ 8 ] Многие полагают, что отечественный рис был завезен из районов за пределами Дельты. [ ВОЗ? ] , но идею о том, что им не могли манипулировать во всем регионе, не следует отвергать без дополнительных доказательств. Предполагается, что после истощения водных ресурсов, которые мы видим в фазе I, люди адаптировались, выращивая рис, что привело к демографическому взрыву. [ 8 ]
Городской комплекс Дженне-Дженно состоит из 40 курганов в радиусе четырех километров. [ 9 ] Конфигурация курганов помогла «сегментированным» сообществам преодолеть экологические проблемы, вызванные изменчивыми погодными условиями, характерными для Среднего Нигера. Тот факт, что курганы были разобщены, позволил общинам специализировать свою торговлю, в то время как относительная близость кургана способствовала обмену товарами и услугами между этими общинами. Считается, что вместо правящей элиты Дженне-Дженно разделил власть между корпоративными группами, и это можно увидеть на примере сгруппированной организации на этом месте. [ 14 ] Это означает, что в отличие от таких мест, как Египет, Дженне-Дженно не был сильно стратифицирован, и свидетельств существования очень богатого правящего класса никогда не было обнаружено. Такая городская конфигурация стимулировала мирное взаимодействие между сообществами, что, в свою очередь, привело к дальнейшей специализации сообществ, что привело к процветанию сообщества в целом. Предполагается, что в кластерах содержались люди схожих этнических групп и ремесленных специальностей, что способствовало развитию обширной торговли и роста города. [ 14 ]
Торговля
[ редактировать ]Дженне-Дженно, вероятно, вырос до таких огромных размеров в результате региональной и местной торговли. [ 13 ] В течение многих лет предполагалось, что сложные общества, искусство и торговля на большие расстояния пришли в этот регион с приходом арабов в седьмом и восьмом веках. [ 4 ] Однако археологические данные подтверждают, что Дженне-Дженно был частью доарабской транссахарской торговой сети. Была выдвинута гипотеза, что город вырос как торговый центр из-за своего расположения в южной части сельскохозяйственного продуктивного региона дельты. [ 13 ] Вполне вероятно, что рис, производимый в этом регионе, был бы ценной сделкой для таких сахарских товаров, как соль, медь и сушеная рыба. Дженне-Дженно мог бы стать отличным посредником между торговцами из Северной Африки, Средиземноморья и других частей Африки к югу от Сахары. Без сомнения, близость города к другим крупным городским центрам, таким как Тимбукту, также способствовала процветанию этой торговой сети.
В частности, стеклянные бусины, найденные на этом месте, датируются третьим веком до нашей эры и, по-видимому, происходят из Азии и Средиземноморского Ближнего Востока . Медные украшения также были обнаружены в месторождениях ранней фазы II, что показывает, что эти торговые сети возникли раньше, чем предполагалось ранее. [ 13 ] Эти открытия подтверждают существование спорадических контактов между Западной и Северной Африкой на протяжении первого тысячелетия нашей эры. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Старые города Дженне» .
- ^ Макдональд, К.К. До появления Ганской империи: скотоводство и истоки культурной сложности в Сахеле . стр. 71–103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (февраль 1980 г.). «Дженне-Йено: древний африканский город». Археология . 33 (1): 8–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коттер, Голландия (2 августа 2012 г.). «Наследие африканского искусства под угрозой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Выдрин, Валентин (2018). «Языки манде» . Оксфордская исследовательская энциклопедия лингвистики . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199384655.013.397 . ISBN 978-0-19-938465-5 .
- ^ Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес, Майкл (2018). Африканское владычество: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 16-18. ISBN 9780691177427 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (октябрь 1979 г.). «Первоначальные перспективы доисторического существования во внутренней дельте Нигера (Почта)». Мировая археология . 11 (2 Еда и питание): 227–243. дои : 10.1080/00438243.1979.9979762 . ПМИД 16470987 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Макинтош и Макинтош 2003 .
- ^ Сукопова, Йитка (16 января 2013 г.). Круглые головы: самые ранние наскальные рисунки в Сахаре . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443845793 .
- ^ Шоу, Терстан. «Археология Африки: еда, металлы и города . Рутледж, 1993, стр. 632.
- ^ Макинтош и Макинтош 1981 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Макинтош, Сьюзен Кич; Макинтош, Родерик Дж. (1981). «Внутренняя дельта Нигера до появления империи Мали: свидетельства Дженне-Йено». Журнал африканской истории . 22 (1): 1–22. дои : 10.1017/s0021853700018983 . S2CID 162284097 .
- ^ Перейти обратно: а б ЛаВиолетт, Адриа (2000). Этноархеология в Дженне, Мали: Ремесло и статус среди кузнецов, гончаров и каменщиков . Оксфорд: Археопресс. стр. 4–5.
Источники
[ редактировать ]- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (1981). «Внутренняя дельта Нигера до империи Мали: свидетельства Дженне-Джено». Журнал африканской истории . 22 (1): 1–22. дои : 10.1017/S0021853700018983 . JSTOR 182149 . S2CID 162284097 .
- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (2003). «Ранние городские конфигурации Среднего Нигера: кластерные города и ландшафты власти». Смит , Моника Л. (ред.). Социальное строительство древних городов . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги. стр. 103–120. ISBN 9781588340986 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макинтош, Родерик Дж.; Макинтош, Сьюзен Кич (1986). «Дилетантизм и грабеж: незаконный оборот древнего малийского искусства» (PDF) . Музей ЮНЕСКО . 38 (1): 49–57. дои : 10.1111/j.1468-0033.1986.tb00610.x . Ссылка на файл полного выпуска. Содержит плохие изображения.
- Макинтош, Сьюзан Кич, изд. (1995). Раскопки в Дженне-Йено, Хамбаркетоло и Раане (внутренняя дельта Нигера, Мали), сезон 1981 года . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-09785-8 . Для ссылки требуется подписка на Алуку.
- Макинтош, Сьюзен; Макинтош, Родерик (сентябрь 1982 г.). «В поисках старейшего города Западной Африки». Нэшнл Географик . Том. 162, нет. 3. С. 396–418. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
- Макинтош, Родерик Дж. (2005). Древний Средний Нигер: урбанизм и самоорганизующийся ландшафт . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81300-Х .