Jump to content

Музей на набережной Бранли – Жак Ширак

Координаты : 48 ° 51'39 "N 2 ° 17'51" E  /  48,86083 ° N 2,29750 ° E  / 48,86083; 2,29750
(Перенаправлено с Музея на набережной Бранли )

Музей на набережной Бранли – Жак Ширак
Музей на набережной Бранли – Жак Ширак
Карта
Интерактивная полноэкранная карта
Учредил 2006
Расположение 37 Quai Branly, 75007 Париж, Франция
Координаты 48 ° 51'39 "N 2 ° 17'51" E  /  48,86083 ° N 2,29750 ° E  / 48,86083; 2,29750
Тип Музей традиционного искусства Африки, Азии, Океании и Америки в Париже, Франция.
Посетители 1,150,000 (2016)
  • 4-е место в национальном рейтинге
Веб-сайт www.quaibranly.fr
Вид на африканский выставочный зал
Движущийся поток слов, названный «Река», произведение искусства Чарльза Сэндисона, созданное специально для этого места, стекает по извилистой рампе, ведущей от входа в музей к главным галереям.

Музей на набережной Бранли – Жак Ширак ( Французское произношение: [myze dy ke bʁɑ̃li ʒak ʃiʁak] ; Русский: Музей Жака Ширака на набережной Бранли ), расположенный в Париже , Франция, представляет собой музей, спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем, чтобы представить искусство и культуры коренных народов Африки, Азии, Океании и Америки. Коллекция музея насчитывает более миллиона предметов (этнографических предметов, фотографий, документов и т. д.), из которых 3500 экспонируются одновременно в постоянных и временных тематических экспозициях. Некоторые предметы из музея также выставлены в Павильоне сессий Лувра .

Музей набережной Бранли открылся в 2006 году; это самый новый из крупных музеев Парижа, который в 2016 году посетили 1,15 миллиона человек. [ 1 ] Он находится в совместном ведении Министерства культуры и коммуникаций Франции и Министерства высшего образования и исследований и служит одновременно музеем и исследовательским центром. Музей на набережной Бранли расположен в 7-м округе Парижа , на левом берегу Сены , недалеко от Эйфелевой башни и моста Альма .

Музей был предметом споров, некоторые призывали к репатриации его коллекций, приобретенных в результате колониального завоевания .

Строящийся музей на набережной Бранли, май 2000 г.
Голова предка моаи с острова Пасхи (11–15 века), привезенная во Францию ​​в 1872 году французским контр-адмиралом Лапеленом, сейчас находится в вестибюле музея.
Школьники посещают галерею Америки, вид из мезонина

Следуя традиции президентов Франции строить музеи как памятники времени своего пребывания у власти, примером чему является президент Жорж Помпиду ( Центр Жоржа Помпиду ); Валери Жискар д'Эстен ( Музей Орсе ) и Франсуа Миттеран ( Большой Лувр ), проект нового музея, посвященного искусству Америки, Африки, Азии и Океании, был завершен президентом Жаком Шираком .

С первой половины 20-го века ряд французских интеллектуалов и ученых, в том числе Андре Мальро , Андре Бретон и Клод Леви-Стросс , призывали к созданию в Париже единственного и важного музея, посвященного искусству и культуре коренных народов. колонизированных территорий, которые считались примитивными народами без собственной культуры для науки того времени, а неевропейское искусство считалось экзотическим искусством, опирающимся на большие коллекции, собранные французскими исследователями, миссионеры, ученые и этнологи. Предложение о создании такого музея было сделано этнологом и коллекционером Жаком Кершашем в манифесте 1990 года, опубликованном в газете Libération , под названием «Шедевры всего мира рождаются свободными и равными». Манифест подписали триста художников, писателей, философов, антропологов и искусствоведов. Кершаш довел эту идею до сведения Жака Ширака, тогдашнего мэра Парижа, и стал его советником. Ширак был избран президентом Франции в 1995 году, а в следующем году объявил о создании нового музея, объединяющего коллекции двух разных музеев:

  • 25 000 предметов Национального музея искусств Африки и Океании (МААО или Национальный музей искусств Африки и Океании), который первоначально был создан для Колониальной выставки 1931 года, а затем переработан в 1961 году Андре Мальро , министра культуры при президенте Шарле Де Голле , в музей, посвященный культурам заморских владений Франции.
  • коллекции лаборатории этнологии Musée de l'Homme («Музей человека»), созданной к Парижской выставке 1937 года и насчитывающей 250 000 предметов.

Два музея и коллекции сильно различались по своим целям и подходам; МААО был, прежде всего, коллекцией произведений искусства, которой управляли искусствоведы и реставраторы, тогда как Музей человека находился в ведении этнологов и антропологов, и его больше всего интересовали социокультурный контекст и использование объектов. В результате этого разделения новый музей был передан в ведение двух разных министерств; Министерство образования, курировавшее этнологическое обучение и исследования; и Министерство культуры и коммуникаций, курировавшее искусство. [ 2 ]

Помимо уже существующих коллекций, собранных французскими исследователями и этнологами со всего мира, директора нового музея приобрели десять тысяч предметов. [ 3 ]

Первым проектом нового музея стало открытие новой галереи в Лувре, в Павильоне Сессий, посвященной так называемым премьерам искусств , «первым искусствам». Новый раздел встретил немедленное сопротивление; традиционалисты считали, что этому виду искусства не место в Лувре, в то время как многие этнологи считали, что это рискует разделить коллекции на две части, и лучшие предметы отправятся в Лувр. Вопрос был решен указом президента Ширака и правительства премьер-министра Лионеля Жоспена от 29 июля 1998 года о строительстве совершенно нового музея по адресу набережная Бранли, 29–55, на берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни в 7-м веке. округ Парижа. В декабре 1998 года музей был официально открыт, а его президентом был назначен Стефан Мартен. [ 2 ]

На участке площадью 25 000 квадратных метров, выбранном для нового музея, располагалась коллекция зданий, принадлежащих Министерству реконструкции и урбанистики. Президент Франсуа Миттеран изначально предназначал его для одного из своих грандиозных проектов - международного конференц-центра, но от этого проекта отказались из-за резкого сопротивления со стороны жителей района. В начале 1999 года было сформировано жюри и проведен международный конкурс по выбору архитектора. Конкурс выиграл французский архитектор Жан Нувель , среди других крупных работ которого были Институт арабского мира (1970) и Фонд Картье (1991–94) в Париже, реконструкция Лионской оперы (1986–93), Пале de Justice в Нанте и Парк Побле Ноу в Барселоне (2001 г.).

При проектировании нового музея Нувель учел критику соседей, заблокировавших проект Миттерана. Новый музей был спроектирован так, чтобы его не было видно; Главное здание спроектировано так, чтобы казаться ниже зданий вокруг него, и в значительной степени скрыто от глаз садами. Форма главного здания повторяет изгиб Сены, а три административных здания построены так, чтобы гармонировать со зданиями периода Османа рядом с ними. [ 2 ]

В попытке создать «оригинальное место, которое бы отдало должное бесконечному разнообразию культур», [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Музей спроектирован таким образом, чтобы он был открытым и инклюзивным. Нувель спроектировал интерьер музея таким образом, чтобы освободить артефакты от их западных архитектурных отсылок, не включая барьеры и перила в пространствах галереи. Нет никаких физических или пространственных барьеров, разделяющих четыре основных географических региона, поэтому посетители могут отправиться в симулированное «путешествие», путешествуя с одного континента на другой. Этикетки почти скрыты, а таблички с историческим контекстом кратки и обобщены, что, кажется, подчеркивает эстетические качества экспонатов, а не их культурную историю. [ 4 ]

Строительство нового музея началось в начале 2001 года и было завершено в 2005 году. Музей на набережной Бранли был открыт 20 июня 2006 года и открыт для публики 23 июня. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Музей открылся под названием Musée du Quai Branly , по названию улицы, рядом с которой он построен, набережной Сены , названной в честь ученого Эдуарда Бранли . Ранее предлагались Musée du Trocadéro , по названию дома Musée de l'Homme, где он первоначально должен был располагаться, Musée des arts premiers («первые искусства», соответствующие политически некорректному « примитивному искусству ») или Musée [de l'homme,] des arts et des Civilizations («музей [человека,] искусства и цивилизаций»). [ 8 ] [ 9 ] Безобидное название, основанное на местоположении, было выбрано во избежание споров по поводу терминологии, хотя циники посчитали, что это временное название, которое облегчит его переименование позже в честь Жака Ширака , президента, который инициировал проект. [ 10 ] [ 11 ] В июне 2016 года к названию музея было добавлено «Жак Ширак». [ 12 ]

Коллекции

[ редактировать ]

В музее хранятся коллекции ныне закрытого Национального музея искусств Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека , а также недавно приобретенные предметы. Постоянная коллекция насчитывает 300 000 произведений, 700 000 фотографий, 320 000 документов, 10 000 музыкальных инструментов и 25 000 предметов текстиля и одежды. [ 6 ] В основной зоне коллекций представлено около 3500 предметов, 500 из которых обновляются каждый год. [ 6 ] В музее есть как постоянные экспозиции, так и большие экспозиции, которые меняются каждые шесть месяцев. В музее также есть тематические экспонаты, на которых представлены маски и ткани тапа из Океании, костюмы из Азии, музыкальные инструменты и текстиль из Африки.

Временные экспонаты музея затрагивают самые разнообразные темы и темы. Темы экспонатов лета 2014 года включали историю и культуру татуировок , пропагандистские плакаты Вьетнама, а также выставку о влиянии культуры Океании на американскую массовую культуру 20 века. На этой последней выставке, названной «Тики-поп», были представлены фильмы, плакаты, музыка, одежда и воссоздание «тики-бара» 1960-х годов в полинезийском стиле.

Среди коллекций этнографических предметов из Африки, Азии, Америки и Океании музей имеет примечательные коллекции предметов, собранных во время французской колонизации Северной Америки, от Квебека до Луизианы, в 17 и 18 веках. Другая группа предметов представляет роль женщин-путешественниц XVIII и XIX веков. [ нужна ссылка ] Здесь также имеется коллекция картин австралийских аборигенов , в частности картин, выполненных на коре эвкалипта. Небольшая подборка собранных предметов музея регулярно выставляется в Павильоне сессий Лувра .

Реституция и репатриация

[ редактировать ]

В 2018 году музей оказался в центре дискуссии о репатриации предметов, вывезенных из бывших французских колоний в период колониализма. Это произошло после публикации отчета, подготовленного по заказу президента Эммануэля Макрона двумя учеными, Бенедиктой Савой из Франции и Фельвином Сарром из Сенегала, которым было поручено составить отчет о реституции африканского культурного наследия . Этот отчет [ 13 ] утверждал, что артефакты, которые были незаконно вывезены в течение французского колониального периода, должны быть возвращены, если страна, о которой идет речь, попросит их. [ 14 ] Из 90 000 артефактов, находящихся к югу от Сахары во Франции, 70 000 находятся в архивах или на публичной выставке музея на набережной Бранли в Париже. [ 14 ] После публикации доклада Макрон пообещал отправить в Бенин 26 произведений искусства, которые были насильственно вывезены во время войны с территории, которая сейчас является частью Бенина. [ 15 ] хотя в настоящее время не существует французского закона или законодательства, которое могло бы дать такое обещание. [ 16 ] Это полный отход от предыдущей французской политики по реституции предметов, собранных в колониальный период. Например, в 2016 году французское правительство отказалось вернуть артефакты, запрошенные президентом Бенина, на том основании, что французские национальные коллекции «неотчуждаемы», то есть никакая их часть не может быть отдана. [ 14 ] Тем не менее, благодаря докладу международная дискуссия о реституции разграбленного культурного наследия получила новый импульс, а крупные музеи и другие коллекции не только во Франции активизировали свое сотрудничество с африканскими учреждениями и историками искусства. [ 17 ]

Избранные объекты из коллекций

[ редактировать ]

Африканская коллекция

[ редактировать ]

Азиатская коллекция

[ редактировать ]

Коллекция Америки

[ редактировать ]

Коллекция Океании

[ редактировать ]
Музей на набережной Бранли
Главные галереи и мезонин музея, соединенные извилистым пандусом.

Музейный комплекс состоит из четырех зданий площадью 30 000 квадратных метров (320 000 квадратных футов), строительство которых вместе с садом обошлось в 233 миллиона евро.

  • Главное здание, в котором расположены галереи музея, имеет длину 210 метров (690 футов), площадь 4750 квадратных метров (51 100 квадратных футов) и имеет террасу площадью 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов) на крыше, самую большую террасу на крыше. в Париже. Он построен как огромный мост высотой 10 метров над садом, поддерживаемый двумя большими бетонными силосами на восточном и западном концах и 26 стальными колоннами. По мере роста деревьев в саду вокруг здания колонны будут полностью скрыты, и будет казаться, что здание опирается на верхушки деревьев. [ 18 ]

Посетители входят в главное здание через небольшой вход, а затем по извилистой рампе поднимаются по пологому склону к главной галерее длиной двести метров. Основная галерея внутри относительно темная, снаружи проникает небольшое количество солнечного света, а прямое освещение касается только выставленных предметов из постоянной коллекции. На северной стороне расположены тридцать различных галерей, которые снаружи здания видны как коробки разного цвета. Три мезонина выходят на главную галерею; центральный мезонин является мультимедийным центром, а два других мезонина используются для временных выставок. В западном мезонине каждые 18 месяцев открывается новая выставка, а выставка в восточном мезонине меняется каждый год. Со стороны сада здания расположены аудитории, классы, лекционный зал, мультимедийная библиотека и книжный магазин.

Театр Клода Леви-Стросса

[ редактировать ]

Театр расположен под главным залом, в него также можно попасть из сада. Он был спроектирован Жаном Нувелем в сотрудничестве с DUCKS scéno по сценографии и Жан-Полем Ламуре по акустике. Этот зал используется для проведения концертов, кинопоказов или публичных конференций. Он допускает несколько конфигураций благодаря акустическим шторам, задуманным Иссеем Мияке .

Извилистая тропинка в северном саду музея на набережной Бранли. Стеклянная стена блокирует шум движения на набережной.

В первоначальном проекте музея 7500 квадратных метров из 25 000 квадратных метров территории были отведены под сады. Архитектор-победитель Жан Нувель увеличил площадь садов до 17 500 м2. 2 . Они были спроектированы ландшафтным архитектором Жилем Клеманом и представляют собой полную противоположность традиционному французскому формальному саду : здесь нет ни заборов, ни лужайки, ни ворот, ни монументальной лестницы; вместо этого Клеман составил гобелен из небольших садов с ручьями, холмами, бассейнами и рощами, используя местные французские растения и импортные растения, привыкшие к парижскому климату. Первоначально было посажено 169 деревьев и 72 000 растений.

С северной стороны, обращенной к улице вдоль Сены, сад защищен высокой двойной стеной из листового стекла, которая блокирует большую часть уличного шума. Сады на северной стороне практически скрывают здание музея. Вместо прямых дорожек и длинной оси, ведущей к входу, тропинки вьются через сады без видимого назначения.

Еще одной примечательной особенностью музейного сада является зеленая стена , или стена растительности, созданная ботаником Патриком Бланком . Эта живая стена зелени занимает площадь 800 м. 2 фасадов музея и 150 м 2 внутренних стен. Он включает в себя 15 000 растений 150 различных сортов из Японии, Китая, Америки и Центральной Европы. [ 22 ]

Библиотека

[ редактировать ]
Библиотека Музея на набережной Бранли с видом на сад.

В музее имеется библиотека с 3 основными отделами:

  • книжная коллекция с двумя читальными залами - исследовательским читальным залом на верхнем этаже и популярным читальным залом на первом этаже.
  • коллекция картинок с фотографиями и рисунками
  • архивная коллекция

Многие специализированные научные журналы, базы данных, документы, визуальные и аудиовизуальные объекты доступны в режиме онлайн. [ 23 ] Кроме того, в библиотеке также хранятся коллекции выдающихся этнологов, в том числе Жоржа Кондоминаса , Франсуазы Жирара и Нестеренко, а также коллекции коллекционера произведений искусства Жака Кершаша.

Публикации

[ редактировать ]

Музей издал множество каталогов и различных других изданий, среди них:

  • Ацтеки. и Мари-Франс Фове-Бертло в Музее на набережной Бранли Коллекция скульптур Леонардо Лопеса Лухана (2005).

Совместно с Frémeaux & Associés он также опубликовал несколько известных аудиосетов по этномузыкологии, включая буклеты на французском и английском языках, среди которых:

  • Американские индейцы 1960–1961 гг., Подлинные записи коренных народов Америки 1960–1961 гг.
  • Цветная линия, афроамериканские художники и сегрегация – 1916–1962 гг.
  • Гаити Воду, Folk Trance Possession, Ритуальная музыка Первой Черной Республики 1937–1962 гг.
  • Ямайка - корни растафари, мистическая музыка из Ямайки - фолк, транс, владение 1939–1961
  • Мадагаскар, традиционная музыка юго-запада

Критика и споры

[ редактировать ]

Колебания по поводу названия музея отражали разногласия по поводу его масштабов и точки зрения. [ 24 ]

Не все критики были довольны новым музеем после его открытия. Майкл Киммельман , архитектурный критик The New York Times , опубликовал 2 июля 2006 года обзор под названием «Сердце тьмы в городе света». Он назвал музей «упущенной возможностью и необъяснимым упражнением» и сказал, что он «был задуман как жуткие джунгли, красные, черные и мрачные, предметы в них выбраны и расположены с едва заметной логикой. зрелище, но совершенно ошибочное.... Место просто не имеет смысла. Старое, новое, хорошее, плохое смешано вместе без особых причин и объяснений, за исключением визуальной театральности». [ 25 ]

MQB был вовлечен в спор по поводу возвращения татуированных голов маори , известных как мокомокай, состоявшегося во Франции. Споры возникли после того, как музей в Нормандии решил вернуть татуированную голову Новой Зеландии. С 2003 года Те Папа Тонгарева , национальный музей Новой Зеландии, приступил к осуществлению программы возвращения останков маори, хранящихся в учреждениях по всему миру. [ 26 ] Хотя MQB изначально не хотел возвращать мокомокай в Новую Зеландию, изменение во французском законодательстве в 2010 году позволило провести дискуссии, которые привели к репатриации. [ 26 ] Мокомокай были официально возвращены в Новую Зеландию 23 января 2012 года, и сейчас они размещены в Те Папа и не выставлены напоказ. [ 26 ]

В «Отчете о рынке искусства Австралии» , выпуск 23, осень 2007 г., страницы 32–34, журналист Джереми Экклс цитирует Бернис Мерфи – соучредительницу Сиднейского музея современного искусства , а теперь национального директора музеев Австралии и председателя Комитета по этике Международного Совет музеев. На симпозиуме «Австралийское искусство в международном контексте» в Сиднее она рассказала, что считает всю набережную Бранли «регрессивной музеологией», а представление искусства аборигенов «в растительной среде» — «экзотической мизансценой ». в худшем вкусе. [ нужна ссылка ]

Есть некоторые предположения, что музей также играет ключевую политическую роль для Франции. На момент открытия музея в 2007 году Франция все еще пыталась примирить растущее этническое разнообразие среди населения страны в рамках своей республиканской модели ассимиляции и даже однородности. С этой точки зрения музей можно рассматривать как символическую попытку обратиться к незападным народам мира, одновременно провозглашая открытость Франции миру. Учитывая эту предполагаемую мотивацию создания музея, среди интеллектуалов возникли некоторые разногласия относительно того, какова конечная цель музея и действительно ли представление галерей достигает этой цели. [ 4 ]

Кроме того, также возникли разногласия относительно того, следует ли рассматривать выставленные артефакты как антропологические объекты или как произведения искусства. Португальский антрополог Нелия Диаш. [ 27 ] пытается ответить на этот вопрос, исследуя противоречия между музейной антропологией и общей музейной практикой. В заключение она пишет: «Если дихотомия формального представления и контекстуального представления больше не актуальна для музейной антропологической практики, Бранли, похоже, не решает в своей постоянной галерее дилемму между антропологией и эстетикой. Напротив, его временные экспонаты попытаться преодолеть такую ​​дилемму и открыть новые площадки посредством демонстрации объектов в исторической и межкультурной перспективе, еще неизвестно». [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Цифры посетителей за 2016 год» (PDF) . Обзор художественной газеты . Апрель 2017. с. 14 . Проверено 23 марта 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Демед 2006, стр. 1–5.
  3. ^ Моро 2009, стр. 2–5.
  4. ^ Jump up to: а б с Диас, Нелия (2008). «Двойное стирание: переписывание прошлого в Музее на набережной Бранли». Социальная антропология . 16 (3): 300–311. дои : 10.1111/j.1469-8676.2008.00048.x . ISSN   0964-0282 .
  5. ^ Цена 2007 г.
  6. ^ Jump up to: а б с «Ключевые цифры» . Официальный сайт . Музей на набережной Бранли – Жак Ширак . Проверено 1 октября 2016 г.
  7. ^ «Австралийские танцоры исполняют ритуальную церемонию 23 июня 2006 года перед музеем примитивных искусств на французской набережной Бранли в Париже» . Гетти Изображения. 23 июня 2006 года . Проверено 1 октября 2016 г.
  8. ^ Прайс 2007, стр.47.
  9. ^ Бернасек, Лиза (2010). « Первое искусство» Магриба: выставка берберской культуры в Музее на набережной Бранли . В Хоффмане, Кэтрин Э.; Миллер, Сьюзен Гилсон (ред.). Берберы и другие: за пределами племени и нации в Магрибе . Издательство Университета Индианы. стр. 189, сн.28. ISBN  9780253354808 . Проверено 30 сентября 2016 г.
  10. ^ Прайс 2007, стр.112.
  11. ^ Диас, Нелия (2006). « Что в имени?» «Антропология, музеи и ценности, 1827–2006». В Греве, Кордула (ред.). Шоу незнакомца: искусство, коммерция и наука . Трансатлантические исторические исследования. Том 26. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. стр. 169–185. ISBN  3-515-08843-1 .
  12. ^ «Указ № 2016-818 от 20 июня 2016 г. об изменении названия Общественного учреждения «Музей на набережной Бранли» . Легифранс (на французском языке). 21 июня 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  13. ^ «Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» . Архивировано из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 23 мая 2019 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Найери, Фара (21 ноября 2018 г.). «Музеи Франции должны вернуть африканские сокровища, говорится в докладе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 5 декабря 2018 г.
  15. ^ Местный. «Макрон согласен вернуть скульптуры Бенина «без промедления». The Local, 24 ноября 2018 г., https://www.thelocal.fr/20181124/france-agrees-to-return-abomey-sculptures-to-benin/ .
  16. ^ «Правовые проблемы по возвращению африканских артефактов из французских музеев остаются» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 28 ноября 2018 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
  17. ^ Эллис, Адриан (5 апреля 2019 г.). «Музеи в меняющемся мировом порядке: реституция Африки достигает переломного момента» . theartnewspaper.com . Проверено 23 мая 2019 г.
  18. ^ Demeude 2006, стр. 18–22.
  19. ^ «Аборигенные работы по крыше и потолкам» . www.quaibranly.fr . Проверено 25 августа 2020 г.
  20. ^ Нингура Напуррула: взращивание мечты = рисование, питающее мечту . Париж: Австралийское искусство. 2014. ISBN  978-2-9544576-4-2 . OCLC   889704998 .
  21. ^ Джолли, Маргарет (26 марта 2011 г.). «Стать «новым» музеем?: Оспаривание океанических видений в Музее на набережной Бранли» . Современный Тихий океан . 23 (1): 108–139. дои : 10.1353/cp.2011.0007 . hdl : 10125/22319 . ISSN   1527-9464 .
  22. ^ Моро 2009, стр. 5–8.
  23. ^ «Цифровая медиатека» . www.quaibranly.fr (на французском языке) . Проверено 1 августа 2019 г.
  24. ^ Клиффорд, Джеймс (весна 2007 г.). «Набережная Бранли в процессе» . Октябрь . 120 :3–23:8. doi : 10.1162/октябрь 2007.120.1.3 . ISSN   0162-2870 . S2CID   57565398 .
  25. ^ Киммельман, Майкл (2 июля 2006 г.). «Сердце тьмы в городе света» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 октября 2016 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Чиприани, Лоран (24 января 2012 г.). «На торжественной церемонии в музее на набережной Бранли Франция возвращает Новой Зеландии 20 голов маори» . Арт Дейли . Проверено 1 октября 2016 г.
  27. ^ «Нелия Сусана Диас | FMSH» . www.fmsh.fr. ​6 ноября 2017 года . Проверено 1 августа 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bc791ca9430ff8e0d8c3e024d080cc0__1724392680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/c0/1bc791ca9430ff8e0d8c3e024d080cc0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Musée du Quai Branly – Jacques Chirac - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)