Музей на набережной Бранли – Жак Ширак
Учредил | 2006 |
---|---|
Расположение | 37 Quai Branly, 75007 Париж, Франция |
Координаты | 48 ° 51'39 "N 2 ° 17'51" E / 48,86083 ° N 2,29750 ° E |
Тип | Музей традиционного искусства Африки, Азии, Океании и Америки в Париже, Франция. |
Посетители | 1,150,000 (2016)
|
Веб-сайт | www.quaibranly.fr |
Музей на набережной Бранли – Жак Ширак ( Французское произношение: [myze dy ke bʁɑ̃li ʒak ʃiʁak] ; Русский: Музей Жака Ширака на набережной Бранли ), расположенный в Париже , Франция, представляет собой музей, спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем, чтобы представить искусство и культуры коренных народов Африки, Азии, Океании и Америки. Коллекция музея насчитывает более миллиона предметов (этнографических предметов, фотографий, документов и т. д.), из которых 3500 экспонируются одновременно в постоянных и временных тематических экспозициях. Некоторые предметы из музея также выставлены в Павильоне сессий Лувра .
Музей набережной Бранли открылся в 2006 году; это самый новый из крупных музеев Парижа, который в 2016 году посетили 1,15 миллиона человек. [ 1 ] Он находится в совместном ведении Министерства культуры и коммуникаций Франции и Министерства высшего образования и исследований и служит одновременно музеем и исследовательским центром. Музей на набережной Бранли расположен в 7-м округе Парижа , на левом берегу Сены , недалеко от Эйфелевой башни и моста Альма .
Музей был предметом споров, некоторые призывали к репатриации его коллекций, приобретенных в результате колониального завоевания .
История
[ редактировать ]Следуя традиции президентов Франции строить музеи как памятники времени своего пребывания у власти, примером чему является президент Жорж Помпиду ( Центр Жоржа Помпиду ); Валери Жискар д'Эстен ( Музей Орсе ) и Франсуа Миттеран ( Большой Лувр ), проект нового музея, посвященного искусству Америки, Африки, Азии и Океании, был завершен президентом Жаком Шираком .
С первой половины 20-го века ряд французских интеллектуалов и ученых, в том числе Андре Мальро , Андре Бретон и Клод Леви-Стросс , призывали к созданию в Париже единственного и важного музея, посвященного искусству и культуре коренных народов. колонизированных территорий, которые считались примитивными народами без собственной культуры для науки того времени, а неевропейское искусство считалось экзотическим искусством, опирающимся на большие коллекции, собранные французскими исследователями, миссионеры, ученые и этнологи. Предложение о создании такого музея было сделано этнологом и коллекционером Жаком Кершашем в манифесте 1990 года, опубликованном в газете Libération , под названием «Шедевры всего мира рождаются свободными и равными». Манифест подписали триста художников, писателей, философов, антропологов и искусствоведов. Кершаш довел эту идею до сведения Жака Ширака, тогдашнего мэра Парижа, и стал его советником. Ширак был избран президентом Франции в 1995 году, а в следующем году объявил о создании нового музея, объединяющего коллекции двух разных музеев:
- 25 000 предметов Национального музея искусств Африки и Океании (МААО или Национальный музей искусств Африки и Океании), который первоначально был создан для Колониальной выставки 1931 года, а затем переработан в 1961 году Андре Мальро , министра культуры при президенте Шарле Де Голле , в музей, посвященный культурам заморских владений Франции.
- коллекции лаборатории этнологии Musée de l'Homme («Музей человека»), созданной к Парижской выставке 1937 года и насчитывающей 250 000 предметов.
Два музея и коллекции сильно различались по своим целям и подходам; МААО был, прежде всего, коллекцией произведений искусства, которой управляли искусствоведы и реставраторы, тогда как Музей человека находился в ведении этнологов и антропологов, и его больше всего интересовали социокультурный контекст и использование объектов. В результате этого разделения новый музей был передан в ведение двух разных министерств; Министерство образования, курировавшее этнологическое обучение и исследования; и Министерство культуры и коммуникаций, курировавшее искусство. [ 2 ]
Помимо уже существующих коллекций, собранных французскими исследователями и этнологами со всего мира, директора нового музея приобрели десять тысяч предметов. [ 3 ]
Первым проектом нового музея стало открытие новой галереи в Лувре, в Павильоне Сессий, посвященной так называемым премьерам искусств , «первым искусствам». Новый раздел встретил немедленное сопротивление; традиционалисты считали, что этому виду искусства не место в Лувре, в то время как многие этнологи считали, что это рискует разделить коллекции на две части, и лучшие предметы отправятся в Лувр. Вопрос был решен указом президента Ширака и правительства премьер-министра Лионеля Жоспена от 29 июля 1998 года о строительстве совершенно нового музея по адресу набережная Бранли, 29–55, на берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни в 7-м веке. округ Парижа. В декабре 1998 года музей был официально открыт, а его президентом был назначен Стефан Мартен. [ 2 ]
На участке площадью 25 000 квадратных метров, выбранном для нового музея, располагалась коллекция зданий, принадлежащих Министерству реконструкции и урбанистики. Президент Франсуа Миттеран изначально предназначал его для одного из своих грандиозных проектов - международного конференц-центра, но от этого проекта отказались из-за резкого сопротивления со стороны жителей района. В начале 1999 года было сформировано жюри и проведен международный конкурс по выбору архитектора. Конкурс выиграл французский архитектор Жан Нувель , среди других крупных работ которого были Институт арабского мира (1970) и Фонд Картье (1991–94) в Париже, реконструкция Лионской оперы (1986–93), Пале de Justice в Нанте и Парк Побле Ноу в Барселоне (2001 г.).
При проектировании нового музея Нувель учел критику соседей, заблокировавших проект Миттерана. Новый музей был спроектирован так, чтобы его не было видно; Главное здание спроектировано так, чтобы казаться ниже зданий вокруг него, и в значительной степени скрыто от глаз садами. Форма главного здания повторяет изгиб Сены, а три административных здания построены так, чтобы гармонировать со зданиями периода Османа рядом с ними. [ 2 ]
В попытке создать «оригинальное место, которое бы отдало должное бесконечному разнообразию культур», [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Музей спроектирован таким образом, чтобы он был открытым и инклюзивным. Нувель спроектировал интерьер музея таким образом, чтобы освободить артефакты от их западных архитектурных отсылок, не включая барьеры и перила в пространствах галереи. Нет никаких физических или пространственных барьеров, разделяющих четыре основных географических региона, поэтому посетители могут отправиться в симулированное «путешествие», путешествуя с одного континента на другой. Этикетки почти скрыты, а таблички с историческим контекстом кратки и обобщены, что, кажется, подчеркивает эстетические качества экспонатов, а не их культурную историю. [ 4 ]
Строительство нового музея началось в начале 2001 года и было завершено в 2005 году. Музей на набережной Бранли был открыт 20 июня 2006 года и открыт для публики 23 июня. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]Музей открылся под названием Musée du Quai Branly , по названию улицы, рядом с которой он построен, набережной Сены , названной в честь ученого Эдуарда Бранли . Ранее предлагались Musée du Trocadéro , по названию дома Musée de l'Homme, где он первоначально должен был располагаться, Musée des arts premiers («первые искусства», соответствующие политически некорректному « примитивному искусству ») или Musée [de l'homme,] des arts et des Civilizations («музей [человека,] искусства и цивилизаций»). [ 8 ] [ 9 ] Безобидное название, основанное на местоположении, было выбрано во избежание споров по поводу терминологии, хотя циники посчитали, что это временное название, которое облегчит его переименование позже в честь Жака Ширака , президента, который инициировал проект. [ 10 ] [ 11 ] В июне 2016 года к названию музея было добавлено «Жак Ширак». [ 12 ]
Коллекции
[ редактировать ]В музее хранятся коллекции ныне закрытого Национального музея искусств Африки и Океании и этнографического отдела Музея человека , а также недавно приобретенные предметы. Постоянная коллекция насчитывает 300 000 произведений, 700 000 фотографий, 320 000 документов, 10 000 музыкальных инструментов и 25 000 предметов текстиля и одежды. [ 6 ] В основной зоне коллекций представлено около 3500 предметов, 500 из которых обновляются каждый год. [ 6 ] В музее есть как постоянные экспозиции, так и большие экспозиции, которые меняются каждые шесть месяцев. В музее также есть тематические экспонаты, на которых представлены маски и ткани тапа из Океании, костюмы из Азии, музыкальные инструменты и текстиль из Африки.
Временные экспонаты музея затрагивают самые разнообразные темы и темы. Темы экспонатов лета 2014 года включали историю и культуру татуировок , пропагандистские плакаты Вьетнама, а также выставку о влиянии культуры Океании на американскую массовую культуру 20 века. На этой последней выставке, названной «Тики-поп», были представлены фильмы, плакаты, музыка, одежда и воссоздание «тики-бара» 1960-х годов в полинезийском стиле.
Среди коллекций этнографических предметов из Африки, Азии, Америки и Океании музей имеет примечательные коллекции предметов, собранных во время французской колонизации Северной Америки, от Квебека до Луизианы, в 17 и 18 веках. Другая группа предметов представляет роль женщин-путешественниц XVIII и XIX веков. [ нужна ссылка ] Здесь также имеется коллекция картин австралийских аборигенов , в частности картин, выполненных на коре эвкалипта. Небольшая подборка собранных предметов музея регулярно выставляется в Павильоне сессий Лувра .
Реституция и репатриация
[ редактировать ]В 2018 году музей оказался в центре дискуссии о репатриации предметов, вывезенных из бывших французских колоний в период колониализма. Это произошло после публикации отчета, подготовленного по заказу президента Эммануэля Макрона двумя учеными, Бенедиктой Савой из Франции и Фельвином Сарром из Сенегала, которым было поручено составить отчет о реституции африканского культурного наследия . Этот отчет [ 13 ] утверждал, что артефакты, которые были незаконно вывезены в течение французского колониального периода, должны быть возвращены, если страна, о которой идет речь, попросит их. [ 14 ] Из 90 000 артефактов, находящихся к югу от Сахары во Франции, 70 000 находятся в архивах или на публичной выставке музея на набережной Бранли в Париже. [ 14 ] После публикации доклада Макрон пообещал отправить в Бенин 26 произведений искусства, которые были насильственно вывезены во время войны с территории, которая сейчас является частью Бенина. [ 15 ] хотя в настоящее время не существует французского закона или законодательства, которое могло бы дать такое обещание. [ 16 ] Это полный отход от предыдущей французской политики по реституции предметов, собранных в колониальный период. Например, в 2016 году французское правительство отказалось вернуть артефакты, запрошенные президентом Бенина, на том основании, что французские национальные коллекции «неотчуждаемы», то есть никакая их часть не может быть отдана. [ 14 ] Тем не менее, благодаря докладу международная дискуссия о реституции разграбленного культурного наследия получила новый импульс, а крупные музеи и другие коллекции не только во Франции активизировали свое сотрудничество с африканскими учреждениями и историками искусства. [ 17 ]
Избранные объекты из коллекций
[ редактировать ]Африканская коллекция
[ редактировать ]-
Реликварий народа санго в Габоне (19 век).
-
Маска народа Экет , Нигерия (20 век).
-
Ангел-хранитель, Эфиопия (19 век)
Азиатская коллекция
[ редактировать ]-
Ритуальная маска из Индии (20 век)
-
Халат сановника, Китай (19 век)
Коллекция Америки
[ редактировать ]-
Контейнер майя из Гватемалы , 600–800 гг. н.э.
-
Ацтекское изображение Чикомекоатль, богини кукурузы.
-
Геральдическая мачта или тотемный столб народа нисгаа в Британской Колумбии , Канада (1890 г.)
-
Украшенный автомобиль из Мексики (20 век)
Коллекция Океании
[ редактировать ]-
Маска из Вануату , с юга острова Малекула. (20 век)
-
Резные деревянные фигурки из Папуа-Новой Гвинеи (20 век).
-
Скульптура маори из Новой Зеландии (1850 г.)
-
Статуя из Полинезии (1760–1860).
Здания
[ редактировать ]Музейный комплекс состоит из четырех зданий площадью 30 000 квадратных метров (320 000 квадратных футов), строительство которых вместе с садом обошлось в 233 миллиона евро.
- Главное здание, в котором расположены галереи музея, имеет длину 210 метров (690 футов), площадь 4750 квадратных метров (51 100 квадратных футов) и имеет террасу площадью 3000 квадратных метров (32 000 квадратных футов) на крыше, самую большую террасу на крыше. в Париже. Он построен как огромный мост высотой 10 метров над садом, поддерживаемый двумя большими бетонными силосами на восточном и западном концах и 26 стальными колоннами. По мере роста деревьев в саду вокруг здания колонны будут полностью скрыты, и будет казаться, что здание опирается на верхушки деревьев. [ 18 ]
Посетители входят в главное здание через небольшой вход, а затем по извилистой рампе поднимаются по пологому склону к главной галерее длиной двести метров. Основная галерея внутри относительно темная, снаружи проникает небольшое количество солнечного света, а прямое освещение касается только выставленных предметов из постоянной коллекции. На северной стороне расположены тридцать различных галерей, которые снаружи здания видны как коробки разного цвета. Три мезонина выходят на главную галерею; центральный мезонин является мультимедийным центром, а два других мезонина используются для временных выставок. В западном мезонине каждые 18 месяцев открывается новая выставка, а выставка в восточном мезонине меняется каждый год. Со стороны сада здания расположены аудитории, классы, лекционный зал, мультимедийная библиотека и книжный магазин.
- В отдельном здании Бранли расположены административные помещения и 140 рабочих мест на пяти этажах. Его самой необычной особенностью является зеленая стена, или стена растительности, состоящая из живых растений, на северной стороне здания, обращенной к Сене.
- Здание Ован, соединенное пешеходными мостами со зданием Бранли, имеет 60 рабочих мест, а также лекционный зал Жака Кершаша и архив из 700 000 фотографий и звукозаписей.
- В здании на улице Университета находятся мастерские музея и библиотека. Потолки и фасад здания украшены работами восьми современных художников из числа коренных народов Австралии, четырех мужчин и четырех женщин: Нингура Напуррула , Лена Ньядби , Джуди Уотсон , Гулумбу Юнупингу , Джона Мавурнджула , Пэдди Ньюкуни Бедфорда , Майкла Райли и Яннима Томми Уотсон. . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Театр Клода Леви-Стросса
[ редактировать ]Театр расположен под главным залом, в него также можно попасть из сада. Он был спроектирован Жаном Нувелем в сотрудничестве с DUCKS scéno по сценографии и Жан-Полем Ламуре по акустике. Этот зал используется для проведения концертов, кинопоказов или публичных конференций. Он допускает несколько конфигураций благодаря акустическим шторам, задуманным Иссеем Мияке .
Сады
[ редактировать ]В первоначальном проекте музея 7500 квадратных метров из 25 000 квадратных метров территории были отведены под сады. Архитектор-победитель Жан Нувель увеличил площадь садов до 17 500 м2. 2 . Они были спроектированы ландшафтным архитектором Жилем Клеманом и представляют собой полную противоположность традиционному французскому формальному саду : здесь нет ни заборов, ни лужайки, ни ворот, ни монументальной лестницы; вместо этого Клеман составил гобелен из небольших садов с ручьями, холмами, бассейнами и рощами, используя местные французские растения и импортные растения, привыкшие к парижскому климату. Первоначально было посажено 169 деревьев и 72 000 растений.
С северной стороны, обращенной к улице вдоль Сены, сад защищен высокой двойной стеной из листового стекла, которая блокирует большую часть уличного шума. Сады на северной стороне практически скрывают здание музея. Вместо прямых дорожек и длинной оси, ведущей к входу, тропинки вьются через сады без видимого назначения.
Еще одной примечательной особенностью музейного сада является зеленая стена , или стена растительности, созданная ботаником Патриком Бланком . Эта живая стена зелени занимает площадь 800 м. 2 фасадов музея и 150 м 2 внутренних стен. Он включает в себя 15 000 растений 150 различных сортов из Японии, Китая, Америки и Центральной Европы. [ 22 ]
Библиотека
[ редактировать ]В музее имеется библиотека с 3 основными отделами:
- книжная коллекция с двумя читальными залами - исследовательским читальным залом на верхнем этаже и популярным читальным залом на первом этаже.
- коллекция картинок с фотографиями и рисунками
- архивная коллекция
Многие специализированные научные журналы, базы данных, документы, визуальные и аудиовизуальные объекты доступны в режиме онлайн. [ 23 ] Кроме того, в библиотеке также хранятся коллекции выдающихся этнологов, в том числе Жоржа Кондоминаса , Франсуазы Жирара и Нестеренко, а также коллекции коллекционера произведений искусства Жака Кершаша.
Публикации
[ редактировать ]Музей издал множество каталогов и различных других изданий, среди них:
- Ацтеки. и Мари-Франс Фове-Бертло в Музее на набережной Бранли Коллекция скульптур Леонардо Лопеса Лухана (2005).
Совместно с Frémeaux & Associés он также опубликовал несколько известных аудиосетов по этномузыкологии, включая буклеты на французском и английском языках, среди которых:
- Американские индейцы 1960–1961 гг., Подлинные записи коренных народов Америки 1960–1961 гг.
- Цветная линия, афроамериканские художники и сегрегация – 1916–1962 гг.
- Гаити Воду, Folk Trance Possession, Ритуальная музыка Первой Черной Республики 1937–1962 гг.
- Ямайка - корни растафари, мистическая музыка из Ямайки - фолк, транс, владение 1939–1961
- Мадагаскар, традиционная музыка юго-запада
Критика и споры
[ редактировать ]Колебания по поводу названия музея отражали разногласия по поводу его масштабов и точки зрения. [ 24 ]
Не все критики были довольны новым музеем после его открытия. Майкл Киммельман , архитектурный критик The New York Times , опубликовал 2 июля 2006 года обзор под названием «Сердце тьмы в городе света». Он назвал музей «упущенной возможностью и необъяснимым упражнением» и сказал, что он «был задуман как жуткие джунгли, красные, черные и мрачные, предметы в них выбраны и расположены с едва заметной логикой. зрелище, но совершенно ошибочное.... Место просто не имеет смысла. Старое, новое, хорошее, плохое смешано вместе без особых причин и объяснений, за исключением визуальной театральности». [ 25 ]
MQB был вовлечен в спор по поводу возвращения татуированных голов маори , известных как мокомокай, состоявшегося во Франции. Споры возникли после того, как музей в Нормандии решил вернуть татуированную голову Новой Зеландии. С 2003 года Те Папа Тонгарева , национальный музей Новой Зеландии, приступил к осуществлению программы возвращения останков маори, хранящихся в учреждениях по всему миру. [ 26 ] Хотя MQB изначально не хотел возвращать мокомокай в Новую Зеландию, изменение во французском законодательстве в 2010 году позволило провести дискуссии, которые привели к репатриации. [ 26 ] Мокомокай были официально возвращены в Новую Зеландию 23 января 2012 года, и сейчас они размещены в Те Папа и не выставлены напоказ. [ 26 ]
В «Отчете о рынке искусства Австралии» , выпуск 23, осень 2007 г., страницы 32–34, журналист Джереми Экклс цитирует Бернис Мерфи – соучредительницу Сиднейского музея современного искусства , а теперь национального директора музеев Австралии и председателя Комитета по этике Международного Совет музеев. На симпозиуме «Австралийское искусство в международном контексте» в Сиднее она рассказала, что считает всю набережную Бранли «регрессивной музеологией», а представление искусства аборигенов «в растительной среде» — «экзотической мизансценой ». в худшем вкусе. [ нужна ссылка ]
Есть некоторые предположения, что музей также играет ключевую политическую роль для Франции. На момент открытия музея в 2007 году Франция все еще пыталась примирить растущее этническое разнообразие среди населения страны в рамках своей республиканской модели ассимиляции и даже однородности. С этой точки зрения музей можно рассматривать как символическую попытку обратиться к незападным народам мира, одновременно провозглашая открытость Франции миру. Учитывая эту предполагаемую мотивацию создания музея, среди интеллектуалов возникли некоторые разногласия относительно того, какова конечная цель музея и действительно ли представление галерей достигает этой цели. [ 4 ]
Кроме того, также возникли разногласия относительно того, следует ли рассматривать выставленные артефакты как антропологические объекты или как произведения искусства. Португальский антрополог Нелия Диаш. [ 27 ] пытается ответить на этот вопрос, исследуя противоречия между музейной антропологией и общей музейной практикой. В заключение она пишет: «Если дихотомия формального представления и контекстуального представления больше не актуальна для музейной антропологической практики, Бранли, похоже, не решает в своей постоянной галерее дилемму между антропологией и эстетикой. Напротив, его временные экспонаты попытаться преодолеть такую дилемму и открыть новые площадки посредством демонстрации объектов в исторической и межкультурной перспективе, еще неизвестно». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Цифры посетителей за 2016 год» (PDF) . Обзор художественной газеты . Апрель 2017. с. 14 . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Демед 2006, стр. 1–5.
- ^ Моро 2009, стр. 2–5.
- ^ Jump up to: а б с Диас, Нелия (2008). «Двойное стирание: переписывание прошлого в Музее на набережной Бранли». Социальная антропология . 16 (3): 300–311. дои : 10.1111/j.1469-8676.2008.00048.x . ISSN 0964-0282 .
- ^ Цена 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ключевые цифры» . Официальный сайт . Музей на набережной Бранли – Жак Ширак . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Австралийские танцоры исполняют ритуальную церемонию 23 июня 2006 года перед музеем примитивных искусств на французской набережной Бранли в Париже» . Гетти Изображения. 23 июня 2006 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Прайс 2007, стр.47.
- ^ Бернасек, Лиза (2010). « Первое искусство» Магриба: выставка берберской культуры в Музее на набережной Бранли . В Хоффмане, Кэтрин Э.; Миллер, Сьюзен Гилсон (ред.). Берберы и другие: за пределами племени и нации в Магрибе . Издательство Университета Индианы. стр. 189, сн.28. ISBN 9780253354808 . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Прайс 2007, стр.112.
- ^ Диас, Нелия (2006). « Что в имени?» «Антропология, музеи и ценности, 1827–2006». В Греве, Кордула (ред.). Шоу незнакомца: искусство, коммерция и наука . Трансатлантические исторические исследования. Том 26. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. стр. 169–185. ISBN 3-515-08843-1 .
- ^ «Указ № 2016-818 от 20 июня 2016 г. об изменении названия Общественного учреждения «Музей на набережной Бранли» . Легифранс (на французском языке). 21 июня 2016 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ «Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» . Архивировано из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Найери, Фара (21 ноября 2018 г.). «Музеи Франции должны вернуть африканские сокровища, говорится в докладе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Местный. «Макрон согласен вернуть скульптуры Бенина «без промедления». The Local, 24 ноября 2018 г., https://www.thelocal.fr/20181124/france-agrees-to-return-abomey-sculptures-to-benin/ .
- ^ «Правовые проблемы по возвращению африканских артефактов из французских музеев остаются» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 28 ноября 2018 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Эллис, Адриан (5 апреля 2019 г.). «Музеи в меняющемся мировом порядке: реституция Африки достигает переломного момента» . theartnewspaper.com . Проверено 23 мая 2019 г.
- ^ Demeude 2006, стр. 18–22.
- ^ «Аборигенные работы по крыше и потолкам» . www.quaibranly.fr . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Нингура Напуррула: взращивание мечты = рисование, питающее мечту . Париж: Австралийское искусство. 2014. ISBN 978-2-9544576-4-2 . OCLC 889704998 .
- ^ Джолли, Маргарет (26 марта 2011 г.). «Стать «новым» музеем?: Оспаривание океанических видений в Музее на набережной Бранли» . Современный Тихий океан . 23 (1): 108–139. дои : 10.1353/cp.2011.0007 . hdl : 10125/22319 . ISSN 1527-9464 .
- ^ Моро 2009, стр. 5–8.
- ^ «Цифровая медиатека» . www.quaibranly.fr (на французском языке) . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Клиффорд, Джеймс (весна 2007 г.). «Набережная Бранли в процессе» . Октябрь . 120 :3–23:8. doi : 10.1162/октябрь 2007.120.1.3 . ISSN 0162-2870 . S2CID 57565398 .
- ^ Киммельман, Майкл (2 июля 2006 г.). «Сердце тьмы в городе света» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Чиприани, Лоран (24 января 2012 г.). «На торжественной церемонии в музее на набережной Бранли Франция возвращает Новой Зеландии 20 голов маори» . Арт Дейли . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Нелия Сусана Диас | FMSH» . www.fmsh.fr. 6 ноября 2017 года . Проверено 1 августа 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Демед, Хьюг (2006). Musée du Quai Branly: дух этого места (на французском языке). Париж: Скала. ISBN 9782915133271 .
- Гранде, Одиль (2016). «Медиатека в музее на набережной Бранли в Париже: виртуальная, но не только». Журнал художественных библиотек . 32 (4): 35–39. дои : 10.1017/S0307472200015078 . ISSN 0307-4722 . S2CID 183737405 .
- Весело, Маргарет. «Стать «новым» музеем? Оспаривать океанские видения в Музее на набережной Бранли». Современный Тихий океан 23 № 1 (2011), с. 108+. онлайн
- Муаро, Фабрис (2009). Сады музея на набережной Бранли (на французском языке). Париж: Галлимарский досуг. ISBN 9782742423743 .
- Прайс, Салли (15 октября 2007 г.). Парижский примитивизм: музей Жака Ширака на набережной Бранли . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226680705 . Проверено 30 сентября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Musée du Quai Branly (сайт на французском, английском и испанском языках)
- Gradhiva , газета, издаваемая Музеем на набережной Бранли.
- Музей на набережной Бранли - архитектор: Жан Нувель - тематическое исследование Constructalia. Архивировано 8 июля 2011 года в Wayback Machine.
- в London Review of Books. Статья Архивировано 16 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- в International Herald Tribune Статья
- «Рассказы о колонизации: Музей на набережной Бранли в контексте», в воспоминаниях , Журнал Национального музея Австралии , том 2, № 2, сентябрь 2007 г.
- Виртуальный тур по Музею на набережной Бранли – Жак Ширак, предоставлен Google Arts & Culture
- медиафайлы по теме: Музей Бранли-Уорф. Викискладе есть