Jump to content

Фонтаны в Париже

Фонтаны Согласия (1836-1840 гг.)
Фонтан-пирамида, двор Наполеона I в Лувре (1988)

Фонтаны в Париже первоначально обеспечивали жителей города питьевой водой, а теперь являются декоративным элементом городских площадей и парков. В Париже более двухсот фонтанов, самый старый из которых датируется 16 веком. Здесь также есть более ста Уоллеса . питьевых фонтанчиков [1] Большинство фонтанов являются собственностью муниципалитета .

В 2017 году расследование журнала культурном наследии о La Tribune de l'art показало, что более половины этих фонтанов не функционируют. [2]

Список фонтанов Парижа по округам см. в разделе «Список фонтанов Парижа» .

Парижские фонтаны XVI XVII и веков

Фонтен Невинных в 1-м округе, как он выглядит сегодня. Он был перенесен в 1788 году и превращен в отдельно стоящий фонтан, а затем снова перенесен в 1858 году на свое нынешнее место в центре Марке Невинных.
Фонтан Медичи в Люксембургском саду (1630 г.) был построен для Марии Медичи Томмазо Франчини , флорентийским фонтанчиком, привезенным во Францию ​​королем Франции Генрихом IV . (Вид на фонтан около 1820 года, после дополнений Шальгрина . Источник: Национальная библиотека Парижа)

История фонтанов в Париже до середины XIX века была историей борьбы города за обеспечение чистой питьевой водой растущего населения. Строительство фонтанов также зависело от закона гравитации ; до появления механических насосов источник воды должен был быть выше фонтана, чтобы вода текла.

В третьем веке до нашей эры коренные жители, паризии , брали воду прямо из реки Сены . К первому столетию до нашей эры римские инженеры города Лютеция построили акведук Аркей, используя силу тяжести для обеспечения водой своих ванн и общественных фонтанов.

В средние века римский акведук Аркей пришел в упадок, и жители снова брали воду из Сены или колодцев. Во время правления Филиппа II Французского (1180–1223) за городскими стенами к северу от Парижа существовало два крупных монастыря; Аббатство Сен-Лоран у подножия Монмартра и аббатство Сен-Мартен-де-Шан. Эти монастыри получали пресную воду из двух акведуков; аббатство Сен-Лоран - свинцовыми трубами, идущими с высот Ромейнвиля и Менильмонтана, и аббатство Сен-Мартен-де-Шан - каменным акведуком, идущим с вершины Бельвиля. В первой половине 13-го века эти два акведука использовались для подачи воды в первые зарегистрированные фонтаны средневекового Парижа: Фонтен-де-Аль, Фонтен-де-Невинных и Фонтен-де-Мобуэ. [3] Эти фонтаны не били воду; вода непрерывно лилась тонкими струйками из бронзовых маскаронов, масок, обычно животных, в каменные чаши, чтобы местные жители могли наполнять свои сосуды водой.

К 1498 году, когда Людовик XII Франции стал королем, водоснабжение Парижа контролировалось совместно торговцами города во главе с Прево де Маршаном и королем. Они решали, как будет распределяться вода, и отвечали за строительство общественных фонтанов. Водоснабжение Парижа было все еще очень ограничено; к концу 15 века в Париже было всего семнадцать фонтанов с водой, в том числе пять за стенами. Все фонтаны находились на Правобережье; два акведука доставляли воду, а так как уровень грунтовых вод был близок к поверхности и там можно было легко рыть колодцы, то на левом берегу уровень грунтовых вод находился глубоко под землей и действующих акведуков не было, поэтому почти всю воду приходилось сливать быть перенесено из Сены. В результате Левый берег почти не рос со времен Филиппа II. [4]

В начале 17 века король Франции Генрих IV решил провести воду на Левый берег для университета и запланированного Люксембургского дворца своей жены Марии Медичи . Новый акведук был построен между 1613 и 1623 годами для подачи воды из Рунгиса . Этот новый акведук поставил шесть новых фонтанов на левом берегу, включая современный фонтан Медичи , и один на правом берегу. Кроме того, на правом берегу было построено пять новых фонтанов на основе двух первоначальных акведуков. Генри привез Томмазо Франчини , флорентийского мастера фонтанов, в Париж, где он спроектировал фонтан Медичи в Люксембургском саду . В 1636 году он стал генеральным интендантом О и Фонтенов, отвечающим за все королевские фонтаны и водные проекты. Его потомки носили этот титул до 1781 года. [5]

Еще одним важным вкладом Генриха IV было строительство между 1578 и 1608 годами Самаритэна , огромного гидравлического водяного насоса, приводимого в движение водяным колесом под Новым мостом, который поднимал воду из Сены в водохранилище недалеко от Сен-Жермен-л. Осеруа, для использования в Лувре и саду Тюильри . Еще два насоса были добавлены в 1673 году. Благодаря насосам и новому акведуку, к 1673 году в Париже с предполагаемым населением в 500 000 человек было 16 фонтанов на правом берегу, питаемых акведуками, и 14 фонтанов на левом берегу, питаемых новым водопроводом. Акведук Аркей и двадцать один новый фонтан вдоль правого и левого берегов реки, питаемый новыми гидравлическими насосами. [4]

Все фонтаны, построенные в 16 и 17 веках, были либо перестроены, либо снесены в последующие два столетия. Лишь некоторые из них, такие как Фонтен Бушера, Фонтан Невинных и Фонтан Медичи, были тщательно перестроены и до сих пор сохраняют характер своего времени.

Парижские фонтаны XVIII века [ править ]

Массивный фонтан «Катр-Сэзон» на улице Гренель (7-й округ) (1739 г.), созданный скульптором Эдмом Бушардоном , имел толпу монументальных статуй, но только два крана, и раздражал философа Вольтера из-за своего большого размера на узкой улице. .

В восемнадцатом веке было построено тридцать новых фонтанов, четырнадцать из которых сохранились до сих пор, а также построены три замка — водохранилища, расположенные внутри больших сооружений. [6] Многие из этих фонтанов были работой Жана Босира , который по королевскому указу был контролёром зданий города Парижа между 1692 и 1740 годами. Его фонтаны обычно были небольшими, прислоненными к стене, с нишей и единственным изливом, льющим воду. воду в небольшой таз, но они были величавы и элегантны, украшены ракушками, мифологическими фигурами, а иногда имели имитацию обызвествленных стенок гротов, имитируя естественные источники.

В середине 18 века Вольтер и другие критики начали требовать большего количества открытых площадей и большего количества декоративных фонтанов. В «Украшениях Парижа» , написанных в 1749 году, Вольтер писал: «У нас есть только два фонтана хорошего вкуса, и их, конечно, следовало бы разместить получше. Все остальные достойны деревни». [7] Правительство ответило на эти требования создания более грандиозных фонтанов, введя в эксплуатацию Фонтен-де-Катр-Сэзон (1739 г.) и еще более грандиозный проект площади с фонтанами, площади Людовика XV, которая стала площадью Согласия . [8]

Несмотря на новые фонтаны, у города были проблемы с обеспечением растущего населения города достаточным количеством воды. основали частную компанию по водоснабжению La Comagnie des Eaux de Paris. В 1776 году два инженера-механика Жак-Константен и Огюстен-Шарль Перье Они пообещали доставлять воду напрямую всем, кто сможет за нее заплатить, по системе труб прямо в дома. Они подражали лондонскому городу и установили водяной насос с паровым приводом в Шайо в 1782 году. Первые насосы, построенные в Бирмингеме , Англия, и названные Константин и Августин , поднимали воду из Сены и наполняли четыре резервуара возле холма Шайо, откуда вода текла вниз по железным трубам (тоже изготовленным в Англии) к своим частным абонентам, а также к семи новым общественным фонтанам. В 1786 году, после успеха первых насосов, и Гро-Кайю были установлены два новых двигателя, Луиза и Тереза вдоль набережной Орсе , которые, начиная с 1788 года, перекачивали воду на высоту 35 метров (115 футов). ) башня, которая стекала по трубам в окрестности Леса Дом Инвалидов , Военная школа предместье и Сен-Жерменское .

Создание частной водопроводной компании вызвало ожесточенную политическую борьбу между теми, кто поддерживал компанию, в том числе драматургом Пьером Бомарше , автором « Женитьбы Фигаро» , который был одним из режиссеров и разбогател благодаря водной компании, и теми, кто против него выступила, в том числе, гильдия водников, чьи рабочие места находились под угрозой, во главе с графом де Мирабо . В 1788 году, после финансового кризиса, компания обанкротилась и перешла в руки Королевского казначейства, но ее технический успех был доказан; из восьмидесяти пяти фонтанов Парижа в 1807 году 45 питались водой от паровых насосов компании. [9]

Парижские фонтаны Консульства и Первой Империи 1799-1815 ) (

Фонтен дю Пальмье , площадь Шатле , ( 1-й округ ) (1806-1808 гг.), в честь побед Наполеона. Франсуа-Жан Браль, архитектор.

Строительство монументальных фонтанов было прервано Французской революцией ; площадь Людовика XV была переименована в площадь Революции, а гильотину разместили рядом с местом, где должны были быть построены фонтаны. Начиная с 1799 года снабжение водой и строительство фонтанов стало предметом первоочередной заботы нового Первого консула Наполеона Бонапарта . [12]

Наполеон спросил своего министра внутренних дел Жана-Антуана Шапталя , что было бы самым полезным, что он мог бы сделать для Парижа, и Шапталь ответил: «Дайте ему воды». [13] В 1802 году Наполеон приказал построить первый канал, по которому вода из реки за пределами города, — канал д'Урк. Канал был построен энергичным главным инженером Наполеона по мостам и дорогам и главой его службы водоснабжения и канализации Пьером Симоном Жираром , который служил с ним во время его кампании в Египте . Грандиозные проекты Жирара включали канал Сен-Дени (завершен в 1821 году), канал д'Урк (завершен в 1822 году), канал Сен-Мартен (завершен в 1825 году), который доставлял достаточно воды как для питьевых фонтанов, так и для декоративных фонтанов. [14]

Пока его инженеры строили каналы для подачи воды в Париж, Наполеон обратил свое внимание на фонтаны. В указе от 2 мая 1806 года он заявил, что желает «сделать для Парижа что-нибудь великое и полезное». и предложил построить пятнадцать новых фонтанов. Он также приказал очистить, отремонтировать или восстановить многие старые фонтаны, которые пришли в упадок, такие как Фонтан Четырех Сезонов и Фонтан Медичи . Его инженеры построили новые фонтаны на главных открытых рынках города и установили по всему городу несколько сотен борнес-фонтанов , простых каменных блоков с водопроводным краном. В 1812 году он издал указ, что раздача воды из фонтанов будет бесплатной, а всякий, кто спекулирует питьевой водой, будет строго наказан. [13]

Многие из пятнадцати монументальных фонтанов, построенных Наполеоном, были спроектированы одним и тем же архитектором Франсуа-Жаном Бралем , главным инженером службы водоснабжения города Парижа, который работал над большими водяными насосами в Шайо, Гро-Кайо и Самаритене. .

Ранние наполеоновские фонтаны, построенные до завершения строительства каналов, были скромными по размеру и снабжались ограниченным количеством воды, которая лилась через традиционные маскароны или желоба. Более поздние фонтаны Наполеона, в том числе фонтан на площади Вогезов и Шато д'О, не использовались в основном для питьевой воды, а вода стреляла в воздух и стекала из васков в бассейны внизу. Это были первые по-настоящему декоративные фонтаны в Париже. [15]

  • Фонтен, площадь Инвалидов . Этот фонтан был одним из первых, построенных при Наполеоне. Он был построен для демонстрации крылатого льва из собора Святого Марка в Венеции , привезенного в Париж в качестве военного трофея Наполеоном в 1797 году. Это был простой каменный постамент с четырьмя небольшими фонтанирующими бронзовыми головами. львы, со статуей крылатого льва наверху. Лев был возвращен в Венецию после поражения Наполеона в 1815 году, а фонтан окончательно убрали в 1840 году.
  • Фонтен Дезе . Этот фонтан, расположенный на площади Дофин, был посвящен французскому генералу Луи Дезе , погибшему в битве при Маренго в 1800 году. На нем была изображена фигура La France Militaire , женщины в тоге и шлеме, на цилиндрическом постаменте, из струй которого льется вода. вокруг базы. Его снесли, когда площадь расширили в 1875 году, и перенесли в город Риом, дом Дезе, где он стоит до сих пор. [16]
  • Фонтен дю Пальмье . (1808 г.) На площади Шатле — это крупнейший сохранившийся фонтан Империи, построенный в виде римской триумфальной колонны с именами побед Наполеона и барельефами на колонне, со статуей Победы на вершине. Название происходит от украшения из пальмовых листьев чуть ниже статуи. Основание колонны украшено четырьмя фигурами, олицетворяющими Благоразумие, Бдительность, Справедливость и Силу. В 1856 году, когда была построена улица Севастополь, колонну перенесли и поставили на новый постамент по проекту Ж. Давиуда, украшенный четырьмя сфинксами и бассейнами с водой. [16]
  • Фонтен де ла Пэ (1807 г.) первоначально находился на площади Сен-Сюльпис, затем на площади Сен-Жермен, ныне на Аллее дю Семинер, недалеко. Неоклассический памятник в квадратном бассейне с аллегорическими фигурами, представляющими науки, искусства, мир, торговлю, сельское хозяйство и другие фигуры. Статуя была перенесена в 1937 году на нынешнее место.
  • Фонтен дю Фелла (1806 г.), построенный у стены приюта неизлечимых на улице Севр, 52, был спроектирован Бралем так, чтобы напоминать египетский храм, с фигурой Антиноя, фаворита римского императора Адриана , в египетском костюме. наливание воды из двух кувшинов. Наполеона Он был спроектирован в честь египетской кампании , а над статуей изображен имперский орел.

. * Фонтен Дворца Искусств (1809–1810). Четыре чугунных льва, выполненные скульптором Антуаном Водуайе , были помещены на отдельные постаменты перед Дворцом изящных искусств, бьющие изо рта водой в два бассейна. Фонтан перестал работать в 1865 году, а львы были перенесены на площадь Булонь-Бийанкур , где их можно увидеть и сегодня.

  • Фонтен де Марс . Этот фонтан до сих пор находится на своем первоначальном месте на улице Сен-Доминк, недалеко от военного госпиталя. Он украшен барельефом скульптора Пьера Бовале, изображающим Марса , бога войны, и Гигею , богиню здоровья, чистоты и санитарии, помещенных вместе, потому что статуя находилась рядом с военным госпиталем. [17]
  • Фонтен де Леда . Этот фонтан, изображающий Леду и лебедя , с водой, льющейся из клюва лебедя, был выполнен скульптором Ахиллом Валуа. Первоначально он стоял на углу улиц дю Регар и улицы Вожирар. Его перенесли в 1856 году в Люксембургский сад , где он примыкал к фонтану Медичи .
  • Замок д'о дю бульвар Бонди (1812 г.). Этот фонтан, наряду с фонтанами Понсо и фонтанами на площади Вогезов, был первым фонтаном в Париже, где сама вода была главным декоративным элементом, а скульптура и архитектура были второстепенными. [18] Все они были спроектированы инженером Пьером Симоном Жираром. Замок д'о был первым монументальным фонтаном в Париже, в котором были представлены две круглые чаши, или каменные чаши, расположенные одна над другой на колонне, причем вода переливалась через чаши и попадала в большую круглую чашу внизу. Такая конструкция фонтана существовала в небольшом масштабе и в римских садах, и в Риме в эпоху Возрождения, и в Экс-ан-Провансе, но не в Париже, и не в таком большом масштабе. Помимо центрального фонтана, чугунные львы изливали воду в нижний бассейн. Новизна и масштабность этого фонтана сделали его популярным местом прогулок парижан. Фонтан был перенесен в 1867 году, и сегодня он расположен напротив бывшего Галле от снесенного парижского рынка Ле-Аль, расположенного в Ла-Виллетт .
  • Площадь Вогезов . (1811). В центре площади Вогезов был построен новый фонтан по проекту Жирара . Он был одним из первых в Париже, наряду с замком, где не было кранов с водой для наполнения кувшинов и кувшинов. У него был восьмиугольный бассейн, из которого вода хлестала вверх и плескалась в бассейн. Оригиналы Жирара были сняты в 1824 году и заменены примерно в 1830 году новыми фонтанами Жана-Франсуа Менажера. [19]
  • Фонтен де л'Элефан . Самый грандиозный из всех наполеоновских фонтанов был заложен в 1811 году на пустом месте, где стояла Бастилия. Начались работы по строительству фонтана в виде огромного бронзового слона со смотровой площадкой на спине, на которую ведет лестница внутри слона. Бассейн для воды был построен вместе с полноразмерной гипсовой моделью слона, но работы остановились после поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году. Модель слона не снимали до 1848 года. [20]

Реставрации и правления Луи-Филиппа ( 1816–1848 Парижские фонтаны эпохи )

Фонтан на площади Вогезов (4-й округ). Оригинальный фонтан Пьера Симона Жирара на площади Вогезов был заменен в 1830 году четырьмя фонтанами, спроектированными Жаном-Франсуа-Жюльеном Менажером.
Фонтен дю Цирк был помещен в новых садах Елисейских полей Хитторфом вскоре после того, как он закончил работу над площадью Согласия. Четверо детей на фонтане символизируют четыре времени года.

С момента падения Наполеона в 1815 году до прихода к власти Луи-Филиппа в 1830 году, когда Франция переживала Реставрацию старой монархии, было построено несколько новых фонтанов, и они были скромных размеров и художественных амбиций. Между 1813 и 1819 годами на улице Госпитальеров был построен новый рынок, марш Блан-Манто. Фонтан на мясном рынке был украшен бронзовыми струями в форме бычьих голов работы скульптора Эдме Голля . Рынок был снесен в 1910 году, но головы все еще остались, прикрепленные к стене школы материнства. [21]

Площадь Вогезов (1830 г.). Первоначальный фонтан Пьера Симона Жирара на площади Вогезов (переименованный в Королевскую площадь во время Реставрации) был заменен в 1830 году нынешними четырьмя фонтанами, спроектированными Жаном-Франсуа-Жюльеном Менажером, учеником Водуайе, лауреатом премии де Рима и архитектор города Парижа . Новые фонтаны сделаны из вулканического камня из Вольвика в Оверни и имеют две круглые чаши одна над другой, а львиные головы бьют воду в круглый бассейн.

Фонтен де Гайон (1828 г.) на улице д'Антен (2-й округ) был первым крупным фонтаном Луи Висконти , который заменил более ранний фонтан Бозира. Позже Висконти прославился как архитектор гробницы Наполеона в Доме Инвалидов . Фонтан имеет две васки, украшенные молодым тритоном, вооруженным трезубцем, и лошадью на дельфине, а также надписью на латыни: «За пользу и украшение города». [22]

В июле 1830 года абсолютная монархия Карла X была свергнута и заменена конституционной монархией Луи-Филиппа. Новое правительство, как и предыдущие, столкнулось с проблемой быстро растущего населения Парижа, потребность которого в воде была намного больше, чем мог обеспечить наполеоновский канал де Л'Урк. Общественные фонтаны вызвали заторы на узких улицах; возницы и возницы поили лошадей в фонтанах; носильщики воды дрались с местными жителями за доступ к водопроводным кранам; фонтаны на рынках использовались для мытья овощей и фруктов и уборки улиц. Эпидемия холеры в 1832 году показала, что Париж нуждается в лучшей воде и улучшенных санитарных условиях. [23]

Новый префект Сены Рамбюто приказал построить двести километров новых водопроводов и установить 1700 фонтанов-борнов — простых блоков с водопроводными кранами, введенных Наполеоном. Благодаря этим новым фонтанам, снабжавшим население питьевой водой, архитекторы города получили свободу проектировать новые монументальные фонтаны, носившие чисто декоративный характер на городских площадях.

Фонтен де ля Согласие . (1836–1840) Два фонтана на площади Согласия — самые известные из фонтанов, построенных во времена Луи-Филиппа, и стали символом фонтанов Парижа. Они были спроектированы Жаком-Игнасом Хитторфом , учеником неоклассического скульптора Шарля Персье в Школе изящных искусств , который служил официальным архитектором фестивалей и церемоний свергнутого короля и провел два года, изучая архитектуру и Фонтаны Италии.

Оба фонтана Хитторфа выполнены на морскую тематику из-за их близости к военно-морскому министерству на площади Согласия и к Сене. Их расположение по оси север-юг совпадало с обелиском Луксора ; и Королевской улицей и форма самих фонтанов находилась под сильным влиянием фонтанов Рима, особенно площади Пьяцца Навона и площади Святого Петра.

Оба фонтана имеют одинаковую форму: каменный бассейн; шесть фигур тритонов или наяд, держащих рыбу, извергающую воду; шесть сидящих аллегорических фигур, стоящих ногами на носах кораблей, поддерживающих пьедуш, или пьедестал, круглого сосуда; четыре статуи различных форм гениальности, искусства и ремесел, поддерживающие верхнюю перевернутую верхнюю васку; вода которого поднимается вверх, а затем стекает каскадом в нижний сосуд, а затем в бассейн.

Северный фонтан посвящен рекам с аллегорическими фигурами, изображающими Рону и Рейн , искусство сбора цветов и фруктов, сбора урожая и выращивания винограда; и гении речного судоходства, промышленности и сельского хозяйства.

Южный фонтан, расположенный ближе к Сене, представляет моря, а фигуры представляют Атлантику и Средиземное море; добыча кораллов; ловля рыбы; сбор моллюсков; коллекционирование жемчуга; и гении астрономии, навигации и торговли. [24]

Фонтен Елисейских полей . (1839–1840). Закончив фонтаны Согласия, Хитторф построил еще четыре фонтана на площадях Елисейских полей между площадью Согласия и Триумфальной аркой, строительство которых было завершено только в 1836 году. Нижняя часть каждого фонтана одинакова. ; круглый таз, постамент с орнаментом из ракушек; сосуд, поддерживаемый дельфинами и украшенный пальмовыми листьями; и (на трех из четырех) львиные головы, извергающие воду.

Верхняя часть каждого фонтана была разной;

Carré des Ambassadeurs — Венера, расчесывающая волосы, в окружении роз и текущей воды. (скульптор: Францик-Жозеф Дюре.)Карре ле Дуайен – статуя Дианы с розами. (Скульптор: Луи Депре)Фонтен-де-Цирк (северная сторона): четверо детей, символизирующие четыре времени года, со вторым сосудом, украшенным головами львов и кабанов. (Скульптор: Жан-Огюст Барре).Елисейский фонтан (северная сторона). Простая одиночная васка с каскадной водой.

Фонтен Лувуа (1839 г.) по проекту архитектора Луи Висконти был построен на новой площади Лувуа, на месте старого оперного театра . Нижняя васка украшена знаками зодиака и масками времен года; четыре женские фигуры, изображающие реки Сену , Луару , Гаронну и Сону, окружают колонну, поддерживающую верхний васк. Фигурки и сосуды были изготовлены из чугуна и окрашены под бронзу.

Фонтен Кювье (1840–1846). Посвящается Жоржу Кювье (1769–1832), натуралисту, пионеру палеонтологии и сравнительной анатомии . Этот фонтан расположен недалеко от Сада растений и музея естественной истории, где работал Кювье. Статуя поставлена ​​у стены, с невысоким тазом, водой, льющейся из голов рептилий, и перевязью из голов человека и животных. Выше находится аллегорическая фигура сидящей женщины, представляющей естественную историю, в окружении многочисленных животных и держащей табличку с девизом Кювье: « Rerum cognoscere causas ». («знать причины вещей».) Натуралисты отмечали, что крокодил в группе статуй поворачивает голову, чего крокодилы делать не могут. [25]

Висконти, который впоследствии прославился как проектировщик гробницы Наполеона в Доме Инвалидов, спроектировал два других фонтана этого нового типа, посвященных знаменитым парижанам и расположенных в связанных с ними местах.

Фонтен Мольер . (1841–44). Этот фонтан работы Висконти, расположенный на углу улиц Траверсьер и улицы Ришелье, изначально должен был быть простым фонтаном эпохи Возрождения в состоянии нимфы, но Ренье, глава Французской комедии , предложил вместо этого сделать его памятником драматург Мольер , поскольку фонтан находился недалеко от первоначального места французской комедии и дома Мольера. Деньги на фонтан были собраны по общественной подписке. Бронзовая статуя Мольера работы Бернара-Габриэля Серра , а две аллегорические фигуры у основания фонтана, представляющие Легкую комедию и Серьезную комедию, созданы Джеймсом Прадье .

Фонтен Сен-Сюльпис (1843–1848) Луи Висконти был спроектирован, чтобы олицетворять идею религиозного великолепия, поскольку он располагался на площади Сен-Сюльпис , недалеко от знаменитой духовной семинарии Сен-Сюльпис . Он чествовал четырех известных религиозных ораторов 17 века; Боссюэ , Фенелон , Флешер и Массильон .

Фонтен де л'Аршевеш (1843–1845) работы Альфонса Вигуре , расположенный на нынешней площади Жана XXIII, представляет собой неоготическое сооружение, построенное на месте когда-то дворца архиепископа. В нижней части фонтана изображены три архангела, побеждающие аллегорическую фигуру ереси , а на шпиле находится статуя Богородицы с младенцем.

Еще несколько скромных фонтанов времен Луи-Филиппа сохранились:

  • Fontaine Place Jean-Baptiste Clément' , (1835), на Монмартре , представляет собой настенный фонтан с нишей, украшенной узором из ракушек, и бронзовой вазой с водой, текущей из львиной головы.
  • Фонтен Карла Великого , улица Карла Великого, (1835 г.), построенный у стены пресвитера церкви Святого Павла. В нише, украшенной водными растениями и животными, находится чугунная ваза, поддерживаемая дельфинами, со статуей ребенка, держащего над головой морскую ракушку.
  • Фонтен Сен-Луи , улица Туренн. (1846). Похож на Фонтена Карла Великого, с сосудом в форме морской ракушки и цинковой фигурой, изображающей реку Урк. На верхней части фонтана высечен герб Парижа. Скульптор — Бойтель , ученик Джеймса Прадье и Давида д'Анжера .
  • Фонтен-де-ла-Рокетт , улица де ла Рокетт, (1846 г.), аркада с треугольным фронтоном, украшенная гербом Парижа, дельфинами и фруктами, цветочными узорами и головами львов. Внутри ниши две скамейки и маскарон, из которого до сих пор течет вода, хотя фонтан закрыт калиткой. [26]

Парижские фонтаны Луи-Наполеона и Второй Империи (1848-1870 гг . )

Фонтен Сен-Мишель , площадь Сен-Мишель , (1858-1860), Габриэль Давиуд , архитектор.

Правление Луи-Филиппа внезапно закончилось с революцией 1848 года и созданием Второй республики под руководством Луи-Наполеона , которая в результате государственного переворота 1851 года стала Второй империей . После эпидемии холеры в 1849 году одним из главных приоритетов Луи-Наполеона стало улучшение качества воды в Париже. В то время в Париже было около шестидесяти фонтанов, снабжавших население питьевой водой, и дюжина фонтанов, носивших чисто декоративный характер. [28] При его новом префекте Сены бароне Османе и его новом начальнике водного хозяйства Парижа Бельгране парижская водная система была реконструирована таким образом, что вода из источников, приносимая акведуками, использовалась исключительно для питья, в то время как менее здоровая река воду использовали для мытья улиц, полива садов и парков, а также для фонтанов.

Во времена Второй империи, когда барон Осман начал свою кампанию по реконструкции, знаменитые старые фонтаны были перенесены и перестроены. В 1858 году Фонтен Невинных был перенесен на новый, более низкий постамент в центре площади, а с каждой стороны были добавлены шесть бассейнов с проточной водой. В 1864 году, чтобы освободить место для нового бульвара Медичи, оранжереи позади Фонтан Медичи был снесен, фонтан перенесен на новое место в Люксембургском саду , добавлены статуи, фонтан Леды и Лебедя, построенный во времена Первой Империи, перенесен на место позади него, а длинный бассейн построен перед ним. Скромный первоначальный фонтан в Ронд-Пойнт на Елисейских полях , построенный при Луи-Филиппе, всего с двумя вазками, был заменен более крупным фонтаном с шестью вазами, льющими каскадную воду.

Большинство новых монументальных фонтанов, построенных во время правления Луи-Наполеона, были работой одного архитектора Габриэля Давиуда . Давиуд изучал скульптуру в Школе изящных искусств, затем стал архитектором службы набережных и плантаций префектуры Сены. Он отвечал за дизайн многих площадей, ворот, скамеек, павильонов и другой декоративной архитектуры Второй Империи. Его основными бассейнами и фонтанами были:

  • Бульвар Фонтен Ришар-Ленуар . (1862 г.) Когда часть канала Сен-Мартен была перекрыта бульваром Ришара Ленуара, Давиуд построил длинную серию из пятнадцати небольших бассейнов и фонтанов для аэрации воды. В каждом фонтане струя воды исходила из букета роз, сделанного из чугуна. В 20 веке фонтаны были перестроены в более современном, менее живописном стиле.
  • Фонтен-Плейс Эдмон-Ростан . Давиуд первым построил бассейн и фонтан в 1862 году. В 1884 году была создана статуя Краука, изображающая тритона и наяду , держащую большую морскую ракушку, разбрызгивающую воду. был пристроен к фонтану.
  • Фонтен площади Пигаль . (1862-63 гг.) Фонтан имеет круглую чашу, восьмиугольный постамент и рифленую колонну, поддерживающую одиночную вазку. Жители использовали его как тазик для сброса мусора, мытья рыбы и стирки. Сегодня фонтан и площадь отреставрированы.
  • Площадь Фонтен-де-Арт-и-Метье (ныне площадь Эмиля-Шатана) (1861 г.). Фонтан представляет собой продолговатую чашу с полукруглыми концами, в которой размещены аллегорические статуи, связанные с искусствами и профессиями, поскольку фонтан находился рядом с консерваторией искусств и ремесел. С одной стороны — две статуи работы Оттина , который также выполнил статуи в фонтане Медичи; статуя Меркурия, держащего весы, якорь и рог изобилия; и Музыка в лавровом венке, с лирой и факелом в руках. На другом конце фонтана стоят две статуи работы Гумери ; Земледелие, держащее снопы пшеницы, и Работа, держащая молоток. Между двумя группами находится единственный фонтан-васк с брызгами воды и водой, льющейся из голов львов.
  • Фонтен площади Мадлен (1865 г.). (один сейчас находится на площади Сантьяго-дю-Чили, другой - на месте Франсуа Иера). Давиуд построил перед церковью Мадлен два фонтана, каждый из которых имел круглую мраморную чашу, пьедестал с четырьмя грифонами, поддерживающий колонну с единственной вазкой, украшенной львиными головами, извергающими воду. Из васки возвышается колонна, украшенная кольцами и лицами женщин. В 1902 году оба фонтана были перенесены в разные части Парижа, чтобы освободить место для статуи философа и политика Жюля Симона.
  • Фонтен Сен-Мишель (1860 г.) — самый известный фонтан Давиуда. Построенный в рамках грандиозного проекта барона Османа по реконструкции Парижа, он должен был стать главным украшением увеличенной площади Пон-Сен-Мишель, созданной новым бульваром Севастополь-Рив-Гош (ныне бульвар Сен-Мишель ). Первоначально Давиуд хотел построить отдельно стоящий фонтан со статуей женщины, олицетворяющей мир, но от него потребовалось сделать настенный фонтан, скрывающий стену здания на углу бульвара Сен-Мишель и Сен-Андре де Ар. Его новый проект представлял собой структуру, похожую на триумфальную арку со статуей Наполеона Бонапарта , но это вызвало сопротивление со стороны противников Луи-Наполеона, поэтому она была заменена на статую архангела Михаила, борющегося с дьяволом. Над разными фигурами композиции работали девять скульпторов. Это был последний монументальный фонтан в Париже, построенный у стены, стиль которого был заимствован из Италии и использован в фонтане Медичи и Фонтен-де-Катр-Сэзон . Позднее фонтаны стали стоять отдельно, в центре площадей или парков. [29]

Третьей республики ( 1870-1900 ) Парижские фонтаны

Фонтен де л'Обсерватория , (1867-1874), Люксембургский сад , Габриэль Давиуд , архитектор.

Луи Наполеон был захвачен немцами в катастрофической битве при Седане в 1870 году и потерял свой титул. После оккупации Парижа немцами и недолгого правления Парижской Коммуны Третья Французская республика родилась .Давиуд остался главным архитектором фонтанов города. Его первой задачей было устранение повреждений, нанесенных фонтанам в результате немецкой осады Парижа и боевых действий во время подавления Парижской коммуны, разрушившей дворец Тюильри и Отель де Виль.

Давиу удалось завершить строительство двух монументальных фонтанов, строительство которых началось во времена Второй империи.

  • Фонтен обсерватории со скульптурой Жана-Батиста Карпо . Этот фонтан был предложен в 1866 году в рамках создания новой Большой авеню Люксембурга, проекта, который предусматривал создание двух новых площадей с декоративными лампами и колоннами, статуями и фонтаном. Карпо сделал скульптуры « Танца» на фасаде Парижской оперы ; они вызвали скандал из-за свободного выражения скульптуры и безудержных эмоций на лицах статуй, сильно отличающихся от спокойных выражений статуй в неоклассическом стиле.

Давиу поручил Карпо не загораживать вид на Люксембургский дворец или Парижскую обсерваторию, но в остальном у него была свобода проектировать то, что он хотел. Он предложил четыре фигуры, изображающие четыре стороны света, держащие небесную сферу и пытающиеся повернуть ее. Скульптору Легрену было поручено изготовить сферу, а скульптор Эммануэль Фремье изготовил лошадей в бассейне вокруг статуи.

Работы над фонтаном были остановлены из-за войны в 1870 году, но возобновились в 1872 году, а освятили его в 1874 году.

  • Фонтен-дю-Триумф Республики , Площадь Нации, (1899 г.). В 1879 году площадь Шато д'О была переименована в площадь Республики, и был проведен конкурс на памятник в центре. Архитектор Франсуа-Шарль Морис и его брат-скульптор Леопольд выиграли конкурс, но наибольшую поддержку публики завоевал проект другого скульптора, Эме-Жюля Далу . Далу участвовал в восстании Парижской Коммуны в 1871 году и был приговорен к пожизненным принудительным работам, а затем сослан в Лондон. Он спроектировал группу аллегорических статуй высотой двенадцать метров: у основания Колесницы Нации, запряженной двумя львами, ведомыми Духом Свободы и окруженной фигурами, олицетворяющими Закон, Труд, Справедливость, Мир и Дух Инструкция. Земной шар поддерживает фигуру Республики, женщину в классическом костюме, в шапке свободы и с фасциями , римским символом закона. [30]

Префектура поручила Давиу заменить старый фонтан на площади Трон памятником Далу на переименованной площади Нации . Статуи были отлиты из бронзы, бассейн был перестроен, а фонтан открылся в 1899 году. Позже, в 1908 году, шесть бронзовых животных-амфибий, бьющих воду, скульптуры Жоржа Гарде к бассейну были добавлены .

Бронзовые статуи земноводных были захвачены немцами во время Второй мировой войны и исчезли. Бассейн был демонтирован в 1960 году, чтобы освободить место для региональной железнодорожной станции RER, но статуи без бассейна и воды все еще здесь. [31]

  • Фонтаны на площади Андре Мальро (бывшая площадь Театра-Франсез) (1874 г.).

Давиуд построил на новом месте этот фонтан, созданный в 1867 году, который положил начало новому проспекту Оперы, соединившему самый знаменитый театр города с оперным театром. Проект был начат в 1867 году, но был прерван войной и завершен только в 1874 году.

По плану Давиуда было построено два фонтана. У каждого есть круглая каменная чаша; постамент из серого мрамора с четырьмя сидящими детьми из бронзы; бронзовая васка; пьедуш, или колонна, из белого мрамора с медальонами с печатью города и струящейся сверху водой; и на вершине Пьедуша речная нимфа на вершине фонтана, ближайшего к театру, и морская нимфа на вершине второго фонтана. Скульптура морской нимфы работы Альберта-Эрнеста Каррье-Беллеза и четверо детей у основания работы Луи-Адольфа Эда ; речную нимфу создал Матюрен Моро , а четверых детей у подножия — Шарль Готье . [32]

  • Фонтан Уоллеса . В 1872 году британский миллионер, сторонник воздержания и филантроп сэр Ричард Уоллес , который провел большую часть своей юности в Париже и жил там во время войны 1870 года, осознавал сложность и стоимость поиска питьевой воды в Париже после войны 1870 года, и Следуя программе, которую он уже начал в Лондоне, подарил городу Парижу пятьдесят чугунных питьевых фонтанчиков. Скульптором фонтанов был Шарль-Огюст Лебур , ученик Франсуа Рюда . Он разработал две модели: одну отдельно стоящую, другую для крепления к стене, а в 1881 году добавил третью, более простую версию. Фонтаны пользовались успехом, а новые устанавливали до начала Первой мировой войны. [33]

Парижские выставочные фонтаны ( ) 1855-1937

«Театр воды» на Колониальной выставке 1931 года представил представление танцующей воды, меняющей форму и цвет. Это был прародитель современного музыкального фонтана .
«Мост» с парижской колониальной выставки 1931 года, «мост» через озеро Домениль длиной сорок метров и шириной шесть метров. Это был первый фонтан, состоящий исключительно из воды, без каких-либо архитектурных элементов, прародитель фонтана. Jet d'eau в Женеве создали двадцать лет спустя.

В период с 1855 по 1937 год в Париже состоялось восемь универсальных выставок, каждая из которых включала фонтаны, как для украшения, так и для продажи, которые демонстрировали новейшие технологии и художественные стили. Они представили Парижу освещенные фонтаны, фонтаны, играющие под музыку, фонтаны из стекла и бетона, а также современные абстрактные фонтаны.

На первой такой выставке, организованной в 1855 году Луи Наполеоном в ответ на огромный успех Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, были представлены чугунные фонтаны по образцу Фонтена Лувуа Висконти, которые мог купить любой город. или город. [34]

  • Всемирная выставка 1867 года проходила на Марсовом поле и через реку в Трокадеро. Для выставки барон Осман создал большой бассейн, наполненный водой, перекачиваемой Сеной, для фонтанов. На Марсовом поле были построены искусственные скалы и гроты с каскадной водой, прудами и ручьями. Также были построены два монументальных фонтана на каждом конце моста Иена, который был торжественным входом на выставку. Самым эффектным фонтаном на выставке стал хрустальный фонтан высотой 7,3 метра с двумя чашами диаметром 3,1 метра, изготовленный фирмой Баккара . От хрустального фонтана остались только рисунки.
  • Всемирная выставка 1878 года. Для этой экспозиции, первой проведенной во время новой Третьей республики, на склонах горы был построен замок с гротом, верхним бассейном и фонтанами, серией каскадов и нижним бассейном с фонтанами. Шайо, у подножия Дворца Трокадеро, на месте нынешних фонтанов Трокадеро. Бассейны были окружены шестью позолоченными чугунными скульптурами животных, символизирующими шесть континентов. (Эти статуи сейчас расположены на террасе Музея Орсе.). [35]
  • Всемирная выставка 1889 года отметила 100-летие Французской революции. Его самой запоминающейся особенностью была Эйфелева башня , и она проходила, как и предыдущая выставка, на Марсовом поле и Трокадеро. Изюминкой экспозиции стал фонтан, освещаемый электрическими лампочками, пробивающимися сквозь столбы воды - метод, впервые разработанный в Англии в 1884 году. Фонтанам, расположенным в бассейне диаметром сорок метров, придавали цвет вставленные пластины из цветного стекла. над лампами. Фонтан Прогресса давал свое шоу трижды каждый вечер по двадцать минут с серией разных цветов. Система была примитивной; он мог осветить воду только на высоте четырех метров, но эффект был новым, драматичным и чрезвычайно популярным. [36]
  • Всемирная выставка 1900 года проходила как на Марсовом поле, так и рядом с Елисейскими полями, где были построены Большой и Малый дворцы. Одной из его самых популярных достопримечательностей был Храм Электричества недалеко от Елисейских полей, перед которым располагался ряд освещенных фонтанов с лампами, светящимися синим, белым и красным светом. Новшеством 1900 года стала клавиатура, позволяющая быстро менять цвета. Но к 1900 году электричество уже не было новинкой, и освещенные фонтаны не имели того же эффекта, что и в 1889 году. Критики согласились, что для фонтана 20-го века необходимо что-то новое. [37]
  • Международная выставка 1925 года . На этой выставке были представлены первые фонтаны, изготовленные из современных материалов и в стиле модерн 20 века. Фонтан скульптора Габриэля Геврекяна состоял из четырех треугольных чаш синего или красного цвета и стеклянного фонтана в центре, окруженного треугольниками травы и цветов. Это был первый фонтан в Париже, выполненный в стиле кубистической картины.

Самым оригинальным фонтаном экспозиции стал фонтан «Источники и Ривьеры» во Франции работы Рене Лалика . Это была стеклянная колонна высотой пять метров, состоящая из 128 стеклянных кариатид , каждая из которых имела разный декор и размер, каждая из которых распыляла тонкую струю воды в фонтан внизу. Ночью колонна подсвечивалась изнутри и могла менять цвет. Его поместили на бетонный крест, покрытый декорированными стеклянными пластинами, и в восьмиугольную чашу, также украшенную цветными и черными стеклянными плитками. [38]

  • ' Колониальная выставка 1931 года . Эта выставка, призванная продемонстрировать заморскую империю Франции, проходила в восточной части Парижа, на окраине Венсенского леса, и выражала две темы; экзотика далеких колоний Франции и модернизм Франции. Новые технологии, представленные на выставке, включали неоновое освещение, непрямое освещение фасадов зданий (опробовано на соборе Нотр-Дам, площади Согласия и Триумфальной арке) и восемь монументальных современных фонтанов с подсветкой.
  • Кактус представлял собой металлическую конструкцию высотой 17 метров и диаметром 16 метров, с десятком длинных ветвей, достававших сверху до земли. Вода лилась сверху вниз по ветвям и струей лилась с ветвей в бассейн внизу. Вся конструкция была освещена белым светом.
  • Театр д'О , или водный театр, расположенный на одной стороне озера, охватывающий дугу круга около 80 метров, создавал представление танцующей воды, образующей из своих струй меняющиеся букеты, арки и водные завесы. насадки. Это был прародитель современного музыкального фонтана .
  • Мост был образован струями воды с обоих берегов озера Домениль, которые образовывали освещенный водный «мост» длиной сорок метров и шириной шесть метров. Это был первый фонтан, полностью сделанный из воды, без каких-либо архитектурных элементов; предок Jet d'eau на Женевском озере, созданный двадцать лет спустя. [39]
  • Международная выставка 1937 года , последняя выставка такого рода, проходила на Трокадеро и Марсовом поле, и снова фонтаны стали изюминкой. Водяные струи были размещены по обеим сторонам Сены с дальностью действия 25 метров, а еще 174 фонтана были размещены под поверхностью реки. Хореография фонтанов сочеталась со светом и впервые с музыкой, усиленной одиннадцатью плотами с громкоговорителями на реке. В музыке прозвучали композиции ведущих современных композиторов того периода, в том числе Игоря Стравинского , Дариуса Мийо и Артура Онеггера .

Каскады, фонтаны и бассейны Трокадеро, построенные для экспозиции 1878 года, были полностью перестроены к экспозиции 1937 года. Две монументальные статуи, Аполлон Анри Бушара и Геркюль Альберта Помье , были размещены на эспландаде над фонтанами. Главной особенностью был длинный бассейн или водное зеркало с двенадцатью фонтанами, создающими столбы воды высотой 12 метров; двадцать четыре фонтана поменьше четырехметровой высоты; и десять арок воды. На одном конце, обращенном к Сене, стояло двадцать мощных водометов, способных выбрасывать струю воды на пятьдесят метров. Над длинным бассейном располагались два бассейна меньшего размера, соединенные с нижним бассейном каскадами, окруженными 32 струями воды высотой четыре метра в васках. Эти фонтаны — единственные экспозиционные фонтаны, которые существуют до сих пор и функционируют по-прежнему.

На выставке также были представлены еще два необычных фонтана; фонтан в испанском павильоне работы Александра Колдера , Фонтен-де-Меркурий , где небольшая металлическая конструкция создавала поток ртути , и фонтан вина , имитирующий тот, который когда-то был создан для Людовика XIV в Версале .

Парижские фонтаны 1900–1945 ( )

Прием Пэрис, Женщина в бане. Площадь Бют-дю-Шапо-Руж. 1938. Раймон Кувень, архитектор Леон Азема (1938). Фонтан был построен для демонстрации статуи, которая была представлена ​​на Парижской выставке 1937 года.
Фонтен-де-ла-Пор-Доре, площадь Эдуара-Ренара, 12-й округ (1935 г.) Луи Мадлен, архитектор, Леон Дривье, скульптор.

Парижские фонтаны в XX веке уже не должны были подавать питьевую воду – они носили чисто декоративный характер; и, поскольку вода обычно поступала из реки, а не из городских водопроводов, их вода уже не была пригодна для питья. В период с 1900 по 1940 год в Париже было построено двадцать восемь новых фонтанов; девять новых фонтанов между 1900 и 1910 годами; четыре между 1920 и 1930 годами; и пятнадцать между 1930 и 1940 годами. [40]

Удаление кольца укреплений вокруг Парижа освободило место для множества новых парков и скверов. Большинство новых фонтанов располагались в парках и других зеленых насаждениях, и большинство из них были скромными по размеру.

Самыми большими фонтанами того периода были построены для Международных выставок 1900, 1925 и 1937 годов, а также для Колониальной выставки 1931 года. Из них до сих пор существуют только фонтаны с экспозиции 1937 года во Дворце Шайо. (См. раздел выше о выставочных фонтанах.)

Форма классического парижского фонтана XIX века с одинарной или двойной круглой чашкой практически исчезла в XX веке. на смену пришло большое разнообразие стилей и новых материалов. Они варьировались от неоклассического стиля до стеклянного фонтана, созданного Рене Лаликом для Елисейских полей (больше не существующего). Несколько фонтанов были созданы для демонстрации статуй, созданных для других целей, таких как статуя скульптора Леона Дривье «Франция приносит мир и процветание колониям», первоначально находившаяся на вершине Дворца колоний Колониальной выставки 1931 года, которая после закрытия выставки , был перенесен в центр нового фонтана Фонтен де Мадлен на месте Эдуарда Ренара.

Тематика новых фонтанов также весьма разнообразна: есть фонтан в честь композитора Клода Дебюсси («Фонтен Дебюсси», площадь Дебюсси, 1932); фонтан в честь инженера, открывшего первый артезианский колодец в Париже (Фонтен Жоржа Мюло, на месте первого артезианского колодца на улице Гренель): фонтан писателя Льва Толстого ; ; фонтан в честь Эмиля Лавассора, водителя, выигравшего первую автопробег Париж-Бордо в 1895 году; (Фонтен Лавассор, Порт-Майо; и два фонтана в 16-м округе, посвященные любви; Фонтан любви в саду Багатель (1919) и Фонтан любви, l'Eveil a la vie. (пробуждение жизни) на площади Порт-д'Отей. [41]

Известные фонтаны довоенного периода включают в хронологическом порядке:

  • Фонтен Левассор , Порт-Майо, 16-й округ ((1907). Жюль Даулу и Лефевр, скульпторы. Фонтан в честь Эмиля Левассора, победителя автопробега Париж-Бордо 1895 года , и является единственным фонтаном в Париже с барельефом автомобиль.
  • Фонтен-де-Амур-де-Багатель , Парк-де-Батажель, 16-й округ (1919 г.). Раймон Судре , скульптор.
  • Замок на площади Жана-Батиста-Клемента у подножия холма Монмартра , 18-й округ (1932 г.). Поль Гаск, скульптор.
  • Фонтен Дебюсси на площади Дебюсси. 16-й округ (1932 г.), скульпторы Ян и Джоэл Мартель, а также архитектор Джин Буркхальтер.
  • Фонтан Толстого , площадь Леона Толстого, 16 округ (1934 г.). Кассу, скульптор.
  • Фонтен-де-ла-Порт-Доре , площадь Эдуара-Ренара, 12-й округ (1935 г.). Скульптура Леона Дривье, Луи Мэдлин, архитектора. Фонтан был построен для демонстрации статуи «Франция-колонизатор» , стоявшей у входа на Парижскую колониальную выставку 1931 года.
  • Фонтан Штайнлен , площадь Константина-Пекье, 18 округ (1936 г.). Поль Ваннье, скульптор.
  • Фонтаны Порт-де-Сен-Клу , площадь Порт-де-Сен-Клу, 16-й округ (1936 г.). Поль Ландовски, скульптор, и Робер Помье и Жак Бильярд, архитекторы. Монументальные фонтаны были созданы, чтобы заполнить огромную площадь, созданную в 1926 году для трамвайной и железнодорожной станции и места пересечения семи проспектов, где раньше находились старые ворота и укрепления города. Центральными элементами были две цилиндрические колонны высотой пятнадцать метров, извергающие воду, покрытые барельефами и освещенные в ночное время, призванные служить символическим входом в город. Их создатель, скульптор Поль Ландовски, писал: «Это первые фонтаны в Париже, в которых с самого начала соединились эффекты света, архитектуры и скульптуры». [42]
  • Фонтаны Трокадеро и Фонтены Варсови на Эспленаде и в садах Дворца Трокадеро (1937 г.), построенные для Международной выставки 1937 г. (см. «Экспозиционные фонтаны» выше.) Бювет под чашей фонтана был отремонтирован в период с 2010 по 2011 год, и фонтан полностью функционирует в прежнем режиме.
  • L'Accueil de Paris, Femme au Bain на площади Бют-дю-Шапо-Руж, 19 округ (1938 г.). Архитектором был Леон Азема , городской архитектор, который создал серию новых площадей и парков на месте старых городских укреплений. было. Скульптура Раймона Кувеня была представлена ​​на Международной выставке 1937 года.

Парижские фонтаны (1945-2000) [ править ]

Фонтен-де-отель-де-Виль, площадь отеля-де-Виль, (1983), Франсуа-Ксавье Лаланн , скульптор.
Водопад, парк Андре Ситроена, (1992)
Кристаллы. Жан-Ив Лешевалье
Фонтан полипор. Жан-Ив Лешевалье

В период с 1940 по 1980 год в Париже было построено всего несколько фонтанов. Самые важные из них, построенные в этот период, находились на окраинах города, на западе, сразу за чертой города, в Ла-Дефанс и на востоке у площади. Венсенский лес.

Между 1981 и 1995 годами, во время правления президента Франсуа Миттерана и министра культуры Жака Ланга , а также заклятого политического соперника Миттерана, мэра Парижа Жака Ширака (мэра с 1977 по 1995 год), в городе осуществлялась программа строительства монументальных фонтанов, которая превзошла программу строительства монументальных фонтанов. Наполеон Бонапарт или Луи-Филипп. В Париже в 1980-х и 1990-х годах было построено более ста фонтанов, в основном в кварталах за пределами центра Парижа, где раньше фонтанов было мало. [43] Фонтан «Кристо» Жана-Ива Лешевалье в новом районе Фронт-де-Сен, фонтан Стравинского , фонтан Пирамиды Лувра , фонтан Бюрен и фонтан «Сферады» в Пале-Рояле , Фонтен дю Парк Андре-Ситроена, Фонтан Полипор и новые фонтаны в Ле-Аль, саду Рейи и рядом с вокзалом Мэн-Монпарнас были построены при президенте Миттеране и мэре Шираке.

Фонтаны Миттерана-Ширака не имели единого стиля или темы. Многие из фонтанов были спроектированы известными скульпторами и архитекторами, такими как Жан Тэнгли , И. М. Пей , Клаас Ольденбург и Даниэль Бюрен , которые имели радикально разные представления о том, каким должен быть фонтан. Некоторые из них, например фонтан «Пирамида Лувра», имели блестящие струи воды; в то время как в фонтане Бюрен в Пале-Рояле вода была невидима, спрятана под тротуаром фонтана. Некоторые из новых фонтанов были спроектированы с помощью известных ландшафтных архитекторов и с использованием натуральных материалов, например, фонтан в Цветочном парке в Венсенском лесу, созданный ландшафтным архитектором Дэниелом Коллином и скульптором Франсуа Стали . Некоторые были торжественными, другие – причудливыми. Большинство из них не прилагало особых усилий, чтобы слиться с окружающей средой — они были созданы для того, чтобы привлекать внимание. [44]

Президент Миттеран и министр культуры Ланг принимали активное участие во многих заказанных ими проектах. Миттеран лично выбрал архитектора проекта Лувра, а Ланг согласовал со скульпторами проект Фонтана Стравинского, сократив количество красочных «нан» Ники де Сен-Фалль с двух до одного. [45]

Многие из фонтанов были построены благодаря изменению закона о государственном финансировании произведений искусства, который требовал, чтобы один процент бюджета на строительство общественного здания в Париже был посвящен художественному оформлению. Этот закон, первоначально принятый в 1930-х годах, был продлен в 1980-х годах, чтобы средства можно было использовать для создания произведений искусства на площадях и других общественных местах вокруг нового здания. В закон также были внесены поправки, согласно которым один процент распространялся на Грандиозные проекты главы государства, разрешившие строительство фонтанов возле пирамиды Лувра. Специальный фонд, названный Le Fonds de la Commande Publique de l'État , был создан для финансирования новых произведений ныне живущих художников. Из этого фонда были построены фонтан Даниэля Бюрена во дворе Пале-Рояль, « Велосипедная энвелия » Класа Ольденбурга и Кузье ван Брюггена , а также часы скульптора Армана, расположенные в парке Городка науки и промышленности в Ла Виллетт . [44]

В этот период было построено несколько новых парков, центральным элементом которых стали фонтаны. К ним относятся Парк де Бельвиль (1988 г.), исторический источник водоснабжения Парижа с XII века, где был построен новый парк с текущим ручьем, каскадами и водными лестницами, а также двумя бассейнами с струями фонтанов; и Парк Андре Ситроен создали серию тематических садов. (1992), на берегу Сены в 15-м округе, на месте бывшего автомобильного завода, где архитекторы Патрик Бергер , Жан-Поль Вигье и Жан-Франсуа Жоддри и ландшафтные архитекторы Ален Прово и Жиль Клеман. Эти различные фонтаны превращали воду в колонны, зеркала и каналы, украшенные современными версиями классических перистилей и нимфеев.

На старых продуктовых рынках Парижа, Ле-Аль, был построен еще один новый сад с фонтанами (1988 г.) архитекторов Луи Арретша, Жана Виллерваля и Пьера Мужена .

Сады Рейи (1992 г.) Пьера Кольбока были построены вдоль авеню Домениль. с водой в форме каналов вдоль пешеходных дорожек, вдохновленных садами Андалусии .

Новый парк Jardin Atlantique был построен в 1994 году на бетонной плите, закрывающей железнодорожные пути вокзала Мэн-Монпарнас. Сюда входили три современных фонтана: Fontaine des Humidités, Fontaine des Miroitements и Fontaine des Hespérides, созданные архитекторами Кристиной Шницлер и Франсуа Бруном, а также ландшафтным архитектором Мишелем Пена, которые добавили воду и зелень в городское пространство, окруженное огромными бетонными зданиями. .

Другие новые фонтаны были весьма оригинальными и личными задумками создавших их художников:

Фонтан де л'Эмбакль (1984 г.) на площади Квебека, напротив церкви Сен-Жермен-де-Пре , работы скульптора Доделина и архитектора Альфреда Жандра представляет собой источник, прорывающийся сквозь тротуар и толкающий брусчатку вверх. , а затем льется обратно в землю.

Фонтан под названием Canyoneaustrate (1988 г.) перед Дворцом Омниспорта в Берси работы скульптора Зингера изображает гигантскую расщелину в земле, похожую на каньоны на западе Америки, где вода каскадом стекает в каньон, чтобы вернуться к своему источнику. .

Deux Plateaux во дворе Пале-Рояля работы скульптора-минималиста Даниэля Бюрена совершенно не похож на фонтан. Группа колонн с черно-белыми вертикальными полосами расположена во дворе, и под ними течет вода, видимая разве что через решетку в тротуаре, как будто на дне колодца. На него напали из-за его стоимости и непригодности для использования в качестве исторической достопримечательности. Ланг, тогдашний министр культуры, не обратил внимания на приказы Комиссии по историческим памятникам, которая возражала против этого плана.

Самый большой из новых фонтанов — Le Creuset du temps (1988) скульптора Шамая Хабера на площади Каталона за железнодорожным вокзалом Монпарнас. Он представляет собой гигантский, слегка наклоненный диск, покрытый тысячами гранитной брусчатки в виде концентрических кругов, по которому плавно стекает вода.

Парижские фонтаны с 2000 года [ править ]

С 2000 года в Париже было построено несколько новых фонтанов. Самым примечательным из них является La Danse de la Fontaine Emergente , расположенный на площади Огаста-Холмс, на улице Поля Клее, в 13-м округе. Он был спроектирован французско-китайским скульптором Чэнь Чжэнем незадолго до его смерти в 2000 году и завершен его вдовой и соавтором Сюй Минь в 2008 году. На нем изображен дракон из нержавеющей стали, стекла и пластика, выходящий и погружающийся из тротуара. площади. Вода под давлением течет сквозь прозрачную кожу дракона. [46] [47]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ 239 существующих фонтанов перечислены в Париже и его фонтанах, от эпохи Возрождения до наших дней , тексты под редакцией Доминика Массуни, Полины-Прево-Марсильяси и Даниэля Рабро, в коллекции Paris et son Patrimoine , Делегация художественных действий Вилле. de Paris, 1995. Кроме того, согласно официальному сайту Eau de Paris, который обслуживает фонтаны, в Париже насчитывается 108 действующих фонтанов Уоллеса, не включенных в список фонтанов Paris et ses , что в общей сложности составляет 347 фонтанов, не считая фонтанов. построен с 1995 года. Paris et ses Fontaines насчитывает 365 фонтанов в Париже. (стр. 19).
  2. ^ «Великое несчастье парижских фонтанов» . 14 марта 2022 г.
  3. ^ PS Жирар, Исследования общественных вод Парижа , 1812 г., цитируется в Париже в поисках воды Филиппом Себроном де Лилем в Paris et ses Fontaines .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Себрон де Лиль, Париж в поисках воды . п. 32.
  5. ^ Филипп Себрон Де Лиль, Париж в поисках воды , с. 34.
  6. ^ Кристоф Морен, XVIII век, Каменные фонтаны в Париже и его фонтаны , стр. 80.
  7. ^ Цитируется П. Лаваданом, Histoire de l'urbanism a Paris (1975), 1993, стр. 304. Перевод Д. Р. Сифкина.
  8. ^ Жанин Барьер, Фонтаны и украшения Парижа , Париж и его фонтаны, стр. 125.
  9. ^ Филипп Себрон де Лиль, Париж в поисках воды , с. 38.
  10. ^ Париж и его фонтаны, От эпохи Возрождения до наших дней , с. 296.
  11. ^ Париж и его фонтаны , с. 285.
  12. ^ Катя Фрей, L'enterprise napoléonienne , в Париже и ses Fontaines , с. 104.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шапталь, Мои воспоминания о Наполеоне , Париж, 1893, стр. 357-58, цитируется по Л. Бомон-Майе, L’eau a Paris , Париж, 1991, с. 25, и у Филиппа Себрона де Лиля, «К изобилию», статья в Париже и его фонтанах , с. 39.
  14. ^ Филипп Себрон де Лиль, с. 40.
  15. ^ Доминик Массуни, Городской фонтан: парижская модель , в сборнике «Париж и его фонтаны», стр. 160-162.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Катя Фрей, «Наполеоновское предприятие» , статья о Париже и его фонтанах , с. 109.
  17. ^ Катя Фрей, L'Enterprise napoleonienne , с. 134.
  18. ^ Катя Фрей, L'Enterprise napoleonienne , с. 119.
  19. ^ Катя Фрей, Наполеоновское предприятие в Париже и его фонтанах , стр. 120
  20. ^ Катя Фрей, Наполеоновское предприятие в Париже и его фонтанах , стр. 120-21.
  21. ^ Беатрис Ламуатье, 1815-1830-Скромная политика, разнообразные программы в Париже и его фонтанах . (стр. 167).
  22. ^ Беатрис Мойтье, соч. цит. стр. 169
  23. ^ Беатрис Ламуатье, Возвышение монументальных фонтанов , в Париже и его фонтанах . стр. 171.
  24. ^ Беатрис Ламуатье, стр. 173.
  25. ^ Беатрис Ламуатье, Возвышение монументальных фонтанов , стр. 175.
  26. ^ Беатрис Ламуатье, Возвышение монументальных фонтанов в Париже и его фонтанах , стр. 178-179.
  27. ^ Париж и его фонтаны, с. 292.
  28. ^ Беатрис Ламуатье, «Правление Давиуда», в Париже и его фонтанах, стр. 180
  29. ^ Доминик Жарассе, Фонтан Сен-Мишель, Спорный классицизм , Архив современной архитектуры, 1982, номер 22, стр. 80-87.
  30. ^ Даниэль Имбер, Жюль Далу и Триумф Республики , каталог выставки « Когда Париж танцевал с Марианной 1879–1889» , Petit Palais, 1989.
  31. ^ Беатрис Ламуатье, Между инновациями и традициями, в Париже и его фонтанах, стр. 187-88.
  32. Беатрис Ламуатье, Париж и его фонтаны , стр. 188.
  33. ^ Эли Фребо, Фонтаны сэра Ричарда Уоллеса , иллюстрация , 17 августа 1872 г., стр. 103-105. Цитируется по Беатрис Ламуатье, Париж и его фонтаны , стр. 188.
  34. ^ Виржини Гранваль, Эфемерные фонтаны в Париже и его фонтаны , стр. 209-247
  35. Фонтанов и каскадов больше не существует, но существует очень точная копия во дворце Лоншан в Марселе .
  36. ^ Виржини Грандваль, стр. 223.
  37. ^ Виржини Грандваль, стр. 229
  38. ^ Виржини Грандваль, Эфемерные фонтаны , стр. 233.
  39. ^ Виржини Гранваль, Эфемерные фонтаны , стр. 233.
  40. Цифры, цитируемые Полиной Прево-Марсильяси, доктором истории искусств Парижского университета IV-Сорбонна, в ее эссе о фонтанах, 1900-1940 гг. — Entre Tradition et Modernité , in Paris et ses Fontaines , стр. 257.
  41. ^ Прево-Марсильяси, стр. 260.
  42. ^ цитируется в Полин Прево-Марсильяси, 1900-1940, Entre Tradition et Modernité , эссе в Париже и ses Fontaines , стр. 264.
  43. ^ Андре Хоффман, Современное творчество в Париже и его фонтанах . 266,
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андре Хоффман, Современное творчество в Париже и его фонтанах . 266.
  45. ^ Арно Пьер, Фонтан Стравинского , в Париже и его фонтаны.pg . 279.
  46. ^ «Дизайн фонтанов, самых красивых в мире» . Designmag (на итальянском языке) . Проверено 31 августа 2015 г.
  47. ^ «Драконий фонтан Чэнь Чжэнь» . Париж Пепит (на французском языке). 2 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 г. Проверено 2 сентября 2015 г.

Библиография [ править ]

  • Париж и его фонтаны, от эпохи Возрождения до наших дней , тексты, составленные Домиником Массуни, Полиной-Прево-Марсильяси и Даниэлем Рабро, Делегацией художественной деятельности города Парижа. из Парижа и его коллекции наследия, режиссер Беатрис де Андия. Париж, 1995 год.
  • Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Цитадели и Мазенод, Париж, 2006.
  • Пиганьоль де ла Форс, Историческое описание города Парижа и его окрестностей , Париж, 1745 год.
  • Дюваль, Фонтаны старого и нового Парижа , Париж, 1812 г.
  • Гортензия Лион, Лафонтен Стравинский , Бакалавриат по пластическим искусствам, коллекция 2004 г., Национальный центр образовательной документации
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c962ba3d5d8b761da40282e18ea64e4__1709822100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/e4/5c962ba3d5d8b761da40282e18ea64e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fountains in Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)