Джеймс Прадье


Джеймс Прадье (урожденный Жан-Жак Прадье , произносится [pʁadje] ; 23 мая 1790 — 4 июня 1852) — французский скульптор женевского происхождения , наиболее известный своими работами в неоклассическом стиле.
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Родившийся в Женеве (тогда Женевская республика), Прадье был сыном протестантской семьи из Тулузы . Он уехал в Париж в 1807 году, чтобы работать со своим старшим братом, Шарлем-Симоном Прадье гравером , а также посещал Школу изящных искусств, начиная с 1808 года. Он выиграл Римскую премию , которая позволила ему учиться в Риме с 1814 года по 1818 год на вилле Медичи . Прадье дебютировал в Салоне в 1819 году и быстро приобрел репутацию компетентного художника. Он учился у Жана Огюста Доминика Энгра в Париже. В 1827 году он стал членом Академии изящных искусств и профессором Школы изящных искусств. [ 1 ]
В отличие от многих своих современников, Прадье сам руководил отделкой своих скульптур. Он был другом поэтов-романтиков Альфреда де Мюссе , Виктора Гюго , Теофиля Готье и молодого Гюстава Флобера. Его мастерская была местом встреч художников, которой руководила его любовница Жюльетта Друэ , ставшая любовницей Виктора Гюго в 1833 году. После того, как связь с Друэ закончилась, Прадье женился на Луизе д'Арсе (1814-1885), дочери французского химика. Жан-Пьер-Жозеф д'Арсе, 1833 год. [ 1 ] Они расстались в 1845 году, после того как Прадье узнал о ее изменах. [ 2 ] У них было трое детей: Шарлотта (род. 27 июля 1834 г.), Джон (род. 21 мая 1836 г.) и Тереза (род. 3 июля 1839 г.). Из-за своих многочисленных любовников и сложной финансовой жизни Луиза Прадье была одним из вдохновителей Флобера, когда он писал «Госпожу Бовари» . [ 3 ]




Прохладная неоклассическая отделка поверхностей скульптур Прадье наполнена эротизмом, который едва ли могут замаскировать их мифологические темы. На Салоне 1834 года «Сатир и Вакханка» Прадье произвели скандальную сенсацию. Некоторые утверждали, что узнали черты скульптора и его любовницы Жюльет Друэ. Когда ханжеское правительство Луи-Филиппа отказалось купить его, граф (впоследствии принц) Анатолий Николаевич Демидов купил его и отвез в свой палаццо во Флоренции – хотя много лет спустя он наконец будет выставлен во Франции, в составе Лувра . коллекция.
Другими известными скульптурами Прадье являются фигуры Славы на перемычках Триумфальной арки , декоративные фигуры в Мадлен и его двенадцать Побед внутри купола Дома Инвалидов , все в Париже. Для своей родной Женевы он завершил статую женевца Жан-Жака Руссо, воздвигнутую в 1838 году на крошечном острове Руссо , где озеро Леман впадает в Рону . Помимо крупномасштабных скульптур, Прадье сотрудничал с Франсуа-Дезире Фроман-Мерисом , создавая украшения в стиле «Ренессанс-Романтик».
Джеймс Прадье похоронен на кладбище Пер-Лашез . Большая часть содержимого его студии была куплена после его смерти городским музеем Женевы.
Влияние
[ редактировать ]О важности Прадье как художника того времени свидетельствует тот факт, что его портрет включен в Франсуа Жозефа Хайма « картину Карл X, раздающий призы художникам в Салоне 1824 года» , которая сейчас находится в Лувре в Париже.
Прадье в наше время практически забыто. Однако в 1846 году Гюстав Флобер сказал о нем:
- Это великий художник, истинный грек, древнейший из всех современников; человек, которого ничто не отвлекает, ни политика, ни социализм, и который, как истинный рабочий, засучив рукава, находится здесь, чтобы выполнять свою работу с утра до ночи с желанием преуспеть и любовью к своему искусству.
Выставка « Статуи из плоти: скульптуры Джеймса Прадье» (1790–1852) в Женевском музее искусства и истории Парижа (октябрь 1985 – февраль 1986) и в Люксембургском музее (февраль – май 1986) вызвала некоторый интерес к карьере Прадье и Эстетический.

Среди студентов Прадьера были:
- Мари-Ноэми Кадио , 1828–1888 гг.
- Анри Шапу , 1833–1891 гг.
- Гюстав Краук , 1827–1905 гг.
- Антуан Этекс , 1808–1888 гг.
- Эжен Гийом , 1822–1905 гг.
- Анри Леманн , 1814–1882 гг.
- Эжен-Луи Лекен , 1815–1887 гг.
- Анри Ле Сек , 1818–1882 гг.
- Жак-Леонар Майе , 1823–1894 гг.
- Пьер-Шарль Симар , 1806–1857 гг.
Библиография
[ редактировать ]- Фуско, Питер и Х.В. Янсон, редакторы книги «Романтики Родена» , Художественный музей округа Лос-Анджелес, 1980 г.
- Харгроув, июнь, Парижские статуи: пантеон под открытым небом - истории статуй знаменитых людей , Vendome Press, Нью-Йорк, 1989 г.
- Маккей, Джеймс, Словарь скульпторов в бронзе , Клуб коллекционеров антиквариата, Вудбридж, Саффолк, 1977 г.
- Французская скульптура девятнадцатого века: памятники для среднего класса , Музей Дж. Б. Спида, Луисвилл, Кентукки, 1971 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Чельберг, Пьер (1994). Бронза XIX века . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd. стр. 554–558. ISBN 0-88740-629-7 .
- ^ Луиза д'Арсе. в «Издании писем Жюльетты Друэ о Викторе Гюго».
- ^ вдохновение для «Госпожи Бовари» Флобера. Британская энциклопедия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Указатель страниц, посвященных творчеству Прадье (французский язык)
- Джеймс Прадье в американских публичных коллекциях во время Французской переписи скульптуры