Пьер Бомарше
Пьер-Огюстен Карон де Бомарше | |
---|---|
Рожденный | Пьер-Огюстен Карон 24 января 1732 г. Париж, Франция |
Умер | 18 мая 1799 г. Париж, Франция | (67 лет)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез |
Национальность | Французский |
Период | Эпоха Просвещения Франция |
Жанр | Играет; комедия и драма |
Известные работы | «Севильский цирюльник» , «Женитьба Фигаро» , «Виновная мать». |
Подпись | |
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (англ. Французский: [pjɛʁ bomaʁʃɛ] ; 24 января 1732 г. - 18 мая 1799 г.) [1] был французским эрудитом . В разные периоды своей жизни он был часовщиком , изобретателем, драматургом, музыкантом, дипломатом, шпионом, издателем, садоводом , торговцем оружием , сатириком, финансистом и революционером (французским и американским).
Бомарше родился в семье парижского часовщика и вырос во французском обществе и приобрел влияние при дворе Людовика XV как изобретатель и учитель музыки. Он установил ряд важных деловых и социальных контактов, играл различные роли в качестве дипломата и шпиона и заработал значительное состояние, прежде чем серия дорогостоящих судебных баталий поставила под угрозу его репутацию.
Один из первых французских сторонников независимости Америки, Бомарше лоббировал французское правительство от имени американских повстанцев во время американской войны за независимость . Бомарше курировал тайную помощь со стороны правительств Франции и Испании в поставках оружия и финансовой помощи повстанцам в годы, предшествовавшие официальному вступлению Франции в войну в 1778 году. Позже он изо всех сил пытался вернуть деньги, которые он лично вложил в эту схему. [2] Бомарше также был участником ранних этапов Французской революции 1789 года.
Бомарше, вероятно, наиболее известен своими театральными работами, особенно тремя пьесами «Фигаро» .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Бомарше родился Пьером-Огюстеном Кароном на улице Сен-Дени в Париже 24 января 1732 года. [3] Он был единственным мальчиком среди шести выживших детей Андре-Шарля Карона, часовщика из Мо . Семья ранее была гугенотами , но перешла в католицизм после отмены Нантского эдикта и последовавшего за этим усиления преследований протестантов. [3] Семья принадлежала к среднему классу, и у Бомарше было мирное и счастливое детство. Как единственный сын, он был избалован родителями и сестрами. Он интересовался музыкой и играл на нескольких инструментах. [4] Хотя Бомарше родился католиком, он сохранил симпатии к протестантам и на протяжении всей своей жизни боролся за их гражданские права . [5] Одна из его сестер, Мари-Жозеф Карон , позже стала художницей; их двоюродной сестрой была художница Сюзанна Карон . [6]
С десяти лет Бомарше учился в «сельской школе», где немного выучил латынь . [7] Два года спустя Бомарше бросил школу в двенадцать лет, чтобы работать подмастерьем у своего отца и изучить часовое искусство. Возможно, он использовал свой собственный опыт этих лет как вдохновение для образа Керубина, когда писал « Женитьбу Фигаро» . [7] Обычно он пренебрегал своей работой, и в какой-то момент отец выселил его, но позже ему разрешили вернуться после извинений за свое плохое поведение. [8]
В то время карманные часы обычно были ненадежны для измерения времени и их носили скорее как модный аксессуар. В ответ на это Бомарше потратил почти год на исследование улучшений. [9] В июле 1753 года, в возрасте двадцати одного года, он изобрел спусковой механизм для часов, позволивший сделать их существенно более точными и компактными. [10]
Первым человеком, который заинтересовался этим новым изобретением, был Жан-Андре Лепот , королевский часовщик во Франции, чьи часы можно было найти в Люксембургском дворце , дворце Тюильри , Пале-Рояле и Саде растений . [10] Лепот был наставником Бомарше после того, как обнаружил талант мальчика во время случайной встречи в магазине семьи Карон. Он поддержал его в работе над новым изобретением, заслужил его доверие и сразу же украл идею для себя, написав письмо во Французскую академию наук с описанием «системы Лепота». [11] Бомарше был возмущен, когда прочитал в сентябрьском номере « Le Mercure de France», что г-н Лепот только что изобрел чудеснейший механизм для более портативных часов. [12] и написал резкое письмо в ту же газету, защищая изобретение как свое собственное и призывая Французскую академию наук самостоятельно убедиться в доказательстве. «В интересах истины и моей репутации, — говорит он, — я не могу позволить подобной неверности пройти молча и должен заявить, что я изобрел это устройство». [13] Лепот защищался заявлением трех иезуитов, в которых утверждалось, что он показал им такой механизм в мае 1753 года. [10]
В феврале следующего года Академия действительно постановила, что этот механизм принадлежал Бомарше, а не Лепоту, что привело Бомарше к славе и низвело Лепота до позора, поскольку о «деле Лепота» говорили в Париже. попросил его Вскоре после этого король Людовик XV создать часы на кольце для его любовницы мадам де Помпадур . Луи был настолько впечатлен результатом, что назвал Бомарше «Поставщиком короля», и семейный бизнес Кэрон стал процветающим. [11]
Подняться к влиянию
[ редактировать ]Брак и новое имя
[ редактировать ]В 1755 году Бомарше познакомился с вдовой Мадлен-Катрин Обертен и в следующем году женился на ней. Она помогла Бомарше получить королевский пост, и он отказался от часового дела. Вскоре после женитьбы он принял имя «Пьер-Огюстен Карон де Бомарше», которое он получил от «le Bois Marchais», названия участка земли, принадлежавшего его новой жене. Он считал, что это имя звучит величественнее и аристократичнее , и в то же время принял тщательно продуманный герб . [14] Его жена умерла менее чем через год, из-за чего у него возникли финансовые проблемы, и у него появились большие долги.
Королевское покровительство
[ редактировать ]Проблемы Бомарше облегчились, когда его назначили обучать игре на арфе четырех дочерей Людовика XV . Вскоре его роль возросла, и он стал музыкальным консультантом королевской семьи. [15] В 1759 году Кэрон познакомился с Жозефом Парисом Дюверну , пожилым и богатым предпринимателем. Бомарше помог ему получить одобрение короля на строительство новой военной академии, которую он строил, — École Royale Militaire , а Дюверни, в свою очередь, пообещал помочь ему разбогатеть. [16] Они стали очень близкими друзьями и сотрудничали во многих деловых предприятиях. При содействии Дюверни Бомарше получил титул секретаря-советника короля в 1760–61, тем самым получив доступ к французскому дворянству. За этим последовала покупка в 1763 году второго титула - должности генерал-лейтенанта охоты - должности, которая курировала королевские парки. Примерно в это же время он обручился с Полиной Ле Бретон, которая происходила из семьи владельцев плантаций из Сен-Доминго , но разорвал помолвку, когда обнаружил, что она не так богата, как его заставили поверить. [17]
Посещение Мадрида
[ редактировать ]В апреле 1764 года Бомарше начал десятимесячное пребывание в Мадриде, якобы для того, чтобы помочь своей сестре Лизетте, которую бросил жених Клавихо , чиновник военного министерства. [18] Находясь в Испании, его больше всего заботило заключение деловых сделок для Дюверну. Они добивались эксклюзивных контрактов для недавно приобретенной испанской колонии Луизианы и пытались получить право на ввоз рабов в испанские колонии в Америке. [19] Бомарше отправился в Мадрид с рекомендательным письмом от герцога де Шуазеля , который теперь был его политическим покровителем. Надеясь заручиться поддержкой Клавихо в своих деловых сделках, связав его узами брака, Бомарше сначала пристыдил Клавихо, заставив его согласиться жениться на Лизетте, но когда появились дополнительные подробности о поведении Клавихо, брак был расторгнут. [20]
Деловые сделки Бомарше затянулись, и он проводил большую часть своего времени, впитывая атмосферу Испании, которая оказала большое влияние на его более поздние произведения. Хотя он подружился с такими важными фигурами, как министр иностранных дел Гримальди , его попытки обеспечить контракты для Дюверну в конечном итоге ни к чему не привели, и в марте 1765 года он вернулся домой. [21] Хотя Бомарше вернулся во Францию с небольшой прибылью, ему удалось приобрести новый опыт, музыкальные идеи и представления о театральных персонажах. Бомарше подумывал превратить это дело в пьесу, но решил оставить это другим, включая Гете , написавшего «Клавиго» в 1774 году. [22]
Драматург
[ редактировать ]Бомарше надеялся стать консулом в Испании, но его заявление было отклонено. [23] Вместо этого он сосредоточился на развитии своего бизнеса и начал проявлять интерес к написанию пьес. Он уже пробовал писать короткие фарсы для частной публики, но теперь у него были амбиции писать для театра.
Его имя как писателя было установлено с его первой драматической пьесой «Эжени» , премьера которой состоялась в Комеди-Франсез в 1767 году. За ней в 1770 году последовала еще одна драма, « Les Deux amis» . [18]
Фигаро играет
[ редактировать ]Пьесы Бомарше «Фигаро» — «Севильский цирюльник» , «Свадьба Фигаро» и «Мера-купабель» . Фигаро и граф Альмавива, два персонажа, которых Бомарше, скорее всего, задумал во время своих путешествий по Испании, (вместе с Розиной, позже графиней Альмавивой) единственные, присутствующие во всех трех пьесах. Они свидетельствуют об изменении социальных отношений до, во время и после Французской революции. Прототипы Альмавивы и Розины впервые появились под именами Линдор и Полина в короткой и неполной пьесе «Рацарица» , в которой Линдор переодевается монахом и учителем музыки, чтобы встретиться с Полиной под бдительным оком ее пожилого мужа. Бомарше написал ее около 1765 года и назвал «интерлюдией, подражающей испанскому стилю». [24] Естественно, эта тонко завуалированная критика правительства не осталась без сопротивления. Впервые прочитав рукопись пьесы Бомарше, король Людовик XVI заявил, что «этот человек высмеивает все, что должно уважаться в правительстве», и отказался разрешить ее постановку.В меньшей степени пьесы Фигаро полуавтобиографичны. [24] Дон Гузман Бридуазон ( «Марьяж» ) и Бежарс ( «Мера» ) были карикатурами на двух реальных противников Бомарше, Гезмана и Бергасса. Паж Шерубен ( «Мариаж» ) напоминал юного Бомарше, который подумывал о самоубийстве, когда его возлюбленная собиралась выйти замуж за другого. Сюзанна, героиня «Мариаж» и «Мера» , была создана по образцу третьей жены Бомарше, Мари-Терез де Виллер-Мавлаз. Между тем, некоторые монологи графа отражают раскаяние драматурга в своих многочисленных сексуальных подвигах. [ нужна ссылка ]
Премьера «Ле Барбье» состоялась в Париже в 1775 году. Премьера английского перевода состоялась годом позже в Лондоне, после чего последовали выступления в других европейских странах. [25]
Продолжение, «Мариаж» , первоначально было одобрено цензурой в 1781 году, но вскоре Людовик XVI запретил его к исполнению после частного чтения. Королева Мария-Антуанетта выразила сожаление по поводу запрета, как и различные влиятельные члены ее окружения. Тем не менее, король был недоволен сатирой пьесы на аристократию и отклонил просьбы королевы разрешить ее представление. В течение следующих трех лет Бомарше много раз читал пьесу в частном порядке, а также вносил изменения, чтобы попытаться пройти цензуру. В конце концов король уступил и снял запрет в 1784 году. Премьера пьесы состоялась в том же году, и она пользовалась огромной популярностью даже среди аристократической публики. Премьера оперы Моцарта по пьесе « Свадьба Фигаро» состоялась всего два года спустя в Вене. [25] [26]
Премьера последней пьесы Бомарше « Виновная мать » состоялась в Париже в 1792 году. В честь великого французского драматурга Мольера Бомарше также назвал виновного Ла Мера «Другим Тартюфом ».
Все три пьесы «Фигаро» пользовались большим успехом и до сих пор часто ставятся в театрах и оперных театрах.
Судебные баталии
[ редактировать ]Смерть Дюверну 17 июля 1770 года спровоцировала десятилетие потрясений для Бомарше. Несколькими месяцами ранее они подписали заявление о списании всех долгов Бомарше перед Дюверну (около 75 000 фунтов) и предоставлении Бомарше скромной суммы в 15 000 фунтов. [24] Единственный наследник Дюверну, граф де ла Блаш, подал на Бомарше в суд, заявив, что подписанное заявление было подделкой. Хотя приговор 1772 года был в пользу Бомарше, в следующем году он был отменен в апелляционном порядке судьей, мировым судьей по имени Гезман, которого Бомарше тщетно пытался подкупить. В то же время Бомарше также был вовлечен в спор с герцогом де Шольном по поводу любовницы герцога, в результате чего Бомарше был брошен в тюрьму с февраля по май 1773 года. Ла Блаш воспользовался отсутствием Бомарше в суде и убедил Гезмана приказать Бомарше выплатить все его долги Дюверну, плюс проценты и все судебные издержки.
Чтобы заручиться общественной поддержкой, Бомарше опубликовал брошюру из четырех частей под названием «Воспоминания против Гезмана» . Эта акция мгновенно сделала Бомарше знаменитостью, поскольку общественность того времени считала Бомарше борцом за социальную справедливость и свободу. [27] Гезман опроверг обвинения Бомарше, подав собственный иск. Вердикт был неоднозначным. 26 февраля 1774 года Бомарше и мадам. Гезман (получивший взятку от Бомарше) были приговорены к наказанию «виноват», то есть номинально лишены гражданских прав. Естественно, Бомарше соблюдал лишь некоторые из наложенных на него ограничений. Мировой судья Гезман был отстранен от должности. В то же время был отменен приговор Гезману по делу Ла Блаш. Дело Гезмана было настолько сенсационным, что судьи покинули зал суда через заднюю дверь, чтобы избежать большой разъяренной толпы, ожидающей перед зданием суда. [24]
Американская революция
[ редактировать ]До того, как Франция официально вступила в войну в 1778 году, Бомарше играл важную роль в доставке французских боеприпасов, денег и припасов в американскую армию. [28] [2] Чтобы тайно направить помощь повстанцам, он помог создать фиктивную компанию под названием «Родериг Орталес и компания» . [2]
Чтобы восстановить свои гражданские права, Бомарше пообещал свои услуги Людовику XV. Он ездил в Лондон, Амстердам и Вену с различными секретными миссиями. Его первой миссией была поездка в Лондон, чтобы уничтожить брошюру Les mémoires secrets d'une femme publique , которую Людовик XV считал клеветой на одну из своих любовниц, мадам дю Барри . Бомарше был отправлен в Лондон, чтобы убедить французского шпиона шевалье д'Эона вернуться домой, но там он начал собирать информацию о британской политике и обществе. Колониальная ситуация Великобритании ухудшалась, и в 1775 году вспыхнули боевые действия между британскими войсками и американскими повстанцами. Бомарше стал для французского правительства основным источником информации о восстании и посылал регулярный поток сообщений с преувеличенными слухами о размерах успеха повстанческих сил, блокирующих Бостон . [29]
Вернувшись во Францию, Бомарше приступил к работе над новой операцией. Людовик XVI, не желавший открытого разрыва с Англией , [30] позволил Бомарше основать коммерческое предприятие «Родериг Орталес и компания» , [24] при поддержке французской и испанской корон, которые снабжали американских повстанцев оружием, боеприпасами, одеждой и продовольствием, за все из которых никогда не было оплачено. [31] В письме Бомарше от 18 августа 1776 года в Комитет тайной переписки за подписью Родерика Орталеса и компании он написал:
Ваши депутаты, господа, найдут во мне верного друга, убежище в моем доме, деньги в моей казне и все средства для облегчения своих операций, как публичного, так и тайного характера. Я, если возможно, устраню все препятствия, которые могут помешать вашим желаниям из политики Европы. В это самое время, не дожидаясь от вас никакого ответа, я раздобыл для вас около 200 штук медных пушек четырехфунтовых, которые будут отправлены вам ближайшим путем; 20 000 фунтов. пушечного пороха, 20 000 отличных ружей, несколько латунных минометов, бомб, ядер, штыков, платин, одежды, белья и т. д. для одежды ваших людей; и поводок для мушкетных пуль. [2]
Эта политика осуществилась в 1777 году, когда Джона Бургойна армия капитулировала в Саратоге перед силами повстанцев, в основном одетыми и вооруженными припасами, которые отправлял Бомарше; для него это стало личным триумфом. Бомарше был ранен в автокатастрофе, когда мчался в Париж с новостями о Саратоге. [32] В апреле 1777 года Бомарше приобрел старый 50-пушечный линейный корабль «Гиппопотам» и использовал его, переименованный в «Фьер Родриг» , для переправки оружия повстанцам. [33]
Бомарше имел дело с Сайласом Дином , действующим членом Комитета секретной переписки Второго Континентального Конгресса . За эти услуги французский парламент восстановил гражданские права Бомарше в 1776 году. В 1778 году надежды Бомарше оправдались, когда французское правительство согласилось на Договор о дружбе и торговле и Договор о союзе . Вскоре после этого Франция официально вступила в американскую войну за независимость , за ней последовали Испания в 1779 году и Голландская республика в 1780 году.
Возрождение Вольтера
[ редактировать ]Вскоре после смерти Вольтера в 1778 году Бомарше решил опубликовать полное собрание сочинений Вольтера, многие из которых были запрещены во Франции. В феврале 1779 года он купил права на большую часть многочисленных рукописей Вольтера у издателя Шарля-Жозефа Панкука. Чтобы избежать французской цензуры, он основал типографское общество Келя в соседней Германии. На пике своего развития компания стала крупнейшей типографией в Европе. [34] Он купил у своей вдовы весь литейный завод известного английского шрифтового дизайнера Джона Баскервилля , а также три бумажных фабрики. В период с 1783 по 1790 год было опубликовано семьдесят томов. Хотя предприятие оказалось финансовым провалом, Бомарше сыграл важную роль в сохранении многих более поздних работ Вольтера, которые в противном случае могли бы быть потеряны.
Больше судебных баталий и Французской революции
[ редактировать ]Вскоре пути Бомарше снова пересеклись с французской правовой системой. В 1787 году он познакомился с г-жой. Корнманн, которая была замешана и заключена в тюрьму по иску о супружеской измене, который был подан ее мужем с целью экспроприации ее приданого. Дело дошло до суда, и Бомарше встал на сторону мадам. Корнманн, а М. Корнманну помогал знаменитый адвокат Николя Бергассе . [35] 2 апреля 1790 г. М. Корнман и Бергассе были признаны виновными в клевете (клевете), но репутация Бомарше также была запятнана.
Тем временем Французская революция разразилась . Бомарше уже не был тем кумиром, каким был несколько лет назад, поскольку считал, что крайности революции ставят под угрозу свободу. Он добился финансового успеха, в основном за счет поставок питьевой воды в Париж, и получил чины [ нужны разъяснения ] во французском дворянстве. В 1791 году он поселился в роскошном доме напротив того места, где когда-то стояла Бастилия . В августе 1792 года он провел в тюрьме менее недели за критику правительства и был освобожден всего за три дня до того, как резня в тюрьме, где он содержался, произошла .
Тем не менее, он пообещал свои услуги новой республике. Он попытался закупить 60 000 винтовок для Французской революционной армии в Голландии, но не смог завершить сделку.
Изгнание и смерть
[ редактировать ]Пока он находился за пределами страны, Бомарше был ложно объявлен его врагами эмигрантом (лоялистом старого режима). Он провел два с половиной года в изгнании, в основном в Германии, прежде чем его имя было исключено из списка запрещенных эмигрантов. Он вернулся в Париж в 1796 году, где прожил остаток своей жизни в относительном мире. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
бульвар Бомарше Его именем назван в Париже.
Оперы
[ редактировать ]В 1786 году Вольфганг Амадей Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро» по мотивам «Женитьбы Фигаро » на либретто Лоренцо да Понте по мотивам пьесы. Несколько композиторов, в том числе Паизиелло, в 1782 году написали оперы по мотивам «Севильского цирюльника» . , хотя поначалу не была принята хорошо, Россини года » 1816 Версия « Барбер является его самой успешной работой, и ее до сих пор часто исполняют. В 1966 году Дариус Мийо написал оперу « La mère coupable » по мотивам «Виновной матери» .
Бомарше также был либреттистом Антонио Сальери оперы «Тараре» , премьера которой состоялась в Париже в 1787 году. [25]
Частная жизнь
[ редактировать ]Бомарше был женат трижды. Его первой женой была Мадлен-Катрин Франке (урожденная Обертен), на которой он женился 22 ноября 1756 года; она умерла при загадочных обстоятельствах всего 10 месяцев спустя. Он женился на Женевьеве-Мадлен Левек (урожденной Ваттблед) в 1768 году. И снова вторая мадам. Два года спустя де Бомарше умерла при загадочных обстоятельствах, хотя большинство ученых считали, что она действительно страдала от туберкулеза . Перед смертью в 1770 году она родила сына Огюстена, но он умер в 1772 году. Бомарше прожил со своей возлюбленной Марией-Терезой де Виллер-Мавлаз 12 лет, прежде чем в 1786 году она стала его третьей женой. Вместе у них родилась дочь. , Эжени.
Враги обвинили Бомарше в отравлении двух своих первых жен, чтобы претендовать на семейное наследство. Бомарше, хотя на протяжении всей своей жизни не имел недостатка в любовниках, было известно, что он глубоко заботился как о своей семье, так и о близких друзьях. Однако Бомарше также имел репутацию человека, женившегося ради финансовой выгоды, а Франке и Левек ранее вступали в брак в богатых семьях. Хотя доказательств в поддержку обвинений было недостаточно, вопрос о том, имели ли место отравления, до сих пор остается предметом споров.
Список работ
[ редактировать ]- 1760-е — Различные одноактные комедии (парады) для частных постановок. [18]
- Члены парламента от Ла-Аль и Гро-Кайю
- Колин и Колетт
- Бутсы Семи лиг
- Жан Бет на ярмарке
- Око за око
- Лоретта
- 1765(?) — Ризничок , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника» )
- 1767 — «Эжени Премьера драмы » в Комеди-Франсез . [18]
- 1767 — «Очерк серьёзного драматического жанра» . [18]
- 1770 – Два друга или Лионский купец , драма, премьера которой состоялась в Комеди-Франсез.
- 1773 - Комедия «Севильский цирюльник , или Бесполезная предосторожность» , премьера состоялась 3 января 1775 года в Комеди-Франсез.
- 1774 – Мемуары против Гезмана.
- 1775 – Умеренное письмо о падении и критике «Сервильского цирюльника».
- 1778 - Комедия La Folle jour ou Le Mariage de Figaro , премьера которой состоялась 27 апреля 1784 года в Комеди-Франсез.
- 1784 – Предисловие к «Женитьбе Фигаро».
- 1787 — опера «Тараре» на музыку Антонио Сальери , премьера которой состоялась в Парижской опере (полный текст).
- 1792 — Драма «Виновная мать , или Другой Тартюф» , премьера состоялась 26 июня в Театре дю Марэ.
- 1799 — Вольтер и Иисус Христос , в двух статьях. [18]
Список связанных работ
[ редактировать ]- Клавиго (1774), трагедия Иоганна Вольфганга фон Гете, основанная на опыте Бомарше в Испании.
- Севильский цирюльник , или Бесполезная предосторожность (1782), опера по заглавной пьесе, либретто Джузеппе Петроселлини и музыка Джованни Паизиелло , переработанная в 1787 году.
- Свадьба Фигаро (1786), опера по заглавной пьесе, либретто Лоренцо да Понте и музыка Вольфганга Амадея Моцарта.
- Этот счастливый день, или Матичек женится (1790) Антона Томажа Линхарта , пьеса по мотивам романа «Свадьба Фигаро».
- Севильский цирюльник (1796), опера по пьесе, музыка Николя Изуара
- Сумасшедший день, или Женитьба Фигаро (1799), опера по заглавной пьесе, либретто Гаэтано Росси и музыка Маркоса Португалии.
- Севильский цирюльник (1816), опера по заглавной пьесе, либретто Чезаре Стербини и музыка Джоаккино Россини.
- Я из-за Фигаро или обоих. Сюжет комедии (1820), опера по пьесе Les deux Figaro ou Le sujet de comédie» Оноре -Антуана Ришо Мартелли « , либретто Феличе Романи и музыка Мишеля Карафа.
- Я должен Фигаро, или Предмет комедии (1835), опера по пьесе Оноре-Антуана Ришо Мартелли «Два Фигаро или Суджет де комедии» , либретто Феличе Романи и музыка Саверио Меркаданте.
- Шерубен (1905), опера по главной роли, музыка Жюля Массне , либретто Франсиса де Круассе и Анри Каена.
- Лисы в винограднике ( Гордая судьба , Оружие для Америки , Лисы в винограднике ) (1947/48) Лиона Фейхтвангера - роман в основном о Бомарше и Бенджамине Франклине , начинающийся в Париже 1776 года.
- Бомарше (1950), комедия Саши Гитри
- La mère coupable (1966), опера по заглавной пьесе, либретто Мадлен Мийо и музыка Дариуса Мийо.
- Призраки Версаля (1991), опера по мотивам La Mère coupable , музыка Джона Корильяно , либретто Уильяма М. Хоффмана , в котором Бомарше и Мария-Антуанетта - главные персонажи.
- Мать-преступница (1991), опера по мотивам La Mère coupable , музыка Ингер Викстрем , либретто Ингер Викстрем и Микаэля Хилина .
- Бомарше l'дерзкий (1996), фильм по пьесе Саши Гитри, режиссер Эдуард Молинаро
- Бомарше , шестисерийный радиосериал, основанный на его жизни с Генри Гудманом в главной роли , транслировался на BBC Radio 4 в 1996 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Он умер вечером 17–18 мая ( Morton & Spinelli 2003 , стр. 315); в источниках чаще всего встречается дата 18 мая.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д "H. Rept. 18-64 - Отчет специального комитета, которому было передано послание президента Соединенных Штатов в отношении представителей покойного Карона де Бомарше. 16 февраля 1824 г. Читать: Приказал, что это лечь на стол» . GovInfo.gov . Типография правительства США . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левер 2009 , стр. 3–4.
- ^ Левер 2009 , с. 4.
- ^ Левер 2009 , с. 5.
- ^ Профиль Мари-Жозефа Карон в Словаре пастеллистов до 1800 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левер 2009 , с. 6
- ^ Левер 2009 , стр. 6–7.
- ^ Левер 2009 , с. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 2006 , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фентон, Роберт. «Честь и бунт в театре: Бомарше, Моцарт и Фигаро» . Академия.edu . стр. 8–9 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Кайт, Элизабет С. (1918). Бомарше и война за независимость Америки . Горхэм Пресс. п. 50 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Грендель, Фредерик (1 января 1977 г.). Бомарше: Человек, который был Фигаро . Перевод Гривза, Роджер. Макдональд и Джейн. п. 8. ISBN 9780690012101 . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Левер 2009 , с. 11.
- ^ Левер 2009 , стр. 13–14.
- ^ Левер 2009 , стр. 15–16.
- ^ Левер 2009 , стр. 19–20, 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бомарше: Женитьба Фигаро - комедия с предисловием, биографией и аннотациями Пола Гилларда, Бордас, 1970.
- ^ Левер 2009 , с. 22.
- ^ Левер 2009 , стр. 23–24.
- ^ Левер 2009 , стр. 25–30.
- ^ Левер 2009 , стр. 24–25.
- ^ Левер 2009 , стр. 31–32.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бомарше: Три пьесы Фигаро , перевод и примечания Дэвида Эдни, Доверхаус, 2000.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джон Вуд, Введение , Севильский цирюльник/Женитьба Фигаро , Penguin Classics, 1 964
- ^ Фрейзер, Антония (2001). Мария-Антуанетта: Путешествие . Феникс. стр. 255–6. ISBN 0-75381-305-Х .
- ^ Парламент тирания (региональный суд), к которому принадлежал Гезман, был очень непопулярен как попытка короля Людовика XV и канцлера Мопеу модернизировать правосудие и сделать его менее коррумпированным, широко и громко осуждаемым как дворянством де Робе, потерявшим некоторые из своих привилегий. и их политический защитник (Парламент).
- ^ Харлоу Джайлс Унгер , Невероятный патриот: Тайная история месье де Бомарше, французского драматурга, спасшего американскую революцию (University Press of New England; 2011)
- ^ Гейнс 2007 , стр. 40–42.
- ^ Мортон и Спинелли 2003 , с. [ нужна страница ] .
- ^ "S. Doc. 26-236 - Отчет секретаря Сената, сообщающий в соответствии с резолюцией Сената список частных претензий, которые находились на рассмотрении Сената с начала Четырнадцатого Конгресса, с описанием разбирательства Сената о нем 4 января 1841 г. Читать 5 января 1841 г. Приказано напечатать» . GovInfo.gov . Типография правительства США. п. 42 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Шифф 2006 , стр. 106–108.
- ^ Рош 2005 , с. 245.
- ^ Гил, Линда (2018). Кельское издание Вольтера: редакционное и литературное приключение на рубеже Просвещения . Восемнадцатые века. Париж: издательство Honoré Champion. ISBN 978-2-7453-4864-7 .
- ^ Дарнтон, Роберт (2024). Революционный нрав . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 282–287. ISBN 978-1-324-03558-9 .
Источники
[ редактировать ]- Гейнс, Джеймс Р. (2007). За свободу и славу: Вашингтон, Лафайет и их революции . Нортон.
- Левер, Морис [на французском языке] (2009). Бомарше: Биография . Перевод Сьюзен Эмануэль. Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 9780374113285 .
- Мортон, Брайан Н.; Спинелли, Дональд К. (2003). Бомарше и американская революция . Лексингтонские книги. ISBN 9780739104682 .
- Рош, Жан-Мишель (2005). Словарь построек французского военного флота от Кольбера до наших дней, 1671–1870 гг . Группа Ретозель-Мори Мийо. стр. 325–326. ISBN 978-2-9525917-0-6 . OCLC 165892922 .
- Шифф, Стейси (2006). Бенджамин Франклин и рождение Америки . Блумсбери.
- Томас, Хью (2006). Бомарше в Севилье: Интермеццо . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300134643 . Проверено 22 января 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барзун, Жак От рассвета до упадка (Харпер Коллинз, 2000), стр. 399–404.
- Басс, Стритер (весна 1970 г.). «Бомарше и американская революция» . Исследования в области разведки . 14 (1). Центральное разведывательное управление : 1–18. Архивировано из оригинала 27 марта 2010 года. Выпущено 22 сентября 1993 года.
- Ховарт, Уильям Д. Бомарше и театр (Routledge, 2008)
- Рецензия Бенджамина Иври на английский перевод Сьюзен Эмануэль биографии Бомарше Мориса Левера, San Francisco Chronicle , 30 мая 2009 г.
- Мортон, Брайан Н. (1977). « Родериг Орталес» Секретному комитету: неопубликованное политическое заявление Франции 1777 года». Французский обзор . 50 (6): 875–890. JSTOR 389445 .
- де Лангле, Тугдуаль, любимый судовладелец Бомарше Жан Пельтье Дюдуайе, от Нанта до острова Франс , Эд. Койффард, 2015, 340 с. ( ISBN 9782919339280 ).
- Пол, Джоэл Ричард «Маловероятные союзники, как торговец, драматург и шпион спасли американскую революцию» (Riverhead Books, Penguin Group)
- Ратерманис, Янис Бернхардс и Уильям Роберт Ирвин. Комический стиль Бомарше (Greenwood Press, 1961)
- Стилле, Шарль Дж. «Бомарше и «потерянный миллион » . Пенсильванский журнал истории и биографии (1887) 11 № 1 стр: 1–36. JSTOR 20083176
- Сунголовский, Иосиф. Бомарше (Нью-Йорк: Туэйн, 1974)
- Уитридж, Арнольд. «Бомарше и американская революция» История сегодня (февраль 1967 г.), том. 17, выпуск 2, с. 98–105.
- Йорк, Нил Л. «Тайная помощь и усилия Америки по войне за независимость: пересмотр». Военное дело: Журнал военной истории, включая теорию и технологию (1979): 26–30. JSTOR 1987384
Вымышленный
[ редактировать ]- Лев Фейхтвангер , Гордая судьба (1947, Викинг) – роман, основанный главным образом на Бомарше и Бенджамине Франклине.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Пьером Огюстеном Кароном де Бомарше, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Пьером Бомарше в Wikiquote
- Работы Пьера Бомарше в Project Gutenberg
- Работы Пьера Бомарше или о нем в Internet Archive
- Работы Пьера Бомарше в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Проект «Comédie-Française Registers» включает постановки его пьес с 1680 по 1791 год.
- Тексты в Wikisource:
- « Бомарше, Пьер Огюстен Карон де ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- « Бомарше, Пьер Огюстен Карон де ». Американская Циклопедия . 1879.
- « Бомарше, Пьер Огюстен Карон де ». Справочник нового студента . 1914.
- Пьер-Огюстен Карон де Бомарше в фильме «Найди могилу»
- Пьер Бомарше
- 1732 рождения
- 1799 смертей
- Писатели из Парижа
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские финансисты
- Французы американской революции
- Гугеноты-участники американской революции
- Французские католики
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Французские драматурги и драматурги XVIII века.
- Французские шпионы
- Эпоха Просвещения