Севильский цирюльник (Паизиелло)
Севильский цирюльник | |
---|---|
Опера Джованни Паизиелло | |
Описание | игривая драма |
Перевод | Севильский цирюльник |
Либреттист | Джузеппе Петроселлини |
Язык | итальянский |
На основе | Севильский цирюльник Пьер Бомарше |
Премьера | 26 сентября 1782 г. Императорский Двор, Санкт-Петербург |
Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность ( Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность ) — комическая опера Джованни Паизиелло на либретто Джузеппе Петроселлини , хотя его имя не указано на титульном листе партитуры.
Впервые опера была исполнена 26 сентября [ OS 15] 1782 года при Императорском дворе в Санкт-Петербурге . Он был адаптирован из пьесы Севильский барбье» « Пьера Бомарше 1775 года . Полное название оперы гласит: «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность», игровая драма на музыку, свободно переведенную с французского, которая будет показана в Императорском придворном театре в 1782 году. [ 1 ] (Перевод: «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность, комическая драма с музыкой, свободно переведенной с французского, представленная в Императорском придворном театре, 1782 год»).
История по существу следует оригинальной пьесе Бомарше и в некоторых местах напрямую переводит песни и диалоги. Сюжеты Паизиелло и Россини версий очень похожи друг на друга, с небольшими различиями. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Несколько музыкальных адаптаций «Севильского цирюльника» предшествовали версии Паизиелло, но комическая опера Паизиелло была первой, добившейся широкого успеха. Впоследствии он был поставлен в нескольких городах сразу после премьеры, в том числе [ 1 ] Вена, где Il barbiere выступал на пяти площадках с 1783 по 1804 год, как на итальянском, так и на немецком языках, и дал около 100 представлений, и Неаполь (1783 год); Варшава, Прага, Версаль (1784 г.); Кассель , Прессбург , Мангейм (1785 г.); Льеж, Кельн [ 3 ] (1786 г.); Мадрид и Барселона (1787 г.); для постановки 1787 года в Неаполе в Театре Фьорентини опера была сокращена до трех актов, и Пасиелло написал три новых номера: «La carta che bramate» для Розины, «Serena il bel Sembiante» для Альмавивы и финал первого действия. . [ 4 ] В 1788 опера была дана в Берлине, затем в Лондоне и Париже (1789); Лиссабон (1791 г.); Брюссель (1793 г.); Стокгольм (1797 г.); и Новый Орлеан (1801 г.).
В 1789 году Моцарт посвятил арию «Schon lacht der Holde Frühling» ( K. 580) своей невестке Йозефе Хофер вместо оригинальной арии Розины из третьего акта («Già riede primavera»). Хотя в нем отсутствует только заключительная ритурнель , неполная оркестровка позволяет предположить, что она никогда не использовалась. [ 5 ]
Опера оказалась самым большим успехом Паизиелло. Даже после бурной премьеры собственной версии Россини в 1816 году версия Паизиелло продолжала оставаться более популярной по сравнению с ней. Однако со временем ситуация изменилась. По мере того, как версия Россини приобретала популярность, версия Паизиелло параллельно уменьшалась до такой степени, что она выпала из репертуара.
Версия Паизиелло действительно возродилась в последующие годы, в том числе в Париже (1868 г.); Турин (1875 г.); Берлин (1913 г.); и Монте-Карло (1918 г.). В 2005 году Bampton Classical Opera дала оперу Паизиелло на английском языке.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 26 сентября 1782 г. |
---|---|---|
Граф Альмавива | тенор | Гульельмо Джермолли |
Розина | сопрано | Анна Давиа де Бернуччи |
Дон Бартоло | забавный | Бальдассаре Маркетти |
Фигаро | баритон | Джованни Баттиста Брокки |
Дон Базилио | бас | Луиджи Паньянелли |
Джовинетто («Юноша», престарелый слуга Бартоло) | тенор | |
Пробужденный («Бдительность», сонный слуга) | бас | |
Нотариус | бас | |
Смотритель | тенор | |
Квартеты Альгуазили (констеблей) и слуг |
Записи
[ редактировать ]- Меркурий SR 2-9010: Грациелла Скиутти, Никола Монти, Роландо Панерай, Ренато Капечки, Марио Петри; Виртуозы Рима; Ренато Фазано , дирижер. Записано в Большом театре в Брешии, 6–15 августа 1959 г. [ 6 ]
- Hungaroton SLPD MZS-27: Денес Гульяс, Кристина Лаки , Йожеф Грегор, Иштван Гати, Шандор Шойом-Надь, Чаба Рети, Миклош Мерсей, Габор Вагейи, Аттила Фюлоп; Венгерский государственный оркестр; Адам Фишер , дирижер. 1985 год [ 2 ]
- Частота 3-DAE: Лелла Куберли, Пьеро Висконти, Алессандро Корбелли, Энцо Дара, Дельфо Меникуччи; Румынский филармонический оркестр; Бруно Кампанелла, дирижер. Записано на фестивале делла Валле д'Итрия, Мартина Франка, 22–26 июля 1982 г.
- Dynamic S417: Стефано Консолини, Пьетро Спаньоли , Анна Мария Дель'Осте, Анджело Нардинокки, Лучано Ди Паскуале; Оркестр Лирического театра Дж. Верди в Триесте; Джулиано Карелла, дирижер. 2000 г.
В популярной культуре
[ редактировать ]- графа Серенада «Saper bramate» используется в Стэнли Кубрика « Барри историческом фильме Линдон» (1975). [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Левенберг, Альфред Паизиелло и Россини , « Севильский цирюльник » (апрель 1939 г.). Музыка и письма , 20 (2): стр. 157–167.
- ^ Jump up to: а б Закон, Джо К. (1986). « Севильский цирюльник . Джованни Паизиелло» . Ежеквартальный журнал «Опера» . 4 (1): 154–156. дои : 10.1093/oq/4.1.154 . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ В Густава Фридриха Вильгельма Гроссмана переводе . Озеро Гроув .
- ^ Гроув . Непонятно, как осуществлялось сжатие. Ни одного из добавленных номеров нет в переиздании Рикорди 1953 года, которое делит два акта на две половины каждый: «Atto primo-parte prima… Atto Secondo-parte quarta».
- ^ NMA ii/7/4, Моцартеум
- ^ Ланг, Пол Генри (1962). «Обзоры пластинок – Паизиелло: Севильский цирюльник » . Музыкальный ежеквартальный журнал . XLVIII (1): 135–139. дои : 10.1093/mq/xlviii.1.135 . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Дженгаро, Кристин Ли (2013). «Глава 5: Полные списки треков от Барри Линдона ». Слушаю Стэнли Кубрика. Музыка в его фильмах . Лэнхэм: Пугало. п. 279. ИСБН 978-0810885646 . Произведение можно послушать на YouTube .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холден, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Лазаревич, Гордана, Барбьер ди Сивилья, Иль (i) , в Сэди, Стэнли (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Нью-Йорк: Гроув (Oxford University Press), 1997, I, стр. 309–311. ISBN 978-0-19-522186-2