Саверио Меркаданте

Джузеппе Саверио Рафаэле Меркаданте (крещение 17 сентября 1795 — 17 декабря 1870) — итальянский композитор, особенно оперный. Хотя Меркаданте, возможно, и не сохранил международную известность Гаэтано Доницетти или Джоаккино Россини после своей жизни, он сочинял так же плодотворно, как и они, и его развитие оперных структур, мелодических стилей и оркестровки внесло значительный вклад в основу, на которой Джузеппе Верди построил свою драматическую технику. .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Меркаданте родился незаконнорожденным в Альтамуре , недалеко от Бари в Апулии ; его точная дата рождения не указана, но он был крещен 17 сентября 1795 года. [1] Меркаданте учился игре на флейте, скрипке и композиции в консерватории Неаполя , организовывал концерты среди соотечественников. [2] Оперный композитор Джоаккино Россини сказал директору консерватории Никколо Зингарелли : «Мое почтение, маэстро – ваш юный ученик Меркаданте начинает там, где мы заканчиваем». [2] В 1817 году он был назначен дирижером оркестра колледжа, сочинив ряд симфоний и концертов для различных инструментов, в том числе шесть для флейты в 1818–1819 годах, чьи автографы находятся в Неаполитанской консерватории, где они, предположительно, впервые были исполнены с ним. как солист. [2]

Поощрение Россини побудило его сочинить музыку для оперы, где он добился значительного успеха со своей второй такой работой ( «Виоленца и Констанца ») в 1820 году. Его следующие три оперы более или менее забыты, но есть сокращенная запись « Марии Стюарды, Регины». di Scozia была выпущена Opera Rara в 2006 году. Его следующая опера «Элиза и Клаудио» имела огромный успех и время от времени возобновлялась в 20 веке, последний раз на Уэксфордском оперном фестивале в 1988 году.

Некоторое время он работал в Вене , Мадриде , Кадисе и Лиссабоне , но в 1831 году вновь обосновался в Италии. В 1836 году Россини пригласил его в Париж, где он сочинил «Бриганти» для четырех самых известных опер. певцы того времени Джулия Гризи , Джованни Баттиста Рубини , Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаш , все из которых тесно сотрудничали с Беллини . Находясь там, он имел возможность услышать оперы Мейербера и Галеви последнего , которые оказали на него сильное влияние, особенно «Иудейку» . Это влияние приняло форму усиления драматической стороны.
Возвращение в Италию, 1831 г.
[ редактировать ]Когда Меркаданте вернулся в Италию после жизни в Испании и Португалии, музыка Доницетти безраздельно царила в Неаполе. [3] последнего господство, которое не закончилось до тех пор, пока проблемы цензуры с «Полиуто» не привели к окончательному разрыву. Но стиль Меркаданте начал меняться с представлением «Норманов в Париже» в Королевском театре Турина в 1832 году: «Именно с этой партитурой Меркаданте вступил в процесс развития своей музыкальной драматургии, которая в некоторых аспектах фактически предвещала приход Верди, когда он, начиная с 1837 года, начал создавать шедевры своей художественной зрелости: так называемые «реформистские оперы». [3]
Начало так называемому «реформаторскому движению», частью которого был Меркаданте, возникло после публикации манифеста Джузеппе Мадзини , написанного им в 1836 году, «Filosofia della musica» . [4]
В период после 1831 года он написал некоторые из своих важнейших произведений. В их число входила «Иль Джураменто» , премьера которого состоялась в Ла Скала 11 марта 1837 года. Была отмечена одна яркая и новаторская особенность этой оперы:
...это первая успешная попытка в итальянской опере, премьера которой состоялась в Италии, лишить примадонну или какую-либо другую звездную певицу ее до того неотъемлемого права иметь в конце сцену только себе. Сделав это, Меркаданте озвучил то, что должно было стать похоронным звоном по эпохе бельканто. [5]
В начале следующего года, сочиняя «Елену да Фельтре» (премьера которой состоялась в январе 1839 года), Меркаданте написал Франческо Флоримо , изложив свои идеи о том, как следует структурировать оперу, после «революции», начавшейся в его предыдущей опере:
Я продолжил революцию, которую начал в «Иль Джураменто» : разнообразные формы, кабалетты исключены, крещендо исключены, вокальные линии упрощены, меньше повторов, больше оригинальности в каденциях, должное внимание уделяется драматургии, богатая оркестровка, но не настолько, чтобы заглушать голоса. , никаких длинных соло в ансамблях (они лишь заставляют остальные партии простаивать в ущерб действию), мало большого барабана и намного меньше духового оркестра. [5]
Елена да Фельтре последовала за ней; один критик нашел в нем много похвал:
Гармоничное, смелое, тонкое и оригинально оркестрованное произведение внезапно обретает смысл часто цитируемых сравнений между Меркаданте и Верди. В ней есть общая связность, которую ищут и находят у Верди среднего и позднего периода – удивительное ожидание, поскольку «Елена да Фельтре» датируется 1838 годом, за год до первой оперы Верди. [6]
Это временно поставило его в авангард композиторов, действовавших в то время в Италии, хотя вскоре его обогнали Джованни Пачини с Саффо и Джузеппе Верди с несколькими операми, особенно «Эрнани» .
Более поздние работы
[ редактировать ]
Некоторые из более поздних работ Меркаданте, особенно Orazi e Curiazi , также имели весьма успешный успех. На протяжении XIX века было дано множество исполнений его опер, и было отмечено, что некоторые из них получили гораздо больше, чем ранние оперы Верди за тот же период времени. [7]
На протяжении всей своей жизни он создал больше инструментальных произведений, чем большинство его современных композиторов опер, благодаря своей пожизненной озабоченности оркестровкой , а с 1840 года - должности директора Неаполитанской консерватории в течение последних тридцати лет своей жизни. [2] С 1863 года он был почти полностью слеп и диктовал все свои сочинения. [1]
Спустя десятилетия после его смерти в Неаполе в 1870 году его произведения были в значительной степени забыты, но после Второй мировой войны их время от времени возрождали и записывали, хотя они еще не достигли такой популярности, как самые известные сочинения его сегодня. чуть более молодые современники: см. композиции Доницетти и композиции Беллини .
Французский солист Жан-Пьер Рампаль, в частности, записал несколько концертов Mercadante для флейты и струнного оркестра. [а] включая грандиозный и романтический концерт ми минор, который с тех пор приобрел некоторую популярность среди концертирующих флейтистов.
- ^ Не все концерты предназначены для струнного оркестра. Некоторые из них предназначены для больших ансамблей. Однако Концерт ми минор предназначен для флейты и струнных.
Оперы
[ редактировать ]Заголовок | Жанр | Действия | Либретто | Премьера | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Дата | Место проведения | |||||
Апофеоз Геракла | драма для музыки | 2 действия | Джон Шмидт | 19 августа 1819 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | |
Насилие и постоянство, т.е. фальшивые деньги | драма для музыки | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 19 января 1820 г. | Неаполь, Новый театр | Пересмотрено как: Замок духов : Лиссабон, 14 марта 1825 г. |
Анакреон на Самосе | драма для музыки | 2 действия | Джон Шмидт | 1 августа 1820 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам «Анакреона из Поликрата» Жана Анри Ги. |
Исправившийся ревнивый человек | смешная мелодрама | 2 действия | Бартоломео Синьорини | Октябрь 1820 г. | Рим, Театр Валле | |
Сципион в Карфагене | серьезная мелодрама | 2 действия | Якопо Ферретти | 26 декабря 1820 г. | Рим, Аргентинский театр | |
Мария Стюарт, королева Шотландии | серьезная драма | 2 действия | Гаэтано Росси | 29 мая 1821 г. | Болонья, Муниципальный театр | |
Элиза и Клаудио, или Любовь, охраняемая дружбой | полусерьёзная мелодрама | 2 действия | Луиджи Романелли | 30 октября 1821 г. | Милан, Театр Ла Скала | По «Розелла, или Любовь и жестокость». роману Филиппо Казари |
Андроник | трагическая мелодрама | 2 действия | Джованни Креглянович | 26 декабря 1821 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | |
Заброшенное место, или Адель и Эмерико | полусерьёзная мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 21 сентября 1822 г. | Милан, Театр Ла Скала | |
Гамлет | трагическая мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 26 декабря 1822 г. | Милан, Театр Ла Скала | По мотивам Шекспира « пьесы Гамлет ». |
Альфонсо и Элиза | серьезная мелодрама | 2 действия | 26 декабря 1822 г. | Мантуя, Новый театр | По Филиппо Альфьери мотивам ; Пересмотрено как Aminta ed Argira для Реджо-Эмилии , Teatro Pubblico, 23 апреля 1823 г. | |
Дидона заброшена | драма для музыки | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 18 января 1823 г. | Турин, Реджио | На основе Метастазио |
Скифы | драма для музыки | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 18 марта 1823 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам «Кос Вольтера » . |
Костанцо и Альмериска | драма для музыки | 2 действия | Андреа Леоне Тоттола | 22 ноября 1823 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | |
Друзья Сиракуз | героическая мелодрама | 2 действия | Якопо Ферретти | 7 февраля 1824 г. | Рим, Аргентинский театр | По мотивам Плутарха . |
Доралис | мелодрама | 2 действия | 18 сентября 1824 г. | Вена , Кернтнертортеатр | ||
Свадьба Телемаха и Антиопы | лирическое действие | 7 действий | Калисто Басси | 5 ноября 1824 г. | Вена, Кернтнертортеатр | Пастис на музыку других композиторов. |
Мэр Бургоса, то есть хозяин деревни. | игривая мелодрама | 2 действия | Калисто Басси | 20 ноября 1824 г. | Вена, Кернтнертортеатр | Под титулом господина деревни, данным в Неаполе в Театро дель Фондо 28 мая 1825 года (на неаполитанском диалекте); Названный «Эдуардо эд Анжелика» , данный в Неаполе в Театро дель Фондо в 1828 году. |
Нитокрис | драма для музыки | 2 действия | Лодовико Пиоссаско Фейс | 26 декабря 1824 г. | Турин, Реджио | С речитативами Апостола Дзенона |
Гиперместра | трагическая драма | 2 действия | Луиджи Риччути | 29 декабря 1825 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | На основе Эскило |
Ирод, то есть Марианна | трагическая драма | 2 действия | Луиджи Риччути | 12 декабря 1824 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | По мотивам Вольтера |
Каритея королева Испании, или Смерть дона Альфонсо, короля Португалии ( Донна Каритеа ) | серьезная мелодрама | 2 действия | Паоло Пола | 21 февраля 1826 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | |
Эцио | драма для музыки | 2 действия | Пьетро Метастазио | 2 февраля 1827 г. | Турин, Реджио | |
Горный человек | комическая мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 16 апреля 1827 г. | Милан, Театр Ла Скала | По мотивам Огюста Лафонтена |
Медная голова, или Одинокая хижина | героико-комическая мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 3 декабря 1827 г. | Лиссабон, Частный театр Барони Квинтеллы в Ларанжейрасе | |
Адриан в Сирии | героическая драма | 2 действия | Пьетро Метастазио | 24 февраля 1828 г. | Лиссабон, Театр Сан-Карлос | |
Габриэлла Вержи | трагическая драма | 2 действия | Антонио Профумо | 8 августа 1828 г. | Лиссабон, Театр Сан-Карлос | По мотивам Габриэль де Вержи Дормона де Беллоя ; Отредактировано с учетом текста Эмануэле Бидеры для Генуи, Театр Карло Феличе, 16 июня 1832 г. |
Возмездие | смешная мелодрама | 2 действия | Чезаре Стербини | 21 февраля 1829 г. | Кадис, Главный театр | |
Дон Кихот на свадьбе Гамаччо | игривая мелодрама | 1 акт | Стефано Ферреро | 10 февраля 1830 г. | Кадис, Главный театр | По мотивам Мигеля де Сервантеса. |
Франческа из Римини | мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 1831 | Написано для Мадрида, но, вероятно, там не исполнялось. | |
Заира | трагическая мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 31 августа 1831 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам Вольтера |
Норманны в Париже | лирическая трагедия | 4 действия | Феличе Романи | 7 февраля 1832 г. | Турин, Реджио | |
Исмалия, или Любовь и Смерть | мелодрама | 3 действия | Феличе Романи | 27 октября 1832 г. | Милан, Театр Ла Скала | |
Граф Эссекс | мелодрама | 3 действия | Феличе Романи | 10 марта 1833 г. | Милан, Театр Ла Скала | |
Эмма Антиохийская | лирическая трагедия | 3 действия | Феличе Романи | 8 марта 1834 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | |
Уггеро датчанин | мелодрама | 4 действия | Феличе Романи | 11 августа 1834 г. | Бергамо , Театр Риккарди | |
Юность Генриха V | мелодрама | 4 действия | Феличе Романи | 25 ноября 1834 г. | Милан, Театр Ла Скала | Частично по Шекспиру |
Два Фигаро | смешная мелодрама | 2 действия | Феличе Романи | 26 января 1835 г. | Мадрид, Театр Принсипи | По мотивам «Двух Фигаро» Оноре -Антуана Ришо Мартелли ; Сочинено в 1826 году. |
Франческа Донато, или Коринф разрушен | мелодрама | 3 действия | Феличе Романи | 14 февраля 1835 г. | Турин, Реджио | По мотивам Байрона ; Отредактировано Сальваторе Каммарано для театра Сан-Карло, Неаполь, 5 января 1845 года. |
Разбойники | мелодрама | 3 действия | Якопо Крескини | 22 марта 1836 г. | Париж, Итальянский театр | По мотивам «Разбойников» Шиллера; Пересмотрено для миланского театра Ла Скала, 6 ноября 1837 года. |
Присяга | мелодрама | 3 действия | Гаэтано Росси | 11 марта 1837 г. | Милан, Театр Ла Скала | Под названием Amore e dovere, данным в Риме в 1839 году. |
Два прославленных соперника | мелодрама | 3 действия | Гаэтано Росси | 10 марта 1838 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | Переработано для театра Ла Скала, 26 декабря 1839 года. |
Елена из Фельтре | трагическая драма | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 1 января 1839 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | Завершено осенью 1837 года. |
Иль браво , или Венецианец | мелодрама | 3 действия | Гаэтано Росси | 9 марта 1839 г. | Милан, Театр Ла Скала | На основе «Венецианки» Огюста Анисе-Буржуа и Браво повести Джеймса Фенимора Купера « » . |
Весталка | лирическая трагедия | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 10 марта 1840 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | Дано под титулом Эмилия в Риме осенью 1842 года; Как Сан Камилло , данный в Риме в 1851 году. |
Единственная Астурия, то есть Испания, восстановлена. | мелодрама | 5 действий | Феличе Романи | 12 марта 1840 г. | Венеция, театр Ла Фениче. | |
Запрещенное | трагическая мелодрама | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 4 января 1842 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам «Запрещенного» Ф. Сулье. |
Регент | лирическая драма | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 2 февраля 1843 г. | Турин, Реджио | По мотивам «Гюстава III» или «Бала-маскарад» Скриба Эжена ; Пересмотрено с изменениями для Триеста, 11 ноября 1843 г. |
Леонора | мелодрама | 4 действия | Марко Д'Ариенцо | 5 декабря 1844 г. | Неаполь, Новый театр | По мотивам «Ленор» Готфрида Августа Бюргера ; Аранжировка I cacciatori delle Alpi для Мантуи в 1859 году. |
Судно де Гама | романтическая мелодрама | 1 пролог и 3 действия | Сальваторе Каммарано | 6 марта 1845 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам «Кораблекрушения Медузы» Денуайе де Бьевиля. |
Орази и Куриази | лирическая трагедия | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 10 ноября 1846 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам Горация Пьера Корнеля . |
Сарацинский раб, или Лагерь крестоносцев | трагическая мелодрама | 4 действия | Франческо Мария Пьяве | 26 декабря 1848 г. | Милан, Театр Ла Скала | Переработано для театра Сан-Карло, Неаполь, 29 октября 1850 г. |
Медея | лирическая трагедия | 3 действия | Сальваторе Каммарано Феличе Романи | 1 марта 1851 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | |
Стоять | лирическая трагедия | 3 действия | Доменико Болоньезе | 8 января 1853 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | По мотивам «Олимпии» Вольтера. |
Виолетта | мелодрама | 4 действия | Марко Д'Ариенцо | 10 января 1853 г. | Неаполь, Новый театр | |
Пелагиус | лирическая трагедия | 4 действия | Марко Д'Ариенцо | 12 февраля 1857 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | |
Вирджиния | лирическая трагедия | 3 действия | Сальваторе Каммарано | 7 апреля 1866 г. | Неаполь, Театр Сан-Карло | На основе Альфиери; Написано в декабре 1849 — марте 1850 года. |
Сирота Броно, то есть Екатерина Медичи. ( Катерина ди Броно ) | мелодрама | 3 действия | Сальваторе Каммарано | Неполный; существует только первый акт. Написано в 1869/1870 году. |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б Цукер, Стефан. «Саверио Меркаданте: Лист считал его лучшим композитором Италии» . stefanzucker.com . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Майкл Роуз, «Mercadante: Концерты для флейты», буклет, сопровождающий запись компакт-диска RCA 2004 года с Джеймсом Голуэем и I Solisti Veneti под управлением Клаудио Шимоне .
- ^ Перейти обратно: а б Коулинг 1997 , с. 6
- ^ Блаха, Питер 2006, (пер. Стюарт Спенсер), «Отрадный опыт», буклет, сопровождающий живую запись Orfeo Il giuramento 1979 года.
- ^ Перейти обратно: а б Кауфман, Том, «Заброшенные композиторы бельканто» , Фан-клуб Мейербера , онлайн на сайте meyerbeer.com
- ↑ Шмид, Патрик, апрель 1975 г., «Заново открывая Mercadante», Opera , vol. 26, № 4, с. 332
- ^ Кауфман 1997 : Например, «Иль Джураменто» получил 400 представлений, а «Весталка» - 150 по сравнению с «Джованна д'Арко» , «Дон Карлос» во всех его версиях) и Арольдо ( ок. . 90 каждый.
Источники
- Коулинг, Делла (пер.) (1997), «Saverio Mercadante (1795–1870) « Елена да Фельтре », в буклете, сопровождающем запись этой оперы 1997 года на Уэксфордском фестивале, выпущенном на лейбле Marco Polo.
- Кауфман, Томас Г. (июнь 1997 г.). «Меркаданте и Верди». Ежеквартальный журнал «Опера» . 13 (3): 41–56. дои : 10.1093/oq/13.3.41 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брайан, Карен М. (1988), «Эксперимент Меркаданте в форме: кабалетты Елены да Фельтре », Журнал Общества Доницетти , номер 6, Лондон.
- Де Наполи, Джузеппе, (1952) Мелодраматическая триада Альтамура: Джакомо Тритто, Винченцо Лавинья, Саверио Меркаданте , Милан.
- Кауфман, Томас Г. (1993), «Меркаданте», в Международном оперном словаре , том. 2 стр. 858–861.
- Кауфман, Томас Г. (1996), «Каталог опер Меркаданте - хронология спектаклей с актерами», Бюллетень Гражданской ассоциации «Saverio Mercadante», № 1; Альтамура
- Джантурко, Элио, «Обзор Саверио Меркаданте; во славе и свете » , в «Примечаниях » , Ассоциация музыкальных библиотек , вторая серия, том 7, № 4 (сентябрь 1950 г.), стр. 564–565. (Доступно по подписке)
- Нотарникола, Бьяджо (1948–49), Саверио Меркаданте; во славе и свете , Рим: Diplomatica
- Нотарникола, Бьяджо (1955), Верди не выиграл Меркаданте , Рим
- Палермо, Санто (1985), Саверио Меркаданте: биография, письма , Фазано
- Петруччи, Джанлука и Джачинто Морамарко (1992), Очерки Саверио Меркаданте , Кассано Мурге
- Петруччи, Джанлука (1995), Саверио Меркаданте, последний из пяти королей , Рим
- Сумма, Маттео (1985), Браво Меркаданте , Фазано
- Роуз, Майкл (1998), «Меркаданте, Саверио», в Стэнли Сэди , (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Три, стр. 334–339. Лондон: Macmillan. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Уокер, Фрэнк, «Меркаданте и Верди» , Музыка и письма , Том. 33, № 4 (октябрь 1952 г.), стр. 311–321 (доступно по подписке).
- Виттманн, Майкл (1998), «Мейербер и Меркаданте? Размышления об итальянском восприятии Мейербера». В: Зигхарт Дёринг, Арнольд Якобсхаген (редакторы), Мейербер и Европейский музыкальный театр , Лаабер, 1998, стр. 352–385.
- Виттманн, Михаэль (2001), «Меркаданте», в книге « Музыка в истории и современности» 12, с полным списком произведений.
- Виттманн, Михаэль (2014), «Повторное открытие Саверио Меркаданте на оперной сцене. Заметки о премьере « Франчески да Римини ». В: Зигхарт Дёринг, Стефани Раух (редакторы): Музыкальный театр в центре внимания. В память о Гудрун и Хайнце Беккерах , ISBN 978-3-89564-161-9 .
- Виттманн, Михаэль (2020), Саверио Меркаданте - систематический каталог его произведений, MW-Musikverlag, Берлин, 2020: https://mwmusikverlag.wordpress.com/category/mwv-mercadante-werk-katalog/.pdf
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дискография Mercadante на Wayback Machine (архивировано 27 октября 2009 г.) (довольно устаревшая)
- Бесплатные партитуры Саверио Меркаданте в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Саверио Меркаданте.
- Саверио Меркаданте на сайте Enjoyaltamura.com (на итальянском языке)