Эрнест Шоссон

Амеде-Эрнест Шоссон (англ. Французский: [ʃosɔ̃] ; 20 января 1855 — 10 июня 1899) — французский -романтик композитор .
Жизнь
[ редактировать ]Родившийся в Париже в богатой буржуазной семье, Шоссон был единственным выжившим ребенком строительного подрядчика, который заработал свое состояние, помогая барону Осману в реконструкции Парижа в 1850-х годах. Чтобы угодить своему отцу, Шоссон изучал право и был назначен адвокатом Апелляционного суда, но практически не интересовался этой профессией. Он часто посещал парижские салоны , где знакомился с такими знаменитостями, как Анри Фантен-Латур , Одилон Редон и Винсент д'Инди . Прежде чем решиться на музыкальную карьеру, он пробовал писать и рисовать.

В 1879 году, в возрасте 24 лет, он начал посещать классы композиции Жюля Массне в Парижской консерватории ; Массне стал считать его «исключительным человеком и настоящим художником». Он уже написал несколько фортепианных пьес и песен. Тем не менее, самые ранние сохранившиеся рукописи — это исправленные Массне. В консерватории Шоссон также учился у Сезара Франка , с которым у него сложилась близкая дружба, которая продлилась до смерти Франка в 1890 году. Шоссон прервал учебу в 1881 году после неудачной попытки выиграть Римскую премию . [1]
В 1882 и 1883 годах Шоссон, который любил путешествовать, посетил Байройт, чтобы послушать оперы Рихарда Вагнера . В первое из этих путешествий он отправился с д'Инди на премьеру вагнеровского « Парсифаля» , а во второе путешествие он отправился со своей новой супругой Жанной Эскюдье (1862–1936), от которой у него должно было родиться пятеро детей.
С 1886 года и до своей смерти в 1899 году Шоссон был секретарем Национального общества музыки . В собственном доме (бульвар Курсель, 22, недалеко от парка Монсо ) он принимал художников, в том числе композиторов Анри Дюпарка , Габриэля Форе , Клода Дебюсси и Исаака Альбениса ; поэт Стефан Малларме ; русский писатель Иван Тургенев ; и художник-импрессионист Клод Моне . Шоссон также собрал коллекцию картин.
Смерть
[ редактировать ]
В возрасте 44 лет Шоссон умер во время пребывания в одном из своих загородных убежищ, Шато де Муссе, в Лиме, Ивелин . Спускаясь на велосипеде, Шоссон врезался в кирпичную стену и мгновенно скончался. Точные обстоятельства остаются неясными; хотя, вероятно, это был несчастный случай, были предположения о самоубийстве, поскольку Шоссон был склонен к депрессии. Эту теорию самоубийства выдвинул биограф Дебюсси Эдвард Локспейзер . [1] но совсем недавно он был отвергнут собственным биографом Шоссона Ральфом Скоттом Гровером. [2] Когда ему было 20, Шоссон записал в своем дневнике: «У меня предчувствие, что моя жизнь будет коротка. Я далек от того, чтобы жаловаться на это, но я не должен хотеть умереть, не сделав что-нибудь». [3]
Шоссон был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. На его похоронах присутствовали деятели искусства, в том числе Дюпарк, Габриэль Форе , Исаак Альбенис , Редон, Эдгар Дега , Огюст Роден , Анри де Ренье , Пьер Луи и Клод Дебюсси . Братские отношения Шоссона с Дебюсси внезапно оборвались пятью годами ранее из-за его неодобрения распущенности Дебюсси. [4] [5] Дебюсси никогда не переставал восхищаться музыкой Шоссона.
Эпонимия
[ редактировать ]небольшой парк Square Ernest Chausson в 17 округе Парижа В его честь назван .
Музыка
[ редактировать ]
Творчество Шоссона принято разделять на три периода. Во-первых, в его произведениях стилистически доминировало влияние Массне. Второй период, датируемый 1886 годом, отмечен более драматичным характером, отчасти обусловленным контактами Шоссона с художественной средой, в которой он вращался. Со смертью отца в 1894 году начинается его третий период, во время которого на него особенно повлияло чтение поэтов-символистов и русской литературы, особенно Тургенева , Достоевского и Толстого .
Творчество Шоссона индивидуально, но оно отражает некоторые технические влияния как Вагнера, так и другого его музыкального героя, Франка. стилистические следы не только Массне, но и Брамса Иногда можно обнаружить . В целом композиционная идиома Шоссона устраняет разрыв между зрелым романтизмом Массне и Франка и более замкнутым импрессионизмом Дебюсси.
Из-под пера Шоссона вышло несколько нежных песен. Он закончил одну оперу, Le roi Arthus ( «Король Артур» ). Его оркестровая деятельность была небольшой, но значительной. В него входят симфоническая поэма «Вивиан» ; Симфония си-бемоль , его единственная симфония; Поэма для скрипки с оркестром — важное произведение скрипичного репертуара; и драматический песенный цикл Poème de l'amour et de la mer .
Считается, что Шоссон был первым композитором, использовавшим челесту . Он использовал этот инструмент в декабре 1888 года в своей музыке , написанной для небольшого оркестра для La Tempête , французского перевода Мориса Бушора из Шекспира » «Бури . [6]
Совсем не плодовитый, Шоссон оставил после себя всего 39 произведений, пронумерованных опусами.
«Бывают минуты, когда я чувствую, что мной движет какой-то лихорадочный инстинкт, как будто я предчувствую, что не смогу достичь своей цели или достигну ее слишком поздно». Эрнест Шоссон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвард Локспейзер, Дебюсси: Его жизнь и разум , том. 1 (Лондон: Касселл, 1965), с. 126.
- ^ Ральф Скотт Гровер, Эрнест Шоссон: Человек и его музыка (Лондон: Athlone Press, 1980), стр. 56; Р. Дж. Стоув, Сезар Франк: его жизнь и времена (Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2012), стр. 306.
- ^ Стивен М. Уайтинг, Аннотации к концерту ре мажор и фортепианному трио соль минор Эрнеста Шоссона. Наксос 8.572468. 2010 г., один компакт-диск.
- ^ Эдвард Локспейзер, Дебюсси: Его жизнь и разум , том. 1 (Лондон: Касселл, 1965), стр. 40–47.
- ^ Николс, Р., Жизнь Дебюсси (Издательство Кембриджского университета, 1998).
- ^ Блейдс, Джеймс и Холланд, Джеймс, «Селеста»; в: Галлуа, Жан, «Шоссон, Эрнест: Работы», Grove Music Online, архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (по состоянию на 8 апреля 2006 г.) (требуется подписка). Примечание: Первым крупным композитором, использовавшим челесту в произведении для полного симфонического оркестра, был Петр Чайковский . Впервые он использовал его в своей симфонической поэме «Воевода» в 1891 году, а в следующем году — в балете «Щелкунчик» , особенно в «Танце феи Сахарной сливы».
Библиография
[ редактировать ]- Чарльз Оулмонт (Великобритания), Музыка любви. I. Эрнест Шоссон и «банда Франка» (Париж: Desclée de Brouwer & Cie., 1935).
- Жан Галлуа, Эрнест Шоссон (Париж: Fayard, 1994).
- Ле Дюсаль, Флоренция (2000). «Морис Дени и Эрнест Шоссон: две братские души, влюбленные в абсолют». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 25 (1–2): 103–114. ISSN 1522-7464 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Эрнеста Шоссона в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Эрнеста Шоссона в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные цифровые партитуры Эрнеста Шоссона в OpenScore Lieder Corpus
- Hymne védique Chorus в сопровождении оркестра, соч. 9 вокальных партитур (Париж: Hamelle, 1886) из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- Мелодии для голоса и фортепиано , соч. 2 (Париж: Ж. Хамель, 1890) Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- Вечерня Всех Святых , соч. 31 (Париж: Editions de la Schola Cantorum, 1907) Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли.
- Запись Фортепианного трио соль минор, соч. 3 в Wayback Machine (архивировано 31 августа 2006 г.)
- 1855 рождений
- 1899 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Композиторы для фортепиано
- Смертельные случаи на велосипедной дороге
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Парижа
- Ученики Сезара Франка
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий во Франции