Одилон Редон
Одилон Редон | |
---|---|
![]() Фотография, около 1880 г. | |
Рожденный | Бертран Редон 20 апреля 1840 г. Бордо , Франция |
Умер | 6 июля 1916 г. Париж, Франция | ( 76 лет
Образование | Мастерская Жана-Леона Жерома |
Известный | Живопись, эстамп , графика |
Движение | Постимпрессионизм , символизм |
Супруг | Камилла Фальте |
Дети | 1 |
Одилон Редон (урожденный Бертран Редон ; Французский: [ɔdilɔ̃ ʁədɔ̃] ; 20 апреля 1840 — 6 июля 1916) — французский художник -символист .
В начале своей карьеры, как до, так и после участия в франко-прусской войне , Редон работал почти исключительно углем и литографией , работами, известными как его нуары . Признание он получил после того, как его рисунки были упомянуты в романе 1884 года «À rebours» ( «Против природы ») Йориса-Карла Гюисманса . В 1890-х годах Редон начал работать пастелью и маслом , которые быстро стали его любимыми средствами, полностью отказавшись от своего прежнего стиля нуар после 1900 года. У него появился живой интерес к индуистской и буддийской религии и культуре, который все больше проявлялся в его работах.
Редон, пожалуй, наиболее известен сегодня своими сказочными картинами, созданными в первом десятилетии 20-го века, вдохновленными японским искусством и склонными к абстракции . Его работы считаются предшественниками сюрреализма .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Одилон Редон родился в Бордо , Аквитания , в зажиточной семье. Отец Редона заработал состояние на работорговле в Луизиане в 1830-х годах. [1] Редон был зачат в Новом Орлеане , и пара совершила трансатлантическое путешествие обратно во Францию, в то время как его мать Мари Герен, француженка-креолка , была беременна его братом Гастоном. [1] Молодой Бертран Редон получил прозвище «Одилон» от имени своей матери, Одиллии. [2] [3] Редон начал рисовать еще ребенком; в возрасте десяти лет ему вручили приз по рисованию в школе. Он начал формально изучать рисование в пятнадцать лет, но по настоянию отца перешел на архитектуру. Неспособность сдать вступительные экзамены в парижскую Школу изящных искусств положила конец всем планам карьеры архитектора, хотя он некоторое время изучал живопись там у Жана-Леона Жерома в 1864 году (его младший брат Гастон Редон стал известным архитектором). )
Вернувшись в родное Бордо, он занялся скульптурой, а Родольф Бресден обучал его офорту и литографии . Его творческая карьера прервалась в 1870 году, когда его призвали в армию. [4] служить в армии во время франко-прусской войны до ее окончания в 1871 году. [5]
Карьера
[ редактировать ]
В конце войны Редон переехал в Париж и возобновил работу почти исключительно углем и литографией. Свои визионерские работы, выполненные в оттенках черного, он называл нуарами . Лишь в 1878 году его работа получила какое-либо признание в журнале « Дух-хранитель вод» ; он опубликовал свой первый альбом литографий под названием Dans le Rêve в 1879 году. Тем не менее, Редон оставался относительно неизвестным до появления в 1884 году культового романа Йориса-Карла Гюисманса под названием À rebours ( «Против природы »). [6] [7] В истории рассказывается о декадентском аристократе, коллекционировавшем рисунки Редона. [8]
В 1886 году Редон выставил свои работы вместе с импрессионистами на их последней выставке. [9] [10] В том же году он также начал участвовать в выставках Les XX в Брюсселе. [11]
В 1890-е годы Редон работал пастелью и маслом; после 1900 года он не писал нуаров. В 1899 году он выставлялся вместе с Наби у Дюран-Рюэля . [12] [13]
Редон проявлял большой интерес к индуистской и буддийской религии и культуре. Фигура Будды все чаще проявлялась в его работах. В его искусстве смешались влияния японизма , такие как картины « Смерть Будды около 1899 года», «Будда в 1906 году», «Иаков и ангел» в 1905 году и «Ваза с японским воином» в 1905 году и другие. [14] [15]
Барон Робер де Домеси (1867–1946) поручил Редону в 1899 году создать 17 декоративных панно для столовой замка Домси-сюр-ле-Во недалеко от Сермизеля в Бургундии . В прошлом Редон создавал крупные декоративные произведения для частных резиденций, но его композиции для замка Домси в 1900–1901 годах были его самыми радикальными композициями на тот момент и знаменовали переход от орнаментальной к абстрактной живописи. Детали ландшафта не показывают конкретного места или пространства. Видны только детали деревьев, ветки с листьями и распускающиеся цветы на бескрайнем горизонте. Используемые цвета в основном желтый, серый, коричневый и голубой. Влияние японского стиля живописи, характерного для складных ширм, бёбу , заметно в выборе цветов и прямоугольных пропорциях большинства панелей высотой до 2,5 метров. Пятнадцать из них сегодня находятся в Музее Орсе , приобретенном в 1988 году. [17]
Домеси также поручил Редону нарисовать портреты своей жены и их дочери Жанны, два из которых находятся в коллекциях Музея Орсе и Музея Гетти в Калифорнии. [18] [19] Большая часть картин оставалась в семейной коллекции Домеси до 1960-х годов. [20]

Личная жизнь
[ редактировать ]В 40 лет Редон женился на Камилле Фальте, молодой креолке с острова Бурбон. У них родился сын Ари Редон (30 апреля 1889 г. - 13 мая 1972 г. в Париже). Сам художник-визуалист и персонаж портретов своего отца в детстве, партнершей Ари была Сюзанна Редон. [23]
Редон умер 6 июля 1916 года в Париже. [24]
Прием и интерпретации его работ
[ редактировать ]
В первые годы своей карьеры работы Редона описывались как «синтез кошмаров и снов», поскольку они содержали мрачные фантастические фигуры из собственного воображения художника. [25] Его работы представляют собой исследование его внутренних чувств и психики. Редон хотел поставить «логику видимого на службу невидимому». [26] Яркий источник вдохновения Редона и силы, стоящие за его работами, можно найти в его журнале A Soi-même ( «Сам себе »). О своем процессе он писал: [27]
Я часто в качестве упражнения и для поддержания пропитания рисовал перед предметом вплоть до мельчайших деталей его внешнего вида; но день оставил меня грустным и с неутоленной жаждой. На следующий день я позволил другому источнику, воображению, действовать через воспоминание о формах, и тогда я был успокоен и успокоен.
Рисунки Редона охарактеризованы Йорисом-Карлом Гюисмансом как загадочные и вызывающие воспоминания в следующем отрывке из романа À rebours (1884):
Это были фотографии с подписью: Одилон Редон. В рамах из неполированного грушевого дерева с золотой окантовкой они держали невообразимые изображения: голова в стиле Меровингов, покоившаяся на чашке; бородатый мужчина, напоминающий и буддийского священника, и публичного оратора, касающийся пальцем огромного пушечного ядра; паук с человеческим лицом, поселившимся в центре его тела. Затем были наброски углем, которые еще глубже погружали в ужасы лихорадочных снов. Здесь, на огромной кости, меланхолично подмигнуло веко; там простирались сухие и засушливые ландшафты, обожженные равнины, вздымающаяся и трясущаяся земля, где вулканы извергались мятежными облаками, под грязным и хмурым небом; иногда предметы, казалось, были взяты из кошмарных снов науки и возвращались к доисторическим временам; на скалах цвела чудовищная флора; Повсюду, среди неровных глыб и ледниковой грязи, стояли фигуры, чей обезьяний облик — тяжелая челюсть, выступающие брови, скошенный лоб и уплощенная вершина черепа — напоминал голову предков, голову первого четвертичного периода, голову человека, когда он был еще плодоядным и лишенным речи, современником мамонта, носорога с перегородчатыми ноздрями и гигантского медведя. Эти рисунки не поддавались классификации; не обращая внимания по большей части на ограничения живописи, они открыли совершенно особый тип фантастики, рожденный болезнью и бредом. [28]
Историк искусства Майкл Гибсон говорит, что Редон начал хотеть, чтобы его работы, даже более темные по цвету и тематике, изображали «триумф света над тьмой». [29]
Редон охарактеризовал свою работу как неоднозначную и не поддающуюся определению:
Мои рисунки вдохновляют и не подлежат определению. Они помещают нас, как и музыка, в двусмысленное царство неопределенного. [30]
Наследие
[ редактировать ]В 1903 году Редон был награжден орденом Почётного легиона . [31] опубликовал каталог гравюр и литографий Его популярность возросла, когда в 1913 году Андре Меллерио ; в том же году ему было предоставлено самое большое представительство на новаторской Международной выставке современного искусства в США (также известной как Armory Show ) в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне. [32]
Его выбор цвета и сюжета во второй части его карьеры привел к тому, что Редон стал считаться предшественником дадаизма и сюрреализма . [33] [34] По словам сюрреалиста Андре Массона , использование Редоном ярких цветов в своих цветочных пастелях, а также его выбор изображения необычных или воображаемых видов делает его работы «освобожденными от стилизованного натурализма», демонстрируя тем самым «бесконечные возможности лирической хроматики». [35]
В 1923 году Меллерио опубликовал книгу «Одилон Редон: художник, рисовальщик и гравер» . [36] Архив документов Меллерио хранится в библиотеках Райерсона и Бернема при Чикагском институте искусств . [37]
Редон послужил источником вдохновения для создания Гая Мэддина в 1995 году короткометражного фильма «Одилон Редон, или Глаз, похожий на странный воздушный шар, приближающийся к бесконечности» . [38]
Современные выставки
[ редактировать ]В 2005 году Музей современного искусства открыл выставку под названием «За пределами видимого», представляющую собой всесторонний обзор творчества Редона, на которой представлены более 100 картин, рисунков, гравюр и книг из семейной коллекции Яна Вуднера . Выставка проходила с 30 октября 2005 г. по 23 января 2006 г. [39]
В 2007 году Ширн Кунстхалле во Франкфурте представил выставку «Как во сне» с обзором творчества Редона, включающую более 200 рисунков, литографий, пастелей и картин. [40]
В Гран-Пале в Париже, Франция, с марта по июнь 2011 года проходила обширная выставка искусства Редона. [41]
Фонд Бейелера в Базеле, Швейцария, проводил ретроспективу с февраля по май 2014 года. [42]
В музее Крёллер-Мюллера в Оттерло посвященная роли литературы и музыки в жизни и творчестве Редона , Нидерланды, прошла выставка под названием «Литература и музыка», . Выставка работала со 2 июня по 9 сентября 2018 года. [43]
Галерея
[ редактировать ]- Дух-хранитель вод , 1878 ( Институт искусств Чикаго )
- Глаз, похожий на странный воздушный шар, уходит в бесконечность , 1882 ( Музей искусств округа Лос-Анджелес )
- Сита , ок. 1893, пастель (Чикагский институт искусств)
- Смерть Будды , ок. 1899 г. (частное собрание)
- Цветочные облака , 1903 (Институт искусств Чикаго)
- Офелия , 1900–1905 (Коллекция Дайан Вуднер)
- Будда, 1904 год (Музей Ван Гога)
- Отражение , 1900–1905 (частное собрание)
- Будда , ок. 1904–1907 (Музей Орсе)
- Явление , 1905 год (Музей современного искусства)
- Колесница Аполлона, 1909 год ( Музей изящных искусств Бордо )
- Цветы , 1909 год.
- Подводное видение , гр. 1910 (Музей современного искусства)
- Циклоп , 1914 ( Музей Крёллер-Мюллер )
- Похищение Ганимеда ( Фонд Бемберга )
- «Возвращение» , без даты (частная коллекция)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пфол, Кэти (28 октября 2016 г.). «Одилон Редон: Как происхождение Луизианы повлияло на его символистское искусство» . Музей искусств Нового Орлеана . Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ «База Леонора» . Министерство культуры (на французском языке) . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Зайферле, Ребекка. «Жизнь и наследие Одилона Редона» . Авторы Art Story . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Музей Фицуильяма - Главная | Интернет-ресурсы | Онлайн-выставки | Редон | О Одилоне Редоне | Детство и ранняя карьера» . www.fitzmuseum.cam.ac.uk . 5 ноября 2009 года . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Шарик, Хейли (1 января 2022 г.). «Глава 10 – Одилон Редон» . Библиотечное издание открытых учебников . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Одилон Редон: Черные фантазии о цвете и мистике» . Искусство, художники, выставки, история искусств (на немецком языке). 8 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Редон, Одилон (21 января 2018 г.). «Des Esseintes, фронтиспис к Rebours Дж. К. Гюисманса» . Институт искусств Чикаго . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Гюисманс, Йорис-Карл; Капсиус, М. (2012). Против зерна (на немецком языке). Альтенмюнстер. ISBN 978-3-8496-1684-7 . OCLC 863958649 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Одилон Редон (Собрание музея Дж. Пола Гетти)» . Коллекция музея Дж. Пола Гетти . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Саму, Маргарет (октябрь 2004 г.). «Импрессионизм: искусство и современность» . www.metmuseum.org . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Анонимно (31 октября 2018 г.). «Меланхолия» . Кливлендский художественный музей . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Одилон Редон – Живопись животных – Животные в искусстве» . Catplus.de (на немецком языке). 6 ноября 2015 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «ОДИЛОН РЕДОН (1840–1916)» . Кристи . 19 ноября 2022 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Одилон Редон (1840–1916) | Японская ваза | ИМПРЕССИОНИСТЫ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО Аукцион | XX век, рисунки и акварели | Christie's» . Christies.com. 2 февраля 2010 г. Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Одилон Редон | Пресс-изображения – Фонд Бейелер» . Pressimages.fondationbeyeler.ch . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Музей Орсе: без перевода» . Musee-orsay.fr. 14 октября 1987 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Музей Орсе: Домашняя страница» . Musee-orsay.fr . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Музей Орсе: Одилон Редон, баронесса Робер де Домеси» . 4 февраля 2009 г. Проверено 10 октября 2014 г.
- ^ «Баронна де Домеси (Музей Гетти)» . Getty.edu. Архивировано из оригинала 16 октября 2014 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Вечерняя распродажа импрессионистов и современного искусства Sotheby's» (PDF) . Sothebys.com . Проверено 9 марта 2015 г.
- ↑ Гейпель, Гэри (25 января 2013 г.). «Позднее цветение» . Уолл Стрит Джорнал
- ^ В аббатстве Фонфруад проходит выставка художника Одилона Редона (2016)
- ^ «Портрет Ари Редона на перешейке моря — Одилон Редон» . Музей Орсе . 9 января 2023 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Пинакотека» . Die Kathedrale (M+) (на немецком языке) . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Редон, Одилон и Рафаэль Бувье (2014). Одилон Редон . п. 2.
- ^ Редон, Одилон (1988). Одилон Редон: Коллекция Вуднера . Вашингтон, округ Колумбия: Коллекция Филлипса. без страниц. OCLC 20763694 .
- ^ Редон, Одилон (1989). Автожурнал, 1867–1915: заметки о жизни, искусстве и художниках (на французском языке). Париж: Дж. Корти. ISBN 2-7143-0357-9 . OCLC 496052158 .
- ^ Йорис-Карл Гюисманс (1998). Против Природы . Перевод Маргарет Молдон. Издательство Оксфордского университета. стр. 52–53 . ISBN 0-14-044086-0 .
- ^ Гибсон, Майкл и Одилон Редон (2011). Одилон Редон, 1840–1916: Принц мечты . Лос-Анджелес, Калифорния: Taschen America. п. 97. ISBN 978-3-8365-3003-3 .
- ^ Голдуотер, Роберт; Тревес, Марко (1945). Художники об искусстве . Пантеон. ISBN 0-394-70900-4 .
- ^ Редон и Вернер (1969), с. ix.
- ^ Скотт, Чадд (20 октября 2021 г.). «Странный и чудесный Одилон Редон в Художественном музее Кливленда» . Форбс . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Хопкинс, Дэвид (2004). Дадаизм и сюрреализм: очень краткое введение . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 78 . ISBN 978-0-19-157769-7 .
- ^ «Одилон Редон — французский художник» . Британская энциклопедия . 27 мая 1999 года . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Хауптман, Джоди (2005). За пределами видимого: Искусство Одилона Редона . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 43. ИСБН 978-0-87070-601-1 .
- ^ «Одилон Редон, художник, художник и гравер: Меллерио, Андре, р. 1862: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив» . Интернет-архив . 14 января 2022 г. Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Меллерио, Андре (21 января 2018 г.). «Документы Андре Меллерио» . Институт искусств Чикаго . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Уильям Бирд, В прошлое: Кино Гая Мэддина . Университет Торонто Пресс , 2010. ISBN 978-1-4426-1066-8 . стр. 363–365.
- ^ Даниэль О'Стин (ноябрь 2005 г.). «Тёмный мечтатель» . ИСКУССТВО + АУКЦИОН . Проверено 20 мая 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Одилон Редон» . Ширн Кунстхалле Франкфурт . 27 января 2007 года . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Одилон Редон» . www.grandpalais.fr . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «Введение | Фонд Бейелер» . Fondationbeyeler.ch. Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «Одилон Редон: литература и музыка»; . Проверено 10 августа 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рассел Т. Клеман, Четыре французских символиста: справочник по Пьеру Пюви де Шаванну, Гюставу Моро, Одилону Редону и Морису Дени, Greenwood Press, 1996, ISBN 0-313-29752-5 и ISBN 978-0-313-29752-6
- Джоди Хауптман и Марина Ван Зуйлен, За пределами видимого: Искусство Одилона Редона, 2005 г., ISBN 0-87070-702-7 и ISBN 978-0-87070-702-5
- Андре Меллерио, Одилон Редон, 1968, AND B0007DNIKO
- Одилон Редон и Альфред Вернер, Графические работы Одилона Редона , Дувр, 1969, ISBN 0-486-21996-8
- Одилон Редон и Альфред Вернер, Графические работы Одилона Редона (Дуврский иллюстрированный архив), 2005 г., ISBN 0-486-44659-X и ISBN 978-0-486-44659-2
- Маргрет Штуффманн, Одилон Редон: Как во сне, 2007, ISBN 3-7757-1894-X и ISBN 978-3-7757-1894-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Одилона Редона или о нем в Internet Archive
- odilonredon.net - Интернет-биография и фотографии Одилона Редона
- Артциклопедия - Ссылки на работы Редона
- Атенеум - обширный список и изображения работ Редона.
- Музейный синдикат - Галерея Одилона Редона в Музейном синдикате
- Интернет-музей - Биография и изображения работ Редона.
- Одилон Редон в Музее современного искусства
- Выставка МоМА - «За пределами видимого - Искусство Одилона Редона» - выставка МоМА (октябрь 2005 г. - январь 2006 г.)
- Художественный музей Гааги – сайт с 322 гравюрами Одилона Редона
- odilon.chez.com - Хронология жизни Редона
- Кошки Редона
- 1840 рождений
- 1916 смертей
- Художники из Бордо
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские граверы XIX века.
- Французские граверы ХХ века
- Французские литографы XIX века.
- Французские литографы XX века
- Французские художники-постимпрессионисты
- Французские художники-символисты.
- Французские военнослужащие франко-прусской войны
- Кавалеры Почетного легиона
- Французские рисовальщики
- Французские гравёры ХХ века
- Французские художники-мужчины XIX века