Экспрессионизм
Годы активности | Годы перед Первой мировой войной и межвоенные годы |
---|---|
Расположение | Преимущественно Германия |
Основные цифры | Художников условно можно отнести к таким группам, как Die Brücke , Der Blaue Reiter ; Берлинский сецессион , Парижская школа и Дрезденский сецессион. |
Под влиянием | Американский фигуративный экспрессионизм в целом и бостонский экспрессионизм в частности. |
Экспрессионизм — модернистское движение , первоначально в поэзии и живописи , зародившееся в Северной Европе примерно в начале 20 века. Его типичной чертой является представление мира исключительно с субъективной точки зрения, радикально искажающее его ради эмоционального эффекта, чтобы вызвать настроения или идеи. [1] [2] Художники-экспрессионисты стремились выразить смысл [3] эмоционального опыта, а не физической реальности. [3] [4]
Экспрессионизм развился как авангардный стиль перед Первой мировой войной. Он оставался популярным во времена Веймарской республики . [1] особенно в Берлине. Этот стиль распространился на широкий спектр искусств, включая экспрессионистскую архитектуру , живопись, литературу, театр , танец, кино и музыку . [5] Париж стал местом сбора группы художников-экспрессионистов, многие из которых были еврейского происхождения, получивших название Парижской школы . После Второй мировой войны фигуративный экспрессионизм оказал влияние на художников и стили по всему миру.
Этот термин иногда наводит на мысль о тревоге . В историческом смысле художников гораздо старшего возраста, таких как Матиас Грюневальд и Эль Греко , иногда называют экспрессионистами, хотя этот термин применяется в основном к произведениям 20-го века. Экспрессионистский акцент на индивидуальной и субъективной перспективе был охарактеризован как реакция на позитивизм и другие художественные стили, такие как натурализм и импрессионизм . [6]
Этимология и история
[ редактировать ]Хотя слово «экспрессионист» использовалось в современном смысле еще в 1850 году, его происхождение иногда связывают с картинами, выставленными в 1901 году в Париже малоизвестным художником Жюльеном-Огюстом Эрве, которые он называл экспрессионизмами . [7] Альтернативная точка зрения состоит в том, что этот термин был придуман чешским историком искусства Антонином Матейчеком в 1910 году как противоположность импрессионизму : «Экспрессионист желает, прежде всего, выразить себя... (экспрессионист отвергает) непосредственное восприятие и строится на более сложном психические структуры... Впечатления и мысленные образы, которые проходят через... душу людей как через фильтр, который избавляет их от всех существенных наслоений, чтобы произвести их ясную сущность [...и] ассимилируются и конденсируются в более общие формы, в типы , который он записывает с помощью простых сокращенных формул и символов». [8]
Важными предшественниками экспрессионизма были немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900), особенно его философский роман «Так говорил Заратустра» (1883–1892); поздние пьесы шведского драматурга Августа Стриндберга (1849–1912), в том числе трилогия « В Дамаск» (1898–1901), «Пьеса мечты» (1902), «Соната-призрак» (1907); Франк Ведекинд (1864–1918), особенно пьесы «Лулу» Erdgeist ( «Дух Земли» ) (1895) и Die Büchse der Pandora ( «Ящик Пандоры» ) (1904); » американского поэта Уолта Уитмена (1819–1892) «Листья травы (1855–1891); русский писатель Федор Достоевский (1821–1881); Норвежский художник Эдвард Мунк (1863–1944); голландский художник Винсент Ван Гог (1853–1890); Бельгийский художник Джеймс Энсор (1860–1949); [9] и новаторский австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939). [5]
В 1905 году группа из четырех немецких художников во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером сформировала Die Brücke («Мост») в городе Дрездене. Возможно, это была организация-основатель немецкого экспрессионистского движения, хотя само это слово они не использовали. Несколько лет спустя, в 1911 году, группа молодых художников-единомышленников сформировала в Мюнхене Der Blaue Reiter («Синий всадник»). Название произошло от картины Василия Кандинского « Синий всадник» 1903 года. Среди их членов были Кандинский, Франц Марк , Пауль Клее и Август Макке . Однако термин «экспрессионизм» прочно не утвердился до 1913 года. [10] Хотя изначально это было преимущественно немецкое художественное движение. [11] [5] и наиболее преобладавшие в живописи, поэзии и театре в период с 1910 по 1930 годы, большинство предшественников движения не были немцами. Кроме того, были писатели-экспрессионисты в прозе, а также писатели-экспрессионисты, не говорящие по-немецки, и, хотя движение в Германии пришло в упадок с приходом к власти Адольфа Гитлера в 1930-х годах, появились и последующие экспрессионистские работы.
Экспрессионизму, как известно, трудно дать определение, отчасти потому, что он «пересекается с другими основными «измами» модернистского периода: с футуризмом , вортицизмом , кубизмом , сюрреализмом и дадаизмом ». [12] Ричард Мерфи также комментирует: «Поиск всеобъемлющего определения проблематичен, поскольку самые смелые экспрессионисты, такие как Кафка , Готфрид Бенн и Дёблин, были одновременно самыми крикливыми «антиэкспрессионистами». [13]
Однако можно сказать, что это было движение, которое развилось в начале двадцатого века, главным образом в Германии, как реакция на дегуманизирующий эффект индустриализации и роста городов, и что это «одно из центральных средств, с помощью которых экспрессионизм идентифицирует себя как авангардное движение и отмечает свою дистанцию с традициями и культурным институтом в целом через свое отношение к реализму и доминирующим конвенциям репрезентации». [14] Точнее, экспрессионисты отвергли идеологию реализма. [15]
Этот термин относится к «художественному стилю, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а скорее субъективные эмоции и реакции, которые вызывают у человека предметы и события». [16] Можно утверждать, что все художники экспрессивны, но в Европе, начиная с 15 века, есть много примеров произведений искусства, которые подчеркивают крайние эмоции. Такое искусство часто возникает во времена социальных потрясений и войн, таких как протестантская Реформация , немецкая крестьянская война и Восьмидесятилетняя война между Испанией и Нидерландами, когда крайнее насилие, в основном направленное против гражданского населения, было представлено в пропагандистских лубках. . Зачастую они не впечатляли эстетически, но могли вызвать у зрителя сильные эмоции. [ нужна ссылка ]
Экспрессионизм сравнивали с барокко такие критики, как историк искусства Мишель Рагон. [17] и немецкий философ Вальтер Беньямин . [18] По словам Альберто Арбазино , разница между ними заключается в том, что «экспрессионизм не избегает крайне неприятного эффекта, в отличие от барокко. [19]
Известные экспрессионисты
[ редактировать ]Некоторыми из главных художников этого стиля начала 20 века были:
- Аргентина: Ксул Солар
- Армения: Мартирос Сарьян
- Австралия: Сидни Нолан , Чарльз Блэкман , Джон Персеваль , Альберт Такер и Джой Хестер.
- Австрия: Рихард Герстль , Эгон Шиле , Оскар Кокошка , Йозеф Гасслер и Альфред Кубин
- Бельгия: Марсель Карон , Анто Карт и Огюст Мамбур , а также фламандские экспрессионисты : Констан Пермеке , Гюстав Де Смет , Фриц Ван ден Берге , Джеймс Энсор , Альберт Серваес , Флорис Йесперс и Гюстав Ван де Вестейн .
- Бразилия: Анита Малфатти , Кандидо Портинари , Ди Кавальканти , Ибере Камарго и Ласар Сегал .
- Дания: Эйнер Йохансен , Йенс Сёндергор , Олуф Хёст
- Эстония: Конрад Мяги , Эдуард Вийралт , Куно Веебер
- Финляндия: Тыко Саллинен , [20] Алвар Кавин и Вайнё Аалтонен .
- Франция: Фредерик Фибиг , Жорж Руо , Александр Френель , Жорж Гимель , Жан Поль , Мари-Тереза Офре , Жак Демулен и Бернар Бюффе .
- Германия: Эрнст Барлах , Макс Бекман , Фриц Блейль , Генрих Кампендонк , Отто Дикс , Конрад Феликсмюллер , Георг Гросс , Эрих Хекель , Карл Хофер , Макс Каус , Эрнст Людвиг Кирхнер , Кете Кольвиц , Вильгельм Лембрук , Эльфрида Лозе-Вехтлер , Аугуст Макке , Франц Марк , Людвиг Майднер , Паула Модерзон-Беккер , Отто Мюллер , Габриэле Мюнтер , Рольф Неш , Эмиль Нольде , Макс Пехштейн , Кристиан Рольфс , Карл Шмидт-Ротлуфф и Георг Тапперт .
- Греция: Джордж Бузианис
- Венгрия: Тивадар Костка Чонтвари
- Исландия: Эйнар Хаконарсон
- Ирландия: Джек Б. Йейтс
- Индонезия: Аффанди
- Израиль: Исаак Френкель Френель
- Италия: Амедео Модильяни , Эмилио Джузеппе Доссена
- Япония: Косиро Ончи
- Ливан: Рафик Чараф
- Мексика: Матиас Гериц (немецкий эмигрант в Мексике), Руфино Тамайо.
- Нидерланды: Виллем Хофхейзен , Герман Крюйдер , Ян Слейтерс , Винсент Ван Гог , Ян Вигерс и Хендрик Веркман.
- Норвегия: Эдвард Мунк , Кай Фьель
- Poland: Henryk Gotlib
- Португалия: Мариу Элой , Амадео де Соуза Кардозу
- Россия: Василий Кандинский , Марк Шагал , Хаим Сутин , Алексей фон Явленский , Наталья Гончарова , Мстислав Добужинский и Марианна фон Веревкин (родившаяся в России, позже работавшая в Германии и Швейцарии).
- Румыния: Хория Берня
- Сербия: Надежда Петрович
- ЮАР: Мэгги Лаубсер , Ирма Стерн
- Испания Игнасио Сулоага , Хосе Гутьеррес Солана , Хулио Ромеро де Торрес
- Швеция: Леандер Энгстрём , Исаак Грюневальд , Аксель Тёрнеман
- Швейцария: Карл Ойген Киль , Куно Амиет , Пауль Клее
- Украина: Алексис Гритченко (уроженец Украины, наиболее активен во Франции), Вадим Меллер.
- Великобритания: Фрэнсис Бэкон , Фрэнк Ауэрбах , Леон Коссофф , Люсьен Фрейд , Патрик Херон , Джон Хойланд , Ховард Ходжкин , Джон Уокер
- США: Иван Олбрайт , Дэвид Аронсон , Милтон Эйвери , Леонард Баскин , Джордж Биддл , Хайман Блум , Питер Блюм , Чарльз Берчфилд , Дэвид Бурлюк , Стюарт Дэвис , Лайонел Файнингер , Вильгельмина Вебер Ферлонг , Элейн де Кунинг , Виллем де Кунинг , Бофорд Делани , Артур Дж. Дав , Норрис Эмбри , Филип Эвергуд , Калил Джебран , Уильям Гроппер , Филип Гастон , Марсден Хартли , Альберт Котин , Ясуо Куниёси , Рико Лебрун , Джек Левин , Альфред Генри Маурер , Роберт Мазервелл , Нил Элис Абрахам Раттнер , Эстер Ролик , Бен Шан , Гарри Шоулберг , Джозеф Стелла , Гарри Штернберг , Генри Оссава Таннер , Доротея Таннинг , Штеффен Томас , Вильгельмина Вебер , Макс Вебер , Хейл Вудрафф , Карл Зербе .
- Уругвай: Рафаэль Баррадас
Группы художников
[ редактировать ]В Германии и Австрии
[ редактировать ]Стиль зародился в основном в Германии и Австрии. Существовали группы художников-экспрессионистов, в том числе Der Blaue Reiter и Die Brücke . Der Blaue Reiter («Синий всадник», названный в честь картины) базировался в Мюнхене, а Die Brücke («Мост») первоначально базировался в Дрездене (некоторые участники переехали в Берлин ). Die Brücke действовала дольше, чем Der Blaue Reiter, который просуществовал всего год (1912). Экспрессионисты находились под влиянием художников и источников, включая Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога и африканское искусство . [21] Они также знали о работе фовистов в Париже, которые повлияли на склонность экспрессионизма к произвольным цветам и резким композициям. В ответ и в противовес французскому импрессионизму, который подчеркивал передачу визуального внешнего вида объектов, художники-экспрессионисты стремились изобразить эмоции и субъективные интерпретации. По их мнению, важно было не воспроизвести эстетически приятное впечатление от художественного предмета, а скорее передать яркие эмоциональные реакции с помощью ярких цветов и динамичных композиций. Кандинский, главный художник Der Blaue Reiter , считал, что с помощью простых цветов и форм зритель может воспринимать настроения и чувства на картинах, и эта теория побуждала его к большей абстракции. [5]
Парижская школа
[ редактировать ]В Париже группа художников, названная «Парижская школа» ( École de Paris ), Андре Варно также была известна своим экспрессионистским искусством. [22] [23] Это было особенно распространено среди еврейских художников Парижской школы иностранного происхождения, таких как Хаим Сутин , Марк Шагал , Ицхак Френкель , Авраам Минчин и другие. [24] [25] [26] Френкель охарактеризовал экспрессионизм этих художников как беспокойный и эмоциональный. [27] Эти художники, базирующиеся в парижском районе Монпарнас, имели тенденцию изображать людей и человечество, вызывая эмоции посредством выражения лица. [28] Другие сосредоточились на выражении настроения, а не на формальной структуре. [29] Искусство еврейских экспрессионистов характеризовалось как драматичное и трагическое, возможно, в связи со страданиями евреев после преследований и погромов. [30]
В Америке
[ редактировать ]Идеи немецкого экспрессионизма повлияли на творчество американского художника Марсдена Хартли , познакомившегося с Кандинским в Германии в 1913 году. [31] В конце 1939 года, в начале Второй мировой войны , Нью-Йорк принял многих европейских художников. После войны экспрессионизм оказал влияние на многих молодых американских художников. Норрис Эмбри (1921–1981) учился у Оскара Кокошки в 1947 году и в течение следующих 43 лет создал большое количество работ в экспрессионистской традиции. Эмбри называли «первым американским немецким экспрессионистом». Другие американские художники конца 20-го и начала 21-го века разработали отдельные стили, которые можно считать частью экспрессионизма. Другим выдающимся художником, выходцем из «школы» немецких экспрессионистов, был уроженец Бремена Вольфганг Дегенхардт . Поработав коммерческим художником в Бремене, он эмигрировал в Австралию в 1954 году и стал довольно известен в регионе Хантер-Вэлли.
После Второй мировой войны фигуративный экспрессионизм оказал влияние на художников и стили по всему миру. В США американский экспрессионизм и американский фигуративный экспрессионизм , особенно Бостонский экспрессионизм , были неотъемлемой частью американского модернизма во время Второй мировой войны. [32] [33] Томас Б. Хесс писал, что «Новая фигуративная живопись, которую некоторые ожидали как реакция на абстрактный экспрессионизм, была заложена в ней с самого начала и является одним из ее наиболее прямых продолжений». [34]
- Среди основных фигуративных бостонских экспрессионистов были: Карл Зербе , Хайман Блум , Джек Левин , Дэвид Аронсон . Бостонские экспрессионисты сохранились после Второй мировой войны, несмотря на их маргинализацию из-за развития абстрактного экспрессионизма с центром в Нью-Йорке, и в настоящее время принадлежат к третьему поколению.
- Нью-Йоркский фигуративный экспрессионизм [35] [36] 1950-х годов представлял нью-йоркских художников-фигуративов, таких как Роберт Бошан , Элейн де Кунинг , Роберт Гудноу , Грейс Хартиган , Лестер Джонсон , Алекс Кац , Джордж Макнил (художник) , Ян Мюллер , Фэрфилд Портер , Грегорио Престопино , Ларри Риверс и Боб Томпсон .
- Лирическая абстракция , Ташизм [37] 1940-х и 1950-х годов в Европе представлены такими художниками, как Жорж Матье , Ганс Хартунг , Николя де Сталь и другими.
- Фигуративное движение в районе залива [38] [39] представлены ранними фигуративными экспрессионистами из района Сан-Франциско Элмером Бишоффом , Ричардом Дибенкорном и Дэвидом Парком . К движению с 1950 по 1965 год присоединились Теофилус Браун , Пол Уоннер , Хассел Смит , Натан Оливейра , Джей ДеФео , Джоан Браун , Мануэль Нери , Фрэнк Лобделл и Роланд Петерсон .
- Абстрактный экспрессионизм 1950-х годов представлял таких американских художников, как Луиза Буржуа , Ганс Буркхардт , Мэри Каллери , Николас Кароне , Виллем де Кунинг , Джексон Поллок , Филип Гастон и другие. [40] [41] который участвовал в фигуративном экспрессионизме.
- Сосаку-ханга (創作版画 «творческие гравюры») — экспрессионистское движение гравюры на дереве в Японии начала 20 века. Движение характеризовалось творчеством Канаэ Ямамото (художника) , Косиро Ончи и многих других.
- В США и Канаде лирическая абстракция зародилась в конце 1960-х и 1970-х годах. Характеризуется творчество Дэна Кристенсена , Питера Янга , Ронни Лэндфилда , Рональда Дэвиса , Ларри Пунса , Уолтера Дэрби Баннарда , Чарльза Арнольди , Пэта Липски и многих других. [42] [43] [44]
- Неоэкспрессионизм был международным стилем возрождения, зародившимся в конце 1970-х годов.
Репрезентативные картины
[ редактировать ]- Август Макке , «Дама в зеленой куртке», 1913 год.
- Франц Марк , Боевые формы , 1914 год.
- Эрнст Людвиг Кирхнер , Ноллендорфплац , 1912 год.
- Эрнст Людвиг Кирхнер, Автопортрет в образе солдата , 1915 год.
- Хаим Сутин - Вид на Сере 1922 г.
- Авраам Минчин - Пьеро 1928 г.
- Хаим Сутин – Говяжья туша ок. 1925 год
В других искусствах
[ редактировать ]Экспрессионистское движение включало в себя и другие виды культуры, в том числе танец, скульптуру, кино и театр.
Танец
[ редактировать ]Среди представителей экспрессионистского танца были Мэри Вигман , Рудольф фон Лабан и Пина Бауш . [45]
Скульптура
[ редактировать ]Некоторые скульпторы использовали стиль экспрессионизма, как например Эрнст Барлах . Другие художники-экспрессионисты, известные в основном как живописцы, такие как Эрих Хекель , также работали со скульптурой. [5]
Кино
[ редактировать ]В немецком кино существовал экспрессионистский стиль, важными примерами которого являются Роберта Вине » «Кабинет доктора Калигари (1920), Пауля Вегенера ( «Голем: как он пришел в мир» 1920), » Фрица Ланга . «Метрополис (1927) и Ф.В. Мурнау ( «Носферату, симфония ужаса» 1922) и «Последний смех» (1924). Термин «экспрессионист» также иногда используется для обозначения стилистических приемов, которые, как считается, напоминают приемы немецкого экспрессионизма, такие как кинематография в стиле нуар или стиль некоторых фильмов Ингмара Бергмана . В более общем смысле термин «экспрессионизм» можно использовать для описания искусных кинематографических стилей, таких как цветные мелодрамы Дугласа Сирка или звуковое и визуальное оформление фильмов Дэвида Линча . [46]
Литература
[ редактировать ]Журналы
[ редактировать ]Двумя ведущими экспрессионистскими журналами, издававшимися в Берлине, были Der Sturm , издаваемый Гервартом Вальденом с 1910 года. [47] и Die Aktion , который впервые появился в 1911 году и был отредактирован Францем Пфемфертом . Der Sturm публиковал стихи и прозу таких авторов, как Петер Альтенберг , Макс Брод , Рихард Демель , Альфред Дёблин , Анатоль Франс , Кнут Гамсун , Арно Хольц, Карл Краус , Сельма Лагерлёф , Адольф Лоос , Генрих Манн , Пауль Шеербарт и Рене Шикеле . а также произведения, рисунки и гравюры таких художников, как Кокошка , Кандинский и члены Der blau Reiter . [48]
Драма
[ редактировать ]Пьесу Оскара Кокошки 1909 года « Убийца. Надежда женщин» часто называют первой экспрессионистской драмой. В нем неназванные мужчина и женщина борются за доминирование. Мужчина клеймит женщину; она наносит ему удар и заключает его в тюрьму. Он освобождается, и она падает замертво от его прикосновения. В конце пьесы он вырезает всех вокруг себя (по словам текста) «как комаров». Крайнее упрощение персонажей до мифических типов, хоровые эффекты, декламационный диалог и повышенная интенсивность — все это станет характерным для более поздних экспрессионистских пьес. [49] Немецкий композитор Пауль Хиндемит создал оперную версию этой пьесы, премьера которой состоялась в 1921 году. [50]
которого были Георг Кайзер и Эрнст Толлер Экспрессионизм оказал доминирующее влияние на немецкий театр начала 20-го века, самыми известными драматургами . Среди других известных драматургов-экспрессионистов были Рейнхард Зорге , Вальтер Хазенклевер , Ганс Хенни Янн и Арнольт Броннен . Важными предшественниками были шведский драматург Август Стриндберг и немецкий актер и драматург Франк Ведекинд. В течение 1920-х годов экспрессионизм пользовался кратким периодом влияния в американском театре, включая ранние модернистские пьесы Юджина О'Нила ( «Волосатая обезьяна» , «Император Джонс» и «Великий бог Браун» ), Софи Тредвелл ( «Машинал» ) и Элмера Райса ( «Машинал» ). Счетная машина ). [51]
Пьесы экспрессионистов часто драматизируют духовное пробуждение и страдания своих героев. Некоторые используют эпизодическую драматическую структуру и известны как Stationendramen (станционные пьесы), созданные по образцу изображения страданий и смерти Иисуса на Крестных станциях . Стриндберг впервые применил эту форму в своей автобиографической трилогии « В Дамаск» . Эти пьесы также часто драматизируют борьбу против буржуазных ценностей и установленной власти, часто олицетворяемой Отцом. Зорге В «Нищем» ( Der Bettler ), например, психически больной отец юного героя бредит перспективой добывать богатства Марса и в конце концов его отравляет сын. Броннена В «Отцеубийстве» ( «Ватерморд» ) сын закалывает своего деспотичного отца только для того, чтобы отразить бешеные сексуальные попытки своей матери. [52]
В экспрессионистской драме речь может быть либо обширной и восторженной, либо отрывистой и телеграфной. Режиссер Леопольд Джесснер прославился своими экспрессионистскими постановками, часто происходящими на крутых лестничных пролетах (позаимствовав идею у -символиста режиссера и дизайнера Эдварда Гордона Крейга ). Постановка была особенно важна в экспрессионистской драме: режиссеры отказывались от иллюзии реальности, чтобы блокировать движение актеров, максимально приближенное к двумерному. Режиссеры также активно использовали световые эффекты для создания резкого контраста и в качестве еще одного метода, чтобы сильно подчеркнуть эмоции и передать послание пьесы или сцены. [53]
Немецкие драматурги-экспрессионисты:
- Георг Кайзер (1878)
- Эрнст Толлер (1893–1939)
- Ганс Хенни Ян (1894–1959)
- Рейнхард Зорге (1892–1916)
- Бертольт Брехт (1898–1956)
Драматурги, оказавшие влияние экспрессионизма:
- Шон О'Кейси (1880–1964) [54]
- Юджин О'Нил (1885–1953)
- Элмер Райс (1892–1967)
- Теннесси Уильямс (1911–1983) [55]
- Артур Миллер (1915–2005)
- Сэмюэл Беккет (1906–1989) [56]
Поэзия
[ редактировать ]Среди поэтов, связанных с немецким экспрессионизмом, были:
- Якоб ван Ходдис
- Георг Тракл
- Уолтер Райнер
- Готфрид Бенн
- Джордж Хейм
- Эльза Ласкер студентка
- Эрнст Штадлер
- Август Страмм
- Райнер Мария Рильке (1875–1926): Записные книжки Мальте Лауридса Бригге (1910) [57]
- Гео Милев
Другие поэты, оказавшие влияние экспрессионизма:
Проза
[ редактировать ]В прозе ранние рассказы и романы Альфреда Дёблина находились под влиянием экспрессионизма. [60] а Франца Кафку иногда называют экспрессионистом. [61] Некоторые другие писатели и произведения, которых назвали экспрессионистами, включают:
- Франц Кафка (1883–1924): « Метаморфозы » (1915), «Процесс» (1925), «Замок» (1926). [62]
- Альфред Дёблин (1878–1957): Берлинская Александерплац (1929) [63]
- Уиндем Льюис (1882–1957) [64]
- Джуна Барнс (1892–1982): Найтвуд (1936) [65]
- Малкольм Лоури (1909–1957): Под вулканом (1947)
- Эрнест Хемингуэй [66]
- Джеймс Джойс (1882–1941): часть «Ночного города» в «Улиссе » (1922). [67]
- Патрик Уайт (1912–1990) [68]
- Д.Х. Лоуренс [69]
- Шейла Уотсон : Двойной крючок [70]
- Элиас Канетти : Аутодафе [71]
- Томас Пинчон [72]
- Уильям Фолкнер [73]
- Джеймс Хэнли (1897–1985) [74]
- Рауль Брандао (1867–1930): Гумус (1917).
- Леонид Андреев (1871–1919): Дневник дьявола (1919).
Музыка
[ редактировать ]Термин экспрессионизм «вероятно, впервые был применен к музыке в 1918 году, особенно к Шенбергу», потому что, как и художник Кандинский, он избегал «традиционных форм красоты», чтобы передать сильные чувства в своей музыке. [75] Арнольд Шенберг , Антон Веберн и Альбан Берг , члены Второй венской школы , являются важными экспрессионистами (Шенберг также был художником-экспрессионистом). [76] Другими композиторами, связанными с экспрессионизмом, являются Кренек (Вторая симфония), Пауль Хиндемит ( «Девушка» ), Игорь Стравинский ( «Японские песни» ), Александр Скрябин (поздние фортепианные сонаты) (Адорно 2009, 275). Другим значительным экспрессионистом был Бела Барток в ранних работах, написанных во втором десятилетии 20-го века, таких как «Замок Синей Бороды» (1911), [77] Деревянный принц (1917), [78] и «Чудесный мандарин» (1919). [79] Важными предшественниками экспрессионизма являются Рихард Вагнер (1813–1883), Густав Малер (1860–1911) и Рихард Штраус (1864–1949). [80]
Теодор Адорно описывает экспрессионизм как связанный с бессознательным и утверждает, что «изображение страха лежит в центре» экспрессионистской музыки с преобладанием диссонанса, так что «гармоничный, утвердительный элемент искусства изгнан» (Адорно 2009, 275– 76). Erwartung и Die Glückliche Hand Шенберга и Wozzeck , опера Альбана Берга (по пьесе Войцек « Георга Бюхнера ») являются примерами экспрессионистских произведений. [81] Если провести аналогию с картинами, то технику экспрессионистской живописи можно описать как искажение реальности (в основном цветов и форм) с целью создания кошмарного эффекта для конкретной картины в целом. Примерно то же самое делает экспрессионистская музыка, где резко возросший диссонанс создает на слух кошмарную атмосферу. [82]
Архитектура
[ редактировать ]В архитектуре два конкретных здания идентифицируются как экспрессионистские: Бруно Таута на Стеклянный павильон выставке Кельнского Веркбунда (1914 г.) и Мендельсона Эриха Башня Эйнштейна в Потсдаме , Германия, завершенная в 1921 г. Интерьер Ганса Пельцига. берлинского театра ( Grosse Schauspielhaus ), спроектированный для режиссера Макса Рейнхардта , также иногда цитируется. Влиятельный архитектурный критик и историк Зигфрид Гидион в своей книге «Пространство, время и архитектура» (1941) отверг экспрессионистскую архитектуру как часть развития функционализма . В Мексике в 1953 году немецкий эмигрант Матиас Гериц опубликовал манифест Arquitectura Emocional («Эмоциональная архитектура»), в котором заявил, что «основная функция архитектуры - эмоции». [83] Современный мексиканский архитектор Луис Барраган принял термин, который повлиял на его творчество. Двое из них сотрудничали в проекте Torres de Satélite (1957–58), руководствуясь принципами Arquitectura Emocional Герица . [84] Лишь в 1970-е годы экспрессионизм в архитектуре стал оцениваться более позитивно. [85] [86]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брюс Томпсон, Калифорнийский университет, Санта-Крус, лекция о веймарской культуре / Кафка Прага. Архивировано 11 января 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Криса Болдика Краткий Оксфордский словарь литературных терминов , статья об экспрессионизме
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Викторино Техера, 1966, страницы 85 140, Искусство и человеческий интеллект, Vision Press Limited, Лондон.
- ^ Оксфордский иллюстрированный словарь, издание 1976 г., стр. 294.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Гомбрич, Э.Х. (1995). История искусства (16-е изд. (переработанное, дополненное и переработанное). Изд.). Лондон: Файдон. стр. 563–568 . ISBN 978-0714832470 .
- ^ Гарзанти, Альдо (1974) [1972]. Литературная энциклопедия Гарцанти (на итальянском языке). Милан: Гвидо Вилья . п. 963. стр. 241
- ^ Джон Уиллетт, Экспрессионизм . Нью-Йорк: Библиотека Всемирного университета, 1970, стр.25; Ричард Шеппард, «Немецкий экспрессионизм», в книге «Модернизм: 1890–1930» , изд. Брэдбери и Макфарлейн, Хармондсворт: Penguin Books, 1976, стр.274.
- ^ Цитируется в Дональде Э. Гордоне, Экспрессионизм: искусство и идеи . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1987, стр. 175.
- ^ Р. С. Фернесс, Экспрессионизм . Лондон: Метуэн, стр. 2–14; Уиллетт, стр. 20–24.
- ^ Ричард Шеппард, стр.274.
- ↑ Обратите внимание на параллельное французское движение фовизм и английский вортицизм: «Движение фовистов сравнивают с немецким экспрессионизмом, демонстрирующим как яркие цвета, так и спонтанную манеру письма, и оно обязано тем же источникам конца девятнадцатого века, особенно Ван Гогу». Сабина Ревальд, «Фовизм», « Хронология истории искусств Хайльбрунна ». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/fauv/hd_fauv.htm (октябрь 2004 г.); и «Вортицизм можно рассматривать как английский экспрессионизм». Шерил Э. Грейс, Регрессия и апокалипсис: исследования североамериканского литературного экспрессионизма . Торонто: Университет Торонто Пресс, 1989, стр. 26.
- ^ Шерил Э. Грейс, Регрессия и Апакайпсис: исследования североамериканского литературного экспрессионизма . Торонто: Университет Торонто Press, 1989, стр. 26).
- ^ Ричард Мерфи, Теоретизирование авангарда: модернизм, экспрессионизм и проблема постмодерна . Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1999, стр. 43.
- ^ Ричард Мерфи, с. 43.
- ^ Мерфи, особенно стр. 43–48; и Уолтер Х. Сокель, «Писатель в крайностях» . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1959, особенно первая глава.
- ^ Интернет-энциклопедия Britannica (февраль 2012 г.).
- ^ Рагон, Мишель (1968). Экспрессионизм . Цапля. ISBN 9780900948640 .
Нет сомнения, что экспрессионизм по своей сути является барокко.
- ^ Бенджамин, Уолтер (1998). Зарождение немецкой трагической драмы . Лондон: Версо. ISBN 978-1-85984-899-9 .
- ^ Педулла, Габриэле; Арбасино, Альберто (2003). «На вишневом дереве – Беседы о литературе и кино с Альберто Арбазино» . CONTEMPORANEA Журнал исследований по литературе и коммуникации .
Экспрессионизм не уклоняется от крайне неприятного эффекта, в отличие от барокко. Экспрессионизм выдает потрясающее «иди на хуй», барокко – нет. Барокко отличается хорошими манерами (Экспрессионизм не избегает крайне неприятных эффектов, в отличие от барокко. Экспрессионизм бросает потрясающие фразы «Пошел ты на хуй», а барокко этого не делает. Барокко – это хорошо манеры.)
- ^ Ян Чилверс, Оксфордский художественный словарь , том 2004 г., Oxford University Press, стр. 506. ISBN 0-19-860476-9
- ^ Ян Бурума , «Желание в Берлине», New York Review of Books , 8 декабря 2008 г., стр. 19.
- ^ «Еврейские художники Парижской школы – от Холокоста до наших дней» . Евреи, Европа, XXI век . 25 ноября 2021 г. Проверено 19 ноября 2023 г.
«Парижская школа» — термин, придуманный искусствоведом Андре Варно в 1925 году в журнале Comœdia для определения группы, образованной иностранными художниками в Париже. Парижская школа не обозначает движение или школу в академической среде. смысл этого термина, а исторический факт. По мнению Уорнода, этот термин был предназначен для противодействия скрытой ксенофобии, а не для установления теоретического подхода.
- ^ «Парижская школа: французская художественная школа под руководством Пикассо» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Нишавер, Надин (2020). История еврейских художников Парижской школы: Истории еврейских художников Парижской школы (на французском языке). Франция. ISBN 979-8633355567 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Александр ФРЕНЕЛЬ» . Художественное бюро Парижской школы . 02.01.2019 . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ «Марк ШАГАЛ» . Бюро искусств Парижской школы . 02.01.2019 . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ^ Барзель, Амнон (1974). Френель Исаак Александр . Израиль: Масада. п. 14.
- ^ Лурье, Ая (2005). Сокровище в сердце: портреты Хаима Гликсберга . Тель-Авив. ISBN 978-9657161234 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Родити, Эдуард (1968). «Парижская школа». Европейский иудаизм: Журнал для Новой Европы , 3 (2), 13–20.
- ^ Офрат, Гидеон (2012). Рождение светского искусства из сионистского духа (на иврите). Иерусалим: Кармель. п. 234.
- ^ «Хартли, Марсден», Oxford Art Online
- ^ Брэм Дейкстра, Американский экспрессионизм: искусство и социальные изменения, 1920–1950 (Нью-Йорк: HN Abrams, совместно с Художественным музеем Колумбуса, 2003). ISBN 0-8109-4231-3 , ISBN 978-0-8109-4231-8
- ^ Джудит Букбиндер, Современный Бостон: фигуративный экспрессионизм как альтернативный модернизм (Дарем, Нью-Хэмпшир: University of New Hampshire Press; Ганновер: University Press of New England , ©2005.) ISBN 1-58465-488-0 , ISBN 978-1-58465-488-9
- ^ Томас Б. Хесс, «Множество смертей американского искусства», Art News 59 (октябрь 1960 г.), стр.25
- ^ Пол Шиммель и Джудит Э. Штайн, Образные пятидесятые: Нью-Йоркский фигуративный экспрессионизм (Ньюпорт-Бич, Калифорния: Художественный музей Ньюпорт-Харбор: Нью-Йорк: Риццоли, 1988.) ISBN 978-0-8478-0942-4
- ^ «Редакционная статья», Reality, Журнал мнений художников (весна 1954 г.), стр. 2.
- ^ Лирика полета, Париж 1945–1956, тексты Патрика-Жиля Персена, Мишеля и Пьера Декарга Рагонов, Люксембургский музей, Париж и Скира, Милан, 2006, 280 стр. ISBN 88-7624-679-7 .
- ^ Кэролайн А. Джонс, Фигуративное искусство района Залива, 1950–1965 (Сан-Франциско, Калифорния: Музей современного искусства Сан-Франциско; Беркли: University of California Press, ©1990.) ISBN 978-0-520-06842-1
- ^ Американский абстрактный и фигуративный экспрессионизм: стиль своевременен, искусство вне времени (New York School Press, 2009). ISBN 978-0-9677994-2-1 стр. 44–47; 56–59; 80–83; 112–115; 192–195; 212–215; 240–243; 248–251
- ^ Марика Херскович, Американский абстрактный экспрессионизм 1950-х годов. Иллюстрированный обзор, архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine (New York School Press, 2000). ISBN 0-9677994-1-4 . стр. 46–49; стр. 62–65; стр. 70–73; стр. 74–77; стр. 94–97; 262–264
- ^ Американский абстрактный и фигуративный экспрессионизм: стиль своевременен, искусство вне времени: иллюстрированный обзор высказываний, произведений искусства и биографий художников (New York School Press, 2009). ISBN 978-0-9677994-2-1 . стр. 24–27; стр. 28–31; стр. 32–35; стр. 60–63; стр. 64–67; стр. 72–75; стр. 76–79; стр. 112–115; 128–131; 136–139; 140–143; 144–147; 148–151; 156–159; 160–163;
- ^ Райан, Дэвид (2002). Говорящая живопись: диалоги с двенадцатью современными художниками-абстракционистами , стр.211, Рутледж . ISBN 0-415-27629-2 , ISBN 978-0-415-27629-0 . Доступно в Google Книгах .
- ^ «Архив выставки: Расширяя границы: лирическая абстракция» , Художественный музей Бока-Ратон , 2009. Проверено 25 сентября 2009 года.
- ^ «Джон Сири» , Национальная галерея Австралии . Проверено 25 сентября 2009 г.
- ^ Вальтер, Сюзанна (23 декабря 1997 г.). Театр танца Курта Йосса . Рутледж. п. 23. ISBN 978-1-135-30564-2 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Мария Прамаджоре; Том Уоллис (2005). Фильм: Критическое введение . Издательство Лоуренса Кинга. стр. 88–90 . ISBN 978-1-85669-442-1 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ «Дер Штурм». . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия Inc., 2012 г. Проверено 21 января 2012 г.
- ^ Гюнтер Бергхаус (25 октября 2012 г.). Международный футуризм в искусстве и литературе . Вальтер де Грютер. стр. 285–286. ISBN 978-3-11-080422-5 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Дэвид Грейвер (1995). Эстетика беспокойства: антиискусство в авангардной драме . Издательство Мичиганского университета. п. 65. ИСБН 0-472-10507-8 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Джон Линкольн Стюарт (1991). Эрнст Кренек: Человек и его музыка . Издательство Калифорнийского университета. п. 82. ИСБН 978-0-520-07014-1 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Джонатан Лоу (28 октября 2013 г.). Метуэнский драматический словарь театра . А&С Черный. ISBN 978-1-4081-4591-3 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Дж. Л. Стян (9 июня 1983 г.). Современная драма в теории и практике: Том 3, Экспрессионизм и эпический театр . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-29630-4 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Фултон, Арканзас (1944). «Экспрессионизм: двадцать лет спустя». Обзор Севани . 52 (3): 398–399. JSTOR 27537525 .
- ^ Фернесс, стр. 89–90.
- ^ Стокель, стр.1.
- ^ Стокель, стр.1; Лоис Оппенгеймер, Нарисованное слово: диалог Сэмюэля Беккета с искусством . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2000, стр. 74, 126–7, 128; Джессика Принц, «Резонансные образы: Беккет и немецкий экспрессионизм», в книге «Сэмюэл Беккет и искусство: музыка, изобразительное искусство и непечатные медиа» , изд. Лоис Оппенгейм. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1999.
- ^ Дёблина» Ульф Циммерманн, «Экспрессионизм и Берлинская Александерплац , в «Страсти и восстании».
- ^ Р. С. Фернесс, Экспрессионизм . Лондон: Метуэн, 1973, стр.81.
- ^ «Лирический экспрессионизм | lex.dk» . 29 января 2020 г.
- ^ Коуэн, Майкл (2007). «Коварство тела: укрощение нервного тела в произведениях Альфреда Дёблина «Убийство лютика» и «Танцовщица и тело» . Семинар: Журнал германских исследований . 43 (4): 482–498. дои : 10.3138/семинар.43.4.482 . S2CID 197837029 .
- ^ Уолтер Х. Сокель, Писатель в крайностях . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1959, особенно стр. 3, 29, 84; Ричард Мерфи, Теоретизируя авангард . Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1999, особенно стр. 41,142.
- ^ Сильвио Виетта , «Франц Кафка, экспрессионизм и овеществление» в книге « Страсть и восстание: экспрессионистское наследие» , ред. Стивен Броннер и Дуглас Келлнер. Нью-Йорк: Universe Books, 1983, стр. 201–16.
- ^ Ричард Мерфи, Теоретизирование авангарда: модернизм, экспрессионизм и проблема постмодерна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999, стр. 74–141; Дёблина Ульф Циммерманн, «Экспрессионизм и Берлинская Александерплац » в книге «Страсть и восстание» , стр. 217–234.
- ^ Шейла Уотсон, экспрессионистка Уиндема Льюиса . Докторская диссертация, Университет Торонто, 1965 год.
- ^ Шерил Э. Грейс, Регрессия и апокалипсис: исследования североамериканского литературного экспрессионизма . Торонто: Университет Торонто Press, 1989, стр. 141–162.
- ^ Рэймонд С. Нельсон, Хемингуэй, художник-экспрессионист . Эймс, Издательство Университета Айовы, 1979; Роберт Пол Лэмб, Искусство имеет значение: Хемингуэй, ремесло и создание современного рассказа . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана, около 2010 г.
- ^ Уолтер Х. Сокель, Писатель в крайностях . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1959, стр.1; Р.С. Фернесс, Экспрессионизм . Лондон: Метуэн, 1973, с. 81.
- ^ Шерил Э. Грейс, стр.7.
- ^ Шерил Э. Грейс, стр.7
- ^ Шерил Э. Грейс, стр. 185–209.
- ^ Шерил Э. Грейс, стр.12.
- ^ Шерил Э. Грейс, стр.7, 241–3.
- ^ Джеффри Стейтон, «Южный экспрессионизм: апокалиптические пейзажи холмов, расовые панорамы и Ластморд в свете Уильяма Фолкнера в августе». Южный литературный журнал , том 42, номер 1, осень 2009 г., стр. 32–56.
- ^ Кен Уорпол, Докеры и детективы . Лондон: Verso Editions, 1983, стр. 77–93.
- ^ Краткая энциклопедия музыки Norton Grove , под ред. Стэнли Сэди. Нью-Йорк: Нортон 1991, с. 244.
- ^ Теодор Адорно, Ночная музыка: Очерки музыки 1928–1962. (Лондон: Чайка, 2009), стр.274–8.
- ^ Николь В. Ганье, Исторический словарь современной и современной классической музыки (Плимут, Англия: Scarecrow Press, 2011), стр.92.
- ↑ Эндрю Клементс, «Классический превью: Деревянный принц», The Guardian , 5 мая 2007 г.
- ^ Кембриджский компаньон Бартока , изд. Аманда Бэйли (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001), стр.152.
- ^ «Экспрессионизм», Интернет-энциклопедия Microsoft® Encarta®, 2000. «MSN Encarta: онлайн-энциклопедия, словарь, атлас и домашнее задание» . Архивировано из оригинала 30 октября 2009 г. Проверено 29 июня 2012 г. ; Дональд Митчелл, Густав Малер: Годы Вундерхорна: хроники и комментарии . Рочестер, Нью-Йорк: Boydell Press, 2005 г.
- ^ Эдвард Ротштейн New York Times Обзор / Опера: «Воццек; Лирика украшает кошмар Берга 1925 года в современном послании». Нью-Йорк Таймс , 3 февраля 1994 г.; Теодор Адорно, Ночная музыка (2009), стр.276.
- ^ Теодор Адорно, Ночная музыка (2009), стр. 275-6.
- ^ Матиас Гериц, «Манифест эмоциональной архитектуры», в Лили Касснер, Матиас Геритц, УНАМ, 2007, стр. 272–273
- ^ Джордж Ф. Флаэрти (16 августа 2016 г.). Отель «Мексика»: о движении 68-го . Университет Калифорнии Пресс. п. 93. ИСБН 978-0-520-29107-2 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Бен Фармер; доктор Хенти Дж. Лоу; Хенти Лоу; Адриан Нэппер (2 сентября 2003 г.). Спутник современной архитектурной мысли . Рутледж. п. 359. ИСБН 978-1-134-98381-0 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Деннис Шарп (2002). Архитектура двадцатого века: визуальная история . Издание изображений. п. 297. ИСБН 978-1-86470-085-5 . Проверено 29 мая 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антонин Матейчек цитируется в Gordon, Donald E. (1987). Экспрессионизм: искусство и идея , с. 175. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300033106
- Фрэнк Краузе (редактор), Экспрессионизм и гендер / Экспрессионизм и гендер . Геттинген: V&R unipress, 2010, ISBN 3899717171.
- Джона Ф. Митчелл (Берлин, 2003 г.). Докторская диссертация Экспрессионизм между западным модернизмом и тевтонским зондервегом. С уважением автора.
- Фридрих Ницше (1872). Рождение трагедии из духа музыки. Пер. Клифтон П. Фадиман. Нью-Йорк: Дувр, 1995. ISBN 0-486-28515-4 .
- Джудит Букбиндер, Бостонский модерн: фигуративный экспрессионизм как альтернативный модернизм, (Дарем, Нью-Хэмпшир: University of New Hampshire Press ; Ганновер: University Press of New England, ©2005.) ISBN 1-58465-488-0 , ISBN 978-1-58465-488-9
- Брэм Дейкстра, Американский экспрессионизм: искусство и социальные изменения, 1920–1950 (Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, совместно с Художественным музеем Колумбуса, 2003). ISBN 0-8109-4231-3 , ISBN 978-0-8109-4231-8
- Дитмар Элгер Экспрессионизм – революция в немецком искусстве ISBN 978-3-8228-3194-6
- Пол Шиммель и Джудит Э. Штайн, Образные пятидесятые: Нью-Йоркский фигуративный экспрессионизм, Другая традиция (Ньюпорт-Бич, Калифорния: Художественный музей Ньюпорт-Харбор: Нью-Йорк: Риццоли, 1988). ISBN 978-0-8478-0942-4 ISBN 978-0-91749312-6
- Марика Херскович, Американский абстрактный и фигуративный экспрессионизм: стиль своевременен, искусство вне времени (New York School Press, 2009). ISBN 978-0-9677994-2-1 .
- Лакатос Габриэла Лусиана, Экспрессионизм сегодня, Университет искусств и дизайна Клуж-Напока, 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Готтентоты во фраках – бурная история группы Кристиана Зехрендта на сайтеsignandsight.com
- Немецкий экспрессионизм - бесплатный ресурс с картинами немецких экспрессионистов (высокое качество) (архивировано 20 февраля 2006 г.).