Jump to content

Аксель Торнеман

Аксель Торнеман
Фотография Акселя Тёрнемана
Рожденный
Йохан Аксель Густав Тёрнеман

( 1880-10-28 ) 28 октября 1880 г.
Персберг, Вермланд, Швеция
Умер 26 декабря 1925 г. ) ( 1925-12-26 ) ( 45 лет
Стокгольм, Швеция
Национальность Шведский
Образование Школа искусств Вермланда, Мюнхенская академия художеств ,
Адольф Хельцель , Академия Юлиана
Известный Современное искусство, Живопись ; графический дизайн
Движение Модернизм, Экспрессионизм
Супруг Гудрун Хойер-Эллефсен
Автопортрет с трубкой , 1916 год.

Йохан Аксель Густав Тёрнеман (28 октября 1880 – 26 декабря 1925) был одним из шведских первых художников -модернистов . Родившийся в Персберге , Вермланд , в Швеции, он работал в нескольких стилях модернизма, был одним из первых шведских художников -экспрессионистов и стал частью международного авангарда в искусстве после того, как охватил более абстрактные стили искусства в Германии и Франции, которые развивались там в начале 1900-х годов. Свои самые известные картины « Ночное кафе I и II» и «Трейт» он создал во Франции в 1905 году. Эти картины в ночных кафе были созданы во время исследований на площади Пигаль и в других ночных клубах, популярных среди художников, таких как Café du Rat Mort («Мертвая крыса»). Café) считаются двумя наиболее важными произведениями шведского модернизма и считаются прорывными работами шведского модернизма.

Торнеман приобрел международную известность в 1905 году на Осеннем салоне в Париже с «Чертой I» и со своим кафе «Наррагансетт» в 1906 году. Он продолжал рисовать фрески и украшения в общественных зданиях, таких как Королевский технологический институт (KTH) и Стокгольм. Холл и другие здания Стокгольма, такие как Norra Latin , Рагнара Эстберга Östermalms läroverkl и Вторая палата Парламента . Картины Тёрнемана были отмечены золотой медалью на Панамско-Тихоокеанской международной выставке США в Сан-Франциско в 1915 году. Тёрнеман умер в Стокгольме в возрасте 45 лет, всего после десяти лет творческой работы.

Образование, путешествия и ранняя работа

[ редактировать ]

Йохан Аксель Густав Тёрнеман родился 28 октября 1880 года в Персберге , Вермланд , Швеция, в семье Джона Альгота Тёрнемана, инженера завода по производству взрывчатых веществ; его бабушка была автором кулинарной книги Густаввой Бьёрклунд . [ 1 ]

Тёрнеман учился в Школе искусств Вермланд в Гетеборге в 1899 году у Карла Вильгельмсона , затем ненадолго совершил поездку по скандинавским землям, а затем отправился учиться на европейский континент в 1900–1905 годах. [ 2 ] В Европе он сначала учился в Kunstakademie München (ныне Академия изящных искусств Мюнхена ), затем отправился в Дахау, чтобы учиться у Адольфа Хельцеля . В Мюнхене он находился под влиянием в стиле модерн движения и символизма , Арнольда Бёклина , Франца Штука и других. [ 2 ]

Тёрнеман начал работать в нескольких модернистских стилях, был одним из первых шведских художников -экспрессионистов и стал частью международного авангарда в искусстве после того, как в начале 1900-х годов принял новый, более абстрактный стиль искусства в Германии и Франции. . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]

Карьера во Франции и Швеции

[ редактировать ]

Покинув Германию, Тёрнеман в течение четырех лет работал в Париже, а также в бретонской деревне Кудевиль в Бретани . [ 1 ] [ 2 ] В Париже он учился в Академии Жюлиана , где, увидев работы Ван Гога и Гогена , украсил свою палитру . [ 2 ] Во время его пребывания в Париже друзья Тёрнемана смогли найти его, следуя зарисовкам, которые он оставлял в парижских кафе. [ 1 ] [ 5 ]

У Тёрнемана была небольшая студия в Париже на улице Банье, 7. [ 6 ] Его картины в ночных кафе, основанные на исследованиях на площади Пигаль , и популярный среди художников парижский ночной клуб Café du Rat Mort (Кафе «Мертвая крыса») — две наиболее важные работы шведского модернизма. [ 1 ] [ 7 ] хотя Тёрнеман находился под меньшим влиянием французских модернистов, чем немцев. [ 1 ] Три из них, его самые известные картины, «Ночное кафе I и II» и «Трейт» , он написал в 1905 году, находясь во Франции. В том же году Тёрнеман приобрел международную известность на Осеннем салоне в Париже за «Черту I» . [ 1 ] и для кафе Narragansett в 1906 году. [ 2 ]

Вернувшись с континента, он переехал в Стокгольм, в Катаринавеген, по соседству со студией главного конкурента и критика его творчества Исаака Грюневальда . [ 2 ] Хотя другая из его студий (на Седермальме в Стокгольме) находилась в том же здании, что и скульптор и коллега из Вермландера Кристиан Эрикссон , он не работал с группой Эрикссона в колонии Ракстад в Арвике . [ 1 ] Среди современников Тёрнемана были Сигрид Йертен (1885–1948), Гёста фон Хеннигс (1866–1941) и Леандер Энгстрем (1886–1927). [ 8 ]

Торнеман был отмечен золотой медалью на Панамско-Тихоокеанской международной выставке США в Сан-Франциско в 1915 году. [ 9 ] Торнеман периодически путешествовал в связи со своим искусством (например, в 1912 году в Венецию ), [ 7 ] [ 10 ] и к концу своей жизни он в значительной степени отказался от своей ранней темной палитры и вместо этого почти полностью работал в более ярких цветах, которые он видел в Париже. [ 1 ]

Электричество на потолке лекционного зала E1, KTH, Стокгольм. Вентиляционный канал оборудован подходящим вентилятором.

Настенная работа

[ редактировать ]

В дополнение к своим многочисленным картинам на холсте, в разное время своей карьеры Тёрнеман создавал иллюстрации для коммерческих проектов, а также рисовал фрески и крупномасштабные фрески в общественных местах. [ 1 ] [ 2 ] такие как Королевский технологический институт (KTH), Стокгольмская ратуша , другие здания Стокгольма, такие как Norra Latin , Östermalms läroverk, Östra Real и вторая палата здания парламента . [ 1 ] [ 11 ] Тёрнеман начал роспись потолка «Электрические токи » в 1918 году в лекционном зале КТН . [ 12 ] Этот амбициозный проект картины стал предметом многочисленных дискуссий, а после завершения получил единодушную похвалу критиков, но исчез из поля зрения до тех пор, пока не был вновь открыт. [ 12 ]

В 1950-е годы исчезла потолочная роспись «Де электриска» , которую во время ремонта спрятали за новым потолком; со временем возникли предположения, что он был разрушен во время строительства на площадке KTH. [ 12 ] Спустя почти 40 лет, когда о нем почти забыли, « Де электриска» была найдена во время ремонта своего первоначального здания в 1993 году неповрежденной, хотя через нее был проложен вентиляционный канал. [ 12 ] Картина, до сих пор считающаяся важной частью шведского культурного наследия, была отреставрирована и перевезена — ее тонкий слой был удален с большой осторожностью и прикреплен к новой опоре на новом месте — работа, которая заняла год и стоила в пять раз дороже. почти как комиссия за оригинальное произведение искусства; он вновь открылся для публики на новом месте в 1994 году. [ где? ] [ 12 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Тёрнеман женился на норвежской певице Гудрун Хойер-Эллефсен (1875–1963), с которой познакомился в Париже во время своего пребывания там, в 1908 году. [ 2 ] Его сын Альгот Торнеман позже стал самостоятельным художником, и именно его Торнеман изобразил в своей картине 1921 года Algot med teddybjörn («Альгот с плюшевым мишкой»). Аксель Тёрнеман умер в Стокгольме в 45 лет после нескольких госпитализаций по желудочно-кишечным причинам (в то время их называли кровоточащими язвами ). [ 1 ]

Наследие

[ редактировать ]

Тёрнемана называют «одним из самых важных пионеров шведского искусства». [ 1 ] Письма Тёрнемана, некоторые альбомы для рисования, картины и некоторые его личные вещи хранятся в Kungliga biblioteket («Королевская библиотека»), в Национальной библиотеке Швеции , в Стокгольме. [ 13 ]

В 1965 году Moderna Museet в Стокгольме («Современный музей», музей современного искусства) провел крупную ретроспективную выставку его работ, спустя 40 лет после его смерти. [ 2 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сялль, Йонна, один из самых важных пионеров шведского искусства (на шведском языке, название на английском языке: «Один из самых важных пионеров шведского искусства»), Нья Вермландс-Тиднинген , раздел культуры nwt.se, 18 июня 2011 г., через архив .org. Доступ 16 ноября 2015 г. ( Google Translate . По состоянию на 16 ноября 2015 г.)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герланиус, Ханс Александр, Йохан Аксель Густав Торнеман , биографическая запись в Konstnärslexiconett Amanda (онлайн-биографический словарь шведских и скандинавских художников, на шведском языке) через archive.org. Доступ 16 ноября 2015 г. ( Гугл-переводчик ).
  3. ^ Бринтон, Кристиан, Выставка шведского искусства , Бруклинский музей, 1916, с. 20. По состоянию на 19 декабря 2012 г. [ мертвая ссылка ]
  4. ^ Рёсторп, Вибеке, шведские и норвежские художники во Франции с 1889 по 1908 год, Миф о возвращении , докторская диссертация, univ-paris4.fr, 2011, стр. 7, через archive.org. Доступ 19 декабря 2012 г. (на французском языке) (Google -переводчик )
  5. Ланди, Энн, Тенденции саморазрушения , «Сжигая, разрезая, измельчая или просто оставляя их на обочине, художники имеют разные причины избавиться от своих собственных работ», ARTnews , artnews.com, 24 декабря 2012 г. Доступ 10 января 2013 г. См. также Ливингстон, Пейсли и Арчер, Кэрол, Художественное сотрудничество и завершение произведений искусства , Британский журнал эстетики, 50 (4), октябрь 2010 г., стр. 439–455, Oxford University Press. Доступ 10 января 2013 г. дои : 10.1093/aesthj/ayq029 ; и Неоконченная творческая работа .
  6. ^ Норлинд, Эрнст, Аксель Торнеман , в Intermezzon och Bagateller, Albert Bonniers Förlag, Стокгольм, 1907, стр. 61–83, стр. 75. По состоянию на 16 ноября 2015 г. Рассказ одного парижского художника-эмигранта о годах, проведенных Тёрнеманом в Париже, иллюстрированный карикатурой на Тёрнемана за работой с подписью: « Некоторые заметки о друге и соратнике в борьбе за молодое искусство». Певица Гудрун Хойер-Эллефсен посвятила себя ; («Аксель Тёрнеман. Некоторые заметки о ваших друзьях и братьях по оружию в борьбе за авангардное искусство») и подписано «Гудрун Хойер-Эллефсен» (его жена); (вся книга Google .)
  7. ^ Перейти обратно: а б Аксель Тёрнеман. Архивировано 18 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Буковскиса альбом артиста . Доступ 16 ноября 2015 г.
  8. ^ Gösta von Hennigs , испанских танцев список на auktionsverket.com, сопроводительный текст лота номер 665; и Леандер Энгстрём, «Сокол, радуга» , лот 690, сопроводительный текст . Доступ 11 января 2013 г.
  9. ^ Уильямс, Майкл, Краткий путеводитель по Департаменту изящных искусств: Панамско-Тихоокеанская международная выставка , Сан-Франциско, Калифорния: Уолгрин, 1915, стр. 61. По состоянию на 16 ноября 2015 г.
  10. ^ Сцены из Венеции (1912) были проданы на аукционе в декабре 2012 года. Дата обращения: 16 ноября 2015 г.
  11. ^ Бонетто, Кристиан, Стокгольм: встреча, Серия встреч на Lonely Planet, Lonely Planet, 2007, стр. 41. ISBN   9781741792102 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Линдквист, Сванте, «Археология символов» . Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 19 декабря 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ссылка ) , Industriminne , Общество промышленного наследия, Журнал Nordic Museology , 2:2003, стр. 27–50 и стр. 35–41. Частичный архив оригинала на archive.org. Доступ 19 декабря 2012 г. Полный выпуск 2: 2003 г. Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine (на шведском языке). Доступ 30 ноября 2015 г.
  13. ^ Коллекция Торнемана, SE S-HS ACC1994/76 , Отдел рукописей, Национальная библиотека Швеции . По состоянию на 10 апреля 2020 г.
  14. ^ Искусство в Кируне . Доступ 19 декабря 2012 г. (на шведском языке) ( Google переводчик )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Каталоги выставок

[ редактировать ]
  • Аксель Тёрнеман и женщина, Современный музей, каталог выставки, Стокгольм, 1965. ОСЛК   3138236 .
  • Мозер, Клаас и Ньюолл, Кристофер, Аксель Торнеман, эксцентричный шведский колорист: с 17 мая по 1 июня 1989 г., Дом-музей Лейтона. (каталог выставки) ОСЛК   77608134
  • Седерлунд, Йоран, изд., Аксель Тёрнеман. Миллесгорден, Стокгольм, 1990 г. Кат. нет. 24. (каталог выставки) ISBN   9789187340222 .
  • Теорелл, Анита и др., Аксель Торнеман, Миллесгорден, Стокгольм, 1990. (каталог выставки) (каталог выставки).

Другие работы

[ редактировать ]
  • Аксель Тёрнеман: файл художника , учебные фотографии и репродукции произведений искусства с сопроводительной документацией 1920–2000, Справочная библиотека по искусству Фрика из коллекции Фрика . Доступ 19 декабря 2012 г. ОСЛК   84495008
  • Теорелл, Анита, Исследования картин здания парламента Акселя Тёрнемана (Исследования картин здания парламента Акселя Тёрнемана; научная диссертация), Стокгольм, 1973 (Museum Stavanger Biblioteket, Норвегия, (STAVMUS, bibl, 75(485))).
  • Келлстрем, Магнус, Наткафи. О времени Акселя Тёрнемана в Париже 1902–1906, Стокгольм 1988. ( Ночное кафе . Время Акселя Тёрнеманса в Париже)
  • Келлстрём, Магнус, Торгни Лагман: картины Акселя Тёрнемана в Риксдагшусете (здании парламента), Стокгольм, Сандлер, 1990. ISBN   9789187790201 .
  • Раузинг, Биргит и др., История шведского искусства Сигнума, Искусство 1890–1915, Лунд 2001, стр. 283ff (История шведского искусства Signum). ISBN   9789187896460 .
  • Аксель Торнеман , Поиск, Консорциум художественных ресурсов Нью-Йорка, arcade.nyarc.org. Доступ 20 декабря 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a15c18b453d55befb6d7bccc63bc509a__1703872440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/9a/a15c18b453d55befb6d7bccc63bc509a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Axel Törneman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)