Аксель Торнеман
Аксель Торнеман | |
---|---|
![]() Аксель Тёрнеман в семейной книге скандинавских стран | |
Рожденный | Йохан Аксель Густав Тёрнеман 28 октября 1880 г. Персберг, Вермланд, Швеция |
Умер | 26 декабря 1925 г. Стокгольм, Швеция | ( 45 лет
Национальность | Шведский |
Образование | Школа искусств Вермланда, Мюнхенская академия художеств , Адольф Хельцель , Академия Юлиана |
Известный | Современное искусство, Живопись ; графический дизайн |
Движение | Модернизм, Экспрессионизм |
Супруг | Гудрун Хойер-Эллефсен |

Йохан Аксель Густав Тёрнеман (28 октября 1880 – 26 декабря 1925) был одним из шведских первых художников -модернистов . Родившийся в Персберге , Вермланд , в Швеции, он работал в нескольких стилях модернизма, был одним из первых шведских художников -экспрессионистов и стал частью международного авангарда в искусстве после того, как охватил более абстрактные стили искусства в Германии и Франции, которые развивались там в начале 1900-х годов. Свои самые известные картины « Ночное кафе I и II» и «Трейт» он создал во Франции в 1905 году. Эти картины в ночных кафе были созданы во время исследований на площади Пигаль и в других ночных клубах, популярных среди художников, таких как Café du Rat Mort («Мертвая крыса»). Café) считаются двумя наиболее важными произведениями шведского модернизма и считаются прорывными работами шведского модернизма.
Торнеман приобрел международную известность в 1905 году на Осеннем салоне в Париже с «Чертой I» и со своим кафе «Наррагансетт» в 1906 году. Он продолжал рисовать фрески и украшения в общественных зданиях, таких как Королевский технологический институт (KTH) и Стокгольм. Холл и другие здания Стокгольма, такие как Norra Latin , Рагнара Эстберга Östermalms läroverkl и Вторая палата Парламента . Картины Тёрнемана были отмечены золотой медалью на Панамско-Тихоокеанской международной выставке США в Сан-Франциско в 1915 году. Тёрнеман умер в Стокгольме в возрасте 45 лет, всего после десяти лет творческой работы.
Образование, путешествия и ранняя работа
[ редактировать ]Йохан Аксель Густав Тёрнеман родился 28 октября 1880 года в Персберге , Вермланд , Швеция, в семье Джона Альгота Тёрнемана, инженера завода по производству взрывчатых веществ; его бабушка была автором кулинарной книги Густаввой Бьёрклунд . [ 1 ]
Тёрнеман учился в Школе искусств Вермланд в Гетеборге в 1899 году у Карла Вильгельмсона , затем ненадолго совершил поездку по скандинавским землям, а затем отправился учиться на европейский континент в 1900–1905 годах. [ 2 ] В Европе он сначала учился в Kunstakademie München (ныне Академия изящных искусств Мюнхена ), затем отправился в Дахау, чтобы учиться у Адольфа Хельцеля . В Мюнхене он находился под влиянием в стиле модерн движения и символизма , Арнольда Бёклина , Франца Штука и других. [ 2 ]
Тёрнеман начал работать в нескольких модернистских стилях, был одним из первых шведских художников -экспрессионистов и стал частью международного авангарда в искусстве после того, как в начале 1900-х годов принял новый, более абстрактный стиль искусства в Германии и Франции. . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Карьера во Франции и Швеции
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2015 г. ) |
Покинув Германию, Тёрнеман в течение четырех лет работал в Париже, а также в бретонской деревне Кудевиль в Бретани . [ 1 ] [ 2 ] В Париже он учился в Академии Жюлиана , где, увидев работы Ван Гога и Гогена , украсил свою палитру . [ 2 ] Во время его пребывания в Париже друзья Тёрнемана смогли найти его, следуя зарисовкам, которые он оставлял в парижских кафе. [ 1 ] [ 5 ]
У Тёрнемана была небольшая студия в Париже на улице Банье, 7. [ 6 ] Его картины в ночных кафе, основанные на исследованиях на площади Пигаль , и популярный среди художников парижский ночной клуб Café du Rat Mort (Кафе «Мертвая крыса») — две наиболее важные работы шведского модернизма. [ 1 ] [ 7 ] хотя Тёрнеман находился под меньшим влиянием французских модернистов, чем немцев. [ 1 ] Три из них, его самые известные картины, «Ночное кафе I и II» и «Трейт» , он написал в 1905 году, находясь во Франции. В том же году Тёрнеман приобрел международную известность на Осеннем салоне в Париже за «Черту I» . [ 1 ] и для кафе Narragansett в 1906 году. [ 2 ]
Вернувшись с континента, он переехал в Стокгольм, в Катаринавеген, по соседству со студией главного конкурента и критика его творчества Исаака Грюневальда . [ 2 ] Хотя другая из его студий (на Седермальме в Стокгольме) находилась в том же здании, что и скульптор и коллега из Вермландера Кристиан Эрикссон , он не работал с группой Эрикссона в колонии Ракстад в Арвике . [ 1 ] Среди современников Тёрнемана были Сигрид Йертен (1885–1948), Гёста фон Хеннигс (1866–1941) и Леандер Энгстрем (1886–1927). [ 8 ]
Торнеман был отмечен золотой медалью на Панамско-Тихоокеанской международной выставке США в Сан-Франциско в 1915 году. [ 9 ] Торнеман периодически путешествовал в связи со своим искусством (например, в 1912 году в Венецию ), [ 7 ] [ 10 ] и к концу своей жизни он в значительной степени отказался от своей ранней темной палитры и вместо этого почти полностью работал в более ярких цветах, которые он видел в Париже. [ 1 ]

Настенная работа
[ редактировать ]В дополнение к своим многочисленным картинам на холсте, в разное время своей карьеры Тёрнеман создавал иллюстрации для коммерческих проектов, а также рисовал фрески и крупномасштабные фрески в общественных местах. [ 1 ] [ 2 ] такие как Королевский технологический институт (KTH), Стокгольмская ратуша , другие здания Стокгольма, такие как Norra Latin , Östermalms läroverk, Östra Real и вторая палата здания парламента . [ 1 ] [ 11 ] Тёрнеман начал роспись потолка «Электрические токи » в 1918 году в лекционном зале КТН . [ 12 ] Этот амбициозный проект картины стал предметом многочисленных дискуссий, а после завершения получил единодушную похвалу критиков, но исчез из поля зрения до тех пор, пока не был вновь открыт. [ 12 ]
В 1950-е годы исчезла потолочная роспись «Де электриска» , которую во время ремонта спрятали за новым потолком; со временем возникли предположения, что он был разрушен во время строительства на площадке KTH. [ 12 ] Спустя почти 40 лет, когда о нем почти забыли, « Де электриска» была найдена во время ремонта своего первоначального здания в 1993 году неповрежденной, хотя через нее был проложен вентиляционный канал. [ 12 ] Картина, до сих пор считающаяся важной частью шведского культурного наследия, была отреставрирована и перевезена — ее тонкий слой был удален с большой осторожностью и прикреплен к новой опоре на новом месте — работа, которая заняла год и стоила в пять раз дороже. почти как комиссия за оригинальное произведение искусства; он вновь открылся для публики на новом месте в 1994 году. [ где? ] [ 12 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Тёрнеман женился на норвежской певице Гудрун Хойер-Эллефсен (1875–1963), с которой познакомился в Париже во время своего пребывания там, в 1908 году. [ 2 ] Его сын Альгот Торнеман позже стал самостоятельным художником, и именно его Торнеман изобразил в своей картине 1921 года Algot med teddybjörn («Альгот с плюшевым мишкой»). Аксель Тёрнеман умер в Стокгольме в 45 лет после нескольких госпитализаций по желудочно-кишечным причинам (в то время их называли кровоточащими язвами ). [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]Тёрнемана называют «одним из самых важных пионеров шведского искусства». [ 1 ] Письма Тёрнемана, некоторые альбомы для рисования, картины и некоторые его личные вещи хранятся в Kungliga biblioteket («Королевская библиотека»), в Национальной библиотеке Швеции , в Стокгольме. [ 13 ]
В 1965 году Moderna Museet в Стокгольме («Современный музей», музей современного искусства) провел крупную ретроспективную выставку его работ, спустя 40 лет после его смерти. [ 2 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]-
Белая берёза , 1902 год.
( Белая берёза ) -
Бретань I , 1905 год.
( бретонцы I ) -
Бонден и Бретань , 1905 год.
( Фермер из Бретани ) -
Автопортрет , 1905 год.
( Автопортрет ) -
Кокоттер , 1905 год.
( Кокетки ) -
Наткафе I , 1905–1906 гг.
( Ночное кафе I ) -
Наткафе II , 1906 год.
( Ночное кафе II ) -
Юность , 1919 год.
( Молодость ) -
Время историй , 1919 год.
( Время истории ) -
Альгот с мишкой , 1921 год.
( Альгот с мишкой ) -
Бревенчатые стропила , 1921 год.
( Деревянные поплавки ) -
Тени , 1925 год.
( Тени ) -
Король-волшебник и принцесса , 1925 год.
( Король троллей и принцесса ) -
Автопортрет (акварель)
( Автопортрет ) -
Строится ратуша , роспись мелом в «Голубой комнате» рядом с Золотым залом.
( Ратуша построена , Стокгольмская ратуша, фреска в «Голубой комнате» рядом с Золотым залом)
См. также
[ редактировать ]- Современный музей
- Голубая комната в мэрии Стокгольма
- Кируны Мэрия
- Шведское искусство
- Список шведских художников
- Шведская языковая Arc.Ask3.Ru
- Национальная энциклопедия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сялль, Йонна, один из самых важных пионеров шведского искусства (на шведском языке, название на английском языке: «Один из самых важных пионеров шведского искусства»), Нья Вермландс-Тиднинген , раздел культуры nwt.se, 18 июня 2011 г., через архив .org. Доступ 16 ноября 2015 г. ( Google Translate . По состоянию на 16 ноября 2015 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герланиус, Ханс Александр, Йохан Аксель Густав Торнеман , биографическая запись в Konstnärslexiconett Amanda (онлайн-биографический словарь шведских и скандинавских художников, на шведском языке) через archive.org. Доступ 16 ноября 2015 г. ( Гугл-переводчик ).
- ^ Бринтон, Кристиан, Выставка шведского искусства , Бруклинский музей, 1916, с. 20. По состоянию на 19 декабря 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Рёсторп, Вибеке, шведские и норвежские художники во Франции с 1889 по 1908 год, Миф о возвращении , докторская диссертация, univ-paris4.fr, 2011, стр. 7, через archive.org. Доступ 19 декабря 2012 г. (на французском языке) (Google -переводчик )
- ↑ Ланди, Энн, Тенденции саморазрушения , «Сжигая, разрезая, измельчая или просто оставляя их на обочине, художники имеют разные причины избавиться от своих собственных работ», ARTnews , artnews.com, 24 декабря 2012 г. Доступ 10 января 2013 г. См. также Ливингстон, Пейсли и Арчер, Кэрол, Художественное сотрудничество и завершение произведений искусства , Британский журнал эстетики, 50 (4), октябрь 2010 г., стр. 439–455, Oxford University Press. Доступ 10 января 2013 г. дои : 10.1093/aesthj/ayq029 ; и Неоконченная творческая работа .
- ^ Норлинд, Эрнст, Аксель Торнеман , в Intermezzon och Bagateller, Albert Bonniers Förlag, Стокгольм, 1907, стр. 61–83, стр. 75. По состоянию на 16 ноября 2015 г. Рассказ одного парижского художника-эмигранта о годах, проведенных Тёрнеманом в Париже, иллюстрированный карикатурой на Тёрнемана за работой с подписью: « Некоторые заметки о друге и соратнике в борьбе за молодое искусство». Певица Гудрун Хойер-Эллефсен посвятила себя ; («Аксель Тёрнеман. Некоторые заметки о ваших друзьях и братьях по оружию в борьбе за авангардное искусство») и подписано «Гудрун Хойер-Эллефсен» (его жена); (вся книга Google .)
- ^ Перейти обратно: а б Аксель Тёрнеман. Архивировано 18 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Буковскиса альбом артиста . Доступ 16 ноября 2015 г.
- ^ Gösta von Hennigs , испанских танцев список на auktionsverket.com, сопроводительный текст лота номер 665; и Леандер Энгстрём, «Сокол, радуга» , лот 690, сопроводительный текст . Доступ 11 января 2013 г.
- ^ Уильямс, Майкл, Краткий путеводитель по Департаменту изящных искусств: Панамско-Тихоокеанская международная выставка , Сан-Франциско, Калифорния: Уолгрин, 1915, стр. 61. По состоянию на 16 ноября 2015 г.
- ^ Сцены из Венеции (1912) были проданы на аукционе в декабре 2012 года. Дата обращения: 16 ноября 2015 г.
- ^ Бонетто, Кристиан, Стокгольм: встреча, Серия встреч на Lonely Planet, Lonely Planet, 2007, стр. 41. ISBN 9781741792102 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линдквист, Сванте, «Археология символов» . Архивировано из оригинала 28 марта 2010 г. Проверено 19 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ссылка ) , Industriminne , Общество промышленного наследия, Журнал Nordic Museology , 2:2003, стр. 27–50 и стр. 35–41. Частичный архив оригинала на archive.org. Доступ 19 декабря 2012 г. Полный выпуск 2: 2003 г. Архивировано 8 декабря 2015 г. в Wayback Machine (на шведском языке). Доступ 30 ноября 2015 г. - ^ Коллекция Торнемана, SE S-HS ACC1994/76 , Отдел рукописей, Национальная библиотека Швеции . По состоянию на 10 апреля 2020 г.
- ^ Искусство в Кируне . Доступ 19 декабря 2012 г. (на шведском языке) ( Google переводчик )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Каталоги выставок
[ редактировать ]- Аксель Тёрнеман и женщина, Современный музей, каталог выставки, Стокгольм, 1965. ОСЛК 3138236 .
- Мозер, Клаас и Ньюолл, Кристофер, Аксель Торнеман, эксцентричный шведский колорист: с 17 мая по 1 июня 1989 г., Дом-музей Лейтона. (каталог выставки) ОСЛК 77608134
- Седерлунд, Йоран, изд., Аксель Тёрнеман. Миллесгорден, Стокгольм, 1990 г. Кат. нет. 24. (каталог выставки) ISBN 9789187340222 .
- Теорелл, Анита и др., Аксель Торнеман, Миллесгорден, Стокгольм, 1990. (каталог выставки) (каталог выставки).
Другие работы
[ редактировать ]- Аксель Тёрнеман: файл художника , учебные фотографии и репродукции произведений искусства с сопроводительной документацией 1920–2000, Справочная библиотека по искусству Фрика из коллекции Фрика . Доступ 19 декабря 2012 г. ОСЛК 84495008
- Теорелл, Анита, Исследования картин здания парламента Акселя Тёрнемана (Исследования картин здания парламента Акселя Тёрнемана; научная диссертация), Стокгольм, 1973 (Museum Stavanger Biblioteket, Норвегия, (STAVMUS, bibl, 75(485))).
- Келлстрем, Магнус, Наткафи. О времени Акселя Тёрнемана в Париже 1902–1906, Стокгольм 1988. ( Ночное кафе . Время Акселя Тёрнеманса в Париже)
- Келлстрём, Магнус, Торгни Лагман: картины Акселя Тёрнемана в Риксдагшусете (здании парламента), Стокгольм, Сандлер, 1990. ISBN 9789187790201 .
- Раузинг, Биргит и др., История шведского искусства Сигнума, Искусство 1890–1915, Лунд 2001, стр. 283ff (История шведского искусства Signum). ISBN 9789187896460 .
- Аксель Торнеман , Поиск, Консорциум художественных ресурсов Нью-Йорка, arcade.nyarc.org. Доступ 20 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Шведский национальный музей , предметы Тёрнемана. Доступ 16 ноября 2015 г.
- Художники-тролли , Аксель Торнеман (1880–1925), краткое эссе о произведении «Король троллей и принцесса» , 1905. По состоянию на 19 декабря 2012 г.
- Латинская фреска Норра . Доступ 19 декабря 2012 г.
- Галерея Класа Мозера. Архивировано 21 октября 2015 г. в Wayback Machine , агенте по недвижимости Торнемана, который также управляет музеем JAG Acke в Люстерё, Gallerimoser.com. Доступ 16 ноября 2015 г.
- Работы Акселя Тёрнемана Тёрнемана, выставленные на аукционе. Архивировано 17 января 2013 г. на archive.today , Stockholms Auktionsverk, auktionsverket.com. Доступ 20 декабря 2012 г. Крупнейший арт-аукцион Стокгольма. См. также «Вид фортепиано» ( «У фортепиано» ), непроданную работу Тёрнемана на Stockholms Auktionsverk, 6 декабря 2011 г. Доступ 19 декабря 2012 г. (на шведском языке) (Google- переводчик )
- Аксель Тёрнеман на Artnet, Прошедшие аукционы работ , artnet.com. Доступ 20 декабря 2012 г.