Jump to content

Мэри Вигман

Мэри Вигман
Вигман в 1946 году
Рожденный
Каролин Софи Мари Вигманн

( 1886-11-13 ) 13 ноября 1886 г.
Умер 18 сентября 1973 г. (1973-09-18) (86 лет)
Национальность немецкий
Известный современный танец и танцевальная терапия
Движение Экспрессионистский танец

Мэри Вигман (урожденная Каролина Софи Мари Вигманн ; 13 ноября 1886 — 18 сентября 1973) — немецкая танцовщица и хореограф , известная как пионер экспрессионистского танца , танцевальной терапии и тренировки движений без пуантов . Ее считают одной из самых важных фигур в истории современного танца . [1] Она стала одной из самых знаковых фигур веймарской немецкой культуры глубочайшие экзистенциальные , а ее работы были отмечены за то, что они принесли на сцену переживания.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Фотография немецкой танцовщицы Мэри Вигман, сделанная голландским фотографом Якобом Меркельбахом , 1922 год.

Каролина Софи Мари Вигманн родилась в Ганновере , провинция Ганновер, в Королевстве Пруссия . Вигманн была дочерью торговца велосипедами. Уже в детстве ее звали Мэри, «потому что ганноверцы когда-то были королями Англии, а гордость Дома Вельфов так и не смогла полностью преодолеть превращение Ганноверского королевства в прусскую провинцию.

Развитие экспрессионистского танца, начало карьеры

[ редактировать ]

Вигман провела свою юность в Ганновере, Англии, Нидерландах и Лозанне. Вигман пришел в танец сравнительно поздно, увидев трех учеников Эмиля Жака-Далькроза , которые стремились подойти к музыке через движение, используя три одинаково важных элемента: сольфеджио , импровизацию и собственную систему движений — эвритмику Далькроза . [2] Вигман изучала художественную гимнастику в Хеллерау с 1910 по 1911 год у Эмиля Жака-Далькроза и Сюзанны Перротте , но чувствовала там художественную неудовлетворенность: как и Сюзанна Перротте, Мэри Вигман также искала движения, независимые от музыки и независимого физического выражения. После этого она осталась в Риме и Берлине. Еще одним ключевым ранним опытом стал сольный концерт Греты Визенталь . [3]

Мэри Вигман (Вигманн) в Монте-Верита на озере Маджоре , поступила в Школу искусств Рудольфа фон Лабана между 1913 и 1918 годами.

В школе Жака-Далькроза танец был второстепенным по отношению к музыке, поэтому Вигман решила направить свои интересы в другое русло. В 1913 году по совету немецко-датского художника-экспрессиониста Эмиля Нольде она поступила в Рудольфа фон Лабана Школу искусств ( Schule für Kunst ) на Монте Верита в швейцарском кантоне Тичино . Лабан внес значительный вклад в развитие современного экспрессивного танца ( Лабанотация ). Она записалась на один из летних курсов Лавана и прошла обучение его технике. [4] Следуя их примеру, она разработала технику, основанную на контрастах движений; расширение и сжатие, вытягивание и толкание. Она продолжала учиться в школе Лабана во время летних сессий в Швейцарии и зимних сессий в Мюнхене до 1919 года. [5]

В Мюнхене Вигман показала свои первые публичные танцы Hexentanz I , Lento и Ein Elfentanz . Во время Первой мировой войны она осталась в Швейцарии с Лабаном в качестве его помощника и преподавала в Цюрихе и Асконе . [3] В 1917 году Вигман предложил в Цюрихе три различные программы, в том числе «Танцовщицу Богоматери» , «Жертвоприношение» , «Храмовый танец» , «Идолопоклонство» и четыре венгерских танца по Иоганнесу Брамсу . В 1918 году у Вигмана случился нервный срыв. [6] Вигман снова исполнил эту программу в Цюрихе в 1919 году, а затем в Германии. Только выступления в Гамбурге и Дрездене принесли ей большой прорыв.

Период Веймарской республики

[ редактировать ]
Здание танцевальной школы Вигмана на Бауцнерштрассе в Дрездене.

В 1920 году Вигман предложили должность балетмейстера в Саксонской государственной опере в Дрездене , но, поселившись в отеле в Дрездене и начав преподавать уроки танцев в ожидании ожидаемого назначения, она узнала, что эта должность была присвоена. кому-то другому. [7] [8] В том же году Вигман вместе со своей помощницей Бертой Трюмпи открыла школу современного танца на Бауцнерштрассе в Дрездене. [8] [9] Во время пребывания Вигмана в Дрездене Вигман имел контакты с оживленной художественной сценой города, например, с немецким художником-экспрессионистом Эрнстом Людвигом Кирхнером . Возникло соперничество и конкуренция между новой школой Вигмана и старыми школами танца в Дрездене, позже, особенно с бывшими учениками и преподавателями Школы танца Палукка . [10] [9] С 1921 года состоялись первые выступления танцевального коллектива Вигмана. Кинозаписи танцевального коллектива, сделанные в 1923 году в Берлинском ботаническом саду с отрывками из «Szenen aus einem Tanzdrama», были использованы в немецком культурном немом фильме 1925 года « Пути к силе и красоте » ( Wege zu Kraft und Schönheit ). в Дрездене долгое время Школа на Бауцнерштрассе была репетиционной площадкой Саксонской государственной оперы в Дрездене . Когда школа переехала под названием Semper Zwei рядом с оперным театром, столица земли Дрезден выкупила недвижимость и в 2019 году передала ее ассоциации «Вилла Вигман для танца» ( Villa Wigman für Tanz e.V. ), которая использует ее как центр репетиций и выступлений независимой танцевальной сцены.

Самым известным учеником Вигмана был Харальд Кройцберг , но был также Эрнест Берк , который работал в Великобритании с 1934 года до середины 1980-х годов. Среди известных студентов были Грет Палукка , Ханья Холм , Ивонн Георги , Маргарита Вальманн , Лотте Гослар , Биргит Окессон , Соня Ревид и Ханна Бергер . Доре Хойер , которая в дальнейшем развила выразительный танец Вигмана и Палукки, несколько раз работала вместе с Вигман, но никогда не была ее ученицей. Студентка Ирена Линн преподавала идеи Вигмана в США, в Бостонской консерватории и в Теннесси. [11] Урсула Кейн также была одной из учениц Вигмана.

На гастролях Вигман путешествовала по Германии и соседним странам со своим коллективом камерного танца. В 1928 году Вигман впервые выступил в Лондоне , а в 1930 году — в США . В 1920-х годах Вигман был кумиром движения, которое хотело, чтобы танец был свободен от подчинения музыке. Вигман редко танцевала под музыку, написанную не для нее. Часто его танцевали только под аккомпанемент гонгов или барабанов, а в редких случаях вообще без музыки, что было особенно популярно в интеллектуальных кругах.

Хореография избранных произведений и успех танцевальной школы.

[ редактировать ]
100-летие Мэри Вигман: немецкая почтовая марка 1986 г.
Эрнст Людвиг Кирхнер: Танец смерти Мэри Вигман, 1926–1928 гг.

Вигман непрерывно создавал и ставил новые сольные танцы, в том числе «Танцы ночи» , «Ведьмак» , «Вижен» (все 1920 г.), «Танцевальные ритмы I и II» , «Танцы тишины» ). (все 1920–23 гг.), «Вечерние танцы» (1924 г.), «Видения» (1925 г. ), «Яркие вибрации» (1927), «Качающийся пейзаж» (1929) и «Жертвоприношение» (1931). Групповые танцы назывались «Праздник I» (1921), «Семь танцев жизни» (1921), «Сцены из танцевальной драмы» (1923/24), «Космические песни» (1926), «Праздник II» (1927/28) и «Путь » (1932). ).

В 1930 году Вигман работал на Мюнхенском конгрессе танцоров в качестве хореографа и танцора в хоровом произведении Das Totenmal, созданном Альбертом Тальхоффом [ де ] в честь погибших в Первой мировой войне. К 1927 году только в Дрездене у Вигмана было 360 учеников, и более 1200 студентов обучались в филиалах бывших студентов в Берлине, Франкфурте, Хемнице, Ризе, Гамбурге, Лейпциге, Эрфурте, Магдебурге, Мюнхене и Фрайбурге, в том числе с 1931 года в Нью-Йорке бывшая студентка Ханья Холм . [7] Инженер и Siemens менеджер Ханнс Бенкерт [ де ] по совместительству помогал Вигман в управлении этой крупной организацией, а также стал ее спутником жизни в период с 1930 по 1941 год. Вигман фотографировали танцующими и на портретах многие известные фотографы, в том числе Хьюго. Эрфурт , Шарлотта Рудольф [ де ] , Альберт Ренгер-Пацш и Зигфрид Энкельманн . Показанная здесь памятная марка Федеральной почты Германии основана на фотографии Альберта Ренгера-Пача. Эрнст Людвиг Кирхнер создал картину Totentanz der Mary Wigman («Танец смерти Мэри Вигман») в середине 1920-х годов.

тур по США

[ редактировать ]

Вигман гастролировала по Соединенным Штатам со своей танцевальной труппой в 1930 году, а затем еще раз в 1931 и 1933 годах. В 1931 году ее учениками в Нью-Йорке была основана школа Вигман, и ее работа через танец и движение послужила воротами для социальных перемен с « Новым». Танцевальная группа В 1930-х годах эту группу основали ученики нью-йоркской школы Вигмана. [12] [13] Работу Вигман в США приписывают ее протеже Ханье Холм . [14] а затем ученикам Холма Алвину Николаису и Джоан Вудбери . Другая ученица и протеже Вигмана, Маргрет Дитц, преподавала в Америке с 1953 по 1972 год. В это время критики охарактеризовали стиль Вигмана как «напряженный, интроспективный и мрачный», однако всегда присутствовал элемент «сияния, обнаруживаемый даже в ее самые мрачные композиции».

Танец при национал-социализме

[ редактировать ]
Реклама танцевальной школы Мэри Вигман 1933 года в Neue Zeitschrift für Musik.

Захват власти национал-социалистами в 1933 году оказал немедленное влияние на школу Вигмана благодаря новому закону против расовой перенаселенности в немецких школах и университетах от 25 апреля 1933 года ( Gesetz gegen die Überfüllung deutscher Schulen und Hochschulen [ de ] ). Первоначально Вигман получила исключение, разрешив своим «5% учеников неарийского происхождения » посещать этот курс с сентября 1933 года. [15] Однако в течение следующих лет ряд учеников Вигмана были вынуждены эмигрировать, например, еврейская берлинская прима-балерина Рут Абрамович Сорель и участница танцевальной труппы Вигмана Пола Ниренска , которую Вигман организовал для выступления на школьном прослушивании в В 1935 году преподавал на летних курсах, после чего Вигман был обвинен в «дружелюбии к евреям» в 1935 и 1937 годах. В 1933 году школа Вигмана стала членом Боевой лиги немецкой культуры ( Kampfbund für deutsche Kultur ). руководство группой «Отдела гимнастики и танца» ( Fachschaft Gymnastik und Tanz ) в Национал-социалистической лиге учителей в 1933–1934 годах, но отметило, например, «Собрание местной группы - отвратительно!» в ее дневнике. С Schicksalslied (1935) и Herbstliche Tänze (1937) были созданы дальнейшие сольные танцы.

Нацистская пресса критиковала некоторые танцы 1934 года Вигмана и других хореографов за то, что они были недостаточно или не впечатляющими немецкими, работы Рогге и Вернике 1935 года превозносились как подходящие примеры «героических» немецких телесных движений, но Геббельс, очевидно, не любил Amazonen за то, что они слишком Греческий в своей иконографии. [16] В 1936 году Вигман поставил « Тотенклаге» с группой из 80 танцоров для Олимпийского молодежного фестиваля, посвященного открытию летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине.

В 1942 году Вигман продала свою школу в Дрездене. Она получила контракт приглашенного преподавателя на танцевальном факультете Лейпцигского университета музыки и театра концертирующий пианист Хайнц К. Урбан , где ее аккомпанировал в качестве репетитора . В том же году Вигман в последний раз выступила сольно с Abschied und Dank («Прощай и спасибо»).

Немецкие танцевальные фестивали и нацистская пропаганда Геббельса

[ редактировать ]

На фоне падения Веймарской Германии перед нацизмом вклад Вигмана в современный танец существовал под эгидой нацизма и отказа от структурированного танца (балета) в пользу «более свободных» движений. Марион Кант пишет в книге «Танец — это расовый вопрос: танцевальная политика имперского министерства народного просвещения и пропаганды», что танцевальный стиль Вигмана стал средством пропаганды нацистской идеологии. [17] Описывая нацистское восприятие искусства, записи Министерства пропаганды в Федеральном архиве «воплощают идеологию, которой стал подчиняться танец», поскольку Ausdruckstanz, или новый немецкий танец, возник как широко распространенная форма искусства благодаря убеждениям нацистских лидеров, что танец принесет пользу движению. Документ 4 в творчестве Канта представляет собой письмо Фрица Беме Геббельсу, в котором говорится, что «немецким художественным танцем... нельзя пренебрегать как формой искусства» и что он должен «функционировать... как конструктивная и формирующая сила». , как хранитель расовых ценностей и как щит от потока сбивающих с толку иностранных позиций, чуждых немецкому характеру и немецкой позиции». Таким образом, стили современного танца Вигман и ее коллег считались средством, с помощью которого немецкий народ мог быть защищен от внешнего влияния и очищен. В ноте министерского советника фон Койделя в рейхсское министерство народного просвещения и пропаганды школа Вигмана также признавалась одной из «четырех образцовых школ немецкого художественного танца». В конечном счете, эти записи показывают, как работа Вигмана вписывается в повествование о нацизме и как падение Веймарской республики способствовало успеху Вигмана, уступив признанию «свободного» танца в качестве нацистской пропаганды.

Работа Вигмана также способствовала тому, что танец стал воротами для построения фашистского сообщества. Сьюзан Мэннинг пишет в книге «Современный танец в Третьем рейхе, Redux», что «современные танцоры смешивали и путали свой идеал Tanzgemeinschaft («танцевальное сообщество») с фашистским идеалом Volksgemeinschaft («этническое сообщество»)». [18] Таким образом, немецкая танцевальная среда косвенно поддерживала зарождающиеся нацистские общины. Мэннинг цитирует другую работу Канта «Смерть и девушка: Мэри Вигман в Веймарской республике», в которой Кант исследует многие сочинения Вигмана в первые годы подъема нацизма в Германии. Здесь Вигман, казалось, выразил поддержку «консерваторам и правым националистам… которые разрушили республику», что, по утверждению Мэннинга, сыграло важную роль в «внесении народской мысли в мейнстрим веймарской политики». Таким образом, современный танец стал визитной карточкой объединения Германии, а искусство Вигмана возглавило создание народных общин посредством танца. Вопрос о том, был ли вклад Вигмана в нацизм и его рост преднамеренным или непреднамеренным, является предметом споров, поскольку Мэннинг признает, что «Мэри Вигман могла [могла]... выступать против нацистской культурной политики, не признавая, что ее собственная вера... укрепляла позицию нацистов. ». Тем не менее, несмотря на личное отношение Вигман к нацистской партии, ее работа, несомненно, сосуществовала и даже соответствовала нацистским идеалам арийской свободы, общности и идентичности.

Послевоенная Германия

[ редактировать ]
Танцевальная студия Мэри Вигман, Западный Берлин , 1959 год.

После 1945 года Вигман снова начал работать в лейпцигской школе и в 1947 году поставил сенсационную постановку «Орфея и Эвридики» со своими учениками в Лейпцигской опере. В 1949 году Вигман поселилась в Западном Берлине , где основала новую школу выразительного танца — студию Мэри Вигман.

Премия Шиллера и орден «За заслуги»

[ редактировать ]

В 1954 году Вигман получил Шиллеровскую премию города Мангейма , а в 1957 году — Большой крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» . В 1967 году она закрыла свою студию в Западном Берлине и посвятила себя чтению лекций дома и за рубежом. Мэри Вигман умерла в 1973 году. Ее погребальная урна была похоронена 14 ноября того же года в семейной могиле Вигманн в Остфридхофе в Эссене , Германия.

Производство

[ редактировать ]
Студия Мэри Вигман, Западный Берлин.
Западный Берлин, 1959 год.

Вигман дала свое первое публичное выступление в Мюнхене в феврале 1914 года, исполнив два собственных танца, в том числе один под названием Lento и первую версию Hexentanz (Танец ведьмы). [19] который позже стал одним из ее самых важных произведений. [20]

Оправляясь от нервного срыва, в 1918 году Вигман написала хореографию для своей первой групповой композиции « Die sieben Tänze des Lebens» («Семь танцев жизни»), премьера которой состоялась несколько лет спустя, в 1921 году. [21] После этого ее карьера и влияние начались всерьез.

В 1925 году итальянский финансист Риккардо Гуалино пригласил Вигмана в Турин, чтобы выступить в своем частном театре и в недавно открывшемся Teatro di Torino . [22] Несколько лет она имела успех на концертной сцене.

Танцы Вигмана часто сопровождались мировой музыкой и незападными инструментами, такими как флейты и прежде всего перкуссия, колокольчики , в том числе гонги и барабаны из Индии, Таиланда, Африки и Китая, контрастировали с тишиной. В последующие годы она использовала таланты композиторов для создания музыки для сопровождения своей хореографии, и эту тактику начали использовать многие хореографы. [4]

Она часто использовала маски в своих произведениях, снова под влиянием незападных/племенных танцев. Она не использовала типичные костюмы, связанные с балетом. Темы, включенные в ее произведения, были тяжелыми, например, смерть и отчаяние, окружавшие войну. Однако она не ставила хореографию, отражающую события войны; она танцевала, чтобы внешне передать те чувства, которые испытывали люди в это тяжелое время. [23]

Признание

[ редактировать ]
Мемориальная доска на бывшем доме Вигмана на Шмидештрассе, 18 в Ганновере, Германия.
Могила Мэри Вигман на семейном участке в Остфридхофе в Эссене , Германия.

Бывшая ученица Вигмана Кэтрин Зенерт до сих пор преподает танцевальную технику и импровизацию, основанную на стиле Вигмана. В Дрездене именем Мэри Вигман была названа улица в Зееворштадте и возле Дрезденского центрального вокзала , ранее носившая имя Антона Сефкова . Ее именем также были названы улицы в районе Вилич-Мюльдорф в Бонне , в районе Ботфельд в Ганновере и в районе Кеферталь в Мангейме . В Ганновере была прикреплена памятная доска к бывшему дому Вигмана на Шмидештрассе, 18 . В Лейпциге мемориальная доска на доме по адресу Моцартштрассе, 17 посвящена памяти Вигман, которая жила и преподавала там с 1942 года до переезда в Западный Берлин в 1949 году.

Общества Мэри Вигман и Фонд Мэри Вигман

[ редактировать ]

Первое Общество Мэри Вигман было основано в Берлине в ноябре 1925 года как общество друзей танцевальной группы Мэри Вигман. Среди основателей были режиссер театра Макс фон Шиллингс , рейхскунстварт Эдвин Редслоб , композитор Ойген д'Альбер , художники Эмиль Нольде и Конрад Феликсмюллер , археолог и старший министр правительства Людвиг Паллат [ де ] , журналисты и театральные критики Альфред Керр и Артур. Мишель [ де ] , историк искусства Фриц Вихерт , Вильгельм Воррингер и Вильгельм Пиндер [ де ] и тайный советник Эрих Лексер , хирург. Оно существовало всего несколько лет.

Компания Мэри Вигман Gesellschaft e. В. , который на протяжении десятилетий занимается историей и будущим современного танца, издал журнал «Танцдрама» («Танцевальная драма») и организовал ряд симпозиумов, которые были преобразованы в Фонд Мэри Вигман ( Mary Wigman Stiftung в 2013 году ). находится в Немецком архиве танца в Кёльне ( Deutsches Tanzarchiv Köln ), которому также принадлежат права на использование произведений Мэри Вигман.

Премия Мэри Вигман

[ редактировать ]

С 1993 года Фонд содействия опере Земпера награждает выдающихся артистов и ансамбли, принадлежащие или принадлежавшие Саксонской государственной опере ( Sächsischen Staatsoper ), премией Мэри Вигман. Премия вручается ежегодно на гала-концерте лауреатов фонда. Первым лауреатом премии в 1993 году стал Стефан Тосс [ де ] . Премия не присуждалась с 2006 по 2012 год.

Работы опубликованы

[ редактировать ]
  • Семь танцев жизни. Танцевальная поэзия. Дидерихс, Йена, 1921 год.
  • Состав. Зееботе, Юберлинген, 1925 г.
  • Немецкое танцевальное искусство. Рейсснер, Дрезден, 1935 г.
  • Язык танца. Баттенберг, Штутгарт, 1963 г.; Новое издание: Баттенберг, Мюнхен, 1986 г., ISBN   978-3-87045-219-3 .
  • Язык танца. Издательство Уэслианского университета, Мидлтаун, Коннектикут, 1966 г., ISBN   978-0-8195-6037-7 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Райнер Мецгер (2007), Берлин в двадцатые годы: искусство и культура 1918–33 , Лондон, с. 160.
  2. ^ Мид, VH (1996). «Больше, чем просто движение – ритмика Далькроза». Журнал музыкальных педагогов , 82 (4), 38–41.
  3. ^ Jump up to: а б Кирштейн, Линкольн (1977). «Современный классический танец». Танец (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Танцевальные горизонты. ISBN  0-87127-019-6 .
  4. ^ Jump up to: а б Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman
  5. ^ Факты о Мэри Вигман. (2010). http://biography.yourdictionary.com/mary-wigman .
  6. ^ Ньюхолл, Мэри Энн Сантос (2009). Мэри Вигман . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   978-0-203-09898-1 . стр. 26.
  7. ^ Jump up to: а б Топфер, Карл Эрик (1997). Империя экстаза: нагота и движение в немецкой культуре тела, 1910–1935 гг . Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд: Издательство Калифорнийского университета. п. 218. ИСБН  978-0-520-91827-6 .
  8. ^ Jump up to: а б Ньюхолл (2009), с. 28.
  9. ^ Jump up to: а б Проф. Др. Карл Топфер, профессор, доктор медицинских наук Питер Райхель, доктор. Габриэле Постувка, Франк-Мануэль Петер, Др. Ивонн Хардт, доктор. Томас Купш, Кэтлин Бюргельт, Мюриэль Фавр, Хайде Лазарус (2003). Подборка документов о школе Вигмана в Дрездене с 1924 по 1937 год. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine , Deutsches Tanzarchiv Köln , SK Stiftung Kultur ( СК Фонд культуры)
  10. ^ Топфер 1997 , с. 187.
  11. ^ «Инструкторы» . Студия танцоров . Проверено 2 июня 2022 г.
  12. ^ Прикетт, Стейси (1989). «Новый танец» . Танцевальные исследования: Журнал Общества танцевальных исследований . 7 (1). Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета: 47. doi : 10.2307/1290578 . JSTOR   1290578 . Проверено 1 февраля 2022 г.
  13. Джон Мартин, «Рабочая лига групповых танцев», The New York Times , 24 декабря 1934 г.
  14. ^ Топфер 1997 , с. 108.
  15. ^ Фрич-Вивье, Габриэле (1999). Мэри Вигман (на немецком языке). Рейнбек, Гамбург: Ровольт. п. 92. ИСБН  978-3-499-50597-3 . Проверено 30 января 2022 г.
  16. ^ Топфер 1997 , с. 315.
  17. ^ Карина, Лилиан; Кант, Мэрион (30 июня 2003 г.). Танцоры Гитлера . Книги Бергана. дои : 10.2307/j.ctt1x76fgm . ISBN  978-1-78238-958-3 . S2CID   252678871 .
  18. ^ Мэннинг, Сьюзен (6 февраля 2017 г.). Коваль, Ребекка Дж; Зигмунд, Джеральд; Мартин, Рэнди (ред.). «Современный танец в Третьем рейхе, Redux» . Оксфордские справочники в Интернете . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199928187.013.36 .
  19. ^ Ньюхолл (2009), с. 22.
  20. Левин, Габи (8 марта 2016 г.) «Немецкий хореограф, который танцевал слишком близко к нацистам» , haaretz.com; получено 22 февраля 2017 г.
  21. ^ Ньюхолл (2009), стр. 115–116.
  22. ^ Грау, Андре; Джордан, Стефани (1 июня 2002 г.). Европейские танцы: взгляд на театр, танец и культурную идентичность . Рутледж. п. 107. ИСБН  978-1-134-69653-6 . Проверено 26 июля 2015 г.
  23. ^ Мэри Вигман. Немецкий танцор-экспрессионист и хореограф. https://www.contemporary-dance.org/mary-wigman.html

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d7c7f58bb6da6009e62ec144a3f9ad3__1719837480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/d3/4d7c7f58bb6da6009e62ec144a3f9ad3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mary Wigman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)