Вильгельм Ворринджер
Вильгельм Роберт Воррингер (13 января 1881 года в Аахене — 29 марта 1965 года в Мюнхене ) был немецким историком искусства, известным своими теориями об абстрактном искусстве и его связи с авангардными движениями, такими как немецкий экспрессионизм . Благодаря его влиянию на искусствоведа Т.Э. Хьюма , его идеи оказали влияние на развитие раннего британского модернизма , особенно вортицизма . [1]
Биография
[ редактировать ]Уорринджер изучал историю искусств во Фрайбурге, Берлине и Мюнхене, а затем переехал в Берн, где получил докторскую степень. в 1907 году. [2] Его диссертация была опубликована в следующем году под названием «Абстракция и эмпатия: очерк психологии стиля» и остается его самой известной работой. [2]
Он преподавал в Бернском университете с 1909 по 1914 год. [2] В этот период он познакомился с членами группы Blue Rider и вместе со своей сестрой Эмми Уорринджер работал над организацией лекций и выставок в ассоциации художников-авангардистов, известной как Gereonsklub . [3] В 1907 году он женился на Марте Шмитц, подруге Эмми, которая позже стала известной и успешной художницей-экспрессионисткой под своим женатым именем Марта Уорринджер .
После военной службы во время Первой мировой войны он несколько лет преподавал в Боннском университете, где в 1920 году стал профессором. [2] Одним из его учеников был Генрих Лютцелер . Примерно в это же время его интерес к авангардному искусству начал угасать, поскольку его интерес к немецкой философии возрос. [2] Позже он преподавал в университетах Кенигсберга (1928–44) и Галле (1946–50). [2] В 1950 году он переехал в Мюнхен, где и остался до конца своей жизни. [4]
Работает
[ редактировать ]В первой книге Уорринджера, широко читаемой и влиятельной «Абстракции и эмпатии» , он разделил искусство на два вида: искусство абстракции (которое в прошлом ассоциировалось с более «примитивным» мировоззрением) и искусство эмпатии (которое раньше ассоциировалось с более «примитивным» мировоззрением). связанный с реализмом в самом широком смысле этого слова и господствовавший в европейском искусстве со времен Возрождения ). [4] Однако Уорринджер утверждал, что абстрактное искусство ни в чем не уступает реалистическому искусству и само по себе достойно уважения. [4] Вслед за австрийским историком искусства Алоисом Риглем он утверждал, что то, что он называл «стремлением к абстракции», возникает не из-за культурной некомпетентности в мимезисе, а из-за «психологической потребности представлять объекты в более духовной манере». [4] Это оказалось весьма привлекательным оправданием более широкого использования абстракции в европейском искусстве начала 20-го века. Кристофер Вуд написал в 2019 году, что «Сочувствие было кодовым словом Уорринджера для обозначения материализма и потребительства жизни девятнадцатого века». [5]
Уорринджер постулировал прямую связь между восприятием искусства и личностью. Его утверждение о том, что «мы ощущаем себя в формах произведения искусства», привело к формуле: «Эстетическое чувство — это объективированное ощущение себя». [6] : 36 Он также заявил: «Подобно тому, как стремление к сопереживанию как основе эстетического опыта находит удовлетворение в органической красоте, так и стремление к абстракции находит свою красоту в отрекающемся от жизни неорганическом, в кристаллическом, одним словом, во всей абстрактной закономерности. и необходимость». [6] : 36
Абстракция и эмпатия широко обсуждались и имели особое влияние среди немецких художников Die Brücke ; это также помогло стимулировать растущий интерес к искусству Африки и Юго-Восточной Азии. [4] называет его Философ Жиль Делёз в книге «Тысяча плато» первым человеком, который рассматривал абстракцию «как самое начало искусства или первое выражение художественной воли». [7]
Его вторая книга «Форма в готике» (1911) расширила идеи заключительного раздела его первой книги. [4] Сосредоточенный на готическом искусстве и архитектуре, он провел резкие различия между северными и южноевропейскими версиями этого стиля. [4] Он написал еще несколько книг, но ни одна из них не прижилась так сильно, как первые две. [4] Он последовательно отстаивал северные, особенно германские формы и стили, а не средиземноморские, и, как и его коллега-историк искусства Генрих Вельфлин, он утверждал, что существует немецкий стиль искусства, отражающий национальный характер. [8] Некоторые из его идей использовались для поддержки расовой эстетики нацизма, хотя нацисты отвергали искусство немецкого экспрессионизма, которое он предпочитал, называя его « дегенеративным искусством ». [4] [8]
Публикации
[ редактировать ]- Абстракция и эмпатия (1907)
- Форма в готике (Formprobleme der Gotik, 1911)
- Старонемецкая книжная иллюстрация (Старонемецкая книжная иллюстрация, 1912 г.)
- Египетское искусство (1927)
- Греческий и готический (1928)
Семья
[ редактировать ]В 1907 году он женился на Марте Шмитц, подруге своей сестры Эмми, которая стала известна как художница под своим женатым именем Марта Уорринджер . [9] У них было три дочери. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брук, Питер. «Вильгельм Воррингер» . www.peterbrooke.org . Проверено 1 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мюррей, Крис. Ключевые авторы об искусстве: двадцатый век
- ^ Ассоциация Августа Макехауса (ред.) Der Gereonsklub: Европейский авангард в Рейнской области (Gereonsklub: Европейский авангард в Рейнской области). Бонн 1993 г., ISBN 3-929607-08-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Беспокойство, Вильгельм» . Словарь искусствоведов .
- ^ Вуд, Кристофер С. (2019). История истории искусств . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 299. ИСБН 978-0-691-15652-1 .
- ^ Jump up to: а б Уорринджер, Роберт. Абстракция и эмпатия , с. 36.
- ^ Делёз и Гваттари . Тысяча плато Пер. Брайан Массуми. Лондон, Атлон. 1988. стр. 496.
- ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Кора Сол. Взгляд немцев: американская визуальная пропаганда в оккупированной Германии , стр. 70-72.
- ^ Jump up to: а б Буссманн, Аннет. «Марта Уорринджер» . Фембио . По состоянию на 22 августа 2017 г. (на немецком языке).