Jump to content

Тысяча плато

Тысяча плато
Обложка первого издания
Авторы Жиль Делёз
Феликс Гваттари
Оригинальное название Тысяча плато
Переводчик Брайан Массуми
Язык Французский
Ряд Капитализм и шизофрения
Предмет
Опубликовано
Место публикации Франция
Тип носителя Печать (в твердом и мягком переплете)
Страницы 645 (французское издание)
610 (перевод на английский)
ISBN 978-0816614028
Предшественник Кафка: к второстепенной литературе
С последующим Что такое философия?  

Тысяча плато: капитализм и шизофрения (фр. Mille platox ) — книга французского философа Жиля Делеза и французского психоаналитика Феликса Гваттари , вышедшая в 1980 году . Это второй и последний том их совместной работы «Капитализм и шизофрения» . В то время как первый том, «Анти-Эдип» (1972), представлял собой критику современного использования психоанализа и марксизма, «Тысяча плат» была разработана как экспериментальная философская работа, охватывающая гораздо более широкий круг тем и служащая «позитивным упражнением» в то, что Делёз и Гваттари называют ризоматической мыслью. [1]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Как и первый том книги Делёза и Гваттари » « Капитализм и шизофрения , «Анти-Эдип» (1972), «Тысяча плато» политически и терминологически провокационна и задумана как работа по шизоанализу . [2] но больше фокусируется на том, что можно считать систематической, экологической и пространственной философией, часто имея дело с миром природы, популярной культурой, измерениями и математикой. «Плато», заимствованное из идей исследования Грегори Бейтсона о балийской культуре, представляет собой «непрерывную, самовибрирующую область интенсивностей»; главы в книге описаны как плато, а соответствующие даты также обозначают уровень интенсивности, при котором «каждое плато можно читать, начиная с любого места, и оно может быть связано с любым другим плато». Делёз и Гваттари описывают саму книгу как ризому в зависимости от того, как она была написана и выпущена. Было описано, что «Тысяча плато» имеет дело с их идеями ризомы, а также тела без органов , плана имманентности , абстрактных машин, становления , линий полета , сборок , гладкого и исчерченного пространства , государственных аппаратов , лицевого состояния, перформативности. в языке, бинарные ветвящиеся структуры в языке, детерриторизация и ретерриториализация , древовидность , прагматика , страты, стратификация и дестратификация, военная машина, означаемое, означающее и знак , кодирование/перекодирование. [3]

В разделах (главах) книги обсуждаются психоаналитики ( Фрейд , Юнг , Лакан ), обучавшие Гваттари, [4] : х и Мелани Кляйн ), композиторы ( Шопен , Дебюсси , Моцарт , Пьер Булез и Оливье Мессиан ), художники ( Клее , Кандинский и Поллок ), философы ( Гуссерль , Фуко , Бергсон , Ницше , Кьеркегор и Жильбер Симондон ), историки ( Ибн Халдун , Жорж Дюмезиль и Фернан Бродель ), и лингвисты ( Хомский , Лабов , Бенвенист , Гийом , Остин , Ельмслев и Волошинов ). Делёз и Гваттари весьма одобряют и критикуют этих фигур, иногда дублируя или «втыкая» их высказывания, работы, исследования, исследования и фрагменты «друг в друга». [3]

Книга начинается с введения под названием «Ризома», в котором объясняется ризоматическая философия (рассматривается не только сама книга, но и все книги как ризомы), и заканчивается заключением «Конкретные правила и абстрактные машины», которое полностью развивает и переплетает все основные понятия в книге, а также «Анти-Эдип» с системой нумерации, обозначающей плато. Между ними находятся тринадцать глав, каждая из которых датирована нелинейно, иногда точно («28 ноября 1947 года: Как сделать себя телом без органов?»), иногда менее точно («10 000 лет до н.э.: Геология морали (Кто делает Земля думает, что это так?)"). В шестой главе «Нулевой год: лицо» ( visagéité ) понятие лица обсуждается как «перекодирование» тела, [4] : 170  но также и как находящийся в диалектическом напряжении с пейзажем ( paysagéité ). Лицо, сущность лица, в конечном итоге является доминирующей и опасно притягательной чертой тела, и Делёз и Гваттари отмечают, что лицо «представляет собой целое тело само по себе: оно подобно телу с центром значимости, к которому относятся все детерриторизованные знаки закрепляются, и это отмечает предел их детерриторизации». [4] : 587 

Подобно «Анти-Эдипу» , Делёз и Гваттари оценивают и критикуют психоанализ: в первых двух главах они обсуждают творчество Зигмунда Фрейда , особенно ссылаясь на истории болезни Человека -Волка и Маленького Ганса . Их шизоанализ случаев Фрейда отказывается от эдипизации, которую им ранее давали, и вместо этого стремится использовать содержание своих фантазий; «Посмотрите, что уже случилось с Маленьким Гансом [...] они продолжали ломать его корневище и пятнать его карту, выпрямляя ее перед ним, блокируя все пути выхода, пока он не начал желать своего собственного стыда и вины, пока они не начали желать своего собственного стыда и вины, пока они не укоренил в нем стыд и вину». [5] В частности, акцентируя внимание на детском психоанализе , они отмечают, что «дети — спинозисты ». [5] Между тем, благодаря своему методу литературного анализа , «Тысяча плато» также часто обсуждает романы. В «1874: Три новеллы, или «Что случилось?»» они обсуждают Генри Джеймса « В клетке » (1898) и «Историю бездны и подзорной трубы» Пьеретты Флётьо , но также вспоминают Ф. Скотта Фицджеральда ». эссе «Крэк-ап» (1945) (которое Делёз ранее обсуждал в «Логике смысла» ), потому что его депрессия и разочарование в эссе драматизированы, а идея Делёза о трещине представляет собой нарративизированный срыв. [5] : 192–207  Также обсуждаются работы Франца Кафки , Марселя Пруста , Вирджинии Вульф , Генри Миллера , Д. Х. Лоуренса , Карлоса Кастанеды , Г. П. Лавкрафта , Германа Мелвилла и Кретьена де Труа , часто в сочетании с ризомой, становлением, лицевостью и режимами знаков. . [3]

«Тысяча плато» считается основным утверждением постструктурализма и постмодернизма. [6] Марк Постер пишет, что работа «содержит многообещающие разработки постмодернистской теории социального и политического». [7] В предисловии к своему переводу Массуми комментирует, что эта работа «представляет собой не столько критику, сколько позитивное упражнение в утвердительной «кочевой» мысли, к которой призывает « Анти-Эдип ». Массуми противопоставляет «мышление кочевников» «государственной философии... которая характеризовала западную метафизику со времен Платона ». [8]

Критик Делеза Юджин Холланд предполагает, что работа усложняет лозунги и оппозиции, развитые в ее предшественнике. В то время как «Анти-Эдип» создал бинарные варианты, такие как молярный/молекулярный, параноидальный/шизофренический и детерриторизация / ретерриториализация , «Тысяча плато» показывает, что такие различия являются операциями на поверхности более глубокого поля с более сложной и многомерной динамикой. При этом книга меньше посвящена истории, чем таким темам, как биология и геология. [9] Массуми пишет, что «Тысяча плат» резко отличается по тону, содержанию и композиции от «Анти-Эдипа» . По его мнению, шизоанализ , который практикуют авторы, - это не столько исследование своего "патологического состояния", сколько "позитивный процесс", предполагающий "изобретательское соединение". [10]

Билл Ридингс заимствует термин «сингулярность» из «Тысячи плато» , «чтобы указать на то, что больше не существует позиции субъекта, которая могла бы функционировать в качестве места сознательного синтеза чувственных впечатлений». [11] Социолог Николас Роуз пишет, что Делёз и Гваттари формулируют «наиболее радикальную альтернативу общепринятому образу субъективности как последовательной, устойчивой и индивидуализированной». [12]

В 1997 году физики Алан Сокал и Жан Брикмон заявили, что в книге содержится множество отрывков, в которых Делёз и Гваттари используют «псевдонаучный язык». [13] Рассказывая об этой « критике научных войн », Дэниел Смит и Джон Протеви утверждают, что «большая часть их главы о Делезе состоит из раздраженных восклицаний непонимания». [14] Точно так же в интервью 2015 года британский философ Роджер Скратон охарактеризовал «Тысячу плато» как «огромный, совершенно нечитаемый том, написанный человеком, который не умеет писать по-французски». [15] [16] В начале короткого эссе о постмодернизме Жан-Франсуа Лиотар перечисляет примеры того, что он описывает как желание «положить конец экспериментированию», включая недовольную реакцию на «Тысячу плато » , которую он прочитал в еженедельном литературном журнале. в котором говорилось, что читатели философии «ожидают [...], что будут «удовлетворены небольшим количеством смысла». За этим «ослаблением» желания ограничить использование языка Лиотар определяет «желание вернуться к террору ». [17] : 71–72, 82 

Теоретик цифровых медиа Джанет Мюррей связывает эту работу с эстетикой гипертекста . [18]

Эксперт по играм и электронной литературе Эспен Ошет проводит параллели между идеей Делёза и Гваттари о ризоме и семиотика Умберто Эко . идеей сети [19]

Кристофер Миллер критикует использование Делёзом и Гваттари «вторичных» антропологических источников, не предоставляя читателю контекстуализацию колониалистской «миссии», которая привела к их написанию. Тимоти Лори говорит, что это утверждение неточно, но что Делез и Гваттари должны применить ту же «строгость» к раскрытию политических и экономических запутанностей, которые контекстуализируют академическую философию. [20] : 10 

«Тысяча плато» оказала влияние на политических философов Майкла Хардта и Антонио Негри книгу «Империя» (2000). [21]

Социолог Джон Урри считает, что метафора кочевника Делёза и Гваттари «заразила современную социальную мысль». [22]

Философ Мануэль ДеЛанда в «Новой философии общества » (2006) принимает теорию сборок Делёза, взятую из «Тысячи плато» . [23]

По словам военных, Армия обороны Израиля взяла на себя влияние и использовала концепции «Тысячи плато» при ведении городских войн против палестинцев. [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Массуми, Брайан (1987). «Предисловие переводчика: Удовольствия философии». Тысяча плато . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. п. xi.
  2. ^ Стивейл, Чарльз Дж. (1984). «Литературный элемент в «Милль плато»: новая картография Делеза и Гваттари». Субстанция . 13 (44–45). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 20–34. дои : 10.2307/3684772 . JSTOR   3684772 .
  3. ^ Jump up to: а б с Мелехий, Хасан; Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1987). «Индекс». Тысяча плато . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. стр. 589–610 . ISBN  978-0-8166-1402-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1987). Тысяча плато . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN  978-0-8166-1402-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1993). Тысяча плато . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN  978-0-8166-1402-8 .
  6. ^ Например, Стивена Беста и Дугласа Келлнера « Теория постмодерна» (Guilford Press, 1991) посвятила главу Делёзу и Гваттари.
  7. ^ Плакат, Марк (1990). Режим информации: постструктурализм и социальный контекст . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 135 . ISBN  978-0226675961 .
  8. ^ Массуми, Брайан; Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1993). Тысяча плато . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. п. xi. ISBN  978-0-8166-1402-8 .
  9. ^ Холланд, Юджин В. (1991). «Детерриторизация «Детерриторизация»: от «Анти-Эдипа» к «Тысяче плато» ». Субстанция . 20 (3): 55–65. дои : 10.2307/3685179 . JSTOR   3685179 .
  10. ^ Массуми, Брайан (1993). Руководство пользователя по капитализму и шизофрении: отклонения от Делёза и Гваттари . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 1–4 . ISBN  978-0-262-63143-3 .
  11. ^ Ридингс, Билл (1997). Университет в руинах . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 115 . ISBN  978-0674929531 .
  12. ^ Роуз, Николас (1996). Изобретая себя: психология, сила и личность . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 170. ИСБН  978-0521646079 .
  13. ^ Сокал, Алан; Брикмонт, Жан (1999). Модная чушь: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами . Нью-Йорк: Пикадор. п. 168 . ISBN  978-0-312-20407-5 . : «Если у читателя возникнут какие-либо дальнейшие сомнения по поводу повсеместного распространения псевдонаучного языка в работах Делеза и Гваттари, ему или ей предлагается проконсультироваться [...] страницы 32-33, 142-143, 211-212, 251- 252, 293–295, 361–365, 369–374, 389–390, 461, 469–473 и 482–490 « Тысячи плато ».
  14. ^ Смит, Дэниел; Протеви, Джон (2018), «Жиль Делез» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 9 апреля 2024 г.
  15. ^ Скрутон, Роджер (10 декабря 2015 г.). «Эти левые мыслители разрушили интеллектуальную жизнь» . Шипованный онлайн . Проверено 12 января 2018 г.
  16. ^ Скратон, Роджер (2015). Дураки, мошенники и подстрекатели: мыслители новых левых . Лондон: Блумсбери. п. 189. ИСБН  978-1-4081-8733-3 .
  17. ^ Лиотар, Жан-Франсуа (1993). «Отвечая на вопрос: что такое постмодернизм?» . Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Перевод Дюрана, Режи. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. стр. 71–82 . ISBN  978-0-8166-1173-7 . «Под общим требованием смягчения и умиротворения мы можем услышать бормотание желания возвращения террора, реализации фантазии по захвату реальности.
  18. ^ Мюррей, Джанет (1997). Гамлет на голодеке . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 132 . ISBN  978-0684827230 .
  19. ^ Ошет, Эспен (1997). Кибертекст: перспективы эргодической литературы . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 6. ISBN  978-0801855795 .
  20. ^ Лори, Тимоти (2012). «Эпистемология как политика и двойная связь пограничного мышления: Леви-Стросс, Делёз и Гваттари, Миньоло» . ПОРТАЛ: Журнал междисциплинарных международных исследований . 9 (2): 1–20. дои : 10.5130/portal.v9i2.1826 . hdl : 10453/44227 . Делёз и Гваттари признают многие из этих опасений в своих дискуссиях об этнологах.
  21. ^ Хардт, Майкл; Негри, Антонио (2000). Империя . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 424 . ISBN  978-0674006713 .
  22. ^ Урри, Джон (2000). Социология за пределами обществ: мобильность в XXI веке . Нью-Йорк: Рутледж. п. 27 . ISBN  978-0415190893 .
  23. ^ ДеЛанда, Мануэль (2006). Новая философия общества: теория сборки и социальная сложность . Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. п. 120. ИСБН  978-0826491695 .
  24. ^ Вейцман, Эяль (3 августа 2006 г.). «Искусство войны: Делёз, Гваттари, Дебор и Силы обороны Израиля» . Немой . Проверено 9 апреля 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b21438b9d6cc1a7960e6f7c0d0aa0b3__1714060620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/b3/8b21438b9d6cc1a7960e6f7c0d0aa0b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
A Thousand Plateaus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)