Корневище (философия)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ризома описывающая — это концепция постструктурализма, нелинейную сеть. Он появляется в работах французских теоретиков Делёза и Гваттари , которые использовали этот термин в своей книге «Тысяча плато» для обозначения сетей, которые устанавливают «связи между семиотическими цепочками, организациями власти и обстоятельствами, относящимися к искусству, науке и социальной борьбе». без видимого порядка и последовательности. Корневище — это просто сеть множеств , которые не являются древесными (деревовидными или иерархическими, например, идея гипертекста в теории литературы). [1] со свойствами, подобными решеткам . [2] Делез говорил, что это происходит от его концепции «образа мысли», которую он ранее обсуждал в «Различии и повторении » .
Как способ познания и модель общества
[ редактировать ]Делёз и Гваттари используют термины « ризома » и «ризоматический» (от древнегреческого ῥίζωμα, rhízōma , «масса корней») для описания сети, которая «соединяет любую точку с любой другой точкой». [3] В «Тысяче плато» они противопоставляют это древовидному (иерархическому, древовидному) использованию концепций, которое работает с дуалистическими категориями и бинарным выбором. В ботанике это не значимое противостояние; Ткани как корневищных, так и надземных растений демонстрируют в основном одинаковую структуру ветвления и деления, но вместо этого различаются по своей внутренней структуре и функциям внутри растения. Корневище работает с плоскими и межвидовыми связями, а древесная модель — с вертикальными и линейными связями. Их использование «орхидеи и осы» взято из биологической концепции мутуализма , в которой два разных вида взаимодействуют вместе, образуя множественность (то есть единство, которое множественно само по себе). Гибридизация и горизонтальный перенос генов в этом смысле также являются ризоматическими.
Вместо того, чтобы нарративизировать историю и культуру, ризома представляет историю и культуру как карту или широкий спектр достопримечательностей и влияний без определенного происхождения или происхождения, поскольку «ризома не имеет ни начала, ни конца; она всегда находится посередине, между вещами, интербытие, интермеццо ». Плоское движение корневища сопротивляется хронологии и организации, вместо этого отдавая предпочтение кочевой системе роста и размножения.
В ризоме «культура распространяется, как поверхность водоема, распространяясь по доступным пространствам или стекая вниз к новым пространствам через трещины и пробелы, разрушая все, что находится на ее пути. Поверхность можно прерывать и перемещать, но эти нарушения оставляют никаких следов, поскольку вода наполнена давлением и способностью всегда искать равновесие и тем самым создавать гладкое пространство». [4]
Принципы
[ редактировать ]Делёз и Гваттари представляют «Тысячу плато» , обрисовывая концепцию ризомы (цитата из «Тысячи плато »):
- 1 и 2. Принципы связи и неоднородности: «...любая точка ризомы может быть связана с любой другой и должна быть связана»; [5]
- 3. Принцип множественности: только когда множественное эффективно рассматривается как субстантивная, «множественность», оно перестает иметь какое-либо отношение к Единому;
- 4. Принцип обозначения разрыва: корневище может быть сломано, но оно снова зародится на одной из своих старых линий или на новых линиях;
- 5 и 6. Принципы картографии и декалькомании : корневище не поддается никакой структурной или генеративной модели; это «карта, а не трассировка». В том же разделе они уточняют: «Что отличает карту от начертания, так это то, что она полностью ориентирована на экспериментирование в контакте с реальностью».
Древовидный
[ редактировать ]Древовидный ( фр . arborescent ) относится к форме и структуре дерева. Философы постмодерна Делез и Гваттари использовали этот термин для характеристики определенного типа мышления, примером которого является западная научная модель, где знание исходит из единого стебля и заканчивается заранее определенными «плодами». Эта концепция предполагает линейное продвижение к истине, которую они осудили как нереальную и отупляющую воображение. Ему противопоставляется «ризоматическое» мышление, которое является открытым, не имеет центральной структуры и постоянно меняется.
Древовидное мышление, по мнению Делеза и Гваттари, отличается настойчивостью в отношении тотализирующих принципов, бинаризма и дуализма . Этот термин, впервые использованный (в западной философии) в «Тысяче плато» (1980), где он противопоставлялся ризоме , происходит от способа генеалогических деревьев построения : однонаправленный прогресс , который усиливает дуалистическую метафизическую концепцию, критикуемую Делёзом.
Корневища, напротив, обозначают горизонтальную и неиерархическую концепцию, в которой все может быть связано с чем-то еще, без какого-либо уважения к конкретным видам : корневища представляют собой гетерогенные связи между вещами. Например, Делёз и Гваттари связали воедино желание и машины , чтобы создать концепцию желающих машин ). Горизонтальный перенос генов также является примером корневищ, противоречащим теории древесного эволюционизма .
Делёз также критикует генеративизм Ноама Хомского , которого он считает прекрасным примером древовидной дуалистической теории. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клей, Алиса ван дер (2002). «Повторение ризомы» . Субстанция . 31 (1): 48–55. дои : 10.2307/3685805 . JSTOR 3685805 . Проверено 19 марта 2022 г.
Ризоматические скачки чтения — скачки между текстами и внутри них — являются фигурой, часто используемой для объяснения гипертекста. ... [а] перераспределенная «сеть знаний» ... Если читатель/браузер не понимает содержания того, что он читает, а просто интуитивно организует его вокруг критериев, основанных на коллективных и ризоматических «интересах», тогда объект Само исследование становится ризомой (растущей в одном направлении из-за интереса, затем затухающей из-за отсутствия интереса, все время увеличивающейся в множестве из-за других интересов, но нуждающейся в определенной стабильности и накоплении информации).
- ^ Гваттари, Феликс (2011) [1979]. Машинное бессознательное: очерки шизоанализа . Полутекст(д) Серия «Иностранные агенты». Перевод Адкинса, Тейлора. Полутекст(е). п. 171. ИСБН 978-1-58435-088-0 .
[T] Способы семиотизации аналитической прагматики будут опираться не на деревья, а на ризомы (или решетки).
- ^ Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1987) [1980]. Тысяча плато . Перевод Массуми, Брайан. Университет Миннесоты Пресс. п. 21. ISBN 0-8166-1402-4 .
- ^ Корневища.нет
- ^ Гваттари, Феликс (2011) [1979]. Машинное бессознательное: очерки шизоанализа . Полутекст(д) Серия «Иностранные агенты». Перевод Адкинса, Тейлора. Полутекст(е). п. 171. ИСБН 978-1-58435-088-0 .
Любая точка ризомы может быть соединена с любой другой точкой. ... не будет формализован на основе логического или математического метаязыка. ... сможет позволить соединяться семиотическим цепочкам всех видов [помимо лингвистических] ... это будет подразумевать реализацию различных коллективных сборок высказывания.
- ^ Делёз, Жиль и Гваттари, Феликс . 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. Плато Милль . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7694-5 .
Источники
[ редактировать ]- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари . 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. Плато Милль . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7694-5 .
- Гваттари, Феликс . 1995. Хаософия . Пшеница. Сильвер Лотренже. Полутекст(ы) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Полутекст (ы). ISBN 1-57027-019-8 .
- ---. 1996. Мягкие подрывные действия . Эд. Сильвер Лотренже. Пер. Дэвид Л. Свит и Чет Винер. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-57027-030-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корневища - Интернет-журнал культурных исследований.
- Сила сетей - видео RSA Animate о «Силе сетей» Мануэля Лимы (сопоставляет древовидный и сетевой подход).