Тело без органов

Тело без органов (или BwO ; по-французски : corps sansorganes или CsO ) [1] — нечеткое понятие , используемое в работах французских философов Жиля Делеза и Феликса Гваттари . Эта концепция описывает нерегулируемый потенциал тела – не обязательно человеческого. [2] — без навязанных его составным частям организационных структур, действующих свободно. Этот термин был впервые использован французским писателем Антоненом Арто в его пьесе 1947 года «Покончить с судом Божьим» , позже адаптирован Делёзом в его книге «Логика смысла » и неоднозначно расширен им самим и Гваттари в обоих томах их работы «Капитализм». и Шизофрения .
Вытекая из общего абстрактного понятия тела в метафизике , [3] и бессознательное в психоанализе, Делез и Гваттари предположили, что, поскольку сознательные и бессознательные фантазии при психозе и шизофрении выражают потенциальные формы и функции тела, которые требуют его освобождения, реальность гомеостатического процесса тела состоит в том, что он ограничен. по своей организации и, тем более, по своим органам. Есть три типа тела без органов; пустое, полное и раковое — в зависимости от того, чего достигло тело. [4]
Фон
[ редактировать ]Фраза «тело без органов» впервые была использована французским писателем Антоненом Арто в 1947 году в тексте пьесы « Покончить с судом Божьим» . Ссылаясь на свой идеал человека как на философский предмет, он написал в его эпилоге: «Когда вы создадите ему тело без органов, вы избавите его от всех его автоматических реакций и восстановите его истинную свободу». [5] Считается, что Арто рассматривал тело как непостоянный, составной образ действий, причиняемых уязвимой и репрессивной физической структуре; в письме 1933 года он писал, что тела следует понимать лишь как «временные наслоения состояний жизни». [6]
Делёз переосмыслил этот термин в «Логике смысла» , вдохновленный как текстом Арто, так и работами психотерапевта Гизелы Панкоу ; [7] здесь он концептуализировал тело без органов в контексте психоанализа , отметив, что практика в том виде, в котором она существовала, отказывалась от тщательного создания ТбО. [8] В ранних формулировках концепции Делеза тело без органов основывалось на симптомах, связанных с шизофренией , таких как глоссолалия , когда слоги бесформенно произносятся и произносятся группами, как если бы они были словами. [9] По мнению Делеза, глоссолалия превращает слова, имеющие инструментальное значение, где слова имеют буквальное значение, в « ценности, которые являются исключительно тоническими [относящимися к речи], а не письменными», создавая — в случае языка — языковые и вербальные тела без органов. [10]
Использование
[ редактировать ]
Понятие тела без органов было в основном определено Делёзом и Гваттари в двух томах их труда «Капитализм и шизофрения» , «Анти-Эдип» и «Тысяча плато» . [11] В обеих книгах абстрактное тело определяется как саморегулирующийся процесс, созданный отношениями между абстрактной машиной и машинной сборкой , который поддерживает себя посредством процессов гомеостаза и одновременно ограничивает возможную деятельность его составных частей или органов. [12] Тело без органов есть сумма интенсивной и аффективной деятельности всех возможностей тела и его составных частей. [13]
Делёз и Гваттари предполагают, продолжая витализма в радикальный отход Сэмюэля Батлера от « Дарвине среди машин », что, поскольку все организмы обладают своего рода абстрактными склонностями или желаниями — в случае нечеловеческой жизни, такой как растения и животные, — их генетические инстинкты по-разному контролируют действия, которые они предпринимают: тело без органов является неизбежным, ничем не сдерживаемым проявлением тех склонностей и желаний, которые могут принять беспрецедентные формы. [14] Понятие тела, к которому относится тело без органов , наследует элементы как понятия субстанции, предложенного Барухом Спинозой , так и понятия «интенсивной величины» в » Иммануила Канта , «Критике чистого разума где оно определяется не замкнутым, а определенной активности, а посредством сплоченности через аффективный потенциал. [15] Тело без органов может состоять из множества различных действий, приближающихся к недостижимой цели, многие из которых представляют собой действия сборок, которые люди бессознательно создают и которыми постоянно занимаются; [16] чтобы стать телом без органов, нужно избавиться от стратификации (классификации составных частей на группы) и вместо этого уступить место тому, что Делёз и Гваттари описали как имманентное «становление» чистой интенсивности. [17] Тело без органов не обязательно связано с искоренением стратификации, а, скорее, способствует созданию «гладкого пространства», имманентно трансформирующего тело за пределы его существующей категоризации. [18]
Тела – не просто физические, но и интенсивные – шизофреников , наркоманов и ипохондриков представляют собой примеры тел без органов, но они предостерегают от повторения их действий; люди не должны искать свой негативный опыт, который «кататонизируется» и «остекловывается». [16] Хотя считается, что эти экземпляры отказались от стратификации, она никогда не усиливалась, что делает их тела без органов уязвимыми для повторной стратификации. [17] Тела без органов они делят на три категории: [А] Пустое ТбО хаотично и недифференцировано, поскольку оно подвергается дестратификации без интенсификации; полное ТбО представляет собой « план консистенции », поскольку оно одновременно дестратифицировано и интенсифицировано, что позволяет ему вступать в новые отношения; между тем, раковое ТбО слишком стратифицировано и становится «мажоритарным», имея заранее определенные цели, устраняющие потенциал тела. [20]
Два важных примера тела без органов относятся к яйцам. [21] Развитие птичьего яйца представляет собой не что иное, как дисперсию белковых градиентов, имеющих разную интенсивность и не имеющих видимой структуры; для Делеза и Гваттари птичье яйцо — это экземпляр жизни «до образования слоев», поскольку изменения качественных элементов яйца проявятся как изменившийся организм. [21] Кроме того, в культуре догонов существует вера в яйцо, заключающее в себе вселенную . [21] где Вселенная представляет собой «интенсивный пространствен » (интенсивный интерьер), подобный птичьему яйцу. [22] По мнению Делеза и Гваттари, яйцо догонов представляет собой интенсивное тело, пересеченное несколькими зигзагообразными линиями вибрации, меняющее свою форму по мере развития, не разделяясь на органы. [23]
Двусмысленность
[ редактировать ]Тело без органов остается одной из наиболее двусмысленных концепций и терминов Делёза и Гваттари; [24] на протяжении их карьеры этот термин менял свое значение и использовался как синоним других, таких как план имманентности . Делёз и Гваттари не были уверены, имеют ли они в виду одно и то же понятие, используя этот термин; [25] По словам философа Яна Бьюкенена, ученые Делеза и Гваттари также «практически не согласились» по этому термину. [26]
Интерпретации
[ редактировать ]Ник Лэнд
[ редактировать ]Английский философ Ник Лэнд , опиравшийся на работы Делеза и Гваттари в своих теоретических работах 1990-х годов, использовал концепцию тела без органов в отношении своей « » киберготической реинтерпретации континентальной философии . В своей философии тело без органов определяется Ландом (наряду с Делёзом и Гваттари в «Анти-Эдипе ») как модель смерти с бесконечной способностью к рассеянию своих элементов. Например, в заключении своего эссе 1993 года «Искусство как восстание» он пишет:
Тело без органов является [...] одновременно материальной абстракцией и конкретно гипостазированной дифференциальной территорией, которая есть не что иное, как то, что мгновенно разделяется различием. Тело без органов — это чистая поверхность, потому что оно представляет собой просто связность дифференциальной сети, но оно также является источником глубины [...] [27]
Точно так же в своем эссе «Киберготика» 1995 года Лэнд определил тело без органов как концепцию в ряду репрезентаций «смерти как времени в себе» — или «нулевой степени» интенсивного континуума — внутри которого эмпирическое время обилие неопределенных состояний, соответствующих как шизофреническому сознанию, так и рассеянию материи через смерть; эта линия также включает в себя субстанцию Спинозы, «чистую апперцепцию» Канта, Зигмунда Фрейда и влечения к смерти , что особенно важно, романиста Уильяма Гибсона понятие киберпространства американского . [28]
В популярной культуре
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Демерс 2006 , с. 166.
- ^ Кларк 2012 , с. 199.
- ^ Гудман 2010 , стр. 100–102.
- ^ Маркула 2006 , стр. 38–42.
- ^ Баззано 2021 , с. 295; Бреннер 2021 , с. 42.
- ^ Мерфи 2015 .
- ^ Баззано 2021 , с. 295; Коломбат 1991 , с. 13; Уитлок 2020 , с. 517.
- ^ Уитлок 2020 , стр. 518, 520.
- ^ Уитлок 2020 , стр. 517–518.
- ^ Уитлок 2020 , с. 517.
- ^ Бреннер 2021 , с. 42.
- ^ Смит 2018 , стр. 106–107.
- ^ Фокс 2011 , с. 361.
- ^ Фокс 2011 , стр. 360–361.
- ^ Гудман 2010 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Маркула 2006 , стр. 38.
- ^ Jump up to: а б Маркула 2006 , стр. 40.
- ^ Маркула 2006 , стр. 42.
- ^ Голландия 2008 , стр. 76–77.
- ^ Альбертсен и Дикен 2006 , стр. 231–232; Кларк 2012 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с Адкинс 2015 , с. 102.
- ^ Адкинс 2015 , стр. 101–102.
- ^ Честер 2015 , с. 372.
- ^ Бьюкенен 2015 , с. 25; Перевозчик 1998 , с. 189; Кауфман 2004 , с. 658; Смит 2018 , с. 106.
- ^ Бьюкенен 2015 , с. 25.
- ^ Бьюкенен 2015 , с. 26.
- ^ Земля 2011 , стр. 171–172.
- ^ Земля 2011 , стр. 369–370.
Библиография
[ редактировать ]- Адкинс, Брент (2015). Делеза и Гваттари «Тысяча плато» : критическое введение и руководство . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748686452 .
- Альбертсен, Нильс; Дикен, Бюлент (2006). «Общество с/без органов». В Фульсанге, Мартин; Соренсен, Бент Мейер (ред.). Делёз и соц . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748620920 .
- Баццано, Ману (3 июля 2021 г.). «Тело без органов: Руководство пользователя». Европейский журнал психотерапии и консультирования . 23 (3): 289–303. дои : 10.1080/13642537.2021.1961833 . S2CID 238794978 .
- Бреннер, Леон С. (2021). «Является ли аутичное тело телом без органов?». В Маклафлине, Бекки Р.; Дафрон, Эрик (ред.). Тело в теории: Очерки по Лакану и Фуко . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. ISBN 9781476678559 .
- Бьюкенен, Ян (2015). «Структурная необходимость» тела без органов». В Бьюкенене, Ян; Мэттс, Тим; Тайнан, Эйдан (ред.). Делёз и шизоанализ литературы . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781472529633 .
- Кэрриер, Рональд М. (май 1998 г.). «Онтологическое значение концепции Делёза и Гваттари о теле без органов». Журнал Британского общества феноменологии . 29 (2): 189–206. дои : 10.1080/00071773.1998.11665445 .
- Кларк, Ванесса (16 апреля 2012 г.). «Художественная практика как возможные миры» . Международный журнал исследований детей, молодежи и семьи . 3 (2–3): 198. doi : 10.18357/ijcyfs32-3201210866 .
- Коломбат, Андре Пьер (1991). «Тысяча маршрутов для работы с Делёзом» . Субстанция . 20 (3): 10–23. дои : 10.2307/3685176 . ISSN 0049-2426 . JSTOR 3685176 .
- Демерс, Джейсон (август 2006 г.). «Вспоминая тело без органов». Анжелаки . 11 (2): 153–168. дои : 10.1080/09697250601029333 . S2CID 144031891 .
- Фокс, Ник Дж. (декабрь 2011 г.). «Сборка плохого здоровья: за пределами тела с органами» (PDF) . Обзор социологии здоровья . 20 (4): 359–371. дои : 10.5172/hesr.2011.20.4.359 . S2CID 144369239 .
- Гудман, Стив (2010). Sonic Warfare: звук, аффект и экология страха . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-01347-5 .
- Холланд, Юджин В. (2008). «Шизоанализ, номадология, фашизм». В Бьюкенене, Ян; Тоберн, Николас (ред.). Делёз и политика . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748632879 .
- Кауфман, Элеонора (2004). «Предательство хорошо» . Критика . 46 (4): 651–659. дои : 10.1353/crt.2005.0016 . ISSN 0011-1589 . JSTOR 23127250 . S2CID 258105122 .
- Лэнд, Ник (2011). Брасье, Рэй; Маккей, Робин (ред.). Клыкастые ноумены: Собрание сочинений 1987–2007 гг . Массачусетский технологический институт Пресс; Урбаномика. ISBN 9780955308789 .
- Лестон, Роберт (2015). «Делёз, Харауэй и радикальная демократия желания» . Конфигурации . 23 (3): 355–376. дои : 10.1353/con.2015.0023 . S2CID 146714920 .
- Маркула, Пиркко (февраль 2006 г.). «Делёз и тело без органов: отрицание подходящей женской идентичности». Журнал спорта и социальных проблем . 30 (1): 29–44. дои : 10.1177/0193723505282469 . S2CID 144934352 .
- Мерфи, Джей (2015). «Эффект Арто» . CТеория (Теоретизирование 21С).
- Смит, Дэниел (март 2018 г.). «Что такое тело без органов? Машина и организм у Делеза и Гваттари». Континентальный обзор философии . 51 (1): 95–110. дои : 10.1007/s11007-016-9406-0 . S2CID 254800444 .
- Уитлок, Мэтью Г. (2020). «Изнаночная сторона без (вне) Бога: вскрытие тела без органов». Исследования Делеза и Гваттари . 14 (3): 507–532. дои : 10.3366/dlgs.2020.0414 . S2CID 225487537 .