План имманентности
План имманентности ( фр . plan d'immanence ) — основополагающая концепция метафизики или онтологии французского философа Жиля Делёза .
Имманентность , означающая пребывание или становление внутри, обычно предлагает относительную оппозицию трансцендентности , тому, что простирается за пределы или вовне. Делез «отказывается рассматривать отклонения, избыточность, разрушения, жестокость или непредвиденные обстоятельства как случайности, которые случаются или лежат вне жизни; жизнь и смерть [являются] аспектами желания или плана имманентности». [1] Этот план представляет собой чистую имманентность , которая представляет собой безоговорочное погружение или включенность, имманентность, которая отрицает трансцендентность как реальное различие , картезианское или иное. Таким образом, чистую имманентность часто называют чистой плоскостью, бесконечным полем или гладким пространством без субстанционального или конститутивного разделения. В своем последнем эссе, озаглавленном «Имманентность: жизнь» , Делёз писал: «Только когда имманентность больше не является имманентностью ничему, кроме самого себя, мы можем говорить о плане имманентности». [2]
Имманентность как чистая плоскость
[ редактировать ]План имманентности метафизически согласуется с Богом единой субстанцией Спинозы ( или Природой ) в том смысле, что имманентность не имманентна субстанции , а, скорее, имманентность есть субстанция, то есть имманентна самой себе. Таким образом, чистая имманентность будет иметь последствия не только для обоснованности философской опоры на трансцендентность, но одновременно для дуализма и идеализма . Разум больше нельзя мыслить ни как замкнутое поле, существенно отличающееся от тела (дуализм), ни как первичное условие одностороннего субъективного опосредования внешних объектов или событий (идеализм). Таким образом, все реальные различия (разум и тело, Бог и материя, внутреннее и внешнее и т. д.) сжимаются или сглаживаются до ровной консистенции или плоскости, а именно, самой имманентности, то есть имманентности без противодействия.
Таким образом, план имманентности часто называют соответственно планом консистенции. Как геометрическая плоскость, она никоим образом не связана с мысленным замыслом, а скорее является абстрактным или виртуальным замыслом; для Делёза это метафизическое или онтологическое само по себе: бесформенный, однозначный, самоорганизующийся процесс, который всегда качественно дифференцируется от самого себя. Так, в «Тысяче плато» (совместно с Феликсом Гваттари ) план имманентности устранит проблемы выдающихся форм, трансцендентальных субъектов, первоначального происхождения и реальных структур: «Здесь больше нет ни форм, ни развития форм; нет также субъектов или формирования субъектов. Структуры нет, как и генезиса». [3] В этом смысле гегелевский Дух (Geist), переживающий самоотчуждение и возможное примирение с самим собой посредством своей собственной линейной диалектики через материальную историю, становится несовместимым с чистой имманентностью, поскольку он зависит именно от заранее установленной формы или порядка, а именно Сам Дух. Скорее, на плане имманентности существуют только сложные сети сил, частиц, связей, отношений, аффектов и становлений: «Между неоформленными элементами или, по крайней мере, между элементами, которые относительно бесформенные молекулы и частицы всех видов. Есть только полукровности , аффекты, бессубъектные индивидуации, которые составляют коллективные сборки... Мы называем этот план, который знает только долготы и широты, скорости и полукровности, планом консистенции или состава. в отличие от плана(е) организации или развития)». [3]
План имманентности требует имманентной философии. Понятия и представления больше не могут считаться пустыми формами, ожидающими содержания (понятие х, представление у), но становятся активными произведениями сами по себе, постоянно воздействуя и подвергаясь влиянию других понятий, представлений, образов, тел и т. д. В своей окончательной совместной работе Что такое философия? Делез и Гваттари заявляют, что план имманентности составляет «абсолютную основу философии, ее землю или детерриторизацию , фундамент, на котором она создает свои концепции». [4]
Чистая имманентность как живая философия
[ редактировать ]Концепция плана сама по себе важна, поскольку она подразумевает, что имманентность не может быть понята просто как внутреннее , но также и как « над » , а также как « из» . Объект не просто находится внутри более крупной системы, но формируется из этой самой системы, последовательно функционируя и действуя в ней, вместе с ней и через нее, имманентно отображая свое окружение, обнаруживая свои собственные динамические силы и кинетические отношения, а также относительные пределы этих полномочий и отношений. Таким образом, без теоретической опоры на трансцендентные принципы, категории или реальные разделения, создающие относительные разрывы или экраны атомистической замкнутости, концепция плана имманентности может прекрасно заменить любые преимущества философского трансцендентализма: «Абсолютная имманентность существует сама по себе: она не в чем-то, к чему-то; оно не зависит от объекта и не принадлежит субъекту... Когда субъект или объект, выходящий за пределы плана имманентности, принимается за всеобщий субъект или как любой объект, которому приписывается имманентность. ... имманентность искажается, поскольку тогда она оказывается заключенной в трансцендентном». [5]
Наконец, Делез предлагает, что чистая имманентность и жизнь будут предполагать друг друга безоговорочно: «О чистой имманентности мы скажем, что это ЖИЗНЬ, и ничего больше... Жизнь — это имманентность имманентности, абсолютная имманентность: это полная власть , полное блаженство». [2] Это не какое-то абстрактное, мистическое представление о жизни, а жизнь , конкретная, но безличная, неопределенная жизнь, открывающаяся в реальной сингулярности событий и виртуальности мгновений. Жизнь бессубъектна, нейтральна и предшествует всякой индивидуации и стратификации, присутствует во всех вещах и, таким образом, всегда имманентна самой себе. « Жизнь повсюду...: имманентная жизнь, несущая в себе события и особенности, которые просто актуализируются в субъектах и объектах». [6]
Этика имманентности откажется от своих ссылок на суждения о добре и зле, правильном и неправильном, как в соответствии с трансцендентной моделью, правилом или законом. Скорее разнообразие живых существ и особенность событий потребуют конкретных методов имманентной оценки (этики) и имманентного экспериментирования (творчества). Эти двойственные концепции станут основой живой делезианской этики.
См. также
[ редактировать ]- Актуальный идеализм
- Барух Спиноза
- Сложные системы
- Гуссерль
- Анри Бергсон
- Недвойственность
- Теория вещества
- трансцендентность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К. Коулбрук, Делёз: Путеводитель для растерянных , 2006, с. 3
- ^ Jump up to: а б Делёз, Чистая имманентность , стр.27.
- ^ Jump up to: а б Делёз; Гваттари, Тысяча плато , стр.266
- ^ Делёз; Гваттари, Что такое философия? , стр.41
- ^ Делёз, Чистая имманентность , стр.26-7.
- ^ Делёз, Чистая имманентность , стр.29.
Источники
[ редактировать ]- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари . 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. Плато Милль . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7694-5 .