Jump to content

Аффект (философия)

Аффект (от латинского effectus или adfectus ) — концепция , используемая в философии Баруха Спинозы и разработанная Анри Бергсоном , Жилем Делезом и Феликсом Гваттари , которая делает упор на телесный или воплощенный опыт. Слово «аффект» приобретает другое значение в психологии и других областях.

Для Спинозы, как обсуждается во второй и третьей частях его «Этики» , аффекты — это состояния ума и тела, которые связаны с чувствами и эмоциями (но не являются их синонимами), из которых, по его словам, есть три основных вида: удовольствие или радость ( Летиция ), [1] боль или печаль ( тристиция ) [1] и желание ( cupiditas ) или аппетит. [2] Последующее философское использование Жилем Делёзом, Феликсом Гваттари и их переводчиком Брайаном Массуми, хотя и явно заимствовано у Спинозы, имеет тенденцию проводить более резкое, чем Спиноза, различие между аффектом и тем, что традиционно называют эмоциями. Аффекты трудно уловить и концептуализировать, потому что, как говорит Спиноза, «аффект или страсть ума [ animi pathema ] — это запутанная идея», которая воспринимается только по увеличению или уменьшению, которое она вызывает в жизненной силе тела. [3] Термин «аффект» занимает центральное место в том, что стало известно как «аффективный поворот» в гуманитарных и социальных науках.

У Спинозы

[ редактировать ]

В Баруха Спинозы » «Этике , часть III, определение 3, термин «аффект» ( affectus , традиционно переводится как «эмоция») [4] Модификация или изменение, возникающее в теле (включая разум) в результате взаимодействия с другим телом , которое увеличивает или уменьшает способность тела к активности (potentia agendi):

Под аффектом я понимаю телесные поражения, посредством которых действующая способность тела увеличивается или уменьшается, усиливается или ограничивается, и в то же время идеи этих поражений. [5]

Таким образом, аффект является частным случаем более нейтрального термина «аффект» ( affio ), который обозначает форму, «принимаемую» какой-либо вещью. [6] способ, состояние или качество отношения тела к миру или природе (или бесконечной «субстанции»). В части III «Определения эмоций/аффектов» Спиноза определяет 48 различных форм аффекта, включая любовь и ненависть, надежду и страх, зависть и сострадание. Почти все они являются проявлениями трех основных аффектов:

  • желание ( cupiditas ) или аппетит ( appetitus ), определяемые как «сама сущность человека, поскольку его сущность понимается как определенная к какому-либо действию из какого-либо данного расположения самого себя»; [7]
  • удовольствие ( laetitia ), определяемое как «переход человека из состояния меньшего совершенства в состояние большего совершенства»; [7] и
  • боль или печаль ( tristitia ), определяемая как «переход человека из состояния большего совершенства в состояние меньшего совершенства». [7]

По мнению Спинозы, поскольку сила активности Бога бесконечна, любое чувство, увеличивающее активность организма, ведет к большему совершенству. Аффекты — это переходные состояния или режимы, поскольку они представляют собой жизненные силы, с помощью которых организм стремится действовать против других сил, которые действуют на него и постоянно сопротивляются ему или сдерживают его. [8]

В Бергсоне

[ редактировать ]

Анри Бергсон в своей книге «Материя и память » (1896) утверждает, что мы познаем свое тело не только «извне» посредством восприятий , но и «изнутри» посредством чувств (франц. « аффекты »). [9]

У Делеза и Гваттари

[ редактировать ]

Термины «аффект» и «привязанность» приобрели известность в книге Жиля Делёза и Феликса Гваттари « Тысяча плато» , втором томе книги «Капитализм и шизофрения» . В своих примечаниях к используемой терминологии переводчик Брайан Массуми дает следующие определения терминов, используемых в книге:

АФФЕКТ/ВЛИЯНИЕ. Ни одно слово не обозначает личное чувство ( чувство у Делеза и Гваттари). L'affect по Спинозе ( affectus ) — это способность воздействовать и подвергаться воздействию. Это предличностная интенсивность, соответствующая переходу от одного эмпирического состояния тела к другому и подразумевающая увеличение или уменьшение способности этого тела действовать. L'afffection у Спинозы ( affectio ) — это каждое такое состояние, рассматриваемое как встреча затронутого тела со вторым, воздействующим, телом (при этом тело понимается в самом широком смысле, включающем в себя «душевные» или идеальные тела). [10]

Аффекты, по мнению Делёза, не являются простыми аффективными проявлениями , поскольку они независимы от своего субъекта .Художники создают аффекты и перцепты , «блоки пространства-времени», тогда как наука, по мнению Делеза, работает с функциями, а философия создает концепции.

Аффективный поворот

[ редактировать ]

С 1995 года [11] [12] ряд авторов в области социальных и гуманитарных наук начали исследовать теорию аффекта как способ понимания сфер опыта (включая телесный опыт), которые выходят за рамки доминирующей парадигмы репрезентации (основанной на риторике и семиотике ); это движение получило название аффективного поворота . [13] Следовательно, эти подходы заинтересованы в максимально широком разнообразии взаимодействий и встреч, взаимодействий и встреч, которые не обязательно ограничиваются человеческой чувствительностью. [14] Переводчик книги Делеза и Гваттари «Тысяча плато» , канадский политический философ Брайан Массуми , дал влиятельные определения аффекта (см. выше) и написал о пренебрегаемой важности движения и ощущения в культурных образованиях и нашем взаимодействии с реальным и виртуальным мирами. [15] Точно так же географ Найджел Трифт исследовал роль аффекта в том, что он называет «нерепрезентативной теорией». [16] В 2010 году The Affect Theory Reader» , которая стала первым сборником работ по теории аффекта. Мелисса Грегг и Грегори Дж. Сейгуорт опубликовали книгу « [17] Такие исследователи, как Мог Стэплтон , Дэниел Д. Хатто и Питер Каррутерс. [18] [19] [20] указали на необходимость исследовать и развивать понятия аффекта и эмоции. Они считают, что это важно для развивающейся парадигмы воплощения в когнитивной науке, в исследованиях сознания и философии разума. Этот шаг будет необходим для того, чтобы когнитивная наука, утверждает Мог Стэплтон, была «должным образом воплощенной» когнитивной наукой .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Часть III, Предложение 56. Спиноза, Бенедикт де (2001) [1677]. Этика . Пер. У. Уайт и А. Х. Стирлинг. Лондон: Издания Вордсворта. п. 141. ИСБН  978-1-84022-119-0 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  2. ^ «По правде говоря, я не могу признать никакой разницы между человеческим аппетитом и желанием». Спиноза, Бенедикт де (2001) [1677]. Этика [заголовок = Влияние . Пер. У. Уайт и А. Х. Стирлинг. Лондон: Издания Вордсворта. п. 146. ИСБН  978-1-84022-119-0 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  3. ^ Existendi vis или сила существования. Спиноза, Бенедикт де (2001) [1677]. Этика . Пер. У. Уайт и А. Х. Стирлинг. Лондон: Издания Вордсворта. п. 158. ИСБН  978-1-84022-119-0 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  4. ^ Из двух «стандартных» английских переводов версия Сэмюэля Ширли использует слово «эмоция» для обозначения аффекта , тогда как в более позднем переводе Эдвина Керли используется слово «аффект». Спиноза, Бенедикт де (2002) [1677]. Полное собрание сочинений . Пер. Сэмюэл Ширли. Индианаполис и Кембридж: Hackett Publishing. п. 278. ИСБН  978-0-87220-620-5 . Проверено 27 ноября 2011 г. Спиноза, Бенедикт де (1994). Читатель Спинозы: Этика и другие произведения . Пер. Эдвин М. Керли. Принстон и Чичестер: Издательство Принстонского университета. п. 154 . ISBN  978-0-691-00067-1 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  5. ^ Спиноза, Бенедикт де (1994). Читатель Спинозы: Этика и другие произведения . Пер. Эдвин М. Керли. Принстон и Чичестер: Издательство Принстонского университета. п. 154 . ISBN  978-0-691-00067-1 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  6. ^ Сэмюэл Ширли, «Предисловие переводчика». Спиноза, Бенедикт де (1992). Этика; Трактат об улучшении интеллекта; Избранные буквы . Пер. Сэмюэл Ширли. Издательство Хакетт. п. 24 . ISBN  978-0-87220-130-9 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Спиноза, Бенедикт де (1994). Читатель Спинозы: Этика и другие произведения . Пер. Эдвин М. Керли. Принстон и Чичестер: Издательство Принстонского университета. п. 311. ИСБН  978-0-691-00067-1 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  8. ^ Киснер, Мэтью Дж. (2011). Спиноза о свободе человека: разум, автономия и хорошая жизнь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 20. ISBN  978-0-521-19888-2 . Проверено 28 ноября 2011 г.
  9. ^ Анри Бергсон, Материя и память (1896), гл. 1 .
  10. ^ Делёз, Жиль ; Гваттари, Феликс (1987) [1980]. Тысяча плато: капитализм и шизофрения . Том. 2. Пер. и предисловие Брайана Массуми. Миннеаполис и Лондон: Университет Миннесоты Press. п. xvi. ISBN  978-0-8166-1401-1 . OCLC   16472336 .
  11. ^ Массуми, Брайан (1995). «Автономия аффекта». Культурная критика . Осень (31): 83–109. дои : 10.2307/1354446 . JSTOR   1354446 .
  12. ^ Седжвик, Ева Кософски; Фрэнк, Адам (1995). «Стыд в кибернетическом мире: чтение Сильвана Томкинса». Критический запрос . 21 (2): 496–522. дои : 10.1086/448761 . S2CID   143473392 .
  13. ^ Патрисия Тичинето Клаф, Джин Халли (ред.), Аффективный поворот: теоретизирование социального , Duke University Press, 2007, стр. 1; Пол Хоггетт, Саймон Томпсон (ред.), «Политика и эмоции: аффективный поворот в современных политических исследованиях» , Bloomsbury, 2012, стр. 1.
  14. ^ Сейферт, Роберт (2012). «За пределами личных чувств и коллективных эмоций: теория социального аффекта» . Теория, культура и общество . 29/6 : 35. дои : 10.1177/0263276412438591 . S2CID   143590063 .
  15. ^ Массуми, Брайан (2002). Притчи для виртуального: движение, аффект, ощущение . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-2897-1 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  16. ^ Бережливость, Найджел Дж. (2007). Нерепрезентативная теория: пространство, политика, аффект . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-39320-1 . Проверено 27 ноября 2011 г.
  17. ^ Грегг, М.; Сейгуорт, Г. (2010). Читатель теории аффекта . Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0822347767 . Проверено 30 апреля 2013 г.
  18. ^ Стэплтон, М (2012). «Шаги к «правильному воплощению» . Когнитивная наука, исследование когнитивных систем . 22–23: 1–11. doi : 10.1016/j.cogsys.2012.05.001 . S2CID   1694792 .
  19. ^ Хатто, Д. Интерсубъективные взаимодействия без теории разума: межвидовое сравнение [1]
  20. ^ Каррутерс, П. (2000). Феноменальное сознание: натуралистическая теория. Кембридж:Издательство Кембриджского университета.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b122b8c025284c151bc3fc9c96ab1cbf__1714496340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/bf/b122b8c025284c151bc3fc9c96ab1cbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Affect (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)