Материя и память

«Материя и память» (фр. Matière et mémoire , 1896) — книга французского философа Анри Бергсона . Его подзаголовок — « Очерк об отношении тела и духа» ( Essai sur la Relations du Corps à l’esprit ), а работа представляет собой анализ классических философских проблем, касающихся этого отношения . В этом контексте анализ памяти служит цели прояснения проблемы.
«Материя и память» была написана в ответ на книгу «Болезни памяти» Теодуля Рибо , вышедшую в 1881 году. Рибо утверждал, что открытия науки о мозге доказывают, что память находится в определенной части нервной системы; локализованы в мозгу и, таким образом, имеют материальную природу. Бергсон был против такого сведения духа к материи. Защищая четкую антиредукционистскую позицию, он считал, что память имеет глубоко духовную природу: мозг служит потребности в ориентации текущих действий, вставляя соответствующие воспоминания. Таким образом, поскольку мозг имеет практическую природу, определенные повреждения имеют тенденцию нарушать эту практическую функцию, но не стирают память как таковую. Вместо этого воспоминания просто не «воплощены» и не могут служить своей цели.
Различные формы памяти
[ редактировать ]Бергсон различает две разные формы памяти. Первая категория состоит из воспоминаний, касающихся привычек, воспроизведения и повторения прошлых действий, которые строго не признаются как представляющие прошлое, но используют его для целей настоящего действия. Этот вид памяти является автоматическим, вписанным в тело и служит утилитарной цели. Бергсон приводит в качестве примера заучивание стиха наизусть, т. е. декламацию, имеющую тенденцию к нерефлексивному и механическому повторению. Продолжительность привычного чтения тяготеет к регулярности, и этот вид памяти можно сравнить с практическими знаниями или привычкой. «Это привычка, проясняемая памятью, а не сама память, строго говоря». Чистая память, напротив, регистрирует прошлое в форме «образа-воспоминания», представляющего прошлое, признанное таковым. Оно носит созерцательный и фундаментально духовный характер и является бесплатным. Это настоящая память. Бергсон берет в качестве примера воспоминание об уроке заучивания одного и того же стиха — то есть датированного факта, который невозможно воссоздать. Чистая память или воспоминание позволяют признать, что урок был усвоен в прошлом, не может быть повторен и не является внутренним для тела.
Метафизические последствия
[ редактировать ]Бергсон обвинил классическую метафизику в искажении предполагаемых ею проблем и в том, что она выдвинула второстепенные проблемы как главные. Таким образом, проблема, поставленная Бергсоном, была хорошо известна, но он по-новому определил способ ее постановки. Каждая из четырех его основных работ следует одному и тому же принципу — реагированию на точно поставленную проблему; в «Материи и памяти» — проблема Декарта о духе и теле, сформулированная как две субстанции с разными атрибутами. Ошибка Декарта заключается в том, что он определил материю и память как субстанции или res , не разделив их таким образом четко.
Бергсон действительно отличает дух от тела, но, в отличие от классической философии Декарта, это различие находится во временной области, а не в пространственной. Дух — обитель прошлого; тело настоящего; душа или дух всегда привязаны к прошлому, а не пребывают в настоящем; погружен в прошлое и размышляет о настоящем. Иметь или осознавать что-либо — значит смотреть на это с точки зрения прошлого, в свете прошлого. Удовлетворяться реакцией на внешний раздражитель означает не осознавать действие; существование в чистом присутствии тела. Сознание неизменно означает задержку реакции на раздражители; интервал, сопровождаемый сознательным осознанием того, что дух закреплен в прошлом. Человек становится сознательным, будучи заякоренным в прошлом, в свете прошлого, с учетом соответствующих действий, направленных на ближайшее будущее. Артикуляция времени — прошлого, настоящего, будущего — находит место через союз духа и тела. Чем больше дух спускается в прошлое, тем больше человек становится сознательным. Чем больше человек действует автоматически, тем больше он существует в настоящем, во временной сфере тела. И человек всегда остается в пределах того или иного домена. Истинное осознание требует совместных действий тела и духа. По Бергсону, «импульсивный человек» приостанавливает свое сознание и остается в нерефлексивной сфере автоматизма.
Роль привязанности
[ редактировать ]Бергсон утверждал, что мы познаем наши тела не только «извне» посредством восприятий , но и «изнутри» посредством чувств .
Современная когнитивная наука
[ редактировать ]Нынешнее развитие современных селекционистских теорий памяти в когнитивной науке, похоже, подтверждает теории Бергсона. [1] Селекционистские модели предлагают новые и потенциально полезные подходы к теории запоминания. В модели естественного отбора эти селекционистские теории требуют как минимум двух компонентов обработки: устройства, генерирующего ряд представлений памяти, и процесса отбора, сохраняющего подмножество этих представлений. Бергсон показывает, как субъективный опыт запоминания можно понять в рамках селекционистской концепции.
Книга считается крупным философским вкладом в анализ имплицитной памяти . [2]
Издания
[ редактировать ]- Материя и память , 1990 ( Matière et Mémoire , 1896), переводчики Н. М. Пол и У. С. Палмер. Область книг ISBN 978-0-942299-05-2
- Материя и память 2004. [Перепечатка издания Макмиллана 1912 года, переводчики Н. Маргарет Пол и В. Скотт Палмер. Дуврские публикации. ISBN 0-486-43415-X .]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макнамара, Патрик (1996). «Материя и память Бергсона и современные селекционистские теории памяти» . Мозг и познание . 30 (2): 215–31. CiteSeerX 10.1.1.466.7035 . дои : 10.1006/brcg.1996.0014 . ПМИД 8811999 .
- ^ Шактер, Д. (1987). «Неявная память: история и современное состояние». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 13 (3): 501–518. дои : 10.1037/0278-7393.13.3.501 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Несколько форматов в Интернет-архиве
- Полный текст онлайн на сайте Mead Project.