Однозначность бытия
Часть серии о |
Джон Дунс Скот |
---|
Портал католицизма |
Однозначность бытия — это идея о том, что слова, описывающие свойства Бога, означают то же самое, что и применительно к людям или вещам. Оно связано с доктринами схоластического богослова Иоанна Дунса Скота .
Скот
[ редактировать ]В средневековых спорах о природе Бога многие теологи и философы (например, Фома Аквинский ) считали, что, когда кто-то говорит, что «Бог благ» и что «человек благ», доброта человека только аналогична, т.е. подобна, но различна. от, божьей благости. Джон Дунс Скот , хотя и не отрицает аналогии с бытием а-ля Св. Фома, тем не менее придерживается однозначного понятия бытия.
Скот не верит в «однозначность бытия», а скорее в общую концепцию бытия, присущую как Богу, так и человеку, хотя и в двух радикально различных модусах: бесконечном в Боге и конечном в человеке. [1]
Здесь утверждается, что мы понимаем Бога, потому что можем разделять Его бытие и, как следствие, трансцендентные атрибуты бытия, а именно доброту, истину и единство. [2] Что касается Скота, нам нужно понять, что такое «бытие» как концепция, чтобы продемонстрировать существование Бога, чтобы не сравнивать то, что мы знаем — творение — с тем, чего мы не знаем — Богом. Томас Уильямс защищает версию этого аргумента. [3]
Жиль Делёз
[ редактировать ]Жиль Делёз заимствовал у Скота учение об онтологической однозначности . [4] Он утверждал, что бытие однозначно, т. е. что все его смыслы утверждаются в один голос. Делез адаптирует доктрину однозначности, утверждая, что бытие однозначно является различием. «Однако при однозначности не различия есть и должны быть: именно бытие есть Различие в том смысле, в котором говорится о различии. Более того, не мы однозначны в Существе, которого нет; именно мы и наша индивидуальность остаются двусмысленными в однозначном Существе и для него». [5] Делёз одновременно повторяет и переворачивает Спинозу : [6] который утверждал, что все существующее является модификацией одной субстанции , Бога или Природы . Он утверждает, что это организующий принцип философии Спинозы, несмотря на отсутствие этого термина ни в одной из работ Спинозы. Для Делеза не существует какой-то одной субстанции, есть только постоянно дифференцирующийся процесс -оригами , космос , всегда сворачивающийся, разворачивающийся и вновь сворачивающийся. Делёз и Гваттари суммируют эту онтологию в парадоксальной формуле « плюрализм = монизм ». [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ см . Джон Дунс Скот, 1265–1965 с. 250-262
- ^ Ordinatio I, d. 3: О познаваемости Бога
- ^ Уильямс, Т. (2005). Доктрина однозначности верна и полезна. Современное богословие , 21 (4), 575–585. дои : 10.1111/j.1468-0025.2005.00298.x
- ^ Виддер, Натан (2009). «Джон Дунс Скот», в «Философской линии Делеза», изд. Грэм Джонс (PDF) . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 100-1 27–43. ISBN 9780748632992 .
- ^ Жиль Делёз, Различие и повторение , 1994, с. 39.
- ^ Беррессем, Ханджо и Лейла Хаферкамп (2009). Делёзианские события: написание истории, изд. Ханджо Берресем и Лейла Хаферкамп . Мюнстер: LIT Verlag. стр. 210. ИСБН 978-3643101747 .
- ^ Жиль Делез и Феликс Гваттари, Тысяча плато , 1987, стр. 20.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хоран, Дэниел П. OFM, Постмодерн и однозначность - критический отчет о радикальной ортодоксии и John Duns Scotus Fortress Press, 2014.