Аверроэс
Аверроэс Ибн Рушд | |
---|---|
Ибн Рушд | |
![]() Статуя Аверроэса в Кордове , Испания | |
Рожденный | |
Умер | 11 декабря 1198 г. | (72 года)
Другие имена | Абу ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд Комментатор ибн Рушд аль-Хафид (Внук) |
Эра | Средневековье , Золотой век ислама |
Область | Исламская философия |
Школа | Аристотелизм |
Основные интересы | Исламская теология , философия , исламское правоведение , медицина , астрономия , физика , лингвистика |
Известные идеи | Связь ислама и философии, непротиворечивость разума и откровения, единство интеллекта. |
Ибн Рушд ( араб . Ибн Рушд ; полное имя на арабском языке : Ибн Ахмад Ибн Абу аль-Валид Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Рушд , латинизированное : Абу л-Валид Мухаммад Рушд ; 14 апреля 1126 г. - 11 декабря 1198 г.), часто латинизируется как Аверроэс ( английский язык) : / ə ˈ v ɛr oʊ iː z / ), был андалузцем. [1] эрудит и юрист, писавший по многим предметам, включая философию , теологию , медицину , астрономию , физику , психологию , математику , исламскую юриспруденцию и право , а также лингвистику . Автор более 100 книг и трактатов, [2] [3] его философские труды включают многочисленные комментарии к Аристотелю , благодаря которым он был известен в западном мире как Комментатор и Отец Рационализма . [4]
Аверроэс был ярым сторонником аристотелизма ; он пытался восстановить то, что он считал оригинальным учением Аристотеля, и выступал против неоплатонических тенденций более ранних мусульманских мыслителей, таких как Аль-Фараби и Авиценна . Он также защищал занятия философией от критики со стороны теологов ашари, таких как Аль-Газали . Аверроэс утверждал, что философия разрешена в исламе и даже обязательна для определенных элит. Он также утверждал, что текст Священных Писаний следует интерпретировать аллегорически, если он противоречит выводам, к которым пришли разум и философия. В области исламской юриспруденции он написал Бидаят аль-Муджтахид о различиях между исламскими юридическими школами и принципах, которые вызвали их различия. В медицине он предложил новую теорию инсульта описал признаки и симптомы болезни Паркинсона , впервые и, возможно, первым определил сетчатку как часть глаза, отвечающую за восприятие света. Его медицинская книга Аль-Куллият фи аль-Тибб. , переведенная на латынь и известная как « Коллигет» , на протяжении веков стала учебником в Европе.
Его наследие в исламском мире было скромным по географическим и интеллектуальным причинам. На Западе Аверроэс был известен своими обширными комментариями к Аристотелю, многие из которых были переведены на латынь и иврит. Переводы его работ пробудили в Западной Европе интерес к Аристотелю и греческим мыслителям, области исследований, которая была широко заброшена после падения Западной Римской империи . Его мысли вызвали споры в латинском христианском мире и положили начало философскому движению под названием Аверроизм, основанному на его трудах. Его тезис о единстве интеллекта , предполагающий, что все люди обладают одним и тем же интеллектом, стал одной из самых известных и самых противоречивых аверроистских доктрин на Западе. Его работы были осуждены католической церковью в 1270 и 1277 годах. Хотя латинский аверроизм был ослаблен осуждением и постоянной критикой со стороны Фомы Аквинского , он продолжал привлекать последователей вплоть до шестнадцатого века.
Имя [ править ]

Полное транслитерированное арабское имя Ибн Рушда - «Абу л-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд». [5] [6] Иногда к его имени добавляют прозвище аль-Хафид («Внук»), чтобы отличить его от деда, известного судьи и юриста. [7] «Аверроэс» — это средневековая латинская форма имени «Ибн Рушд»; оно произошло от испанского произношения оригинального арабского имени, в котором «Ибн» превращается в «Абен» или «Авен». [8] Другие формы имени на европейских языках включают «Ибин-Рос-дин», «Филиус Росадис», «Ибн-Русид», «Бен-Раксид», «Ибн-Рушод», «Ден-Решед», «Абен-Рассад». », «Абен-Расд», «Абен-Руст», «Авенросды», «Авенриз», «Адверойс», «Бенройст», «Авенройт» и «Аверройста». [8]
Биография [ править ]
Молодость образование и
Мало что известно о ранней жизни Аверроэса. [9] Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Рушд родился 14 апреля 1126 года (520 г. хиджры). [5] ) в Кордове . [10] [11] Его семья была хорошо известна в городе своей государственной службой, особенно в юридической и религиозной сферах. [11] Вероятно, он был мулади и берберского происхождения. [12] [13] [9] Его дед Абу аль-Валид Мухаммад (ум. 1126) был главным судьей ( кади ) Кордовы и имамом Великой мечети Кордовы при Альморавидах . [5] [11] Его отец Абу аль-Касим Ахмад не был так знаменит, как его дед, но также был главным судьей, пока Альморавиды не были заменены Альмохадами в 1146 году. [11]
По мнению его традиционных биографов, образование Аверроэса было «превосходным». [5] начиная с изучения хадисов (традиций исламского пророка Мухаммеда ), фикха ( юриспруденции ), медицины и теологии. Он изучал юриспруденцию Малики под руководством аль-Хафиза Абу Мухаммада ибн Ризка и хадисы у Ибн Башкувала, ученика своего деда. [5] [14] Его отец также учил его юриспруденции, в том числе по Малика имама выдающемуся сочинению « Муватта » , которое Аверроэс впоследствии выучил наизусть. [15] [16] Он изучал медицину у Абу Джафара Джарима аль-Таджаила, который, вероятно, также преподавал ему философию. [17] Он также знал работы философа Ибн Баджи (также известного как Авемпейс) и, возможно, знал его лично или был у него наставником. [11] [14] Он присоединился к регулярному собранию философов, врачей и поэтов в Севилье , на котором присутствовали философы Ибн Туфайл и Ибн Зухр, а также будущий халиф Абу Юсуф Якуб . [16] Он также изучал калама теологию школы Ашари , которую позже критиковал. [17] Его биограф 13-го века Ибн аль-Аббар сказал, что его больше интересовало изучение права и его принципов ( усул ), чем изучение хадисов, и он был особенно компетентен в области халяфа (споров и разногласий в исламской юриспруденции). [17] Ибн аль-Аббар также упомянул о своем интересе к «наукам древних», вероятно, имея в виду греческую философию и науки. [17]
Карьера [ править ]

К 1153 году Аверроэс находился в Марракеше (современное Марокко), столице халифата Альмохадов, для проведения астрономических наблюдений и поддержки проекта Альмохадов по строительству новых колледжей. [16] [17] Он надеялся найти физические законы астрономических движений вместо известных в то время только математических законов, но это исследование не увенчалось успехом. [17] Во время своего пребывания в Марракеше он, вероятно, встретил Ибн Туфайла, известного философа и автора « Хая ибн Якдана» , который также был придворным врачом в Марракеше. [14] [17] Аверроэс и ибн Туфайл стали друзьями, несмотря на различия в их философии. [14] [18]
В 1169 году Ибн Туфайл представил Аверроэса халифу Альмохадов Абу Якубу Юсуфу . [17] [19] В известном отчете историка Абдельвахида аль-Марракуши халиф спросил Аверроэса, существовали ли небеса извечно или имели ли они начало. [17] [19] Зная, что этот вопрос является спорным, и опасаясь, что неправильный ответ может подвергнуть его опасности, Аверроэс не ответил. [19] Затем халиф изложил взгляды Платона, Аристотеля и мусульманских философов на эту тему и обсудил их с Ибн Туфайлом. [17] [19] Эта демонстрация знаний успокоила Аверроэса; Затем Аверроэс изложил свои взгляды на этот вопрос, что произвело впечатление на халифа. [17] Аверроэс был так же впечатлен Абу Якубом, и позже сказал, что халиф обладал «обильностью знаний, о которой я не подозревал». [19]
После их вступления Аверроэс оставался в пользу Абу Якуба до смерти халифа в 1184 году. [17] Когда халиф пожаловался Ибн Туфайлу на трудность понимания работы Аристотеля, Ибн Туфайл рекомендовал халифу, чтобы Аверроэс поработал над ее объяснением. [17] [19] Это было началом обширных комментариев Аверроэса к Аристотелю; [19] его первые работы на эту тему были написаны в 1169 году. [19]
В том же году Аверроэс был назначен кади (судьей) в Севилье. [17] [20] В 1171 году он стал кади в своем родном городе Кордова. [15] [17] В качестве кади он решал дела и давал фетвы (юридические заключения), основанные на исламском законе ( шариате ). [20] Скорость его письма за это время увеличилась, несмотря на другие обязательства и его путешествия по империи Альмохадов. [17] Он также воспользовался возможностью из своих путешествий, чтобы провести астрономические исследования. [16] Многие из его работ, созданных между 1169 и 1179 годами, были датированы Севильей, а не Кордовой. [17] В 1179 году он снова был назначен кади в Севилье. [15] В 1182 году он сменил своего друга Ибн Туфайла на посту придворного врача, а позже в том же году был назначен главным кади Кордовы, престижная должность, которую когда-то занимал его дед. [17] [20]
В 1184 году халиф Абу Якуб умер, и ему наследовал Абу Юсуф Якуб. [17] Первоначально Аверроэс оставался в королевской милости, но в 1195 году его судьба изменилась. [17] [19] Ему были предъявлены различные обвинения, и его судил трибунал в Кордове. [17] [19] Трибунал осудил его учение, приказал сжечь его произведения и сослал Аверроэса в близлежащую Лусену . [17] Причины этого падения со стороны ранних биографов включают возможное оскорбление халифа в его трудах. [19] но современные ученые объясняют это политическими причинами. В Энциклопедии ислама говорится, что халиф дистанцировался от Аверроэса, чтобы заручиться поддержкой более ортодоксальных улемов , которые выступали против Аверроэса и чья поддержка была необходима аль-Мансуру для его войны против христианских королевств. [17] Историк исламской философии Маджид Фахри также писал, что свою роль сыграло общественное давление со стороны традиционных юристов Малики, которые были против Аверроэса. [19]
Через несколько лет Аверроэс вернулся ко двору Марракеша и снова оказался на стороне халифа. [17] Он умер вскоре после этого, 11 декабря 1198 года (9 сафара 595 года по исламскому календарю). [17] Первоначально он был похоронен в Северной Африке, но позже его тело было перевезено в Кордову для других похорон, на которых будущий суфийский мистик и философ Ибн Араби (1165–1240). присутствовал [17]
Работает [ править ]
Аверроэс был плодовитым писателем, и его работы, по словам Фахри, «охватывали более широкий круг тем», чем работы любого из его предшественников на Востоке, включая философию, медицину, юриспруденцию или теорию права, а также лингвистику. [21] Большинство его сочинений представляли собой комментарии или перефразирования работ Аристотеля, которые — особенно длинные — часто содержат его оригинальные мысли. [22] По словам французского писателя Эрнеста Ренана , Аверроэс написал не менее 67 оригинальных работ, в том числе 28 работ по философии, 20 по медицине, 8 по праву, 5 по теологии и 4 по грамматике, в дополнение к своим комментариям к большинству работ Аристотеля и его комментарий к Платона » « Государству . [23] Многие произведения Аверроэса на арабском языке не сохранились, но сохранились их переводы на иврит или латынь. [24] Например, от его длинных комментариев к Аристотелю сохранилась лишь «небольшая горстка арабских рукописей». [25]
Комментарии к Аристотелю [ править ]

Аверроэс написал комментарии почти ко всем сохранившимся произведениям Аристотеля. [21] Единственное исключение — «Политика» Платона , к которой у него не было доступа, поэтому он писал комментарии к «Государству» . [21] Он разделил свои комментарии на три категории, которые современные ученые назвали короткими , средними и длинными комментариями. [25] Большинство коротких комментариев ( джами ) были написаны в начале его карьеры и содержат краткое изложение доктрин Аристотеля. [22] Средние комментарии ( талхис ) содержат парафразы, уточняющие и упрощающие оригинальный текст Аристотеля. [22] Средние комментарии, вероятно, были написаны в ответ на жалобы его покровителя халифа Абу Якуба Юсуфа на трудности понимания оригинальных текстов Аристотеля и для помощи другим, находящимся в аналогичном положении. [22] [25] Длинные комментарии ( тафсир или шарх ), или построчные комментарии, включают в себя полный текст оригинальных произведений с подробным анализом каждой строки. [26] Длинные комментарии очень подробны и содержат высокую степень оригинальности мыслей. [22] и вряд ли были предназначены для широкой аудитории. [25] Только пять работ Аристотеля содержали все три типа комментариев: «Физика» , «Метафизика» , «О душе» , «О небесах » и «Постериорная аналитика» . [21]
Отдельные философские произведения [ править ]
Аверроэс также написал отдельные философские трактаты, в том числе «Об интеллекте» , «О силлогизме» , «О соединении с активным интеллектом» , «О времени» , «О небесной сфере» и «О движении сферы» . Он также написал несколько полемик : «Очерк подхода аль-Фараби к логике по сравнению с подходом Аристотеля» , «Метафизические вопросы, рассматриваемые в « Книге исцеления» Ибн Сины , и опровержение классификации существующих сущностей Ибн Сины» . [21]
Исламское богословие [ править ]
Научные источники, в том числе Фахри и Энциклопедия ислама , назвали три работы ключевыми произведениями Аверроэса в этой области. Фасл аль-Макаль («Решающий трактат») — трактат 1178 года, в котором доказывается совместимость ислама и философии. [27] Аль-Кашф ан Манахидж аль-Адилла («Изложение методов доказательства»), написанный в 1179 году, критикует богословие ашаритов: [28] и излагает аргументы Аверроэса в пользу доказательства существования Бога, а также его мысли о атрибутах и действиях Бога. [29] 1180 года Книга «Тахафут ат-Тахафут» («Непоследовательность бессвязности») представляет собой опровержение аль-Газали знаковой критики философии (ум. 1111) «Непоследовательность философов» . Он объединяет идеи его комментариев и отдельных работ и использует их для ответа аль-Газали. [30] В работе также критикуется Авиценна и его неоплатонистские тенденции, иногда соглашаясь с критикой его аль-Газали. [30]
Медицина [ править ]

Аверроэс, служивший королевским врачом при дворе Альмохадов, написал ряд медицинских трактатов. Самым известным из них был аль-Куллият фи аль-Тибб («Общие принципы медицины», латинизированный на западе как « Коллигет »), написанный около 1162 года, до его назначения при дворе. [31] Название этой книги противоположно названию « Аль-Джузийят фи аль-Тибб » («Особенности медицины»), написанному его другом Ибн Зухром, и они сотрудничали, намереваясь, чтобы их работы дополняли друг друга. [32] Латинский перевод «Коллигета » на протяжении веков стал медицинским учебником в Европе. [31] Другие его сохранившиеся книги включают «О патоке» , «Различия в темпераменте » и «Лекарственные травы» . [33] Он также написал краткое изложение работ греческого врача Галена (умер около 210 г. ) и комментарий к Авиценны « Урджуза фи аль-Тибб» («Поэма о медицине»). [31]
Юриспруденция и право [ править ]
Аверроэс несколько раз занимал пост судьи и написал множество работ в области исламской юриспруденции и теории права. Единственная книга, сохранившаяся до наших дней, - это «Бидаят аль-Муджтахид ва Нихайят аль-Мукташид» («Букварь дискреционного ученого»). [34] В этой работе он объясняет различия во мнениях ( ихтилаф ) между суннитскими мазхабами (школами исламской юриспруденции) как на практике, так и в лежащих в их основе юридических принципах, а также причину, по которой они неизбежны. [35] Несмотря на его статус судьи Малики , в книге также обсуждаются мнения других школ, в том числе либеральных и консервативных. [34] Помимо этого сохранившегося текста, библиографические данные показывают, что он написал краткое изложение книги Аль-Газали « О правовой теории мусульманской юриспруденции» ( «Аль-Мустасфа ») и трактаты о жертвоприношениях и земельном налоге. [36]
Философские идеи [ править ]
Аристотелизм в исламской философской традиции [ править ]
В своих философских трудах Аверроэс пытался вернуться к аристотелизму , который, по его мнению, был искажен неоплатоническими тенденциями мусульманских философов, таких как Аль-Фараби и Авиценна . [37] [38] Он отверг попытку аль-Фараби объединить идеи Платона и Аристотеля, указав на различия между ними, такие как неприятие Аристотелем теории идей Платона . [39] Он также раскритиковал работы Аль-Фараби по логике за неправильное истолкование ее аристотелевского источника. [40] Он написал обширную критику Авиценны, который был знаменосцем исламского неоплатонизма в средние века. [41] Авиценны Он утверждал, что теория эманации содержит множество ошибок и не встречается в трудах Аристотеля. [41] Аверроэс не согласился с точкой зрения Авиценны о том, что существование - это просто случайность , добавленная к сущности, и утверждал обратное; нечто существует само по себе , и сущность можно найти только путем последующей абстракции. [42] Он также отверг модальность Авиценны и аргумент Авиценны в пользу доказательства существования Бога как необходимого существования. [43]
Аверроэс твердо придерживался мнения о включении греческой мысли в мусульманский мир и писал, что «если до нас кто-то исследовал [мудрость], нам надлежит искать помощи в том, что он сказал. Не имеет значения, принадлежит ли он к нашей общине. или другому». [44]
Связь между религией и философией [ править ]
При жизни Аверроэса философия подвергалась нападкам со стороны суннитской исламской традиции, особенно со стороны теологических школ, таких как традиционалистские (ханбалитские) и школы ашари . [45] В частности, учёный ашари аль-Газали (1058–1111) написал «Непоследовательность философов» ( Тахафут аль-фаласифа ), резкую и влиятельную критику неоплатонической философской традиции в исламском мире и, в частности, против работ Авиценны. [46] Среди прочего, Аль-Газали обвинял философов в неверии в ислам и стремился опровергнуть учение философов, используя логические аргументы. [45] [47]
В «Решительном трактате » Аверроэс утверждает, что философия, которая для него представляла собой выводы, сделанные с использованием разума и тщательного метода, не может противоречить откровениям в исламе, потому что это всего лишь два разных метода достижения истины, а «истина не может противоречить истине». [48] [49] Когда выводы, к которым пришла философия, кажутся противоречащими тексту откровения, то, по мнению Аверроэса, откровение должно быть подвергнуто интерпретации или аллегорическому пониманию, чтобы устранить противоречие. [45] [48] Эту интерпретацию должны делать те, кто «укоренен в знании» — фраза, взятая из Корана, 3:7, которая, по мнению Аверроэса, относится к философам, которые при его жизни имели доступ к «высшим методам познания». [48] [49] Он также утверждает, что Коран призывает мусульман изучать философию, потому что изучение и размышление о природе расширит знания человека о «Ремесленнике» (Боге). [50] Он цитирует отрывки из Корана, призывающие мусульман задуматься о природе, и использует их для вынесения фетвы (юридического заключения) о том, что философия разрешена для мусульман и, вероятно, является обязанностью, по крайней мере, среди тех, кто обладает к ней талантом. [51]
Аверроэс также различает три способа дискурса: риторический (основанный на убеждении), доступный простым массам; диалектический (учеными ) (основанный на дебатах), часто используемый богословами и улемами ; и демонстративный (основанный на логической дедукции). [45] [50] По мнению Аверроэса, Коран использует риторический метод привлечения людей к истине, что позволяет ему своей убедительностью дойти до простых масс. [52] тогда как философия использует демонстративные методы, которые были доступны только ученым, но обеспечивали наилучшее понимание и знание. [52]
Аверроэс также пытается отклонить критику философии Аль-Газали, говоря, что многие из них применимы только к философии Авиценны, а не к философии Аристотеля, которая, по мнению Аверроэса, является истинной философией, от которой Авиценна отклонился. [53]
Природа Бога [ править ]
Существование [ править ]
Аверроэс излагает свои взгляды на существование и природу Бога в трактате «Изложение методов доказательства» . [54] [55] Он исследует и критикует доктрины четырех сект ислама: ашаритов , мутазилитов , суфиев и тех, кого он называет «буквалистами» ( аль-хашвия ). [55] Среди прочего, он исследует их доказательства существования Бога и критикует каждое из них. [54] Аверроэс утверждает, что есть два аргумента в пользу существования Бога, которые он считает логически обоснованными и соответствующими Корану; аргументы «провидения» и «изобретения». [54] Аргумент провидения предполагает, что мир и Вселенная, по-видимому, прекрасно приспособлены для поддержания человеческой жизни . Аверроэс упомянул солнце, луну, реки, моря и расположение людей на земле. [54] [56] По его словам, это предполагает творца, создавшего их на благо человечества. [54] [56] Аргумент, основанный на изобретении, утверждает, что мирские сущности, такие как животные и растения, по-видимому, были изобретены. Поэтому Аверроэс утверждает, что за творением стоял дизайнер, и это Бог. [54] Два аргумента Аверроэса носят телеологический характер, а не космологический, как аргументы Аристотеля и большинства современных мусульманских богословов-каламов. [57]
Атрибуты Бога [ править ]
Аверроэс поддерживает доктрину божественного единства ( таухид ) и утверждает, что у Бога есть семь божественных атрибутов : знание, жизнь, сила, воля, слух, видение и речь. Он уделяет наибольшее внимание атрибуту знания и утверждает, что божественное знание отличается от человеческого знания, потому что Бог знает вселенную, потому что Бог является ее причиной, в то время как люди познают вселенную только через ее следствия. [54]
Аверроэс утверждает, что атрибут жизни можно сделать вывод, поскольку он является предварительным условием познания, а также потому, что Бог пожелал создания объектов. [58] О силе можно судить по способности Бога создавать творения. Аверроэс также утверждает, что знание и власть неизбежно порождают речь. Что касается зрения и речи, он говорит, что, поскольку Бог создал мир, он обязательно знает каждую его часть так же, как художник глубоко понимает свою работу. Поскольку два элемента мира — зрительный и слуховой, Бог обязательно должен обладать зрением и речью. [54]
Парадокс всемогущества впервые был рассмотрен Аверроэсом. [59] и лишь позднее Фомой Аквинским . [60]
Предвечность мира [ править ]
В течение столетий, предшествовавших Аверроэсу, между мусульманскими мыслителями велись дебаты о том, был ли мир создан в определенный момент времени или он существовал всегда . [61] Философы-неоплатоники, такие как Аль-Фараби и Авиценна, утверждали, что мир существовал всегда. [62] Эта точка зрения подверглась критике со стороны теологов и философов традиции Ашари калам; в частности, аль-Газали написал обширное опровержение доктрины предвечности в своей книге «Непоследовательность философов» и обвинил философов-неоплатоников в неверии ( куфре ). [62]
Аверроэс ответил Аль-Газали в своей «Непоследовательность непоследовательности» . Во-первых, он утверждал, что различия между двумя позициями не настолько велики, чтобы оправдывать обвинения в неверии. [62] Он также сказал, что доктрина предвечности не обязательно противоречит Корану, и процитировал стихи, в которых упоминаются ранее существовавшие «трон» и «вода» в отрывках, связанных с творением. [63] [64] Аверроэс утверждал, что внимательное чтение Корана подразумевает, что только «форма» Вселенной была создана во времени, но ее существование было вечным. [63] Аверроэс далее раскритиковал теологов калама за использование собственных интерпретаций Священных Писаний для ответа на вопросы, которые следовало оставить философам. [65]
Политика [ править ]
Платона Аверроэс излагает свою политическую философию в комментарии к «Государству» . Он сочетает свои идеи с идеями Платона и исламской традицией; он считает идеальным государством государство, основанное на исламском праве ( шариате ). [66] Его интерпретация платоновского царя-философа следовала интерпретации Аль-Фараби, которая приравнивала царя-философа к имаму , халифу и законодателю государства. [66] [67] Описание Аверроэсом характеристик короля-философа аналогично описанию Аль-Фараби; к ним относятся любовь к знаниям, хорошая память, любовь к учебе, любовь к истине, нелюбовь к чувственным удовольствиям, нелюбовь к накоплению богатства, великодушие, смелость, стойкость, красноречие и умение «быстро находить средний срок ». [67] Аверроэс пишет, что если философы не могут править — как это было в империях Альморавидов и Альмохадов при его жизни — философы все равно должны попытаться повлиять на правителей в направлении создания идеального государства. [66]
По мнению Аверроэса, существует два метода обучения граждан добродетели; убеждение и принуждение. [68] Убеждение — более естественный метод, состоящий из риторического, диалектического и демонстративного методов; Однако иногда принуждение необходимо для тех, кто не поддается убеждению, например, для врагов государства. [68] Поэтому он оправдывает войну как последнее средство, что он также поддерживает, используя аргументы Корана. [68] Следовательно, он утверждает, что правитель должен обладать мудростью и мужеством, которые необходимы для управления и защиты государства. [69]
Как и Платон, Аверроэс призывает женщин вместе с мужчинами участвовать в управлении государством, в том числе участвовать в качестве солдат, философов и правителей. [70] Он сожалеет, что современные мусульманские общества ограничили общественную роль женщин; он говорит, что это ограничение вредно для благосостояния государства. [66]
Аверроэс также принял идеи Платона об ухудшении идеального государства. Он приводит примеры из исламской истории, когда халифат Рашидун , который в суннитской традиции представлял собой идеальное государство, возглавляемое «праведными халифами», стал династическим государством при Муавии , основателе династии Омейядов . Он также говорит, что империи Альморавидов и Альмохадов начинались как идеальные государства, основанные на шариате, но затем деградировали до тимократии , олигархии , демократии и тирании . [66] [71]
исламского Разнообразие права
За время своего пребывания на посту судьи и юриста Аверроэс по большей части правил и выносил фетвы в соответствии со школой исламского права Малики , которая доминировала в Аль-Андалусе и западном исламском мире в его время. [72] Однако он часто действовал как «свой человек», в том числе иногда отвергая аргумент «консенсуса жителей Медины », который является одной из традиционных позиций Малики. [73] В «Бидаят аль-Муджтахид» , одном из его главных вкладов в область исламского права, он не только описывает различия между различными школами исламских законов, но также пытается теоретически объяснить причины различий и почему они неизбежны. [74] Несмотря на то, что все школы исламского права в конечном итоге укоренены в Коране и хадисах, существуют «причины, вызывающие необходимость различий» ( аль-асбаб аль-лати ауджабат аль-ихтилаф ). [75] [76] К ним относятся различия в толковании Священного Писания в общем или конкретном смысле, [77] интерпретируя библейские заповеди как обязательные или просто рекомендуемые, а запреты как разочарование или полный запрет, [78] а также неясности в значении слов или выражений. [79] Аверроэс также пишет, что применение кийаса (рассуждения по аналогии) может привести к различным юридическим мнениям, поскольку юристы могут не согласиться с применимостью определенных аналогий. [80] и разные аналогии могут противоречить друг другу. [81] [82]
Натуральная философия [ править ]
Астрономия [ править ]
Как и Авемпейс и Ибн Туфаил , Аверроэс критикует систему Птолемея , используя философские аргументы, и отвергает использование эксцентриков и эпициклов для объяснения видимых движений Луны, Солнца и планет. Он утверждал, что эти объекты движутся равномерно по строго круговому движению вокруг Земли, следуя принципам Аристотеля. [83] Он постулирует, что существует три типа планетарных движений; те, которые можно увидеть невооруженным глазом, те, для наблюдения которых требуются инструменты, и те, которые можно познать только с помощью философских рассуждений. [16] Аверроэс утверждает, что случайные непрозрачные цвета Луны вызваны изменениями ее толщины; более толстые части получают больше света от Солнца и, следовательно, излучают больше света, чем более тонкие части. [84] Это объяснение использовалось европейскими схоластами вплоть до семнадцатого века для объяснения пятен наблюдений Галилеем на поверхности Луны, пока такие схоласты, как Антуан Гуден, в 1668 году не признали, что это наблюдение, скорее всего, было вызвано горами на Луне. [85] Он и Ибн Баджа наблюдали солнечные пятна , которые, по их мнению, были транзитами Венеры и Меркурия между Солнцем и Землей. [86] В 1153 году он проводил астрономические наблюдения в Марракеше, где наблюдал звезду Канопус (араб. Сухайль ), невидимую на широте его родной Испании. Он использовал это наблюдение, чтобы поддержать аргумент Аристотеля о сферической Земле . [86]
Аверроэс знал, что арабские и андалузские астрономы его времени сосредоточились на «математической» астрономии, которая позволяла делать точные предсказания посредством вычислений, но не давала подробного физического объяснения того, как работает Вселенная. [87] По его словам, «астрономия нашего времени не предлагает никакой истины, а лишь согласуется с расчетами, а не с тем, что существует». [88] Он пытался реформировать астрономию, чтобы примирить ее с физикой, особенно с физикой Аристотеля. Аристотеля Его длинный комментарий к «Метафизике» описывает принципы его попытки реформы, но позже в своей жизни он заявил, что его попытки потерпели неудачу. [17] [83] Он признался, что у него недостаточно времени и знаний, чтобы согласовать наблюдаемые движения планет с принципами Аристотеля. [83] Кроме того, он не знал работ Евдокса и Каллиппа и поэтому упустил контекст некоторых астрономических работ Аристотеля. [83] Однако его работы оказали влияние на астронома Нур ад-Дина аль-Битруджи (ум. 1204), который перенял большинство его принципов реформы и преуспел в предложении ранней астрономической системы, основанной на аристотелевской физике. [89]
Физика [ править ]
В физике Аверроэс не принял индуктивный метод, который развивался Аль-Бируни в исламском мире и ближе к сегодняшней физике. [50] Скорее, он был, по словам историка науки Рут Гласнер, ученым-экзегетом, который выдвинул новые тезисы о природе посредством обсуждения предыдущих текстов, особенно сочинений Аристотеля. [90] из-за такого подхода его часто изображали как лишенного воображения последователя Аристотеля, но Гласнер утверждает, что работы Аверроэса представили весьма оригинальные теории физики, особенно его разработку Аристотелевских минимумов естественных и движения как формы флюенс , которые были подхвачены на Западе. и важны для общего развития физики. [91]
Психология [ править ]

Аверроэс излагает свои мысли о психологии в своих трех комментариях к книге Аристотеля « О душе» . [92] Аверроэс заинтересован в объяснении человеческого интеллекта с помощью философских методов и интерпретации идей Аристотеля. [92] Его позиция по этой теме менялась на протяжении всей его карьеры по мере развития его мыслей. [92] В своем коротком комментарии, первом из трех произведений, Аверроэс следует Ибн Баджи теории о том, что нечто, называемое « материальным интеллектом », хранит конкретные образы, с которыми сталкивается человек. [93] Эти образы служат основой для «объединения» универсальным « агентом интеллекта », который, если это произойдет, позволяет человеку получить универсальные знания об этом понятии. [94] В своем среднем комментарии Аверроэс движется к идеям Аль-Фараби и Авиценны, говоря, что агентный интеллект дает людям силу универсального понимания, которая и есть материальный интеллект. [94] Как только человек имеет достаточное количество эмпирических встреч с определенной концепцией, сила активируется и дает человеку универсальное знание. [94] (см. также логическую индукцию ).
В своем последнем комментарии, названном « Длинным комментарием », он предлагает другую теорию, которая становится известной как теория «единства интеллекта ». В ней Аверроэс утверждает, что существует только один материальный интеллект, который един для всех людей и не смешан с человеческим телом. [95] Чтобы объяснить, как разные люди могут иметь разные мысли, он использует концепцию, которую он называет fikr — известную как cogitatio на латыни — процесс, который происходит в человеческом мозгу и содержит не универсальное знание, а «активное рассмотрение конкретных вещей», с которыми человек столкнулся. [95] Эта теория вызвала споры, когда работы Аверроэса проникли в христианскую Европу; в 1229 году Фома Аквинский написал подробную критику под названием « О единстве интеллекта против аверроистов» . [92] [96]
Медицина [ править ]

Хотя его работы в области медицины свидетельствуют о глубоких теоретических познаниях в медицине своего времени, он, вероятно, имел ограниченный практический опыт и в одной из своих работ заявил, что «мало что практиковал, кроме меня, моих родственников и друзей». ." [97] [98] Он действительно служил королевским врачом, но его квалификация и образование были в основном теоретическими. [98] По большей части медицинский труд Аверроэса « Аль-Куллият фи ат-Тибб» следует медицинской доктрине Галена, влиятельного греческого врача и писателя II века, которая была основана на четырех жидкостях — крови, желтой желчи, черной желчи и мокрота, баланс которой необходим для здоровья человеческого организма. [99] Первоначальный вклад Аверроэса включает его наблюдения за сетчаткой: он, возможно, был первым, кто осознал, что сетчатка — это часть глаза, ответственная за восприятие света, а не хрусталик , как обычно думали. [99] Современные учёные спорят, имел ли он в виду именно это, говоря « Куллият» Аристотеля , но Аверроэс также высказал подобное наблюдение в своём комментарии к «Чувству и чувствительности» : «Самая внутренняя из оболочек глаза [сетчатка] обязательно должна получать свет от юмора». глаза [хрусталика], точно так же, как жидкости получают свет из воздуха». [100]
Еще одним его отходом от Галена и медицинских теорий того времени является его описание инсульта , вызванного мозгом и вызванного закупоркой артерий, идущих от сердца к мозгу. [101] Это объяснение ближе к современному пониманию болезни по сравнению с объяснением Галена, который связывает ее с обструкцией между сердцем и периферией. [101] Он также был первым, кто описал признаки и симптомы болезни Паркинсона в своем «Куллияте» , хотя и не дал болезни названия. [102]
Наследие [ править ]
В еврейской традиции [ править ]
Маймонид (ум. 1204) был среди первых еврейских ученых, которые с энтузиазмом восприняли работы Аверроэса, заявив, что он «получил в последнее время все, что Аверроэс написал о трудах Аристотеля», и что Аверроэс «был чрезвычайно прав». [103] Еврейские писатели тринадцатого века, в том числе Самуэль ибн Тиббон в его работе «Мнение философов» , Иуда ибн Соломон Коэн в его «В поисках мудрости» и Шем-Тов ибн Фалакера , во многом полагались на тексты Аверроэса. [103] В 1232 году Джозеф Бен-Абба Мари перевел комментарии Аверроэса к « Органону» ; это был первый еврейский перевод полного произведения. В 1260 году Моисей ибн Тиббон опубликовал перевод почти всех комментариев Аверроэса и некоторых его работ по медицине. [103] Еврейский аверроизм достиг своего пика в четырнадцатом веке; [104] Среди еврейских писателей того времени, которые переводили Аверроэса или находились под его влиянием, были Калонимус бен Калонимус из Арля , Франция, Тодрос Тодроси из Арля, Элия дель Медиго. Кандии Герсонида Лангедока . и [105]
В латинской традиции [ править ]
Основное влияние Аверроэса на христианский Запад оказали его обширные комментарии к Аристотелю. [106] После падения Западной Римской империи Западная Европа погрузилась в культурный упадок, который привел к утрате почти всего интеллектуального наследия классических греческих ученых, включая Аристотеля. [107] Комментарии Аверроэса, которые были переведены на латынь и поступили в Западную Европу в тринадцатом веке, предоставили экспертную оценку наследия Аристотеля и снова сделали их доступными. [104] [108] Влияние его комментариев привело к тому, что в латинских христианских писаниях Аверроэса стали называть просто «Комментатором», а не по имени. [25] Его иногда называют «отцом свободомыслия и неверия». [109] [110] и «отец рационализма». [4]
Майкл Скот (1175 – ок. 1232) был первым латинским переводчиком Аверроэса, который перевел длинные комментарии к книгам «Физика» , « Метафизика» , «О душе» и «О небесах» , а также многочисленные средние и короткие комментарии, начиная с 1217 года в Париже и Толедо. . [111] После этого европейские авторы, такие как Германнус Алеманнус , Уильям де Луна и Арменго из Монпелье, перевели другие произведения Аверроэса, иногда с помощью еврейских авторов. [112] Вскоре после этого работы Аверроэса распространились среди христианских ученых схоластической традиции . [112] Его сочинения привлекли сильный круг последователей, известных как латинские аверроисты . [112] Париж и Падуя были крупными центрами латинского аверроизма, а его выдающимися лидерами тринадцатого века были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский . [112]
Власти Римско-католической церкви выступили против распространения аверроизма. В 1270 году епископ Парижа Этьен Темпье осудил 15 доктрин, многие из которых были аристотелевскими или аверроистскими, которые, по его словам , находились в противоречии с доктринами церкви. В 1277 году по просьбе Папы Иоанна XXI Темпье выступил с еще одним осуждением, на этот раз направленным против 219 тезисов, взятых из многих источников, в основном из учений Аристотеля и Аверроэса. [113]

Аверроэс был встречен неоднозначно со стороны других католических мыслителей; Фома Аквинский , ведущий католический мыслитель тринадцатого века, широко полагался на интерпретацию Аристотеля Аверроэсом, но не соглашался с ним по многим пунктам. [25] [114] Например, он подробно критиковал теорию Аверроэса о том, что все люди обладают одним и тем же интеллектом. [115] Он также выступал против Аверроэса по поводу вечности вселенной и божественного промысла . [116]
Осуждение Католической церковью 1270 и 1277 годов, а также подробная критика Фомы Аквинского ослабили распространение аверроизма в латинском христианском мире . [117] хотя у него оставались последователи до шестнадцатого века, когда европейская мысль начала расходиться с аристотелизмом. [104] Ведущими аверроистами следующих столетий были Иоанн Жандунский и Марсилий Падуанский (четырнадцатый век), Гаэтано да Тиене и Пьетро Помпонацци (пятнадцатый век), а также Агостино Нифо и Маркантонио Зимара (шестнадцатый век). [118]
В исламской традиции [ править ]
Аверроэс не имел большого влияния на исламскую философскую мысль до наших дней. [119] Частично причина была в географии; Аверроэс жил в Испании, на крайнем западе исламской цивилизации, вдали от центров исламских интеллектуальных традиций. [53] Кроме того, его философия, возможно, не понравилась исламским ученым того времени. [53] Его внимание к трудам Аристотеля устарело в мусульманском мире двенадцатого века, который уже внимательно изучал Аристотеля с девятого века и к настоящему времени был глубоко вовлечен в новые школы мысли, особенно в школу Авиценны. [53] В девятнадцатом веке мусульманские мыслители снова начали интересоваться работами Аверроэса. [119] произошел культурный ренессанс под названием Аль-Нахда («пробуждение»), и работы Аверроэса рассматривались как вдохновение для модернизации мусульманской интеллектуальной традиции. К этому времени в арабоязычном мире [119]
ссылки Культурные

Упоминания об Аверроэсе появляются в популярной культуре как западного, так и мусульманского мира. Поэма «Божественная комедия» итальянского писателя Данте Алигьери , завершенная в 1320 году, изображает Аверроэса, «составившего Великий комментарий», вместе с другими нехристианскими греческими и мусульманскими мыслителями, в первом круге ада вокруг Саладина . [114] [120] В прологе «Кентерберийских рассказов» (1387) Джеффри Чосера Аверроэс упоминается среди других медицинских авторитетов, известных в Европе того времени. [120] Аверроэс изображен на фреске Рафаэля 1501 года «Афинская школа» , украшающей Апостольский дворец в Ватикане , где изображены выдающиеся деятели философии. На картине Аверроэс носит зеленое одеяние и тюрбан и выглядывает из-за Пифагора , который изображен пишущим книгу. [121]
Аверроэс кратко упоминается в Виктора Гюго произведении «Горбун из Нотр-Дама» (написано в 1831 году, но действие происходит в Париже 1482 года). Злодей романа, священник Клод Фролло, превозносит таланты Аверроэса как алхимика в его одержимых поисках Философского камня . [122]
В рассказе Хорхе Луиса Борхеса 1947 года « Поиски Аверроэса » ( испанский : La Busca de Averroes ) рассказывается о его попытках понять Аристотеля поэтику в культуре, в которой отсутствуют традиции живых театральных представлений. [123] В послесловии к рассказу Борхес комментирует: «Я чувствовал, что [рассказ] издевается надо мной, мешает мне, мешает мне. Я чувствовал, что Аверроэс, пытаясь представить, что такое пьеса, даже не подозревая, что такое театр, был бесполезен. более абсурдно, чем я, пытаясь представить Аверроэса, имея при этом не больше материала, чем несколько отрывков из Ренана, Лейна и Асин Паласиос ». [124] Аверроэс также является героем египетского фильма 1997 года «Судьба» Юсефа Шахина , снятого частично в ознаменование 800-летия со дня его смерти. [121] [125] Род растений Averhoa (к представителям которого относятся карамболь и билимби) . [126] ), лунный кратер Ибн Рушд , [127] и астероид 8318 Аверроэс назван в его честь. [128]
Исторический художественный роман на урду Маэля Малихабади «Фальсфи ибн э Рушд» [129] вращается вокруг его жизни.
Ссылки [ править ]
- ^ Тамер, Жорж (1 февраля 2011 г.). «Аверроизм» . Энциклопедия ислама . Том. 3.
Аверроизм — философское движение, названное в честь андалузского философа шестого-двенадцатого веков Ибн Рушда (Аверроэса, ум. 595/1198), которое зародилось в тринадцатом веке среди мастеров искусств Парижского университета и продолжалось в семнадцатом веке. .
- ^ Кампо, Хуан Эдуардо (2009). «Аверроэс». Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. п. 337.
- ^ Стоун, Кэролайн (май – июнь 2003 г.). «Врач, философ, человек эпохи Возрождения» . Саудовская Арамко Мир . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гилл, Джон (2009). Андалусия: история культуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 108–110. ISBN 978-0195376104 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Арнальдез 1986 , с. 909.
- ^ Розенталь 2017 .
- ^ Искандар 2008 , стр. 1115–1116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ренан 1882 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уфриха, Фатима-Зора (2015). «Ибн-Рохд: верующий мусульманин-рационалист из Кордовы». Во времена великих империй Магриба. Деколонизация истории Алжира . Из коллекции. Алжир: Chihab Editions. стр. 217–269. ISBN 978-9947-39-111-2 .
- ^ Селвуд, Доминик (10 декабря 2017 г.). «В этот день в 1198 году: в Марракеше умирает исламский философ Аверроэс» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хиллер , Биография.
- ^ Круз Эрнандес, Мигель. «Аверроэс» . Королевская академия истории .
- ^ Хеа, Хоаким (1 июля 2020 г.). «Аверроэс, рационализм и систематизация в медицине» . Открытые респираторные архивы . 2 (3): 102–103. doi : 10.1016/j.opresp.2020.06.002 . hdl : 10230/48975 . ISSN 2659-6636 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Вольман 2009 , с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Даттон 1994 , с. 190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Искандар 2008 , с. 1116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Арнальдез 1986 , с. 910.
- ^ Фахри 2001 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Фахри 2001 , с. 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Даттон 1994 , с. 196.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фахри 2001 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Тейлор 2005 , с. 181.
- ^ Ахмад 1994 .
- ^ Адамсон 2016 , стр. 180–181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Адамсон 2016 , с. 180.
- ^ Макгиннис и Райсман 2007 , с. 295.
- ^ Арнальдез 1986 , стр. 911–912.
- ^ Арнальдез 1986 , стр. 913–914.
- ^ Арнальдез 1986 , с. 914.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арнальдез 1986 , с. 915.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фахри 2001 , с. 124.
- ^ Арнальдез 2000 , стр. 28–29.
- ^ Арнальдез 2000 , с. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. xvi.
- ^ Даттон 1994 , с. 188.
- ^ Фахри 2001 , с. 115.
- ^ Фахри 2001 , с. 5.
- ^ Лиман 2002 , с. 27.
- ^ Фахри 2001 , с. 6.
- ^ Фахри 2001 , стр. 6–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 7.
- ^ Фахри 2001 , стр. 8–9.
- ^ Фахри 2001 , с. 9.
- ^ Вирани, Шафик Н. (2011). «Такийя и идентичность в южноазиатском сообществе» . Журнал азиатских исследований . 70 (1): 99–139 [131–132. дои : 10.1017/S0021911810002974 . ISSN 0021-9118 . S2CID 143431047 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хиллер , Философия и религия.
- ^ Хиллиер , параграф 2.
- ^ Лиман 2002 , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гессум 2011 , с. хх.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамсон 2016 , с. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гессум 2011 , с. XXII.
- ^ Адамсон 2016 , с. 182.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамсон 2016 , с. 183.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Адамсон 2016 , с. 181.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хиллер , Существование и атрибуты Бога.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 77.
- ^ Фахри 2001 , стр. 77–78.
- ^ Фахри 2001 , с. 79.
- ^ Аверроэс, Тахафут ат-Тахафут (Непоследовательность несогласованности) пер. Саймон Ван Ден Берг, Luzac & Company, 1969, разделы 529–536.
- ^ Аквинский, Фома Summa Theologica Книга 1 Вопрос 25 статья 3
- ^ Фахри 2001 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фахри 2001 , с. 18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 19.
- ^ Хиллер , Происхождение мира.
- ^ Фахри 2001 , стр. 19–20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Розенталь 2017 , Содержание и значение работ.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фахри 2001 , с. 106.
- ^ Фахри 2001 , с. 107.
- ^ Фахри 2001 , с. 110.
- ^ Фахри 2001 , стр. 112–114.
- ^ Даттон 1994 , стр. 195–196.
- ^ Даттон 1994 , с. 195.
- ^ Даттон 1994 , стр. 191–192.
- ^ Даттон 1994 , с. 192.
- ^ Ибн Рушд 2017 , с. 11.
- ^ Даттон 1994 , с. 204.
- ^ Даттон 1994 , с. 199.
- ^ Даттон 1994 , стр. 204–205.
- ^ Даттон 1994 , стр. 201–202.
- ^ Даттон 1994 , с. 205.
- ^ Фахри 2001 , с. 116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Форкада 2007 , стр. 554–555.
- ^ Ариев 2011 , с. 193.
- ^ Ариев 2011 , стр. 194–195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Верне и Самсо 1996 , с. 264.
- ^ Верне и Самсо 1996 , с. 266.
- ^ Агаттер и Уитли 2008 , с. 44.
- ^ Верне и Самсо 1996 , стр. 266–267.
- ^ Гласнер 2009 , с. 4.
- ^ Гласнер 2009 , стр. 1–2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Адамсон 2016 , с. 188.
- ^ Адамсон 2016 , стр. 189–190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамсон 2016 , с. 190.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамсон 2016 , с. 191.
- ^ Хассе 2014 , Тезис о единстве Аверроэса.
- ^ Люстра 2018 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арнальдез 2000 , стр. 27–28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рождение и дом 2009 , с. 378 .
- ^ Вифлеем и Болай 2009 , стр. 378–379.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рождение и дом 2009 , с. 379 .
- ^ Вифлеем и Болай 2009 , стр. 379–380.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фахри 2001 , с. 132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фахри 2001 , с. 133.
- ^ Фахри 2001 , стр. 132–133.
- ^ Фахри 2001 , с. 131.
- ^ Фахри 2001 , с. 129.
- ^ Адамсон 2016 , стр. 181–182.
- ^ Гийом, Альфред (1945). Наследие Ислама . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Браттон, Фред (1967). Маймонид, средневековый модернист . Маяк Пресс.
- ^ Фахри 2001 , стр. 133–134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фахри 2001 , с. 134.
- ^ Фахри 2001 , стр. 134–135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фахри 2001 , с. 138.
- ^ Адамсон 2016 , с. 192.
- ^ Фахри 2001 , с. 140.
- ^ Фахри 2001 , с. 135.
- ^ Фахри 2001 , стр. 137–138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лиман 2002 , с. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зоннеборн 2006 , с. 94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зоннеборн 2006 , с. 95.
- ^ Горбун из Нотр-Дама , Wordsworth Classics, перевод: Дж. Кэрролл Беквит
- ^ Бен-Менахем 2017 , с. 28.
- ^ Бен-Менахем 2017 , с. 29.
- ^ Гессум 2011 , с. xiv.
- ^ Кватрокки, Умберто (1999). Всемирный словарь названий растений CRC: общие названия, научные названия, эпонимы, синонимы и этимология . ЦРК Пресс. п. 241. ИСБН 978-0849326738 .
- ^ «Аверроэс» . Справочник планетарной номенклатуры . Программа астрогеологических исследований Геологической службы США.
- ^ «8318 Аверроэс (1306 Т-2)» . Центр малых планет . Проверено 20 сентября 2021 г.
- ^ «Фальсафи Ибн-е-Рушд Маэля Малихабади» . Рехта . Проверено 19 августа 2023 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Адамсон, Питер (2016). Философия в исламском мире: история философии без пробелов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199577491 .
- Агаттер, Пол С.; Уитли, Денис Н. (2008). Размышляя о жизни: история и философия биологии и других наук . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1402088667 .
- Ахмад, Джамиль (1994). «Аверроэс» . Ренессанс . 4 (9). Лахор : Аль-Маврид. ISSN 1605-0045 . Проверено 14 октября 2008 г.
- Ариу, Роджер (2011). Декарт среди схоластов . Брилл. ISBN 978-9004207240 .
- Арнальдез, Роджер (1986). «Ибн Рушд». У Б. Льюиса; В.Л. Менаж; Ч. Пеллат; Дж. Шахт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. III: Х-Ирам. Лейден и Лондон : Брилл , Лузак и компания. стр. 909–920. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0340 . ISBN 978-9004081185 .
- Арнальдес, Роджер (2000) [1998]. Аверроэс: рационалист в исламе . Перевод Дэвида Стрейта. Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 0268020086 .
- Бен-Менахем, Йемайма (2017). «Борхес о репликации и формировании концепций» . В Айелет Шавит; Аарон М. Эллисон (ред.). Дважды войти в одну и ту же реку: репликация в биологических исследованиях . Издательство Йельского университета. стр. 23–36. ISBN 978-0300228038 .
- Люстра, Жоэль (2018). «Аверроэс о медицине». У Питера Адамсона; Маттео Ди Джованни (ред.). Интерпретация Аверроэса . Издательство Кембриджского университета. стр. 158–176. дои : 10.1017/9781316335543.010 . ISBN 978-1316335543 .
- Белен, Дениз; Болай, Хайрунниса (2009). «Аверроэс в Афинской школе: человек эпохи Возрождения и его вклад в западную мысль и нейробиологию». Нейрохирургия . 64 (2). Издательство Оксфордского университета : 374–381. дои : 10.1227/01.NEU.0000338262.42326.A1 . ISSN 1524-4040 . ПМИД 19190465 .
- Даттон, Ясин (1994). «Введение в «Бидаят аль-Муджтахид» Ибн Рушда ». Исламское право и общество . 1 (2): 188–205. дои : 10.2307/3399333 . JSTOR 3399333 .
- Фахри, Маджид (2001), Аверроэс (Ибн Рушд) Его жизнь, творчество и влияние , Oneworld Publications , ISBN 978-1851682690
- Форкада, Майкл (2007). «Ибн Рушд: Абу аль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Рушд аль-Хафид » В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов Springer , Справочник Нью-Йорк : Спрингер . стр. 100-1 564–565.
- Гласнер, Рут (2009). Физика Аверроэса: поворотный момент в средневековой натуральной философии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199567737 .
- Гессум, Нидал (2011). Квантовый вопрос ислама: примирение мусульманской традиции и современной науки . ИБ Таурис . ISBN 978-1848855182 .
- Хассе, Даг Николаус (2014). «Влияние арабской и исламской философии на Латинский Запад» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- Хиллиер, Х. Чад. «Ибн Рушд (Аверроэс) (1126–1198)» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 .
- Искандар, Альберт З. (2008). «Ибн Рушд (Аверроэс)». В Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Нью-Йорк : Спрингер . стр. 1115–1117. дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9240 . ISBN 978-1402045592 .
- Лиман, Оливье (2002), Введение в классическую исламскую философию (2-е изд.), Cambridge University Press , ISBN 978-0521797573
- Макгиннис, Джон; Райсман, Дэвид К. (2007). Классическая арабская философия: Антология источников . Издательство Хакетт. ISBN 978-1603843928 .
- Ренан, Эрнест (1882). Аверроэс и аверроизм: исторический очерк (на французском языке). Кальман-Леви . Проверено 21 июня 2017 г.
- Зоннеборн, Лиз (2006). Аверроэс (Ибн Рушд): мусульманский ученый, философ и врач двенадцатого века . Издательская группа Розен. ISBN 978-1404205147 .
- Тейлор, Ричард С. (2005). «Аверроэс: религиозная диалектика и аристотелевская философская мысль» . У Питера Адамсона; Ричард С. Тейлор (ред.). Кембриджский спутник арабской философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 180–200. ISBN 978-0521520690 .
- Верне, Хуан ; Самсо, Хулио (1996). «Развитие арабской науки в Андалусии». В Рошди Рашед (ред.). Энциклопедия истории арабской науки . Рутледж. стр. 243–275. OCLC 912501823 .
- Вольман, Авиталь (2009). Аль-Газали, Аверроэс и интерпретация Корана: здравый смысл и философия в исламе . Рутледж. ISBN 978-1135224448 .
- Розенталь, Эрвин Эй.Дж. (26 декабря 2017 г.). «Аверроэс» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc.
Внешние ссылки [ править ]



Работы Аверроэса [ править ]
- DARE , Цифровая исследовательская среда Аверроэса, постоянная работа по сбору цифровых изображений всех рукописей Аверроэса и полных текстов всех трех языковых традиций.
- Аверроэс , Исламская философия в Интернете (ссылки на работы Аверроэса и о нем на нескольких языках)
- Философия и теология Аверроэса: Трактаты в переводе с арабского , пер. Мохаммад Джамиль-ур-Рехман, 1921 год.
- «Непоследовательность бессвязности» Перевод Саймона ван ден Берга . [ Примечание : Поскольку эти опровержения состоят в основном из комментариев к высказываниям аль-Газали , которые цитируются дословно, эта работа содержит перевод большей части Тахафута.] Существует также итальянский перевод Массимо Кампанини, Аверроэ, L'incoerenza dell' incoerenza dei filosofi , Турин, Утет, 1997.
- Виртуальная библиотека SIEPM , включая отсканированные копии (PDF) Editio Juntina произведений Аверроэса на латыни (Венеция, 1550–1562 гг.)
- Ибн Рушд (2017). Бидаят аль-Муджтахид ва Нихаят аль-Муктасид . Дар Аль Котоб Аль Ильмия. ISBN 978-2745134127 .
Информация об Аверроэсе [ править ]
- Фуад Бен Ахмед и Роберт Паснау. «Ибн Рушд [Аверроэс]» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- ХК Хиллер. «Ибн Рушд (Аверроэс)» . в Интернет-энциклопедии философии
- Библиография , полный обзор существующей библиографии.
- База данных Аверроэса , включая полную библиографию его работ.
- Подкаст об Аверроэсе на NPR канале Throughline
- Аверроэс
- 1126 рождений
- 1198 смертей
- Люди XII века из Аль-Андалуса
- Астрономы XII века
- Испанские философы XII века
- Врачи XII века
- Ученые из халифата Альмохадов
- Арабскоязычные комментаторы Аристотеля
- Аристотелевские философы
- Комментаторы Платона
- Смерти в Марокко
- Эпистемологи
- Специалисты по этике
- Исламские философы
- Логики
- Средневековые испанские астрономы
- Астрономы из Аль-Андалуса
- Врачи из Аль-Андалуса
- Средневековые физики
- Ученые Малики из Аль-Андалуса
- Мусульманские богословы XII века
- Онтологи
- Люди из Кордовы, Испания
- Философы культуры
- Философы истории
- Философы языка
- Философы литературы
- Философы логики
- Философы разума
- Философы психологии
- Философы религии
- Философы науки
- Политические философы
- Испанские психологи
- Социальные философы
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Экспонаты Всемирной цифровой библиотеки
- Философы из Аль-Андалуса
- мусульмане
- Критики атеизма
- Критики деизма
- Критики христианства