Кормящие
Луций Цецилий Фирмиан сигно Лактанций (ок. 250 – ок. 325) был раннехристианским автором, который стал советником римского императора Константина I , руководя его христианской религиозной политикой на начальных этапах ее становления. [1] и наставник своего сына Криспа . Его самая важная работа - Institutiones Divinae («Божественные институты»), апологетический трактат, призванный доказать разумность и истинность христианства языческим критикам.
Он наиболее известен своими апологетическими произведениями, широко читаемыми в эпоху Возрождения гуманистами , которые называли Лактанция «христианином Цицероном». Лактанцию также часто приписывают стихотворение «Феникс» , основанное на мифе о фениксе из Египта и Аравии. [2] Хотя стихотворение не является явно христианским по своим мотивам, современные ученые нашли в тексте некоторые литературные свидетельства, позволяющие предположить, что автор имел христианскую интерпретацию восточного мифа как символа воскресения. [3]
Биография [ править ]
Лактанций был из Пуника. [4] или берберский [5] [6] происхождения, родился в языческой семье. Он был учеником Арнобия , который преподавал в Сикка-Венерии , важном городе в Нумидии (соответствует сегодняшнему городу Эль-Кеф в Тунисе ). В молодости он преподавал риторику в своем родном городе, которым, возможно, была Цирта в Нумидии, где в надписи упоминается некий «Л. Цецилий Фирмиан». [7]
Поначалу Лактанций сделал успешную общественную карьеру. По просьбе римского императора Диоклетиана он стал официальным профессором риторики в Никомидии ; путешествие из Африки описано в его стихотворении Hodoeporicum (ныне утерянном). [8] Там он общался в императорском кругу с администратором и полемистом Сосианом Гиероклом и языческим философом Порфирием ; он впервые встретил Константина и Галерия , которых он назвал злодеями в гонениях . [9] Приняв христианство, он оставил свой пост. [10] до чистки Диоклетианом христиан из своего непосредственного аппарата и до издания первого «Эдикта против христиан» Диоклетиана (24 февраля 303 г.). [11]
Будучи латинским ритором в греческом городе, он впоследствии, по словам святого Иеронима, жил в бедности и зарабатывал на жизнь писательством, пока Константин I не стал его покровителем . Преследование вынудило его покинуть Никомидию, возможно, переехав в Северную Африку. В 309–310 годах император Константин назначил престарелого Лактанция наставником латыни для своего сына Криспа, которому в то время было, вероятно, 10–15 лет. [12] Лактанций последовал за Криспом в Трир в 317 году, когда Крисп был назначен цезарем (подчиненным соправителем) и отправлен в город. Крисп был казнен по приказу своего отца Константина I в 326 году. Время и обстоятельства смерти Лактанция неизвестны. [13]
Работает [ править ]
Как и многие раннехристианские авторы, Лактанций опирался на классические модели. Святой Иероним хвалил его стиль письма, но критиковал его способности христианского апологета, говоря: «Лактантий обладает красноречием, достойным Туллия : если бы он был так же готов преподавать наши доктрины, как и разрушать доктрины других!» [14] Точно так же ранние гуманисты называли его «христианским Цицероном » ( Cicero Christianus ). [13] Переводчик « Божественных установлений» писал: «Лактантий всегда занимал очень высокое место среди христианских отцов не только по тематике своих сочинений, но и по разнообразной эрудиции, сладости выражения и изящество и элегантность стиля, которыми они характеризуются». [15]
Пророческое толкование [ править ]
Как и многие писатели первых нескольких столетий ранней церкви, Лактанций придерживался премилленаристской точки зрения, считая, что второе пришествие Христа будет предшествовать тысячелетнему или тысячелетнему царству Христа на земле. По словам Чарльза Э. Хилла, «у Лактанция в начале четвертого века мы видим решительную попытку возродить более «настоящую» форму хилиазма». [16] Лактанций широко цитировал Сивилл (хотя Сивиллские оракулы теперь считаются псевдоэпиграфами ). Книга VII «Божественных установлений» указывает на знакомство с еврейским, христианским, египетским и иранским апокалиптическим материалом. [17]
Попытки определить время Конца рассматривались как противоречащие Деяниям 1:7: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью». [17] и Марка 13:32: «Но о том дне и часе никто не знает, ни Ангелы на небесах, ни Сын, но только Отец».
Апологетика [ править ]
Он писал апологетические труды, объясняющие христианство в терминах, которые были бы приемлемы для образованных людей, которые все еще исповедовали традиционные религии Империи . Он защищал христианские убеждения от критики эллинистических философов . Его Divinae Institutiones («Божественные институты») были ранним примером систематического изложения христианской мысли.
- De opificio Dei («Дела Божии»), апологетический труд, написанный в 303 или 304 году во время гонений Диоклетиана и посвященный бывшему ученику, богатому христианину по имени Деметрианиус. Апологетические принципы, лежащие в основе всех произведений Лактанция, хорошо изложены в этом трактате. [13]
- Institutiones Divinae («Божественные институты»), написанное между 303 и 311 годами. [13] Это важнейшее из сочинений Лактанция. Это была «одна из первых книг, напечатанных в Италии, и первое датированное итальянское издание». [18] Будучи апологетическим трактатом, он был призван указать на тщетность языческих верований и доказать разумность и истинность христианства в качестве ответа языческим критикам. Это была также первая попытка систематического изложения христианского богословия на латыни, и она планировалась в достаточно широком масштабе, чтобы заставить замолчать всех оппонентов. [19] Патрик Хили утверждает, что «сила и слабость Лактанция нигде лучше не показаны, чем в его работах. Красота стиля, выбор и удачность терминологии не могут скрыть непонимания автором христианских принципов и его почти полного невежества». Священного Писания». [13] В этот трактат включена цитата из девятнадцатой од Соломона , одного из двух известных текстов од до начала двадцатого века. [20] Однако его насмешки над идеей круглой Земли [21] подвергся критике Коперника как «ребяческий». [22]
- De mortibus pestorum («О смерти преследователей») носит апологетический характер, но, учитывая присутствие Лактанция при дворе Диоклетиана в Никомидии и при дворе Константина в Галлии, он считается ценным первоисточником событий, которые он описывает. Лактанций так описывает цель работы:
Цель работы — описать смерть гонителей христиан до Лактанция ( Нерона , Домициана , Деция , Валериана , Аврелиана ), а также тех, кто был современниками самого Лактанция: Диоклетиана, Максимиана , Галерия , Максимина и Максенция . Эта работа воспринимается как хроника последнего и величайшего из преследований, несмотря на моральный смысл, который призван рассказать каждый анекдот. Здесь Лактанций сохраняет историю Константином видения Хи Ро до его обращения в христианство. Полный текст встречается только в одной рукописи, которая носит название Lucii Caecilii liber ad Donatum Confessorem de Mortibus Persecutorum . [13]«Я рассказываю обо всех этих вещах на основании авторитета хорошо осведомленных людей и счел целесообразным записать их в точности так, как они произошли, чтобы не исчезла память о столь важных событиях и чтобы какой-либо будущий историк преследователей не испортил правда." [23]
- Божественных «Воплощение институтов » представляет собой краткое изложение предмета. [15]
Другие работы [ править ]
- De ira Dei («О гневе Божием» или «О гневе Божием»), направленная против стоиков и эпикурейцев . [15]
- Поэма «Феникс» ( de Ave Phoenice ), широко приписываемая Лактанцию, хотя и демонстрирует лишь загадочные признаки христианства, рассказывает историю смерти и возрождения этой мифической птицы . Это стихотворение, в свою очередь, по-видимому, послужило основным источником знаменитой древнеанглийской поэмы, которой современное название «Феникс» . дано
наследие Более позднее
По неясным причинам его стали считать несколько еретиком после смерти . Геласианский указ VI века осуждает его труд как апокрифический и не подлежащий прочтению. [24] эпохи Возрождения Гуманисты возобновили интерес к нему, больше из-за его тщательно продуманного риторического латинского стиля, чем из-за его теологии. Его произведения несколько раз переписывались в рукописи в 15 веке и впервые были напечатаны в 1465 году немцами Арнольдом Паннарцем и Конрадом Свейнхаймом в аббатстве Субиако . Это издание было первой книгой, напечатанной в Италии, в которой была указана дата печати, а также впервые где-либо использовался шрифт алфавита греческого , который, по-видимому, был создан в процессе печати, поскольку на первых страницах греческий текст оставался пустым. Вероятно, это была четвертая книга, когда-либо напечатанная в Италии. Экземпляр этого издания был продан на аукционе в 2000 году более чем за 1 миллион долларов. [25]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Его роль подробно рассмотрена в книге Элизабет ДеПальма Дигесер , Создание христианской империи: Лактанций и Рим , Итака: Cornell University Press, 2000.
- ^ Шумейкер, Хизер. «Феникс сквозь века» . Бюллетень Суортморского колледжа . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Уайт, Кэролайн (2000). Раннехристианские латинские поэты . Рутледж. ISBN 9780415187824 .
- ^ Томпсон, Джеймс Вестфолл; Холм, Бернард Дж. (1967). История исторического письма: с древнейших времен до конца семнадцатого века . П. Смит.
- ^ Летопись Общества истории и археологии района Сен-Мало (на французском языке). 1957. с. 83.
- ^ Дерив (на французском языке). 1985. с. 15.
- ^ Гарнак, Хронология d. старый хр. Лит. , II,416
- ^ Конте, Джан Бьяджо (1999). Латинская литература: история . Балтимор: JHU Press. п. 640. ИСБН 0-8018-6253-1 . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Пол Стивенсон, Константин, римский император, Кристиан Виктор , 2010:104.
- ^ энциклопедия Британская Том. 7 (15-е изд.). 1993.
- ^ Стивенсон 2010: 106.
- ^ Барнс, Тимоти, Константин: Династия, религия и власть в Поздней Римской империи, 2011, с. 177-8.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хили, Патрик (1910). «Луций Цецилий Фирмиан Лактанций» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Лактанций Лорд Хейлз (перевод) (2021) О смерти преследователей: перевод De Mortibus Persecutorum Люция Цецилия Фирмиана Lactantius Evolution Publishing, Мерчантвилл, Нью-Джерси ISBN 978-1-935228-20-2 , с. XVIII.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с У. Флетчер (1871). Сочинения Лактанция .
- ^ Хилл, Чарльз Э., «Почему ранняя церковь наконец отвергла премилленаризм», Modern Reformation , январь/февраль 1996 г., стр. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макгинн, Бернард. Видения конца , издательство Колумбийского университета, 1998 г. ISBN 9780231112574
- ^ Рубрики первой книги Лактанция Фирмиана «О божественных установлениях против язычников» . 17 октября 2011 г. Проверено 1 марта 2014 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Лактанций Божественные институты , перевод издательства Католического университета Америки Мэри Фрэнсис Макдональд (1964)
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Гамильтон, Оды Соломона , Оксфорд: Oxford UP, 1973, стр. 1, 82.
- ^ Лактанций, Божественные установления, книга III, глава XXIV
- ^ Николай Коперник (1543 г.), Вращение небесных сфер
- ^ Лактанций. О смерти преследователей , с. XIX.
- ^ Геласианский указ
- ^ «Лот 65 Продажа 6417 Лактанций, Луций Целий Фирмиан (ок. 240–ок. 320). Произведения» . Проверено 29 декабря 2010 г.
Источники [ править ]
- Керр, РМ (2019). "Лактанц: Эйн Лактосфрайер Пуньер?" . Manuscripta Orientalia (на немецком языке). 25 : 3–8.
Внешние ссылки [ править ]
- Лактанций : ссылки на первичные тексты и вторичные источники.
- Лактанций : текст, симфонии и частотный список
- Все работы
- Библиография Лактанция : составлена Джексоном Брайсом.
- Лактанций, Божественные установления
- Кормящим. Лорд Хейлз (перевод) (2021) О смерти преследователей: перевод De Mortibus Persecutorum Люция Цецилия Фирмиана Lactantius Evolution Publishing, Мерчантвилл, Нью-Джерси ISBN 978-1-935228-20-2 ,
- Работы Лактанция в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Рождения в III веке
- 325 смертей
- Христианские богословы III века
- Писатели III века на латыни
- Римляне III века
- Пунические люди IV века
- Берберы IV века
- Писатели IV века на латыни
- Римляне IV века
- Древнеримские писатели
- Берберские христиане
- Берберские писатели
- Сесилия
- Христианские апологеты
- Христианские писатели
- Христианство в Алжире
- Отцы Церкви
- Обращается в христианство из древнеримских религий.
- Сторонники плоской Земли
- Латинские писатели после Серебряного века
- Тунисские писатели
- Тунисские религиозные лидеры
- Тунисские христиане