Сивилла
Сивиллы Σῐ́βυλλᾰ ( αἱ Σῐ́βυλλαι , единственное число ) были пророками или оракулами в Древней Греции . [1] [2]

Сивиллы пророчествовали в святых местах. [3] Сивилла в Дельфах еще одиннадцатым веком до нашей эры. была датирована Павсанием [4] когда он описал местные традиции в своих трудах второго века нашей эры.Поначалу казалось, что была только одна сивилла. К четвертому веку до нашей эры, по-видимому, существовало еще как минимум три: Фригийский , Эритрейский и Геллеспонтинский . К первому столетию до нашей эры существовало как минимум десять сивилл, обитавших в Греции, Италии , Леванте и Малой Азии .
История
[ редактировать ]
Английское слово сивилла ( / ˈ s ɪ b əl / или /ˈsɪbɪl/ ) происходит от среднеанглийского языка через старофранцузское sibile и латинское sibilla от древнегреческого Σίβυλλα ( Sibylla ). [5] Варрон получил это имя от эолийского сиобулла , эквивалентного аттическому теобуле («божественный совет»). [6] Эта этимология не принята в современных справочниках, в которых происхождение указано как неизвестное. [7] В филологии девятнадцатого века были альтернативные предложения, предполагающие использование старого курсива. [8] [ не удалось пройти проверку ] или семитское происхождение. [9]
Первым известным греческим писателем, упомянувшим сивиллу, является (по свидетельству Плутарха ) Гераклит (ок. 500 г. до н. э.):
Сивилла, с бешеными устами произносящая вещи, над которыми нельзя смеяться, без украшений и ароматов, тем не менее, своим голосом достигает тысячи лет с помощью бога. [10]
Вальтер Буркерт отмечает, что «бешеные женщины, устами которых говорит бог», зафиксированы на Ближнем Востоке гораздо раньше, как в Мари во втором тысячелетии, так и в Ассирии в первом тысячелетии». [11]
До литературных разработок римских писателей сивиллы идентифицировались не по личному имени, а по именам, которые относятся к местоположению их теменоса , или святилища.
В » Павсания « Описании Греции первая упомянутая в Дельфах сивилла («первая» [ранее]) была очень древней и, согласно Павсанию, считалось, что ливийцы дали ей имя «сивилла». [12] Сэр Джеймс Фрейзер называет текст дефектным.
Вторая сивилла, упомянутая Павсанием и названная «Герофилой», по-видимому, в конечном итоге базировалась на Самосе , но посещала и другие святыни, в Кларе , Делосе и Дельфах , и пела там, но в то же время в Дельфах были свои собственные храмы. Сивилла. [12]
Джеймс Фрейзер пишет в своем переводе и комментарии к Павсанию: [13] что только две греческие сивиллы были историческими: Герофил Эрифрейский , который, как полагают, жил в восьмом веке до нашей эры, и Фитон Самосский , живший несколько позже. Он отмечает, что поначалу казалось, что греки знали только одну сивиллу, и приводит пример Гераклида Понтийского. [14] как первый древний писатель, различивший несколько сивилл: Гераклид называет по крайней мере три сивиллы: фригийскую , эритрейскую и геллеспонтскую . [15] Ученый Дэвид С. Поттер пишет: «В конце пятого века до нашей эры кажется, что« Сибилла »было именем, данным единственной вдохновленной пророчице». [16]
Подобно Гераклиту, Платон говорит только об одной сивилле, но со временем их число увеличилось до девяти, а десятую, Тибуртинскую Сивиллу , вероятно , этрусского римляне добавили происхождения. Согласно Лактанция » « Божественным установлениям (книга 1, гл. 6), Варрон (первый век до н.э.) перечисляет эти десять: персидские, ливийские, дельфийские, киммерийские, эритрейские, самосские, кумейские, геллеспонтинские (в Троянская территория), фригийская (в Анкире) и тибуртинская (названная Албунеей).
Конкретные сивиллы
[ редактировать ]Киммерийская Сивилла
[ редактировать ]Невий называет Киммерийскую Сивиллу в своих книгах о Пунической войне и Пизон в своих анналах.
Эвандер, сын Сивиллы, основал в Риме святилище Пана , называемое Луперкаль .
Кумская Сивилла
[ редактировать ]

Сивиллой, которая больше всего волновала римлян, была Кумская Сивилла , находившаяся недалеко от греческого города Неаполя , с которой консультируется Эней Вергилия перед своим нисхождением в нижний мир ( Энеида, книга VI:10). Буркерт отмечает (1985, стр. 117), что завоевание Кум осканами в пятом веке разрушило традицию, но стало конечной точкой для кумской сивиллы. Говорят, что она продала оригинальные книги Сивиллы , Тарквинию Гордому последнему царю Рима. Вергилия В Четвертой эклоге кумейская сивилла предсказывает пришествие спасителя — возможно, это лестная ссылка на покровителя поэта Августа . Позже христиане идентифицировали этого спасителя как Иисуса. [17] [18] [19]
Дельфийская Сивилла
[ редактировать ]Дельфийская Сивилла была женщиной, которая пророчествовала до Троянских войн (около одиннадцатого века до нашей эры). Ее заметил Павсаний. [4] в своих трудах во втором веке нашей эры о местных традициях Греции. Эта самая ранняя задокументированная Дельфийская Сивилла должна была на сотни лет предшествовать жрице Аполлона, действовавшей у оракула примерно в восьмом веке до нашей эры и известной как Пифия . [20] По мере того как греческая религия проходила через переходы к пантеону античных греков, наиболее знакомому современному читателю, Аполлон стал божеством, представленным Пифией и теми, кто тогда служил у уже древнего оракула.
Эритрейская Сивилла
[ редактировать ]Эритрейская Сивилла находилась в Эритре , городе в Ионии напротив Хиоса .
Аполлодор Эрифрейский утверждает, что Эритрейская Сивилла была его соотечественницей, предсказала Троянскую войну и предсказала грекам, выступившим против Илиона , что Троя будет разрушена, а Гомер напишет ложь.
Слово акростих впервые было применено к пророчествам Эритрейской Сивиллы, которые были написаны на листьях и расположены так, что начальные буквы листьев всегда образовывали слово.
Геллеспонтская Сивилла
[ редактировать ]Геллеспонтская, или Троянская Сивилла, председательствовала над аполлоническим оракулом в Дардании .
Геллеспонтская Сивилла родилась в деревне Марпесс недалеко от небольшого городка Гергифа, при жизни Солона и Кира Великого . Марпесс, согласно Гераклиду Понтийскому , прежде находился в пределах Троады . Коллекция сивилл в Гергисе была приписана Геллеспонтинской Сивилле и хранилась в храме Аполлона в Гергисе. Оттуда оно перешло в Эритру , где и прославилось.

Ливийская Сивилла
[ редактировать ]Так называемую Ливийскую Сивиллу отождествляли с пророческими жрицами, председательствующими над древним оракулом Зевса - Амона (Зевс представлен рогами Амона) оазисе в Сива в Западной пустыне Египта . К оракулу здесь обратился Александр после завоевания Египта. Матерью ливийской сивиллы была Ламия , дочь Посейдона . Еврипид упоминает Ливийскую Сивиллу в прологе своей трагедии «Ламия» .
Персидская Сивилла
[ редактировать ]Персидская Сивилла, как говорили, была пророческой жрицей, председательствующей над Аполлоническим Оракулом ; хотя ее местонахождение оставалось достаточно неопределенным, так что ее можно было назвать «вавилонской сивиллой», говорят, что персидская сивилла предсказала подвиги Александра Великого . [21] Сообщалось , что ее также звали Самбете , и она принадлежала к семье Ноя . [21] Путешественник второго века нашей эры Павсаний , остановившийся в Дельфах, чтобы перечислить четырех сивилл, упоминает «еврейскую сивиллу», которая была
Воспитанная в Израиле по имени Савва, отцом которой был Бероз, а матерью - Эриманта. Некоторые говорят, что она была вавилонянкой, другие называют ее египетской Сивиллой. [22] [23] [24]
Средневековая византийская энциклопедия « Суда » называет еврейскую Сивиллу автором сивиллинских оракулов .
Фригийская Сивилла
[ редактировать ]Фригийская Сивилла наиболее известна тем, что ее отождествляют с Кассандрой , дочерью Приама в Гомера » «Илиаде . [25] Фригийская Сивилла, по-видимому, является дублетом Геллеспонтинской Сивиллы.
Самианская Сивилла
[ редактировать ]Пророческое место самосской сивиллы находилось на Самосе .
Тибуртинская Сивилла
[ редактировать ]К классическим сивиллам греков римляне добавили десятую, Тибуртинскую Сивиллу, резиденцией которой был древний сабино - латинский город Тибур (современный Тиволи ). Мифическая встреча Августа с Сивиллой, у которой он спрашивал, следует ли ему поклоняться как богу, была излюбленным мотивом христианских художников. ли рассматриваемая сивилла этрусской сивиллой Тибура или греческой сивиллой Кум была Не всегда ясно, . Тем не менее христианский автор Лактанций без колебаний идентифицировал рассматриваемую сивиллу как тибуртинскую сивиллу. Он дал обстоятельное описание языческих сивилл, которое полезно главным образом в качестве руководства для их идентификации с точки зрения христиан четвертого века:
Тибуртинской Сивилле по имени Албунеа поклоняются в Тибуре как богине, недалеко от берегов Анио , в ручье которого, как говорят, было найдено ее изображение с книгой в руке. Ее пророческие ответы Сенат передал в столицу. ( Божественные институты I.vi)
Существует апокалиптическое псевдопророчество, приписываемое Тибуртинской Сивилле, написанное ок. 380 г. н. э., но с изменениями и интерполяциями, добавленными позднее. [26] Он якобы предсказывает пришествие последнего императора по имени Констант, который победит врагов христианства, приведет к периоду великого богатства и мира, положит конец язычеству и обратит евреев. Говорят, что после победы над Гогом и Магогом император отдал свою корону Богу. Это уступит место Антихристу . Ипполито д'Эсте перестроил виллу д'Эсте в Тибуре, современном Тиволи , начиная с 1550 года, и заказал на вилле сложные фрески, прославляющие тибуртинскую Сивиллу, пророчествующую рождение Христа в классическом мире.
В искусстве и литературе эпохи Возрождения
[ редактировать ]- Филиппино Липпи , Пять сивилл, сидящих в нишах: Самосской, Кумской, Геллеспонтской, Фригийской и Тибуртинской , ок. 1465–1470, Крайст-Черч, Оксфорд .
В средневековой латыни слово «сибилла» стало просто термином «пророчица». Он стал широко использоваться в искусстве поздней готики и Возрождения для изображения женщин- Сивилл рядом с пророками-мужчинами. [27]
Число изображенных таким образом сивилл могло варьироваться, иногда их было двенадцать (см., например, Апеннинскую сивиллу ), иногда десять, например, у Франсуа Рабле : «Откуда мы можем знать, что она может быть одиннадцатой сивиллой или второй Кассандрой?» Гаргантюа и Пантагрюэль , III. 16, отмечено в Словаре фраз и басен Брюера , 1897 г. [28]

Самым известным изображением является изображение Микеланджело , который изображает пять сивилл на фресках потолка Сикстинской капеллы ; Дельфийская сивилла, Ливийская сивилла, Персидская сивилла, Кумская сивилла и Эритрейская сивилла. В библиотеке Папы Юлия II в Ватикане есть изображения сивилл, они находятся на тротуаре Сиенского собора . Базилика Санта-Мария-ин-Аракоэли , венчающая Кампидольо в Риме, особенно ассоциируется с Сивиллой, поскольку средневековая традиция относит происхождение ее названия к ранее не подтвержденному алтарю, Ара Примогенити Деи , который, как говорят, был возведен в честь «первенца Бог» императора Августа, который был предупрежден о его пришествии сивиллинными книгами: в церкви фигуры Августа и Тибуртинской Сивиллы нарисованы по обе стороны арки над главным алтарем. В девятнадцатом веке Родольфо Ланчиани вспоминал, что на Рождество пресепио включало резную и раскрашенную фигуру сивиллы, указывающую Августу Деве с Младенцем, который появился в небе в ореоле света. «Две фигуры, вырезанные из дерева, теперь [1896] исчезли; они были отданы или проданы тридцать лет назад, когда принц Александр Торлония предложил Пресепио новый набор изображений». (Ланчиани, 1896, глава 1) Подобно пророкам, сивиллы эпохи Возрождения, предсказывающие пришествие Христа, появляются в памятниках: по образцу Джакомо делла Порта в Санта-Каса в Лорето , картина Рафаэля в Санта-Мария-делла-Паче , Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа в Ватикане, гравировка Баччо Бальдини, современника Боттичелли, и граффиты Маттео ди Джованни на тротуаре церкви Сиенский собор.
Шекспир ссылается на сивилл в своих пьесах, в том числе «Отелло» , «Тита Андроника» , «Венецианского купца » и особенно «Троила и Крессиды» . В последнем Шекспир использовал распространенное в эпоху Возрождения сравнение Кассандры с сивиллой. [29]
Сборник из двенадцати мотетов Орланда де Лассуса под названием Prophetiae Sibyllarum (паб. 1600 г.) черпает вдохновение из античных фигур сивилл. Произведение для четырех голосов а капелла состоит из пролога и двенадцати пророчеств, каждое из которых соответствует отдельной Сивилле. Хотя в тексте говорится о пришествии Иисуса Христа, композитор отражает мистическую ауру пророчеств, используя хроматизм в экстремальной манере - композиционный прием, который стал очень модным в то время. Вполне возможно, что Лассус не только рассматривал изображения Микеланджело, но и черпал хроматическую манеру у ряда итальянских композиторов, экспериментировавших в то время.
- Филиппино Липпи , Пять сивилл, сидящих в нишах: персидская, ливийская, дельфийская, киммерийская и эритрейская, ок. 1465–1470, Крайст-Черч, Оксфорд .
Сивиллины книги
[ редактировать ]Высказывания сивилл и оракулов были общеизвестно открыты для интерпретации (сравните Нострадамуса ) и постоянно использовались как для гражданской, так и для культовой пропаганды. Эти высказывания и прорицания не следует путать с сохранившейся коллекцией Сивиллинских оракул шестого века , которые обычно предсказывают катастрофы, а не предписывают решения.
Некоторые подлинные стихи Сивиллы сохранились в « Книге чудес» Флегона из Тралла второго века .Самая старая коллекция письменных книг Сивиллы, по-видимому, была составлена во времена Солона и Кира в Гергисе на горе Ида в Троаде . Сивилла, родившаяся неподалеку от Марпесса и чья могила позже была отмечена храмом Аполлона, построенным на этом архаичном месте, появляется на монетах Гергиса, ок. 400–350 гг. до н.э. V века (ср. Флегон, цитируемый в географическом словаре Стефана Византийского под названием «Гергис»). Другие места утверждали, что были ее домом. Коллекция сивилл в Гергисе была приписана Геллеспонтинской Сивилле и хранилась в храме Аполлона в Гергисе. Оттуда оно перешло в Эритру , где и прославилось. Судя по всему, именно эта коллекция попала в Кумы , а из Кум в Рим. Гергис, город Дардании в Троаде, поселение древних тевкриев и, следовательно, город очень глубокой древности. [30] Гергис, по словам Ксенофонта , был местом большой силы. В нем был храм, посвященный Аполлону Гергифию, и, как говорят, здесь родилась сивилла, которую иногда называют Эритреей , «из Эритры», небольшого места на горе Ида , [31] и в других случаях Гергифия «Гергисская».
См. также
[ редактировать ]- Пифия , Дельфийский оракул
- Храм Сивиллы : причудливое название XVIII века
- Золотая ветвь (мифология)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сивиллы на Encyclepedia.com . [По состоянию на 6 января 2021 г.].
- ↑ Сивилла в Британской энциклопедии [по состоянию на 6 января 2021 г.].
- ^ Буркерт 1985 с. 117
- ^ Перейти обратно: а б Павсаний 10.12.1
- ^ «Сивилла» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .) Харпер, Дуглас. «сивилла» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Тим Денекер, Идеи о языке в раннем латинском христианстве (2017), стр. 305.
- ^ См. Фриск, Griechische eymologisches Wörterbuch , vol. 2, с. 700; Чантрен, Этимологический словарь греческого языка , 2009, с. 966.
- ^ "Рейнский музей" 1 ( [ нужен год ] ), 110ф.
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Сивилла» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. «Поскольку Лактанций прямо говорит (lc ["Divinarum Institutionum", I. 6]), что сивилла — уроженка Вавилона, то имя, вероятно, имеет семитское происхождение. Слово можно разложить на два компонента «сиб» + «иль », таким образом обозначая «древнего бога» (Краусс, в «Byzantinische Zeit.», xi. 122)»
- ^ Гераклит, фрагмент 92, изд. Чарльз Х. Кан, (1981), с. 125.
- ^ Буркерт 1985, с. 116
- ^ Перейти обратно: а б См. Павсаний, «Описание Греции» , x.12, отредактированный с комментариями и переведенный сэром Джеймсом Фрейзером , издание 1913 года. См. т. 5, с. 288. См. также Павсаний, 10.12.1 в проекте «Персей».
- ^ Фрейзер цитирует Эрнста Маасса, De Sibyllarum Indicibus (Берлин, 1879).
- ^ Гераклид Понтийский, Об оракулах .
- ^ Фрейзер, Джеймс , перевод и комментарий Павсания, Описание Греции , т. 5, стр. 288, комментарий и примечания к книге X, гл. 12, строка 1, «Герофил по прозвищу Сивилла»:
Профессор Э. Маасс (цит., стр. 56) считает, что только две греческие сивиллы были историческими, а именно Герофил Эрифрейский и Фитон Самосский; первый, по его мнению, жил в восьмом веке до нашей эры, второй несколько позже.
Фрейзер продолжает:
Поначалу казалось, что греки знали только одну сивиллу. (Гераклит, цитируется Плутархом, De Pythiae Oraculis 6; Аристофан, Мир 1095, 1116; Платон, Федр , стр. 244б). Первым писателем, который, как известно, выделил несколько сивилл, является Гераклид Понтийский в своей книге « Об оракулах» , в которой он, по-видимому, перечислил по крайней мере три, а именно фригийскую, эритрейскую и геллеспонтскую.
- ^ Дэвид Стоун Поттер, Пророчество и история кризиса Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу , ср. Глава 3, с. 106.
- ^ Пеликан, Ярослав Ян, Христианская традиция: история развития доктрины , University of Chicago Press, 1989. ISBN 0-226-65371-4 . См. п. 64
- ^ Кифер, Фредерик, Письмо на сцене эпохи Возрождения: письменные слова, печатные страницы, метафорические книги , University of Delaware Press, 1996. ISBN 0-87413-595-8 . См. п. 223.
- ^ Элиот, ТС; Рейни, Лоуренс С., Аннотированная пустошь с современной прозой Элиота: второе издание , издательство Йельского университета, 2006 г. ISBN 0-300-11994-1 . См. п. 75
- ^ Боуден, Хью, Классические Афины и Дельфийский оракул. Гадание и демократия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005. ISBN 0-521-53081-4 . См. п. 14. «Они могут узнать о загадочной Дельфийской Сивилле, мифической пророчице, не связанной с традициями самого оракула».
- ^ Перейти обратно: а б Фрагменты Сивиллиных оракулов . священные тексты.com. Проверено 20 июня 2008 г.
- ^ Павсаний, x.12
- ^ Парк, Герберт Уильям (январь 1988 г.). Сивиллы и сивиллинные пророчества в классической античности, Герберт Уильям Парк . Рутледж. ISBN 9780415003438 . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Коллинз, Джон Джозеф (2001). Провидцы, сивиллы и мудрецы в эллинистически-римском иудаизме, Джон Джозеф Коллинз . БРИЛЛ. ISBN 9780391041103 . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Гуидаччи, Маргарет (1992). Пейзаж с руинами: Избранные стихи Маргариты Гуидаччи . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 121. ИСБН 0814323529 .
- ^ Латинская Тибуртинская Сивилла. Архивировано 7 апреля 2005 г. в Wayback Machine . История 3850 Чтений. Проверено 20 июня 2008 г.
- ^ см., например, «Сивиллы» - Ланкастерский университет , Великобритания. (архив 2005 г.)
- ^ Словарь фраз и басен Брюэра , 1897 г. Архивировано 5 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Малай, Джессика (2010). Пророчество и образы Сивиллы в эпоху Возрождения: Сивиллы Шекспира . Рутледж. стр. 115–120. ISBN 9781136961076 .
- ^ Геродот IV: 122
- ^ Дионисий Галикарнасский i. 55
Источники
[ редактировать ]- Бейер, Юрген, «Сивиллен», «Энциклопедия сказок. Краткий словарь для исторических и сравнительно-повествовательных исследований», вып. 12 (Берлин и Нью-Йорк, Вальтер де Грюйтер, 2007), сб. 625–30.
- Буше-Леклерк, Огюст , История гадания в древности , I–IV тома, Париж, 1879–1882.
- Броуд, Уильям Дж., Оракул: утраченные секреты и скрытое послание древних Дельф (Penguin Press, 2006).
- Буркерт, Уолтер , греческая религия (издательство Гарвардского университета, 1985), особенно. стр. 116–18.
- Делькур, М. Дельфийский оракул , 1955.
- Британская энциклопедия, 1911.
- Фишер, Йенс, Folia ventis turbata - Сивиллинские оракулы и бог Аполлон между поздней республикой и Августовским принципатом (Исследования по древней истории 33) , Геттинген, 2022.
- Фокс, Робин Лейн, Александр Великий 1973. В главе 14 дается лучший современный отчет о посещении Александром оазиса в Сиве, а также некоторые справочные материалы по греческой концепции Сивилл.
- Гудрич, Норма Лорре, Жрицы , 1990.
- Хейл, Джон Р. и другие (2003). Вопрос к Дельфийскому оракулу . Проверено 7 января 2005 г.
- Хиндрю, Вивиан, Сивиллы: первая пророчица Мами (Вата) MWHS, 2007 г.
- Жанмер, Х. Сивилла и возвращение золотого века , 1939.
- Ланчиани, Рофолфо, Языческий и христианский Рим, 1896, гл. 1 онлайн
- Лактанций, «Божественные установления», книга I, гл. vi (электронный текст, на английском языке)
- Маасс, Э., De Sibyllar Indices , Берлин, 1879.
- Парк, Герберт Уильям, История Дельфийского оракула , 1939.
- Парк, Герберт Уильям, Сивиллы и пророчество Сивиллы , 1988.
- Павсаний, Описание Греции , изд. и переведен сэром Джеймсом Фрейзером , издание 1913 года. См. т. 5
- Пек, Гарри Терстон, Словарь классической древности Харпера , 1898 г. [1]
- Питт-Кетли, Фиона, «Путешествие в подземный мир» , 1988 г.
- Поттер, Дэвид Стоун, [2] , Пророчество и история кризиса Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу , 1990. Ср. Глава 3. Рецензия на книгу. Архивировано 27 апреля 1999 г. в Wayback Machine.
- Поттер, Дэвид Стоун, Пророки и императоры. Человеческая и Божественная власть от Августа до Феодосия , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1994. Рецензия на книгу.
- Рейньерс, Йерун, Иконография императора Августа с тибуртинской сивиллой в Нидерландах. Обзор , в: Марко Кавальери, Пьер Ассенмейкер, Маттиа Каванья, Дэвид Энгельс (редактор), Август сквозь века: приемы, чтения и ассигнования исторической личности первого римского императора, Коллекция Latomus, Брюссель, 2022, стр. 209-236. [3]
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , 1870 г., статья о Сибилле, [4]
- Уэст, Мартин Литчфилд , Орфические стихи , Оксфорд, 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Классические Сивиллы
[ редактировать ]- Джон Бернет Ранняя греческая философия , 63., 64. краткий анализ, 65. фрагменты
- Еврейская энциклопедия : Сивилла.
Музыка
[ редактировать ]- Песнь Сивиллы / Майорка / Валенсия (1400–1560) – Монтсеррат Фигерас, Хорди Саваль – Королевская капелла Каталонии – Алия Вокс 9806
- Песнь Сивиллы / Каталония – Монтсеррат Фигерас, Хорди Саваль – Королевская капелла Каталонии – Алия Вокс AVSA9879
- Песня Сивиллы - Трек 4 - 3:45 - Aion (1990) - Dead Can Dance. Архивировано 27 октября 2015 г. на Wayback Machine.
Средневековые христианизирующие сивиллы
[ редактировать ]Современные образы сивилл
[ редактировать ]- Сардонический эпизод из «Двенадцати сивилл», сопровождаемый гравюрами на дереве художника Леонарда Баскина, вновь обращается к «Сивиллам и другим» (1980) . Рут Фейнлайт написала десятки стихотворений об этих неоднозначных фигурах, соединяя религию, классическую и библейскую обстановку, женственность и современность. Один из них заключает: «Я осознаю пророчества не больше, чем понимаю язык птиц /… пусть простой народ хвалит тебя, / хранит тебя в безопасности, как птицу в клетке, / и называет тебя сивиллой».
- Пьетер Богдани, современная поэзия «Песни десяти сивилл» , перевод с албанского.
- Т. С. Элиота «Бесплодная земля» предваряется цитатой из « Сатирикона » Петрония (I век нашей эры). Этот отрывок переводится примерно так: «Я видел своими глазами Сивиллу в Кумах, висящую в кувшине, и когда мальчики сказали ей: «Сивилла, что ты хочешь?' тот ответил: «Я хочу умереть».
- Линия SIBYLS в Advanced Light Source в Беркли, Калифорния.