Jump to content

Сивилла

Сивиллы Σῐ́βυλλᾰ ( αἱ Σῐ́βυλλαι , единственное число ) были пророками или оракулами в Древней Греции . [1] [2]

Статуя в храме Зевса в Айзаной , предположительно изображающая сивиллу.

Сивиллы пророчествовали в святых местах. [3] Сивилла в Дельфах еще одиннадцатым веком до нашей эры. была датирована Павсанием [4] когда он описал местные традиции в своих трудах второго века нашей эры.Поначалу казалось, что была только одна сивилла. К четвертому веку до нашей эры, по-видимому, существовало еще как минимум три: Фригийский , Эритрейский и Геллеспонтинский . К первому столетию до нашей эры существовало как минимум десять сивилл, обитавших в Греции, Италии , Леванте и Малой Азии .

Микеланджело « Дельфийская Сивилла» , Сикстинской капеллы потолок

Английское слово сивилла ( / ˈ s ɪ b əl / или /ˈsɪbɪl/ ) происходит от среднеанглийского языка через старофранцузское sibile и латинское sibilla от древнегреческого Σίβυλλα ( Sibylla ). [5] Варрон получил это имя от эолийского сиобулла , эквивалентного аттическому теобуле («божественный совет»). [6] Эта этимология не принята в современных справочниках, в которых происхождение указано как неизвестное. [7] В филологии девятнадцатого века были альтернативные предложения, предполагающие использование старого курсива. [8] [ не удалось пройти проверку ] или семитское происхождение. [9]

Первым известным греческим писателем, упомянувшим сивиллу, является (по свидетельству Плутарха ) Гераклит (ок. 500 г. до н. э.):

Сивилла, с бешеными устами произносящая вещи, над которыми нельзя смеяться, без украшений и ароматов, тем не менее, своим голосом достигает тысячи лет с помощью бога. [10]

Вальтер Буркерт отмечает, что «бешеные женщины, устами которых говорит бог», зафиксированы на Ближнем Востоке гораздо раньше, как в Мари во втором тысячелетии, так и в Ассирии в первом тысячелетии». [11]

До литературных разработок римских писателей сивиллы идентифицировались не по личному имени, а по именам, которые относятся к местоположению их теменоса , или святилища.

В » Павсания « Описании Греции первая упомянутая в Дельфах сивилла («первая» [ранее]) была очень древней и, согласно Павсанию, считалось, что ливийцы дали ей имя «сивилла». [12] Сэр Джеймс Фрейзер называет текст дефектным.

Вторая сивилла, упомянутая Павсанием и названная «Герофилой», по-видимому, в конечном итоге базировалась на Самосе , но посещала и другие святыни, в Кларе , Делосе и Дельфах , и пела там, но в то же время в Дельфах были свои собственные храмы. Сивилла. [12]

Джеймс Фрейзер пишет в своем переводе и комментарии к Павсанию: [13] что только две греческие сивиллы были историческими: Герофил Эрифрейский , который, как полагают, жил в восьмом веке до нашей эры, и Фитон Самосский , живший несколько позже. Он отмечает, что поначалу казалось, что греки знали только одну сивиллу, и приводит пример Гераклида Понтийского. [14] как первый древний писатель, различивший несколько сивилл: Гераклид называет по крайней мере три сивиллы: фригийскую , эритрейскую и геллеспонтскую . [15] Ученый Дэвид С. Поттер пишет: «В конце пятого века до нашей эры кажется, что« Сибилла »было именем, данным единственной вдохновленной пророчице». [16]

Подобно Гераклиту, Платон говорит только об одной сивилле, но со временем их число увеличилось до девяти, а десятую, Тибуртинскую Сивиллу , вероятно , этрусского римляне добавили происхождения. Согласно Лактанция » « Божественным установлениям (книга 1, гл. 6), Варрон (первый век до н.э.) перечисляет эти десять: персидские, ливийские, дельфийские, киммерийские, эритрейские, самосские, кумейские, геллеспонтинские (в Троянская территория), фригийская (в Анкире) и тибуртинская (названная Албунеей).

Конкретные сивиллы

[ редактировать ]

Киммерийская Сивилла

[ редактировать ]

Невий называет Киммерийскую Сивиллу в своих книгах о Пунической войне и Пизон в своих анналах.

Эвандер, сын Сивиллы, основал в Риме святилище Пана , называемое Луперкаль .

Кумская Сивилла

[ редактировать ]
Кумская Сивилла на монете 43 г. до н. э. изображена верхом на биге, запряженной львами, с патерой в руке.
Сивилла Кумская, Гектор Леру .

Сивиллой, которая больше всего волновала римлян, была Кумская Сивилла , находившаяся недалеко от греческого города Неаполя , с которой консультируется Эней Вергилия перед своим нисхождением в нижний мир ( Энеида, книга VI:10). Буркерт отмечает (1985, стр. 117), что завоевание Кум осканами в пятом веке разрушило традицию, но стало конечной точкой для кумской сивиллы. Говорят, что она продала оригинальные книги Сивиллы , Тарквинию Гордому последнему царю Рима. Вергилия В Четвертой эклоге кумейская сивилла предсказывает пришествие спасителя — возможно, это лестная ссылка на покровителя поэта Августа . Позже христиане идентифицировали этого спасителя как Иисуса. [17] [18] [19]

Дельфийская Сивилла

[ редактировать ]

Дельфийская Сивилла была женщиной, которая пророчествовала до Троянских войн (около одиннадцатого века до нашей эры). Ее заметил Павсаний. [4] в своих трудах во втором веке нашей эры о местных традициях Греции. Эта самая ранняя задокументированная Дельфийская Сивилла должна была на сотни лет предшествовать жрице Аполлона, действовавшей у оракула примерно в восьмом веке до нашей эры и известной как Пифия . [20] По мере того как греческая религия проходила через переходы к пантеону античных греков, наиболее знакомому современному читателю, Аполлон стал божеством, представленным Пифией и теми, кто тогда служил у уже древнего оракула.

Эритрейская Сивилла

[ редактировать ]

Эритрейская Сивилла находилась в Эритре , городе в Ионии напротив Хиоса .

Аполлодор Эрифрейский утверждает, что Эритрейская Сивилла была его соотечественницей, предсказала Троянскую войну и предсказала грекам, выступившим против Илиона , что Троя будет разрушена, а Гомер напишет ложь.

Слово акростих впервые было применено к пророчествам Эритрейской Сивиллы, которые были написаны на листьях и расположены так, что начальные буквы листьев всегда образовывали слово.

Геллеспонтская Сивилла

[ редактировать ]

Геллеспонтская, или Троянская Сивилла, председательствовала над аполлоническим оракулом в Дардании .

Геллеспонтская Сивилла родилась в деревне Марпесс недалеко от небольшого городка Гергифа, при жизни Солона и Кира Великого . Марпесс, согласно Гераклиду Понтийскому , прежде находился в пределах Троады . Коллекция сивилл в Гергисе была приписана Геллеспонтинской Сивилле и хранилась в храме Аполлона в Гергисе. Оттуда оно перешло в Эритру , где и прославилось.

Микеланджело Ливийская Сивилла , Сикстинской капеллы потолок

Ливийская Сивилла

[ редактировать ]

Так называемую Ливийскую Сивиллу отождествляли с пророческими жрицами, председательствующими над древним оракулом Зевса - Амона (Зевс представлен рогами Амона) оазисе в Сива в Западной пустыне Египта . К оракулу здесь обратился Александр после завоевания Египта. Матерью ливийской сивиллы была Ламия , дочь Посейдона . Еврипид упоминает Ливийскую Сивиллу в прологе своей трагедии «Ламия» .

Персидская Сивилла

[ редактировать ]

Персидская Сивилла, как говорили, была пророческой жрицей, председательствующей над Аполлоническим Оракулом ; хотя ее местонахождение оставалось достаточно неопределенным, так что ее можно было назвать «вавилонской сивиллой», говорят, что персидская сивилла предсказала подвиги Александра Великого . [21] Сообщалось , что ее также звали Самбете , и она принадлежала к семье Ноя . [21] Путешественник второго века нашей эры Павсаний , остановившийся в Дельфах, чтобы перечислить четырех сивилл, упоминает «еврейскую сивиллу», которая была

Воспитанная в Израиле по имени Савва, отцом которой был Бероз, а матерью - Эриманта. Некоторые говорят, что она была вавилонянкой, другие называют ее египетской Сивиллой. [22] [23] [24]

Средневековая византийская энциклопедия « Суда » называет еврейскую Сивиллу автором сивиллинских оракулов .

Фригийская Сивилла

[ редактировать ]

Фригийская Сивилла наиболее известна тем, что ее отождествляют с Кассандрой , дочерью Приама в Гомера » «Илиаде . [25] Фригийская Сивилла, по-видимому, является дублетом Геллеспонтинской Сивиллы.

Самианская Сивилла

[ редактировать ]

Пророческое место самосской сивиллы находилось на Самосе .

Тибуртинская Сивилла

[ редактировать ]

К классическим сивиллам греков римляне добавили десятую, Тибуртинскую Сивиллу, резиденцией которой был древний сабино - латинский город Тибур (современный Тиволи ). Мифическая встреча Августа с Сивиллой, у которой он спрашивал, следует ли ему поклоняться как богу, была излюбленным мотивом христианских художников. ли рассматриваемая сивилла этрусской сивиллой Тибура или греческой сивиллой Кум была Не всегда ясно, . Тем не менее христианский автор Лактанций без колебаний идентифицировал рассматриваемую сивиллу как тибуртинскую сивиллу. Он дал обстоятельное описание языческих сивилл, которое полезно главным образом в качестве руководства для их идентификации с точки зрения христиан четвертого века:

Тибуртинской Сивилле по имени Албунеа поклоняются в Тибуре как богине, недалеко от берегов Анио , в ручье которого, как говорят, было найдено ее изображение с книгой в руке. Ее пророческие ответы Сенат передал в столицу. ( Божественные институты I.vi)

Существует апокалиптическое псевдопророчество, приписываемое Тибуртинской Сивилле, написанное ок. 380 г. н. э., но с изменениями и интерполяциями, добавленными позднее. [26] Он якобы предсказывает пришествие последнего императора по имени Констант, который победит врагов христианства, приведет к периоду великого богатства и мира, положит конец язычеству и обратит евреев. Говорят, что после победы над Гогом и Магогом император отдал свою корону Богу. Это уступит место Антихристу . Ипполито д'Эсте перестроил виллу д'Эсте в Тибуре, современном Тиволи , начиная с 1550 года, и заказал на вилле сложные фрески, прославляющие тибуртинскую Сивиллу, пророчествующую рождение Христа в классическом мире.

В искусстве и литературе эпохи Возрождения

[ редактировать ]

В средневековой латыни слово «сибилла» стало просто термином «пророчица». Он стал широко использоваться в искусстве поздней готики и Возрождения для изображения женщин- Сивилл рядом с пророками-мужчинами. [27]

Число изображенных таким образом сивилл могло варьироваться, иногда их было двенадцать (см., например, Апеннинскую сивиллу ), иногда десять, например, у Франсуа Рабле : «Откуда мы можем знать, что она может быть одиннадцатой сивиллой или второй Кассандрой?» Гаргантюа и Пантагрюэль , III. 16, отмечено в Словаре фраз и басен Брюера , 1897 г. [28]

Сивилла , Франческо Убертини , ок. 1525 г.

Самым известным изображением является изображение Микеланджело , который изображает пять сивилл на фресках потолка Сикстинской капеллы ; Дельфийская сивилла, Ливийская сивилла, Персидская сивилла, Кумская сивилла и Эритрейская сивилла. В библиотеке Папы Юлия II в Ватикане есть изображения сивилл, они находятся на тротуаре Сиенского собора . Базилика Санта-Мария-ин-Аракоэли , венчающая Кампидольо в Риме, особенно ассоциируется с Сивиллой, поскольку средневековая традиция относит происхождение ее названия к ранее не подтвержденному алтарю, Ара Примогенити Деи , который, как говорят, был возведен в честь «первенца Бог» императора Августа, который был предупрежден о его пришествии сивиллинными книгами: в церкви фигуры Августа и Тибуртинской Сивиллы нарисованы по обе стороны арки над главным алтарем. В девятнадцатом веке Родольфо Ланчиани вспоминал, что на Рождество пресепио включало резную и раскрашенную фигуру сивиллы, указывающую Августу Деве с Младенцем, который появился в небе в ореоле света. «Две фигуры, вырезанные из дерева, теперь [1896] исчезли; они были отданы или проданы тридцать лет назад, когда принц Александр Торлония предложил Пресепио новый набор изображений». (Ланчиани, 1896, глава 1) Подобно пророкам, сивиллы эпохи Возрождения, предсказывающие пришествие Христа, появляются в памятниках: по образцу Джакомо делла Порта в Санта-Каса в Лорето , картина Рафаэля в Санта-Мария-делла-Паче , Пинтуриккьо в апартаментах Борджиа в Ватикане, гравировка Баччо Бальдини, современника Боттичелли, и граффиты Маттео ди Джованни на тротуаре церкви Сиенский собор.

Шекспир ссылается на сивилл в своих пьесах, в том числе «Отелло» , «Тита Андроника» , «Венецианского купца » и особенно «Троила и Крессиды» . В последнем Шекспир использовал распространенное в эпоху Возрождения сравнение Кассандры с сивиллой. [29]

Сборник из двенадцати мотетов Орланда де Лассуса под названием Prophetiae Sibyllarum (паб. 1600 г.) черпает вдохновение из античных фигур сивилл. Произведение для четырех голосов а капелла состоит из пролога и двенадцати пророчеств, каждое из которых соответствует отдельной Сивилле. Хотя в тексте говорится о пришествии Иисуса Христа, композитор отражает мистическую ауру пророчеств, используя хроматизм в экстремальной манере - композиционный прием, который стал очень модным в то время. Вполне возможно, что Лассус не только рассматривал изображения Микеланджело, но и черпал хроматическую манеру у ряда итальянских композиторов, экспериментировавших в то время.

Сивиллины книги

[ редактировать ]

Высказывания сивилл и оракулов были общеизвестно открыты для интерпретации (сравните Нострадамуса ) и постоянно использовались как для гражданской, так и для культовой пропаганды. Эти высказывания и прорицания не следует путать с сохранившейся коллекцией Сивиллинских оракул шестого века , которые обычно предсказывают катастрофы, а не предписывают решения.

Некоторые подлинные стихи Сивиллы сохранились в « Книге чудес» Флегона из Тралла второго века .Самая старая коллекция письменных книг Сивиллы, по-видимому, была составлена ​​во времена Солона и Кира в Гергисе на горе Ида в Троаде . Сивилла, родившаяся неподалеку от Марпесса и чья могила позже была отмечена храмом Аполлона, построенным на этом архаичном месте, появляется на монетах Гергиса, ок. 400–350 гг. до н.э. V века (ср. Флегон, цитируемый в географическом словаре Стефана Византийского под названием «Гергис»). Другие места утверждали, что были ее домом. Коллекция сивилл в Гергисе была приписана Геллеспонтинской Сивилле и хранилась в храме Аполлона в Гергисе. Оттуда оно перешло в Эритру , где и прославилось. Судя по всему, именно эта коллекция попала в Кумы , а из Кум в Рим. Гергис, город Дардании в Троаде, поселение древних тевкриев и, следовательно, город очень глубокой древности. [30] Гергис, по словам Ксенофонта , был местом большой силы. В нем был храм, посвященный Аполлону Гергифию, и, как говорят, здесь родилась сивилла, которую иногда называют Эритреей , «из Эритры», небольшого места на горе Ида , [31] и в других случаях Гергифия «Гергисская».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сивиллы на Encyclepedia.com . [По состоянию на 6 января 2021 г.].
  2. Сивилла в Британской энциклопедии [по состоянию на 6 января 2021 г.].
  3. ^ Буркерт 1985 с. 117
  4. ^ Перейти обратно: а б Павсаний 10.12.1
  5. ^ «Сивилла» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .) Харпер, Дуглас. «сивилла» . Интернет-словарь этимологии .
  6. ^ Тим Денекер, Идеи о языке в раннем латинском христианстве (2017), стр. 305.
  7. ^ См. Фриск, Griechische eymologisches Wörterbuch , vol. 2, с. 700; Чантрен, Этимологический словарь греческого языка , 2009, с. 966.
  8. ^ "Рейнский музей" 1 ( [ нужен год ] ), 110ф.
  9. ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Сивилла» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. «Поскольку Лактанций прямо говорит (lc ["Divinarum Institutionum", I. 6]), что сивилла — уроженка Вавилона, то имя, вероятно, имеет семитское происхождение. Слово можно разложить на два компонента «сиб» + «иль », таким образом обозначая «древнего бога» (Краусс, в «Byzantinische Zeit.», xi. 122)»
  10. ^ Гераклит, фрагмент 92, изд. Чарльз Х. Кан, (1981), с. 125.
  11. ^ Буркерт 1985, с. 116
  12. ^ Перейти обратно: а б См. Павсаний, «Описание Греции» , x.12, отредактированный с комментариями и переведенный сэром Джеймсом Фрейзером , издание 1913 года. См. т. 5, с. 288. См. также Павсаний, 10.12.1 в проекте «Персей».
  13. ^ Фрейзер цитирует Эрнста Маасса, De Sibyllarum Indicibus (Берлин, 1879).
  14. ^ Гераклид Понтийский, Об оракулах .
  15. ^ Фрейзер, Джеймс , перевод и комментарий Павсания, Описание Греции , т. 5, стр. 288, комментарий и примечания к книге X, гл. 12, строка 1, «Герофил по прозвищу Сивилла»:

    Профессор Э. Маасс (цит., стр. 56) считает, что только две греческие сивиллы были историческими, а именно Герофил Эрифрейский и Фитон Самосский; первый, по его мнению, жил в восьмом веке до нашей эры, второй несколько позже.

    Фрейзер продолжает:

    Поначалу казалось, что греки знали только одну сивиллу. (Гераклит, цитируется Плутархом, De Pythiae Oraculis 6; Аристофан, Мир 1095, 1116; Платон, Федр , стр. 244б). Первым писателем, который, как известно, выделил несколько сивилл, является Гераклид Понтийский в своей книге « Об оракулах» , в которой он, по-видимому, перечислил по крайней мере три, а именно фригийскую, эритрейскую и геллеспонтскую.

  16. ^ Дэвид Стоун Поттер, Пророчество и история кризиса Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу , ср. Глава 3, с. 106.
  17. ^ Пеликан, Ярослав Ян, Христианская традиция: история развития доктрины , University of Chicago Press, 1989. ISBN   0-226-65371-4 . См. п. 64
  18. ^ Кифер, Фредерик, Письмо на сцене эпохи Возрождения: письменные слова, печатные страницы, метафорические книги , University of Delaware Press, 1996. ISBN   0-87413-595-8 . См. п. 223.
  19. ^ Элиот, ТС; Рейни, Лоуренс С., Аннотированная пустошь с современной прозой Элиота: второе издание , издательство Йельского университета, 2006 г. ISBN   0-300-11994-1 . См. п. 75
  20. ^ Боуден, Хью, Классические Афины и Дельфийский оракул. Гадание и демократия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005. ISBN   0-521-53081-4 . См. п. 14. «Они могут узнать о загадочной Дельфийской Сивилле, мифической пророчице, не связанной с традициями самого оракула».
  21. ^ Перейти обратно: а б Фрагменты Сивиллиных оракулов . священные тексты.com. Проверено 20 июня 2008 г.
  22. ^ Павсаний, x.12
  23. ^ Парк, Герберт Уильям (январь 1988 г.). Сивиллы и сивиллинные пророчества в классической античности, Герберт Уильям Парк . Рутледж. ISBN  9780415003438 . Проверено 26 июня 2013 г.
  24. ^ Коллинз, Джон Джозеф (2001). Провидцы, сивиллы и мудрецы в эллинистически-римском иудаизме, Джон Джозеф Коллинз . БРИЛЛ. ISBN  9780391041103 . Проверено 26 июня 2013 г.
  25. ^ Гуидаччи, Маргарет (1992). Пейзаж с руинами: Избранные стихи Маргариты Гуидаччи . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 121. ИСБН  0814323529 .
  26. ^ Латинская Тибуртинская Сивилла. Архивировано 7 апреля 2005 г. в Wayback Machine . История 3850 Чтений. Проверено 20 июня 2008 г.
  27. ^ см., например, «Сивиллы» - Ланкастерский университет , Великобритания. (архив 2005 г.)
  28. ^ Словарь фраз и басен Брюэра , 1897 г. Архивировано 5 апреля 2005 г. в Wayback Machine.
  29. ^ Малай, Джессика (2010). Пророчество и образы Сивиллы в эпоху Возрождения: Сивиллы Шекспира . Рутледж. стр. 115–120. ISBN  9781136961076 .
  30. ^ Геродот IV: 122
  31. ^ Дионисий Галикарнасский i. 55

Источники

[ редактировать ]
  • Бейер, Юрген, «Сивиллен», «Энциклопедия сказок. Краткий словарь для исторических и сравнительно-повествовательных исследований», вып. 12 (Берлин и Нью-Йорк, Вальтер де Грюйтер, 2007), сб. 625–30.
  • Буше-Леклерк, Огюст , История гадания в древности , I–IV тома, Париж, 1879–1882.
  • Броуд, Уильям Дж., Оракул: утраченные секреты и скрытое послание древних Дельф (Penguin Press, 2006).
  • Буркерт, Уолтер , греческая религия (издательство Гарвардского университета, 1985), особенно. стр. 116–18.
  • Делькур, М. Дельфийский оракул , 1955.
  • Британская энциклопедия, 1911.
  • Фишер, Йенс, Folia ventis turbata - Сивиллинские оракулы и бог Аполлон между поздней республикой и Августовским принципатом (Исследования по древней истории 33) , Геттинген, 2022.
  • Фокс, Робин Лейн, Александр Великий 1973. В главе 14 дается лучший современный отчет о посещении Александром оазиса в Сиве, а также некоторые справочные материалы по греческой концепции Сивилл.
  • Гудрич, Норма Лорре, Жрицы , 1990.
  • Хейл, Джон Р. и другие (2003). Вопрос к Дельфийскому оракулу . Проверено 7 января 2005 г.
  • Хиндрю, Вивиан, Сивиллы: первая пророчица Мами (Вата) MWHS, 2007 г.
  • Жанмер, Х. Сивилла и возвращение золотого века , 1939.
  • Ланчиани, Рофолфо, Языческий и христианский Рим, 1896, гл. 1 онлайн
  • Лактанций, «Божественные установления», книга I, гл. vi (электронный текст, на английском языке)
  • Маасс, Э., De Sibyllar Indices , Берлин, 1879.
  • Парк, Герберт Уильям, История Дельфийского оракула , 1939.
  • Парк, Герберт Уильям, Сивиллы и пророчество Сивиллы , 1988.
  • Павсаний, Описание Греции , изд. и переведен сэром Джеймсом Фрейзером , издание 1913 года. См. т. 5
  • Пек, Гарри Терстон, Словарь классической древности Харпера , 1898 г. [1]
  • Питт-Кетли, Фиона, «Путешествие в подземный мир» , 1988 г.
  • Поттер, Дэвид Стоун, [2] , Пророчество и история кризиса Римской империи: исторический комментарий к Тринадцатому Сивиллинскому оракулу , 1990. Ср. Глава 3. Рецензия на книгу. Архивировано 27 апреля 1999 г. в Wayback Machine.
  • Поттер, Дэвид Стоун, Пророки и императоры. Человеческая и Божественная власть от Августа до Феодосия , Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1994. Рецензия на книгу.
  • Рейньерс, Йерун, Иконография императора Августа с тибуртинской сивиллой в Нидерландах. Обзор , в: Марко Кавальери, Пьер Ассенмейкер, Маттиа Каванья, Дэвид Энгельс (редактор), Август сквозь века: приемы, чтения и ассигнования исторической личности первого римского императора, Коллекция Latomus, Брюссель, 2022, стр. 209-236. [3]
  • Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , 1870 г., статья о Сибилле, [4]
  • Уэст, Мартин Литчфилд , Орфические стихи , Оксфорд, 1983.
[ редактировать ]

Классические Сивиллы

[ редактировать ]

Средневековые христианизирующие сивиллы

[ редактировать ]

Современные образы сивилл

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7410583584692f41f0115a3a29fb1e9a__1719132720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/9a/7410583584692f41f0115a3a29fb1e9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sibyl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)