Филиппино Липпи
Филиппино Липпи | |
---|---|
![]() Автопортрет - фрагмент капеллы Бранкаччи фрески «Спор с Симоном Волхвом» (1481–1482), Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия. | |
Рожденный | Филиппо Липпи вероятно 1457 |
Умер | 18 апреля 1504 г. Флоренция , Флорентийская республика | (47 лет)
Национальность | итальянский |
Образование | Филиппо Липпи |
Известный | Картина, фреска |
Заметная работа | Явление Богородицы святому Бернару Поклонение волхвов |
Движение | Итальянский Ренессанс |


Филиппино Липпи (вероятно, 1457 – 18 апреля 1504) был итальянским художником эпохи Возрождения, в основном работавшим во Флоренции , Италия, в последние годы Раннего Возрождения и первые несколько лет Высокого Возрождения . Он также работал в Риме в течение периода с 1488 года, а затем в районе Милана и Болоньи .
Он работал маслом, темперой и фреской, в основном рисуя религиозные сюжеты, а также несколько портретов и светских аллегорий или сцен из классической мифологии.
Биография
[ редактировать ]Филиппино Липпи родился, вероятно, в 1457 году в Прато , Тоскана . [1] внебрачный сын Лукреции Бути и художника Фра Филиппо Липпи ; оба нарушили церковные обеты, и хотя после рождения Филиппино они получили папское разрешение на брак (организованное Лоренцо ди Медичи ), Вазари говорит, что они так и не сделали этого. Его сестра Алессандра родилась в 1465 году. Филиппино сначала обучался у своего отца в его мастерской.
Они переехали в Сполето , где Филиппино служил помощником в мастерской во время строительства собора Сполето . Когда его отец умер в 1469 году, Филиппино было двенадцать лет, и он был среди помощников своего отца, завершивших фрески Storie della Vergine (« Жизнь Богородицы ») в соборе.
Позже он завершил свое обучение в мастерской Боттичелли , который также был учеником отца Филиппино. художников 1472 года В записях гильдии отмечается, что помощником у Боттичелли был только Филиппино Липпи, живший в доме своего хозяина. Два художника часто работали вместе над одним проектом. Общие работы включают панели из разобранной пары кассони , которые теперь разделены между Лувром , Национальной галереей Канады , Музеем Конде в Шантийи и Галереей Паллавичини в Риме. [2] Работы Боттичелли и Филиппино этих лет включают множество картин Мадонны с Младенцем , которые часто трудно отличить друг от друга. [3]
Его ранние сольные произведения во многом напоминают работы Боттичелли, но, возможно, с меньшей чувствительностью и тонкостью. Первые (датированные 1475 годом) были приписаны анонимному « Амико ди Сандро » («Другу Боттичелли») — термин, введенный Бернардом Беренсоном в 1899 году, хотя 30 лет спустя в его «списках» большинство из них были отнесены к Липпи. [4] Со временем стиль Липпи стал более личным и эффективным в период 1480–1485 годов. Работы этого раннего периода включают: «Мадонны Берлина, Лондона и Вашингтона, округ Колумбия», « Путешествие Тобии» из Галереи Сабауда , Турин, « Мадонна моря» из Галереи Академии во Флоренции и « Истории Эстер» .
Вместе с Перуджино (еще одним учеником своего отца), Гирландайо и Боттичелли Липпи работал над украшением виллы Лоренцо Медичи в Спедалетто. 31 декабря 1482 года ему было поручено украсить стену Зала дель Удиенца Палаццо Веккьо во Флоренции , но работа так и не началась.
Вскоре после этого, вероятно, в 1483–1484 годах, его призвали завершить капеллы оформление Мазаччо Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине-ди-Флоренция , которая осталась незавершенной, когда художник умер в 1428 году. Там Филиппино написал «Истории Святого Петра». , в следующих фресках: «Ссора с Симоном Волхвом перед лицом Нерона» , «Воскресение сына Теофила» , «Святой Петр в тюрьме» , «Освобождение » и «Распятие святого Петра» . Его автопортрет в возрасте двадцати пяти лет находится в правой части центральной панели: «Диспут с Симоном Волхвом» и «Распятие святого Петра» ( подробнее см . в информационном окне).
Работа Липпи над Залом Отто ди Пратика в Палаццо Веккьо была завершена 20 февраля 1486 года. [5] Сейчас оно находится в галерее Уффици . Примерно в это же время Пьеро ди Франческо дель Пульезе попросил его написать алтарь с Явлением Богородицы святому Бернару , который сейчас находится в Бадиа Фиорентина во Флоренции. Это самая популярная картина Липпи: композиция из нереальных предметов с особенно вытянутыми фигурами на фоне фантасмагорического сценария из камней и почти антропоморфных стволов. Работа датирована 1485–1487 годами. [5]
Позже он работал у Танаи де Нерли во флорентийской Санто-Спирито церкви .
21 апреля 1487 года Филиппо Строцци попросил его украсить семейную часовню Строцци в Санта-Мария-Новелла историями о святом Иоанне Евангелисте и святом Филиппе . Он работал в этой комиссии время от времени в течение длительного времени. Он завершил его только в 1503 году, после смерти Строцци. Окна с музыкальными темами в той же часовне, также спроектированные Филиппино, были завершены в период с июня по июль 1503 года. Считается, что на эти картины повлиял политический и религиозный кризис во Флоренции того времени: тема фрески, Столкновение между христианством и язычеством горячо обсуждалось в те годы и в связи с Джироламо Савонаролой .
Филиппино изобразил своих персонажей в пейзаже, воссоздавшем древний мир в мельчайших деталях, показав влияние стиля Гроттеско , увиденного им во время пребывания в Риме . Он создал «оживленный», загадочный, фантастический, но тревожный стиль, показывающий нереальность кошмаров. Таким образом, Филиппино изобразил безжалостных палачей с мрачными лицами, бунтовавших против Святых . В сцене изгнания святого Филиппа чудовища из храма статуя языческого божества представлена как живая фигура, бросающая вызов христианскому святому.
В 1488 году Липпи отправился в Рим , где Лоренцо Медичи посоветовал кардиналу Оливьеро Карафа поручить ему украшение фамильной часовни в Санта-Мария-сопра-Минерва . Созданные им там фрески демонстрируют новое вдохновение, отличное от его более ранних работ, но подтверждают продолжающиеся исследования Липпи тем классической эпохи. Он завершил серию к 1493 году.
Липпи вернулся во Флоренцию где-то между 1491 и 1494 годами. Работы этого периода включают: Явление Христа Богородице ( ок. 1493 , сейчас в Мюнхене ), Поклонение волхвов (1496, для церкви Сан-Донато в Скопето, ныне в Уффици ), Жертвоприношение Лаокоона (конец века, для виллы Лоренцо Медичи в Поджо-а-Кайано), Св. Иоанна Крестителя и Маддалены (Капелла Валори в Сан-Проколо, Флоренция, вдохновленная Луки Синьорелли) работами ).
Он также работал вдали от своего родного города, в Чертоза ди Павия , или Чартерхаус, за пределами Павии и в Прато , где в 1503 году завершил Скинию Рождественской песни , которая сейчас находится в Городском музее. В 1501 году Липпи написал « Мистическую свадьбу святой Екатерины» для базилики Сан-Доменико в Болонье .
Последней работой Липпи было осаждение церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, которое он оставил незавершенным после своей смерти в 1504 году.
Он умер 18 апреля 1504 года в возрасте сорока семи лет. Из-за известности и репутации Липпи в день его похорон в его честь закрылись все мастерские города.
Современный прием
[ редактировать ]Искусствовед Пол Джордж Коноди писал о Липпи, что «некоторые из его качеств показывают, что он был самым тонким психологом своего времени, самым современным по духу из всех художников Возрождения». [6]
Основные работы
[ редактировать ]- Мадонна с Младенцем, святым Антонием Падуанским и монахом (до 1480 г.) — Темпера на панели, 57 × 41,5 см, Музей изящных искусств , Будапешт
- Коронование Богородицы (ок. 1480 г.) — Панель, темпера, 90,2 × 223 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
- Тобиас и ангел (ок. 1480 г.) — Панель, темпера, 33 × 23 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Три ангела с юным Товием (1485 г.) — Масло, панель, 100 × 127 см, Галерея Сабауда , Турин
- Портрет старика (1485 г.) — Отдельная фреска, 47 × 38 см, Уффици , Флоренция.
- Автопортрет — Отдельная фреска на плоской плитке, 50 × 31 см, Уффици, Флоренция.
- Портрет юноши (ок. 1485 г.) — Панель, 51 × 35,5 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Алтарь Синьории (Пала дельи Отто) (1486 г.) — Панель, темпера, 355 × 255 см, Уффици, Флоренция
- Явление Богородицы святому Бернару (1486 г.) — Масло, панель, 210 × 195 см, Церковь Бадия , Флоренция.
- Благовещение со святым Фомой и кардиналом Карафой (1488–1493) — Фреска, Санта-Мария-сопра-Минерва , Рим.
- Мадонна с Младенцем и святыми (ок. 1488 г.) — Масло, панель, Санто-Спирито , Флоренция.
- Святой Иероним (1490-е гг.) — Масло, панель, 136 × 71 см, Уффици, Флоренция.
- Явление Христа Богородице ( ок. 1493 г. ) — Масло, панель, 156,1 × 146,7 см, Старая пинакотека , Мюнхен.
- Поклонение волхвов (1496 г.) — Масло, панель, Уффици, Флоренция.
- Мадонна с Младенцем со святыми (1498 г.) — Фреска, 239 × 141 × 71 см, Городской музей, Прато.
- Аллегория (ок. 1498 г.) — Масло, панель, 29 × 22 см, Уффици, Флоренция.
- Аллегория музыки (Эрато) (ок. 1500 г.) — Темпера на панели, 61 × 51 см, Государственные музеи , Берлин
- Распятие , ок. 1501 г. — панель, темпера, 31,2 × 23,4 см, Городской музей, Прато.
- Мистическое бракосочетание Святой Екатерины (ок. 1501–1503) — Панель, Базилика Сан-Доменико , Болонья.
- Мадонна с Младенцем, Св. Стефан и Св. Иоанн Креститель (1502–1503) — Темпера на панели, 132 × 118 см, Museo Civico, Прато
- Депонирование (1504 г., закончено Перуджино в 1507 г.) — Масло, панель, 333 × 218 см, Galleria dell'Accademia , Флоренция.
Школа работает
[ редактировать ]Следующие работы разрешено цитировать как школьные произведения Филиппино .
- Мадонна, Младенец и Иоанн — тондо , Кеглевича собрание , Будапешт , [7]
- Горница Святой Аполлонии — Флоренция [8]
- Богородица, дающая пояс Св. Фоме — Флоренция [8]
- Сент-Энтони Эббот — Флоренция [8]
Галерея
[ редактировать ]- Работы и подробности
- Смерть Лукреции (1478–1480)
- Коронация Богородицы (фрагмент) (ок. 1480 г.)
Панель, темпера, 90,2 × 223 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия. - Явление Богородицы святому Бернару (фрагмент) (1486 г.)
Масло, панель, 210 × 195 см, Церковь Бадия, Флоренция. - Явление Богородицы святому Бернару (фрагмент)
- Явление Богородицы святому Бернару (фрагмент)
- Явление Христа Богородице ( ок. 1493 г. )
— Масло, панель, 156,1 × 146,7 см, Старая пинакотека , Мюнхен. - Ангел (фрагмент), Retábulo da Sala Degli Otto, Флоренция
- Мадонна с Младенцем и святыми (ок. 1488 г.)
Дерево, масло, Санто-Спирито, Флоренция.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ РКД, Треккани
- ^ Нельсон, Джонатан Кац (2009). « Боттичелли» или «Филиппино»? Как определить авторство в мастерской эпохи Возрождения». Сандро Боттичелли и Герберт Хорн: Новое исследование : 137–167.
- ^ Нельсон, Джонатан Кац (2009). « Боттичелли» или «Филиппино»? Как определить авторство в мастерской эпохи Возрождения». Сандро Боттичелли и Герберт Хорн: Новое исследование : 137–167.
- ^ Дэвис, 287
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роулендс, Элиот В. и Мэрилин Брэдшоу. «Семья Липпи». Гроув Арт Онлайн. 1 января 2003 г. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Дженни Ирен Микс, «Великие картины и их художники», The Pittsburgh Sunday Post (11 сентября 1910 г.), стр. 32.
- ^ Габор Терей, The Burlington Magazine , стр. 183, L., 1927.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Бернардини , Художественный бюллетень Министерства народного образования (Италия ), 1912 год, стр. 291.
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвис, Мартин , Ранние итальянские школы , Каталоги Национальной галереи, 1961, перепечатано в 1986 году, ISBN 0901791296
- Развитие итальянских школ живописи , том 12, с. 371 и далее, Раймонд ван Марле, Hacker Art Books, Нью-Йорк, 1970.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пол Джордж Коноди , Филиппино Липпи (Джордж Ньюнс, ООО, 1905).
Исторические романы
[ редактировать ]- Линда Гордая, Скиния Солнца (Godstow Press, 2005), литературный роман, действие которого происходит во Флоренции во время заговора Пацци, тесно связан с известными фактами. Филиппино фигурирует как ближайший друг рассказчика Томмазо деи Маффеи здесь и в следующих двух романах трилогии Боттичелли.
- Линда Прауд, «Паллада и Кентавр» (Godstow Press, 2004) посвящена последствиям заговора Пацци и натянутым отношениям Лоренцо Медичи с его женой и Полициано.
- Линда Прауд, «Возрождение Венеры» (Godstow Press, 2008), последний том трилогии Боттичелли , охватывает 1490-е годы и смерть Лоренцо.
- Линда Гордая, Подарок для мага (Godstow Press, 2012), роман о фра Филиппо Липпи и Козимо Медичи. Особенности рождения и детства Филиппино.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с картинами Филиппино Липпи, на Викискладе?
- Выставка «От Донателло до Липпи». Officina Pratese в Гражданском музее Палаццо Преторио в Прато (сентябрь 2013 г. - январь 2014 г.)
- Работы Филиппино Липпи в галерее Уффици во Флоренции.
- Луи Жилле (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Россетти, Уильям Майкл (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 742.
- Филиппино Липпи в Национальной галерее искусств