Часовня Бранкаччи
Капелла Бранкаччи (по- итальянски «Cappella dei Brancacci») — часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции , центральная Италия . Ее иногда называют « Сикстинской капеллой раннего Возрождения ». [1] благодаря своему циклу живописи он был одним из самых известных и влиятельных того периода. Строительство часовни было заказано Феличе Бранкаччи и началось в 1422 году. Картины были выполнены в период с 1425 по 1427 год. Доступ для публики в настоящее время осуществляется через соседний монастырь, спроектированный Брунеллески . Церковь и часовня считаются отдельными местами для посещения, поэтому время их открытия разное, и из часовни довольно сложно увидеть остальную часть церкви.
Покровителем живописного украшения был Феличе Бранкаччи , потомок Пьетро, служивший послом Флоренции в Каире до 1423 года. [2] По возвращении во Флоренцию он нанял Мазолино да Паникале расписать свою часовню. Соратник Мазолино, 21-летний Мазаччо , на 18 лет моложе Мазолино, помогал, но во время рисования Мазолино уехал в Венгрию, где был художником при короле, и заказ был отдан Мазолино. К тому времени, когда Мазолино вернулся, он учился у своего талантливого бывшего ученика. Однако Мазаччо был вызван в Рим, прежде чем он успел закончить часовню, и умер в Риме в возрасте 27 лет. Части часовни были завершены позже Филиппино Липпи . В период барокко некоторые картины считались устаревшими, и перед ними ставили гробницу.
Картины
[ редактировать ]В своих фресках Мазаччо осуществляет радикальный разрыв со средневековой живописной традицией, придерживаясь новой ренессансной перспективной концепции пространства. Таким образом, перспектива и свет создают глубокие пространства, в которых объемно построенные фигуры движутся в строго индивидуализированном человеческом измерении. Таким образом, Мазаччо продолжает путь Джотто, отрываясь от символического видения человека и предлагая более реалистическую картину. [3] Цикл из жизни святого Петра был заказан как покровителю Пьетро Бранкаччи, первоначальному владельцу часовни. [4]
Картины объяснены ниже в порядке их повествования.
Искушение Адама и Евы
[ редактировать ]Масолино да Паникале .
Мазаччо В отличие от «Изгнания» , это безмятежное и невинное произведение.
Цикл начинается с этой картины Мазолино , помещенной на верхнем прямоугольнике арки, ограничивающей капеллу, в пределах толщины колонны. Эта сцена и противоположная ей (« Изгнание ») являются предпосылками рассказанной на фресках истории, показывающей момент, когда люди разорвали свой союз с Богом, позднее примиренный Христом при посредничестве Петра.
На картине изображен Адам, стоящий рядом с Евой: они смотрят друг на друга в размеренных позах, а она готовится откусить яблоко, только что предложенное ей змеем возле ее руки, обвившей дерево. У змеи голова с густыми светлыми волосами, очень идеализированная. Сцена аулична по своему представлению, жесты и стиль передают тона поздней интернациональной готики . Свет, моделирующий фигуры без острых углов, мягкий и обволакивающий; темный фон выделяет тела своей чувственной пластикой , почти подвешенные в пространстве.
Изгнание из Эдемского сада
[ редактировать ]Шедевр Мазаччо «Изгнание из Эдемского сада» — первая фреска в верхней части часовни, на левой стене, сразу слева от « Денег дани» . Оно славится своей яркой энергетикой и небывалым эмоциональным реализмом. Оно резко контрастирует с тонким и декоративным изображением Адама и Евы перед грехопадением работы Мазолино, написанным на противоположной стене. Он представляет собой драматическую напряженность: вооруженный ангел, парящий над Адамом и Евой, указывает путь из Эдемского сада : плачущие грешники оставляют за своими спинами врата Рая.
Эта работа представляет собой четкое отделение от прошлого интернационального готического стиля; Безмятежное спокойствие Мазолино тоже осталось позади, и два библейских прародителя изображены в мрачном отчаянии, тяготящиеся под строгим взглядом ангела, который своим обнаженным мечом насильно изгоняет их, с таким напряжением, невиданным прежде в живописи. Жесты достаточно красноречивы: при выходе из Врат Рая, откуда вперед устремляются божественные лучи, Адам в отчаянии и вине закрывает лицо; Ева стыдливо прикрывает свою наготу и кричит с страдающим лицом. Динамизм тел, особенно тела Адама, придает беспрецедентную страсть фигурам, твердо стоящим на земле и отбрасывающим тени от яркого света, моделирующего их. Множество деталей усиливают эмоциональный драматизм: влажные и липкие волосы Адама (на Земле ему придется бороться с каторжной работой и грязью), поза ангела, укороченная, как будто ныряющая сверху вниз. Положение Евы взято из древнего представления, Венера Пудика (скромная Венера) . Листва, прикрывающая наготу пары, была удалена во время реставрации в 1990 году. [5]
Призвание Питера
[ редактировать ]По Мазолино .
В левом люнете, разрушенном в 1746-48 годах, Мазолино нарисовал « Призвание Петра и Андрея» , или «Призвание» , известное благодаря некоторым указаниям прошлых свидетелей, таких как Вазари , Бокки и Балдинуччи . Роберто Лонги впервые идентифицировал изображение этой утраченной фрески на более позднем рисунке, которое не соответствует верхней кривизне люнета, но сегодня представляется весьма вероятной гипотезой. В этой сцене Мазолино разделил свою композицию на два пространства: море и небо.
Космический корабль
[ редактировать ]В противоположном люнете находилась фреска « Навичелла» — традиционное название сцены, где Христос, идя по воде, спасает Петра от нахлынувших волн шторма и тянет его на борт лодки. Этот люнет снова предлагал морскую обстановку, уравновешивающую противоположную сцену и создающую, таким образом, своего рода притчу о Творении: от неба евангелистов в своде к морям верхнего регистра, к землям и городам среднего регистра. и нижние регистры, точно как в Genesis . В каком-то смысле взгляд зрителя последовательно перемещается от рая к земному миру. Источники приписывают этот люнет Мазолино, но, учитывая попеременные повороты двух художников на строительных лесах, некоторые полагают, что это фреска Мазаччо. [6]
Покаяние Петра
[ редактировать ]«Покаяние Петра» находится в левом полулюнете верхнего регистра, где находится весьма схематичный подготовительный рисунок синопии . [7] был размещен. Эту сцену приписали Мазаччо на основании ее большей остроты в трактовке по сравнению с работами Мазолино.
Деньги дани
[ редактировать ]Самая известная картина в часовне — «Деньги дани » на верхней правой стене с фигурами Иисуса и Петра , показанными в трехчастном повествовании. Картина, приписываемая в основном Мазаччо, представляет собой историю Петра и сборщика налогов из Евангелия от Матфея 17:24–27 . Слева показано, как Петр достает монету изо рта рыбы, а справа показано, как Петр платит налоги. Судя по всему, все это связано с введением катасто , первого подоходного налога во Флоренции, во время создания картины. [8]
Чудо представлено не в агиографическом ключе, а как человеческое событие, предполагающее божественное решение: историческое событие, имеющее явный и несомненный моральный смысл. В повествовательном плане Дань развивается в три этапа: в центральной части Христос, у которого сборщик налогов просит дань за Храм , приказывает Петру пойти и принести монету изо рта первой пойманной рыбы. ; слева Петр, сидя на корточках на берегу, берет из рыбы монету; справа Петр протягивает монету сборщику налогов. Три этапа объединяются, и временные последовательности выражаются в пространственных мерах. Отсутствие хронологического сканирования в повествовании следует искать в том, что основным мотивом картины является не столько чудо, сколько приведение в действие Божественной Воли, выраженное повелительным жестом Иисуса. Его воля становится волей Петра, который, повторяя жест своего Господа, одновременно указывает на исполнение воли Христа. Солидарность апостолов проявляется в их зубчатой группировке вокруг Иисуса, как бы образующей кольцо, «колизей людей». [9] Однако сама задача дается Петру: ему одному придется разобраться с мирскими учреждениями. Столп портика становится символическим элементом разделения между сгруппированными апостолами и окончательной доставкой дани сборщику налогов со стороны Петра.
В центральной группе поперечные направления, образованные жестом Христа правой рукой – повторяемые жестом Петра и, напротив, повернутым коллекционером – пересекаются с направлениями, образованными жестами правой группы, подчеркивая точки отхода, помещенные в центральную группу. самое глубокое пространство. [10]
Исцеление хромого и воскрешение Тавифы
[ редактировать ]Верхняя сцена на правой стене показывает слева исцеление хромого , а справа воскрешение Табиты . Фреску обычно приписывают Мазолино. [11] хотя рука Мазаччо была обнаружена некоторыми учеными. В сцене показаны два разных эпизода, в обоих из которых фигурирует Святой Петр, заключенный в сценарий типичного тосканского города XV века, изображенного по строгим правилам центральной перспективы. Последний обычно считается главным вкладом Мазаччо, тогда как две центральные фигуры демонстрируют влияние готики.
Святой Петр проповедует
[ редактировать ]Масолино да Паникале .
На верхней левой стене можно увидеть «Проповедь Святого Петра» , Мазолино законченную за восемь дней. Петр показан с выразительным жестом проповедующим перед толпой. У людей в группе много и разнообразное поведение: от нежного внимания монахини под покрывалом на переднем плане до сонливости девушки позади нее и бородатого старика, до страха перед женщиной сзади, чьи обеспокоенные глаза только можно увидеть. Горы, кажется, продолжают предыдущую сцену с пространственным единством, которое было одной из визитных карточек Мазаччо. Три головы позади Святого Петра, вероятно, являются портретами современных людей, как и два монаха справа: все они раньше приписывались Мазаччо. [12]
Крещение неофитов
[ редактировать ]Мазаччо .
Вся композиция представляет детали поразительного реализма: трепещущий неофит, капли воды с крещеных волос, снимаемая белая простыня на заднем плане. Хроматические эффекты «кандиантизма», [13] где драпировка моделируется с использованием контрастных цветов для создания эффекта, имитирующего текстиль канджанте, Мазаччо добивается с помощью изобразительной техники, основанной на сопоставлении дополнительных цветов, позже повторенной Микеланджело . [14]
Святой Петр исцеляет больных своей тенью
[ редактировать ]Нижняя центральная стена, левая сторона, работа Мазаччо . В этом эпизоде изображены Деяния 5:12–16 .
Атрибуция картины Мазаччо основана на перспективной структуре, использованной для создания уличной обстановки, и скалистом натурализме физиономий старика и калеки. По мнению Федерико Цери, брата Мазаччо, художник Джованни ди сер Джованни Гуиди , известный как Ло Шеггия, возможно, послужил моделью для апостола Иоанна, а старик с бородой на заднем плане — возможный портрет Донателло . [15]
Раздача милостыни и смерть Анании
[ редактировать ]Нижняя центральная стена справа, работа Мазаччо .
Согласно повествованию в Деяниях 4:32; 5:1–11 , каждый христианин, продав свое имущество, отдавал вырученные деньги апостолам, которые раздавали каждому по нуждам. Только Анания «оставил себе часть доходов, а лишь часть принес и положил к ногам апостолов». Получив строгий выговор со стороны Петра, он упал на землю и умер. Композиция концентрируется на моменте, когда Анания лежит на земле, а женщина с ребенком получает милостыню от Петра в сопровождении Иоанна. Композиционная структура достаточно плотная и эмоциональная, вовлекающая зрителя в самую суть события. [16]
Воскрешение сына Феофила и св. Петра на престоле
[ редактировать ]Нижняя левая стена работы Мазаччо, завершенная Филиппино Липпи примерно пятьдесят лет спустя.
Филиппино составил пять прохожих слева, драпировку кармелитов и центральную часть руки Святого Петра в изображении «на троне». Согласно Legenda Aurea ( «Золотая легенда ») Якоба де Ворагина , после освобождения из тюрьмы святой Петр воскрешает с помощью святого Павла сына Феофила, умершего четырнадцатью годами ранее. [17] Итак, люди почитали святого Петра и воздвигли ему новую церковь, где он возведен на престол, чтобы все его почитали и молились. [18] Однако истинное значение этой фрески связано с политикой того времени: то есть, с конфликтом между Флоренцией и Миланским герцогством . [19]
Существует точное иконографическое сходство между Феофилом (сидящим слева, на возвышении в нише) и Джаном Галеаццо Висконти , заклятым врагом Флоренции. Последний был тираном, которого боялись, чья жажда власти подтолкнула его к началу войны с Флоренцией, почти уничтожившей ее свободу. Память об этом эпизоде вернулась во всей своей грубой живости, когда Флоренции пришлось столкнуться с спором с Филиппо Марией Висконти , сыном Джана Галеаццо. Фигурой, сидящей справа от Теофила (то есть Джана Галеаццо), будет флорентийский канцлер Колуччио Салютати , автор оскорблений в адрес ломбардского лорда. Таким образом, присутствие Святого Петра символизирует посредническую роль Церкви в лице Папы Мартина V в урегулировании конфликта между Миланом и Флоренцией. В крайнем правом углу группа из четырех прохожих должна олицетворять Мазаччо (отводя взгляд от картины), Мазолино (самый невысокий), Леона Баттисты Альберти (на переднем плане); и Филиппо Брунеллески (последний). Частое использование портретной живописи позволяет сблизить воображаемый мир живописи и личный опыт зрителя. Современникам Мазаччо должно было быть легче прочитать эту сцену как отражение их самих и их собственных социальных реалий. Фигуры фрески населяют расширенное пространство своего мира и ведут себя естественно: они вытягивают шеи, чтобы лучше видеть, заглядывают через плечо соседа, жестикулируют, наблюдают и сплетничают о событии с очередным прохожим. [20]
Святой Павел посещает Святого Петра в тюрьме
[ редактировать ]Филиппино Липпи .
Цикл продолжается слева, на колонне, в нижнем регистре, со сценой Святого Петра в тюрьме, которую посетил Святой Павел , написанной Филиппино Липпи. Святой Петр виден в окне с решеткой, а посетитель стоит спиной к зрителю. Возможно, сцена последовала за рисунком Мазаччо, о чем свидетельствует идеальная архитектурная непрерывность с соседней сценой Воскресения сына Теофила .
Украшение капеллы Бранкаччи осталось незавершенным из-за отъезда Мазаччо в Рим в 1427 году, где он умер год спустя. Более того, изгнание покровителя в 1436 году препятствовало любой возможности завершения фресок другими художниками; на самом деле, вполне вероятно, что некоторые части, уже написанные Мазаччо, были удалены как своего рода Damnatio Memoriae из-за портретов членов семьи Бранкаччи . Только с возвращением этой семьи во Флоренцию в 1480 году фрески можно было возобновить, поручив художнику, который был ближе и более верен великой традиции Мазаччо, то есть Филиппино Липпи, сыну своего первого ученика. Вмешательство Филиппино точно не задокументировано, но датируется ок. 1485 год благодаря некоторым указаниям, данным Джорджо Вазари . [21]
Святой Петр освобождается из тюрьмы
[ редактировать ]Нижняя правая стенка, правая сторона. Филиппино Липпи .
Это последняя сцена, связанная с заключенным в тюрьму святым на противоположной стене. Фактически, на нем показано освобождение Святого Петра из тюрьмы ангелом, и это полностью приписывается Филиппино Липпи . И здесь архитектура связана с архитектурой соседнего изображения. Вооруженный мечом стражник спит на переднем плане, опираясь на палку, в то время как происходит чудесное спасение – это подразумевает христианское спасение , а также, возможно, восстановление автономии Флоренции после раздора с Миланом.
Спор с Симоном Волхвом и распятие святого Петра
[ редактировать ]Нижняя правая стена, в центре. Филиппино Липпи .
Большое панно в нижнем регистре, на правой стене, работы Филиппино Липпи . За городскими стенами (в Риме , на что указывает пирамида Цестия вдоль стен Аврелиана и здания, выглядывающие из зубцов ) можно увидеть справа диспут между Симоном Волхвом и Святым Петром перед Нероном , с языческим идолом, лежащим у ног последнего. Слева происходит распятие Петра: святой висит вниз головой, потому что отказался быть распятым в той же позе, что и Христос. Сцена изобилует портретами: крайний справа юноша в берете — автопортрет Филиппино. Старик в красной шапке в группе возле Святого Петра и Симона Волхва — Антонио дель Поллайуоло . Молодой человек под аркой, смотрящий на зрителя, представляет собой портрет Сандро Боттичелли , друга и учителя Филиппино. Некоторые критики желают видеть в «Симоне Волхве» поэта Данте Алигьери , прославленного как создатель знаменитого итальянского языка, которым пользовался Лоренцо Великолепный. и Аньоло Полициано .
Планировка малярного комплекса
[ редактировать ]- Левая стена
Левая стена, верхняя часть II. Изгнание Адама и Евы (Мазаччо), V. Дань (Мазаччо), IX. Проповедь Святого Петра (Мазолино, деталь)
Левая стена, нижняя часть XIII. Святой Павел посещает Святого Петра в тюрьме (Филиппино Липпи, нереставрированный), XV. Вознесение на престол сына Феофила и святого Петра (Мазаччо и Филиппино Липпи), XI. Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью (Мазаччо)
- Правая стена
Правая стена, верхняя часть X. Крещение неофитов (Мазаччо), VI. Исцеление хромого и воскрешение Табиты (Мазолино), I=Первородный грех (Мазолино)
Влияние
[ редактировать ]Применение Мазаччо научной перспективы , единого освещения, использования светотени передачи фигур и навыков натуралистической установило новые традиции во Флоренции эпохи Возрождения, которые, по мнению некоторых ученых, помогли основать новый стиль Возрождения. [22]
Молодой Микеланджело был одним из многих художников, получивших художественное образование, копируя работы Мазаччо в капелле. Часовня также была местом нападения на Микеланджело со стороны конкурирующего скульптора Пьетро Торриджано , который возмущался критическими замечаниями Микеланджело о его мастерстве рисования. Он так сильно ударил художника, что тот «раздавил ему нос, как бисквит» (по словам Бенвенуто Челлини ) [23] что превратило лицо Микеланджело в лицо боксера.
Реставрация
[ редактировать ]Первая реставрация фресок капеллы была произведена в 1481-1482 годах Филиппино Липпи , который также отвечал за завершение цикла. Из-за ламп, использовавшихся для освещения темной часовни, фрески относительно быстро покрылись пылью и грязью от дыма. Еще одна реставрация была проведена в конце 16 века. Около 1670 года были добавлены скульптуры, а к фрескам были сделаны дополнения фреско-секко , чтобы скрыть различные случаи наготы. Реставрация конца 20 века удалила закраску и собрала пыль и грязь. Некоторые критики, в том числе профессор и историк искусства Джеймс Х. Бек , [24] раскритиковали эти усилия, в то время как другие, в том числе профессора, историки и реставраторы, высоко оценили работу, проделанную над часовней.
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Б. Беренсон , Итальянские художники эпохи Возрождения , Пахидон (1952).
- ^ К. Шульман, Анатомия реставрации: Часовня Бранкаччи (1991), с. 6. См. также А. Ладис, Мазаччо: la Cappella Brancacci (1994), passim .
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита , Риццоли (1999), стр. 28.
- ^ «Часовня Бранкаччи и использование линейной перспективы» . Архивировано из оригинала 14 января 2014 года . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ См. Джон Спайк , Мазаччо, цит. (2002); Марио Карниани, Часовня Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине, цит. , (1998).
- ^ См. Джон Спайк , Мазаччо , Риццоли , Милан (2002), св. «Навичелла».
- ^ Синопия слой - это подрисовник для фрески, выполненный красноватым, зеленоватым или коричневатым земляным цветом с использованием воды, нанесенной кистью на арриччо , поверх которого интонако перед росписью наносится красная земля (оксид железа), добытая в городе Синопия в период Возрождения (нынешняя Турция . Название методу дала ), в настоящее время истощенная. Во времена Джотто и до Синопии основным подготовительным рисунком была Синопия — вся фреска была написана в Синопии прямо на стене. Мультфильмы были реализованы позже, когда была «придумана» перспектива и возникла необходимость в более тщательной проработке композиции. Аррикчио (Ariccio; Arricciato, Arriccato) или Browncoat — это слой штукатурки поверх чернового покрытия ( Trullisatio ) и сразу под финишным слоем штукатурки ( Intonaco ), который будет окрашен. Синопия или полномасштабная композиция выложена на арриччо.
- ^ См. Ф. Антал, Флорентийская живопись и ее социальная среда в четырнадцатом и начале пятнадцатого веков , Турин (1960), св «Катасто» и пассим ; см. также Р. К. Трекслер, Общественная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения , Итака (1980), Pt 1, Ch 1, pp. 9–33.
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , стр. 30–31.
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , с. 31.
- ^ См. У. Бальдини, О. Казацца, La Cappella Brancacci , Милан (1990).
- ^ У. Прокаччи, Мазаччо. Ла Капелла Бранкаччи , Флоренция (1965), св. «Проповедь Святого Петра».
- ^ См. определение в «Кангиантизм» . Архивировано из оригинала 6 июня 2015 года . Проверено 13 ноября 2012 г. .
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , с. 29.
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , с. 32.
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , с. 33.
- ^ Якоб де Ворагин. «44. Кресло Святого Петра». В «Золотой легенде: чтения о святых» в переводе Уильяма Грейнджера Райана, 1.162–1.166. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1993. Теофил был префектом Антиохии .
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , стр. 34–35.
- ^ См. Р. К. Трекслер, Общественная жизнь во Флоренции эпохи Возрождения, соч., «Милан»
- ^ См. Федерико Зери , Мазаччо: Тринита, цит. , стр. 34-35; см. также Антал Ф. Флорентийская живопись и ее социальная среда в четырнадцатом и начале пятнадцатого веков, цит. , там же .; М. Карниани, «Часовня Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине», в AA.VV., Часовни эпохи Возрождения во Флоренции , Флоренция (1998).
- ^ М. Карниани, «Часовня Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине», цит .
- ^ См. О. Казацца, Мазаччо , Флоренция (1990), св. «Стиль Ренессанса».
- ^ См. Х. Хиббард, Микеланджело , Общество фолио (2007), с. 12.
- ^ См. инт. ал. Художественный музей Филадельфии , статья «Итальянские картины 1250-1450 годов»; см. также « Флорентийская Бадия» Анны Лидер (2000).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Фрески в капелле Бранкаччи Санта-Мария-делла-Кармине во Флоренции работы Мазаччо.
- Фрески капеллы Бранкаччи Санта-Мария-делла-Кармине во Флоренции работы Филиппино Липпи.
- abcgallery.com:Капелла Бранкаччи
- Умная история: Изгнание из рая (Мазаччо)
43 ° 46'3,80 "с.ш. 11 ° 14'36,87" в.д. / 43,7677222 ° с.ш. 11,2435750 ° в.д.
- картины 1420-х годов
- картины 1480-х годов
- Художественные музеи и галереи Флоренции
- Искусство эпохи Возрождения
- Фрески во Флоренции
- Католические картины
- Картины Мазаччо
- Картины Филиппино Липпи
- 1386 заведений в Европе
- Заведения XIV века во Флорентийской республике
- Часовни во Флоренции
- Религиозные музеи Италии.