Деньги дани (Мазаччо)
Деньги дани | |
---|---|
![]() | |
Художник | Мазаччо |
Год | в. 1425 |
Тип | Фреска |
Размеры | 247 см × 597 см (97,2 × 235 дюймов) |
Расположение | Капелла Бранкаччи , Флоренция |
Деньги дани» фреска итальянского раннего художника Возрождения Мазаччо во , расположенная в капелле Бранкаччи базилики — Санта -Мария-дель-Кармине . Флоренции « Написанная в 1420-х годах , она считается одной из лучших работ Мазаччо и важной частью развития искусства эпохи Возрождения . [1] [2]
Картина является частью цикла о жизни святого Петра и описывает сцену из Евангелия от Матфея , в которой Иисус велит Петру найти монету во рту рыбы , чтобы заплатить храмовый налог. Его важность связана с революционным использованием перспективы и светотени . Деньги дани сильно пострадали в течение столетий после своего создания, пока часовня не прошла тщательную реставрацию в 1980-х годах.
Часовня Бранкаччи
[ редактировать ]
Часовня Бранкаччи в базилике Санта-Мария-дель-Кармине была основана около 1366/7 года Пьетро Бранкаччи. [3] Часовня перешла к племяннику Пьетро, Феличе Бранкаччи , который где-то между 1423 и 1425 годами поручил художнику Мазолино украсить стены серией фресок из жизни святого Петра . Петр был тезкой основателя и покровителем семьи Бранкаччи, но этот выбор также отражал поддержку римского папства во время Великого раскола . [4]
В какой-то момент к Мазолино присоединился другой художник, Мазаччо на восемнадцать лет моложе . В конце концов Мазолино уехал либо в Венгрию в 1425 году, либо в Рим в 1427 году, оставив завершение строительства часовни Мазаччо. В 1427 или 28 году, еще до того, как часовня была завершена, Мазаччо присоединился к Мазолино в Риме. Только в 1480-х годах были закончены фрески в часовне работы Филиппино Липпи . [5] Однако «Деньги дани » полностью считаются работой Мазаччо. [6]
На протяжении веков фрески сильно видоизменились и повредились. В 1746 году верхние уровни были закрашены художником Винченцо Меуччи , закрыв большую часть работ Мазолино. Затем, в 1771 году, церковь сгорела. Часовня Бранкаччи, хотя структурно и не пострадала от пожара, фрескам сильно пострадала. [7] Лишь в 1981–1990 годах была проведена полномасштабная реставрация часовни, вернув фрескам примерно исходное состояние. [8] Однако картинам был нанесен непоправимый ущерб, особенно тем частям, которые были написаны a secco : в «Деньгах дани » листья на деревьях исчезли, а одежда Христа потеряла большую часть своего первоначального лазурного блеска. [9]
Тема сообщения
[ редактировать ]Сцена, изображенная в «Деньгах дани» , взята из Евангелия от Матфея 17: 24–27 :

24. Придя в Капернаум , получившие дань пришли к Петру и сказали: господин твой не платит ли дань? 25. Он говорит: да. И когда он вошел в дом, Иисус препятствовал ему, говоря: что ты думаешь, Симон? с кого берут пошлину и дань цари земные? своих детей или чужих? 26. Петр говорит Ему: из чужих. Иисус говорит ему: тогда дети свободны. 27. Однако, чтобы мы не обидели их, пойди к морю, закинь крючок и возьми рыбу, которая выплывет первой; и когда откроешь уста его, найдешь серебро: возьми и отдай им за меня и тебя.
- Матфея 17: 24–27.
Эту историю можно найти только в Евангелии от Матфея , которое, согласно христианской традиции, было написано апостолом Матфеем, который, , сам был сборщиком налогов согласно Матфея 9:9–13 . Этот отрывок использовался как христианское оправдание легитимности светской власти, и его часто рассматривают в сочетании с другим отрывком, историей « отдать кесарю... ». [10] В Евангелии от Матфея 22:15–22 группа фарисеев пытается обманом заставить Христа оговорить себя, спрашивая, «законно ли давать дань кесарю или нет». Указывая на изображение кесаря на монете , он отвечает: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». [11]
Состав
[ редактировать ]
Картина несколько отличается от библейского сюжета тем, что сборщик налогов противостоит всей группе Христа и учеников , а вся сцена происходит на открытом воздухе. История рассказана в трех частях, которые не происходят последовательно, но логика повествования сохраняется за счет композиционных приемов. Центральная сцена — это сборщик налогов, требующий дань. Голова Христа — точка схода картины, привлекающая туда взгляд зрителя. Затем и Христос, и Петр указывают на левую часть картины, где на среднем плане происходит следующая сцена: Петр вынимает деньги изо рта рыбы. Финальная сцена – где Петр платит сборщику налогов – находится справа, отделенная каркасом архитектурного сооружения. [12]
Эта работа является одной из первых картин, в которых используется точка схода в новой системе одноточечной перспективы , в данном случае сходящаяся к голове Христа. [12] Кроме того, это одна из первых картин, в которой отсутствует использование кластера голов. Техника, которую использовали более ранние художники Проторенессанса, такие как Джотто или Дуччо . Если бы вы вошли в картину, вы могли бы обойти Иисуса Христа по созданному полукругу и с легкостью снова выйти из картины.
Христос и ученики помещены полукругом, отражая форму апсиды часовни . Сборщик налогов, напротив, стоит вне святого места. [12] В то время как группа святых почти полностью облачена в мантии пастельно- розового и синего цвета, чиновник носит более короткую тунику ярко-красного цвета. Цвет добавляет дерзости, выраженной в его жестах. [13] Другой способ достижения контраста заключается в том, что – и в центральной сцене, и справа – позы сборщика налогов почти точно копируют позы Петра, только если смотреть с противоположного угла. Это придает фигурам трехмерность, позволяя зрителю рассматривать их со всех сторон. [9]
Стиль
[ редактировать ]
Мазаччо часто сравнивают с такими современниками, как Донателло и Брунеллески, как пионера эпохи Возрождения, особенно за его использование одноточечной перспективы. [1] Однако одной из техник, которая была уникальной для Мазаччо, было использование атмосферной или воздушной перспективы . И горы на заднем плане, и фигура Петра слева тусклее и бледнее предметов на переднем плане, создавая иллюзию глубины. Эта техника была известна еще в Древнем Риме , но считалась утерянной, пока ее заново не изобрел Мазаччо. [1]
Использование света Мазаччо также было революционным. В то время как более ранние художники, такие как Джотто, применяли плоский нейтральный свет из неизвестного источника, свет Мазаччо исходил из определенного места за пределами картины, отбрасывая фигуры в свете и тени. Это создавало эффект светотени , придавая телам трехмерные формы. [1]
Мазаччо часто справедливо хвалят за разнообразие изображений лица. Однако в случае с этой картиной похвала несколько умаляется тем фактом, что работа была незавершенной на момент его смерти, а головы Иисуса и Святого Петра были написаны его старшим сотрудником Мазолино да Паникале (который нарисовал соответствующая перспективная работа по ту сторону часовни « Исцеление хромого» и «Воскрешение Табиты» .
Интерпретации
[ редактировать ]
Было предложено несколько теорий относительно того, почему был выбран именно этот предмет – не очень распространенная тема в истории искусства. [13] Одно из предположений рассматривает картину как оправдание так называемой катастомы 1427 года; новая форма подоходного налога. [14] Однако это не очень вероятное объяснение, поскольку Бранкаччи может проиграть от нового налогообложения и, вероятно, предпочел бы оказаться в числе его противников. Более вероятное объяснение связывает картину с соглашением Папы Мартина V от 1423 года о том, что флорентийская церковь будет облагаться государственным налогом. [9] Деньги, найденные во рту рыбы, также можно рассматривать как выражение того, что богатство Флоренции пришло из моря. Феличе Бранкаччи, торговец шелком, участвовавший в средиземноморской торговле, также был членом городского совета морских консулов. [10]
Центральное место в понимании картины, как и всей серии, занимают отношения Бранкаччи и города Флоренции с папством в Риме. Флоренция в то время находилась в состоянии войны с Миланом и нуждалась в поддержке Папы. Таким образом, фрески Бранкаччи следует рассматривать в контексте пропапской политики и как попытку узаконить римский престол через его связь со Святым Петром – первым епископом Рима и первым Папой. [15]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
В рассказе Петр явно выделяется среди учеников, а его крепкая связь со Христом видна в словах Христа «за Меня и Тебя». [10] Петр выглядит величественной и энергичной фигурой, когда он находится с Христом и выполняет свою работу, в отличие от миниатюрной фигуры слева. Все это указывает на его апостольскую роль наместника Христа на земле. [17] Таким образом, «Деньги дани» представляют собой переходную сцену в часовне; выполняя волю Христа, Петр из ученика превращается в мастера. [18]
Только двоих из учеников можно идентифицировать с какой-либо степенью уверенности: Петра с его иконографическими седыми волосами и бородой, сине-желтым одеянием, и Иоанна ; молодой безбородый мужчина, стоящий рядом с Христом. Голова Иоанна напоминает римские скульптуры и отражается в очень похожем лице другого ученика справа. Предполагается, что человеком рядом с этим учеником является Иуда , чье темное и зловещее лицо отражает лицо сборщика налогов. [12] Было высказано предположение – сначала Вазари – что лицо крайне справа является автопортретом самого Мазаччо в образе Томаса . [19]
См. также
[ редактировать ]- Список основных картин Мазаччо
- Тайная вечеря (Леонардо)
- Деньги дани (Тициан)
- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гарднер, стр. 599–600.
- ^ Уоткинс, с. 95.
- ^ Ладис, с. 21.
- ^ Шульман, 6.
- ^ Шульман, стр. 7–10.
- ^ Уоткинс, с. 326.
- ^ Шульман, с. 18.
- ^ Шульман, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Паолетти и Радке, стр. 230–31.
- ^ Jump up to: а б с Бальдини и Казацца, с. 39.
- ^ См. также Марка 12:13–17 и Луки 20:20–26 .
- ^ Jump up to: а б с д и Адамс, с. 98.
- ^ Jump up to: а б Ладис, с. 26.
- ^ Хартт, Фредерик (1970). История искусства итальянского Возрождения: живопись, скульптура, архитектура . Лондон: Темза и Гудзон. п. 159. ISBN.
- ^ Уоткинс, с. 120.
- ^ « Деньги дани Мазаччо в капелле Бранкаччи» . Smarthistory в Академии Хана . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 20 марта 2013 г.
- ^ Уоткинс, стр. 93–94.
- ^ Уоткинс, стр. 94–95.
- ^ Ладис, с. 28.
Источники
[ редактировать ]
- Адамс, Лори (2001). Искусство итальянского Возрождения . Оксфорд: Вествью Пресс. ISBN 0-8133-3690-2 .
- Бальдини, У. и О. Касацца (1992). Фрески капеллы Бранкаччи . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-8109-3120-6 .
- Гарднер, Хелен (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Сан-Диего: Харкорт Брейс Йованович. ISBN 0-15-503769-2 .
- Ладис, Эндрю (1993). Капелла Бранкаччи, Флоренция . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. ISBN 0-8076-1311-8 .
- Паолетти, Джон Т. и Гэри М. Радк (1997). Искусство в Италии эпохи Возрождения . Лондон: Л. Кинг. ISBN 1-85669-094-6 .
- Шульман, Кен (1991). Анатомия реставрации: капелла Бранкаччи . Нью-Йорк: Уокер. ISBN 0-8027-1121-9 .
- Уоткинс, Лоу Брэдли (1980). Фрески капеллы Бранкаччи: значение и использование . Анн-Арбор: Международный университет микрофильмов. [ ISBN отсутствует ]