Евангелие от Матфея
Часть серии о |
Книги Новый Завет |
---|
Евангелие от Матфея [примечание 1] — первая книга Нового Завета Библии и одно из трёх синоптических Евангелий . В нем рассказывается, как израильский Мессия Иисус своего приходит к своему народу (евреям), но отвергается ими, и как после воскресения вместо этого он посылает учеников к язычникам . [3] Мэтью хочет подчеркнуть, что еврейская традиция не должна теряться в церкви, которая все больше становилась языческой. [4] [5] Евангелие отражает борьбу и конфликты между сообществом евангелистов и другими евреями, особенно с его резкой критикой книжников и фарисеев. [6] с позицией, что через отвержение ими Христа Царство Божие было отнято у них и передано вместо этого церкви. [7]
Евангелие традиционно приписывают апостолу Матфею . Согласно преобладающим взглядам ученых, оно было написано в последней четверти первого века анонимным евреем, знакомым с техническими юридическими аспектами Священного Писания. [8] [9]
Состав
[ редактировать ]Автор и дата
[ редактировать ]Согласно раннецерковной традиции, берущей свое начало от Папия Иерапольского ( ок. 60–130 гг. н. э. ), [10] Евангелие было написано Матфеем, спутником Иисуса, но это создает множество проблем. [9] Большинство современных ученых считают, что оно было написано анонимно. [8] в последней четверти первого века еврей мужского пола, который стоял на грани между традиционными и нетрадиционными еврейскими ценностями и был знаком с техническими юридическими аспектами Священного Писания, обсуждавшимися в его время. [11] [12] [примечание 2] Однако такие ученые, как Н. Т. Райт [13] и Джон Уэнам [14] считают, что существуют проблемы с датировкой Матфея концом первого века, и утверждают, что оно было написано в 40–50-х годах нашей эры. [примечание 3] Немецкий ученый Адольф Юлихер утверждал, что Евангелие «не может быть переводом еврейского оригинала» и что оно, скорее всего, датируется «около 100 года». [15]
Большинство ученых считают, что Евангелие от Марка было первым составленным и что Матфей и Лука использовали его как основной источник для своих произведений. [16] [17] Автор не просто скопировал Марка, но использовал его как основу, подчеркивая место Иисуса в еврейской традиции и включая детали, которых нет у Марка. [18] Написав на изысканном семитском «синагогальном греческом языке», он использовал в качестве источника Евангелие от Марка , а также гипотетический сборник высказываний, известный как источник Q (материал, которым поделились с Лукой , но не с Марком), а также гипотетический материал, уникальный для его собственного сообщества. , называемый источником M или «Особый Мэтью». [19] [20] У Матфея 600 общих стихов с Марком, а это книга, состоящая всего из 661 стиха. Существует примерно еще 220 стихов, разделяемых Матфеем и Лукой, но не найденных у Марка, из второго источника, гипотетического собрания высказываний, которому ученые дают название Quelle («источник» на немецком языке) или Q. источник [21] Эта точка зрения, известная как гипотеза двух источников (Марк и Q), допускает существование дополнительной традиции, известной как «Особый Матфей», или источник M, что означает материал, уникальный для Мэтью. Это может быть отдельный источник, или оно может исходить от церкви автора, или он мог сам сочинить эти стихи. [17] В распоряжении автора были также греческие писания, как в виде книг-свитков (греческие переводы Исаии , Псалмов и т. д.), так и в виде «сборников свидетельств» (сборников отрывков), а также устных рассказов его общины. [22]
Параметр
[ редактировать ]Большинство ученых рассматривают Евангелие от Матфея как произведение второго поколения христиан, для которых определяющим событием стало разрушение Иерусалима и Храма римлянами в 70 г. н.э. в ходе Первой иудейско-римской войны (66–73 гг.). ОБЪЯВЛЕНИЕ). С этого момента то, что началось с Иисуса из Назарета как еврейское мессианское движение, превратилось во все более нееврейское явление, со временем превратившееся в отдельную религию. [23] Они считают, что автор писал для общины грекоязычных евреев-христиан, расположенной, вероятно, в Сирии. Часто предлагается Антиохия , крупнейший город Римской Сирии и третий по величине город империи. [24] Другие ученые считают, что исторический Иисус уже предсказал разрушение Иерусалимского Храма. [25]
Община, к которой принадлежал Матфей, как и многие христиане I века, все еще была частью более крупной еврейской общины. [26] Отношения Матфея с этим более широким миром иудаизма остаются предметом изучения и споров, причем главный вопрос заключается в том, в какой степени община Матфея оторвалась от своих еврейских корней, если таковая имеется. [27] Из Евангелия очевидно, что между группой Матфея и другими еврейскими группами существовал конфликт, и общепризнано, что корнем конфликта была вера общины Матфея в Иисуса как Мессию и авторитетного толкователя закона, как человека, вышедшего из Евангелия. мертвые и уникально наделенные божественной властью. [28]
Божественная природа Иисуса была главной проблемой для матфейской общины, решающим элементом, отделяющим первых христиан от их еврейских соседей; в то время как Марк начинает с Иисуса крещения и искушений , Матфей возвращается к истокам Иисуса, показывая его как Сына Божия от рождения, исполнение мессианских пророчеств Ветхого Завета . [29] Титул « Сын Давидов» , используемый исключительно в отношении чудес, идентифицирует Иисуса как исцеляющего и чудотворного Мессию Израиля, посланного только в Израиль. [30] Как Сын Человеческий, он вернется, чтобы судить мир, и это ожидание осознается его учениками, но о котором его враги не подозревают. [31] Будучи Сыном Божьим , Бог раскрывает себя через Своего Сына, а Иисус доказывает свое сыновство Своим послушанием и примером. [32]
В отличие от Марка, Матфей никогда не удосуживается объяснить еврейские обычаи, поскольку его предполагаемой аудиторией были евреи; в отличие от Луки, который прослеживает родословную Иисуса до Адама, отца человечества, он прослеживает ее только до Авраама, отца евреев. Из трех его предполагаемых источников только «М», материал из его собственной общины, относится к «церкви» ( ecclesia ), организованной группе с правилами поддержания порядка; а содержание буквы «М» предполагает, что эта община строго соблюдала иудейский закон , считая, что они должны превосходить книжников и фарисеев в «праведности» (соблюдении еврейского закона). [33] Написав изнутри иудейско-христианской общины, которая все больше отдаляется от других евреев и становится все более неевреем в своем составе и мировоззрении, Матфей изложил в своем Евангелии свое видение «собрания или церкви, в которой и евреи, и язычники будут процветать вместе». [34]
Структура и содержание
[ редактировать ]Структура: повествование и дискурсы.
[ редактировать ]Матфей, единственный среди евангелистов, чередует пять блоков повествования с пятью беседами, отмечая каждый из них фразой «Когда Иисус закончил». [35] (см. « Пять бесед Матфея» ). Некоторые ученые видят в этом намеренный план создать параллель первым пяти книгам Ветхого Завета; другие видят трехчастную структуру, основанную на идее об Иисусе как Мессии , набор еженедельных чтений, распределенных в течение года, или вообще никакого плана. [36] Дэвис и Эллисон в своих широко используемых комментариях обращают внимание на использование «триад» (Евангелие группирует вещи по три), [37] и RT France в другом влиятельном комментарии отмечает географическое перемещение из Галилеи в Иерусалим и обратно, причем явления в Галилее после воскресения являются кульминацией всей истории. [38]
Пролог: родословная, Рождество и младенчество (Мф. 1–2).
[ редактировать ]Евангелие от Матфея начинается со слов «Книга родословия [по-гречески «Бытие»] Иисуса Христа», намеренно перекликающихся со словами Бытия 2:4. [39] в Септуагинте . [примечание 4] Генеалогия рассказывает о происхождении Иисуса от Авраама и царя Давида, а также о чудесных событиях, связанных с его непорочным рождением . [примечание 5] а повествование о детстве повествует об убийстве невинных , бегстве в Египет и конечном путешествии в Назарет .
Первое повествование и Нагорная проповедь (Матфея 3:1–8:1)
[ редактировать ]После генеалогии, рождения и младенчества Иисуса начинается первый раздел повествования. Иоанн Креститель крестит Иисуса, и на него сходит Святой Дух. Иисус молится и размышляет в пустыне сорок дней и подвергается искушению сатаны . Его раннее служение словом и делом в Галилее имело большой успех и привело к Нагорной проповеди , первой из бесед. В проповеди изложена этика Царства Божия , введенная Заповедями блаженства («Блаженны...»). Он завершается напоминанием о том, что ответ на царство будет иметь вечные последствия, и изумленная реакция толпы переходит к следующему блоку повествования. [40]
Второе повествование и беседа (Матфея 8:2–11:1)
[ редактировать ]Из авторитетных слов Иисуса Евангелие превращается в три серии по три чудеса, переплетающиеся с двумя сериями из двух историй об ученичестве (второе повествование), за которыми следует беседа о миссии и страданиях. [41] Иисус поручает Двенадцати ученикам и отправляет их проповедовать евреям, совершать чудеса и пророчествовать о скором пришествии Царства, повелевая им путешествовать налегке, без посоха и сандалий. [42]
Третье повествование и беседа (Матфея 11:2–13:53)
[ редактировать ]Оппозиция Иисусу достигает апогея с обвинениями в том, что Его дела совершаются силой сатаны. Иисус, в свою очередь, обвиняет своих оппонентов в хулы на Святого Духа. Беседа представляет собой набор притч, подчеркивающих владычество Бога и завершающихся призывом к ученикам понять учение как книжникам Царства Небесного . [43] (Матфей избегает использования святого слова «Бог» в выражении «Царство Божие»; вместо этого он предпочитает термин «Царство Небесное», отражающий еврейскую традицию не произносить имени Бога). [44]
Четвертое повествование и беседа (Матфея 13:54–19:1)
[ редактировать ]Четвертый раздел повествования показывает, что растущая оппозиция Иисусу приведет к его распятию в Иерусалиме, и поэтому его ученики должны подготовиться к его отсутствию. [45] Наставления для послераспятского храма подчеркивают ответственность и смирение. В этом разделе описаны два насыщения множества людей (Матфея 14:13–21). [46] и 15:32–39) [47] наряду с повествованием, в котором Симон, недавно переименованный в Петра ( Πέτρος , Петрос , «камень»), называет Иисуса «Христом, сыном Бога живого», а Иисус утверждает, что на этой «основании» ( πέτρα , petra ) он построит Свою церковь (Матфея 16:13–19). [48]
Матфея 16:13–19 формирует основу для притязаний папства на власть . [ нужна ссылка ]
Пятое повествование и беседа (Матфея 19:2–26:1)
[ редактировать ]испытывают его, Иисус едет в Иерусалим, и сопротивление усиливается: фарисеи как только он начинает двигаться к городу, и когда он прибывает, он вскоре вступает в конфликт с храмовыми торговцами и религиозными лидерами. Он учит в Храме, дискутируя с первосвященниками и религиозными руководителями и говоря притчами о Царстве Божием и грехах первосвященников и фарисеев. Группа Ирода также была вовлечена в план, чтобы запутать Иисуса. [49] но осторожный ответ Иисуса на их вопрос: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» заставляет их удивляться его словам. [50]
Ученики спрашивают о будущем, и в своей последней речи (« Елеонская беседа ») Иисус говорит о приближающемся конце. [51] Будут лжемессии, землетрясения и гонения, солнце, луна и звезды потерпят неудачу, но «поколение сие» не исчезнет, пока не исполнятся все пророчества. [42] Ученики должны подготовиться к служению всем народам. В конце беседы Матфей отмечает, что Иисус закончил все свои слова, и внимание переключается на распятие. [51]
Заключение: Страсти, воскресение и великое поручение (Матфея 26:2–28:20)
[ редактировать ]События последней недели Иисуса занимают треть содержания всех четырех Евангелий. [52] Иисус с триумфом входит в Иерусалим и изгоняет менял из храма, проводит Тайную Вечерю , молится, чтобы его избавили от грядущей агонии (но заключает: «Если эта чаша не минует меня, если я не выпью ее, да будет воля Твоя». ), и его предают. Его судят еврейские лидеры ( Синедрион ) и перед Понтием Пилатом , и Пилат умывает руки, чтобы показать, что он не берет на себя ответственности. Иисус распят как царь иудейский, над которым все высмеивают . После его смерти происходит землетрясение, завеса в Храме разрывается, и святые восстают из своих гробниц. Мария Магдалина и другая Мария обнаруживают пустую гробницу, охраняемую ангелом , и сам Иисус велит им сказать ученикам, чтобы они встретились с ним в Галилее.
После воскресения оставшиеся ученики возвращаются в Галилею, «на гору, которую назначил Иисус», где он приходит к ним и сообщает, что ему дана «вся власть на небе и на земле». Он дает Великое Поручение: «Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Иисус будет с ними «до самого конца века». [53]
Теология
[ редактировать ]христология
[ редактировать ]Христология — это богословское учение о Христе, «утверждения и определения человечности и божественности Христа». [54] В Новом Завете существует множество христологий, хотя и с одним центром: Иисус — это фигура, в которой Бог действовал ради спасения человечества. [55]
Матфей взял ключевые христологические тексты у Марка, но иногда изменял истории, встречающиеся у Марка, свидетельствуя о своих собственных опасениях. [56] Титул « Сын Давида» идентифицирует Иисуса как исцеляющего и чудотворного Мессию Израиля (он используется исключительно в отношении чудес), а еврейский мессия послан только в Израиль. [30] Как Сын Человеческий, он вернется, чтобы судить мир, — факт, который признают его ученики, но о котором не знают его враги. [31] Как Сына Божьего, его зовут Эммануил («Бог с нами»). [57] Бог раскрывает себя через своего сына, а Иисус доказывает свое сыновство своим послушанием и примером. [32]
Отношения с евреями
[ редактировать ]Главной заботой Мэтью было то, чтобы еврейская традиция не потерялась в церкви, которая все больше становилась языческой. [4] Эта озабоченность лежит в основе частых цитат еврейских Священных Писаний, упоминания Иисуса как нового Моисея наряду с другими событиями из еврейской истории, а также стремления представить Иисуса исполнителем, а не разрушающим Закон. [58] Матфей, должно быть, осознавал тенденцию искажать учение Павла о законе, уже не имеющем власти над новозаветными христианами, в антиномианство , и обращался к исполнению Христом того, что израильтяне ожидали от «Закона и пророков», в эсхатологическом смысле, в что он был всем тем, что Ветхий Завет предсказал в Мессии. [59]
Евангелие интерпретировалось как отражение борьбы и конфликтов между сообществом евангелистов и другими евреями, особенно с его резкой критикой книжников и фарисеев. [6] В нем рассказывается, как израильский Мессия , отвергнутый и казненный в Израиле, выносит приговор Израилю и его лидерам и становится спасением язычников . [60] До распятия Иисуса евреи назывались израильтянами — почетный титул избранного Богом народа. После этого их называют Иудеями (евреями), что является знаком того, что из-за их отвержения Христа « Царство Небесное » было отнято у них и передано вместо этого церкви. [7]
Сравнение с другими произведениями
[ редактировать ]Христологическое развитие
[ редактировать ]Божественная природа Иисуса была главным вопросом для общины Матфея, решающим элементом, отличающим их от еврейских соседей. Раннее понимание этого характера росло по мере написания Евангелий. До появления Евангелий это понимание было сосредоточено на откровении Иисуса как Бога в Его воскресении, но Евангелия отражают более широкий фокус, обращенный назад во времени. [29]
Отметка
[ редактировать ]Матфей — это творческая интерпретация Марка. [61] подчеркивая учение Иисуса так же, как и его действия, [62] и внесение тонких изменений, чтобы подчеркнуть его божественную природу: например, «юноша» Марка, который появляется у гроба Иисуса, становится «сияющим ангелом» у Матфея. [63] Истории о чудесах у Марка не демонстрируют божественность Иисуса, а, скорее, подтверждают его статус посланника Бога (таково было понимание Мессии Марком). [64]
Хронология
[ редактировать ]Существует широкое разногласие по поводу хронологии между Матфеем, Марком и Лукой , с одной стороны, и Иоанном, с другой: все четверо согласны с тем, что публичное служение Иисуса началось со встречи с Иоанном Крестителем, но Матфей, Марк и Лука следуют за этим рассказом о обучение и исцеление в Галилее, затем поездка в Иерусалим, где происходит инцидент в Храме , кульминацией которого является распятие в день праздника Пасхи . Иоанн , напротив, относит храмовый инцидент к самому началу служения Иисуса, совершил несколько поездок в Иерусалим и относит распятие непосредственно перед праздником Пасхи, в тот день, когда в Храме приносили в жертву ягнят для пасхальной трапезы. [65]
Каноническое позиционирование
[ редактировать ]Ранние ученые-патристики считали Матфея самым ранним из Евангелий и ставили его на первое место в каноне, а ранняя Церковь цитировала главным образом Матфея, во вторую очередь Иоанна и лишь отдаленно Марка. [66]
См. также
[ редактировать ]- Авторство Библии
- Евангелие от эвионитов
- Евангелие от евреев
- Евангелие от Назарянина
- Гипотеза еврейского Евангелия
- Визуальная Библия: Матфей
- «Евангелие от Матфея» , фильм Пьера Паоло Пазолини.
- Еврейско-христианские евангелия
- Список пропущенных библейских стихов
- Список Евангелий
- Нагорная проповедь
- Страсти по Матфею – оратория И. С. Баха
- Текстовые варианты в Евангелии от Матфея
- Еврейское Евангелие от Матфея Шем Тоба
Примечания
[ редактировать ]- ^ Книгу иногда называют Евангелием от Матфея ( греч . Κατὰ Μάτθαῖον/Μαθθαῖον Εὐαγγέλιον , латинизировано : Katà Mat(h)thaîon Euangélion ) или просто Матфея . [1] Чаще всего его сокращают как «Мэтт». [2]
- ^ Эта точка зрения основана на трех аргументах: (а) обстановка отражает окончательное разделение церкви и синагоги около 85 г. н.э.; (б) он отражает захват Иерусалима и разрушение Храма римлянами в 70 году нашей эры; (в) в качестве источника он использует Евангелие от Марка, обычно датируемое примерно 70 годом нашей эры. (См. RT France (2007), Евангелие от Матфея , стр. 18. ) Сам Франс не убежден большинством — см. его комментарий, стр. 18–19. Эллисон добавляет, что «Игнатий Антиохийский, Дидахе и Папий — все из первой половины второго века — демонстрируют знание Матфея, который, соответственно, должен был быть составлен до 100 г. н. э. (См., например, Ign., Smyrn. 1; Did 8.2.)» См. Дейл Эллисон, «Мэтью» в «Евангелиях» Маддимана и Бартона (Оксфордский библейский комментарий), Оксфорд, 2010, стр. 27.
- ^ Уэнам считает, что более поздние даты основаны на (а) убеждении, что апокалиптические отрывки в синоптиках относятся к прошлым событиям, а не к будущему; и (б) неправильное прочтение Иринея, утверждающего, что Матфей написал после проповеди Петра и Павла в Риме.
- ^ Франция, с. 26 примечание 1 и с. 28: «Первые два слова Евангелия от Матфея буквально являются «книгой Бытия».
- ^ Франция, с. 28, примечание 7: «Все рукописи и версии сходятся в том, что Иосиф не был отцом Иисуса, за одним исключением sys, которое гласит: «Иосиф, с которым была обручена Мария Дева, родил Иисуса».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Библия ESV Pew . Уитон, Иллинойс: Crossway. 2018. с. 807. ИСБН 978-1-4335-6343-0 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года.
- ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Лус 2005b , стр. 233–34.
- ^ Jump up to: а б Дэвис и Эллисон 1997 , с. 722.
- ^ Сторки 2022 , стр. 84.
- ^ Jump up to: а б Беркетт 2002 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Носилки 2000 , стр. 369–70.
- ^ Jump up to: а б Беркетт 2002 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Дулинг 2010 , стр. 301–02.
- ^ Кейт 2016 , с. 92.
- ^ Дэвис и Эллисон 1988 , с. 128.
- ^ Дулинг 2010 , с. 302.
- ^ Райт, Северная Каролина; Берд, Майкл Ф. (2019). Новый Завет в своем мире: введение в историю, литературу и богословие первых христиан . Лондон: Гранд-Рапидс, Мичиган: SPCK; Зондерван Академик. стр. 582–584. ISBN 978-0310499329 . OCLC 1128988591 .
- ^ Уэнам, Джон (2020) [1992]. Изменение датировки Матфея, Марка и Луки: новый взгляд на синоптическую проблему (переиздание). Wipf и Stock Publishers. стр. 223–247. ISBN 9781725276659 .
- ^ Адольф Юлихер , Введение в Новый Завет ( Джанет Пенроуз Уорд , перевод), стр. 303-308 , (Лондон: Smith, Elder & Co. , 1904).
- ^ Тернер 2008 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Старший 1996 , с. 22.
- ^ Харрингтон 1991 , стр. 5–6.
- ^ Дулинг 2010 , с. 306.
- ^ Беркетт 2002 , с. 175-176.
- ^ МакМахон 2008 , с. 57.
- ^ Битон 2005 , с. 116.
- ^ Шольц 2009 , стр. 34–35.
- ^ Нолланд 2005 , с. 18
- ^ Барбер 2023 , с. 84.
- ^ Салдарини 1994 , с. 4.
- ^ Senior 2001 , стр. 7–8, 72.
- ^ Старший 2001 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Пеппард 2011 , стр. 133.
- ^ Jump up to: а б Луз 1995 , стр. 86, 111.
- ^ Jump up to: а б Луз 1995 , стр. 91, 97.
- ^ Jump up to: а б Луз 1995 , с. 93.
- ^ Беркетт 2002 , стр. 180–81.
- ^ Старший 2001 , с. 19.
- ^ Тернер 2008 , с. 9.
- ^ Дэвис и Эллисон 1988 , стр. 59–61.
- ^ Дэвис и Эллисон 1988 , стр. 62 и далее.
- ^ Франция 2007 , стр. 2 и далее.
- ^ Бытие 2:4
- ^ Тернер 2008 , с. 101.
- ^ Тернер 2008 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1985 .
- ^ Тернер 2008 , с. 285.
- ^ Браунинг 2004 , с. 248.
- ^ Тернер 2008 , с. 265.
- ^ Матфея 14: 13–21.
- ^ Матфея 15: 32–39.
- ^ Матфея 16: 13–19.
- ^ Матфея 22: 15–16.
- ^ Матфея 22: 21–22.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2008 , с. 445.
- ^ Тернер 2008 , с. 613.
- ^ Тернер 2008 , стр. 687–88.
- ^ Левисон и Поуп-Левисон 2009 , с. 167.
- ^ Фуллер 2001 , стр. 68–69.
- ^ Такетт 2001 , с. 119.
- ^ Мэтью 1:23
- ^ Старший 2001 , стр. 17–18.
- ^ Франция 2007 , стр. 179–81, 185–86.
- ^ Луз 2005b , стр. 17.
- ^ Битон 2005 , с. 117.
- ^ Моррис 1986 , с. 114.
- ^ Битон 2005 , с. 123.
- ^ Аун 1987 , с. 59.
- ^ Левин 2001 , с. 373.
- ^ Эдвардс 2002 , с. 2.
Источники
[ редактировать ]- Адамчевский, Бартош (2010). Вопрос или не вопрос? Так называемые тройственные, двойные и единственные традиции в синоптических Евангелиях . Международное издательство наук. ISBN 978-3-631-60492-2 .
- Эллисон, округ Колумбия (2004). Мэтью: краткий комментарий . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08249-7 .
- Ауне, Дэвид Э. (2001). Евангелие от Матфея в настоящее время изучается . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4673-0 .
- —— (1987). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25018-8 .
- Барбер, Майкл Патрик (2023). Исторический Иисус и храм: память, методология и Евангелие от Матфея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-009-21085-0 .
- Битон, Ричард К. (2005). «Как пишет Матфей» . В Бокмюле, Маркус; Хагнер, Дональд А. (ред.). Письменное Евангелие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-521-83285-4 .
- Браунинг, WRF (2004). Оксфордский библейский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860890-5 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Кейси, Морис (2010). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . Континуум. ISBN 978-0-567-64517-3 .
- Кларк, Ховард В. (2003). Евангелие от Матфея и его читатели . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34235-5 .
- Кросс, Фрэнк Л .; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005) [1997]. «Матфей, Евангелие от св.». Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1064. ИСБН 978-0-19-280290-3 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
- Дэвис, Уильям Дэвид ; Эллисон, Дейл К. (1988). Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Матфея . Том. I: Введение и комментарий к Евангелию от Матфея I–VII. T&T Clark Ltd. ISBN 978-0-567-09481-0 .
- ——; —— (1999) [1991]. Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Матфея . Том. II: Комментарий к Матфею VIII – XVIII. T&T Clark Ltd. ISBN 978-0-567-09545-9 .
- ——; —— (1997). Критический и экзегетический комментарий к Евангелию от Матфея . Том. III: Комментарий к Матфею XIX–XXVIII. T&T Clark Ltd. ISBN 978-0-567-08518-4 .
- Дулинг, Деннис К. (2010). «Евангелие от Матфея» . В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0825-6 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3931-2 .
- Эдвардс, Джеймс (2002). Евангелие от Марка . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-85111-778-2 .
- Эрман, Барт Д. (1999). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512474-3 .
- —— (2009). Неправильное цитирование Иисуса: история того, кто изменил Библию и почему . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-197702-2 .
- —— (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-220460-8 .
- Франция, RT (2007). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2501-8 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5803-1 .
- Фаррер, Остин М. (1955). «Об отказе от Q». В Найнхэме, Деннис Э. (ред.). Исследования Евангелий: Очерки памяти Р. Х. Лайтфута . Оксфорд. стр. 55–88.
- Фуллер, Реджинальд Х. (2001). «Библейское богословие» . В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский путеводитель по идеям и вопросам Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514917-3 .
- Гудакр, Марк (2002). Аргументы против Q: исследования приоритета Маркана и синоптической проблемы . Тринити Пресс Интернешнл. ISBN 1-56338-334-9 .
- Хагнер, Д.А. (1986). «Матфей, Евангелие от Матфея» . В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия, Том. 3: К–П . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-8163-2 .
- Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд.
- Кейт, Крис (2016). «The Pericope Adulterae: теория внимательного введения» . В черном — Дэвид Алан; Чероне, Джейкоб Н. (ред.). Перикопа прелюбодейки в современных исследованиях . Библиотека исследований Нового Завета. Издательство Блумсбери. п. 92. ИСБН 978-0-567-66580-5 .
- Купп, Дэвид Д. (1996). Эммануил Матфея: Божественное присутствие и народ Божий в Первом Евангелии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57007-7 .
- Левин, Эми-Джилл (2001). «Видения королевств: от Помпея до первого еврейского восстания» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Левисон, Дж.; Поуп-Левисон, П. (2009). «Христология» . В Дирнессе, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-7811-6 .
- Луз, Ульрих (1989). Матфея 1–7 . Мэтью: комментарий. Том. 1. Перевод Линсса, Вильгельма К. Миннеаполиса: Fortress Press. ISBN 978-0-8066-2402-0 .
- —— (1995). Богословие Евангелия от Матфея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43576-5 .
- —— (2001). Матфея 8–20 . Мэтью: комментарий. Том. 2. Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-6034-5 .
- —— (2005а). Матфея 21–28 . Мэтью: комментарий. Том. 3. Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-3770-5 .
- —— (2005б). Исследования в Мэтью . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3964-0 .
- МакМахон, Кристофер (2008). «Введение в Евангелия и Деяния апостолов» . В Раффе, Джерри (ред.). Понимание Библии: Руководство по чтению Священных Писаний . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-88489-852-8 .
- Моррис, Леон (1986). Богословие Нового Завета . Зондерван. ISBN 978-0-310-45571-4 .
- Пеппард, Майкл (2011). Сын Божий в римском мире: Божественное сыновство в социальном и политическом контексте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-975370-3 .
- Перкинс, Фем (1997). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории» . В Ки, Говард Кларк (ред.). Кембриджский справочник по библейской интерпретации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-48593-2 .
- Салдарини, Энтони (2003). Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Кинер, Крейг С. (1999). Комментарий к Евангелию от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3821-6 .
- Моррис, Леон (1992). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0-85111-338-8 .
- Нолланд, Джон (2005). Евангелие от Матфея: комментарий к греческому тексту . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2389-2 .
- Сондерс, Стэнли П. (2009). "Мэтью". В О'Дэй, Гейл (ред.). Богословский комментарий к Библии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22711-1 .
- Салдарини, Энтони (1994). Христианско-еврейская община Мэтью . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73421-7 .
- Шольц, Дональд (2009). Иисус в Евангелиях и Деяниях: введение в Новый Завет . Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-955-6 .
- Старший, Дональд (2001). «Направления матеоведения». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Евангелие от Матфея в современном исследовании: исследования памяти Уильяма Г. Томпсона, SJ . Эрдманс. ISBN 0-8028-4673-4 .
- Старший, Дональд (1996). Что они говорят о Мэтью? . ПаулистПресс. ISBN 978-0-8091-3624-7 .
- Стэнтон, Грэм (1993). Евангелие для новых людей: исследования у Матфея . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25499-5 .
- Сторки, Элейн (2022). Встреча с Богом у Матфея . СПКК. ISBN 978-0281081950 .
- Стрекер, Георг (2000) [1996]. Богословие Нового Завета . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-0-664-22336-6 .
- Такетт, Кристофер Марк (2001). Христология и Новый Завет: Иисус и его первые последователи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224318 .
- Тернер, Дэвид Л. (2008). Мэтью . Бейкер. ISBN 978-0-8010-2684-3 .
- Ван де Сандт, HWM (2005). " Введение ". Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды? . ISBN 90-232-4077-4 . , в Ван де Сандт, HWM, изд. Матфей и Дидахе . Ройал Ван Горкум и Fortress Press. ISBN 978-90-232-4077-8 .
- Уоллес, Дэниел Б., изд. (2011). Возвращаясь к искажению Нового Завета: рукописные, святоотеческие и апокрифические свидетельства . Текст и канон Нового Завета. Крегель академик. ISBN 978-0-8254-8906-8 .
- Верен, Вим (2005). «История и социальная обстановка Маттеанского сообщества». Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды? . Ройал Ван Горкум. ISBN 90-232-4077-4 . , в Ван де Сандт, HWM, изд. Матфей и Дидахе . Ройал Ван Горкум и Fortress Press. ISBN 978-90-232-4077-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Biblegateway.com (открывается в Матфея 1:1, NIV)
- Текстовый комментарий к Евангелию от Матфея - подробное текстологическое обсуждение 300 наиболее важных вариантов греческого текста (PDF, 438 страниц)
- Ранние христианские сочинения Евангелие от Матфея: введения и электронные тексты.
- Библия: аудиокнига Матфея, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox Различные версии