Послание Иуды
Часть серии о |
Книги Новый Завет |
---|
![]() |
Послание Иуды [а] является предпоследней книгой Нового Завета, а также христианской Библии . Традиционно его приписывают Джуду, брату Джеймса .
«Иуда» — короткое послание, написанное на греческом языке койне . Он яростно осуждает некоторых людей, которых автор считает угрозой для раннехристианского сообщества, но описывает этих противников лишь расплывчато. По мнению Иуды, эти противники находятся внутри христианской общины, но не являются истинными христианами: это насмешники, лжеучителя, недовольные, преданные своим похотям и так далее. Послание заверяет читателей, что эти люди вскоре будут судимы Богом. Возможно, что упомянутая группа была очевидна первоначальным получателям письма, но если речь шла о конкретной группе, то с тех пор сведения о деталях были утеряны. Единственная часть их потенциальной идеологии, обсуждаемая в письме, заключается в том, что эти оппоненты принижают ангелов и их роль. Если это действительно было частью идеологии той группы, против которой выступал автор, то это послание, возможно, является контрапунктом Посланию к Колоссянам . Послание к Колоссянам осуждает тех, кто придает ангелам чрезмерное значение и поклоняется им; это означает, что эти два письма могли быть частью ранних христианских дебатов о Христианская ангелология .
Авторство
[ редактировать ]Послание начинается с простой претензии на авторство: «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова» ( NRSV ). Под словом «Иаков» обычно подразумевают Иакова, брата Иисуса , выдающегося лидера ранней церкви. Представления обычно относятся к отцу той эпохи, поэтому использование слова «брат» предполагает, что это будет сделано только в том случае, если брат был известен в обществе. О самом Джуде мало что известно. Как брат Иакова, это традиционно означало, что Иуда также был братом Иисуса , поскольку Иаков описывается как брат Иисуса. Вот почему Климент Александрийский (ок. 150–215 гг. н.э.) в своем труде «Комментарии к Посланию Иуды» писал, что Иуда, автор, был сыном Иосифа и братом Иисуса. [3] Однако существует спор относительно того, означает ли «брат» кого-то, у кого одни и те же отец и мать, или сводного брата, двоюродного брата или более дальние семейные отношения. Этот спор об истинном значении слова «брат» разрастался по мере развития доктрины непорочного зачатия . [4] [5] [6] Например, святой Иероним считал, что не только Мария, но и Иосиф всю свою жизнь были девственниками, и, таким образом, Иаков и, следовательно, Иуда были двоюродными братьями. [7]
Помимо книги Иуды, «Иуда» упоминается в Новом Завете пять раз: трижды как Иуда-Апостол , [8] и дважды как Иуда, брат Иисуса [9] (кроме упоминаний Иуды Искариота и Иуды (сына Иакова) ). Продолжаются споры о том, является ли автор послания апостолом, братом Иисуса, обоими или ни одним из них. Ученые утверждают, что, поскольку автор письма не назвал себя апостолом, а также называет апостолов третьей стороной, его нельзя идентифицировать с Апостолом Иудой. Другие ученые пришли к противоположному выводу: будучи апостолом, он не стал бы претендовать на апостольство от своего имени. [6] В число ученых, которые защищали авторство брата Джеймса как правдоподобное, входит Ричард Бокэм . [10]
Причина сомневаться в том, что книгу написал родственник Иисуса, заключается в том, что он вряд ли был грамотным. [11] Семья Иисуса была простыми чернорабочими из Галилеи, говорящей на арамейском языке , и навыки литературного сочинения в древности были преимущественно сосредоточены в элите. Мало кто умел читать, еще меньше – писать и еще меньше – писать сложные литературные трактаты. Сам Иисус, возможно, умел читать, предположительно на иврите, но он также был исключительным человеком и звездой семьи. Даже если каким-то образом Иуда научился немного читать на иврите, послание написано на превосходном, сложном греческом языке койне, со знанием распространенных форм риторики и аргументации той эпохи, а также с кажущимся знанием Священных Писаний на иврите. Все это было бы исключительным явлением для сельского галилеянина. Ученые, поддерживающие авторство Иуды, обычно предполагают, что он, должно быть, предпринял обширные путешествия и миссионерскую работу среди эллинизированных евреев, чтобы выучить греческий язык, как это сделал автор. В конечном счете, узнать наверняка более подробную информацию о жизни Джуда невозможно. Одна раннехристианская традиция гласит, что внуки Иуды предстали перед императором. Домициан и допрошенный; по сюжету они защищались не как повстанцы, а как простые бедняки, добывающие все, что могли, с одного клочка земли. Хотя эта история явно апокрифична (римские императоры обычно не допрашивали галилейских крестьян), она все же позволяет предположить, что ранние христиане помнили семью Иуды как чернорабочих из низшего сословия, а не как грамотную элиту. [12]
Если Иуда, написавшая письмо, не была Иудой Апостолом, упомянутым в Евангелиях, то, возможно, он был неизвестным христианином, который носил то же имя и по совпадению также имел брата по имени Иаков. Последняя возможность состоит в том, что это послание является псевдоэпиграфом – что автор намеренно намекнул читателям, что оно было от более известного Иуды, но только как ложное указание, чтобы придать письму больше авторитета. [12] [11]
Дата
[ редактировать ]Дата написания неизвестна, но предполагается, что это период между 50 и 110 годами. Среди тех, кто поддерживает авторство Иуды, упомянутого в Евангелиях, письмо обычно помещают до разрушения Храма в Иерусалиме в 70 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Среди тех, кто отдает предпочтение авторству неизвестного христианина, предполагается, что это произведение последнего десятилетия первого века или начала второго века. [13] [14] Ученые, считающие письмо псевдонимным произведением, обычно отдают предпочтение более поздним датам из-за ссылок в письме на апостолов (как если бы они жили в прошлом). [15] и авторитетной традиции, [16] и из-за его грамотного греческого стиля. [17] [18] [6] Бо Райке предполагает около 90 г. н. э.; Хейкки Райсанен соглашается и полагает, что оно могло быть написано в конце первого века. [11] [19] Барт Эрман также согласен с тем, что наиболее вероятным является конец первого века из-за использования определенной терминологии, аналогичной пасторским посланиям , которые соответствуют дате конца первого века. [12]
Содержание
[ редактировать ]Джуд призывает своих читателей «бороться за веру» против «некоторых злоумышленников, [которые] прокрались среди вас». [20] Он предупреждает о лжеучителях, которые искажают благодать Христову как предлог для распутства. Иуда просит читателя вспомнить, как даже после того, как Господь спас Свой народ из земли Египетской, Он, не колеблясь, истребил впавших в неверие, подобно тому, как наказал ангелов , отпавших от своего первоначального возвышенного положения, и жителей Содома и Гоморры . [21] Он также перефразирует (стих 9) эпизод, очевидно, из Успения Моисея , который с тех пор был утерян, о ссоре сатаны и архангела Михаила из-за тела Моисея.
Продолжая аналогию из истории Израиля, он говорит, что лжеучителя последовали путем Каина , устремились за наградой в заблуждение Валаама и погибли в восстании Кораха . Он ярко описывает противников, о которых предупреждает, называя их «облаками без дождя», «деревьями без плодов», «пенящимися морскими волнами» и «блуждающими звездами». [22] Он призывает верующих помнить слова, сказанные Апостолами, используя язык, подобный второму посланию Петра, чтобы ответить на опасения, что Господь, похоже, замедлил: «В последнее время появятся ругатели, потворствующие своим нечестивым похотям». [23] и хранить себя в любви Божией, [24] прежде чем произнести славословие Богу. [25]
Джуд цитирует непосредственно Книгу Еноха , широко распространенное произведение среди псевдоэпиграфов Ветхого Завета , цитируя раздел 1 Еноха 1:8, основанный на Второзаконии 33:2. [26] [27]
Стиль и аудитория
[ редактировать ]Послание Иуды , состоящее всего из 1 главы и 25 стихов , входит в число самых коротких книг Библии. ( Послание к Филимону с 21 стихом также содержит 25 стихов, в то время как Книга Авдия с 14 стихами , 3-е Иоанна и 2-е Иоанна с 13 стихами короче.)
Формулировка и синтаксис этого послания на греческом языке показывают, что автор был способным и беглым человеком. Стиль послания воинственный, страстный и стремительный. Множество примеров злодеев и предупреждений об их судьбе приводятся в быстрой последовательности.
Послание завершается славословием , которое Питер Х. Дэвидс считает одним из самых качественных, содержащихся в Библии. [28]
Возможно, оно было составлено как энциклика , то есть письмо, не адресованное членам одной конкретной церкви, а предназначенное для распространения и чтения во всех церквях. Обращаясь к христианской церкви в целом, ссылки на деятелей Ветхого Завета, таких как Михаил, Каин и сыновья Корея, Книга Еноха , а также обращение к Иакову как главе иерусалимской церкви наводят на мысль, что основная еврейская христианская аудитория считает, что был бы знаком с енохианской литературой и уважал Иакова. [11]
Канонический статус
[ редактировать ]Письмо Иуды было одной из спорных книг библейского канона Нового Завета. Несмотря на некоторую оппозицию, похоже, что примерно в конце второго века оно было принято большинством церквей. [29] Климент Александрийский , Тертуллиан и каноник Мураториан считали письмо каноническим. Письмо в конечном итоге было принято как часть канона более поздними отцами церкви, такими как Афанасий Александрийский . [30] В список каноников Карфагенского собора (ок. 397 г.) вошло послание Иуды. [31]
Первые исторические записи о сомнениях в авторстве можно найти в трудах Оригена Александрийского , который говорил о сомнениях, которые существовали у некоторых в начале третьего века. Евсевий отнес его к «спорным писаниям, антилегоменам » начала четвертого века. Евсевий сомневался в ее подлинности отчасти потому, что она редко цитировалась в древних источниках, хотя и признает, что ее читали во многих церквях. [32] Связь между Посланием и Вторым посланием Петра и использование в нем библейских апокрифов вызвали обеспокоенность: святой Иероним писал в 392 году нашей эры, что книга была «отвергнута многими», поскольку в ней цитируется Книга Еноха. [33]
Сохранившиеся ранние рукописи
[ редактировать ]
Ранние рукописи, содержащие текст послания Иуды, включают: [34]
- Папирус 72 (3/4 века)
- Папирус 78 (3/4 века; дошедшие до нас стихи 4–5, 7–8) [35]
- Кодекс Ватикана ( B или 03 ; 325–350)
- Синайский кодекс ( א или 01 ; 330–360)
- Александрийский кодекс ( A или 02 ; 400–440)
- Кодекс Ефрема Рескриптуса ( C или 04 ; ок. 450; дошедшие до нас стихи 3–25) [36]
Личности противников
[ редактировать ]Послание яростно осуждает противников, о которых оно предупреждает, и заявляет, что Бог будет судить и наказывать их, несмотря на то, что они являются частью христианской общины. Однако точная природа этих противников остается вопросом, поскольку в послании они не описаны более подробно, чем названы развращенными и безбожными. Было предложено несколько теорий. Наиболее конкретным стихом, описывающим противников, является стих 8:
Точно так же в силу своих мечтаний эти нечестивцы оскверняют свои тела, отвергают власть и осыпают ругательствами небесных существ.
- Иуды 1:8 (NIV) [37]
Отвергнуть «власть» (κυριότητα, kyriotēta ; альтернативные переводы включают «владычество» или «господство») может означать несколько вещей. Самым прямым был бы отказ от гражданской или церковной власти: противники игнорировали указания лидеров. Мартин Лютер и Жан Кальвин согласились с этой интерпретацией, и она является наиболее распространенной. [38] Другая возможность состоит в том, что это конкретно относится к отрицанию авторитета Иисуса или Бога, что согласуется со стихом 4 и подкрепляет утверждение о том, что эти оппоненты не являются истинными христианами. [38] Третья возможность состоит в том, что это единственное число от kyriotētes (Доминионов), класса ангелов . [38] Это соответствовало бы заключительной части предложения «массовое оскорбление небесных существ», но использование единственного числа необычно. Версии Иуды различаются, и в некоторых рукописях, таких как Синайский кодекс, действительно используется форма множественного числа. [39]
«Грустное оскорбление небесных существ» также является уместным утверждением, поскольку оно находится в некотором противоречии с произведениями апостола Павла , а также с Посланием к Евреям . [38] [40] Бесспорные дела Павла указывают на то, что верующие уже находятся на одном уровне с ангелами, что все существующие силы подчинены Христу, а верующие являются будущими судьями ангелов. [12] Более поздние писания, приписываемые Павлу, такие как Послание к Колоссянам и Ефесянам, идут еще дальше: в Послании к Колоссянам осуждается предполагаемое поклонение ангелам. [12] Таким образом, существует гипотеза, что автор, возможно, нападал на формы христианства Павла, которые, по их мнению, не были должным образом почтительны к ангелам. «Отвержение власти» может быть ссылкой на проповедь Павла о том, что язычникам не обязательно соблюдать иудейский закон. Поскольку Иаков был известен как крупная фигура среди иудеев-христиан, это могло указывать на противоречие между более еврейскими направлениями раннего христианства, представленными Иаковом и Иудой, противостоящими посланию Павла язычникам. [12] Однако фраза о «массовом издевательстве над небесными существами», по сути, могла быть просто еще одним оскорблением, и в этом случае вся эта мысль становится спорной.
Другая гипотеза состоит в том, что оппонентами могли быть протогностики , что утверждают такие ученые, как Герман Вердерманн . Предлагаемые доказательства в поддержку этого включают то, что в стихе 19 противники названы «мирскими» ( psychikoi ), термин, который также используется по отношению к гностицизму в другой литературе. [18] [41] Хотя кажется, что Иуда мог быть использован для нападок на гностицизма в последующие столетия, другие ученые полагают, что это вряд ли было первоначальным намерением, поскольку оппоненты не описываются как имеющие характерные доктрины гностицизма, а гностицизм, похоже, не имеет была главной силой в христианстве первого века . Ричард Бокэм , выступая против такой связи, пишет, что «если полемика [Джуда] действительно направлена против гностицизма, то она исключительно неуместна». [42]
Неопределенность, присущая посланию, означает, что личности этих противников, возможно, никогда не будут известны.
Сходство со 2 Петра
[ редактировать ]2 Питер | Джуд |
---|---|
1:5 | 3 |
1:12 | 5 |
2:1 | 4 |
2:4 | 6 |
2:6 | 7 |
2:10–11 | 8–9 |
2:12 | 10 |
2:13–17 | 11–13 |
3:2-3 | 17-18 |
3:14 | 24 |
3:18 | 25 |
Часть Иуды очень похожа на 2 Петра (в основном 2 Петра, глава 2 ); настолько, что большинство ученых сходятся во мнении, что либо одно письмо напрямую использовало другое, либо они оба опирались на общий источник. [44] Сравнение частей греческого текста 2 Петра 2:1–3:3 (426 слов) с Иуды 4–18 (311 слов) дает 80 общих слов и 7 слов замененных синонимов. [45]
Поскольку это послание намного короче Второго послания Петра, а также из-за различных стилистических деталей, большинство ученых считают Иуду источником подобных отрывков из Второго послания Петра. [46] [47] 2 Петр опускает ссылку на неканоническую книгу Еноха или апокалиптические еврейские произведения в целом; возможно, это указывает на изменение взглядов в начале II века с точки зрения того, что Второе послание Петра появилось позже. [18] [48]
Сторонники обратного, как правило, являются традиционалистами, которые приписывают Второму посланию Петра более раннюю дату, так что оно было опубликовано при жизни Петра. Они утверждают, что Иуды 18 цитирует 2 Петра 3:3 как прошедшее время, и считают, что Иуда пришел после 2 Петра. [49]
Ссылки на другие книги
[ редактировать ]
В Послании Иуды упоминаются как минимум три другие книги, две из которых ( Книга Захарии и 2 Петра ) являются каноническими во всех церквях, а другая ( Книга Еноха ) неканонической в большинстве церквей.
В стихе 9 говорится о споре между Архангелом Михаилом и дьяволом о теле Моисея . Некоторые толкователи понимают эту ссылку как намек на события, описанные в Захарии 3:1–2. [50] [51] Классический богослов Ориген , а также Климент Александрийский , Дидим Слепой и другие относят это упоминание к неканоническому Успению Моисея . [52] Однако ни одна из сохранившихся копий «Успения Моисея» не содержит этой истории, что привело большинство ученых к выводу, что раздел, посвященный этому спору, утерян - возможно, утерянный финал, поскольку история, связанная с телом Моисея, логически должна была произойти в конце. [53] [54] Некоторые ученые с этим не согласны; Джеймс Чарльзворт утверждает, что Успение Моисея никогда не содержало такого содержания, а другие древние церковные писатели поддерживали другое происхождение. [55]
Стихи 14–15 содержат прямую цитату из пророчества из 1 Еноха 1:9. Титул «Енох, седьмой от Адама» также взят из 1 Эн. 60:1. [56] Большинство комментаторов полагают, что это указывает на то, что Иуда признает допотопного патриарха Еноха автором Книги Еноха , содержащей ту же цитату. Альтернативное объяснение состоит в том, что Иуда цитирует Книгу Еноха, осознавая, что стихи 14–15 представляют собой расширение слов Моисея из Второзакония 33:2. [57] [58]
Книга Еноха не считается канонической большинством церквей, хотя Эфиопская православная церковь ее считает. По мнению западных учёных, более старые разделы «Книги Еноха» (в основном « Книги Стражей» ) датируются примерно 300 годом до нашей эры, а самая поздняя часть ( «Книга притч »), вероятно, была составлена в конце I века до нашей эры. [59] 1 Енох 1:9, упомянутый выше, является частью псевдоэпиграфов и находится среди свитков Мертвого моря [4Q Еноха (4Q204[4QENAR]) COL I 16–18]. [60] Ученые в основном признают, что автор Послания Иуды был знаком с Книгой Еноха и находился под ее влиянием в мышлении и дикции. [61] Ссылка на падших ангелов предполагает, что автор был знаком с литературой, связанной с Енохом, такой как Книга Юбилеев и Вторая книга Варуха . [18]
Послание также во многом повторяет Послание Иакова , со многими похожими предложениями и заимствованными фразами. [12]
Влияние
[ редактировать ]В целом Иуда не оказал большого влияния на позднее христианство, нечасто появляясь ни в проповедях, читаемых перед мирянами, ни в трактатах христианских богословов. Один автор написал: «Среднему прихожанину церкви может быть знакомо только ее благословение» и что «богословы Нового Завета проигнорировали эту книгу». [41]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Древнегреческий : Ἰούδας , латинизированный : Иудас (Иуда). Название произведения обычно называют более коротким вариантом «Иуда», чтобы отличить автора от Иуды Искариота . Произведение еще называют « Письмо Иуды» , или просто Иуды . [1] что также является его наиболее распространенной формой сокращения. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Библия ESV Pew . Уитон, Иллинойс: Crossway. 2018. с. 1027. ИСБН 978-1-4335-6343-0 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года.
- ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ "Иуда написал католическое послание, брат сыновей Иосифа, и очень религиозный, хотя и знал о близком родстве Господа, но не говорил, что сам был Его братом. Но что он сказал? "Иуда, слуга Иисуса Христа», — о Нем как о Господе, но «брат Иакова». Ибо это правда: он был Его братом, (сыном) Иосифа». Александрийский, Климент. Комментарии к Посланию Иуды . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Джоселин Рис, Shaken Creeds: Доктрина непорочного зачатия: исследование ее происхождения , Kessinger Publishing (переиздание), 2003 [1922] ISBN 0-7661-7988-5 , стр. 3–53.
- ^ Честер, А. и Мартин, Р.П. (1994), «Богословие писем Иакова, Петра и Иуды», CUP, стр.65
- ^ Jump up to: а б с Бокэм 1983 , стр. 13–16.
- ^ Эрман, Барт (3 января 2015 г.). «Непорочное зачатие и братья Иисуса» . Блог Барта Эрмана: История и литература раннего христианства . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Луки 6:16 , Деяния 1:13 , Иоанна 14:22.
- ^ Матфея 13:55 , Марка 6:3.
- ^ Бокэм, Ричард (2015). Иуда и родственники Иисуса в ранней церкви . Академик Блумсбери. ISBN 978-1474230469 .
- ^ Jump up to: а б с д Райке, Бо (1964). Послания Иакова, Петра и Иуды (1-е изд.). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc., с. 189-192. LCCN 63-8221 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрман, Барт (2012). Подделка и контрподделка: использование литературного обмана в раннехристианской полемике . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 297–305. ISBN 9780199928033 .
- ^ Historia Ecclesiastica , перевод Артура Кушмана Макгифферта. См. сноску на стр. 203 Макгифферта.
- ^ Перри, Питер С. (2011). «Джуд». Оксфордская энциклопедия книг Библии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 513–516. ISBN 9780195377378 .
- ^ Иуда 17–18
- ^ Джуд 3
- ^ «Джуд» . Конференция католических епископов США . Архивировано из оригинала 28 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Перрен, Норман ; Дулинг, Деннис К. (1982) [1974]. Новый Завет: Введение (второе изд.). Харкорт Брейс Йованович. стр. 379–381.
- ^ Хейкки Райсанен, Расцвет христианских верований: мир мыслей ранних христиан, с. 66. «Послание Иуды — это еще одно письмо, написанное от имени брата Иисуса, возможно, в конце первого века. Оно представляет собой злобную атаку на некоторых других христиан».
- ^ Иуда 3–4
- ^ Иуда 5–7
- ^ Иуда 8–16
- ^ Джуд 18
- ^ Джуд 21
- ^ Иуда 24–25
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-1.9-jude-1.14
- ^ Максвелл Дэвидсон Ангелы в Кумране: сравнительное исследование 1 Еноха 1-36 1992 стр. 32 «десять тысяч святых» «этот раздел частично создан по образцу Второзакония 33 [как отметил Дж. ВандерКам, Теофания Еноха 1973 и PD» Миллер «Божественный воин в раннем Израиле», 1973]»
- ^ Дэвидс, Питер Х. (2006). Комментарий к Новому Завету «Столп: Послания 2 Петра и Иуды» . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс Паблишинг Ко. с. 106.
- ^ Бокэм 1983 , с. 17 «Более примечательным является свидетельство того, что к концу второго века Иуда была широко признана канонической».
- ^ Линдберг, Картер (2006). Краткая история христианства . Издательство Блэквелл. п. 15. ISBN 1-4051-1078-3
- ^ Б. Ф. Весткотт, Общий обзор истории Канона Нового Завета (5-е изд. Эдинбург, 1881 г.), стр. 440, 541–2.
- ^ Евсевий Кесарийский (2019) [ок. 320с]. «Книга 2, глава 23». История Церкви . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 113. ИСБН 9780520964969 .
... следует отметить, что его подлинность подвергается сомнению, и что немногие древние упоминают о нем ... Тем не менее, мы знаем, что эти два, наряду с остальными, публично используются в большинстве церквей.
- ^ Джером (1999) [392]. О выдающихся людях . Отцы церкви: новый перевод. Перевод Холтона, Томаса П. Издательство Католического университета Америки. п. 11. дои : 10.2307/j.ctt2853x3 . ISBN 0-8132-0100-4 .
- ^ Робинсон 2017 , с. 12.
- ^ Аланд, Курт ; Аланд, Барбара (1995). Текст Нового Завета: введение в критические издания, а также в теорию и практику современной текстовой критики . Эрролл Ф. Роудс (пер.). Гранд-Рапидс: Издательство Уильяма Б. Эрдманс . п. 101. ИСБН 978-0-8028-4098-1 .
- ^ Эберхард Нестле , Эрвин Нестле , Барбара Аланд и Курт Аланд (редакторы), Novum Testum Graece , 26-е издание, (Штутгарт: Deutsche Bibelgesellschaft , 1991), стр. 689.
- ^ Иуды 1:8
- ^ Jump up to: а б с д Хиллер, Норман (1992). Новый международный библейский комментарий: 1 и 2 Петра, Иуды . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. п. 247–250. ISBN 0-943575-87-7 .
- ^ Льюис Р. Донельсон. I и II Петр и Иуда: комментарий
- ^ Евреям 1
- ^ Jump up to: а б Роустон, Дуглас Дж. (1975). «Самая забытая книга Нового Завета». Исследования Нового Завета (НИЗ) . 21 (4): 554–563. дои : 10.1017/S0028688500010031 .
- ^ Бокэм 1983 , стр. 10–13.
- ^ Робинсон 2017 , с. 10.
- ^ Введение во 2-е послание Петра в библейском комментарии толкователя , Эд. Ф. Э. Гебелейн, Зондерван, 1976–1992 гг.
- ^ Каллан 2004 , с. 43.
- ^ Сааринен, Ристо (2008). Пастырские послания к Филимону и Иуде . Бразос Пресс. стр. 215–218.
- ^ Пример сторонников:
Каллан, Терренс (2004). «Использование письма Иуды вторым письмом Петра» . Библика . 85 : 42–64.
Бокэм 1983 , с. 8 - ^ Дейл Мартин 2009 (лекция). «24. Апокалиптика и размещение» . Йельский университет . По состоянию на 22 июля 2013 г.
- ^ Макартур, Джон (2007). 1, 2, 3 Иоанн и Иуда: утверждены в истине, отмечены любовью . Библия Макартура. Ресурсы HarperChristian. п. 101.
...считается, что письмо Петра предшествовало Иуде по нескольким причинам: (1) Второе Петра предвосхищает пришествие лжеучителей (2 Петра 2:1–2; 3:3), тогда как Иуда говорит об их приходе (стихи 4, 11–12, 17–18); и (2) Иуда прямо цитирует 2 Петра 3:3 и признает, что это слова апостола (стихи 17–18).
- ^ Питер Х. Дэвидс; Дуглас Дж. Му; Роберт Ярбро (2016). 1 и 2 Петра, Иуды, 1, 2 и 3 Иоанна . Зондерван. п. 240. ИСБН 978-0-310-53025-1 .
- ^ Р. К. Лукас; Кристофер Грин (2 мая 2014 г.). Послание 2 Петра и Иуды . Межвузовская пресса. стр. 168–. ISBN 978-0-8308-9784-1 .
- ^ «Филип Шафф: ANF04. Отцы третьего века: Тертуллиан, часть четвертая; Минуций Феликс; Коммодиан; Ориген, части первая и вторая - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org .
- ^ Райке 1964, с. 202–203
- ^ Йоханнес Тромп. Успение Моисея: критическое издание . п. 270
- ^ Джеймс Чарльзуорт Псевдоэпиграфы Ветхого Завета , с. 76, ссылка на книги Google
- ^ intertextual.bible/text/1-enoch-60.7-jude-1.14
- ^ Чарльз Р. Енох ОУП, с. 119
- ^ Никельсбург Г. Еноха 1 Крепость
- ^ Фальбуш Э., Бромили Г.В. Энциклопедия христианства: П-Ш, стр. 411, ISBN 0-8028-2416-1 (2004 г.)
- ^ Клонц, Т.Э. и Дж., Комплексный Новый Завет с полным отображением текстовых вариантов и ссылками на Свитки Мертвого моря, Филон, Иосиф Флавий, Библиотека Наг-Хаммади, Псевдепиграфы, Апокрифы, Платон, Египетская Книга Мертвых, Талмуд, Ветхий Завет, Святоотеческие сочинения, Дхаммапада, Тацит, Эпос о Гильгамеше , Cornerstone Publications, 2008, стр.711, ISBN 978-0-9778737-1-5
- ^ «Апокалиптическая литература» (столбец 220), Библейская энциклопедия.
Библиография
[ редактировать ]- Бокэм, Ричард Дж. (1983). Иуды, 2 Петра . Слово библейский комментарий . Том. 50. Уэйко, Техас: Словарные книги. ISBN 0-8499-0249-5 .
- Робинсон, Александра (2017). Иуда в атаке: сравнительный анализ Послания Иуды, еврейских оракулов и греко-римских оскорблений . Библиотека исследований Нового Завета. Издательство Блумсбери. ISBN 978-0567678799 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Иуда у Библейских ворот (различные переводы и версии)
- Раннехристианские сочинения: Послание Иуды: сопоставимые переводы и толкования.
Аудиокнига Джуда , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Послание святого Иуды , статья в томе Католической энциклопедии 1910 года.
- Бэкон, Бенджамин Виснер (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 536–538.
- Экзегеза Иуды , работа Майкла Квандта, 1995 г.
- Анимационный обзор BibleProject (евангелическая перспектива)