Книга пословиц
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Притчей ( иврит : מִשְלֵי , Мишле ; греческий : Παροιμίαι ; латынь : Liber Proverbiorum , «Притчи ( Соломона )») — книга из третьего раздела (называемого « Кетувим ») еврейской Библии, традиционно приписываемая царю Соломону и его учеников, позднее появившихся в христианском Ветхом Завете . [1] При переводе на греческий и латынь название принимало разные формы: в греческой Септуагинте (LXX) оно стало Παροιμίαι ( Paroimiai , «Притчи»); в латинской Вульгате название было Proverbia , от которого и произошло английское название.
«Притчи» — это не просто антология , а «сборник сборников», посвященный образу жизни, продолжавшемуся более тысячелетия. [2] Это образец литературы библейской мудрости , поднимающий вопросы ценностей, морального поведения, смысла человеческой жизни и правильного поведения. [3] и его богословская основа заключается в том, что « страх Божий (означающий подчинение воле Божией) есть начало мудрости». [4] Мудрость восхваляется за ее роль в творении; Бог приобрел ее прежде всего и через нее придал порядок хаосу; и поскольку люди обретают жизнь и процветание, соответствуя порядку творения, поиск мудрости является сутью и целью жизни. [5]
Книга Притчей разделена на разделы: первоначальное приглашение к мудрости, противопоставление мудрого и глупого, а также моральные рассуждения на различные темы. В главах 25–29 обсуждаются справедливость, нечестивцы, богатые и бедные, а в главе 30 представлены «изречения Агура» о творении и божественной силе. [6] [7]
Структура
[ редактировать ]Надписи делят коллекции следующим образом:
- Притчи 1–9 : «Притчи Соломона, сына Давида, царя Израиля».
- Притчи 10–22:16: «Притчи Соломона».
- Притчи 22:17–24:22: «Слова мудрых».
- Притчи 24:23–34: «И это слова мудрых».
- Притчи 25–29 : «Это другие притчи Соломона, которые скопировали чиновники иудейского царя Езекии».
- Притчи 30 : «Слова Агура ».
- Притчи 31 :1–9: «Слова царя Лемуила из Массы, [а] Чему его научила мать»
- Притчи 31:10–31: идеальная мудрая женщина (в другом месте называемая «состоятельной женщиной»). [9]
Содержание
[ редактировать ]«Пословица» — это перевод еврейского слова «машаль» , но «машаль» имеет более широкий диапазон значений, чем короткое, запоминающееся изречение, подразумеваемое английским словом. Таким образом, примерно половина книги состоит из «изречений» этого типа, а другая половина — из более длинных поэтических единиц разного типа. К ним относятся «наставления», сформулированные как советы учителя или родителя, адресованные ученику или ребенку, драматические персонификации как Мудрости, так и Глупости, а также «слова мудрецов», изречения, длиннее, чем Соломоновы «изречения», но короче и разнообразнее. чем "инструкции". [10]
Первый раздел ( главы 1–9 ) включает в себя первоначальное приглашение молодым мужчинам пройти курс мудрости, десять «инструкций» и пять стихотворений о персонифицированной женской мудрости. [11] Стихи 1:1-7 представляют собой введение ко всему этому разделу. [12] Притчи 10:1–22:16, содержащие 375 высказываний, состоят из двух частей: первая часть (10–14) противопоставляет мудрого и глупого (или праведного и нечестивого), вторая (15–22:16). ) обращение к мудрой и глупой речи. [13] Стих 22:17 открывает «слова мудрых» вплоть до стиха 24:22 короткими моральными рассуждениями на различные темы. [14] Дополнительный раздел высказываний, которые «также принадлежат мудрым», следует в стихах 24:23-34. [15] Главы 25–29, приписываемые редакторской деятельности «людей Езекии », противопоставляют праведных и нечестивых и затрагивают тему богатых и бедных. [16] Глава 30:1–4, «изречения Агура», рассказывает о творении, божественной силе и человеческом невежестве. [17] В главе 31 «изречения царя Лемуила — вдохновенное изречение, которому научила его мать», описывается добродетельная женщина, жена благородного характера.
Состав
[ редактировать ]Невозможно указать точные даты высказываний в Притчах, «сборнике сборников», касающихся образа жизни, продолжавшегося более тысячелетия. [2] Фраза, традиционно используемая в названии, взята из главы 1:1 «Мишлей шеломох» , Притчи Соломона (эта фраза повторяется в 10:1 и 25:1), вероятно, больше связана с маркировкой материала, чем с указанием авторства. [18]
Книга представляет собой антологию, состоящую из шести отдельных частей. Раздел « Притчи Соломона» , главы 1–9, вероятно, был последним, написанным в персидский или эллинистический период. Этот раздел имеет параллели с предыдущими клинописными произведениями. [19] Вторая, главы 10–22:16, содержит надпись «Притчи Соломона», что, возможно, способствовало ее включению в еврейский канон. Третий раздел, 22:17–24:22, озаглавлен «Приклоните ухо свое и услышьте слова мудрых». Большая часть этого раздела представляет собой переработку египетского произведения « Наставление Аменемопа» , написанного во втором тысячелетии до нашей эры , и, возможно, дошла до еврейского автора(ов) через арамейский перевод. Глава 24:23 начинает новый раздел и источник с заявления: «И они от мудрых». В следующем разделе главы 25:1 есть надпись о том, что следующие притчи были записаны «людьми Езекии », что на первый взгляд указывает на то, что они были собраны во время правления Езекии в конце 8-го века до нашей эры. Главы 30 и 31 («слова Агура», «слова Лемуила» и описание идеальной женщины) представляют собой набор приложений, совершенно отличающихся по стилю и акценту от предыдущих глав. [20]
Жанр «мудрости» был широко распространен на древнем Ближнем Востоке , и чтение Притчей вместе с примерами, найденными в Египте и Месопотамии, раскрывает общую основу, разделяемую международной мудростью. [21] Мудрость Израиля, возможно, развивалась в семье, при царском дворе, в домах обучения и наставления; [22] тем не менее, подавляющее впечатление оставляет обучение внутри семьи в маленьких деревнях. [23]
Темы
[ редактировать ]Наряду с другими примерами традиции библейской мудрости – Иова и Экклезиаста и некоторыми другими произведениями – Притчи поднимают вопросы ценностей, морального поведения, смысла человеческой жизни и праведного поведения. [24] Эти три книги сохраняют постоянную актуальность как для религиозных, так и для светских читателей: Иов и Экклезиаст благодаря смелости своего несогласия с общепринятыми традициями, Притчи в их обмирщенности и сатирической проницательности. Мудрость настолько близка, насколько библейская литература приближается к греческой философии, современницей которой она была; он разделяет с греками исследование ценностей и размышления о состоянии человека, хотя в нем не обсуждаются онтология , эпистемология , метафизика и другие абстрактные вопросы, поднятые греками. [3]
Коллегия раввинов почти исключила Книгу Притчей из Библии в конце первого века. [25] Они сделали это из-за ее противоречий (результат того, что книга возникла не просто как антология, а как антология антологий). Читателю, например, предлагается как «не отвечать глупому по глупости его», согласно 26:4, так и «отвечать глупому по глупости его», как советует 26:5. В более широком смысле повторяющаяся тема начального раздела (главы 1–9) заключается в том, что страх Господень является началом мудрости, но следующие разделы носят гораздо менее богословский характер, представляя мудрость как передаваемое человеческое ремесло, вплоть до 30: 1–14, «слова Агура», мы еще раз возвращаемся к мысли, что только Бог обладает мудростью. [20]
«Начало мудрости – страх Божий» (Притчи 9:10 – эта фраза подразумевает подчинение воле Божией). [26] Мудрость восхваляется за ее роль в творении («Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса» – Притчи 3:19). Бог приобрел ее прежде всего, и через нее он придал порядок хаосу («Когда [Бог] утвердил небеса… когда он нарисовал круг на поверхности бездны … когда он наметил основания земли, тогда я был подле него» – Притчи 8:27–31). Поскольку люди обретают жизнь и процветание, соответствуя порядку творения, поиск мудрости является сутью и целью религиозной жизни. [5] Мудрость, или мудрый человек, сравнивается и противопоставляется глупости или дураку, то есть тому, кому недостает мудрости и кто не заинтересован в наставлениях, а не тому, кто просто глуп или игрив (хотя см. слова Агура о «дураке», который обладает мудростью и его можно рассматривать как игривого). [17]
По большей части «Притчи» предлагают упрощенный взгляд на жизнь с небольшим количеством серых областей: жизнь, прожитая по правилам, приносит награду, а жизнь, нарушающая их, обязательно принесет катастрофу. Напротив, Иов и Экклезиаст кажутся прямыми противоречиями простоты Притчей, каждый по-своему почти отвергая предположения «мудрых». [27] Примечателен также тот факт, что «могучие деяния Бога» ( Исход , дарование Торы на Синае, Завет между Богом и Израилем и т. д.), составляющие историю Израиля, полностью или почти полностью отсутствуют в Притчах и Книге Притчей. другие книги мудрости: в отличие от других книг еврейской Библии, авторитет которых апеллирует к божественному откровению («Так говорит Господь!»), мудрость обращается к человеческому разуму и наблюдениям. [28]
Более поздняя интерпретация и влияние
[ редактировать ]Ветхий Завет до изгнания (то есть до 586 г. до н.э.) не допускал равных ЯХВЕ на небесах, несмотря на продолжающееся существование собрания подчиненных божеств-слуг . [29] Авторы традиции Мудрости после изгнания развили идею о том, что Мудрость существовала до творения и была использована Богом для создания вселенной: [30] «Присутствующая с самого начала Мудрость берет на себя роль главного строителя, в то время как Бог утверждает небеса, ограничивает хаотичные воды и формирует горы и поля». [31] Заимствуя идеи греческих философов, которые считали, что разум объединяет вселенную, традиция Мудрости учила, что Божья Мудрость, Слово и Дух являются основой космического единства. [32] Христианство, в свою очередь, переняло эти идеи и применило их к Иисусу: Послание к Колоссянам называет Иисуса «...образом невидимого Бога, первенцем всякой твари...», а Евангелие от Иоанна отождествляет его с творящим слово («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). [33]
В IV веке, когда христианство было охвачено ересями и все еще развивало символы веры, которые определяли его убеждения, Притчи 8:22. [34] использовался как для поддержки, так и для опровержения претензий ариан . Ариане, полагая, что Христа можно приравнять к «Премудрости Божией» (1 Коринфянам 1:24), [35] утверждал, что Сын, как и Премудрость, был «сотворен», [34] и поэтому подчинены Творцу; их оппоненты, которые утверждали, что соответствующее еврейское слово следует перевести как «родил», выиграли дебаты, и Никейский Символ веры заявил, что Сын был «рожден, а не сотворен», что означает, что Бог и Христос были единосущны . [36]
См. также
[ редактировать ]- « Как собака возвращается на свою блевотину, так глупец повторяет свою глупость »
- Пословицы 30
- Пословицы 31
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берлин 2011 , с. 588.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клементс 2003 , с. 438.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтернатива 2010 г. , стр. xiii–xvii.
- ^ Лонгман и Гарланд 2009 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боккаччини 2002 , с. 106.
- ^ де Алмейда, Жоау Феррейра, изд. (1974), «Притчи», Святая Библия (пересмотренная версия в соответствии с лучшими текстами на иврите и греческом языке), Рио-де-Жанейро: Бразильская библейская пресса, Совет религиозного образования, Бразильская баптистская конвенция, xxii:17,
Краткое описание моральные рассуждения мудреца на различные темы
. - ^ Притчи 24:23 : Новая версия короля Иакова.
- ↑ См. Притчи 31:1, различные переводы , Biblehub.com.
- ^ Perdue 2012 , стр. x – xi.
- ^ Фермер 1991 , стр. 17–20.
- ^ Пердью 2007 , с. 48.
- ^ Эйткен, К.Т., 19. Притчи у Бартона, Дж., и Маддимана, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий, заархивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 406
- ^ Пердью 2007 , с. 58.
- ^ де Алмейда, Жоау Феррейра, изд. (1974), «Притчи», Святая Библия (пересмотренная версия в соответствии с лучшими текстами на иврите и греческом языке), Рио-де-Жанейро: Бразильская библейская пресса, Совет религиозного образования, Бразильская баптистская конвенция, xxii:17,
Краткое описание моральные рассуждения мудреца на различные темы
. - ^ Притчи 24:23 : Новая версия короля Иакова.
- ^ Пердью 2007 , с. 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пердью 2007 , с. 68.
- ^ Фермер 1991 , с. 25.
- ^ Роджерс, Роберт Уильям (1912). «8. Фрагмент литературы мудрости» . Клинописные параллели Ветхому Завету (1-е изд.). Нью-Йорк: Eaton & Mains . Проверено 13 марта 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтернатива 2010 , стр. 183–85.
- ^ Смозерс 2000 , стр. 167–68, 174.
- ^ Такер 2000 , стр. 163–66.
- ^ Креншоу 2000 , с. 217.
- ^ В. Фокс, Майкл (2007). «ЭТИКА И МУДРОСТЬ В КНИГЕ ПРИТЧИ» . Джстор . Национальная ассоциация профессоров иврита (NAPH) . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ «Нерассказанная истина Книги Притчей» . 28 октября 2021 г.
- ^ Лонгман и Гарланд 2009 .
- ^ Киоун 2000 , с. 183.
- ^ Фермер 1998 , с. 130.
- ^ Пейдж Ли 1990 , стр. 176–77.
- ^ Берлин 2011 , с. 188.
- ^ Пэрриш 1990 , с. 183.
- ^ Кайзер 1997 , с. 28.
- ^ Пэрриш 1990 , стр. 183–84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Притчи 8:22
- ^ 1 Коринфянам 1:24.
- ^ Фермер 1991 , стр. 53–54.
Библиография
[ редактировать ]Цитируемые работы
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (2010). Книги мудрости: Иов, Притчи и Экклезиаст: перевод с комментариями . WW Norton & Co. ISBN 978-0-39308073-5 .
- Берлин, Адель (2011). «Космология и творение» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973004-9 .
- Боккаччини, Габриэле (2002). Корни раввинистического иудаизма: интеллектуальная история от Иезекииля до Даниила . Эрдманс. ISBN 978-0-80284361-6 .
- Клементс, Рональд Э. (2003). «Пословицы» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Креншоу, Джеймс (2000). «Нерешенные проблемы в литературе мудрости». В Тейт, Марвин Э.; Баллард, Гарольд Уэйн; Такер, В. Деннис (ред.). Введение в литературу мудрости и псалмы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554652-3 .
- Фермер, Кэтлин А. (1991). Кто знает, что такое хорошо? : комментарий к книгам Притчей и Экклезиаста . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-80280161-6 .
- Фермер, Кэтлин А. (1998). «Книги мудрости». В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-66425652-4 .
- Фокс, Майкл В. (2000). Притчи 1–9 .
- ——— (2009). Притчи 10–31 . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30015556-3 .
- Граббе, Лестер Л. (2006). История евреев и иудаизма в период Второго Храма . Том. 1: Персидский период (539–331 гг. До н. э.). Континуум. ISBN 978-0-56704352-8 .
- Кайзер, Кристофер Б. (1997). Креационная теология и история физической науки . Брилл. ISBN 90-0410669-3 .
- Киоун, Джеральд (2000). «Каноническая форма литературы мудрости». В Тейт, Марвин Э.; Баллард, Гарольд Уэйн; Такер, В. Деннис (ред.). Введение в литературу мудрости и псалмы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554652-3 .
- Лонгман, Тремпер; Гарланд, Дэвид Э. (2009). Притчи – Исаия . Зондерван. ISBN 978-0-31059058-3 .
- Пейдж Ли, Х. (1990). «Совет Небесный» . В Уотсоне Э. Миллсе (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Пэрриш, В. Стивен (1990). «Творение» . В Миллс, Уотсон Э. (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Пердью, Лео Г. (2007). Литература мудрости: теологическая история . Пресвитерианское издательство. ISBN 978-0-66422919-1 .
- Пердью, Лео Г. (2012). Пословицы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-66423884-1 .
- Синнотт, Элис М. (2005). Олицетворение мудрости . Издательство Эшгейт. ISBN 978-0-75465124-6 .
- Смотерс, Томас (2000). «Библейская мудрость в ее древнем ближневосточном контексте» . В Тейт, Марвин Э.; Баллард, Гарольд Уэйн; Такер, Карл Смит (ред.). Введение в литературу мудрости и псалмы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865546523 .
- Такер, В. Деннис (2000). «Литературные формы в литературе мудрости». В Тейт, Марвин Э.; Баллард, Гарольд Уэйн; Такер, В. Деннис (ред.). Введение в литературу мудрости и псалмы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554652-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Креншоу, Джеймс Л. «Книга пословиц», The Anchor Bible Dictionary, 1992.
- Докери, Дэвид С. (общий редактор), Библейский справочник Холмана , издательство Holman Bible Publishers, Нэшвилл, 1992 г.
- Ласор, Уильям Сэнфорд, Хаббард, Дэвид Аллан и Буш, Фредерик Вм., Обзор Ветхого Завета: послание, форма и предыстория Ветхого Завета , 1996 г.
- Мерфи, Роланд Э., Литература мудрости: Иов, Притчи, Руфь, Песни, Экклезиаст и Эстер. Гранд-Рапидс, 1981 год.
- Штейнманн, Эндрю , «Притчи 1–9 как соломоново сочинение», Журнал Евангелического теологического общества, 43, вып. 4
- Вальтке, Брюс (2004). Книга притчей: главы 1–15 . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2545-2 .
- Вальтке, Брюс (2005). Книга притчей: главы 15–31 . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2776-0 .
- Вальтке, Брюс К.; Де Сильва, Иван Д.В. (2021). Пословицы: краткий комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-7503-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Онлайн-переводы Книги Притчей :
- Введение:
- «Пословицы», являющаяся Аудиокнига общественным достоянием, на LibriVox - различные версии