Jump to content

Книга пословиц

Книга Притчей ( иврит : מִשְלֵי , Мишле ; греческий : Παροιμίαι ; латынь : Liber Proverbiorum , «Притчи ( Соломона )») — книга из третьего раздела (называемого « Кетувим ») еврейской Библии, традиционно приписываемая царю Соломону и его учеников, позднее появившихся в христианском Ветхом Завете . [1] При переводе на греческий и латынь название принимало разные формы: в греческой Септуагинте (LXX) оно стало Παροιμίαι ( Paroimiai , «Притчи»); в латинской Вульгате название было Proverbia , от которого и произошло английское название.

«Притчи» — это не просто антология , а «сборник сборников», посвященный образу жизни, продолжавшемуся более тысячелетия. [2] Это образец литературы библейской мудрости , поднимающий вопросы ценностей, морального поведения, смысла человеческой жизни и правильного поведения. [3] и его богословская основа заключается в том, что « страх Божий (означающий подчинение воле Божией) есть начало мудрости». [4] Мудрость восхваляется за ее роль в творении; Бог приобрел ее прежде всего и через нее придал порядок хаосу; и поскольку люди обретают жизнь и процветание, соответствуя порядку творения, поиск мудрости является сутью и целью жизни. [5]

Книга Притчей разделена на разделы: первоначальное приглашение к мудрости, противопоставление мудрого и глупого, а также моральные рассуждения на различные темы. В главах 25–29 обсуждаются справедливость, нечестивцы, богатые и бедные, а в главе 30 представлены «изречения Агура» о творении и божественной силе. [6] [7]

Структура

[ редактировать ]
Свиток Книги Притчей

Надписи делят коллекции следующим образом:

  • Притчи 1–9 : «Притчи Соломона, сына Давида, царя Израиля».
  • Притчи 10–22:16: «Притчи Соломона».
  • Притчи 22:17–24:22: «Слова мудрых».
  • Притчи 24:23–34: «И это слова мудрых».
  • Притчи 25–29 : «Это другие притчи Соломона, которые скопировали чиновники иудейского царя Езекии».
  • Притчи 30 : «Слова Агура ».
  • Притчи 31 :1–9: «Слова царя Лемуила из Массы, [а] Чему его научила мать»
  • Притчи 31:10–31: идеальная мудрая женщина (в другом месте называемая «состоятельной женщиной»). [9]

Содержание

[ редактировать ]
Папирус Бодмера VI с коптским переводом Притчей (4-5 века нашей эры)

«Пословица» — это перевод еврейского слова «машаль» , но «машаль» имеет более широкий диапазон значений, чем короткое, запоминающееся изречение, подразумеваемое английским словом. Таким образом, примерно половина книги состоит из «изречений» этого типа, а другая половина — из более длинных поэтических единиц разного типа. К ним относятся «наставления», сформулированные как советы учителя или родителя, адресованные ученику или ребенку, драматические персонификации как Мудрости, так и Глупости, а также «слова мудрецов», изречения, длиннее, чем Соломоновы «изречения», но короче и разнообразнее. чем "инструкции". [10]

Первый раздел ( главы 1–9 ) включает в себя первоначальное приглашение молодым мужчинам пройти курс мудрости, десять «инструкций» и пять стихотворений о персонифицированной женской мудрости. [11] Стихи 1:1-7 представляют собой введение ко всему этому разделу. [12] Притчи 10:1–22:16, содержащие 375 высказываний, состоят из двух частей: первая часть (10–14) противопоставляет мудрого и глупого (или праведного и нечестивого), вторая (15–22:16). ) обращение к мудрой и глупой речи. [13] Стих 22:17 открывает «слова мудрых» вплоть до стиха 24:22 короткими моральными рассуждениями на различные темы. [14] Дополнительный раздел высказываний, которые «также принадлежат мудрым», следует в стихах 24:23-34. [15] Главы 25–29, приписываемые редакторской деятельности «людей Езекии », противопоставляют праведных и нечестивых и затрагивают тему богатых и бедных. [16] Глава 30:1–4, «изречения Агура», рассказывает о творении, божественной силе и человеческом невежестве. [17] В главе 31 «изречения царя Лемуила — вдохновенное изречение, которому научила его мать», описывается добродетельная женщина, жена благородного характера.

Соломон пишет Притчи ( Гюстав Доре )

Невозможно указать точные даты высказываний в Притчах, «сборнике сборников», касающихся образа жизни, продолжавшегося более тысячелетия. [2] Фраза, традиционно используемая в названии, взята из главы 1:1 «Мишлей шеломох» , Притчи Соломона (эта фраза повторяется в 10:1 и 25:1), вероятно, больше связана с маркировкой материала, чем с указанием авторства. [18]

Книга представляет собой антологию, состоящую из шести отдельных частей. Раздел « Притчи Соломона» , главы 1–9, вероятно, был последним, написанным в персидский или эллинистический период. Этот раздел имеет параллели с предыдущими клинописными произведениями. [19] Вторая, главы 10–22:16, содержит надпись «Притчи Соломона», что, возможно, способствовало ее включению в еврейский канон. Третий раздел, 22:17–24:22, озаглавлен «Приклоните ухо свое и услышьте слова мудрых». Большая часть этого раздела представляет собой переработку египетского произведения « Наставление Аменемопа» , написанного во втором тысячелетии до нашей эры , и, возможно, дошла до еврейского автора(ов) через арамейский перевод. Глава 24:23 начинает новый раздел и источник с заявления: «И они от мудрых». В следующем разделе главы 25:1 есть надпись о том, что следующие притчи были записаны «людьми Езекии », что на первый взгляд указывает на то, что они были собраны во время правления Езекии в конце 8-го века до нашей эры. Главы 30 и 31 («слова Агура», «слова Лемуила» и описание идеальной женщины) представляют собой набор приложений, совершенно отличающихся по стилю и акценту от предыдущих глав. [20]

Жанр «мудрости» был широко распространен на древнем Ближнем Востоке , и чтение Притчей вместе с примерами, найденными в Египте и Месопотамии, раскрывает общую основу, разделяемую международной мудростью. [21] Мудрость Израиля, возможно, развивалась в семье, при царском дворе, в домах обучения и наставления; [22] тем не менее, подавляющее впечатление оставляет обучение внутри семьи в маленьких деревнях. [23]

Отрывок из Притчей 3, выставленный в международном аэропорту Портленда в Портленде , штат Мэн.
Страница Книги Притчей из Библии 1497 года.

Наряду с другими примерами традиции библейской мудрости – Иова и Экклезиаста и некоторыми другими произведениями – Притчи поднимают вопросы ценностей, морального поведения, смысла человеческой жизни и праведного поведения. [24] Эти три книги сохраняют постоянную актуальность как для религиозных, так и для светских читателей: Иов и Экклезиаст благодаря смелости своего несогласия с общепринятыми традициями, Притчи в их обмирщенности и сатирической проницательности. Мудрость настолько близка, насколько библейская литература приближается к греческой философии, современницей которой она была; он разделяет с греками исследование ценностей и размышления о состоянии человека, хотя в нем не обсуждаются онтология , эпистемология , метафизика и другие абстрактные вопросы, поднятые греками. [3]

Коллегия раввинов почти исключила Книгу Притчей из Библии в конце первого века. [25] Они сделали это из-за ее противоречий (результат того, что книга возникла не просто как антология, а как антология антологий). Читателю, например, предлагается как «не отвечать глупому по глупости его», согласно 26:4, так и «отвечать глупому по глупости его», как советует 26:5. В более широком смысле повторяющаяся тема начального раздела (главы 1–9) заключается в том, что страх Господень является началом мудрости, но следующие разделы носят гораздо менее богословский характер, представляя мудрость как передаваемое человеческое ремесло, вплоть до 30: 1–14, «слова Агура», мы еще раз возвращаемся к мысли, что только Бог обладает мудростью. [20]

«Начало мудрости – страх Божий» (Притчи 9:10 – эта фраза подразумевает подчинение воле Божией). [26] Мудрость восхваляется за ее роль в творении («Бог мудростью основал землю, разумом утвердил небеса» – Притчи 3:19). Бог приобрел ее прежде всего, и через нее он придал порядок хаосу («Когда [Бог] утвердил небеса… когда он нарисовал круг на поверхности бездны когда он наметил основания земли, тогда я был подле него» – Притчи 8:27–31). Поскольку люди обретают жизнь и процветание, соответствуя порядку творения, поиск мудрости является сутью и целью религиозной жизни. [5] Мудрость, или мудрый человек, сравнивается и противопоставляется глупости или дураку, то есть тому, кому недостает мудрости и кто не заинтересован в наставлениях, а не тому, кто просто глуп или игрив (хотя см. слова Агура о «дураке», который обладает мудростью и его можно рассматривать как игривого). [17]

По большей части «Притчи» предлагают упрощенный взгляд на жизнь с небольшим количеством серых областей: жизнь, прожитая по правилам, приносит награду, а жизнь, нарушающая их, обязательно принесет катастрофу. Напротив, Иов и Экклезиаст кажутся прямыми противоречиями простоты Притчей, каждый по-своему почти отвергая предположения «мудрых». [27] Примечателен также тот факт, что «могучие деяния Бога» ( Исход , дарование Торы на Синае, Завет между Богом и Израилем и т. д.), составляющие историю Израиля, полностью или почти полностью отсутствуют в Притчах и Книге Притчей. другие книги мудрости: в отличие от других книг еврейской Библии, авторитет которых апеллирует к божественному откровению («Так говорит Господь!»), мудрость обращается к человеческому разуму и наблюдениям. [28]

Более поздняя интерпретация и влияние

[ редактировать ]

Ветхий Завет до изгнания (то есть до 586 г. до н.э.) не допускал равных ЯХВЕ на небесах, несмотря на продолжающееся существование собрания подчиненных божеств-слуг . [29] Авторы традиции Мудрости после изгнания развили идею о том, что Мудрость существовала до творения и была использована Богом для создания вселенной: [30] «Присутствующая с самого начала Мудрость берет на себя роль главного строителя, в то время как Бог утверждает небеса, ограничивает хаотичные воды и формирует горы и поля». [31] Заимствуя идеи греческих философов, которые считали, что разум объединяет вселенную, традиция Мудрости учила, что Божья Мудрость, Слово и Дух являются основой космического единства. [32] Христианство, в свою очередь, переняло эти идеи и применило их к Иисусу: Послание к Колоссянам называет Иисуса «...образом невидимого Бога, первенцем всякой твари...», а Евангелие от Иоанна отождествляет его с творящим слово («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»). [33]

В IV веке, когда христианство было охвачено ересями и все еще развивало символы веры, которые определяли его убеждения, Притчи 8:22. [34] использовался как для поддержки, так и для опровержения претензий ариан . Ариане, полагая, что Христа можно приравнять к «Премудрости Божией» (1 Коринфянам 1:24), [35] утверждал, что Сын, как и Премудрость, был «сотворен», [34] и поэтому подчинены Творцу; их оппоненты, которые утверждали, что соответствующее еврейское слово следует перевести как «родил», выиграли дебаты, и Никейский Символ веры заявил, что Сын был «рожден, а не сотворен», что означает, что Бог и Христос были единосущны . [36]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Большинство переводят: Лемюэль, оракул (маса), который его мать. . ." [8]
  1. ^ Берлин 2011 , с. 588.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клементс 2003 , с. 438.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтернатива 2010 г. , стр. xiii–xvii.
  4. ^ Лонгман и Гарланд 2009 , с. 50.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боккаччини 2002 , с. 106.
  6. ^ де Алмейда, Жоау Феррейра, изд. (1974), «Притчи», Святая Библия (пересмотренная версия в соответствии с лучшими текстами на иврите и греческом языке), Рио-де-Жанейро: Бразильская библейская пресса, Совет религиозного образования, Бразильская баптистская конвенция, xxii:17, Краткое описание моральные рассуждения мудреца на различные темы .
  7. ^ Притчи 24:23 : Новая версия короля Иакова.
  8. См. Притчи 31:1, различные переводы , Biblehub.com.
  9. ^ Perdue 2012 , стр. x – xi.
  10. ^ Фермер 1991 , стр. 17–20.
  11. ^ Пердью 2007 , с. 48.
  12. ^ Эйткен, К.Т., 19. Притчи у Бартона, Дж., и Маддимана, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий, заархивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 406
  13. ^ Пердью 2007 , с. 58.
  14. ^ де Алмейда, Жоау Феррейра, изд. (1974), «Притчи», Святая Библия (пересмотренная версия в соответствии с лучшими текстами на иврите и греческом языке), Рио-де-Жанейро: Бразильская библейская пресса, Совет религиозного образования, Бразильская баптистская конвенция, xxii:17, Краткое описание моральные рассуждения мудреца на различные темы .
  15. ^ Притчи 24:23 : Новая версия короля Иакова.
  16. ^ Пердью 2007 , с. 67.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пердью 2007 , с. 68.
  18. ^ Фермер 1991 , с. 25.
  19. ^ Роджерс, Роберт Уильям (1912). «8. Фрагмент литературы мудрости» . Клинописные параллели Ветхому Завету (1-е изд.). Нью-Йорк: Eaton & Mains . Проверено 13 марта 2016 г.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Альтернатива 2010 , стр. 183–85.
  21. ^ Смозерс 2000 , стр. 167–68, 174.
  22. ^ Такер 2000 , стр. 163–66.
  23. ^ Креншоу 2000 , с. 217.
  24. ^ В. Фокс, Майкл (2007). «ЭТИКА И МУДРОСТЬ В КНИГЕ ПРИТЧИ» . Джстор . Национальная ассоциация профессоров иврита (NAPH) . Проверено 24 февраля 2024 г.
  25. ^ «Нерассказанная истина Книги Притчей» . 28 октября 2021 г.
  26. ^ Лонгман и Гарланд 2009 .
  27. ^ Киоун 2000 , с. 183.
  28. ^ Фермер 1998 , с. 130.
  29. ^ Пейдж Ли 1990 , стр. 176–77.
  30. ^ Берлин 2011 , с. 188.
  31. ^ Пэрриш 1990 , с. 183.
  32. ^ Кайзер 1997 , с. 28.
  33. ^ Пэрриш 1990 , стр. 183–84.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Притчи 8:22
  35. ^ 1 Коринфянам 1:24.
  36. ^ Фермер 1991 , стр. 53–54.

Библиография

[ редактировать ]

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Креншоу, Джеймс Л. «Книга пословиц», The Anchor Bible Dictionary, 1992.
  • Докери, Дэвид С. (общий редактор), Библейский справочник Холмана , издательство Holman Bible Publishers, Нэшвилл, 1992 г.
  • Ласор, Уильям Сэнфорд, Хаббард, Дэвид Аллан и Буш, Фредерик Вм., Обзор Ветхого Завета: послание, форма и предыстория Ветхого Завета , 1996 г.
  • Мерфи, Роланд Э., Литература мудрости: Иов, Притчи, Руфь, Песни, Экклезиаст и Эстер. Гранд-Рапидс, 1981 год.
  • Штейнманн, Эндрю , «Притчи 1–9 как соломоново сочинение», Журнал Евангелического теологического общества, 43, вып. 4
  • Вальтке, Брюс (2004). Книга притчей: главы 1–15 . Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2545-2 .
  • Вальтке, Брюс (2005). Книга притчей: главы 15–31 . Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2776-0 .
  • Вальтке, Брюс К.; Де Сильва, Иван Д.В. (2021). Пословицы: краткий комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-7503-7 .
[ редактировать ]
Книга пословиц
Предшественник Еврейская Библия Преемник
западный
Ветхий Завет
Преемник
Предшественник Е. Православный
Ветхий Завет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 259544d34662145e0d8d601cab5f8281__1718019540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/81/259544d34662145e0d8d601cab5f8281.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Proverbs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)