Jump to content

Езекия

Езекия
Царь Езекия на картине неизвестного художника в хоре церкви Святой Марии, Охус [ св ] , 17 век
Царь Иудеи
Царствование Неопределенно, правление закончилось ок. 687 г. до н. э. [а]
Предшественник Ахаз
Преемник Манассия
Рожденный в. 739/41 г. до н. э.
вероятно, Иерусалим
Умер в. 687 г. до н.э. (51–54 года)
вероятно, Иерусалим
Похороны
Иерусалим
Супруг Хефзиба
Проблема
Дом Дом Давида
Отец Ахаз
Мать Авия (также называемый Аби)

Езекия ( / ˌ h ɛ z ɪ ˈ k . ə / ; библейский иврит : Хизкийяху , латинизированное: Хизкийяху ), или Иезекиас [с] (родился около 741 г. до н.э. , единоличный правитель около 716/15–687/86 ), был сыном Ахаза и 13-м царем Иудеи согласно еврейской Библии . [2]

В библейском повествовании Езекия стал свидетелем разрушения северного Израильского царства при Неоассирийской империей Саргоне в ок . 722 год до нашей эры . Он был царем Иудеи во время осады Иерусалима ассирийцами в Сеннахиримом 701 году до нашей эры. [3]

Езекия провел радикальные религиозные реформы, включая строгий мандат на единоличное поклонение Яхве и запрет на почитание других божеств в Первом Храме . [2] Он считается очень праведным царем как во Второй Книге Царств , так и во Второй Книге Паралипоменон . [4] [д] Он также является одним из наиболее выдающихся царей Иудеи, упомянутых в Библии, и одним из царей, упомянутых в родословной Иисуса в Евангелии от Матфея . [5] «Ни один царь Иудеи, ни среди его предшественников, ни среди его преемников, не мог [...] сравниться с ним», согласно 4 Царств 18:5 . [6] Исаия и Михей пророчествовали во время его правления. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Езекия на иврите означает «Яхве укрепляет». [7] Альтернативно это можно перевести как «Яхве — моя сила». [8]

Библейские источники

[ редактировать ]

Основные библейские рассказы о правлении Езекии можно найти в 4 Царств: [9] Исайя, [10] и 2 Паралипоменон. [11] Притчи 25:1 начинают собрание притчей Соломона , которые были «скопированы чиновниками иудейского царя Езекии». [12] О его правлении также говорится в книгах пророков Иеремии , Осии , Михея и Исайи . В книгах Осии и Михея записано, что их пророчества были сделаны во время правления Езекии. В книге Исайи записано, как Езекия обратился за помощью к Исайе, когда Иудея находилась в осаде Сеннахирима из Неоассирийской империи. [13]

Судя по датировке Эдвина Р. Тиле , Езекия родился ок. 741 г. до н.э. и умер в ок. 687 г. до н. э., в возрасте 54 лет. Тиле и Уильям Ф. Олбрайт рассчитали годы его правления, получив цифры, очень близкие друг к другу, ок. 715/16 и 686/87 гг . до н.э. [14] [15] Однако Робб Эндрю Янг датирует свое правление 725–696 годами до нашей эры. [16] и Гершон Галил — 726–697/6. [17]

Семья и жизнь

[ редактировать ]

Езекия был сыном царя Ахаза и Авии (также называемого Авием), [6] дочь первосвященника Захарии. Езекия женился на Хефциве [18] и умер естественной смертью в возрасте 54 лет около 687 г. до н.э., и ему наследовал его сын Манассия . [19]

Царствовать над Иудеей

[ редактировать ]
Остатки Широкой стены библейского Иерусалима, построенной во времена Езекии против . осады Сеннахирима

Согласно библейскому повествованию, Езекия вступил на престол Иуды в возрасте 25 лет и правил 29 лет. [20] Некоторые писатели [ ВОЗ? ] предложили, чтобы Езекия был соправителем своего отца Ахаза около 14 лет. Его единоличное правление датируется Олбрайтом 715–687 годами до нашей эры, а Тиле - 716–687 годами до нашей эры (последние десять лет были со-регентством с его сыном Манассией). [15]

Восстановление Храма

[ редактировать ]

Согласно Библии, Езекия очистил и отремонтировал Храм , очистил его идолов и реформировал священство . [21] Стремясь искоренить идолопоклонство в своем царстве, он разрушил высоты (или бамот ) и «медного змея» (или Нехуштана , которые , как записано ), созданного Моисеем , стали объектами идолопоклоннического поклонения. Вместо этого он централизовал поклонение Богу в Храме в Иерусалиме. Езекия также разгромил филистимлян «до Газы и ее территории». [22] и возобновили пасхальное паломничество и традицию приглашать рассеянные колена Израиля принять участие в празднике Пасхи.

Во 2 Паралипоменон 30, а не в параллельном повествовании в 4 Царств, записано, что Езекия отправил послов к Ефрему и Манассии с приглашением их в Иерусалим на празднование Пасхи. Посланников презирали, хотя несколько человек из колен Асира , Манассии и Завулона «оказались достаточно смиренными, чтобы прийти» в город. [23] Согласно библейскому повествованию, Пасху праздновали с великой торжественностью и таким ликованием, какого не видели в Иерусалиме со времен Соломона . [6] Празднование происходило во второй месяц Ияр , потому что в первый месяц освятилось недостаточно священников.

Библейский писатель Г. П. Матис предполагает, что Езекия, будучи не в состоянии восстановить союз Иуды и Израиля политическими средствами, использовал приглашение северных племен как последнюю религиозную «попытку восстановить единство культа». Он отмечает, что этот отчет «часто считается содержащим исторически достоверные элементы, особенно потому, что сообщается и о негативных аспектах», хотя он ставит под сомнение полную степень, в которой его можно считать исторически достоверным. [24]

Политические шаги и ассирийское вторжение

[ редактировать ]
Ассирийские лучники

После смерти ассирийского царя Саргона II сын Саргона Сеннахирим в 705 г. до н.э. царем Ассирии стал . В 703 г. до н.э. Сеннахирим начал серию крупных кампаний по подавлению сопротивления ассирийскому правлению, начиная с городов в восточной части государства. В 701 г. до н. э. Сеннахирим повернулся к городам на западе. Затем Езекии пришлось столкнуться с вторжением Иуды. Согласно Библии, Езекия не полагался на поддержку Египта, а полагался на Бога и молился Ему об освобождении своей столицы Иерусалима. [25]

Ассирийцы записали, что Сеннахирим снял осаду Иерусалима после того, как Езекия заплатил Сеннахириму дань. В Библии записано, что Езекия заплатил ему в качестве дани триста талантов серебра и тридцать талантов золота, даже послал двери Храма в Иерусалиме, чтобы принести обещанную сумму, но даже после того, как оплата была произведена, Сеннахирим возобновил свое нападение на Иерусалим. [26] Сеннахирим окружил город и отправил своего Рабсака к стенам в качестве гонца. Рабсак обратился к солдатам, стоявшим на городской стене, с просьбой не доверять Яхве и Езекии, заявив, что праведные реформы Езекии (разрушение идолов и высот ) были знаком того, что люди не должны доверять своему богу и относиться к нему благосклонно. [27] Во 2-й книге Царств записано, что Езекия пошел в храм и там помолился Богу. [28]

Строительство Езекии

[ редактировать ]
Силоамский туннель

Зная, что Иерусалим в конечном итоге будет подвергнут осаде, Езекия какое-то время готовился, укрепив стены столицы, построив башни и проложив туннель для подачи пресной воды в город из источника за его стенами. [21] Он предпринял по крайней мере две основные приготовления, которые помогли Иерусалиму противостоять завоеванию: строительство Силоамского туннеля и строительство Широкой стены .

Сеннахирим намеревался начать войну против Иерусалима. Поэтому Езекия посоветовался со своими начальниками, чтобы остановить течение источников за пределами города. В противном случае, думали они, царь Ассирии придет и найдет воду в изобилии. [29]

В библейских повествованиях говорится, что армия Сеннахирима осадила Иерусалим . [30]

Битва с армией Сеннахирима

[ редактировать ]
Поражение Сеннахирима , масло, панель, Питер Пауль Рубенс , семнадцатый век.

Согласно библейскому повествованию, Сеннахирим отправлял письма с угрозами, предупреждая Езекию, что он не отказался от своего решения захватить столицу Иудеи. [31] Хотя они осадили Иерусалим, в библейских повествованиях говорится, что ассирийцы даже не «выпустили туда стрелу... и не воздвигли против него осадный вал», и что Бог послал ангела, который за одну ночь поразил Иерусалим. сбил «сто восемьдесят пять тысяч в стане ассирийцев», отправив Сеннахирима обратно «со стыдом лица в свою землю». [32]

В надписях Сеннахирима не упоминается о катастрофе, которую пережили его войска. Но, как комментирует профессор Джек Финеган : «Принимая во внимание общую нотку хвастовства, которая пронизывает надписи ассирийских царей... вряд ли можно ожидать, что Сеннахирим зафиксирует такое поражение». [33] Версия дела, которую представляет Сеннахирим, найденная на так называемой призме Сеннахирима, хранящейся в Восточном институте Чикагского университета , частично гласит: «Что касается Езекии, еврея, он не подчинился моему игу… Сам Езекия... послал меня потом в Ниневию, мой властный город, вместе с 30 талантами золота, 800 талантами серебра..." [34]

Эта версия увеличивает количество отправленных серебряных талантов с 300 до 800. В остальном она подтверждает библейские записи и показывает, что Сеннахирим не заявлял, что он захватил Иерусалим. Однако Сеннахирим представляет вопрос уплаты дани Езекией как возникший после ассирийской угрозы осады Иерусалима, тогда как Библия утверждает, что она была уплачена раньше.

Геродот упоминает, что ассирийская армия Сеннахирима была захвачена мышами во время нападения на Египет. [35] Иосиф Флавий приводит цитату Бероса , весьма близкую к библейскому повествованию. [36]

Смерть Сеннахирима

[ редактировать ]
Бегство Адрамелеха , библейская иллюстрация Артура Марча.

О смерти Сеннахирима в «2 Царств» говорится:

«Когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер убили его [Сеннахирима] мечом, и они убежали в землю Арарат. И стал царем вместо него Асархаддон, сын его». [37]

Согласно ассирийским записям, Сеннахирим был убит в 681 г. до н.э., через двадцать лет после вторжения в Иудею в 701 г. до н.э. [38] Нововавилонское письмо подтверждает библейское повествование о намерении сыновей Сеннахирима убить его - событие, которое ассириологи реконструировали как историческое. Сын Арда-Мулиссу , который упоминается в письме как убивающий любого, кто раскроет его заговор, убил своего отца в ок. 681 г. до н. э., [39] и, скорее всего, был Адрамелехом в «2 Царств» , хотя Шарезер больше нигде не известен. [40]

Ассирологи утверждают, что убийство было мотивировано тем, что Асархаддон был выбран наследником престола вместо Арда-Мулиссу, следующего старшего сына. Ассирийская и еврейская библейская история подтверждает, что Асархаддон в конечном итоге унаследовал трон. Другие ассириологи утверждают, что Сеннахирим был убит в отместку за разрушение Вавилона, города, священного для всех месопотамцев, включая ассирийцев. [41]

Болезнь и выздоровление Езекии

[ редактировать ]
Езекия демонстрирует свое богатство посланникам вавилонского царя, холст, масло, Висенте Лопес Портанья , 1789 г.

Позже в своей жизни Езекия заболел фурункулом. [42] или воспаление. [43] Исаия сказал ему, что Господь сказал, что он должен привести свой дом в порядок, потому что он умрет. Но Езекия помолился, и Исайя вернулся и сказал, что Господь услышал его молитву и он выздоровеет. Езекия попросил знака, и Исайя спросил его, должна ли тень идти на десять градусов вперед или назад на десять градусов. Езекия сказал, что она должна вернуться, и в повествовании говорится: «Пророк Исаия воззвал к Господу, и он отвел тень на десять градусов назад, на которые она опустилась на циферблате Ахаза ». Рассказ о его болезни и чудесном выздоровлении можно найти в 2 Царств, 2 Паралипоменон и Исаии. [44]

Различные послы пришли поздравить его с выздоровлением. [45] среди них от Меродах-Валадана , сына царя Вавилонского , «ибо он слышал, что Езекия был болен». [46] Езекия, тщеславие которого польщено визитом, [47] показал вавилонскому посольству все богатства, оружие и запасы Иерусалима, раскрывая слишком много информации Баладану , царю Вавилона, или, возможно, хвастаясь своим богатством. Затем ему противостоял Исаия, который предсказал, что будущее поколение народа Иудеи будет взято в плен в Вавилон . Езекию заверили, что его жизнь будет наполнена миром и безопасностью. [48]

По словам Исаии, Езекия прожил еще 15 лет после молитвы Богу. [49] В это время родился его сын и преемник Манассия: ему было 12 лет, когда он стал преемником Езекии. [50]

Согласно Талмуду , болезнь возникла из-за спора между ним и Исайей о том, кто кого должен навещать, а также из-за отказа Езекии жениться и иметь детей, хотя в конце концов он женился на дочери Исайи. Некоторые талмудисты также считали, что это могло произойти для Езекии как способ очистить свои грехи или из-за его высокомерия в предположении своей праведности. [6]

Внебиблейские записи

[ редактировать ]
Булла с печатью царя Езекии: «Езекии (сына) Ахаза, царя Иудеи». Без происхождения, Музей Израиля

Внебиблейские источники указывают Езекию по имени, а также его правление и влияние. «Историографически его правление примечательно сочетанием множества библейских источников и разнообразных внебиблейских свидетельств, часто касающихся одних и тех же событий. Значительные данные о Езекии появляются в « Второзаконной истории», Летописце, Исайе, ассирийских летописях и рельефах, израильской эпиграфике, и все чаще стратиграфия». [51] Археолог Амихай Мазар называет напряженность между Ассирией и Иудеей «одним из наиболее хорошо документированных событий железного века» (172). История Езекии является одной из лучших для перекрестных ссылок с остальными историческими документами ближневосточного мира. [ нужна ссылка ]

Археологические данные

[ редактировать ]
Клинописная . надпись, в которой подробно упоминается дань, отправленная Езекией, царем Иудеи, Сеннахириму Британский музей

Надпись на притолоке , найденная над дверным проемом гробницы, приписывается его секретарю Шевне. [52]

Сосуды для хранения с так называемой « печатью ЛМЛК » могут «демонстрировать тщательную подготовку к противодействию вероятному маршруту вторжения Сеннахирима» и демонстрировать «заметную степень царского контроля над городами, что способствовало бы разрушению Езекией сельских мест жертвоприношений и его централизации богослужение в Иерусалиме». [51] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что они использовались на протяжении всего его 29-летнего правления. [53]

Есть несколько булл из запечатанных документов, которые, возможно, принадлежали самому Езекии. [54] В 2015 году в Эйлате-Мазаре была обнаружена булла с надписью древним еврейским шрифтом, которая переводится как: «Принадлежащая Езекии [сыну] Ахаза, царя Иудейского». [55] Это первый отпечаток печати израильского или иудейского царя, обнаруженный в ходе научных археологических раскопок. [56] Хотя была известна еще одна булла царя Езекии, не имеющая происхождения, это был первый случай, когда отпечаток печати Езекии был обнаружен на месте в ходе реальных раскопок. [57]

Археологические находки, такие как печать Езекии, заставили ученых предположить, что древнее Иудейское царство имело высокоразвитую административную систему. [58] В 2018 году Мазар опубликовала отчет, в котором обсуждалась находка буллы, которая, по ее словам, могла принадлежать Исайе. Она полагает, что этот фрагмент был частью печати, полный текст которой мог бы гласить: «Принадлежит пророку Исайе». [59] из Университета Джорджа Вашингтона, Несколько других библейских археологов, в том числе Кристофер Роллстон указали на то, что булла неполна, а нынешняя надпись недостаточна, чтобы обязательно относиться к библейскому персонажу. [60]

Увеличение могущества Иуды

[ редактировать ]

Согласно работам археологов и филологов, в годы правления Езекии произошло заметное усиление могущества Иудейского государства. В то время Иуда была сильнейшим государством на ассиро-египетской границе. [61] Произошел рост грамотности и производства литературных произведений. Во время его правления было произведено масштабное строительство Широкой стены, город был расширен, чтобы вместить большой приток людей, а население Иерусалима увеличилось до 25 000 человек, «в пять раз больше населения при Соломоне». [51] Археолог Амихай Мазар объясняет: «Иерусалим был виртуальным городом-государством, где была сконцентрирована большая часть населения государства» по сравнению с остальными городами Иудеи (167). [62]

Археолог Исраэль Финкельштейн говорит: «Ключевым явлением, которое нельзя объяснить исключительно на фоне экономического процветания, был внезапный рост населения Иерусалима в частности и Иуды в целом» (153). [62] Он говорит, что причиной такого роста должен быть большой приток израильтян, спасающихся от ассирийского разрушения северного государства . Это «единственный разумный способ объяснить это беспрецедентное демографическое развитие» (154). [62] Это, по мнению Финкельштейна, подготовило почву для того, чтобы скомпилировать и согласовать еврейскую историю в текст того времени (157). [62] Мазар подвергает сомнению это объяснение, поскольку, по ее мнению, это «не более чем обоснованное предположение» (167). [62]

Силоамская надпись

[ редактировать ]
Силоамский бассейн

Силоамский туннель был прорублен в твердой скале длиной 533 метра (1750 футов). [40] с целью обеспечить Иерусалиму подземный доступ к водам источника Гихон или Силоамского бассейна , находившегося за пределами города.

Силоамская надпись из Силоамского туннеля сейчас находится в Стамбульском археологическом музее . Он «отмечает драматический момент, когда две первоначальные команды туннелистов, копавших кирками на противоположных концах туннеля, встретились друг с другом» (564). [40] Это «одна из самых важных древних еврейских надписей, когда-либо обнаруженных». [40] Финкельштейн и Мазар приводят этот туннель как пример впечатляющей власти Иерусалима на государственном уровне того времени.

Археологи, такие как Уильям Дж. Девер, указали на археологические свидетельства иконоборчества в период правления Езекии. [63] Центральное культовое помещение храма в Араде , царской иудейской крепости, было намеренно и тщательно разобрано, «при этом алтари и мессебот» были спрятаны «под оштукатуренным полом на ул. 8». Этот слой соотносится с концом VIII века; Девер заключает, что «преднамеренный демонтаж храма и замена его другим сооружением во времена Езекии является археологическим фактом. Я не вижу здесь оснований для скептицизма». [64]

Лахишский рельеф

[ редактировать ]
Часть рельефа Лахиша, Британский музей. Сцена боя, показывающая действие ассирийской конницы. Наверху уводят заключенных.

При Ровоаме Лахис Иудейского стал вторым по значимости городом царства . Во время восстания царя Езекии против Ассирии она была захвачена Сеннахиримом, несмотря на решительное сопротивление (см. Осада Лахиса ).

Как свидетельствует рельеф из Лахиса , Сеннахирим начал осаду города Лахис в 701 г. до н.э. [65] Рельеф Лахиша графически изображает битву и поражение города, включая марширующих по пандусу ассирийских лучников и пронзенных на кольях иудеев. «Рельефы на этих плитах», обнаруженные в ассирийском дворце в Ниневии, «первоначально представляли собой единое непрерывное произведение размером 8 футов... в высоту и 80 футов... в длину, которое охватывало комнату» (559). [40] Посетители «были бы впечатлены не только величиной самого произведения искусства, но и великолепной мощью ассирийской военной машины». [40]

Призма Ниневии Сеннахирима

[ редактировать ]
Шестигранная глиняная призма, содержащая рассказы о военных кампаниях Сеннахирима, Музей Восточного института Чикагского университета.

Призма Сеннахирима была найдена похороненной в фундаменте Ниневийского дворца. Оно было написано клинописью — месопотамской формой письма того времени. Призма фиксирует завоевание 46 сильных городов. [66] и «бесчисленное множество мелких мест», а также осада Иерусалима, где Сеннахирим говорит, что он просто «запер его… как птицу в клетке» [40] впоследствии наложив на него большую дань.

В еврейской Библии говорится, что ночью ангел ЯХВЕ (иврит: יהוה) принес смерть 185 000 ассирийских солдат. [67] вынуждая армию отказаться от осады, однако в нем также записана дань, уплаченная Сеннахириму в размере 300 талантов серебра после осады. В призме нет никакого описания сверхъестественного события. В отчете Сеннахирима записано, что он взимал с Езекии дань в размере 800 талантов серебра, что предполагает капитуляцию, чтобы положить конец осаде. Однако были обнаружены надписи, описывающие поражение Сеннахирима эфиопских войск. Они говорят: «Что касается Езекии, иудея, то он не подчинился моему игу, я осадил 46 его сильных городов… и завоевал (их).… Самого себя я сделал пленником в Иерусалиме, своем царственном жительство, как птица в клетке». [68]

Он не утверждает, что захватил город. Это согласуется с библейским рассказом о восстании Езекии против Ассирии в том смысле, что ни один из рассказов, похоже, не указывает на то, что Сеннахирим когда-либо входил в город или официально захватывал его. Сеннахирим в этой надписи утверждает, что Езекия заплатил за дань 800 талантов серебра, в отличие от библейских 300 талантов, однако это могло быть связано с хвастливым преувеличением, которое не было редкостью среди царей того периода. Анналы [ указать ] запишите список добычи, отправленной из Иерусалима в Ниневию. [69] В надписи Сеннахирим утверждает, что Езекия принял рабство, а некоторые предполагают, что Езекия остался на своем троне как вассальный правитель. [70] Поход записан с различиями в ассирийских записях и в библейских Книгах Царств ; Все согласны с тем, что ассирийцы склонны к преувеличениям. [40] [71]

Одна теория, основанная на библейской точке зрения, утверждает, что поражение было вызвано «возможной вспышкой бубонной чумы». [72] Во-вторых, это составной текст, в котором используется «легендарный мотив», аналогичный мотиву истории Исхода . [73]

  • Если в книге «2 Царств» объясняется, что было дано 300 талантов серебра, то призма Сеннахирима фиксирует 800 талантов. [40] «Это несоответствие может быть результатом разницы в весе ассирийских и израильских серебряных талантов, а может быть просто следствием склонности ассирийцев к преувеличениям» (558). [40]

Другие записи

[ редактировать ]

Греческий историк Геродот (ок. 484 г. до н.э. – ок. 425 г. до н.э.) писал о вторжении и признает множество смертей ассирийцев, которые, по его утверждению, были результатом нашествия мышей. Еврейский историк Иосиф Флавий следовал трудам Геродота. [51] Эти историки называют неспособность Сеннахирима взять Иерусалим «неоспоримой». [51]

Талмуд (Бава Батра 15а) приписывает Езекии руководство составлением библейских книг Исайи, Притчей, Песни Песней и Экклезиаста.

По еврейскому преданию, победа над ассирийцами и выздоровление Езекии произошли в одно и то же время, в первую ночь Песаха.

Раввинистическая литература

[ редактировать ]

Ави спас жизнь своему сыну Езекии, которого ее безбожный муж Ахаз задумал принести в жертву Молоху . Помазав его кровью саламандры , она позволила ему пройти сквозь огонь Молоха невредимым (Санх. 63б). [74]

Езекия считается образцом тех, кто уповает на Господа. Лишь во время болезни он поколебался в своем доселе непоколебимом доверии и потребовал знамения, за что его порицал Исайя (Лам. Р. i.). Еврейское имя «Хизкийя» талмудисты считают фамилией, означающей либо «укрепленный Яхве», либо «тот, кто заключил прочный союз между израильтянами и Яхве»; восемь других его имен перечислены в Ис. ix. 5 (Санх. 94а). Его называют восстановителем изучения Закона в школах, и говорят, что он вонзил меч у дверей бет ха-мидраша , заявив, что того, кто не будет изучать Закон, следует бить этим оружием (ib .94б).

Благочестие Езекии, которое, по мнению талмудистов, единственное, что стало причиной уничтожения ассирийской армии и знаменательного освобождения израильтян, когда Иерусалим подвергся нападению Сеннахирима, заставило некоторых считать его Мессией (ib. 99a). По мнению Бар Каппары , Езекии суждено было стать Мессией, но атрибут справедливости («миддат ха-дин») протестовал против этого, говоря, что, как Давид, так воспевавший славу Божию, не был сделан Мессией Тем более Езекия, ради которого было совершено столько чудес, но который, однако, не воспевал хвалу Богу (ib. 94a).

Менахот 109б рассказывает о Езекии, призывающем других сохранять веру:

После падения Сеннахирима Езекия вышел и нашел сыновей царей, сидевших в золотых колесницах, которым запрещено поклоняться звездам. «После падения Санчерива Езекия встретил князей, сидевших в золотых повозках [предположительно богатых людей, выезжавших из города], и заставил их пообещать не поклоняться звездам [т. е. не заниматься идолопоклонством]».

Езекия и Исайя

[ редактировать ]
Езекия в двух сценах: слева Исайя обращается к Езекии на смертном одре. Справа исцеленный Езекия молится Богу в олицетворении молитвы (προσευχή). Парижская Псалтырь , ф. 446в.

Опасная болезнь Езекии была вызвана разногласиями между ним и Исайей, каждый из которых желал, чтобы другой нанес ему первый визит. Чтобы примирить их, Бог поразил Езекию болезнью и приказал Исайе навестить больного царя. Исайя сказал последнему, что он умрет, и что его душа тоже погибнет, потому что он не женился и таким образом пренебрег заповедью об увековечении человеческого рода. Однако Езекия не отчаивался, придерживаясь принципа, согласно которому всегда нужно прибегать к молитве. В конце концов он женился на дочери Исайи, которая родила ему Манассию. [75]

Однако в генерале Р. lxv. 4, как цитируется в Yalḳ, II Kings, 243, сказано, что Езекия молился о болезни и о выздоровлении, чтобы он мог быть предупрежден и иметь возможность покаяться в своих грехах. Таким образом, он был первым, кто выздоровел от болезни. Но в своей молитве он был довольно самонадеян, хвалил себя; и это привело к изгнанию его потомков. [76] Р. Леви сказал, что слова Езекии: «И я сделал доброе в очах твоих» (4 Царств, XX, 3) относятся к сокрытию им книги исцеления. По мнению талмудистов, Езекия сделал шесть вещей, из которых три согласовались с суждениями раввинов, а три — с ними не согласились. [77]

Первые три были таковы: (1) он скрыл книгу исцелений, потому что люди вместо того, чтобы молиться Богу, полагались на медицинские рецепты; (2) он разбил на куски медного змея (см. «Библейские данные» выше); и (3) он перетащил останки своего отца на тюфяке вместо того, чтобы похоронить их по-царски. Вторыми тремя были: (1) остановка воды Гихона; (2) вырезание золота из дверей Храма; и (3) празднование Пасхи во втором месяце. [78]

Вопрос, который озадачил Генриха Эвальда [79] и другие: «Где был медный змей до времен Езекии?» оккупировали и талмудисты. На это они ответили очень просто: Аса и Иосафат, убирая идолов, нарочно оставили медного змея, чтобы Езекия тоже смог совершить похвальное дело, сокрушив его. [80]

Мидраш примиряет два разных повествования. [81] о поведении Езекии во время вторжения Сеннахирима (см. Библейские данные выше). Там говорится, что Езекия приготовил три средства защиты: молитву, подарки и войну. [82] так что два библейских утверждения дополняют друг друга. Причина, по которой показ Езекией своих сокровищ вавилонским послам вызвал гнев Божий [83] Было то, что Езекия открыл перед ними ковчег, показал им скрижали завета и сказал: «Именно этим мы побеждаем». [84]

Несмотря на огромное богатство Езекии, его обед состоял всего из фунта овощей. [85] Честь, оказанная ему после смерти, заключалась, по словам Р. Иуды, в том, что его носилкам предшествовали 36 000 человек, чьи плечи были обнажены в знак траура. По словам Р. Неемии, на носилки Езекии положили свиток Закона. Другое утверждение состоит в том, что на его могиле была установлена ​​ешиба — по одним данным, на три дня; по другим — на семь; или за тридцать, согласно третьему авторитету. [86] Талмудисты приписывают Езекии редактирование книг Исайи, Притчей, Песней Соломона и Экклезиаста (BB 15a). [87]

Хронологическая интерпретация

[ редактировать ]

Понимание записанной в Библии последовательности событий из жизни Езекии как хронологической или нет, имеет решающее значение для контекстуальной интерпретации его правления. По мнению ученого Стивена Л. Харриса , глава 20 Книги Царств не следует за событиями глав 18 и 19 (161). [88] Скорее, вавилонские послы предшествуют ассирийскому вторжению и осаде. Глава 20 должна была быть добавлена ​​во время изгнания, и Харрис говорит, что это «очевидно произошло до вторжения Сеннахирима», когда Езекия «пытался завербовать Вавилон в качестве союзника против Ассирии». [88] Следовательно, «Езекия заканчивает свое долгое правление обедневшим и правящим лишь крохотной частью своих прежних владений». [88]

Точно так же в «Археологической учебной Библии» говорится: «Наличие этих богатств, которые Езекия показывает вавилонянам, «указывает на то, что это событие произошло до уплаты Езекией дани Сеннахириму в 701 году до нашей эры» (564). [40] Опять же: «Хотя болезнь царя и последующая вавилонская миссия описаны в конце рассказов о его правлении, они, должно быть, произошли до войны с Ассирией. [65] Таким образом, наказание Исайей Езекии связано с его союзами, заключенными с другими странами во время ассирийского конфликта ради страховки. Читателю, который интерпретирует главы в хронологическом порядке, может показаться, что Езекия завершил свое правление в кульминации, но при научном анализе его конец можно было бы, наоборот, истолковать как долгое падение с того места, с которого он начал». [ нужна ссылка ]

Другие хронологические примечания

[ редактировать ]

О действительных датах правления израильских царей ведутся серьезные академические дебаты. Ученые попытались синхронизировать хронологию событий, упомянутых в еврейской Библии, с событиями, полученными из других внешних источников. В случае с Езекией ученые отметили, что очевидные несоответствия разрешаются путем принятия свидетельств того, что Езекия, как и его предшественники на протяжении четырех поколений среди царей Иудеи, имел соправительство со своим отцом, и это соправительство началось в 729 году до нашей эры.

В качестве примера рассуждений, обнаруживающих несоответствия в расчетах, когда совпадения априори исключены, [89] датирует падение Самарии (Северного царства) 6-м годом правления Езекии. Олбрайт датирует падение Израильского царства 721 годом до нашей эры, а Тиле считает эту дату 723 годом до нашей эры. [90] Если датировка Абрайта или Тиле верна, то правление Езекии начнется либо в 729, либо в 727 году до нашей эры. С другой стороны, 4 Царств 18:13 [91] утверждает, что Сеннахирим вторгся в Иудею на 14-м году правления Езекии. Датировка, основанная на ассирийских записях, датирует это вторжение 701 годом до нашей эры, и, следовательно, правление Езекии должно было начаться в 716/715 году до нашей эры. [92]

Эта датировка подтверждается рассказом о болезни Езекии в главе 20, который следует сразу за уходом Сеннахирима. [93] Это датирует его болезнь 14-м годом Езекии, что подтверждается заявлением Исайи. [94] что он проживет еще пятнадцать лет (29–15=14). Как показано ниже, все эти проблемы решаются учеными, ссылающимися на древнюю ближневосточную практику совместного управления .

Следуя подходу Велльхаузена , другой набор расчетов показывает, что вполне вероятно, что Езекия взошел на трон не ранее 722 г. до н.э. По расчетам Олбрайта, первый год правления Ииуя приходится на 842 г. до н.э., то есть на 120 лет раньше, но между этим годом и разрушением Самарии общее число лет царей Израиля во 2 Царств составляет 143 7/12. Для царей Иудеи это число составляет 165. Это расхождение, составляющее в случае Иуды 45 лет (165–120), объяснялось по-разному. Каждая из этих теорий должна предполагать, что первые шесть лет правления Езекии пришлись на период до 722 г. до н.э. Тот факт, что Езекия начал царствовать до 722 г. до н. э., полностью соответствует принципу, согласно которому совместное правление Ахаза и Езекии началось в 729 г. до н. э.

Неизвестно также, сколько лет было Езекии, когда его призвали на престол, хотя 4 Царств [95] утверждает, что ему было двадцать пять лет. Его отец умер в возрасте тридцати шести лет. [96] Маловероятно, чтобы у Ахаза в одиннадцатилетнем возрасте родился сын. Собственный сын Езекии, Манассия, взошел на престол двадцать девять лет спустя, в возрасте двенадцати лет. Это относит его рождение к семнадцатому году правления его отца или дает возраст Езекии сорок два года, если на момент вознесения ему было двадцать пять лет. Более вероятно, что Ахазу было двадцать один или двадцать пять лет, когда родился Езекия, что предполагает ошибку в тексте, и что последнему было тридцать два года, когда родился его сын и преемник Манассия.

Миниатюра из Хлудовской Псалтири.

Начиная с Олбрайта и Фридмана , некоторые ученые объясняли эти проблемы датировки на основе сосуществования Езекии и его отца Ахаза между 729 и 716/715 годами до нашей эры. Ассирологи и египтологи признают, что совместное управление существовало как в Ассирии, так и в Египте. [97] [98] Отметив, что в северном королевстве (Израиль) представительства использовались лишь время от времени, Надав Нааман пишет:

С другой стороны, в Иудейском царстве назначение соправителя было обычной процедурой, начиная с Давида, который перед своей смертью возвел на престол своего сына Соломона. Принимая во внимание постоянный характер сорегентства в Иудее со времен Иоаса, можно осмелиться заключить, что точная датировка сорегентств действительно является ключом к решению проблем библейской хронологии в восьмом веке до нашей эры». [99]

Среди многочисленных ученых, признавших взаимосвязь между Ахазом и Езекией, можно назвать Кеннета Китчена в его различных трудах: [100] Лесли Макфолл, [101] и Джек Финеган. [102] Макфолл в своей статье 1991 года утверждает, что если 729 г. до н. э., то есть год правления Иудеи, начинающийся в 729 г. Тишри, считать началом сосуществования Ахаза и Езекии, а 716/715 г. до н. э. — датой смерти Ахаз, то все обширные хронологические данные о Езекии и его современниках в конце восьмого века до н. э. находятся в гармонии. Кроме того, Макфолл обнаружил, что не требуется никаких текстовых поправок среди многочисленных дат, продолжительности правления и синхронизмов, приведенных в Еврейском Завете для этого периода. [103]

Напротив, те, кто не принимает древний ближневосточный принцип сосуществования, требуют многочисленных исправлений текста Священного Писания, и не существует общего согласия относительно того, какие тексты следует исправлять, а также нет никакого консенсуса среди этих ученых относительно полученной в результате хронологии для восьмой век до нашей эры. Это контрастирует с общим мнением среди тех, кто принимает библейскую и ближневосточную практику сорегентства, согласно которой Езекия был назначен соправителем своего отца Ахаза в 729 г. синхронизмы с Сеннахиримом отсчитываются от единоличного правления, начавшегося в 716/715 году до нашей эры.

Два синхронизма с Осией Израильским в 4 Царств 18 находятся в точном соответствии с датами правления Осии, которые можно определить из ассирийских источников, как и дата падения Самарии, указанная во 2 Царств 18:10. Аналогичная ситуация двух способов измерения, оба одинаково действительных, встречается в датах, данных Иораму Израильскому , первый год которого синхронизирован с 18-м годом единоличного правления Иосафата Иудейского во 2 Царств 3:1 (853/). 852 г. до н. э.), но его правление также считается согласно другому методу, начиная со второго года правления Иосафата и его сына Иорама Иудейского (4 Царств 1:17); оба метода относятся к одному и тому же календарному году.

Ученые, принимающие принцип сорегентства, отмечают, что многочисленные свидетельства его использования можно найти в самом библейском материале. [104] Согласие ученых, построенных на этих принципах, как с библейскими, так и со светскими текстами, было таким, что хронология Тиле/Макфолла была принята как лучшая хронология периода королевства в энциклопедическом « Справочнике библейской хронологии» Джека Финегана . [105]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дрисколл, Джеймс Ф. (1910). «Езекия» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Фридрих Юстус Кнехт (1910). «Благочестивый царь Езекия» . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Существует несколько различных теорий относительно дат правления Езекии, в том числе совместное правление с Ахазом 729–716/15 г. до н.э., единоличное правление 716/15–697 г. до н.э. и совместное правление с Манассией 697–687/86 г. до н.э. (?)
  2. ^ Предок пророка Софонии указан как «Амария, сын Езекии», но неизвестно, является ли этот Езекия тем же человеком, что и царь.
  3. ^ Иврит : Хизкийаху, Хизкийаху , Современный :   Хизкийаху, Хизкийа, Йезкияху , Тиберийский :   Хизкийяху, Хизкийя, Йихизкийяху ; [1] Аккадский : 𒄩𒍝𒆥𒀀𒌑 , латинизированный: Zazaqia'ú, ḫa-za-qi-a-ú ; Древнегреческий : Ἐζεκίας 'Езекия; Латынь : Езекия ; также транслитерируется как Хизкиеу или Хизкийя ; что означает « Бог будет силен»
  4. В Септуагинте , Вульгате и других древних переводах «2 короля» нумеруются как «4 короля».
  1. ^ Хан, Джеффри (2020). Тиверийская традиция произношения библейского иврита, Том 1 . Открытое книжное издательство. ISBN  978-1783746767 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Глоссарий», стр. 367–432.
  3. Британская энциклопедия (2009), Езекия , Британская энциклопедия онлайн, 12 ноября 2009 г.
  4. ^ 2 Царств 18:3 ; 2 Паралипоменон 29:2
  5. ^ Мэтью 1:10
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Еврейская энциклопедия , Езекия , по состоянию на 15 апреля 2012 г.
  7. ^ Джон Джарик (22 марта 2012 г.). «Укусы в сказаниях о царях Иуды» . В Дункане Бернсе; Джон В. Роджерсон (ред.). Далеко от минимализма: прославляя работу и влияние Филипа Р. Дэвиса . Издательство Блумсбери. п. 232. ИСБН  978-0-567-31337-9 .
  8. ^ Современный карманный словарь Шило под редакцией Зеви Шарфштейна
  9. ^ Еврейско-английская Библия , 4 Царств 18–20.
  10. ^ Еврейско-английская Библия , Исаия 36–39.
  11. ^ Еврейско-английская Библия , 2 Паралипоменон 29–32.
  12. ^ Еврейско-английская Библия , Притчи 25:1.
  13. ^ Еврейско-английская Библия , Осия 1:1 ; Миха 1:1
  14. ^ Олбрайт, ВФ (1945). «Хронология разделенной монархии Израиля» . Бюллетень американских школ восточных исследований (100): 16–22. дои : 10.2307/1355182 . JSTOR   1355182 . S2CID   163845613 .
  15. ^ Перейти обратно: а б См. Уильям Ф. Олбрайт о первом и о втором Эдвине Тиле, «Таинственные числа еврейских царей » (1-е изд.; Нью-Йорк: Macmillan, 1951; 2-е изд.; Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1965; 3-е изд.; Гранд-Рапидс: Зондерван/Крегель, 1983). ISBN   978-0825438257 , с. 217.
  16. ^ Янг 2012 , с. 22.
  17. ^ Гершон Галил (1996). Хронология царей Израиля и Иудеи . БРИЛЛ. п. 104. ИСБН  9789004106116 .
  18. ^ Еврейско-английская Библия 2 Царств 21:1
  19. Еврейско-английская Библия 2 Царств 20:21.
  20. ^ Еврейско-английская Библия 2 Царств 18:2 , 2 Паралипоменон 29:1
  21. ^ Перейти обратно: а б «Сеннахирим и Иерусалим» .
  22. Еврейско-английская Библия , 4 Царств 18:8.
  23. 2 Паралипоменон 30:11: Иерусалимская Библия.
  24. ^ Матис, Х.П., 1 и 2 Хроники в Бартоне, Дж. и Маддимане, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий. Архивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 302
  25. ^ Еврейско-английская Библия ( 4 Царств 18:19–22 ; 2 Царств 18:32–36 ; 2 Царств 19:14–19 ; 4 Царств 19:28 ; Исаия 31:1–3 )
  26. ^ Питер Дж. Лейтхарт , «1 и 2 царя», Бразосский богословский комментарий к Библии , стр. 255–256, Издательская группа Baker , Гранд-Рапидс, Мичиган (2006)
  27. ^ Еврейско-английская Библия , 4 Царств 18:17–35.
  28. Еврейско-английская Библия 2 Царств 19:15.
  29. ^ Еврейско-английская Библия 2 Паралипоменон 32: 2–4.
  30. ^ Еврейско-английская Библия Исайя 33:1 ; 4 Царств 18:17 ; 2 Паралипоменон 32:9 ; Исайя 36
  31. ^ Еврейско-английская Библия Исаия 37: 9–20.
  32. ^ Еврейско-английская Библия Исаия 37: 33–37 ; 2 Паралипоменон 32:21
  33. ^ См . «Свет из древнего прошлого» , 1959, с. 213
  34. ^ Древние ближневосточные тексты , с. 288
  35. История Геродота , Книга 2, Стих 141.
  36. ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности , Книга 10, глава 1, раздел 5.
  37. Еврейско-английская Библия 2 Царств 19:37.
  38. ^ Дж. Д. Дуглас, изд., Новый библейский словарь (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1965) 1160.
  39. ^ Новая Оксфордская аннотированная Библия. 4-е изд. Нью-Йорк: Оксфорд Пресс, 2010.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Библия археологического исследования . Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005. Печать.
  41. ^ Жорж Ру. Древний Ирак .
  42. ^ Библия 2 Царств 20:7 в большинстве английских переводов.
  43. 2 Царств 20:7 в Библии . Расширенном переводе
  44. ^ Еврейско-английская Библия 2 Царств 20:1 , 2 Паралипоменон 32:24 и Исаия 38:1.
  45. Еврейско-английская Библия 2 Паралипоменон 32:23.
  46. Библия 2 Царств 20:12.
  47. ^ Кейл и Делич, Библейский комментарий к Ветхому Завету на 2 Царств 20, по состоянию на 23 января 2018 г.
  48. ^ Библия 2 Царств 20: 12–19 : перевод ESV
  49. ^ Еврейско-английская Библия Исайя 38:5
  50. ^ Библия 2 Царств 20:21 ; 2 Царств 21:1
  51. ^ Перейти обратно: а б с д и «Езекия». Библейский словарь Anchor . 1992. Печать.
  52. ^ Еврейско-английская Библия 2 Царств 18:18
  53. ^ Грена 2004 , стр. 338.
  54. ^ Грена 2004, с. 26, рис. 9 и 10.
  55. ^ Хейлперн, Уилл (3 декабря 2015 г.). «Печать царя Езекии обнаружена в Иерусалиме» . CNN . Проверено 14 марта 2018 г.
  56. ^ «Отпечаток королевской печати царя Езекии обнаружен при раскопках Офела к югу от Храмовой горы в Иерусалиме | האוניברסיטה העברית בירושלים | Еврейский университет Иерусалима» . новый.huji.ac.il . Проверено 14 марта 2018 г.
  57. ^ «Отпечаток царской печати царя Езекии, обнаруженный при раскопках в Иерусалиме: первый оттиск печати израильского или иудейского царя, когда-либо обнаруженный на месте в ходе научных археологических раскопок» . ScienceDaily . Проверено 24 июня 2020 г.
  58. ^ Фридман Юлия (14 марта 2018 г.). «Печать Езекии доказывает, что древний Иерусалим был крупной иудейской столицей» . Гаарец . Проверено 14 марта 2018 г.
  59. ^ Мазар, Элиат (1 февраля 2018 г.). «Это подпись пророка Исайи?» . Обзор библейской археологии . 44 (2): 64–69 . Проверено 14 марта 2018 г. Таким образом, этот оттиск печати Исаии уникален, и до сих пор остаются вопросы о том, что же на самом деле он говорит. Однако тесная связь между Исайей и царем Езекией, описанная в Библии, а также тот факт, что булла была найдена рядом с буллой, носящей имя Езекии, похоже, оставляют открытой возможность того, что, несмотря на трудности, связанные с поврежденной областью буллы, возможно, это был оттиск печати пророка Исайи, советника царя Езекии.
  60. ^ «Февраль 2018» . www.rollstonepigraphy.com . Проверено 27 февраля 2018 г.
  61. ^ Нааман, Надав. Древний Израиль и его соседи , Айзенбраунс, 2005, ISBN   978-1575061085
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и Финкельштейн, Израиль и Мазар, Амихай. В поисках исторического Израиля: обсуждение археологии и истории раннего Израиля . Лейден: Брилл, 2007.
  63. ^ Мулис 2019 , стр. 177–8.
  64. ^ Девер, Уильям Г. (2005) Была ли у Бога жена? : Археология и народная религия в Древнем Израиле (Эрдманс), стр. 174, 175.
  65. ^ Перейти обратно: а б «Езекия». Семейная библейская энциклопедия . 1972. Печать.
  66. ^ Джеймс Б. Причард, изд., Древние ближневосточные тексты, связанные с Ветхим Заветом (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1965) 287–288.
  67. ^ Еврейско-английская Библия 2 Царств 19:35
  68. ^ Древние ближневосточные тексты , с. 288
  69. ^ Грейсон, АК (1991). «Ассирия: Сеннахирим и Эссархаддон» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES (ред.). Кембриджская древняя история, том III, часть II . Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН  978-0521227179 .
  70. ^ Граббе 2003 , с. 314.
  71. ^ Граббе 2003 , стр. 308–309.
  72. ^ Справочник Зондервана по Библии . Гранд-Рапидс: Lion Publishing, 1999, стр. 303
  73. ^ Исайя 1–39: Введение в пророческую литературу . Марвин Алан Суини. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 1996, с. 476
  74. ^ Еврейская энциклопедия Авия
  75. ^ Бер. 10а
  76. ^ Сан. 104а
  77. ^ Пес. iv., конец
  78. ^ Бер. 10б; комп. Аб. РН II, изд. Шехтер, с. 11
  79. ^ «История народа Израиля», iii. 669, примечание 5
  80. ^ Хул. 6б
  81. ^ II Короли XVIII. 13–16 и II Лет. xxxii. 1–8
  82. ^ Эккл. Р. ix. 27
  83. ^ II Хрон. xxxii. 25
  84. ^ Ялк., LC 245.
  85. ^ Сан. 94б
  86. ^ Yalḳ., II Лет. 1085
  87. ^ Езекия
  88. ^ Перейти обратно: а б с Харрис, Стивен Л. Понимание Библии . 8-е изд. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл, 2011.
  89. ^ 2 Царств 18:10
  90. ^ Эдвин Р. Тиле, Таинственные числа еврейских царей (3-е изд.; Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван/Крегель, 1983), стр. 134, 217.
  91. Библия 2 Царств 18:13.
  92. ^ Лесли Макфолл, «Руководство по переводу хронологических данных в царях и хрониках», Bibliotheca Sacra 148 (1991), стр. 33. ( Ссылка )
  93. ^ Библия 2 Царств 20
  94. Библия 2 Царств 20:6.
  95. ^ Библия 2 Царств 18:2
  96. Библия 2 Царств 16:2.
  97. ^ Уильям Дж. Мурнейн, Древнеегипетские сообщества (Чикаго: Восточный институт, 1977).
  98. ^ Дж. Д. Дуглас, изд., Новый библейский словарь (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 1965), стр. 1160.
  99. ^ Надав Нааман, «Исторические и хронологические заметки о царствах Израиля и Иуды в восьмом веке до нашей эры» Vetus Testum 36 (1986), стр. 91.
  100. ^ См. хронологию Китчена в Новом библейском словаре, стр. 220.
  101. ^ Лесли Макфолл, «Руководство по переводу», стр. 42.
  102. ^ Джек Финеган, Справочник по библейской хронологии (ред. Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1998), с. 246.
  103. ^ Лесли Макфолл, «Руководство по переводу», стр. 4–45 ( Ссылка ).
  104. ^ Тиле, Таинственные числа , глава 3, «Сорегентства и царствование соперников».
  105. ^ Джек Финеган, Справочник по библейской хронологии , с. 246.

Источники

[ редактировать ]

Атрибуция:

[ редактировать ]
Езекия Иудейский
Царственные титулы
Предшественник Царь Иудеи
Корагент: 729–716 гг. до н.э.
Единоличное правление: 716–697 до н.э.
Корагент: 697–687 гг. до н.э.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 46ab327fa04e1f0a928b7b9ec28301f9__1722089700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/f9/46ab327fa04e1f0a928b7b9ec28301f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hezekiah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)