Книги королей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Царей ( иврит : סֵפֶר מְלָכִים , Сефер Məlāḵīm ) — книга еврейской Библии , встречающаяся в виде двух книг ( 1–2 Царств ) в Ветхом Завете христианской Библии . В ней завершается девтерономическая история , история древнего Израиля, включающая также книги Иисуса Навина , Судей и Самуила .
Библейские комментаторы считают, что «Книги царей» сочетают в себе легенды, народные сказки, истории о чудесах и «вымышленные конструкции». [1] в летописях с целью дать богословское объяснение разрушения Иудейского царства Вавилоном в ок. 586 г. до н.э. и обеспечить основу для возвращения из вавилонского плена . [2] Две книги Царств представляют историю древнего Израиля и Иудеи , начиная со смерти царя Давида и заканчивая освобождением Иехонии из заточения в Вавилоне – период около 400 лет ( ок. 960 – ок. 560 до н.э. ). [2] Ученые склонны рассматривать эти книги как состоящие из первого издания конца VII века до нашей эры и второго и последнего издания середины VI века до нашей эры. [3] [4]
Содержание
[ редактировать ]Иерусалимская Библия делит две Книги Царств на восемь разделов:
- 3 Царств 1:1–2:46. Преемственность Давида
- 3 Царств 3:1–11:43. Соломон во всей своей красе
- 3 Царств 12:1–13:34. Политический и религиозный раскол
- 3 Царств 14:1–16:34. Два царства до Илии
- 3 Царств 17:1 – 2 Царств 1:18. Цикл Илии
- 2 Царств 2:1–13:25. Цикл Елисея
- 4 Царств 14:1–17:41. Два царства до падения Самарии
- 4 Царств 18:1–25:30. Последние годы Иудейского царства
1 король
[ редактировать ]Преемственность Давида (1:1–2:46)
[ редактировать ]Давид уже стар, и поэтому его слуги ищут девственницу, которая бы присматривала за ним. Они находят Авишага , который присматривает за ним, но у них нет сексуальных отношений. Адония , четвертый сын Давида, рожденный после Авессалома , решает претендовать на престол. При поддержке Иоава , полководца Давида, и Авиафара , священника, он начинает коронационную процессию. Он начинает празднества с принесения жертв в Эн Рогеле в присутствии своих братьев и царских чиновников, но не приглашает пророка Натана ; Бенаная , капитан царской стражи, или сам телохранитель; или даже его собственный брат Соломон .
Натан приходит к Вирсавии , матери Соломона, и сообщает ей, что происходит. Она идет к Давиду и напоминает ему, что, по его словам, Соломон будет его преемником. Пока она разговаривает с ним, входит Натан и объясняет Дэвиду всю ситуацию. Давид подтверждает свое обещание, что Соломон будет царем после него, и организует его помазание у источника Гихон . Миропомазание совершает Садок священник . Вслед за этим население Иерусалима провозглашает Соломона царем. Это слышат Адония и его товарищи по пиршеству, но они не знают, что происходит, пока не прибудет сын Авиафара Ионафан и не сообщит им. Когда Соломон официально восседает на троне, Адония опасается за свою жизнь и требует убежища ; Соломон решает пощадить его, если он не совершит что-нибудь злое.
Давид советует своему сыну, как быть хорошим царем и наказать врагов Давида, а затем умирает. Адония приходит к Вирсавии и просит выйти замуж за Ависагу. Соломон подозревает, что эта просьба направлена на усиление притязаний Адонии на трон, и приказал Бенайе казнить его. Затем он забирает священство Авиафара в наказание за поддержку Адонии, исполняя таким образом пророчество, данное Илию в начале 1 Царств .
Иоав слышит, что происходит, и сам требует убежища, но когда он отказывается выйти из скинии, Соломон приказывает Ванее убить его там. Затем он заменяет Иоава Ванеей, а Авиафара - Садоком. Затем Соломон поручает Шимею бен Гере , вениамитянину , который проклял Давида, когда он бежал от Авессалома, переехать в Иерусалим и не покидать его. Однажды двое рабов Шимея убегают в Гат , и Шимей преследует их. Когда он возвращается в Иерусалим, Соломон казнит его за то, что он покинул Иерусалим.
Соломон во всей своей славе (3:1–11:43)
[ редактировать ]Соломон мудрец (3:1–4:34)
[ редактировать ]Соломон заключает союз с Египтом и женится на дочери фараона . После этого он продолжает древнюю практику путешествий между высотами и принесения жертвоприношений. Когда он находится в Гаваоне , Бог говорит с ним во сне и предлагает ему все, о чем он просит. Соломон, будучи молодым, просит «сердце разумное, чтобы судить» (שָׁפַט). [5] [6] Бог доволен и дарует ему не только «мудрое…сердце» ( חכם ), [7] но также богатство, честь и долголетие при условии, что Соломон будет праведным, как его отец Давид. Соломон возвращается в Иерусалим и устраивает пир для своих слуг перед Ковчегом Завета .
После того, как «Суд Соломона» поразил израильтян, он назначает кабинет министров и реорганизует управление Израилем на местном уровне. Народ Израиля процветает, а запасы Соломона увеличиваются.
Соломон-строитель (5:1–9:25)
[ редактировать ]В течение семи лет Соломон работает над выполнением обета Давида построить храм Богу из древесины, предоставленной царем Тира , Хирамом I старым другом Давида. Он также строит себе дворец, на это у него уходит тринадцать лет. После завершения строительства Храма Соломон нанимает тирского полунафталитянина по имени Хурам для создания обстановки.
Когда все закончено, приносятся вещи, которые Давид приготовил для Храма, и Соломон организует церемонию, во время которой священники вносят Ковчег Завета в Храм. Облако наполняет Храм, не позволяя священникам продолжить церемонию. Соломон объясняет, что это присутствие Бога, и пользуется случаем, чтобы произнести речь посвящения . Посвящение завершается жертвоприношениями, а празднование проводится четырнадцать дней. Бог разговаривает с Соломоном и принимает его молитву, вновь подтверждая свою клятву, данную Давиду, что его дом будет царями навеки, если они не начнут поклоняться идолам.
Соломон отдает Хираму двадцать городов в Галилее в благодарность за его помощь, но они практически бесполезны. Он начинает строительные и благоустройство различных городов в дополнение к своим основным проектам в Иерусалиме и обращает оставшихся хананеев в рабство.
Соломон-торговец (9:26–10:29)
[ редактировать ]Соломон строит флот.
Царица Савская слышит о мудрости Соломона и отправляется в Иерусалим, чтобы встретиться с ним. По прибытии она хвалит его, говоря, что не верила до конца рассказам о Соломоне, пока не пришла к нему. Царица дает Соломону 120 талантов и большое количество пряностей и драгоценных камней, побуждая Хирама послать в ответ большое количество ценного дерева и драгоценных камней. Соломон также дарит царице подарки, и она возвращается в свою страну. У Соломона теперь есть 666 талантов золота, и он решает выковать щиты и кубки. Он также поддерживает торговые отношения с Хирамом, из страны которого получает множество экзотических товаров. В целом Израиль становится нетто-экспортером золотых товаров.
Его упадок (11:1–43)
[ редактировать ]Соломон собрал 700 жен и 300 наложниц, многие из которых были из зарубежных стран, в том числе из стран, с которыми Бог сказал израильтянам не вступать в брак. Соломон начинает перенимать элементы их религий и строит в Иерусалиме святилища иностранным божествам. Бог сообщает Соломону, что, поскольку он нарушил свои заповеди, все царство, кроме одного колена, будет отнято у его сына.
В то же время Соломон начинает наживать себе врагов. Молодой принц по имени Хадад, которому удалось избежать попытки геноцида идумеев Иоава, слышит, что Иоав и Давид мертвы, и возвращается в Эдом , чтобы возглавить свой народ. Тем временем на севере сирийский царь Резон , чья армия Зобахитов потерпела поражение от Давида, вступает в союз с Хададом и сеет хаос среди Израиля со своей базы в Дамаске .
В тылу Иеровоам , руководивший строительством террас дворца Соломона и реконструкцией городских стен, встречает пророка Ахию Силонитянина на дороге из Иерусалима. Ахия разрывает свой плащ на двенадцать частей и отдает десять из них Иеровоаму, говоря, что Иеровоам будет править десятью коленами Израиля после смерти Соломона в наказание за идолопоклонство Соломона. В ответ Соломон пытается убить Иеровоама, но тот бежит в Египет. Соломон умирает, процарствовав сорок лет, и ему наследует его сын Ровоам .
Политический и религиозный раскол (12:1–13:34)
[ редактировать ]Ровоам отправляется в Сихем, чтобы быть провозглашенным царем. Услышав это, Иеровоам возвращается из Египта и присоединяется к старшим советникам Ровоама, прося, чтобы с людьми обращались лучше, чем при Соломоне. Вместо этого Ровоам обращается к своим друзьям за советом и заявляет, что будет относиться к людям хуже. Это очень не нравится израильтянам. Когда он посылает нового министра принудительного труда по имени Адонирам , его забивают камнями до смерти. Ровоам возвращается в безопасное место в Иерусалиме. Израильтяне провозглашают Иеровоама царем. Иуда остается верным Ровоаму, и он также контролирует Вениамина. Из этих двух колен Ровоам собирает армию для нападения на север, но пророк Шемаия предотвращает войну.
Вернувшись в Сихем, Иеровоам беспокоится о возможном возвращении своих племен к верности Дому Давида и решает, что лучший способ предотвратить это — помешать им поклоняться Богу Израиля , поскольку он учитывает момент, в котором они наиболее скорее всего, они откажутся, когда поедут в Иерусалим для принесения жертв. С этой целью он ставит золотых тельцов у жертвенников в Вефиле и Дане и назначает своих священников и праздники. Однажды приходит пророк и объявляет, что однажды царь Давида по имени Иосия родится и насильственно отменит религию Иеровоама. Стремясь схватить его, Иеровоам протягивает руку, но она засыхает и в знак этого жертвенник раскалывается и пепел его высыпается. Несмотря на все это, Иеровоам не меняет своего пути.
Два царства до Илии (14:1–16:34)
[ редактировать ]Сын Иеровоама Авия заболевает, поэтому Иеровоам велит своей жене переодеться к Ахии, который с возрастом ослеп. Бог сообщает Ахии о прибытии жены Иеровоама. Ахия предсказывает конец дома Иеровоама , начиная со смерти Авии, который будет единственным членом царского дома, который будет похоронен. Он предсказывает, что появится король-узурпатор, который осуществит это. Иеровоам умирает, и ему наследует его сын Надав .
Между тем, в Иудейском царстве люди устанавливают высокие места, священные камни и столбы Ашеры в честь чужеземных богов и даже разрешают мужскую храмовую проституцию . Фараон Сисак разграбляет Иерусалим и забирает все царские и храмовые сокровища, включая золотые щиты Соломона, побуждая Ровоама сделать бронзовые щиты взамен. Ровоам умирает, и ему наследует его сын Авия , внук Авессалома . Авия так же плох, как и его отец, но Бог продолжает защищать его и его семью благодаря обещанию, которое Он дал Давиду. Когда Авия умирает, ему наследует его сын Аса .
Аса, в отличие от своего отца и деда, хороший царь, наравне с Давидом. Он отменяет мужскую храмовую проституцию и уничтожает идолов и даже свергнул свою бабушку с поста царицы-матери из-за идолопоклонства. Он переносит коллекцию золотых и серебряных предметов обратно в Храм. Однако, когда он идет войной против Баасы Израильской , он дает царское и Храмовое золото и серебро Бен-Хададу , царю Арамейскому , чтобы заставить его разорвать договор с Израилем и напасть вместе с ним. Бен-Хадад добился удивительного успеха, и Бааша должен уйти из Рамы , что побудило Асу издать указ о том, что укрепления Рамы должны быть снесены и использованы для строительства Гебы и Мицпы . Аса умирает стариком, и ему наследует его сын Иосафат .
Вернувшись в Израиль , Надав восседает на троне. Как и его отец, он злой. Вааша, сын иссахаритянина по имени Ахия, замышляет убить его и преуспевает в скрытой атаке, застигая его врасплох во время осады Гиббефона , филистимского города. Затем он убивает всю семью Иеровоама, исполняя пророчество пророка Ахии. Однако Вааса совершает те же грехи, что и Иеровоам. Поэтому Бог сообщает пророку Ииую , что он также положит конец Дому Ваасы . Бааша умирает, и ему наследует его сын Ила , который вскоре становится жертвой заговора, возглавляемого его возничим Зимри . Зимри становится царем после убийства Илы и исполняет пророчество Ииуя; однако армия Зимри теперь провозглашает своего командира Омри царем и возвращается в Тирцу, чтобы осадить его. Видя, что он проигрывает, Зимри поджигает дворец.
Начало правления Омри сталкивается с фракционностью: половина его подданных поддерживает на посту царя Тибни , сына Гибната. Он покупает холм Шемер, на котором строит город Самария . Однако он худший король на данный момент. Когда он умирает, ему наследует его сын Ахав , который сам настигает Омри в его зле. После женитьбы на Иезавели , дочери Этбаала , царя Сидона , он вводит поклонение Ваалу, строит ему храм и устанавливает столб Ашеры. Тем временем дворянин по имени Хиэль из Вефиля активирует проклятие, провозглашенное Иисусом Навином , восстанавливая Иерихон , что приводит к гибели его старшего и младшего сыновей.
Цикл Илии (17:1–22:54)
[ редактировать ]Великая засуха (17:1–18:46)
[ редактировать ]В Израиле появляется новый пророк по имени Илия многолетней засухе , который сообщает Ахаву о надвигающейся . Затем Бог велит Илии спрятаться в ущелье Керит , где он пьет из ручья и кормится воронами . Когда ручей пересыхает, Бог велит Илии отправиться в Сарепту , где его накормит вдова. Она более чем рада дать ему воды, но когда он просит хлеба, она сообщает ему, что собирается испечь небольшую буханку — ровно столько, чтобы она и ее сын могли съесть ее в качестве последнего приема пищи. Элайджа в любом случае поручает ей приготовить ему немного, говоря, что у нее не закончится еда, пока голод не закончится. Вскоре сын вдовы заболевает и умирает. По настоянию вдовы Илия воскрешает его из мертвых.
Три года спустя Бог велит Илии вернуться к Ахаву, потому что засуха подходит к концу. По дороге Илия встречает своего администратора Авдию , который скрывал пророков во время гонений Иезавели, и просит его сообщить Ахаву о его прибытии. Стремясь навсегда положить конец поклонению Ваалу, Илия велит Ахаву пригласить четыреста священников Ваала и четыреста священников Ашеры на вершину горы Кармил . Там он упрекает людей в их двуличности, предлагая им выбрать либо поклонение Богу Израиля, либо Ваалу.
Затем он предлагает вызов: он и жрецы приготовят жертву, а затем призовут своих богов послать огонь, чтобы сжечь ее. Когда жрецы пытаются вызвать огонь, ничего не получается. С другой стороны, несмотря на то, что израильтяне вылили много воды на его жертвенник, когда Илия молится об огне, Бог посылает его, принимая жертву. Илия приказывает убить священников Ваала и сообщает Ахаву о приближающемся дожде. Поднявшись на вершину горы, Илия отправляет своего слугу посмотреть на море. Вернувшись семь раз, слуга в конце концов видит небольшое облако, поднимающееся далеко в море. Илия велит слуге сообщить Ахаву, чтобы тот вернулся в Изреель на своей колеснице, при этом Илия успевает бежать впереди него.
Илия на Хориве (19:1–21)
[ редактировать ]Когда она узнает о том, что произошло, Иезавель угрожает убить Илию, заставляя его бежать, спасая свою жизнь. В пустыне близ Беэр-Шевы пресытившийся Илия просит Бога убить его. Вместо этого ангел снабжает его пищей, которая дает ему силы продолжать путь еще сорок дней, пока он не достигнет горы Хорив , где он засыпает в пещере. Когда Илия просыпается, Бог говорит ему, что собирается пройти мимо. Происходит землетрясение и начинается пожар, но ни один из них не содержит Бога.
Вместо этого Бог появляется в форме шепота. Выслушав опасения Илии по поводу того, что его убьют, он поручает ему отправиться в Дамаск, где он должен помазать Азаила царем Арамейским, Ииуя царем Израиля и Елисея преемником Илии. Илия находит Елисея пашущим на волах . Елисей прощается со своими родителями, убивает своих волов и готовит их, сжигая свое пахотное оборудование. Он раздает мясо соседям и отправляется следовать за Илией.
Арамейские войны (20:1–43)
[ редактировать ]Бен-Хадад II , новый царь Арама, собирает армию и отправляет послов с требованием всего золота и серебра Ахава, а также лучших из его жен и детей. Соглашаясь на это требование, после консультации со своими советниками он решает не принимать последующее требование, требующее чего-либо еще ценного в его дворце или домах его чиновников. В ответ на эту ситуацию Бен-Хадад нападает на Самарию. В этот момент Ахав получает пророчество о том, что его младшие офицеры победят Бен-Хадада, если Ахав начнет битву. Бен-Хадад приказывает своим людям взять наступающие войска живыми, но каждый младший офицер убивает своего арамейского эквивалента.
Арамейцы, в том числе Бен-Хадад, начинают отступление, но армия Ахава наносит большие потери. Пророк, принесший первое пророчество, велит Ахаву усилить свою защиту, поскольку арамейцы снова нападут. Советники Бен-Хадада считают, что причина их поражения заключалась в том, что Бог живет в холмах, что побудило их напасть на Афек , город на равнине, следующей весной. В ответ на это Бог соглашается дать израильтянам еще одну победу, чтобы продемонстрировать свое вездесущие. После неудачного первого дня Бен-Хадад отправляет послов к Ахаву, умоляя его пощадить его. Ахав посылает за Бен-Хададом, который предлагает вернуть землю, которую его отец отобрал у Израиля. Два короля подписывают договор, и Бен-Хадад уходит.
После того, как пророку не удалось заставить другого пророка ударить его своим оружием, что привело к смерти этого пророка от льва, пророку удается заставить кого-то другого сделать это, и он предстает перед Ахавом, рассказывая ему притчу о том, как он не смог защитить человека в бою. значит, теперь он должен заплатить талант. Когда он снимает повязку и Ахав видит, что он пророк, он говорит Ахаву, что умрет, потому что он пощадил Бен-Адада, которого Бог велел ему убить.
Виноградник Навуфея (21:1–28)
[ редактировать ]Некоторое время спустя Ахав пытается купить виноградник, принадлежащий Навуфею Изреелитянину. Когда Навуфей не продает ему его, потому что это его наследство, Ахав дуется и отказывается есть. Иезавель объявляет день поста , во время которого два лжесвидетеля обвиняют Навуфея в проклятии Бога и царя. Его забивают камнями до смерти, позволяя Ахаву завладеть виноградником. В ответ Бог велит Илии противостоять Ахаву и сообщить ему, что он умрет в винограднике и что его потомки и Иезавель будут уничтожены. Это ознаменовало пик злодеяния Ахава, да и вообще злодеяния любого царя Израиля. Ахав раскаивается, поэтому Бог допускает, чтобы катастрофа, предсказанная Илией, произошла во время правления его сына.
Новая война с Арамом (22:1–38)
[ редактировать ]Прошло три года мира между Арамом и Израилем. Арам все еще владеет Рамофом-Галаадом , и когда Иосафат соглашается, чтобы иудейская армия сопровождала его в походе во время государственного визита, Ахав решает вернуть его. Четыреста пророков согласны, что это хорошая идея, но Иосафат просит поговорить с пророком Божьим. Ахав неохотно звонит Михею , которого он не любит за то, что он никогда не пророчествовал в его пользу. Когда он прибывает, пророк по имени Седекия использует странную шляпу с рогами, чтобы заявить, что Ахав одержит победу над арамейцами.
Михай говорит Ахаву, что если он нападет на Рамоф-Галаадский, он умрет, а Израиль останется без лидера, но это часть Божьего плана. Седекия дает ему пощечину, заставляя Михая пророчествовать о неминуемом разрушении, и Ахав приказывает своему тюремщику посадить Михея в тюрьму без еды и воды, пока Ахав не вернется благополучно.
Ахав и Иосафат начинают свою кампанию, соглашаясь, что Ахав будет замаскирован, а Иосафат будет носить свои царские одежды. Арамеи, получившие приказ не убивать никого, кроме Ахава, начинают преследовать Иосафата, но прекращают преследование, когда видят, что он не Ахав. Случайная арамейская стрела попадает в Ахава между пластинами его доспехов. Он выходит из боя и умирает в тот же вечер. Его хоронят, его колесницу моют в омуте, где купаются проститутки, а его кровь слизывают собаки.
После смерти Ахава (22:39–54)
[ редактировать ]сын Ахава Охозия Ему наследует .
Иосафат был хорошим царем на протяжении всего своего правления, следуя примеру своего отца Асы. Он не разрушил высот, но сохранил мир с Израилем. Он также избавился от оставшихся храмовых проституток-мужчин, и теперь в Эдоме есть правитель провинции, а не царь. Он построил торговый флот, но он потерпел крушение в Эцион-Гебере . Охозия предлагает им объединить усилия в этом отношении, но Иосафат отказывается. Он умирает, и ему наследует его сын Иорам .
Охозия творит зло и позволяет продолжать идолопоклонству, которое процветало при его отце.
2 короля
[ редактировать ]Цикл Илии (продолжение) (1:1–18)
[ редактировать ]После смерти Ахава (продолжение) (1:1–18)
[ редактировать ]Охозия проваливается через решетку на верхнем этаже и поранится. Он отправляет группу в Экрон , чтобы посоветоваться с его богом Баал-Зевулом о том, выздоровеет ли он. Посланников встречает Илия, который просит их сообщить Охозии, что он умрет там, где находится, за то, что обратился за советом к неизраильскому богу. Охозия посылает двух военачальников и по пятьдесят человек каждого, чтобы вызвать Илию, но обе стороны сгорают в огне по приказу Илии. Когда Охозия посылает третью группу, Бог велит Илии пойти с ними и напрямую передать свое пророчество. Охозия умирает, и, не имея сыновей, ему наследует его брат Иорам .
Цикл Елисея (2:1–13:25)
[ редактировать ]Его начало (2:1–25)
[ редактировать ]Илия и Елисей идут из Галгала . Илия просит Елисея остаться там, где они есть, но Елисей настаивает на том, чтобы пойти с ним в Вефиль. Илия сообщает ему, что его заберет Бог. Елисей, кажется, что-то знает об этом. И снова Илия просит Елисея остаться там, где они есть, но Елисей настаивает на том, чтобы пойти с ним в Иерихон. В конце концов они достигают Иордана, где находятся пятьдесят пророков. Илия ударяет плащом по воде, вода разделяется, и пара переправляется. Илия спрашивает, чего хочет Елисей, когда он уйдет, и Елисей просит двойную часть его духа, которая, по словам Илии, будет передана ему, если он увидит, как он уходит.
Вдруг огненная колесница, запряженная конями, уносит Илию и он в вихре возносится на небо. После траура Елисей берет плащ Илии и сам с его помощью разделяет Иордан. Это заставляет других пророков признать его преемником Илии и предложить найти Илию, но Елисей отказывается от этого предложения. Они упорствуют, но, естественно, не могут его найти. В качестве первого задания Елисея он бросает соль в источник в Иерихоне, решая водную проблему местных жителей путем очистки воды. Когда Елисей уезжает в Вефиль, некоторые мальчики начинают насмехаться над ним из-за его лысины. Медведи приходят и терзают их.
Моавитянская война (3:1–27)
[ редактировать ]Иорам злой, но избавляется от священного камня Ваала. После смерти Ахава царь Моава отказался продолжать платить дань Израилю, поэтому Иорам объединяется с Иосафатом и царем Эдома, чтобы подавить восстание. Они нападают через пустыню Эдом, но вскоре у них заканчивается вода. Они просят совета у Елисея. Сначала он ясно дает понять, что делает это только ради Иосафата, а затем зовет арфиста. Елисей предсказывает грядущее потоп в долине в дополнение к полному разгрому Моава.
Вода течет, но для моавитян выглядит как кровь, которая, как они приходят к выводу, могла появиться только от трех царей, убивших друг друга. Однако, когда они пересеклись, Израиль одержал великую победу и полностью разграбил землю. Когда царь Моава приносит в жертву своего первенца на городских стенах, израильтяне охвачены великим гневом и отступают.
Некоторые чудеса Елисея (4:1–6:7)
[ редактировать ]Елисей встречает вдову , кредиторы которой угрожают взять в рабство двух ее сыновей в качестве оплаты. Когда он узнает, что у нее есть только небольшая банка оливкового масла, он велит ей пойти и попросить банки у всех соседей. Он велит ей налить масло в кувшины, и оно держится, пока каждый кувшин не наполнится. Наконец Елисей велит ей продать масло, выплатить кредиторам и жить за счет остального. Затем он переезжает в Шунем , где женщина приглашает его поесть и вскоре решает построить комнату, которую можно будет использовать всякий раз, когда он проходит мимо.
Его слуга Гиезий у нее родится ребенок сообщает ему, что у нее нет сына, поэтому Елисей говорит ей , что через год в качестве платы за ее доброту. Однажды ребенок помогает жнецам своего отца и жалуется на боль в голове. Он возвращается к матери и умирает. Поэтому его мать ищет Елисея, которого встречает на горе Кармил. Он велит Гиезию быстро дойти до дома и положить посох на лицо мальчика. Когда Елисей добирается туда с женщиной, Гиезий сообщает ему, что это не сработало.
Елисей молится, ходит и ложится на мальчика, который затем просыпается. Елисей продолжает путь в Галгал, где голод свирепствует . Желая помочь местным пророкам, он велит своему слуге приготовить рагу. Один из пророков по неосторожности добавляет в горшок несколько ядовитых ягод, но Елисей добавляет немного муки , сводя на нет яд. Приходит человек из Баал-Шалиша с двадцатью хлебами. Елисей использует их, чтобы чудесным образом накормить сто присутствующих людей.
Арамейский полководец по имени Нееман болен проказой . Он слышит об Елисее от израильской рабыни и получает от царя разрешение отправиться в путешествие, чтобы попытаться вылечить свою проказу. Сначала он отправляется к царю Израиля, но в конце концов его зовет Елисей, который посылает гонца сказать ему семь раз омыться в Иордане. Он делает то, что сказал ему Елисей, и его проказа излечивается. Нееман предлагает Елисею благодарственный подарок, но Елисей отказывается. Нееман довольствуется тем, что привозит землю обратно в Дамаск, чтобы построить жертвенник Богу, и просит у Бога прощения за те случаи, когда ему приходится участвовать в арамейских религиозных ритуалах, сопровождая царя. Когда Нееман уходит, Гиезий догоняет его и лжет о прибытии пророков, чтобы он хотя бы мог получить подарок. В наказание за это Елисей проклинает его, чтобы он стал прокаженным.
Несколько других пророков начинают жаловаться, что место их встречи с Елисеем слишком маленькое, поэтому он соглашается позволить им построить новое на берегу Иордана. Во время строительства чей-то одолженный топор падает в реку, но чудесным образом всплывает на поверхность.
Арамейские войны (6:8–8:29)
[ редактировать ]К этому моменту Арам снова находится в состоянии войны с Израилем. Елисей несколько раз предупреждает царя Израиля о том, где расположились лагерем арамейцы, расстраивая царя Арамея, который его ищет. Однажды утром Елисей просыпается и обнаруживает Дофан , город, в котором он остановился, окруженный арамейцами. Его слуга напуган, пока Елисей не показывает ему ангелов, защищающих их. Затем он молится, чтобы арамейская армия ослепла , и они ослепли. Затем он ведет их в Самарию, где их глаза открываются.
Царь Израиля спрашивает Елисея, следует ли ему убить их, но вместо этого Елисей говорит ему относиться к ним с гостеприимством. На этом война заканчивается, но вскоре Бен-Хадад снова вступает в войну и осаждает Самарию. В результате голод становится настолько сильным, что вскоре люди прибегают к каннибализму . Царь считает, что лучший способ справиться с ситуацией — казнить Елисея, обвиняя Бога в голоде. Елисей предсказывает, что вскоре в Самарию придет огромное количество лучшей муки и ячменя , но царский чиновник не попробует ничего из этого.
Четверо прокаженных сидят у ворот Самарии и решают сдаться арамейцам в надежде не умереть от голода. Накануне вечером Бог заставил арамейцев услышать звуки лошадей и колесниц, и, думая, что хетты и египтяне помогают израильтянам, они бежали. Прокаженные находят заброшенный лагерь и рассказывают об этом царю. Затем самаритяне идут и грабят лагерь, снижая цены на еду в городе. В хаосе затоптан насмерть царский чиновник, который был с ним, когда он пошел навестить Елисея.
Елисей предупредил сонамитянку о голоде, и она с мужем уехали жить в Филиситию . По возвращении она идет к королю с просьбой вернуть ей землю. Когда она приходит, Гиезий рассказывает царю о том, как Елисей воскресил ее сына из мертвых. Это работает в ее пользу, и ей возвращаются дом и земля, а также весь ее доход. Далее Елисей отправляется в Дамаск, где болеет Бен-Адад. Услышав о прибытии Елисея, Бен-Адад посылает к нему Азаила с подарком спросить, поправится ли он. Елисей велит Азаилу сказать царю, что он это сделает, хотя на самом деле он умрет, и Азаил станет царем и нанесет большой ущерб Израилю. На следующий день Азаил душит царя и становится его преемником.
Вернувшись в Иудею, Иорам стал царем. В отличие от своего отца и деда, он злой и следует путям Израиля, даже женившись на дочери Ахава. Однако он не уничтожен, опять же из-за завета Бога с Давидом. Его правление страдает нестабильностью, включая восстания в Эдоме, который восстанавливает свою монархию, и в Ливне . Иорам умирает, и ему наследует его сын Охозия , который, как и его отец, следует по стопам Ахава. Охозия и Иорам вместе идут войной против Азаила. Иорам ранен, и после битвы Охозия идет в Изреель, чтобы навестить его.
История Ииуя (9:1–10:36)
[ редактировать ]командующего царской стражей по имени Ииуй Елисей велит пророку пойти в Рамоф-Галаад и помазать на царство . Ииуй ведет свои войска в Изреель, чтобы бросить вызов Иораму. Иорам отправляет двух посланников, но оба присоединяются к Ииую. Ииуй обвиняет Иорама в том, что он продолжает идолопоклонство Иезавели. Иорам убегает, предупреждая Охозию, но получает удар в сердце между плечами и умирает. Ииуй велит своему возничему Бидкару поставить его на поле Навуфея. Ииуй тоже хочет убить Охозию, но ему удается лишь ранить его, хотя он умирает от ран в Мегиддо .
Его тело доставлено обратно в Иерусалим для захоронения. Когда Ииуй входит в Изреель, Иезавель смотрит в окно и сравнивает его с Зимри. Два евнуха по приказу Ииуя выталкивают ее из окна, и она умирает. Когда позже двое слуг идут подготовить ее тело к погребению как королевской дочери, они не находят ничего, кроме костей. Согласно пророчеству Илии, ее съели собаки.
Ииуй пишет в Самарию, призывая дворцовых чиновников выбрать самого сильного сына Ахава, посадить его на трон и заставить его бросить вызов Ииую. Они отказываются, и вместо этого Ииуй просит головы семидесяти сыновей Ахава. После того, как Ииуй поместил их в городские ворота Изрееля, он убивает оставшихся членов Дома Ахава, чтобы исполнить пророчество Илии. Затем Ииуй отправляется в Самарию. По дороге он встречает некоторых родственников Охозии и приказывает убить их. Далее он встречает Ионадава , который становится его союзником.
Наконец достигнув Самарии, он убивает остальную часть семьи Ахава. Под видом приготовления жертвы Ваалу он затем созывает всех жрецов Ваала. После того, как жертвоприношение завершено, он приказывает стражникам войти в храм и убить их. Он разрушает священный камень и сносит храм, заменяя его туалетом, тем самым прекращая поклонение Ваалу. Однако он не уничтожает золотых тельцов в Вефиле и Дане, что было первородным грехом Иеровоама. Тем не менее, Бог доволен разрушением религии Ваала и обещает, что Его Дом будет править в Израиле в течение четырех поколений. Однако Ииуй не дотошен в своем поклонении Богу, поэтому Бог позволяет Азаилу завоевать большую часть Израиля. Ииуй умирает, и ему наследует его сын Иоахаз .
От правления Гофолии до смерти Елисея (11:1–13:25)
[ редактировать ]Гофолия , мать Охозии, захватывает трон после смерти сына и начинает убивать членов царской семьи. Сестре Охозии, Иосавее , удается спрятать своего племянника Иоаса . Семь лет спустя муж Иосавы, священник Иодай , вводит Иоаса в армию и сообщает всем пяти отрядам, что теперь они будут обязаны охранять Храм в субботу, чтобы защитить Иоаса. Он также дает им все копья и щиты времен Давида, которые хранятся в Храме. Иоас коронован, помазан и провозглашен царем армией. Гофолия заявляет об измене, но Иодай приказывает вернуть ее во дворец и убить. Затем жертвенники Ваала разрушаются, что положило конец религии и в Иудее. Наконец, Иоаса возвращают во дворец и возводят на трон.
Иоас — хороший царь, но не смещает высоких мест. Когда он вырастет, его первым делом будет реформировать зарплату священников и использовать все, что останется, на ремонт Храма. Двадцать три года спустя, когда Храм все еще не отремонтирован, Иоас еще раз реформирует плату священников, чтобы все деньги из казны Храма пошли на ремонт. Вместо этого священники будут зарабатывать деньги на пожертвованиях. Это удается, и Храм восстанавливается. Азаил снова воюет с Израилем, и похоже, что он пересечет границу и нападет на Иерусалим, поэтому Иоас посылает ему подарки, и он уходит. Иоас убит, и ему наследует его сын Амасия .
Иоахаз – зло, поэтому Бог позволяет Азаилу продолжать угнетать Израиль. Он кается, поэтому Бог позволяет войне закончиться. Однако Иоахаз не избавляется от религии Иеровоама и не убирает столб Ашеры в Самарии. Кроме того, война практически полностью уничтожила израильскую армию. Иоахаз умирает, и ему наследует его сын Иоас , продолжающий зло предыдущих царей Израиля. Он идет на войну с Амасией. Ключевым событием правления Иоаса является смерть Елисея. Когда Иоас идет к нему, он велит ему пустить стрелу из восточного окна и предсказывает, что на основании этого арамейцы будут разбиты при Афеке.
Затем он говорит ему бросить стрелы в пол. Иоас бросает три, на что злится Елисей, так как это значит, что побед там будет только три. Затем он умирает и его хоронят. Во время набега моавитян некоторые израильтяне, хоронящие труп, в панике бросают тело в гробницу Елисея. Как только оно коснется костей Елисея, мертвое тело оживет. Войны Азаила преследовали Израиль со времен правления Иоахаза, но Бог не уничтожает Израиль из-за заветов Авраама и Израиля. Азаил умирает, и ему наследует его сын Бен-Хадад III . Как и было предсказано, Иоас трижды побеждает его, возвращая города, завоеванные Азаилом.
Два царства до падения Самарии (14:1–17:41)
[ редактировать ]Амасия — хороший царь, но высоты еще не упразднены. Вступив на престол, он казнит убийц своего отца, но щадит их детей в соответствии с законом Моисея. Амасия побеждает идумеян и бросает вызов Израилю, но Иоас советует ему остаться дома. Пара встречается в Бет-Шемеше , и Израиль полностью побеждает Иуду, рассеивая войска Амасии и позволяя Иоасу разграбить Иерусалим. Иоас умирает, и ему наследует его сын Иеровоам II . Амасия сталкивается с заговором и убит в Лахисе . Он похоронен в Иерусалиме, и ему наследовал его сын Азария , который восстанавливает и восстанавливает Елаф .
Иеровоам II – зло. Он восстанавливает израильскую территорию от Лево-Емафа до Мертвого моря в соответствии с пророчеством Ионы . Это потому, что Бог пообещал не уничтожать Израиль и видел, как сильно страдают израильтяне. Он умирает, и ему наследует его сын Захария .
Азария — хороший царь, хотя высоты еще существуют. Однако он прокаженный и поэтому освобожден от своих обязанностей, а его сын Иотам исполняет обязанности регента. Азария умирает, и его преемником становится Иотам.
Захария - злой человек, и он становится жертвой заговора Шаллума , который убивает его и становится его преемником, тем самым выполняя обещание Бога, данное Ииую, что его семья будет править в течение четырех поколений. Сам Шаллум убит, и на его место приходит Менахем , который нападает на Тифса , разграбляет его и разрывает беременных женщин. Во время правления Менахема Пул Ассирийский . (также называемый Тиглатпаласар) нападает на Израиль
Менахем повышает налоги, чтобы заплатить Пулу за его уход и поддержку на троне. Менахем умирает, и ему наследует его сын Факахия , которого убивают его чиновник Факей и пятьдесят наемников из Галаада . Во время правления Факея Пул возвращается и захватывает многие города на севере Израиля, включая всю землю, принадлежащую колену Неффалима , и депортирует их население в Ассирию. Факей убит Осией , который сменил его на посту царя.
Иотам — хороший царь, но, опять же, высокие места все еще используются. Он восстанавливает Верхние ворота Храма. Арам и Израиль нападают на Иудею во время его правления. Он умирает, и ему наследует его сын Ахаз . Ахаз — плохой царь, он даже зашел так далеко, что принес в жертву своего сына. Рецин , царь Арама, отвоевывает Елаф и передает его Эдому во время продолжающихся атак. Пытаясь разрешить ситуацию, Ахаз обращается к Пулу за помощью, которую тот оказывает, захватив Дамаск, депортировав его граждан и убив Резина. Ахаз едет в Дамаск, чтобы встретиться с Пулом, и там отправляет обратно в Иерусалим эскиз нового жертвенника, который строится до его возвращения. По прибытии он помещает его в Храм. Чтобы символизировать свое почтение к царю Ассирии, он затем убирает большую часть украшений Храма. Он умирает, и ему наследует его сын Езекия .
Осия злой, но не такой плохой, как предыдущие цари Израиля. Во время правления Осии Салманасар из Ассирии нападает на Израиль в ответ на то, что Израиль поддерживает дипломатические отношения с Египтом и отказывается платить дань Ассирии. Салманасар завоевывает Самарию и депортирует ее жителей в Мидию . Все это происходит потому, что Израиль нарушил заповеди, главным образом, поклоняясь другим богам и игнорируя пророков. Остается только Иуда, и даже они виновны в следовании религиозным обычаям, введенным Израилем. Затем ассирийский царь отправляет своих подданных переселить Самарию во главе с израильским священником, чья работа состоит в том, чтобы научить их обрядам, которых требует Бог. Принимая это во внимание, они, тем не менее, продолжают поклоняться своим национальным богам.
Последние годы Иудейского царства (18:1–25:30)
[ редактировать ]Езекия, пророк Исаия; Ассирия (18:1–20:21)
[ редактировать ]Езекия , 13-й царь Иудеи, делает «то, что [право] в глазах Господа, так же, как делал его предок Давид». [8] Он проводит далеко идущую религиозную реформу: централизует жертвоприношения в храме в Иерусалиме и уничтожает изображения других богов, в том числе Нехуштана , бронзового змея, воздвигнутого Моисеем в пустыне, которого израильтяне превратили в идола. Он разрывает союз с ассирийцами и побеждает филистимлян. После захвата Самарии ассирийцы нападают на Иудею, но отступают в обмен на деньги. Вскоре ассирийцы нападают снова и отправляют Езекии угрожающее и кощунственное послание, предполагая, что он ищет союза с Египтом.
Затем ассирийский полководец пытается настроить иудеев против Езекии, утверждая , что он бессилен защитить его, но Езекия упреждает и предотвращает это. Когда Езекия слышит сообщение, он отправляет делегацию к пророку Исайе , который сообщает им, что Бог спасет Иерусалим и царство от Ассирии. Когда Сеннахирим , царь Ассирии, узнает о наступлении Тирхаки , царя Куша, он отступает, но предупреждает о грядущем вторжении. Езекия молится, а Исайя посылает еще одно пророчество о разрушении Ассирии. Бог посылает ангела убить ассирийцев, и оставшиеся ассирийцы в ужасе отступают. Сеннахирим убит своими сыновьями, и ему наследует третий сын.
Езекия заболевает, и Исайя говорит ему, что он умрет. Езекия молится, и Бог соглашается дать ему еще пятнадцать лет, если он придет в храм через три дня. Исаия прописывает припарки из инжира , и Езекия выздоравливает. Когда Езекия идет в Храм и стоит на ступенях Ахаза, его тень отодвигается на десять шагов назад, тем самым доказывая, что слова Бога истинны. Царь Вавилона отправляет посольство к Езекии, который показывает им все во дворце. Исаия предсказывает, что однажды вавилоняне унесут все, что находится во дворце. Однако до конца правления Езекии царит мир. Езекия строит акведук, состоящий из бассейна и туннеля Перед смертью . Ему наследовал его сын Манассия .
Два нечестивых царя (21:1–26)
[ редактировать ]Манассия отменяет реформы своего отца, убивает невинных и устанавливает жертвенники в Храме. Это нарушает завет Давида и Соломона, и поэтому Бог объявляет, что разрушит Иерусалим из-за этого отступничества царя. Ему наследовал его сын Амон . Амон идет по стопам своего отца и в конечном итоге убит своими чиновниками. Убийцы казнены, и преемником Амона становится его сын Иосия .
Иосия и религиозная реформа (22:1–23:30)
[ редактировать ]Иосия начинает свое правление с восстановления Храма. Во время этих усилий Хелкия , первосвященник, находит копию Книги Второзакония и просит Шафана , царского секретаря, прочитать ее царю. Когда Иосия слышит о нарушенных законах, он огорчается и отправляет делегацию к пророчице Олде, чтобы спросить, что делать. Ольда сообщает делегации, что Бог разрушит Иерусалим, но не раньше, чем умрет Иосия.
Иосия планирует церемонию возобновления завета с Моисеем . Сначала он читает людям свиток и просит их всех возобновить завет. Затем он приказывает Хелкии убрать из Храма все предметы, посвященные другим богам, сжечь их в Кедронской долине и отнести пепел в Вефиль . Наконец, он увольняет жрецов других богов, оскверняет высоты и избавляется от мужских проституток и ткачей Ашеры в храме.
Находясь в Вефиле, разрушая тамошние гробницы, он находит гробницу пророка, предсказавшего его пришествие, и щадит ее. Затем он поручает своему народу праздновать Песах , поскольку его празднование вышло из употребления уже много лет. Он избавляется от медиумов и спиритов. Он лучший царь в истории Израиля и Иудеи. Иосия идет на битву против Нехо II Египетского и ассирийского царя, но терпит поражение и убит Нехо в Мегиддо.
Разрушение Иерусалима (23:31–25:30)
[ редактировать ]Нехо берет в плен преемника Иосии, Иоахаза , и предъявляет Иудее огромные требования. Он посадил на престол другого сына Иосии, Иоакима , который платил требования увеличением налогов. Оба преемника Иосии злые.
Навуходоносор II Вавилонский вторгается, и Иоаким становится его вассалом на три года , пока не восстанет. В ответ на это, чтобы исполнить то, что Бог сказал относительно Манассии, большое количество разбойников из соседних царств и империй нападают на Иудею. На этот раз поддержки со стороны Египта нет, поскольку он уже подвергся вторжению вавилонян. Иоаким умирает, и ему наследует его сын Иоакин , который также является злым. Навуходоносор осаждает Иерусалим, и иудеи сдаются.
Навуходоносор берет в заложники Иехонию и его семью, а также забирает все из Храма и дворца, исполняя пророчество Исайи Езекии. Затем он увозит всех в ссылку, кроме самых бедных людей. дядю Иехонии, Седекию Затем он посадил на трон . Седекия тоже злой. В конце концов он восстает против Навуходоносора, и Иерусалим оказывается в осаде на два года. Наконец голод охватывает город, и стены прорваны. Наказание Седекии, которое он отбывает в Рибле , состоит в том, чтобы наблюдать, как убивают его сыновей, прежде чем ему выколют глаза и уведут в качестве пленника в Вавилон.
Навуходоносор сжигает Иерусалим, включая Храм, дворец и все важные здания. Стены разрушены, и всех оставшихся уводят, за исключением некоторых беднейших людей, которые работают фермерами. Он также убивает оставшихся священников в Рибле. Он назначает Гедалию губернатором провинции. Однако в конце концов его убивает последний оставшийся член царской семьи, Измаил, сын Нафании , и большое количество иудеев и вавилонян бегут в Египет. Авель-Мурдук становится царем Вавилона после смерти Навуходоносора. Он освобождает Иехонию, дает ему место за своим столом и содержание и ставит его выше всех других царей Вавилона, кроме него самого.
Состав
[ редактировать ]Текстовая история
[ редактировать ]В еврейской Библии (библии, используемой евреями) Первый и Второй Цари представляют собой одну книгу, как и Первая и Вторая книги Самуила . Когда в последние несколько столетий до нашей эры она была переведена на греческий язык , Самуил присоединился к книге Царств в четырехчастном труде, названном « Книга Царств» . Православные христиане продолжают использовать греческий перевод ( Септуагинту ), но когда для Западной церкви был сделан латинский перевод (называемый Вульгатой ), «Царства» сначала были переименованы в «Книгу Царств, части с первой по четвертую», и в конечном итоге оба Самуила и «Короли» были разделены на две книги каждая. [9]
Таким образом, книги, ныне широко известные как 1 Царств и 2 Царств, известны в Вульгате как 3 Царств и 2 Царств (в подражание Септуагинте ). То, что сейчас широко известно как «Первый король» и «Второй было «3 королями» и «4 королями». король» , в старых Библиях до 1516 года, например, в Вульгате и Септуагинте, [10] Известное сегодня разделение, используемое протестантскими Библиями и принятое католиками, вошло в употребление в 1517 году. Некоторые Библии — например, Библия Дуэя Реймса — до сих пор сохраняют старое наименование. [11]
Девтерономическая история
[ редактировать ]Согласно еврейской традиции, автором Книги Царств был Иеремия , который должен был быть жив во время падения Иерусалима в 586 году до нашей эры. [12] Наиболее распространенная сегодня точка зрения принимает тезис Мартина Нота о том, что Кингс завершает единую серию книг, которые отражают язык и теологию Книги Второзакония и которые ученые-библеисты поэтому называют девтерономической историей . [13]
Нот утверждал, что «История» была произведением одного человека, жившего в VI веке до нашей эры, но сегодня ученые склонны рассматривать ее как состоящую как минимум из двух слоев: [14] первое издание времен Иосии (конец 7 века до н.э.), пропагандирующее религиозные реформы Иосии и необходимость покаяния, и (2) второе и последнее издание середины 6 века до нашей эры. [3] [4] Также были предложены дополнительные уровни редактирования, в том числе: издание конца 8-го века до н.э., указывающее на Езекию Иудейского как на образец царской власти; более ранняя версия 8-го века до нашей эры с аналогичным посланием, но идентифицирующая Ииуя Израильского как идеального царя; и еще более ранняя версия, рекламирующая Дом Давида как ключ к национальному благополучию. [15]
Источники
[ редактировать ]Редакторы/авторы девтерономической истории цитируют ряд источников, в том числе (например) « Книгу Деяний Соломона » и, зачастую, « Анналы царей Иуды » и отдельную книгу « Хроники Цари Израиля ». «Второзаконная» перспектива (книги Второзакония) особенно очевидна в молитвах и речах ключевых фигур в основных переходных точках: речь Соломона при освящении Храма является ключевым примером. [3] Источники были сильно отредактированы, чтобы соответствовать девтерономической программе. [16] но в самом широком смысле они, по-видимому, были:
- До конца правления Соломона в тексте источником названа «книга деяний Соломона», но использовались и другие источники, и редактор многое добавил.
- Израиль и Иуда: Две «хроники» Израиля и Иуды предоставили хронологическую структуру, но мало подробностей, за исключением преемственности монархов и рассказа о том, как Храм Соломона постепенно разрушался по мере упадка истинной религии. Третьим источником или набором источников были циклы рассказов о различных пророках ( Илия и Елисей , Исайя , Ахия и Михей ), а также несколько более мелких различных преданий. Заключение книги (4 Царств 25:18–21, 27–30), вероятно, было основано на личном знании.
- Некоторые разделы представляли собой редакционные дополнения, не основанные на источниках. К ним относятся различные предсказания падения северного царства, эквивалентное предсказание падения Иуды после правления Манассии , продолжение реформ Иосии в соответствии с законами Второзакония и пересмотр повествования Иеремии относительно Последние дни Иуды. [17]
Источники рукописей
[ редактировать ]Три свитка Мертвого моря содержат части царей: 5QKgs , найденный в Кумранской пещере 5 , содержит части 1 Царей 1 ; 6QpapKgs , найденный в Кумранской пещере 6 , содержит 94 фрагмента из всех двух книг; и 4QKgs , найденный в пещере 4 , содержит части 3 Царств 7–8 . Кумранской [18] [19] [20] Самая ранняя полная сохранившаяся копия книги царей находится в Кодексе Алеппо (10 век н. э.). [21]
Темы и жанр
[ редактировать ]Царство «похоже на историю», а не историю в современном понимании, смешивая легенды, народные сказки, истории о чудесах и «вымышленные конструкции» с летописями, и его основным объяснением всего происходящего является оскорбленное представление Бога о том, что правильно; поэтому более плодотворно читать ее как богословскую литературу в форме истории. [1] Богословская предвзятость проявляется в том, как они судят каждого царя Израиля на основании того, признает ли он власть Храма в Иерусалиме (никто не признает, и, следовательно, все являются «злыми»), а каждого царя Иудеи на основании разрушает ли он « высоты » (конкуренты Храма в Иерусалиме); в нем лишь вскользь упоминаются такие важные и успешные цари, как Омри и Иеровоам II , и игнорируется одно из самых значительных событий в истории древнего Израиля — битва при Каркаре . [22]
Основными темами книги «Цари» являются Божье обещание, повторяющееся отступничество царей и наказание, которое оно навлечет на Израиль: [23]
- Обещание: В обмен на обещание Израиля поклоняться одному Яхве, Яхве дает обещания Давиду и Израилю – Давиду обещание, что его род будет править Израилем вечно, Израилю обещание земли, которой они будут владеть.
- Отступничество: великая трагедия истории Израиля, означающая разрушение царства и Храма, произошла из-за неспособности людей, и особенно царей, поклоняться одному Яхве (Яхве является Богом Израиля).
- Суд: Отступничество ведет к суду. Суд – это не наказание, а просто естественное (или, скорее, предначертанное Богом) последствие неспособности Израиля поклоняться одному лишь Яхве.
Другая и связанная с этим тема – это пророчество. Суть пророческих историй в том, что Божьи пророчества всегда исполняются, так что все, что еще не исполнилось, будет таковым в будущем. Подразумевается, что освобождение Иоахина и его восстановление на почетном месте в Вавилоне в заключительных сценах книги заключается в том, что обещание вечной династии Давидов все еще в силе и что линия Давидов будет восстановлена. [24]
Текстовые особенности
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]Стандартный еврейский текст Царств представляет невероятную хронологию. [25] Приведем лишь один пример: восшествие Омри на престол Израильского царства приурочено к 31-му году Асы Иудейского. [26] между тем к 27-му году Асы приурочено вознесение его предшественника Зимри , царствовавшего всего неделю. [27] [28] Греческий текст исправляет невозможности, но, похоже, не представляет собой более раннюю версию. [29] Большое количество ученых заявили, что смогли решить эти трудности, но результаты различаются, иногда сильно, и ни один из них не достиг статуса консенсуса. [30]
Цари и 2 Паралипоменон
[ редактировать ]Вторая Книга Паралипоменон охватывает почти тот же период времени, что и Книги Царств, но почти полностью игнорирует северное Израильское царство . Давиду отведена главная роль в планировании Храма, Езекии дана гораздо более далеко идущая программа. реформ, и Манассии Иудейскому дается возможность покаяться в своих грехах, очевидно, чтобы объяснить свое долгое правление. [31] Обычно предполагается, что автор «Хроник» использовал Царств в качестве источника и подчеркивал различные области так, как ему хотелось бы, чтобы они были истолкованы. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нельсон, стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суини, с. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фретхайм, стр. 7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граббе, Лестер Л. (1 декабря 2016 г.). 1 и 2 царя: Введение и учебное пособие: История и история Древнего Израиля (1-е изд.). Т&Т Кларк. АСИН B01MTO6I34 .
- ^ «8199. шафат» . Еврейская симфония Стронга .
Судит людей 3 Царств 3:9 (дважды в стихах)
- ^ В новой пересмотренной стандартной версии отображается как «управление». Олд, А. Грэм (1986). I и II короли . Эдинбург, Шотландия: The Saint Andrew Press. п. 23.
Сложнее всего перевести термины во всем отрывке — родственные еврейские глагол и существительное, переведенные как «управлять» (3 Царств 3:9) и «право» (ст. 11). Еврейское слово шафат имеет оттенки как управления, так и осуждения.
- ^ «2450. чакам» . Еврейская симфония Стронга .
- ^ 2 Царств 18:3
- ^ Томс, с. 246.
- ^ Шец, Джозеф (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. .
- ^ Библия (изд. Дуэ Реймса), DRBO .
- ^ Шпикерманн, с. 337.
- ^ Пердью, xxvii.
- ^ Уилсон, с. 85.
- ^ Суини, с. 4.
- ^ Ван Сетерс, с. 307.
- ^ Маккензи, стр. 281–84.
- ^ Треболле, Хулио (1 января 1992 г.). «СВЕТ ОТ 4Qjudg И 4QKgs НА ТЕКСТ СУДЕЙ И ЦАРЕЙ» . Свитки Мертвого моря : 315–324. дои : 10.1163/9789004350113_028 . ISBN 9789004350113 – через сайт brill.com.
- ^ «Кумранские фрагменты Книг царей | orion-editor.dev» . orion-bibliography.huji.ac.il .
- ^ «5Q2/5QKgs | orion-editor.dev» . orion-bibliography.huji.ac.il .
- ^ «Ученые ищут страницы древней еврейской Библии» . Лос-Анджелес Таймс . 28 сентября 2008 г.
- ^ Сазерленд, с. 489
- ^ Фретхайм, стр. 10–14.
- ^ Сазерленд, с. 490
- ^ Суини, с. 43
- ^ 3 Царств 16:23
- ^ 3 Царств 16:15
- ^ Суини, стр. 43–44.
- ^ Нельсон, с. 44
- ^ Мур и Келле, стр. 269–71
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сазерленд, с. 147
Библиография
[ редактировать ]Комментарии к королям
[ редактировать ]- Фретхайм, Теренс Э. (1997). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-25565-7 .
- Нельсон, Ричард Дональд (1987). Первый и Второй короли . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
- Суини, Марвин (2007). I и II короли: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22084-6 .
Общий
[ редактировать ]- Найт, Дуглас А. (1995). «Второзаконие и девтерономисты». В Мэйсе, Джеймс Лютер; Петерсен, Дэвид Л.; Ричардс, Кент Гарольд (ред.). Толкование Ветхого Завета . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-29289-6 .
- Найт, Дуглас А. (1991). «Источники». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-373-7 .
- Лейхтер, Марк; Адам, Клаус-Петер (2010). "Введение" . В «Подсвечнике», Марк; Адам, Клаус Питер; Адам, Карл-Петер (ред.). Зондирование в Kings: перспективы и методы в современной науке . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1263-5 .
- Мур, Меган Бишоп; Келле, Брэд Э (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Маккензи, Стивен Л. (1994). «Книги королей» . В Маккензи, Стивен Л.; Патрик Грэм, Мэтт (ред.). История традиций Израиля: наследие Мартина Нота . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-23035-5 .
- Пердью, Лео Дж. (2001). «Предисловие: Еврейская Библия в современных исследованиях» . В Пердью, Лео Г. (ред.). Блэквеллский компаньон еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 978-0-631-21071-9 .
- Шпикерман, Герман (2001). «Девтерономическая история» . В Пердью, Лео Г. (ред.). Блэквеллский компаньон еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 978-0-631-21071-9 .
- Сазерленд, Рэй (1991). «Короли, Книги Первая и Вторая». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-373-7 .
- Томес, Роджер (2003). «1 и 2 короля» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Ван Сетерс, Джон (1997). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-013-2 .
- Уолтон, Джон Х. (2009). «Девтерономическая история» . Ин Хилл, Эндрю Э.; Уолтон, Джон Х. (ред.). Обзор Ветхого Завета . Зондерван. ISBN 978-0-310-22903-2 .
- Уилсон, Роберт Р. (1995). «Бывшие пророки: чтение книг царей». В Мэйсе, Джеймс Лютер; Петерсен, Дэвид Л.; Гарольд Ричардс, Кент (ред.). Толкование Ветхого Завета: прошлое, настоящее и будущее: Очерки в честь Джина М. Такера . Континуум Интернэшнл. ISBN 978-0-567-29289-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Исходный текст
[ редактировать ]- Kings A Melachim Aleph – Kings A ( иврит – английский на Mechon-Mamre.org)
- Короли в Мелахим Бет – Короли Б ( иврит – английский на Mechon-Mamre.org)
Еврейские переводы
[ редактировать ]- 1 Король в Мехон-Мамре (перевод Еврейского издательского общества, 1917 г.)
- 2 короля в Мехон-Мамре (перевод Еврейского издательского общества, 1917 г.)
Христианские переводы
[ редактировать ]Другие ссылки
[ редактировать ]- «книги королей». Британская энциклопедия Интернет.
- Кук, Стэнли Артур (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 810–815.
- Статья «Книги царей» (Еврейская энциклопедия)
- 1 и 2 короля: введение. Архивировано 6 сентября 2015 г. в Wayback Machine Forward Movement.
- Шец, Джозеф (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. .