Гиезий

Гиезий , Гейхази , или Гиезий ( Дуэ-Реймс ) ( ивр .: גֵּיחֲזִי ; Гехази ; «долина видений») — фигура, встречающаяся в « Книгах царей » еврейской Библии .
Слуга пророка Елисея , Гиезий пользовался властью, но в конечном итоге оказался коррумпированным и злоупотребил своей властью, чтобы обмануть Неемана Сириянина , полководца, больного проказой . В наказание Елисей проклял Гиезия, навсегда передав проказу Неемана ему и его потомкам.
В раввинистической литературе Гиезий упоминается как один из четырех простолюдинов, лишившихся своей доли в загробной жизни из-за своего нечестия. Он является героем стихотворения Редьярда Киплинга .
Этимология
[ редактировать ]Было предложено два значения имени «Гезий»: «долина видений» или «долина алчности». [ 1 ]
Библейский рассказ
[ редактировать ]Гиезий был слугой пророка Елисея . Он появляется в связи с историей сунамитянки и ее сына. [ 2 ] и Неемана Сириянина. В последнем случае Гиезий, охваченный корыстолюбием, получил от Неемана от имени пророка два таланта серебра и две ценные одежды. Следовательно, он был виновен в двуличности и нечестном поведении, что заставило Елисея с праведной строгостью осудить его преступление и решить, что « проказа Неемана прилипнет к нему и его потомкам навеки». После того как Елисей проклял Гиезия, Гиезий стал прокаженным «белым, как снег» (4 Царств 5:27). [ 3 ]
Позже в библейском повествовании он предстал перед царем Иорамом , которому рассказал о великих делах своего господина. [ 4 ] [ 5 ] Кембриджская Библия для школ и колледжей предполагает, что «вполне вероятно, что описания работы и влияния Елисея не связаны [в 2 Царств] в их хронологическом порядке». [ 6 ]
В раввинской литературе
[ редактировать ]В раввинистической литературе Гиезий - один из тех, кто отрицает воскресение мертвых, не имеет доли в будущем мире, но разделяет участь Валаама , Доика и Ахитофела . [ 7 ] По пути в Шунем с посохом Елисея Гиезий проявил скептическое отношение к воскресению. Он считал всю процедуру шуткой, [ 8 ] и вместо того, чтобы подчиниться приказу не обращаться ни к одному прохожему ни словом и не отвечать на приветствия, он насмешливо спрашивал тех, кого встречал, верят ли они, что персонал способен возвращать мертвых к жизни. По этой причине он потерпел неудачу.
В других отношениях Гиезий проявлял подлый характер, как, например, в его обращении с сонамитянкой; [ 9 ] он прогнал учеников Елисея; [ 10 ] у него был магнит, с помощью которого он поднял идола, сделанного Иеровоамом , так что он стал виден между небом и землей; на нем было выгравировано «Яхве», и в результате идол (телец) произнес первые два слова Декалога. [ 11 ] Когда Нееман пришел к Елисею, последний изучал отрывок о восьми нечистых «шерахимах» (пресмыкающихся). [ 12 ] Поэтому, когда Гиезий вернулся после того, как уговорил Неемана дать ему подарки, Елисей в своем упреке перечислил восемь драгоценностей, которые взял Гиезий, и сказал ему, что пришло время ему принять наказание, предписанное тому, кто поймает любого из восьми шерахимов. , наказанием в его случае была проказа. Четверо прокаженных у ворот, возвещающих о поражении Сеннахирима, были Гиезий и трое его сыновей. [ 13 ]
Тем не менее Елисея порицают за то, что он был слишком суров. Он «оттолкнул его обеими руками» вместо того, чтобы использовать одну для этой цели, а другую — для того, чтобы притянуть его к себе. [ 14 ] Елисей отправился в Дамаск, чтобы убедить Гиезия покаяться, но Гиезий отказался, процитировав собственное учение своего учителя о том, что у грешника, который ввел других в грех, не было надежды. [ 15 ] Разговор Гиезия с царем был прерван, потому что грешник не должен воспевать хвалу святому человеку. [ 16 ] Он проявил неуважение к своему учителю, назвав его по имени. [ 17 ] Говорят, что его характер был человеком, который, хотя и был образованным, был ревнивым и жадным, распутным и циником. [ 18 ] [ 19 ]
В более поздней литературе
[ редактировать ]Он якобы является героем Редьярда Киплинга стихотворения «Гехази» , которое, как полагают, было направлено против Руфуса Айзекса , члена британского либерального правительства на момент написания стихотворения. [ 20 ]
Гиезий также появляется в Джона Баньяна » «Путешествии пилигрима .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якорный библейский словарь, том. 2, стр. 926
- ^ 2 Царств 4:14 ; 2 Царств 4:31
- ^ 2 Царств 5: 20–27.
- ^ 2 Царств 8: 1–6
- ^ Фоссе, Эндрю Р. , Библейский словарь Фоссе под названием «Гезий» , 1949 г.
- ↑ Кембриджская Библия для школ и колледжей о 2 Царств 8 , по состоянию на 29 декабря 2017 г.
- ^ Вавилонский Талмуд Синедрион 90а, 107б.
- ^ Пиркей дерабби Элиэзер 33
- ^ Пиркей дерабби Элиэзер 33; Берахот 10б; Левит Раба 24; Йерушалми Йебамот 2; Синедрион 11
- ^ Синедрион 107б.
- ^ Там же.
- ^ Сравните Шаббат 14:1.
- ^ Сота 47а
- ^ Йерушалми Синедрион 29б.
- ^ Синедрион 107б; Глава 47а
- ^ Левит Раба 16:4
- ^ Синедрион 100а
- ^ Йерушалми Синедрион 11
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Оксфордский национальный биографический словарь , статья о Руфусе Айзексе
- Еврейская энциклопедия
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Гехази ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.