Jump to content

Валаам

Валаам и ангел , картина Густава Йегера , 1836 год.

Валаам ( / ˈ b l æ m / ; [1] На иврите : Билам , латинизированное : Билам , сын Беора , [2] был библейским персонажем, неизраильским пророком и прорицателем , который жил в Петоре , регионе или поселении, которое никогда не было обнаружено, но, как полагают, находилось между регионом Ирака и северной Сирией на территории нынешней юго-восточной Турции. Согласно главам 22–24 Книги Чисел , он был нанят царем Валаком Моава , чтобы проклясть Израиль, но вместо этого он благословил израильтян , как было велено Богом. план вовлечь израильтян в идолопоклонство и сексуальную безнравственность ( Числа 25:1–3 Впоследствии ему приписывают ) ( Числа 31:16 ).Валаам также упоминается в Книге Михея .

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Основная история Валаама происходит во время пребывания израильтян на равнинах Моава , к востоку от реки Иордан , в конце сорокалетнего странствования , незадолго до смерти Моисея и перехода через Иордан. Израильтяне уже разбили в Трансиордании двух царей: Сигона , царя амореев , и Ога , царя Васана . Валак , царь Моава , [3] поэтому встревожен и посылает старейшин Мадиамских и своих моавитянских послов, [4] Валааму, сыну Веора, чтобы побудить его прийти и проклясть Израиля. Местоположение Валаама, Пефор просто указано как «у реки земли детей народа его» , который сейчас находится в районе северной Сирии и юго-восточной Турции, в Масоретском тексте и Септуагинте . Самаритянское Пятикнижие , Вульгата и Пешитта определяют его землю как Аммон .

Валаам и ангел Нюрнбергская хроника (1493 г.)
Пророк Валаам и Ангел Джона Линнелла (1859 г.)

Валаам сообщает, что он может делать только то, что приказывает ЯХВЕ , и Бог через ночной сон сказал ему не идти. В результате Валак посылает священников более высокого ранга и оказывает Валааму почести; Валаам продолжает давить на Бога, и Бог, наконец, позволяет ему уйти, но с указанием говорить только то, что Он приказывает. Затем Валаам утром отправляется в путь с князьями Моава. Бог злится, что он пошел, и посылает Ангела Господня (Числа 22:22), чтобы помешать ему. Сначала ангела видит только ослица, на которой едет Валаам, которая пытается избежать ангела. После того, как Валаам начинает наказывать ослицу за отказ двигаться, ей чудесным образом дается способность говорить с Валаамом (Числа 22:28) и он говорит: «Что я сделал тебе, что ты ударил меня вот уже три раза?» В этот момент Валааму разрешается увидеть ангела, который сообщает ему, что отворачивание ослицы от посланника - единственная причина, по которой ангел не убил Валаама. Валаам немедленно раскаивается, но ему говорят идти дальше.

Валак встречается с Валаамом в Кирьят-Хузофе , и они идут на «высоты Ваала » и приносят жертвы на семи жертвенниках, в результате чего Яхве дает Валааму пророчество , которое Он говорит Валаку. Однако пророчество благословляет Израиль; Валак возражает, но Валаам напоминает ему, что он может произносить только слова, вложенные в его рот, поэтому Валак ведет его на другое «высокое место» в Фасги , чтобы попытаться еще раз. Построив здесь еще семь жертвенников и принося жертвы на каждом, Валаам дает еще одно пророчество, благословляющее Израиль.

В конце концов, уже очень разочарованный Валак отводит Валаама к Пеору , и после семи жертвоприношений он решает не «искать волшебства», а вместо этого смотрит на израильтян с вершины. Дух Божий сходит на Валаама, и он произносит третье положительное пророчество об Израиле. Гнев Валака достигает такой степени, что он угрожает Валааму, но Валаам просто предлагает предсказание судьбы. Затем Валаам смотрит на кенеев и амаликитян и предлагает еще два предсказания их судеб. Затем Валак и Валаам расходятся по своим домам.

Позже в Числах 25:1–9 описывается, как Израиль участвовал в ереси Феора . Числа 31:16 обвиняют в этом совет Валаама, и из-за его вины в инциденте, который привел к смертоносным божественным приговорам против участвовавших израильтян, он в конечном итоге был убит в ответной битве против Мадианитян в Числах 31:8.

Второзаконие 23:3–6 суммирует эти инциденты и далее утверждает, что аммонитяне были связаны с моавитянами. Иисус Навин в своей прощальной речи также упоминает об этом. Получив от него защиту Бога, Валаам позже числится среди мадианитян, убитых в отместку за «дело Феора». В книге Иисуса Навина 13:22 записано, что Валаам погиб «от меча» во время битвы за оккупацию Рувимитами земли Моавитян.

Валаам и осел , картина Рембрандта ван Рейна , 1626 год.

Всего пророчества Валаама состоят из семи (еврейских) стихотворений:

  • Первый, Числа 23:7–10, пророчествует об уникальном возвышении Царства Израиля и его бесчисленном множестве.
  • Вторая книга, Числа 23:18–24, прославляет моральные достоинства Израиля, его монархию и военные завоевания.
  • Третий, Числа 24:3–9, прославляет славу и завоевания израильской монархии.
  • Четвертый, Числа 24:14–19, предсказывает приход царя, который победит Эдом и Моав.
  • Пятое, Числа 24:20, касается руин Амалика.
  • Шестое, Числа 24:21–22, касается уничтожения кенеев Ассирией.
  • Седьмой, Числа 24:23–24, касается «кораблей Киттима», идущих с запада, чтобы напасть на Ассирию и Евер.

Стихи делятся на три группы. Первая группа состоит из двух стихотворений, которые обычно начинаются сразу. Третья группа из трех стихотворений также начинается сразу, но гораздо короче. Вторая группа, однако, состоит из двух стихотворений, каждое из которых начинается так:

Сказал Валаам, сын Веора, и сказал человек, у которого глаза открыты: сказал он, который слышал слова Божии, который видел видение Вседержителя, впадая в транс, но имея глаза открытыми...

Библейская критика

[ редактировать ]

утверждала, что из трех групп стихов Валаама Документальная гипотеза первая и третья группы возникли в тексте элохистов , тогда как вторая группа принадлежала яхвистам . Так, Элохист описывает Валаама, дающего два благословения, приносящего жертвы на семи жертвенниках, на высотах Ваала, перед каждым из них, а затем решающего не «искать волшебства» после третьего набора жертвоприношений, но «обращать лицо свое к пустыне, «что Валак рассматривает как третье благословение, и поэтому Валаам затем дает три последних предсказания судьбы. И наоборот, в яхвистском источнике приходит Валаам, на него сходит дух Божий, и он последовательно дает благословение и пророчество.

Агаг , упомянутый в третьем стихотворении, описывается как великий царь, что не соответствует царю амаликитян по имени Агаг , описанному в 1 Царств 15 , поскольку в этом описании Амалик считается маленьким и безвестным. В то время как масоретский текст поэмы использует слово Агаг , Септуагинта , другие греческие версии и самаритянское Пятикнижие содержат слово Гог . Следовательно, эти имена считаются искажениями текста, и Ог в качестве оригинала был предложен .

Последние три стихотворения не относятся к Израилю или Моаву и поэтому считаются необычными, поскольку, похоже, не имеют особого отношения к повествованию. Считается, что они могли быть добавлены, чтобы увеличить количество стихов до пяти, если они были вставлены в источник Элохистов, или до семи, если они были вставлены только после создания JE. Хотя шестое стихотворение относится к Ассирии, неясно, является ли это исторической ссылкой на древнюю Ниневию или пророчеством, которое, по мнению некоторых религиозных комментаторов, относится к Империи Селевкидов , которая также носила название «Ассирия». Седьмое также двусмысленно и может быть ссылкой либо на народы моря , либо, по мнению некоторых религиозных комментаторов, на завоевание Империи Ахеменидов Александром Великим .

По мнению некоторых школ текстологической критики, [5] повествование, за исключением эпизода с ослом, представляет собой просто основу, придуманную для того, чтобы можно было вставить гораздо более старые стихи.

В раввинской литературе

[ редактировать ]
Валаам бен Бур - Работа эзотерического художника Филиппо Бьяджоли

В раввинистической литературе Валаам представлен как один из семи языческих пророков ; остальные шестеро — Беор (отец Валаама), Иов и четверо друзей Иова. [6] В этой литературе Валаам постепенно приобрел положение среди неевреев, которое было столь же возвышено, как и положение Моисея среди иудеев; [7] сначала был простым толкователем снов, но позже стал магом, пока, наконец, на него не сошел дух пророчества. [8]

Согласно отрицательному взгляду на Валаама в Талмуде , Валаам обладал даром определять точный момент, когда Бог гневается, — дар, которым не наделено ни одно другое существо. Намерением Валаама было проклясть израильтян в этот момент гнева и таким образом заставить Бога уничтожить их; но Бог намеренно сдержал Свой гнев, чтобы сбить с толку злого пророка и спасти народ от истребления. [9] Талмуд также излагает более позитивный взгляд на Валаама, утверждая, что, когда Тора была дана Израилю, могучий голос потряс основания земли, так сильно, что все цари затрепетали и в своем ужасе обратились к Валааму, спрашивая, это ли потрясения природы предвещали второй потоп; пророк заверил их, что то, что они услышали, было голосом Бога, дающим израильтянам священный закон. [10]

Согласно еврейской легенде, Валаам был наделен такой властью для того, чтобы не дать нееврейским племенам сказать: «Если бы у нас был только свой Моисей, мы были бы такими же благочестивыми, как иудеи». Нечестивый Валаам включен в список лиц, родившихся обрезанными вместе с Моисеем. [11]

эпитет раша , что переводится как «нечестивый» . В раввинской литературе к имени Валаама часто прилагается [12] Валаам изображен слепым на один глаз и хромым на одну ногу. [13] а его ученики (последователи) отличаются тремя нравственно развращенными качествами: сглазом , надменным поведением и жадным духом.

Из-за его поведения с мадианитянами раввины интерпретируют Валаама как ответственного за поведение во время ереси Пеора , которое они считают распутством , и, как следствие, за смерть 24 000 жертв чумы, которую Бог послал в качестве наказания. Когда Валаам увидел, что он не может проклясть детей Израиля, раввины утверждают, что он советовал Валаку, в крайнем случае, соблазнить еврейский народ к безнравственным действиям и через них к поклонению Ваал-Фегору. Бог евреев , добавляет Валаам, согласно раввинам, ненавидит распутство; и за этим должно последовать суровое наказание . [14]

Раввины, обыгрывая имя Валаам, называют его «Бело Ам» (без народа; то есть без доли с людьми в мире грядущем) или «Билла Ам» (тот, кто погубил народ). ; и эта враждебность к его памяти находит свою кульминацию в изречении, что всякий раз, когда кто-то обнаруживает в своей жизни какую-то порочность или позор, следует проповедовать об этом. [15] В процессе убийства Валаама (Числа 31:8) были использованы все четыре законных метода казни: побивание камнями, сожжение, обезглавливание и удушение. [15] Он встретил свою смерть в возрасте 33 лет. [15] и сказано, что ему не было удела в мире грядущем. [16] В книге специальный раздел посвящен истории пророка, в котором обсуждается, почему Бог отнял силу пророчества у язычников. [17] В Талмуде говорится, что «Моисей написал свою книгу и часть Валаама». [18] считая этот отрывок отдельным от остальной части Торы с точки зрения темы или стиля, но объединенным авторством.

В ( Синедрион 106б) и ( Гиттин 57а) Валаама можно сравнить с Иисусом. Некоторые предполагают, что Валаам стал использоваться как псевдоним Иисуса в еврейской литературе. [19] [20] [21] [22] Беор был сыном Лавана. Отец Валаама [23] В « Книге Яшера» сообщается, что сыновьями Валаама были Яннес и Иамврес . [24]

Восклицание Валаама: «Как хороши шатры твои, Иаков, скинии твои, Израиль!» ( Числа 24:5 ), была взята последующими поколениями евреев за основу литургической молитвы Ма Тову .

У Иосифа Флавия, Филона и христианских источников

[ редактировать ]

Валаама поносят как «нечестивого человека» в нескольких местах Нового Завета : [25] где его называют типом алчности; например, в Книге Откровения 2:14 мы читаем о лжеучителях в Пергаме, которые придерживались «учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». ". Валаам вызвал большой интерес как со стороны евреев, христиан и мусульман. Иосиф Флавий перефразирует эту историю более подробно и говорит о Валааме как о лучшем пророке своего времени, но с характером, плохо приспособленным к сопротивлению искушению . [26] Филон описывает его как великого мага в « Жизни Моисея» ; [27] в другом месте он говорит о « софисте Валааме, существе», т. е. символизирующем «суетную толпу противоположных и враждующих мнений», и снова как о «пустом народе», причем обе фразы основаны на ошибочной этимологии имени Валаам.

Человек по имени Валаам также фигурирует в качестве примера лжепророка, движимого жадностью или корыстолюбием, как во 2 Петра 2:15, так и в Иуды 1:11. Этот Валаам указан как сын Безера, которого обычно называют Беором. [28] [29] [30] [31] Некоторые авторы утверждают, что Безер — это арамейское произношение Беора, [30] в то время как другие считают, что автор пытался использовать еврейское слово « басар» или «плоть», чтобы оскорбить Валаама. Более поздняя еврейская традиция аналогичным образом играла с именем Валаама, называя его развращенным и подразумевая скотоложество. Другие авторы считают, что Безер и Беор различны, но при этом идентифицируют Валаамов Ветхого и Нового Заветов, утверждая, что Беор - отец Валаама, а Безер - родной город Валаама. [31]

Эта история также упоминается в главе 10 книги « 2 Мекабьян» , книги, считающейся канонической в ​​эфиопской православной церкви Тевахедо . [32]

В своем комментарии к Евангелию от Матфея Дейл Эллисон связывает волхвов , посетивших младенца Иисуса (Матфея 2) с Валаамом, поскольку и Валаам, и волхвы были «с востока»: таким образом, «волхвы Матфея являются преемниками Валаама». [33]

В Коране

[ редактировать ]

нет четкого упоминания Валаама В Коране . Однако комментаторы утверждают, что именно он относится к следующему тексту:

И расскажи им, о Пророк, историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, но он отказался от них, так что сатана овладел им, и он стал отклонившимся.
Если бы Мы пожелали, Мы возвысили бы его Нашими знамениями, но он цеплялся за эту жизнь – следуя своим злым желаниям. Его пример — собака: если ее прогнать, она задыхается, а если оставить ее, она «все еще» задыхается. Это пример людей, которые отвергают Наши знамения. Так расскажите им истории из прошлого, чтобы, возможно, они задумались.

Мусульманские Балам комментаторы объясняют, что бин Баура ( араб . بلعام بن باعوراء ) был хананеем , которому было дано знание некоторых книг Бога . Его люди просили его проклясть Моисея ( Мусу ) и тех, кто был с ним, но он сказал: «Как я могу проклинать того, с кем есть ангелы ?» Однако они продолжали давить на него, пока он не проклял израильтян , и, как следствие, они остались на 40 лет в пустыне странствий. Затем, когда он проклял Моисея, язык его вылез и упал ему на грудь, и он начал задыхаться, как собака. [34] [35]

История, рассказанная Табари [36] несколько более библейский . Валаам имел знание Пресвятого Имени Бога , и все, что он просил у Бога, было ему даровано. Далее следует более подробная история о Валааме и ослице. Когда дело дошло до самого проклятия, Бог «повернул свой язык» так, что проклятие упало на Его народ, а благословение на Израиль. Затем его язык высунулся и повис на груди. Наконец, он посоветовал своему народу украсить и украсить своих женщин и послать их ловить израильтян. История о чуме в Ваал-Пеоре и о Козби и Зимри. [37] следует.

Согласно другой истории, которую приводит ат-Табари, Валаам был израильтянином-отступником, который знал Самое Священное Имя и, чтобы обрести вещи этого мира, перешел на сторону хананеев. Аль-Талаби [38] добавляет, что Валаам произошел от Лота. Он также приводит историю сна Валаама, когда Бог запретил ему проклинать Израиль. Другая версия состоит в том, что Валак , царь Валы , вынудил Валаама использовать Самое Священное Имя против Израиля. Проклятие упало автоматически, и Моисей, узнав, откуда оно пришло, умолял Бога забрать у Валаама его знание Имени и его веру. Сделав это, они вышли из него в виде белого голубя.

Историк Багдада Аль-Масуди сказал в своей книге «Золотые луга и драгоценные копи», что Валаам бен Беор жил в деревне в землях Сима (Ханаана), и он является сыном Бауры (Беора) бен Санура бен Васима бен Моава бен Лот бен Харан (ПУТ), и его молитвы были услышаны, поэтому его люди попросили его помолиться против Иисуса Навина бен Нуна, но он не смог этого сделать, поэтому он посоветовал некоторым царям гигантов показать красивых женщин и отпустить их навстречу лагерь Иисуса Навина бен Нуна, и они так и сделали, и они (израильтяне) поспешили к женщинам, и чума распространилась среди них, и семьдесят тысяч из них были мертвы. [39]

Говорит надпись Алла

[ редактировать ]

В 1967 году в Алле Дейр - ( Иордания ) археологи нашли надпись с рассказом о видениях провидца богов Валаама, сына Беора, того же имени, что и у пророка в Библии. И в надписи, и в Библии Валаам — пророк, чьи высказывания определяют судьбы народов. Однако другие детали историй различны. [40] Судя по надписи, [41] Валаам просыпается в слезах и рассказывает своему народу, что ночью ему явились боги и рассказали о богине, угрожающей уничтожить землю. Ей предстоит покрыть небо и погрузить мир в полную тьму. В отличие от библейского повествования, где Валаам является пророком Яхве, которого нанял Валак, надпись связывает Валаама с несколькими божествами ( Аштар , бог по имени Шгр, а также боги и богини Шаддай). [40]

Оксфордский справочник по библейским исследованиям описывает его как «старейший образец книги на западносемитском языке, написанной с использованием алфавита, и старейшее произведение арамейской литературы». [42] Надпись датируется ок. 840–760 гг. до н.э.; он был написан красными и черными чернилами, видимо, для подчеркивания текста, на фрагментах оштукатуренной стены: обнаружено 119 кусков чернильной штукатурки. Мейндерт Дейкстра предполагает, что «нежелание ученых Ветхого Завета принять во внимание текст может быть связано с его поврежденным состоянием, трудностью его реконструкции и чтения, а также множеством вопросов, которые он поднимает относительно письма, языка, литературной формы и религиозного содержания». [43]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мангольд, Макс; Чо, Си-Янг. «Произношенный и фонетический словарь библейских имен» . Университет Тюбингена. Архивировано из оригинала 27 января 2013 года . Проверено 24 октября 2012 г.
  2. ^ Числа 22:5
  3. ^ Числа 22:2
  4. ^ Числа 22: 4–5.
  5. ^ См. «Критический взгляд». Почти все современные толкователи согласны с тем, что раздел xxii.–xxiv. принадлежит составному документу JE «Валаам» . Еврейская энциклопедия.com.
  6. ^ Талмуд, Бава Батра 15б.
  7. ^ Числа Раба 20
  8. ^ один. 7
  9. ^ Талмуд, Берахот 7а.
  10. ^ Талмуд, Зевахим 116а.
  11. ^ Авот рабби Натана 2:5
  12. ^ Талмуд Берахот LC; Данит 20а; Числа 20:14
  13. ^ Талмуд Синедрион 105а.
  14. ^ Синедрион 106а; Йерушалми Синедрион 10 (28д); Номера Рабба ЖК
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Синедрион 106б
  16. ^ Синедрион 10:2; 90а
  17. ^ Танхума Балак, 1
  18. ^ Бава Батра 14б
  19. ^ «Билам и Иисус» . Озтора.com . Проверено 30 июля 2012 г.
  20. ^ Валаам и Иисус, в «Научном журнале еврейской теологии», том 6, стр. 31–37.
  21. ^ Еврейская энциклопедия, в категории: Валаам.
  22. ^ Шефер, Питер . Иисус в Талмуде . Издательство Принстонского университета (2007), страницы: 86–174.
  23. ^ Еврейская энциклопедия Лавана
  24. ^ Джашер
  25. ^ 2 Петра 2:15, Иуды 1:11, Откровение 2:14 ; Откровение 2:14
  26. ^ Иосиф Флавий , Еврейские древности , iv. 6, § 2
  27. ^ Филон , Де Вита Мойсис , я. 48: «человек, прославившийся прежде всех людей своим искусством прорицателя и пророка, который предсказал различным народам важные события, изобилие и дождь, или засуху и голод, наводнения или мор».
  28. «Кто есть кто в Библии: все, что вам нужно знать обо всех, упомянутых в Библии», Мартин Х. Мансер и Дебра Рид, Lion Books, 3 января 2013 г., стр.53
  29. ^ Собственные имена Библии; Их орфография, произношение, значение и т. д. Джона Фаррара, Джона Мейсона, 1839 г., стр.58.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Библейский словарь, включающий древности, биографию, географию и естествознание, составленный Уильямом Джорджем Смитом, SS Scranton & Company, 1896, стр. 123.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иуды и 2 Петра (Эксегетический комментарий Бейкера к Новому Завету) , Джин Грин, Baker Academic, 1 ноября 2008 г., стр. 289
  32. ^ «Тора Иешуа: Книга Мекабьяна I-III» .
  33. ^ Эллисон, Д., 56. Мэтью , в Бартон, Дж. и Маддиман, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий , стр. 849
  34. ^ «Тафсир Сура Аль-Араф – 175» . Коран.com . Проверено 29 февраля 2024 г.
  35. ^ «Тафсир Сура Аль-Араф – 175» . Коран.com . Проверено 29 февраля 2024 г.
  36. ^ «Анналы», изд. Де Гойже, И. 508 и последующие.
  37. ^ Число. XXV. 14, 15
  38. ^ 'иа' аль-Анбия, стр. 206 и последующие, изд. Каира, 1298.
  39. ^ «Пророки, их жизнь и их истории: Илия, Елисей, Измаил и Валаам: некоторые состояния группы пророков (PUT)» . Sacred-texts.com . Проверено 11 сентября 2023 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас Л. Томпсон (2000). «Проблемы жанра и историчности в описаниях Палестины» . , Андре Лемэр Магне Саэбо (ред.). Дополнения к Vetus Testumum, Том 80 . Брилл. п. 322. ИСБН  978-9004115989 .
  41. ^ Дж. Хофтейзер и Г. ван дер Коой, Арамейские тексты из Deir 'Alla Documenta et Monumenta Orientis Antiqui 19 (Лейден) 1976.
  42. ^ Аллан Миллард (2006). «Авторы, книги и читатели в древнем мире». В Дж. В. Роджерсоне, Джудит М. Лью (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 554. ИСБН  978-0199254255 .
  43. ^ Мейндерт Дейкстра, «Валаам тоже среди пророков?» Журнал библейской литературы 114.1 (весна 1995 г., стр. 43–64), с. 44.
  • Ауслос, Ганс, О послушном пророке и непостоянном боге. Повествование о Валааме в Числах 22–24 , в «Очерках Ветхого Завета» 20 (2007) 84–104.
  • Хофтейзер, Джейкоб . «Пророк Валаам в арамейской надписи VI века». Библейский археолог 39.1 (март 1976 г.), стр. 11–17 (электронное издание, 2001 г.).
  • Маккартер, П. Кайл. «Валаамские тексты из Дейр Алла: первая комбинация». Бюллетень американских школ восточных исследований , вып. 239 (лето 1980 г.), стр. 49–60.
  • Савелл, Чарльз. 2009. Канонические и внеканонические портреты Валаама. Библиотека Сакра 166:387-404.
  • Шенк, Роберт. «Связность библейской истории о Валааме». Литература и вера 13 (1993), 31–51.
  • Ван Кутен, Джордж Х. и Жак ван Рютен (ред.). Престиж языческого пророка Валаама в иудаизме, раннем христианстве и исламе . Лейден: Брилл, 2008.

Атрибуция

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6c6b823bad76ea697a9d42982be74c3__1721336880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/c3/c6c6b823bad76ea697a9d42982be74c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balaam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)