Лия
Лия | |
---|---|
לֵאָהЛео | |
Рожденный | |
Умер | |
Супруг | Джейкоб (двоюродный брат/муж) |
Дети |
|
Родитель |
|
Родственники | Посмотреть список |
Лия [а] ( / ˈl iː ə / ) появляется в еврейской Библии как одна из двух жен библейского патриарха Иакова . Лия была первой женой Иакова и старшей сестрой его второй (и любимой) жены Рахили . Она мать первого сына Иакова Рувима . У нее есть еще три сына, а именно Симеон , Левий и Иуда , но она не рожает еще одного сына, пока Рахиль не предложит ей ночь с Иаковом в обмен на корень мандрагоры ( דודאים , дуда'им ). После этого Лия рожает еще двух сыновей, Иссахара и Завулона , а также единственную дочь Иакова Дину .
Имя [ править ]
Лия означает «дикая корова», «утомленная» и «нежная» — общий титул с древними богинями, такими как Инана , Ураш и Нанше . [4] Рэйчел означает «овца-ягненок». Ногель говорит, что в этой детали есть ирония, связанная со стадами Лавана, одна из которых связана с порождающими действиями: - Дай мне жену мою, ибо дни мои исполнились, и я могу войти в нее (אליה) (29:21). Здесь также кроется тонкий каламбур над именем Лии, который снова встречается в 29:23. [5]
Библейское повествование [ править ]
Обзор [ править ]
Лия впервые появляется в Книге Бытия , в Бытие 29, где она описывается как дочь Лавана и старшая сестра Рахили , и говорят, что она не может сравниться с Рахиль по физической красоте и нежным глазам. [б] Более ранние отрывки в Книге Бытия дают некоторую информацию о семье ее отца, отмечая, что через него она является племянницей Ревекки , которая является женой Исаака и матерью Иакова и Исава , а также внучкой Вафуила , а также раввинской литературе. идет еще дальше: в Книге Яшера утверждается, что Лия и Рахиль были близнецами, и записано имя ее матери как Адина, а имена ее братьев - как Беор, Алуб и Мураш. Раввинская литература противоречит сама себе относительно того, были ли Лия и Рахиль сводными братьями и сестрами Зелфы и Валлы , двух сестер, которые будут любовницами будущего мужа Лии, Иакова, и чьих детей она и Рахиль будут воспитывать как своих собственных, как один из источников. [ который? ] перечисляет их как дочерей Лавана, но не его жены Адины, а другой перечисляет их как дочерей Рофея, человека, который был близок к Лавану, но не был с ним родственником. Если бы Зелпа и Валла действительно были сводными сестрами Лии, то приемные сыновья Лии, Гад и Ашер , и приемные сыновья Рахили, Дан и Нафтали , были бы ее племянниками. Согласно Бытию 28:2, [7] Семья проживала в Паддан-Араме , районе, который, как полагают, соответствует исторической Верхней Месопотамии . [8]
До упоминания о ней и Рахили в книге Бытия подробно описывается, как их двоюродный брат и будущий муж Иаков с помощью своей матери Ребекки умышленно обманывает своего умирающего отца Исаака, заставляя его передать ему право первородства своего брата-близнеца Исава. Опасаясь гнева брата, Иаков бежит с родины в Харран , где встречает свою семью по материнской линии, включая Лавана и его дочерей. Библейские отрывки пренебрежительно относятся к Лии и благосклонно относятся к Рахили: Рахиль считается красивой, а Лия - только тем, что у нее были «усталые», «уставшие» или «нежные» глаза. [б] Джейкоб очень хочет жениться на Рахили и соглашается предоставить семилетнюю работу ее отцу, если он сможет жениться на ней. Лаван сначала соглашается, но в ночь, которая должна была стать свадьбой Иакова и Рахили, Лаван отказывается; он настаивает на том, чтобы Джейкоб вместо этого женился на Лии, поскольку она старше. В конечном итоге Иакову разрешается жениться на Рахили, что он и делает сразу после окончания торжеств, связанных с его свадьбой с Лией, в обмен на еще семь лет труда.
Жизнь Лии как жены Иакова была мучительной. Она была так одинока, что даже Господь заметил это и благословил ее в утешение многодетностью. Из-за крайнего эмоционального страдания, которое Лия (и Рахиль) пережила во время брака, Яхве позже строго разъяснил свое неприятие открытия наготы женщины и ее сестры, пока они оба были еще живы (Бытие 30:1, Левит 18:18). .
Несмотря на бесплодие Рахили, Иаков по-прежнему предпочитал Рахиль ей. Он также отдавал предпочтение сыновьям Рахили, Иосифу и Вениамину , по сравнению с сыновьями Лии, и не пытался скрыть это от нее или других своих детей. Согласно 1 Паралипоменон 5:1, [9] Иаков взял право первородства, которое по еврейскому закону дает первенцу право на большее наследство, от Рувима , его старшего сына, к Иосифу, который был его вторым младшим сыном, и в Бытие 33:2: [10] когда он сталкивается с Исавом, ставит Лию вместе с Зелфой, Валлой и всеми их сыновьями перед собой, Рахилью и Иосифом, чтобы использовать их как своего рода буфер или щит, чтобы защитить себя в случае конфронтации. стал жестоким.
Внешний вид [ править ]
Тора знакомит с Лией , описывая ее фразой: «У Лии были нежные глаза» ( библейский иврит : ועיני לאה רכות ) (Бытие 29:17). [11] Спорится о том, прилагательное «нежный» ( רכות ) в значении «нежный и мягкий» или, скорее, «утомленный». следует ли понимать [12] или «слабый». [13]
Комментарий Раши цитирует раввинистическую интерпретацию того, как глаза Лии ослабли. Согласно этому рассказу, Лие суждено было выйти замуж за старшего брата-близнеца Иакова, Исава . В раввинистическом сознании эти два брата являются полярными противоположностями; Иаков — богобоязненный ученый, а Исав — охотник, который также занимается идолопоклонством и прелюбодеянием . Но люди говорили: «У Лавана две дочери, а у его сестры Ревекки два сына. Старшая дочь (Лия) выйдет замуж за старшего сына (Исава), а младшая дочь (Рахиль) выйдет замуж за младшего сына (Иакова). ." [14] Услышав это, Лия большую часть времени плакала и молилась Богу, чтобы он изменил ей предназначенного ей спутника жизни. Таким образом, Тора описывает ее глаза как «мягкие» от слез. Бог слышит слезы и молитвы Лии и позволяет ей выйти замуж за Иакова еще до того, как это сделает Рахиль.
Брак с Джейкобом [ править ]
Лия становится женой Иакова из-за обмана своего отца Лавана. В библейском повествовании Иакова отправляют в родной город Лавана — брата его матери Ревекки — чтобы избежать убийства своим братом Исавом и найти жену. У колодца он встречает младшую дочь Лавана Рахиль, пасущую овец своего отца, и решает жениться на ней. Лаван готов дать руку Рахили Иакову, если он будет работать на нее семь лет.
Однако в брачную ночь Лаван меняет Лию на Рахиль. Позже Лаван утверждает, что не принято выдавать младшую дочь замуж раньше старшей (Бытие 29:16–30). [15] Лаван предлагает выдать Рахиль замуж за Иакова в обмен на еще семь лет работы (Бытие 29:27). [16] Джейкоб принимает предложение и женится на Рэйчел после недельного празднования своей свадьбы с Лией.
Материнство [ править ]
Лия была матерью шести сыновей Иакова, в том числе его первых четырех ( Рувима , Симеона , Левия и Иуды ), а позже еще двух ( Исахара и Завулона ), а также дочери ( Дины ). Согласно Священному Писанию, Бог увидел, что Лия «нелюбима», и в утешение открыл ее утробу. Таким образом, через своих сыновей Левия и Иуду она является праматерью как священнического (левитского), так и царского (иудейского) колена в Израиле.
Видя, что она не может зачать ребенка, Рахиль предложила свою служанку Валлу за Иакова, а также назвала и вырастила двух сыновей ( Дана и Неффалима ), которых родила Валла. В ответ Лия предложила свою служанку Зелфу Иакову , а также назвала и вырастила двух сыновей ( Гада и Ашера ), которых родила Зелпа. Согласно некоторым комментариям, Валла и Зелпа на самом деле являются сводными сестрами Лии и Рахили. [17]
Однажды первенец Лии Рувим вернулся с поля с мандрагорами для своей матери. Лия некоторое время не могла забеременеть, и считалось, что растение, корни которого напоминают человеческое тело, способствует плодовитости. [18] Разочарованная тем, что она вообще не смогла зачать ребенка, Рахиль предложила Лие обменять ночь с их мужем в обмен на мандрагоры. Лия согласилась, и в ту ночь она переспала с Иаковом и зачала Иссахара . После этого она родила Завулона и дочь Дину . [19] После этого Бог вспомнил о Рахили и дал ей двух сыновей, Иосифа и Вениамина .
Соперничество с Рэйчел [ править ]
На гомилетическом уровне классические хасидские тексты объясняют соперничество сестер чем-то большим, чем просто супружескую ревность. Каждая женщина желала духовно расти в своем аводат ха-Шем (служении Богу) и поэтому стремилась к близости с цадиком (Иаковом), который является личным посланником Бога в этом мире. Выйдя замуж за Иакова и родив ему сыновей, которые будут воспитаны в доме цадика и продолжат его миссию в следующем поколении (действительно, все 12 сыновей стали самостоятельными цадиками и составили основу Нации Израиля), они разовьет еще более тесные отношения с Богом. Поэтому Лия и Рахиль хотели иметь как можно больше таких сыновей, вплоть до того, что предлагали своих служанок в качестве доверенных лиц Иакову, чтобы они также могли участвовать в воспитании сыновей своих служанок. [20]
Каждая женщина также постоянно задавалась вопросом, достаточно ли она делает в своих личных усилиях по повышению духовности, и использовала пример другой, чтобы подстегнуть себя. Рахиль завидовала слезным молитвам Лии, которыми она удостоилась выйти замуж за цадика и родить шестерых из двенадцати его сыновей. [17] [20] В Талмуде ( Мегилла 13б) говорится, что Рахиль открыла Лии тайные знаки, которые она и Иаков придумали, чтобы идентифицировать невесту под покрывалом, потому что они оба подозревали, что Лаван проделает такой трюк. [21]
Смерть и погребение [ править ]
Лия умерла незадолго до Иакова (согласно Бытию 49:31). [22] Считается, что она похоронена в Пещере Патриархов в Хевроне рядом с Иаковом. В этой пещере также находятся могилы Авраама и Сарры , Исаака и Ревекки . [23]
Средневековая христианская символика [ править ]
В средневековой христианской символике Рахиль воспринималась как символ созерцательной (монашеской) христианской жизни, а Лия — как символ деятельной (немонашеской) жизни. [24] » Данте Алигьери включает « Чистилище сон Рахили и Лии, который вдохновил Данте Габриэля Россетти и других на создание иллюстраций:
«…во сне я как будто увидел женщину
оба молодые и справедливые; вдоль равнины она собрала
цветы, и даже во время пения она сказала:
Кто спросит мое имя, знай, что я Лия,
и я прикладываю свои прекрасные руки к моде
гирлянду из цветов, которые я собрал». [25]
Примечания [ править ]
- ^ Иврит : לֵאָה , современный : Lēʼa , тиверийский : Lēʼā , ISO 259-3 Leˀa ; Сирийский : ������Лайя ; от 𒀖 литту ( по-аккадски «корова») [1] [2] [3]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «У Лии были нежные глаза» ( библейский иврит : И глаза Лии мягкие ) (Бытие 29:17). [6] прилагательное «нежный» ( רכות Спор идет о том , следует ли понимать ) как «нежный и мягкий» или «утомленный». В некоторых переводах говорится, что это могло означать голубые или светлые глаза. Некоторые говорят, что Лия большую часть времени плакала и молилась Богу, чтобы он изменил ей предназначенного ей супруга; таким образом, Тора описывает ее глаза как «мягкие» от слез. см. в разделе #Внешний вид . Дополнительную информацию
Ссылки [ править ]
- ^ Мейерс, Кэрол Л .; Крэйвен, Тони; Кремер, Росс Шепард, ред. (2001), Женщины в Священном Писании: Словарь именованных и неназванных женщин в еврейской Библии, апокрифических/второканонических книгах и Новом Завете , Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательство William B. Eerdmans Publishing Company , стр. 108 , ISBN 9780802849625
- ^ Хепнер, Гершон (2010), Правовые трения: закон, повествование и политика идентичности в библейском Израиле , Берн : Питер Ланг , стр. 422 , ISBN 9780820474625
- ^ «ab [COW]» , Электронный шумерский словарь Пенсильвании , Филадельфия, Пенсильвания : Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета , OCLC 163207721
- ^ Вельдхейс, Ник (2002). «Изучения шумерской лексики: dnin-ka6; immal/šilam; и še21.d» . Журнал клинописных исследований . 54 . Американские школы восточных исследований: 67–77. ISSN 0022-0256 . JSTOR 1360043 . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Ногель, Скотт Б. (1 января 1997 г.). «Секс, палки и обманщик в Быт. 30:31-43» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 25 (1): 15 . Проверено 3 ноября 2023 г. однако обратите внимание, что ссылки на крупный рогатый скот и его плодовитость не были бы недоброй ассоциацией на древнем Ближнем Востоке, где культурное отношение к крупному рогатому скоту отражается в повсеместном распространении бычьих богов.
- ^ Бытие 29:17
- ^ Бытие 28:2
- ^ «Паддан-Арам» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ 1 Паралипоменон 5:1
- ^ Бытие 33:2
- ^ Бытие 29:17
- ^ Бивин, Дэвид, «Нежные глаза Лии», на сайте jerusalemperspective.com. Архивировано 26 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Ногель, Скотт Б. (1 января 1997 г.). «Секс, палки и обманщик в Быт. 30:31-43» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 25 (1) . Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ «Что в имени», Архивировано 15 мая 2011 г. в Wayback Machine Vayetzei (Бытие 28:10-32:3) на aish.com.
- ^ Бытие 29: 16–30.
- ^ Бытие 29:27
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гинзберг, Луи (1909) Еврейские легенды , Том I, Глава VI: Иаков, на сайте Holy-texts.com
- ^ Мандрагора. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine в онлайн-библейском словаре Американского библейского общества , 1865, Бродвей, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10023-7505, на сайте www.bibles.com.
- ^ Алихассан, Н. (2017). Пророки в Исламе . Идея Пресс. ISBN 9781946822680 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фейнхандлер, Исраэль Песах, Возлюбленные товарищи , Вайетце - III, «Ревность может быть инструментом духовного роста», на сайте shemayisrael.com
- ^ Вагенсберг, Абба (2006), «Между строк», в Торас Айш , Том XIV, № 11, 2006 г., раввин А. Вагенсберг и aish.com
- ^ Бытие 49:31
- ^ Ричман, Хаим (1995), «Сосредоточьтесь на Хевроне», Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , 1995 г. Свет народам , раввин Хаим Ричман - Все права защищены,Перепечатано из информационного бюллетеня The Restoration , июль 1995 г. (Tammuz/Av, 5755) на сайте lttn.org. Архивировано 31 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Дороти Л. Сэйерс , Чистилище (перевод Данте Чистилища ), примечания к Песне XXVII.
- ^ Данте Чистилище , Песнь XXVII, строки 97–102, перевод Мандельбаума.