Они колеблются
Они колеблются Аввакум | |
---|---|
Пророк | |
Почитается в | иудаизм христианство ислам |
Главный храм | Тойсеркан , Иран Кадарим , Израиль |
Праздник | 15 января (римско-католический) 2 декабря (православный) |
Атрибуты | Пророк |
Основные работы | Книга Аввакума |
Аввакум , [а] или Хабакук , [1] который действовал около 612 г. до н.э., был пророком , чьи оракулы и молитвы записаны в Книге Аввакума , восьмой из двенадцати малых пророков в еврейской Библии . [2] Его почитают иудеи, христиане и мусульмане.
Почти все сведения об Аввакуме взяты из книги Библии, носящей его имя. [3] без каких-либо биографических подробностей, кроме титула «пророк». [4] За пределами Библии он упоминается на протяжении веков в формах христианской и раввинистической традиции . [5] [6]
Имя
[ редактировать ]Имя Аввакум, или Авакук, [б] появляется в еврейской Библии только в Аввакума 1:1 и 3:1 . [4] В масоретском тексте оно написано на иврите : חֲבַקּוּק ( стандартный Ḥavaqquq Тиберийский Ḥăḇaqqûq ). [8] Это имя больше нигде не встречается. [9] его В Септуагинте имя переводится на греческий как Ἀμβακοὺμ ( Амбакум ), [10] и Вульгата транскрибирует его на латынь как Abacuc . [11]
Этимология названия не ясна, [2] и его форма не имеет аналогов в иврите. [12] Название, возможно, связано с аккадским khambbaququ ( аккадский : 𒄩𒄠𒁀𒄣𒄣 , ḫâmbaququ ), названием ароматного растения, [2] или еврейский корень חבק , что означает «объятия».
Жизнь
[ редактировать ]Об Аввакуме почти ничего не известно, кроме того, что говорится в книге Библии, носящей его имя, или тех выводов, которые можно сделать из этой книги. [3] Никаких биографических подробностей не приводится, кроме его титула «пророк». [4]
Почти о каждом втором пророке дается дополнительная информация, например, название родного города пророка, его род занятий или информация о его происхождении или племени. [13] Однако у Аввакума нет достоверных сведений ни об одном из них. [14] Хотя его дом неизвестен, ученые приходят к выводу, что Аввакум жил в Иерусалиме в то время, когда писал свое пророчество. [15] Дальнейший анализ позволил определить приблизительную дату его пророчества и возможности, касающиеся его деятельности и биографии.
Помимо Библии, на протяжении веков выдвигались значительные предположения в форме христианской и раввинистической традиции, но современные ученые отвергают такие версии как спекулятивные и апокрифические. [5] [6]
Кодексе В переводе Даниила Септуагинты в Кизиана он упоминается как «сын Иисуса из колена Левиина». [16]
Библейский рассказ
[ редактировать ]Поскольку книга Аввакума состоит из пяти оракулов о халдеях ( вавилонянах ), а приход халдеев к власти датируется примерно 612 годом до нашей эры, предполагается, что он действовал примерно в это время, что делает его ранним современником Иеремии и Софонии . Еврейские источники, однако, не группируют его с теми двумя пророками, которых часто ставят вместе, поэтому возможно, что он был несколько раньше этих пророков.
Поскольку последней главой его книги является песня, иногда предполагается, что он был членом колена Левия , служившим музыкантами в Храме Соломона . [9]
Традиция
[ редактировать ]Аввакум появляется в книге «Бел и Дракон» , которая является частью второканонических Дополнений к книге Даниила . В стихах 33–39 говорится, что Аввакум находится в Иудее ; повелел ему после того, как он приготовил похлебку, ангел Господень отнести похлебку Даниилу, который находится во рву со львом в Вавилоне . После того, как Аввакум заявляет, что он не знает ни о рве, ни о Вавилоне, ангел переносит Аввакума в ров со львом. Аввакум дает Даниилу пищу, чтобы поддержать его, и его немедленно забирают обратно «на свое место».
Аввакум также упоминается в « Житиях пророков» , где также упоминается его время в Вавилоне. [17]
Согласно «Зоару» (том 1, стр. 8б) [ нужны разъяснения ] Аввакум — мальчик, рожденный у сунамитянки по благословению Елисея :
И сказал он: о времени сем, по времени жизни, ты обнимешь ( חֹבֶקֶת – ḥōḇeqeṯ ) сын. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не лги рабе твоей.
— Библия , Царств 4 [18]
Работает
[ редактировать ]Единственная работа, приписываемая Аввакуму, — это небольшая книга Библии, носящая его имя. Книга Аввакума состоит из насмешливой загадки, состоящей из пяти бед о халдеях ( вавилонянах в главе 2 и песне хвалы Богу ) в главе 3.
Стиль книги получил высокую оценку многих ученых. [19] предполагая, что его автор был человеком большого литературного таланта. Вся книга следует структуре хиазма , в котором параллелизм мысли используется для заключения в скобки разделов текста. [20]
Аввакум необычен среди пророков тем, что он открыто подвергает сомнению действия Бога. [21] [22] В первой части первой главы пророк видит несправедливость среди своего народа и спрашивает, почему Бог не принимает меры: «О Господь, как долго я буду взывать о помощи, и Ты не услышишь? Или взывать к Тебе «Насилие» !" и не сохранишь?" [23]
Гробницы
[ редактировать ]Место последнего упокоения Аввакума было заявлено в нескольких местах. Христианский историк V века Созомен утверждал, что мощи Аввакума были найдены в Целе, когда Бог открыл их местонахождение Зебенну , епископу Элевтерополиса . во сне [24] В настоящее время одно место в Израиле и одно в Иране претендуют на звание места захоронения пророка.
Могила в Израиле
[ редактировать ]Согласно еврейской традиции, местом захоронения Аввакума является склон холма в районе Верхней Галилеи на севере Израиля , недалеко от деревень Кадарим и Хукок , примерно в шести милях к юго-западу от Цфата и в двенадцати милях к северу от горы Фавор . [25] Гробницу охраняет небольшое каменное здание, построенное в 20 веке. [26] Традиция, датируемая еще XII веком нашей эры, гласит, что могила Аввакума находится именно в этом месте. [27] но могила также может принадлежать местному шейху Якука . , имя которого связано с библейским местом под названием «Хуккок» [28] произношение и написание которого на иврите близки к «Аввакуму». [29] Археологические находки в этом месте включают несколько захоронений, датируемых периодом Второго Храма .
Персидский храм
[ редактировать ]Мавзолей к юго -востоку от города Туйсеркан на западе Ирана также считается местом захоронения Аввакума. [30] Он находится под защитой Иранской организации культурного наследия, ремесел и туризма . В справочнике Организации по провинции Хамадан говорится, что Аввакум считался хранителем Храма Соломона , и что он был захвачен вавилонянами и оставался в их тюрьме в течение нескольких лет. После освобождения Киром Великим он отправился в Экбатану и оставался там до самой смерти и был похоронен где-то неподалеку, на территории нынешнего Туйсеркана. Местные мусульмане называют Аввакум и Хабагу, и Хаягу.
Окружающая святыня может относиться к периоду Империи Сельджуков (11–12 века); он состоит из восьмиугольной стены и конического купола. Под храмом находится скрытый трехэтажный подвал. В центре двора храма находится могила, где, как говорят, похоронен Аввакум. На камне на могиле написано на иврите и персидском языке , что отцом пророка был Шиуа Ловит, а матерью — Лешо Намит. И мусульмане, и евреи посещают его, чтобы засвидетельствовать свое почтение. [31]
День памяти
[ редактировать ]христианин
[ редактировать ]По восточно-православному литургическому календарю его праздник приходится на 2 декабря. [32] В Римско-католической церкви двенадцать малых пророков читаются в Римском Бревиарии в течение четвертой и пятой недель ноября. [33] это последние две недели литургического года, а праздник его — 15 января. [34] [с] В 2011 году его память вместе с другими малыми пророками была отмечена в календаре святых Армянской Апостольской церкви 8 февраля. [37]
Аввакума также увековечили в скульптуре . В 1435 году [38] Флорентийский художник . Донателло создал скульптуру пророка для колокольни Флоренции [39] Эта статуя, получившая прозвище Цукконе («Большая голова») из-за формы головы, сейчас находится в Музее Оперы дель Дуомо . В базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме находится барочная скульптура Аввакума работы художника 17-го века Бернини . [40] Между 1800 и 1805 годами бразильский скульптор Алейжадиньо завершил скульптуру Аввакума из мыльного камня как часть своих «Двенадцати пророков» . [41] Фигуры расположены вокруг привокзальной площади и монументальной лестницы перед церковью Сантуариу-ду-Бом-Жезуш-ду-Матозиньюс в Конгоньясе . [42]
ислам
[ редактировать ]Дебаты Али аль-Риды в суде аль-Мамуна
[ редактировать ]имени в Коране, признан исламским что он возвещает Хотя , поскольку считается , пророком Аввакум не упоминается по он пришествие последнего пророка и божественное писание Мухаммеда и Коран. в книге Аввакума.
При дворе Аль-Мамуна имама Али ар-Ридху , потомка Мухаммеда и главного исламского ученого во времена халифов Аббасидов попросил эксиларх , доказать, что Мухаммед был пророком посредством Торы . Имам Рида спрашивает: «Знаете ли вы пророка Аввакума?» Он сказал: «Да. Я знаю о нем». аль-Рида сказал: «И об этом рассказывается в вашей книге: «Аллах низвел речь на гору Фаран, и небеса наполнились прославлением Мухаммада и его общины. Его лошадь несет его по воде, как она несет его по суше». Он принесет нам новую книгу после разрушения святого дома [храма в Иерусалиме]». Под этой книгой подразумевается Коран. Знаете ли вы это и верите в него?» Эксиларх сказал: «Это сказал пророк Аввакум, и мы не отрицаем того, что он сказал». [43]
Еще одно свидетельство пророчества
[ редактировать ]Хотя Коран упоминает по именам только около двадцати пяти пророков и ссылается на некоторых других, кардинальной доктриной ислама является то, что Богом было послано гораздо больше пророков , которые не упоминаются в Священных Писаниях. [44] Таким образом, у мусульман традиционно не было проблем с принятием других еврейских пророков, не упомянутых в Коране или хадисах , как законных пророков Бога, тем более, что в самом Коране говорится: «Воистину, Мы ниспослали Тору (Моисею), в которой есть руководство и свет. Таким образом, пророки (которые следовали за ним), которые сдались, вынесли приговор для тех, кто был евреем, как и учителя и раввины , следуя той части Книги Божьей, которую им было дано хранить и которую они были свидетелями»; [45] Мусульмане часто интерпретировали этот отрывок как включающий в словосочетание «пророки» намек на всех пророческих персонажей еврейской библейской части невиим , то есть всех пророков Израиля после Моисея и Аарона . Так, исламские авторы в своих произведениях часто ссылались на Аввакума как на пророка: [46] [47] [48] и сопровождал произношение своего имени традиционными приветствиями мира, которыми мусульмане одаривали пророков после произнесения их имен. [47]
Некоторые средневековые мусульманские ученые даже предоставили комментарии к библейской Книге Аввакума с основной целью показать, что пророк предсказал пришествие Мухаммеда в Аввакум 3:2–6, что сродни ранней христианской традиции видеть в Пророчества книги намекают на пришествие Христа . [49] Например, средневековый экзегет Наджм ад-Дин аль-Туфи (ум. 716 г.х./1316 г. н.э.) предоставил комментарий к избранным стихам из Книги Аввакума, сказав слова пророка, «ибо лучи его становятся светом» (Аввакум 3:4). ) намекал на распространение ислама ; что его слова «его слава приходит в город, его сила проявляется в его дворах» (Аввакум 3:4) относятся к пребыванию Мухаммеда в городе Ясриб и помощи, которую он получил там от ансаров ; и что его слова «смерть идет впереди него» (Аввакум 3:5). [50] Аналогичным образом, Аввакум 3:5–6 также получил аналогичные комментарии от средневековых исламских мыслителей. [50]
Знаменитый и почитаемый персидский исламский ученый и эрудит Ибн Кутайба , служивший судьей во времена Аббасидского халифата , сказал о пророке Аввакуме: «Среди слов Аввакума, который пророчествовал во дни Даниила , Аввакум говорит: «Бог пришел из Теман , и святой с гор Парана и земли наполнился освящением достохвального ( ахмад , что является именем Мухаммеда в исламе), и правой рукой он осуществлял власть над землей и шеей народов» [51] что было истолковано учеными как явный намек на Аввакума 3:3-4. [52] В другом месте тот же ученый интерпретировал Аввакума 3:4, 15 следующим образом: «Земля сияет светом его, и кони его брошены в море». [53] снова интерпретируя пророчество как намек на пришествие Мухаммеда . [54] Еще одно пророчество Аввакума, которое цитировал Ибн Кутайба из внеканонической еврейской литературы, гласило: «Вы будете чрезвычайно наполнены своими луками… О Прославленный (Мухаммед)». [55] Это последнее пророчество, приписываемое Аввакуму, также упоминалось более поздними учеными, такими как Ибн аль-Джаузи и Ибн Кайим аль-Джавзия . [56] [57]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ( / h ə ˈ b æ k ə k / или / ˈ h æ b ə k ʊ k / ; Иврит : Аввакум , современный : Хавакук , тиверийский : Хааккук ; (также пишется Аввакум )
- ^ Написание «Habacuc» используется в Библии Дуэ-Реймса , официальном переводе римско-католической Вульгаты на английский язык. [7] это было завершено в 1610 году. В большинстве других английских переводов используется написание «Аввакум».
- ↑ Хотя в римской литургии было указано, что праздник Аввакума приходится на 15 января, это ошибка, возникшая из-за путаницы с раннехристианским мучеником Абахумом или Абаком, который записан в нынешнем римском мартирологе 19 января вместе со святыми Марием. , Марта и Аудифакс , [35] Считается, что все они были замучены в 270 году и похоронены в тот же день или 20 января. С 1969 года эти святые больше не включены в Общий римский календарь . [36]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Авакук (Аввакум)» . www.newadvent.org . Проверено 1 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хирш (1906) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брюс (2009) , с. 831.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гован (1976) , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браунлоу (1961) , с. 440.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хендерсон (1980) , с. 291.
- ^ Лесли (1962) .
- ^ Лерман (1948) , с. 213.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лерман (1948) , с. 211.
- ^ Брентон (1986) , с. 1106.
- ^ Вебер и Грайсон (2007) , с. 1408.
- ^ Андерсен (2001) , стр. 89.
- ^ Бейкер (1988) , с. 43.
- ^ Жиго (1910) .
- ^ Хейли (1972) , с. 271.
- ^ Абал, Дэниел бен; Иисус, Аввакум бен (1901). Септуагинта: Даниил (Кисианская версия) . Институт библейских исследований. ISBN 978-1-990289-24-8 .
- ^ Куган (2009) , с. 298.
- ^ Библия , 4 Царств 4:16.
- ^ Ирвинг (1908) , с. 52.
- ^ Уокер и Лунд (1934) .
- ^ Библия , Аввакум 1:3а, 1:13б.
- ^ Ахтемайер (1993) , с. 265.
- ^ Библия , Аввакум 1:2, ESV
- ^ Созомен (1855) , с. 358.
- ^ Хирш и Селигсон (1906) .
- ^ МойЦадик .
- ^ Лисовский (2008) .
- ^ Джошуа 19:34
- ^ Бен Йосеф (2007) .
- ^ Toyserkan.com .
- ^ Тегеранский еврейский комитет .
- ^ МакБрайен (2001) , с. 485.
- ^ Батиффол (1898) , с. 265.
- ^ Бенедиктинские монахи (1920) , с. 131.
- ^ Мартиролог (2004) .
- ^ Календарь (1969) .
- ^ Армянская церковь (2011) .
- ^ Янсон (1963) , с. 35.
- ^ Колвин, Блашфилд и Хопкинс (1903) , стр. 25.
- ^ Кук (1905) , с. 105.
- ^ Бретас (2002) , с. 74.
- ^ Кублер и Сория (1959) , с. 195.
- ^ Кайм, Махди Мунтазир (2007). Иисус через Коран и шиитские повествования (двуязычное издание). Куинс, Нью-Йорк: Тахрик Тарсил Коран. п. 48. ИСБН 978-1879402140 .
- ^ См. Коран 16:36
- ^ Коран 5:44, ср. Перевод Арберри.
- ^ Ибн Кутайба, Далаил ан-Нубува , XLVII-XLVIIII, цитируется в Камилле Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Брилл, 1996), стр. 269–270.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наджм ад-Дин ат-Туфи, ат-Талик ала аль-Анаджил аль-арбаа ва-ат-талик ала ат-Таура ва-'ала гайриха мин кутуб аль-анбия' , 381, tr . Демири, Мусульманская экзегеза Библии в средневековом Каире , стр. 389–390
- ^ См. Валид Салех (тр. и введение), В защиту Библии: критическое издание и введение в библейский трактат Аль-Бикая (Исламская история и цивилизация: исследования и тексты) (Лейден: Брилл, 2008) и др.
- ^ Лейла Демири, Мусульманская экзегеза Библии в средневековом Каире (Лейден: Brill, 2013), стр. 47
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наджм ад-Дин ат-Туфи, ат-Талик ала аль-Анаджил аль-арбаа ва-ат-талик ала ат-Таура ва-'ала гайриха мин кутуб аль-анбия' , 381, tr . Демири, Мусульманская экзегеза Библии в средневековом Каире , с. 391
- ^ Ибн Кутайба, Далаил ан-Нубува , XLVII-XLVIIII, цитируется в Камилле Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Брилл, 1996), стр. 269
- ^ Камилла Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Brill, 1996), стр. 269
- ^ Ибн Кутайба, Далаил ан-Нубува , XLVIII, цитируется в Камилле Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Брилл, 1996), стр. 269
- ^ Камилла Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Brill, 1996), стр. 264
- ^ Ибн Кутайба, Далаил ан-Нубува , XLVIII, цитируется в Камилле Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Брилл, 1996), стр. 269
- ^ Камилла Аданг, Мусульманские писатели об иудаизме и еврейской Библии (Лейден: Brill, 1996), стр. 269, примечание 4
- ^ А. Мингана (тр.) из книги Али Табари «Книга религии и империи» (Лондон: Bernard Quaritch Limited, 1922), стр. 119.
Ссылки
[ редактировать ]- Ахтемайер, Элизабет (1993). «Аввакум, Книга». В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 265–266 . ISBN 0-19-504645-5 .
- Андерсен, Фрэнсис И. (2001). Аввакум: новый перевод с введением и комментариями . Якорная Библия. Том. 25. Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-08396-3 .
- Армянская церковь. «Богослужебный календарь на февраль 2011 года» . Армянская Церковь, Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 17 декабря 2011 г.
- Бейкер, Дэвид В. (1988). Наум, Аввакум и Софония . Комментарии Тиндейла к Ветхому Завету . Даунерс-Гроув, Иллинойс: Межуниверситетская пресса. ISBN 0-87784-249-3 .
- Батифоль, Пьер (1898). История римского Бревиария . Перевод Этвелла М.И. Бэйли. Лондон: Longman's, Green и Co.
- Бенедиктинские монахи (1920). Книга Святых .
- Бен Йосеф, Сеффи (2007). «Эйн Хокук и история Аввакума» . Ynetnews.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
- Брентон, сэр Ланселот CL (1986) [впервые опубликовано в 1851 году]. Септуагинта с апокрифами: греческий и английский . Издательство Хендриксон. ISBN 0-913573-44-2 .
- Бретас, Родриго Хосе Феррейра (2002) [Впервые опубликовано в 1951 году]. Антонио Франсиско Лисбоа: О Алейжадиньо . Редакция Itatiaia, Белу-Оризонти.
- Браунлоу, Лерой (1961). «Аввакум». Книги Ветхого Завета и их послания в христианскую эпоху . Вторая ежегодная лекция христианского колледжа Форт-Уэрта. Форт-Уэрт, Техас: Компания Мэнни. стр. 439–453.
- Брюс, Ф.Ф. (2009). «Аввакум». В Маккомиски, Томас Эдвард (ред.). Малые пророки: экзегетический и разъяснительный комментарий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. стр. 831–896. ISBN 978-0-8010-3631-6 .
- Римский календарь Напечатано полиглотами Ватикана. 1969. с. 113
- Колвин, Э.Х.; Блашфилд, Э.В. и Хопкинс, А.А., ред. (1903). Донателло . Магистр искусств. Том. 41. Бостон: Бейтс и компания Гильдии.
- Куган, Майкл Д. (2009). Краткое введение в Ветхий Завет – Еврейская Библия в ее контексте . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533272-8 .
- Кук, Томас (1905). Туристический справочник Кука по Южной Италии, Риму и Сицилии . Лондон: Томас Кук и сын.
- Жиго, Ф. (1910). «Авакук (Аввакум)» . Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Новый Адвент . Проверено 19 декабря 2010 г.
- Гован, Дональд Э. (1976). Торжество веры в Аввакуме . Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 0-8042-0195-1 .
- Хейли, Гомер (1972). «Аввакум». Комментарий к малым пророкам . Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера. стр. 271–296. ISBN 0-8010-4049-3 .
- Хендерсон, Эбенезер (1980) [Впервые опубликовано в 1858 году]. Двенадцать малых пророков . Комментарии Торнаппла. Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера. ISBN 0-8010-4217-8 .
- Хирш, Эмиль Г. (1906). «Аввакум» . Еврейская энциклопедия.com .
- —————— и Селигсон, М. (1906). «Хуккок» . Еврейская энциклопедия.com .
- Ирвинг, Т. Джонстон (1908). «Аввакум». Библейский мир . 31 (1): 51–61. дои : 10.1086/474001 .
- Янсон, HW (1963). Скульптура Донателло . Издательство Принстонского университета.
- Кублер, Джордж и Сория, Мартин Себастьян (1959). Искусство и архитектура Испании и Португалии и их американских владений, 1500–1800 гг . Книги о пингвинах.
- Лерман, С.М., раввин (1948). «Аввакум». В А. Коэне (ред.). Двенадцать Пророков . Лондон: Сончино Пресс. стр. 210–220.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Лесли, Э.А. (1962). «Аввакум». В Баттрике, Джордж Артур ; и др. (ред.). Библейский словарь переводчика: иллюстрированная энциклопедия . Том. 2. Нэшвилл, Теннесси: Abingdon Press. стр. 503–505 . ISBN 0-687-19271-4 .
- Лисовский, Нурит (2008). «Хуккок, Якук и гробница Аввакума: изменения во времени и пространстве». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 140 (2): 103–118. дои : 10.1179/003103208X312863 . S2CID 161092240 .
- МакБрайен, Ричард П. (2001). Жития святых . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-123283-1 .
- мартиролог Римский Напечатано в Ватикане. 2004. с. 106.
- «Пророк Аввакум» . MyTzadik.com (на иврите). Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 18 декабря 2011 г.
- Созомен (1855 г.). История Церкви . Церковная библиотека Бона. Пер. Эдвард Уолфорд. Лондон: Генри Г. Бон.
- «Пророк Аввакум, принимающий евреев Керманшаха» . iranjewish.com . Тегеранский еврейский комитет . Проверено 17 декабря 2011 г.
- «Альбом фотографий Туйсеркана» . Toyserkan.com (на персидском языке).
- Уокер, Х.Х. и Лунд, Северо-Запад (1934). «Литературная структура книги Аввакума». Журнал библейской литературы . 53 (4): 355–370. дои : 10.2307/3259376 . JSTOR 3259376 .
- Вебер, Роберт и Грайсон, Роджер, ред. (2007). Святая Библия: Согласно версии Вульгаты (5-е изд.). Штутгарт: Deutsche Bibelgesellschaft. ISBN 978-3-438-05303-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Аввакума или о нем в Wikisource
- СМИ, связанные с Аввакумом, на Викискладе?
- Пророк Аввакум на Chabad.org