Папа Виктор I
Виктор I | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | 189 |
Папство закончилось | 199 |
Предшественник | Элевтерий |
Преемник | Зефиринус |
Личные данные | |
Рожденный | 140–160 гг. н.э. |
Умер | 199 г. н. э. Рим , Римская империя |
Святость | |
Праздник | 28 июля или 11 января |
Другие папы по имени Виктор |
Папа Виктор I (умер в 199 г.) был римско-африканским прелатом Католической церкви , служившим епископом Рима в конце второго века. Даты его правления неизвестны, но один источник утверждает, что он стал Папой в 189 году, а год его смерти указан как 199. [1] Он родился в римской провинции Африки — вероятно, в Лептис-Магне (или Триполитании ). Позже его считали святым. Его праздник отмечается 28 июля как «Святой Виктор I, Папа и мученик». [2] Он был берберского происхождения. [3]
Биография
[ редактировать ]Первоисточники различаются по датам епископата Виктора, но указывают на то, что оно включало последнее десятилетие второго века. Евсевий относит свое воцарение к десятому году правления Коммода (т.е. 189 г. н.э.), что Липсиус считает правильной датой. Версия Хроник Иеронима помещает его воцарение на престол в правление Пертинакса , или в первый год Септимия Севера (т.е. 193), тогда как армянская версия помещает его в седьмой год Коммода (186). Liber Pontificalis датирует его вступление в консульство Коммода и Глабриона (т. е. 186 годом), в то время как Либерийский каталог , сохранившаяся копия источника, на который опиралась Liber Pontificalis для своей хронологии, к этому моменту поврежден. [4]
Что касается продолжительности своего епископата, Евсевий в своей «Церковной истории » не указывает прямо продолжительность своего епископата, но в армянской версии «Хроник Евсевия» она составляет 12 лет. В Либерийском каталоге продолжительность его епископства составляет девять лет, два месяца и десять дней, тогда как в Liber Pontificalis говорится, что продолжительность его епископства составляла десять лет и такое же количество месяцев и дней; Фелицианский каталог — что-то больше десяти. Наконец, Евсевий в своей «Истории» (5.28) утверждает, что Зефирин сменил его «около девятого года Севера» (201), тогда как Liber Pontificalis датирует его консульством Латерна и Руфина (197). Липсиус, рассматривая Виктора в связи с его преемниками, заключает, что он занимал этот пост от девяти до десяти лет, и поэтому указывает в качестве дат его правления 189–198 или 199 годы.
По словам анонимного писателя, которого цитирует Евсевий, Виктор отлучил Феодота Византийского за то, что он учил, что Христос был простым человеком. [5] Однако наиболее известен он своей ролью в споре о Квартодецимане . До его возвышения разница в датировке празднования христианской Пасхи между . Римом и епископами Малой Азии допускалась как Римской, так и Восточной церковью
Церкви в Малой Азии праздновали Пасху 14-го числа еврейского месяца нисана , за день до еврейской Пасхи , независимо от того, на какой день недели она приходилась, поскольку Распятие произошло в пятницу перед Пасхой, оправдывая это обычаем они учились у апостолов; за это латиняне называли их квартодециманами . Синоды по этому вопросу проводились в различных местах — в Иудее при Феофиле Кесарийском и Нарциссе Иерусалимском, в Понте при Пальме, в Галлии при Иринее , в Коринфе при епископе Вахилле, в Осроене в Месопотамии и в других местах — все это не одобрял эту практику и поэтому издавал синодальные грамоты, в которых заявлял, что «в день Господень только совершилось таинство воскресения Господа из мертвых, и что только в этот день мы соблюдаем окончание пасхального поста» (Евсевий Е.П. ст. 23).
Несмотря на это неодобрение, общее мнение заключалось в том, что эта расходящаяся традиция не является достаточным основанием для отлучения от церкви . Один только Виктор был нетерпим к этой разнице и разорвал связи с этими древними церквями, среди епископов которых был Поликрат Эфесский ; [6] По словам Евсевия, в ответ он получил упрек со стороны Иринея и других.
Квартодециман полемика
[ редактировать ]Во время правления Виктора I, епископа Рима, среди христиан возник всеобщий спор по поводу праздника Пасхи. Для обсуждения этого вопроса был созван синод, и присутствовавшие согласились, что пасхальный пост должен закончиться в воскресенье. В ответ на постановление синода и повеление Виктора I церкви Востока во главе с Поликратом написали ответ, который записан историком Евсевием так: [7]
Мы наблюдаем точный день; ни добавить, ни отнять. Ибо и в Азии почили светила великие, которые воскреснут в день пришествия Господа, когда Он придет со славой с небес и отыщет всех святых. Среди них — Филипп , один из двенадцати апостолов, уснувший в Иераполе ; и две его старческие дочери-девственницы , и еще одна дочь, которая жила во Святом Духе и ныне почивает в Ефесе ; и, кроме того, Иоанн , который был и свидетелем, и учителем, который возлежал на груди Господней и, будучи священником, носил священническое облачение. Он заснул в Эфесе. И Поликарп в Смирне , который был епископом и мучеником; и Фрасий , епископ и мученик из Евмении , почивший в Смирне. Зачем мне упоминать епископа и мученика Сагариса , почившего в Лаодикии , или блаженного Папирия , или Мелитона , евнуха, всецело жившего во Святом Духе, и лежащего в Сардисе , ожидающего епископата с небес, когда Он воскреснет из мертвые? Все они соблюдали четырнадцатый день Пасхи по Евангелию, ни в чем не отклоняясь, но следуя правилу веры. И я также, Поликрат , наименьший из вас, поступает согласно традиции моих родственников, некоторым из которых я внимательно следую. Ибо семь моих родственников были епископами; и я восьмой. А мои родственники всегда отмечали день, когда люди убирали закваску. Итак я, братия, шестьдесят пять лет прожившие в Господе, и встречавшиеся с братией по всему миру, и прошедшие все Священное Писание, не страшатся страшных слов. Для более великих, чем я, сказано: «Мы должны повиноваться Богу, а не человеку... Я мог бы упомянуть присутствовавших епископов, которых я вызвал по вашему желанию; чьи имена, если бы я их написал, составили бы великое множество. И они, видя мою малость, дали свое согласие на письмо, зная, что я не напрасно носил седину свою, но всегда управлял своей жизнью Господом Иисусом.
- Евсевий, История Церкви , главы 23–24.
Эти события и ответ Виктора на письмо Поликрата записаны Сократом Схоластиком как таковые: «В Малой Азии большинство людей соблюдало четырнадцатый лунный день, не обращая внимания на субботу: однако они никогда не отделялись от тех, кто поступал иначе, пока Виктор, епископ Рим, под влиянием слишком пылкого рвения, вынес приговор об отлучении квартодециманов в Азии». [8] Это вызвало резкую критику со стороны многих видных епископов (в том числе самого известного Иринея ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кирш, Иоганн Петер (1912). «Папа Святой Виктор I» в Католической энциклопедии . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ См. Общий римский календарь 1954 года.
- ^ Авис, Пол (2018). Оксфордский справочник по экклезиологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 627–628. ISBN 9780191081378 .
- ^ Раймонд Д. Дэвис, Книга понтификов (Liber Pontificalis) (Ливерпуль: University Press, 1989), стр. 6, 94.
- ^ «Филип Шафф: NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, жизнь Константина, хвалебная речь Константина - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ «Филип Шафф: NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, жизнь Константина, хвалебная речь Константина - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Евсевий. Церковная история (книга V, гл. 23-24 изд.).
- ^ Схоластик, Сократ. Церковная история (книга V, гл. 22 изд.).
Литература
[ редактировать ]- Йозеф Рист. «ВИКТОР И.». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке).
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Иоганн Петер Кирш (1912). «Папа Святой Виктор I» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Хэндл А. (2016). Виктор I (189?-199?) Римский и установление «монархического» епископата в Риме. Sacris Erudiri: журнал о наследии раннего и средневекового христианства, 55, 7–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Виктором I, на Викискладе?
- «Папа Святой Виктор I» . Католическая энциклопедия . 1913.
- Святой Виктор I Папа и мученик — 28 июля.
- « Виктор I » во Вселенском словаре святых
- Собрание сочинений Минь Патрологии Латина.
- « Виктор I » во Вселенском словаре святых
- Полное собрание сочинений Минь Патрологии Латина.