Столкновение Церкви и Империи
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Со времени Константина I обращения в христианство в IV веке вопрос о соотношении светской и духовной власти был постоянным, вызывая столкновение между Церковью и Империей . Исчезновение имперской власти первоначально позволило папе утвердить свою независимость. Однако, начиная с 962 года, император Священной Римской империи взял под свой контроль выборы папы и сам назначил епископов Империи, подтвердив превосходство своей власти над властью Церкви. [1] Однако хватка мирян над духовенством была такова, что Церковь в конце концов отреагировала. Григорианская реформа началась в середине 11 века. В 1059 году папа Николай II поручил избрание папы коллегии кардиналов . Затем, в 1075 году, Григорий VII утвердил в диктате папе назначение епископов . , заявив, что он один обладает всеобщей властью, превосходящей власть правителей, и отозвал у них [2] Это положило начало конфликту между папством и императором, который историки окрестили «инвеститурным спором». Самым известным эпизодом было отлучение Генриха IV от церкви и его покаяние в Каноссе с целью получения папского помилования. В конце этого конфликта Папе удалось освободиться от имперской опеки. В 1122 году в соответствии с Вормсским конкордатом император согласился на свободное избрание епископов, оставив за собой право давать прелатам временную инвеституру. [3] Этот компромисс ознаменовал поражение Империи.
Вопрос вновь вспыхнул во время правления Фридриха Барбароссы . [4] Это приняло особенно жестокий оборот во время его правления и правления Фридриха II . Священная Римская империя была ослаблена. [5] Однако папству не удалось навязать свое видение глобальной теократии .
Теократическое искушение
[ редактировать ]В XII веке , когда император Священной Римской империи больше не мог контролировать папские выборы (из-за григорианской реформы, начавшейся в предыдущем веке), римская знать попыталась вернуть себе прежние привилегии. [2] В результате различные римские фракции столкнулись после смерти Папы Гонория II .
Со стороны Империи смерть Генриха V в 1125 году ознаменовала конец династии Салиан во главе Священной Римской империи. Новый император Лотар Супплинбургский был принцем, который всегда был верен Папе. Папа призвал его помочь бороться с притязаниями Рожера II Сицилийского , угрожавшего папским владениям. [6]
1 февраля 1130 года был избран Иннокентий II , но часть кардиналов избрала антипапу — кардинала Пьерлеони, принявшего имя Анаклета II . Под угрозой раскола Анаклета, продолжавшегося 8 лет, Иннокентий II восстановил свою власть только при поддержке Франции, Англии и императора. [7]
Папство вскоре истолковало два действия императора Лотаря , первоначально простые жесты почтения, как обряды, выражающие полное подчинение Империи. В Льеже в 1131 году император взял под уздцы коня папы, а в 1133 году ему подарили кольцо, означающее, что он отобрал Тоскану у Святого Престола . В папской пропаганде Лотар стал оруженосцем Святого Отца. На фреске в Латеране он изображен смиренно преклонившим колени, чтобы получить корону от Иннокентия II . [8]
В 1139 году Иннокентий II организовал второй Латеранский собор . Папа продемонстрировал свое стремление править миром и распоряжаться императорской короной . [1] Собор провозгласил: «Рим стоит во главе мира». [9] Теократическое учение продолжало развиваться в Риме. Канонисты продолжали подчинять светские дела духовным. [10]
В Италии Арнольд Брешиа отстаивал идею тотальной бедности и хотел заставить Папу отказаться от всех своих светских полномочий. Несмотря на то, что в 1140 году он был осужден за ересь , он присоединился к республиканскому восстанию, которое изгнало папу и его кардиналов из Рима в 1145 году. Рим страдал от постоянной борьбы за власть. Папе Евгению III пришлось прибегнуть к силе, а значит и к императору Фридриху Барбароссе . В Констанце в 1153 году двое мужчин подписали соглашение. В обмен на завоевание Папой Папской области он согласился короновать Барбароссу императором. Рим был отбит в 1155 году. Барбаросса был коронован Адрианом IV на следующий день после того, как он вошел в город, 18 июня 1155 года. [4] Но этот обмен любезностями не скрывал скрытой напряженности между папством и империей. Более того, город Рим оставался небезопасным. Папа, претендовавший на dominium mundi , не мог контролировать свою столицу.
Ситуация обострилась, когда в 1157 году на сейме в Безансоне — епископское княжество тогда входило в состав Священной Римской империи — легат Папы Орландо Бандинелли (будущий Александр III) заявил, что «Рим так хорошо расположен к Фридриху Я хочу, чтобы это дало ему еще большую бенефицию ». Латинское слово beneficia имеет два значения: выгода или феод . Это слово переводится на немецкий язык как Lehen , что означает феодальное владение. За такое оскорбление легата едва не убили (в феодальном обществе такая фраза означала, что император будет не более чем вассалом Папы). [10] Этот инцидент ознаменовал разрыв между папством и Фридрихом Барбароссой и, таким образом, положил начало жестокой фазе борьбы между Церковью и Империей. [4]
На самом деле Папе было трудно навязать свое dominium mundi . В Англии ему яростно противостоял Генрих II , которому удалось сохранить свое господство над английской церковью. Внутри Церкви некоторые священнослужители сомневались в превосходстве власти папы над властью князей. [11]
Конфликт между Фридрихом Барбароссой и Папой Римским.
[ редактировать ]В это время в Империи воевали два правящих дома. Гвельфы герцогской семьи, а , чье имя происходит от названия баварской также Вельфы поддерживали папство. Гибеллины . поддержали императора Их название является вариацией Вайблингена , вотчины, из которой произошли Гогенштауфены . [12]
Фридрих I хотел восстановить имперскую власть. Возрождение римского права позволило ему возродить идею государства и превосходства власти светского суверена. [6] Фридриха Барбароссу в его борьбе против Святого Престола поддержал его канцлер Райнальд Дассельский , который убеждал его порвать с папством. [3] и немецкими князьями и прелатами. Благодаря смелой интерпретации Вормсского конкордата ему удалось взять под контроль немецкое духовенство. Император утверждал, что может вмешиваться в епископские выборы, когда между избирателями возникают разногласия. Более того, он отказывал во временном введении в должность любому кандидату, который ему не нравился. Таким образом, он смог навязать свои взгляды в Аугсбурге в 1152 году, в Вормсе в 1153 году и даже Папе в Магдебурге в 1154 году. [3] Таким образом, епископы и аббаты снова стали «императорскими чиновниками». Вормский конкордат, баланс борьбы между папством и империей, оказался под угрозой.
Император также утверждал, что великие люди Империи должны избрать суверена, избранного Богом, тем самым исключив роль Папы. Уладив свои немецкие проблемы, Фридрих в 1154 году отправился в Италию. Он провел сейм в Ронкалье , где выслушал жалобы итальянских городов на чрезмерную власть Милана. Он наказал Милан, уничтожив Тортону , своего союзника. [4]
В 1159 году Александр III был избран папой узким большинством конклава.
Антипапа Виктор IV был немедленно избран при поддержке императора. Александру III пришлось бежать из Италии и укрыться во Франции. Открытый конфликт разразился, когда Фридрих Барбаросса попытался ввести имперский налог на итальянские города, но они отказались. В 1162 году Милан был разрушен, а его жители рассеялись. Это спровоцировало союз ряда городов с образованием Ломбардской лиги , поддержанный Александром III. Фридрих Барбаросса избирал нового антипапу каждый раз, когда исчезал предыдущий. Начиная с Вюрцбургского сейма 1165 года, все епископы Священной Римской империи обязаны были подчиняться антипапе. Александр III отлучил императора от церкви. [4]
В 1167 году он захватил и разграбил Рим. [13] Однако, когда армия была уничтожена чумой, император был вынужден отступить. При Леньяно в 1176 году он потерпел поражение от итальянских городов. Фридрих Барбаросса отправился в Венецию в 1177 году, где пал ниц перед папой и отказался от участия в папских выборах. Папское отлучение от церкви Барбароссы было отменено. Император также был обязан принять службу в качестве оруженосца папы. Александр III превозносил преимущества сотрудничества двух держав. [10] Военные потери императора, символический эффект отлучения от церкви и восстание итальянских городов, по крайней мере на время, лишили его притязаний на Италию.
В 1179 году Папа созвал Третий Латеранский собор для решения проблем, связанных с расколом. Чтобы их избежать, Папа должен был быть избран большинством в две трети голосов.
Поскольку Император все еще был в состоянии согласиться на назначение Папой префекта Рима, Фридрих Барбаросса воспользовался ситуацией, чтобы усилить свой контроль над Королевством Италия. [4] Он заключил договор с городами Италии. Император также отказался вернуть Тоскану, наследство Матильды, Святому Престолу. Прежде всего, он продолжал назначать епископов и аббатов в Германии, по-прежнему игнорируя первоначальный смысл Вормского конкордата.
В 1186 году Барбаросса женил своего сына на наследнице нормандского королевства Сицилии Констанции, дочери Вильгельма II Сицилийского . [4] Таким образом, папству угрожало геополитическое окружение.
После случайной смерти Барбароссы во время Третьего крестового похода его сын Генрих VI продлил конфликт с папством по вопросу сицилийского наследства. Действительно, после смерти Вильгельма II норманны Сицилии выбрали королем Танкреда , племянника Констанция, при поддержке Папы, а не дочери Вильгельма II. Однако вскоре Танкред умер. После смерти Танкреда в 1194 году Генрих VI окончательно захватил Сицилию и отказался присягнуть Папе в вассальной зависимости от своих норманнских владений на Сицилии. [14] Он также хотел интегрировать их в свою империю, но умер, не успев реализовать свои планы.
Эта серия событий привела к образованию городских лиг в Италии, таких как Ломбардская лига, обычно поддерживаемых папой, и борьбе между гвельфами и гибеллинами. После смерти Фридриха II в 1250 году Священная Римская империя вступила в период анархии — Великого Междуцарствия с 1250 по 1273 год. [15]
Этот период характеризовался наличием политической доктрины, которой придерживались многие императоры, цезаропапизма , т. е. сочетания духовной и светской власти под властью императора, в данном случае императора Запада. Хотя эта теория политической власти также присутствовала во время ссоры об инвеституре, именно в этот период она заняла центральное место в политической жизни. В противовес этому папская власть подчеркивала свой интерес к теократии, а это означает, что папа должен иметь как духовную, так и светскую власть. Таким образом, гражданская власть была подчинена религиозной власти, что сделало Папу самой влиятельной фигурой в христианском мире. Эти две теории были противоположностями, отражая тот факт, что отношения между папами и императорами все еще были диаметрально противоположными. [16]
Конфликт между Фридрихом II и Папой Римским.
[ редактировать ]В 1198 году Лотар де Сеньи был избран Папой под именем Иннокентия III . Он поддерживал идею о том, что только папа обладает полным суверенитетом ( auctoritas римлян). Князья, с другой стороны, обладали potestas — политической властью, данной им непосредственно Богом. Таким образом, ни правители, ни национальные церкви не могли избежать папской власти. Его доктрина была более гибкой, чем папский диктат григорианской реформы . Фактически, хотя он считал, что духовная власть имеет приоритет над светской властью, Иннокентий III ограничил вмешательство папы в мирские дела тремя случаями: тяжкие грехи, совершенные правителями, необходимость принятия решения в области, где ни одна другая власть не имела юрисдикции, и защита церковной собственности. [14]
Папа попытался восстановить свою власть над Римом и своими государствами. Он окончательно ликвидировал то, что осталось от Римской республики, добившись отставки муниципалитета и увольнения должностных лиц, назначенных республиканским сенатом.
Префект, до этого являвшийся агентом императора, стал должностным лицом Святого Престола. Эти меры привели к восстанию, инициированному дворянством. Папе потребовалось около шести лет, чтобы восстановить контроль над городом. В то же время Иннокентию III удалось заполучить наследство графини Матильды: марку Анконы , Кампанию и герцогство Сполето . [12]
Иннокентий III также играл на соперничестве между Гогенштауфенами , домом покойного императора, и Вельфами. Когда умер Генрих VI, немецкие князья разделились во мнениях относительно имени его преемника. Вельфы избрали Оттона Брауншвейгского , в то время как большинство сторонников Гогенштауфенов избрали брата короля Филиппа Швабского .
Иннокентий III воспользовался этим внутренним разделением Империи, чтобы отстоять высшие права папства. В декреталии Per Venerabilem 1202 года он утверждал, что в случае оспаривания имперских выборов окончательное решение принадлежит папе. [17] Сначала он отдавал предпочтение вельфу Отто IV , который, чтобы заручиться поддержкой папы, пообещал ему полный суверенитет над церковными государствами, плюс экзархат Равенны , поместья графини Матильды, марку Анконы, герцогство Сполето и признание своего суверенитета над Сицилией . Но как только его власть укрепилась, Оттон IV нарушил свое обещание и повел себя, как все предыдущие императоры. Иннокентий III отлучил Оттона IV от церкви в 1210 году и поддержал приход к власти Фридриха II, своего подопечного и внука Барбароссы. Папа неоднократно вмешивался в выбор императоров. Фридрих II был коронован в Аахене в 1215 году, после того как дал Папе все гарантии того, что права Церкви будут соблюдены и что Германское и Сицилийское королевства будут разделены. [18]
Отправившись в 1212 году в Германию для отстаивания своих прав, Фридрих II предоставил князьям большую свободу действий. Посредством двух актов - Статута в пользу принципа принципа для светских князей и Конфедерации cum principibus ecclesiasticis для священнослужителей - Фридрих II гарантировал им важные права для обеспечения их поддержки. [19] Он хотел, чтобы его сын Генри был избран и признан его преемником. Предоставленные привилегии формируют правовые принципы, на которых князья могли автономно строить свою власть. Эти привилегии также положили начало образованию государств в масштабе имперских территорий во второй половине Средневековья. Оно положило начало многосветскому движению, которое способствовало ослаблению императорской власти в пользу князей-выборщиков и которое было закреплено в Золотой булле 1356 года. [20] В соответствии с Статутом в фаворем принципум князьям было предоставлено право чеканить монеты и устанавливать обычаи. Фридрих II также предоставил князьям право издавать законы. Действительно, в своей борьбе за власть на каждом избирательном процессе и для того, чтобы нейтрализовать периодические вмешательства Папы, у императоров не было другого выбора, кроме как объединиться с различными князьями-выборщиками, предлагая им все большие и многочисленные привилегии в ущерб согласованность центральной власти (последовательность, уже подорванная спором об инвеституре, который ослабил административную структуру, доступную императорам).
Иннокентий III выковал оружие «политических крестовых походов», которое подхватили его преемники. Он был первым, кто выразил право на «разоблачение добычи», то есть право Папы разрешать католикам захватывать земли тех, кто не смог подавить ересь. [21] Его преемники использовали его для подчинения императоров. Он использовал остаток децима, уплаченного французским духовенством за Альбигойский крестовый поход, для ведения войны против Фридриха II . [22]
Последний эпизод борьбы между Церковью и Империей столкнул Фридриха II с Папами Григорием IX и Иннокентием IV . Наследник нормандского государства Сицилия, унаследованного им от матери, он реорганизовал его в современное централизованное государство с целью завоевания всей Италии. [22] Он посадил на германский престол своего девятилетнего сына. Конфликт был неизбежен. Новый папа Григорий IX ( 1227–1241 от церкви в 1227 ), решив подчинить Гогенштауфенов папской власти, отлучил Фридриха II году, поскольку тот не успел вовремя отправиться в обещанный крестовый поход.
Когда Фридрих II наконец уехал на Восток, Папа запретил тамплиерам и госпитальерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского помогать императору в его завоевании Святой Земли, вынудив последнего вести переговоры о соглашении с султаном Аль -Камиль , без боя. Это привело к подписанию Яффского договора в феврале 1229 года, по которому Фридрих II завладел городом и Иерусалимским королевством. [19] Это лишь усилило ярость папы Григория IX, который выдвинул против императора армию, финансируемую за счет налога на доходы духовенства и остатков сумм, собранных для альбигойского крестового похода . [21] Эта атака сначала позволила преодолеть сопротивление у Монте-Кассена , а затем быстро продвинулась вверх, в Апулию . В конце концов, в июне он был вынужден отступить. [23]
После поражения армии, собранной Папой, в 1230 году император добился первой отмены отлучения от церкви в обмен на материальную компенсацию. [24]
Как только он был оправдан, Фридрих начал ожесточенную борьбу с Папой. В Liber augustalis, также известной как Конституции Мелфи , его юристы развили идею о том, что правитель является абсолютным хозяином своего королевства, и осудили притязания Папы на управление миром. Императору пришлось отбивать новое восстание лангобардских городов, которым тайно руководил папа. Это усугублялось восстанием немецких князей под предводительством Генриха, сына, которого император поставил во главе Германии. Затем император поставил во главе Германии другого сына, Конрада, и короновал его королем римлян в 1237 году. [2] Фридрих II одержал победу над Ломбардской лигой 27 ноября 1237 года при Кортенуове . Уверенный в своей силе, он затем оскорбил Папу, претендуя на часть лангобардских городов и написав римлянам, чтобы напомнить им об их былом величии под властью Римской империи. В 1239 году он хотел поставить во главе Сардинии своего внебрачного сына Энцио. Конфликт между императором и папой возобновился.
Фридрих II был отлучен от церкви во второй раз в 1239 году. [20] Папа возглавил настоящий крестовый поход. Он предлагал воинам, сражавшимся за него, те же привилегии, что и тем, кто достиг Святой Земли. Венграм, принявшим крестовый поход, даже предлагалось заменить его участием в войне против Фридриха II. [21] Папа объявил его антихристом . Оппозиция достигла своего апогея.
С марта 1240 года император начал вторжение в Папскую область (то есть Лацио , Умбрию и Марки ). В 1241 году он даже двинулся на Рим, чтобы не допустить созыва собора для одобрения нового отлучения от церкви, запрошенного папой Григорием IX. Но папа Григорий IX умер 22 августа 1241 года, прежде чем собор мог состояться, и император временно положил конец осаде Рима. [25] но все же оккупировал Папскую область. Новый папа Иннокентий IV возобновил борьбу. Он призвал немцев и итальянцев к крестовому походу против императора. [21] но был вынужден укрыться в Лионе , где созвал совет в 1245 году. Там он сверг своего противника и освободил своих подданных от клятвы верности. Таким образом, Папа позиционировал себя как хозяин как светской, так и духовной власти, поскольку он показал, что может лишить суверена его политической власти. является Лионский собор кульминацией папской теократии. [26]
Битва продолжалась до смерти Фридриха II в 1250 году. [10] превратив Италию в поле битвы между гвельфами и гибеллинами . Действительно, император не считал себя побежденным: несмотря на заговоры и Пармское восстание, он был на грани упрочения своей власти в северной Италии, когда умер в Апулии в 1250 году. [27]
Смерть Фридриха II ознаменовала победу папства и расцвет церкви. [19] Иннокентий IV, стремясь положить конец Гогенштауфенам, отлучил от церкви сына Фридриха II, Конрада IV , и проповедовал против него крестовый поход. Оба мужчины умерли в 1254 году. После смерти Конрада IV Империя оставалась без правителя до 1273 года. Это было Великое Междуцарствие . Великое Междуцарствие позволило немецким князьям и городам стать практически независимыми от полностью исчезнувшей центральной власти и организоваться между собой. В 14 веке императоры, и в частности Карл IV, утвердили такое положение дел (Золотая булла 1356 года). (Источник: Универсальная энциклопедия ).
Но папство недолго наслаждалось своей победой. Ему пришлось бороться с растущей мощью национальных монархий, и он, в свою очередь, был свергнут королем Франции Филиппом Красивым после нападения на Ананьи в 1303 году .
См. также
[ редактировать ]- История Германии
- Папа Григорий IX
- Гвельфы и гибеллины
- Папа Иннокентий IV
- Споры об инвестициях
- Междуцарствие
- Политическая теология
- Теократия
- Цезаропапизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Челини 1991 , с. 293
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Моро 2005 , с. 142
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Энциклопедия Universalis , статья «Средневековая Германия».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Энн Бен Хемис, Фредерик Барберус , Универсальная энциклопедия, DVD, 2007.
- ^ Челини 1991 , с. 294
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Челини 1991 , с. 301
- ^ Челини 1991 , с. 295
- ↑ Лотар де Супплинбург (у де Саксен). Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine в Атриуме.
- ↑ Предложение цитируется в Balard, Genêt & Rouche 1973 , p. 159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рэпп, Фрэнсис. «Отношения между Священной Римской империей и папством от Оттона Великого до Карла IV Люксембургского (962-1356)» .
- ^ Балар, Жене и Руш 1973 , с. 159
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Челини 1991 , с. 307
- ^ Челини 1991 , с. 302
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Балар, Жене и Руш, 1973 , с. 160
- ^ Фокье, Мишель (2010). У истоков Европы, Новое время . Артеж. дои : 10.14375/np.9782916053790 . ISBN 9782360404841 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Фейе, Мишель (23 мая 2018 г.). Словарь христианства . Что я знаю? Прессы Universitaires de France. дои : 10.3917/puf.feuil.2018.01 . ISBN 978-2-13-080938-8 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Челини 1991 , с. 308
- ^ Челини 1991 , с. 309
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рут, Пьер. Фридрих II между легендой и историей . Мир Клио.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэпп, Фрэнсис. «Фридрих II между легендой и историей» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Морриссон 2006 , с. 59
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Морриссон 2006 , с. 82
- ^ Каравале, Марио; Анджолини, Элен, ред. (1995). «Фридрих II Швабский, император, король Сицилии и Иерусалима, король римлян». Биографический словарь итальянцев . Институт итальянской энциклопедии.
- ^ Челини 1991 , с. 317
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Фридрих II, римский император». Британская энциклопедия . Британская энциклопедия.
- ^ Тери, Жюльен. Предисловие и резюме в книге Патрика Джилли, Жюльена Тери, «Папское правительство и Италия городов во времена теократии (конец XII – середина XIV века)», Монпелье: Presses universitaire de la Méditerranée, 2010, стр. 1-14 (полный текст) .
- ^ Мишель Балар, «Фредерик II», Encyclopædia Universalis , DVD, 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Балар, Мишель ; Жене, Жан-Филипп; Руш, Мишель (1973). От варваров к Возрождению . Топор. ISBN 978-2-87673-415-9 .
- Челини, Жан (1991). Религиозная история средневекового Запада (на французском языке). Париж: Хашетт . ISBN 2-01-279074-7 .
- Ж.-П. Кювилье, Средневековая Германия , том 1: Рождение государства (7 век – 8 век Пайо, 1979.
- А. Флиш и В. Мартин , История Церкви от истоков до наших дней , Bloud & Gay
- А. Флиш , Р. Форвиль, Ж. Руссе де Пина, том 9, От первого Латеранского собора до пришествия Иннокентия III (1123-1198) , 2 тома, Bloud & Gay, Париж, 1944 и 1953. ASIN B0000DP6RD
- А. Флиш , К. Тузелье, Ю. Азаис, том 10, Римское христианство (1198-1274) , Bloud & Gay, Париж, 1950.
- Роберт Фольц, Идея империи на Западе с 5 по 14 века , Обье, Париж, 1953.
- Патрик Джилли и Жюльен Тери, « Борьба против Гогенштауфенов и их союзников », в книге «Папское правительство и Италия городов во времена теократии» , Монпелье, Presses universitaire de la Méditerranée, 2010, стр. 73-90.
- E Иордания, Германия и Италия в XII и XIII веках , Presses universitaire de France, Париж, 1937–1939.
- Марсель Пако, История папства от зарождения до Тридентского собора , Файард, 1976. ISBN 2213002991
- Марсель Пако, Фредерик Барберусс , Файард, новое расширенное издание, 1991 г., ISBN 2213027544
- Марсель Пако, Теократия, церковь и власть в средние века , Обье, 1957. ASIN B0000DOG7K
- Марсель Пако, Теократия , Декле, Париж, 1989. ISBN 2718904380
- Фрэнсис Рэпп , Священная Римская империя, от Оттона Великого до Карла V , Point Histoire, Сеуиль, 2003. ISBN 2020555271
- Дж. Шиллингер, Священная Империя , Эллипсы, 2002. ISBN 272980868X
- Андре Воше , Апогей папства и экспансии христианства , том 5 «Истории христианства» , Дескле, 1991–2001. ISBN 2-718-90573-5
- Морриссон, Сесиль (2006). Крестовые походы . ППУ .
- Моро, Жан-Поль (2005). Споры и конфликты христианства в Римской империи и на средневековом Западе . Харматтан .