Харедим и сионизм
С момента основания политического сионизма в 1890-х годах еврейские лидеры-харедим высказывали возражения против его светской ориентации, и до создания Государства Израиль подавляющее большинство евреев-харедим были против сионизма, как и раннего реформистского иудаизма , но с четкими аргументами. . [ 1 ] Это произошло главным образом из-за опасений, что светский национализм переопределит еврейскую нацию из религиозной общины, основанной на союзе с Богом, для которой соблюдение религиозных законов было «сутью задачи, цели и права нации нации». [ 2 ] к этнической группе, как и любая другая, а также мнение, что евреям было запрещено восстанавливать еврейское правление в Земле Израиля до прибытия Мессии . Те раввины , которые поддерживали переселение евреев в Палестину в конце XIX века, не имели намерения завоевать Палестину и провозгласить ее независимость от правления турок-османов . [ 3 ] а некоторые предпочитали, чтобы там могли селиться только соблюдающие евреи. [ 4 ]
В 1930-е годы некоторые европейские лидеры харедим призывали своих последователей не уезжать в Палестину, где сионисты набирали влияние. Когда опасности, с которыми столкнулось европейское еврейство, стали очевидны, организация харедим Агудат Исраэль решила в определенной степени сотрудничать с сионистскими лидерами, чтобы дать религиозным евреям возможность искать убежища в Палестине. Некоторые члены Агуды в Палестине предпочли сформировать союз против сионистского движения с арабскими националистами , но этого так и не произошло. После создания государства Израиль каждое отдельное движение внутри ультраортодоксального иудаизма наметило свой собственный путь в своем подходе к государству Израиль.
Исследование, проведенное в конце 2006 года, показало, что чуть более трети израильтян считают харедим самой ненавистной группой в Израиле. [ 5 ] Согласно опросу Pew, проведенному в 2016 году, 33% израильских харедим говорят, что термин «сионист» точно описывает их. [ 6 ]
История
Ранняя оппозиция сионизму
В надежде привлечь хасидские массы в Сионистскую организацию , Теодор Герцль попытался заручиться поддержкой одного из самых выдающихся раввинов Австро-Венгерской империи Давида Моше Фридмана (ум. 1903), Ребе Чорткова . Он поддерживал с ним связь более трех лет. [ 7 ] в это время он пытался созвать конференцию раввинов с целью пропаганды сионизма; однако ничего так и не материализовалось. [ 8 ] Фридман долгое время поддерживал усилия по расселению евреев в Палестине при строгом условии соблюдения ими еврейского закона . На самом деле он был одним из первых членов Ахават Сион , сионистской организации, основанной в 1897 году с конкретной целью информировать религиозных евреев Галиции о плане создания еврейского национального дома. Хотя «Ахават Сион» удалось привлечь тысячи членов и многочисленных раввинов из небольших общин, он не смог остановить рост антисионистских настроений среди большинства ортодоксальных лидеров. Помимо Фридмана, они просто не смогли убедить никого из других великих хасидских лидеров поддержать сионистский проект. [ 9 ] Хасиды особенно громко выступали против сионизма и часто протестовали против сионистов. Они даже дошли до того, что запретили Звезду Давида , первоначально религиозный символ, который появлялся только в синагогах, но теперь был «осквернен» сионистами. [ 10 ]
В 1889 году раввин Йозеф Дов Соловейчик заявил, что ранние сионистские инициативы напоминают ложную мессианскую секту 17-го века, которую возглавлял Саббатай Цви . Его сын раввин Хаим Соловейчик далее предупредил: «Народ Израиля должен позаботиться о том, чтобы не присоединиться к предприятию, которое угрожает их душам, разрушает религию и является камнем преткновения для Дома Израиля». [ 11 ] Когда сионисты в Бриске заявили, что сионизм остановит волну еврейской ассимиляции , Соловейчик почувствовал, что для иудаизма важнее всего его качество, а не количество. [ 12 ]
Мощное осуждение политического сионизма продолжалось и в двадцатом веке. В 1903 году раввин Шолом Довбер Шнеерсон из Любавичей опубликовал «Кунтрес Умаайан» , в котором содержалась резкая полемика против сионизма. Он выступал против религиозного сионистского движения и был глубоко обеспокоен тем, что светский национализм заменит иудаизм как основу еврейской идентичности. [ 13 ] Раввин Барух Хальберштам (ум. 1906) взял на себя ведущую роль в противостоянии сионизму, в соответствии с позицией, которую занимал его отец, Хайим Хальберштам из Санца . [ 14 ]
В 1912 году лидеры харедим в Европе основали организацию «Агудат Исраэль» , которая надеялась найти «решение всех проблем, стоящих перед еврейским народом, в духе Торы». С самого начала Агуда яростно выступала против замены сионистским движением исторической религиозной связи с землей Израиля светским национализмом. [ 15 ] Исраэль Меир Каган заявил, что судьба еврейского народа – оставаться в изгнании до прихода Мессии. [ 16 ] Но с распространением антисемитизма в Европе некоторые православные лидеры стали более благосклонно относиться к целям сионизма. В 1934 году раввин Исаак Брейер умолял членов Агуды «не оставлять еврейскую историю сионистам», надеясь, что религиозные евреи помогут в создании еврейской родины. [ 17 ] Другие оставались стойкими противниками, главный среди них раввин Мункача Хаим Элазар Спира (ум. 1937), который был самым яростным противником сионизма среди хасидских раввинов. [ 18 ] Спира видел в сионизме отрицание Божественного искупления и веры в Мессию. Он даже возражал против Агудат Исраэль из-за ее поддержки иммиграции в Палестину. В 1936 году он инициировал публикацию против сионистского предприятия, которую поддержали 150 раввинов. [ 19 ] Во время войны раввин Эльхонон Вассерман (1875–1941) из Барановичей написал брошюру, в которой обвинил сионистов в преследовании евреев в Европе. [ 20 ] Он отверг идею о том, что светское еврейское государство можно считать «пришествием Искупления». Целью сионизма было искоренить религию и еврейскую традицию. [ 21 ] [ 22 ] На Великом собрании Агудат Исраэль в Мариенбаде в 1937 году большая часть дискуссий была посвящена вопросу еврейского государства и прихода нацистов к власти в Германии, а также растущему антисемитизму в Польше и Литве. Палестина стала убежищем для религиозных европейских масс, положение которых постепенно ухудшалось. Хотя большинство присутствующих отвергли создание светского еврейского государства как из принципиальных, так и из практических соображений, меньшинство, находившееся под влиянием тяжелой ситуации, поддержало его. [ 21 ]
Обеспокоенность в Палестине
Старый ишув |
---|
Ключевые события |
Ключевые цифры |
|
Экономика |
Филантропия |
Сообщества |
Синагоги |
Похожие статьи |
В самой Палестине местная община ашкенази- харедим Старого ишува была против сионизма. [ 23 ] Поскольку сионистское поселение продолжалось в 19 и 20 веках, они были встревожены притоком преимущественно нерелигиозных евреев, которые хотели создать светское государство на Святой Земле. [ 24 ] и поставили под угрозу мирные отношения, которые православная община поддерживала со своими арабскими соседями до этого момента. [ 25 ] Главный раввин ашкеназской общины в Иерусалиме раввин Йозеф Хайим Зонненфельд часто называл сионистов «злыми людьми и негодяями» и утверждал, что «ад вошел в Землю Израиля вместе с Герцлем». [ 26 ] Зонненфельд не хотел, чтобы ортодоксальная еврейская община стала подчиняться светской сионистской власти. [ 27 ] Представитель антисионистской общины ашкенази в Иерусалиме доктор Якоб Исраэль де Хаан пытался сформировать союз с арабскими националистическими лидерами и надеялся достичь соглашения, которое позволило бы неограниченное еврейское поселение на арабских землях в обмен на отказ от еврейских земель. политические устремления. В июне 1924 года де Хаан был убит членами Хаганы после того, как передал свои предложения королю Хусейну и его сыновьям Фейсалу и Абдалле . [ 28 ]
Беспорядки в Палестине 1929 года и приход к власти нацистов привели к кризису в антисионистском лагере Агуда. Некоторые все еще надеялись на еврейско-арабский союз против сионистов, в то время как другие, такие как Ицхак-Меир Левин и Якоб Розенхайм, столкнулись с трудной дилеммой. Они чувствовали, что такой союз не будет принят массами европейских евреев-харедим, но не желали сотрудничать с сионистами. [ 26 ] Моше Блау , еще один член Агуды, утверждал, что «независимо от того, насколько харедим ненавидят нерелигиозных, еретиков, отступников-сионистов, он ненавидит презренных арабов сто раз больше». Жестокое убийство арабами десятков евреев-харедим в Хевроне и Цфате нанесло ущерб и без того сложным отношениям между общинами. [ 29 ] В 1937 году Центральный комитет Агудат Исраэль в Земле Израиля опубликовал декларацию, в которой утверждалось, что светское еврейское правление будет представлять опасность для ортодоксального еврейства, но при этом указывалось на потенциальное принятие еврейского государства, если бы оно было галахическим государством . В нем говорилось:
Агудат Исраэль в Земле Израиля категорически отвергает любые попытки лишить Землю Израиля ее святости и считает предложение о создании светского еврейского государства в Палестине угрозой высокой роли еврейского народа как святой нации. Агудат Исраэль в Земле Израиля заявляет, что ортодоксальное еврейство могло бы согласиться на создание еврейского государства на всей Земле Израиля только в том случае, если бы основная конституция этого государства могла гарантировать правление Торы в общей общественной и национальной жизни. [ 21 ]
Агуда в Европе неохотно начала сотрудничать с Еврейским агентством и другими сионистскими организациями, пытаясь облегчить ситуацию, в которой оказались европейские евреи. [ 30 ] В ответ на это Амрам Блау и Аарон Каценелленбоген из Иерусалима отделились от Агуды в 1938 году и сформировали Нетурей Карта , которая отказалась иметь какие-либо дела с сионистами. [ 24 ] В течение 1940-х годов Нетурей Карта стала все более критически относиться к позиции Агуды, и в 1945 году им удалось исключить членов Агуды из Эда ха-Чареидис . [ 31 ] В 1947 году главный раввин Иерусалима Йосеф Цви Душинский обратился в ООН от имени своей 60-тысячной общины с просьбой не включать Иерусалим в состав еврейского государства, и потребовал передать город под международный контроль. [ 32 ]
Последствия Холокоста
До и во время Второй мировой войны оппозиция харедим сионистам сохранялась. Но после войны разрушительные последствия Холокоста смягчили позицию многих по отношению к сионизму. Ультраортодоксы в Восточной Европе были убиты в огромных количествах; целые общины были уничтожены. [ 33 ] Один раввин, Исахар Шломо Тейхталь , скрывавшийся в Будапеште в 1942 году и ставший свидетелем преследования евреев, отказался от своей прежней враждебности к сионистскому движению и вместо этого резко критиковал ортодоксальный истеблишмент за то, что он не взял на себя инициативу в восстановлении еврейской родины.
После Второй мировой войны многие еврейские беженцы оказались в лагерях для перемещенных лиц . Сионисты контролировали лагерь для еврейских детей-беженцев недалеко от Хайфы, Израиль, где, по данным дочерней харедим газеты « Хамодия» , они проводили антирелигиозную политику, стремясь отрезать детей харедим от их духовных корней. В значительной степени они добились успеха, и многие дети из домов харедим были «отравлены религией». [ 34 ]
После 1948 года
Отношения между харедим и сионизмом усложнились после основания Государства Израиль в 1948 году. Некоторые группы харедим «с большой неохотой разрешили» [ 35 ] участие в политическом процессе государства путем голосования на выборах и принятия государственного финансирования. Они утверждали, что, поскольку правительство не является идеологической сионистской организацией (как, например, ВСО), и они не добровольно выбирают присоединение к сионистам, а, скорее, это похоже на партнерство, которое уже существует - «и если бы кто-то захотел Если бы он не участвовал, другой партнер тоже взял бы на себя его права » . [ 36 ] Другие придерживаются более жесткой позиции отказа, отказываясь от любого финансирования со стороны израильского государства и воздерживаясь от участия в политическом процессе. Позиции конкретных групп харедим обсуждаются более подробно в оставшейся части статьи.
Существует также растущая группа ортодоксальных евреев, известная как Хардалим . Это религиозные сионисты , которые в своих религиозных обрядах перешли к харедимскому иудаизму. Однако с философской точки зрения они составляют часть мира религиозных сионистов, а не мира харедим.
Объединенный иудаизм Торы и ШАС , выступающие за галахическое государство, являются единственными двумя харедимскими партиями в израильском Кнессете . Кроме того, даже антисионистские сатмарские хасиды принимают участие в муниципальных выборах в некоторых местах, например, в оплоте харедим Бней-Брак .
Харедим, не считающие себя сионистами, делятся на два лагеря: несионистов и антисионистов. Несионисты не возражают против существования Государства Израиль, но не видят в нем никакого религиозного значения и не верят, что оно имеет какое-либо отношение к мессианскому искуплению. По их мнению, искупление не может быть осуществлено руками человека. Антисионисты выступают против существования какого-либо еврейского государства до пришествия Мессии. По мнению Аарона Э. Векслера и Моше Краковского, несионисты составляют большинство харедимского мира. [ 37 ] [ 38 ]
Антисионистские харедим считают, что существование еврейского государства до мессианской эпохи является нарушением Трех клятв . [ 39 ] Они считают, что голосование на выборах в Израиле приводит к тому, что человек становится «соучастником» во всех грехах, совершенных правительством, в том числе позволяя ему нарушать Три клятвы. [ 40 ]
Идеологические причины
Существует множество различных идеологических причин религиозной оппозиции сионизму; однако два основных наиболее широко выражены хасидами и литовскими харедим. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Главный мотив оппозиции многих харедим сионизму проистекает из традиционного и религиозного взгляда на еврейскую идентичность и народность, который противоречит националистической идеологии сионизма. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Харедим часто цитируют мудреца-раввина X века Рава Саадиа Гоана , который изложил свою национальную идентичность в терминах, несовместимых с современным национализмом; как он писал в своей основополагающей работе «Эмуна в'Деос» (אמונה ודעות): «Наша нация, Бней Исраэль, является нацией только в силу своей Торы (коллективного религиозного учения)». [ 44 ] Оппозиция распространяется на вспомогательные части сионистской идеологии, такие как милитаризм. [ 45 ] и органический национализм , который, по их мнению, несовместим с еврейскими религиозными учениями. [ 46 ]
Однако существует также галахическая точка зрения, которая приводит доводы против сионизма, даже если бы Израиль - гипотетически - был бы теократией, где Израиль управлялся бы в соответствии со строгими еврейскими законами.
Исторически сложилось так, что многие династии хасидизма выражали антисионистские взгляды из-за «Трех клятв». Талмуд 111а упоминает , в Кетуботе что еврейский народ был связан тремя клятвами: 1) не подниматься в Эрец Исраэль ( Землю Израиля ) как группа, применяющая силу; 2) не восставать против народов мира; и 3) что народы мира не будут чрезмерно преследовать народ Израиля. [ 47 ] [ не удалось пройти проверку ] Некоторые считают создание Государства Израиль нарушением этих клятв. Первым антисионистским движением харедим было Агудат Исраэль , основанное в Польше в 1912 году. [ 48 ] Группы харедим и люди, активно и публично выступающие против сионизма, — это Сатмар , [ 49 ] Аарон Тенты , [ 50 ] Карта Нетурей . [ 49 ]
Литовские харедим, иногда называемые митнагдим , придерживаются иного подхода к своим убеждениям, чем их хасидские коллеги. [ нужна ссылка ] Литовские религиозные евреи выступают против государства не из-за трех мидрашей клятвы, а потому, что они считают, что сионизм олицетворяет светскость и желание евреев отказаться от Торы. Многие литовские религиозные евреи, такие как раввин Йосеф Шалом Эльяшив , были вовлечены в сионистскую политику. [ нужны разъяснения ] поскольку Израиль постепенно становится более ориентированным на евреев. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Среди ашкеназского ортодоксального раввинского руководства религиозные сионисты составляют меньшинство. [ 51 ] Вообще говоря, большинство сефардских лидеров харедим никогда не разделяли антисионизм своих коллег-ашкенази, а некоторые (например, покойный раввин Мордехай Элиягу ) твердо связаны с религиозным сионизмом, занимая позицию, аналогичную движениям Хардал. [ нужна ссылка ] Однако в сефардских общинах имеются и антисионистские элементы. Известно, что покойный Баба Сали поддерживал и прославлял антисионистские взгляды Сатмарского Ребе . [ 52 ]
Текущее положение групп харедим
Группы, не признающие Израиль
Существует ряд групп харедим, которые не только выступают против сионизма, но и не признают Государство Израиль. Среди них — хасидские секты Шомер Эмуним (и его ответвления — Толдос Аарон и Толдос Авраам Ицхок ), Мишкенос ХоРойм и Душинский . В июле 1947 года раввин Йосеф Цви Душинский , главный раввин базирующейся в Иерусалиме организации «Эда ха-Хареидис» , заявил Организации Объединенных Наций о своей «определенной оппозиции еврейскому государству в любой части Палестины». Крупнейшая антисионистская хасидская группа — Сатмар , насчитывающая около 100 000 приверженцев по всему миру. Позиция группы была сформулирована ее харизматичным лидером, раввином Джоэлем Тейтельбаумом , который написал обширные и полемические трактаты, подробно описывающие его оппозицию сионизму. Он призвал своих последователей, живущих на «Святой Земле», формировать самодостаточные общины, отказываясь от социальных государственных льгот, и не голосовать на всеобщих выборах. Боясь, что его не сочтут сторонником действий израильского правительства, которые он считал мерзостью, он поручил своему народу не посещать Стену Плача и другие святые места, которые были захвачены Израилем во время войны 1967 года.
Одной из самых крайних сект является Нетурей Карта . Основанная в 1938 году как отколовшаяся от Агудат Исраэль, ее 5000 членов базируются в основном в Иерусалиме и Бейт-Шемеше . Несмотря на свою общую оппозицию сионизму, «Сатмар» и другие антисионистские группы харедим часто критикуют деятельность «Нетурей Карта» и публично дистанцируются от нее. [ 53 ]
Группы, которые выступают против светского сионизма, но признают Израиль
Агудат Исраэль — это международная организация (с израильской ассоциацией) различных групп харедим, в основном из литовских общин ешив и хасидских групп, таких как Гер и Белз . Первоначально Агуда была создана как головная организация ортодоксальных евреев, объединившихся для борьбы с сионистским движением. [ 54 ] По необходимости и «чтобы спасти от пасти льва» они разрешили участвовать в национальных выборах и направить своих представителей в израильский Кнессет, « чтобы активно защищать то, что для нас свято». [ 55 ] Они не принимали в нем полноценного участия, так как не служили в армии и не отмечали ни одного официального праздника государства. Они категорически против службы в армии из-за существующих гилуи араё, шфичус дамим и авода зара. [ 56 ] Партия Агудат Исраэль в Кнессете представлена как Объединенный иудаизм Торы , коллективная партия Агудат Исраэль и Дегель ха-Тора. Он пытается повлиять на Кнессет с проиудаистской точки зрения, в основном сосредотачиваясь на финансировании еврейского образования ( ешив ), освобождении от военной службы для студентов ешивы харедим и пытаясь защитить основные права, такие как свобода исповедовать свою религию. [ 57 ] В целом позиция Агудат Исраэль поддерживает Израиль. [ 58 ]
Литовский ручей
Ряд литовских (нехасидских) лидеров, таких как Хазон Иш (1878–1953), рав Шах (1898–2001) и раввин Йосеф Шолом Эльяшив (1910–2012), выразили резко антисионистские взгляды. Примеры тому можно найти в лекциях и письмах рава Шаха. [ 59 ] Одна из газет литвийского мира, « Ятед Нееман» , регулярно публикует статьи, резко критикующие сионизм, называя его «еретическим движением». Основная литвийская община голосует в соответствии, как многие говорят, с инструкциями Хазона Иша. [ 60 ] Однако некоторые ученики Хазона Иша оспаривают это утверждение. [ 61 ] Раввин Эльяшив будет призывать своих последователей голосовать за список «Дегель а-Тора» . Раввин Шимшон Довид Пинкус , цитируемый в книге его речей о Пуриме , поясняет, что в каждом поколении Йецер Хара (злое начало) проявляется в разных формах. Примеры он приводит: Просвещение и коммунизм . Далее он объясняет, что в наши дни сионизм является формой Йецер Хара .
Раввин Моше Файнштейн (1895–1986), один из американских лидеров литовского еврейского мира, пишет в ответ на вопрос, можно ли молиться в синагоге, на которой вывешен израильский флаг: «Хотя неприлично приносить флаги в синагогу, и тем более не держать их там постоянно, и тем более не возле Арон Кодеша, и надо стараться убрать его мирным путем, однако устраивать драку из-за этого запрещено». [ 62 ]
Антисионизм не переводится как личный антагонизм, и раввин Хаим Шмулевиц , ешива Миррер Рош, открыто выражал благодарность солдатам израильской армии. [ нужна ссылка ]
Династия Соловейчиков литовского харедимского иудаизма известна как одна из самых элитных схоластических династий во всем ортодоксальном иудаизме. Династия разделилась на две группы в 20-м веке, когда часть раввинской семьи Соловейчиков отклонилась от своей антисионистской традиции, установленной раввином Хаимом Соловейчиком из Бриска, и приняла взгляды, соответствующие современному ортодоксальному иудаизму и религиозному сионизму . По иронии судьбы, сионистская фракция династии Брискер сосредоточена в Соединенных Штатах, а антисионистская фракция была и остается сосредоточена в Израиле. Раввины Меир Соловейчик и раввин Довид Соловейчик , возглавляющие две иешивы Брискер в Иерусалиме, продолжают оставаться ярыми противниками сионизма.
Хасидские группы
Несмотря на идеологическую оппозицию сионизму, умеренные хасидские группы Гера , Бреслова , Вижница , Белца и Клаузенберга голосуют на выборах в Израиле и принимают финансирование правительства Израиля. Гер и Белз — два самых влиятельных движения, стоящих за израильской политической партией «Агудат Исраэль» , которая вместе с литовской « Дегель ха-Тора » образует партию «Единый иудаизм Торы» . Выдающийся раввин Геррера Ицхак-Меир Левин подписал Декларацию независимости Израиля. Он также занимал должность министра благосостояния, хотя сегодня члены «Агудат Исраэль» предпочитают работать в качестве заместителей министра или в комитетах Кнессета. Эти группы не соблюдают никаких дней, связанных с государством, и не читают молитву за Государство Израиль .
Позиция Агудата превратилась в позицию общего сотрудничества с Государством Израиль с упором на поддержку религиозной деятельности в пределах его границ и поддержание институтов харедим. Некоторые ребе, связанные с Агудат Исраэль, такие как ребе Авраам Садигура Яаков Фридман , заняли более жесткую позицию в отношении безопасности, поселений и размежевания. [ 63 ]
Хабад-Любавич
Пятый Любавичский Ребе, раввин Шолом Довбер Шнеерсон (1860–1920), также известный как РаШаБ, опубликовал «Кунтрес Умааян» , начало которого содержит резкую полемику против светского сионизма. Он был глубоко обеспокоен тем, что светский национализм заменит иудаизм как основу еврейской идентичности. Седьмой Любавичский Ребе, раввин Менахем-Мендель Шнеерсон , а также его предшественник, раввин Йосеф-Ицхак Шнеерсон, тем не менее, настаивали на том, чтобы попытаться повысить соблюдение Торы в Израиле, как среди отдельных лиц, так и привести политику государства в большее соответствие с Еврейский закон и традиция. [ 64 ] Он также выразил подавляющую поддержку военных усилий государства и резко осудил любую передачу земли, противоречащую еврейскому закону. Его рассуждения основывались на своде еврейских законов Шулхан Арух . [ 65 ] в котором говорится, что субботу необходимо нарушать (носить оружие) жителями еврейской общины (в любой стране), граничащей с враждебным нееврейским поселением, даже если им угрожают самым изощренным образом. Он рассматривал весь Израиль как такое сообщество, и это послужило толчком для его поддержки. Он утверждал, что безопасность еврейского народа имеет первостепенное значение, а физическое присутствие такого большого количества евреев в стране означает, что ее границы должны быть защищены как нечто само собой разумеющееся. В то же время он также черпал поддержку своих заявлений из идеи Торы о том, что земля Израиля была передана еврейскому народу и что присущее евреям право собственности на землю не может быть заменено простыми политическими интересами. Тем не менее, он отказался назвать государство по имени, указав, что Святая Земля существует независимо от какой-либо власти, которая считает себя суверенной над этой землей.
Многие хабадники мира живут в Израиле, и там много хабадских домов . Их молодые люди служат в израильской армии. В соответствии с инструкциями покойного Ребе голосовать за партию, которая отказывается поддерживать передачу частей Земли Израиля в рамках любых мирных переговоров, Хабад не поддерживает какую-либо конкретную партию в избирательном процессе.
Хабад-сионизм
Студенты Хабад-ешивы вступают в ряды ЦАХАЛа в рекордных количествах. [ 66 ] Есть синагоги Хабада, которые празднуют Йом ха-Ацмаут . [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Раввин Хабада Шимон Розенберг выступил на церемонии Йом Хазикарон в Иерусалиме в 2011 году. [ 70 ] Он также зажег один из факелов на государственной сионистской церемонии, посвященной Дню независимости Израиля, от имени своего внука, раввина Хабада Моше Хотцберга. [ 71 ]
Раввин Хабада Шолом Липскар отпраздновал День Иерусалима в иешиве Мерказ ха-Рав в Иерусалиме, самой известной ешиве в религиозном сионистском мире. [ 72 ]
В 2011 году раввин Менахем Брод из Кфар-Хабада, который является представителем Хабада, заявил, что группа является сионистской в своей поддержке Израиля. [ 73 ] Он заявил: «Когда среднестатистический гражданин Израиля говорит «сионизм», он имеет в виду любовь к земле, укрепление государства и близость к нации и земле, военную службу. Если все это сионизм, то Хабад — это супер-сионист!" [ 74 ]
сефарды
Сефардские харедим, как правило, более поддерживают сионизм и Государство Израиль, чем их коллеги-ашкенази, а число сефардских организаций и раввинов, которые по-прежнему настроены против государства, составляют небольшое меньшинство среди сефардского харедимского руководства. К ним относятся Эда ха-Харедит ха-Сефарадит и раввин Яаков Гилель , которые черпают свою идеологию из сочинений иракского мудреца Бен Иш Хай . [ нужна ссылка ] Баба Сали похвалил Вайоэля Моше , полемику против сионизма, написанную раввином Джоэлем Тейтельбаумом из Сатмара. [ 75 ]
В 2010 году ШАС , политическая партия, представляющая подавляющее большинство сефардских харедим в Израиле, присоединилась к Всемирной сионистской организации , став первой сионистской партией харедим в Кнессете . Депутат Кнессета от ШАС Яаков Марги заявил, что «нет ничего потрясающего в том, что ШАС является сионистской партией. Мы действуем как таковые, присоединяемся к правительствам и являемся партнерами в сионистском опыте, (наши члены) служат в армии. Здесь нет ничего нового. " [ 76 ] Бывший духовный лидер партии, покойный главный сефардский раввин Израиля Овадия Йосеф запретил развеваться израильский флаг в синагогах, назвав его «напоминанием о действиях злодеев». [ 77 ] Будучи главным раввином, он разрешил чтение хвалебных псалмов после молитв без благословения в День независимости Израиля ; он не разрешал произносить «Халлель» ни во время молебна (где его обычно читают по праздникам), ни с обычными благословениями до и после того, как они произносятся только по праздникам. [ 78 ]
Группы, в целом поддерживающие сионизм
Шардаль
Шардальские евреи обычно относятся к той части религиозной сионистской еврейской общины в Израиле, которая в значительной степени склоняется к идеологии харедим (будь то с точки зрения взглядов на светский мир или их строгий (махмир) подход к Галахе); однако иногда его используют для обозначения той части еврейской общины харедим в Израиле, которая в значительной степени склоняется к идеологии религиозного сионизма (Дати-Леуми). Чардаль — это инициализм слов Чареди и Дати-Леуми.
Газеты харедим в Израиле
Главные харедимские газеты «Хамодия» , «ХаМачане хареди » и «Ятед Нееман» время от времени публикуют статьи, резко критикующие сионизм, называя его «еретическим движением». [ нужна ссылка ] Иногда они называют страну «Израиль», а иногда называют только географическое образование « Эрец Исроэль ». Колонки новостей Израиля почти исключительно правоцентристские и критикуют арабский терроризм. Статьи об информационно-просветительских движениях в Израиле и израильской культуре очень распространены и показаны без идеологической предвзятости. [ нужна ссылка ] Hapeles , еще одна израильская харейдистская газета, активно выступала за то, чтобы харейдим не призывали в Армию обороны Израиля . Когда в 2017 году в офисах прошли обыски и компьютеры были конфискованы, газета заявила, что рейд был политическим и был задуман как репрессия за их антипризывную деятельность. [ 79 ]
Харедим за пределами Израиля
Америка
в Манхэттене, штат Нью-Йорк, прошел митинг 9 июня 2013 года на площади Фоли в знак протеста против призыва ортодоксальных евреев в Армию обороны Израиля . На мероприятии присутствовало от 20 000 до 30 000 харедим. [ 80 ] [ 81 ] Среди выступавших был раввин Элия Бер Вахтфогель, рош-ешива ешивы Гедола Зихрон Моше в Южном Фоллсбурге , штат Нью-Йорк.
11 июня 2017 года аналогичный митинг прошел в Barclays Center в Бруклине , штат Нью-Йорк. На мероприятии присутствовало около 20 000 харедим. [ 82 ] [ 83 ] Среди докладчиков были раввин Аарон Шехтер , рош ешива ешивы Хаим Берлин , раввин Лейбиш Лейзер из Пшеворска , известный как Пшеворскер Ребе, один из самых выдающихся лидеров харедимской общины Антверпена, Бельгия, и раввин Яаков Шапиро, автор книги «Пустота». Вагон: путь сионизма от кризиса идентичности к краже идентичности . Было зачитано письмо от раввина Аарона Фельдмана , рош-ешивы иешивы Нер Исроэль в Балтиморе, Мэриленд, который не смог присутствовать лично. [ 84 ] Раввин Шехтер раскритиковал попытку призыва ортодоксальных евреев в армию как посягательство на основные характеристики религиозных евреев. [ 84 ]
Европа
27 июня 2013 года харедим протестовали перед штаб-квартирой ЕС в Брюсселе , Бельгия, против попыток Израиля привлечь ортодоксальных студентов ешивы . [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] В акции протеста приняли участие раввин Эфраим Падва , глава Союза ортодоксальных еврейских общин в Лондоне, раввин Эльяким Шлезингер , известный английский рош-ешива и международно признанный галахический авторитет, и раввин Лейбиш Лейзер из Пшеворска из Антверпена, Бельгия. [ 88 ]
Книги харедим о сионизме
Несколько книг по проблеме сионизма были написаны разными раввинами.
Эйм ха-Баним Семейха
«Эйм ха-Баним Семейха» была написана раввином Исахаром Шломо Тейхталом и опубликована в 1943 году. Тейхталь вырос как убежденный антисионистский хасид Мункашерского Ребе . Однако во время Холокоста раввин Тейхталь изменил свою позицию по сравнению с той, которую он придерживался в юности. Физическим продуктом этого самоанализа является книга « Эйм ха-Баним Семейка» , в которой он конкретно отказывается от своих прежних точек зрения и утверждает, что истинное искупление может наступить только в том случае, если еврейский народ объединится и восстановит землю Израиля. [ 89 ] Многие из его единоверцев отнеслись к книге со скептицизмом, а некоторые дошли до того, что запретили раввину Тейхталу посещать свои синагоги. [ 90 ]
В книге раввин Тейхталь резко критикует харедим за то, что они не поддерживают сионистское движение. Когда оно было написано, оно представляло собой резкую критику еврейского ортодоксального истеблишмента и, в частности, Агудат Исраэль. Он пишет: «Ясно, что тот, кто готовит перед субботой, будет есть в субботу (Авода Зара, 3а), и поскольку харедим не трудились, они не имеют абсолютно никакого влияния в Земле (Израиля). Те, кто труд и строительство имеют влияние, и они являются хозяевами Земли. Поэтому неудивительно, что они контролируют... Что скажут харедим, я не знаю, смогут ли они когда-нибудь это сделать? оправдать себя перед небесным судом за неучастие в движении за восстановление Земли».
Сефер Вайоэль Моше
Вайоэль Моше был опубликован сатмарским Ребе , раввином Джоэлем Тейтельбаумом в 1961 году. Он состоит из трех частей: Маамар Шалош Шевуос (три клятвы), Маамар Ишув Эрец Исроэль (заселение Земли Израиля) и Маамар Лошон ха-Кодеш (святой язык). . В первой части обсуждаются три клятвы, упомянутые в Кетубот 111а: что еврейскому народу не разрешено подниматься в Эрец Исраэль силой, что еврейскому народу не разрешено восставать против народов мира и что еврейский народ может не своими грехами задерживают пришествие Мошиаха, еврейского мессии. Это прежде всего книга Галахи (еврейского закона). Раввин Тейтельбаум называет религиозный сионизм серьезным осквернением имени Бога, обвиняет сионизм в Холокосте и называет сионистских лидеров, таких как Теодор Герцль, «еретиками».
Кунтрес Аль ХаГеула ВеАль ХаТемура
Эта небольшая книга, опубликованная в 1967 году также раввином Джоэлем Тейтельбаумом, представляет собой вдохновляющую полемику против сионизма в качестве опровержения тем, кто говорил, что Шестидневная война была божественным чудом, которое продемонстрировало Божью поддержку Государства Израиль. Тейтельбаум писал, что не верит в то, что произошло что-то чудесное; небольшие, но продвинутые армии часто побеждают гораздо более крупные. [ 91 ] Однако тем, кто настаивает на том, что победа Израиля была сверхъестественным событием, ее следует рассматривать как испытание от Бога, чтобы увидеть, будет ли еврейский народ следовать Торе или будет сбит с пути чудесами, которые, казалось, поддерживали сионизм в глазах евреев. массы. Он сравнил это с чудесами, которые часто совершают идолопоклонники в поддержку своей религии, поскольку иудаизм основан не на чудесах, а, скорее, на национальном откровении на Синае.
Иквеса Д'Мешича
Написано раввином Эльхононом Бунимом Вассерманом , считающимся одним из ближайших учеников раввина Исроэля Меира Кагана , более известного как Хофец Хаим. Он был видным рош-ешивой и лидером Агудат Исраэль . Впервые оно было написано на идиш, а затем переведено раввином Моше Шенфельдом на иврит. Совсем недавно он был напечатан в «Ковец Мамарим в'Игерес», сборнике сочинений раввина Вассермана на различные темы, опубликованном через ешиву Ор Эльхонон, основанную раввином Симхой Вассерманом, сыном автора. [ 92 ] [ 93 ] В книге он называет сионистское движение Амаликом : «Те, кто ведет войну против Бога, если бы они могли, они полетели бы на небеса, чтобы сделать это, но поскольку они не могут, они решили сражаться против еврейского народа, который является слугами Бога. и принять Его царствование. А раз так, то их цель – не собственная выгода, а скорее назло Богу и опозорить Его честь». [ 92 ] В книге раввин Вассерман подробно описывает различные аспекты национализма/сионизма, которые противоречат основам еврейской хашкафы (религиозной философии). Раввин Шимон Шваб написал «Бейс ха-Шоеива аль-Иквеса д'Мешиха», в котором собрал и разъяснил исходный материал раввина Вассермана. [ 94 ]
Байос Хазман
Написано раввином Рафаэлем Реувеном Грозовским, рош -ешивой ешивы Каменец в Польше , а затем Месивта Тора в'Даас в Бруклине , штат Нью-Йорк, а также ешивой Баис Медарш Элион в Монси , штат Нью-Йорк. Он был зятем почитаемого раввинского лидера раввина Боруха Бера Лейбовица и активным членом организации Агудас Исроэль в Европе и Америке. В книге рассматривается допустимость голосования на выборах в Израиле, которое недавно разрешил Агудас Исроэль в Израиле. Раввин Грозовский пишет, что участие в израильском правительстве явно является грехом по еврейскому закону, а скорее задается вопросом, можно ли было допустить такой грех перед лицом серьезного положения православной общины, проживавшей в Израиле в то время, и используется ли это участие в качестве инструмент борьбы с влиянием сионистов. На протяжении всей этой дискуссии раввин Грозовский категорически пишет, что оправдание участия в израильских выборах не должно рассматриваться как оправдание идеологии сионизма и что голосование ортодоксальных евреев на таких выборах следует рассматривать только как тактику, направленную на лишение сионистов власти. [ 95 ]
Я буду ждать его
Книга «Я буду ждать его» , опубликованная в 2018 году Йирмияху Коэном, утверждает, что создание Государства Израиль нарушает Галаху, утверждает, что оно нелегитимно, и призывает религиозных евреев отмежеваться от него. [ 96 ]
Пустой фургон: путь сионизма от кризиса идентичности к краже идентичности
Опубликовано в 2018 году раввином Яаковом Шапиро. [ 97 ] В книге подробно описывается несоответствие иудаизма и сионизма, особенно идеологии сионизма, а не просто практическое создание государства в еврейском законе. Он получил одобрение от раввина Моше Штернбуха , главы Эды ха-Хареидис в Иерусалиме, и раввина Эли Бер Вахтфогеля, рош-ешивы ешивы Гедола Зихрон Моше в Южном Фоллсбурге, штат Нью-Йорк, и известного лидера харедим в Америке.
Участие в Государстве Израиль
Среди харедимских антисионистских движений мнения расходятся относительно того, какую позицию занять теперь, когда существует государство. Некоторые движения оставались активно антисионистскими, тогда как другие понизили свой голос; некоторые отказываются голосовать, а другие голосуют; некоторые принимают деньги от правительства, а другие нет.
Многие хасидские Ребе, имеющие последователей на земле Израиля, в том числе Геррер Ребе , Бельзерский Ребе, покойный Любавичский Ребе и другие, призывали своих последователей голосовать на выборах в Израиле. [ 98 ] [ 99 ] Любавичским хасидам предлагается вступить в Силы обороны Израиля. [ нужна ссылка ] в целях обеспечения безопасности государства (поскольку безопасность государства неразрывно связана с безопасностью еврейского народа, проживающего в его границах). Большинство других групп харедим отказываются служить в ЦАХАЛе ни при каких обстоятельствах, включая участие в Национальной службе (Шерут Луми). [ 100 ]
Между тем, Иерусалимский раввинский совет Эда ха-Хареидис и связанные с ним общины, в том числе Сатмар , Душинский , Толдос Аарон и Толдос Авраам Ицхок , не голосуют и не принимают государственные деньги. В дни выборов в харедимских кварталах Иерусалима расклеиваются плакаты Эды ха-Чареиди, в которых говорится, что голосовать на выборах запрещено и что это является тяжким грехом. «Эда ха-Чареидис» и связанные с ней движения разрешили сотрудничать с израильской полицией при смягчающих обстоятельствах. [ 101 ]
См. также
- Секуляризм в Израиле
- Протесты харедим против призыва в армию в Израиле, 2013 г.
- Протест против призыва студентов ешивы на военную службу
- Несионизм
Ссылки
- ^ Халперн, Бен (2004) [1990]. «Возникновение и восприятие сионизма в девятнадцатом веке» . В Гольдшайдере, Кальвин; Нойснер, Джейкоб (ред.). Социальные основы иудаизма (2-е изд.). Юджин, Или: Wipf and Stock Publ. стр. 94–113. ISBN 1-59244-943-3 .
- ^ Линтл, Питер; Фонд науки и политики (2020). «Харедим как вызов еврейскому государству» . Фонд науки и политики (SWP) (на немецком языке). дои : 10.18449/2020RP14 . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ ха-Пелес; том 3, выпуск 4.
- Александр Моше Лапидус, решительный сторонник Ховевей Цион, пишет в Шиват Цион (том 1 стр. 35):
- Были дни – в начале этого движения (Ховевей Цион), – когда идея урегулирования имела много противников, но сейчас оппозиция почти исчезла. Народ уже убежден, что мы здесь не для того, чтобы с оружием отвоевывать землю у турок, и мы не планируем создавать там правительство . Наша единственная цель — организовать фермеров для работы в поле... чтобы нечего было бояться торопить конец изгнания...
- ^ «Рав Александр Моше Лапидус ZT"L» . www.tzemachdovid.org . Архивировано из оригинала 24 января 2013 года.
- ^ «Короче: ненависть к харедим». Еврейская Трибьюн , Лондон . 02.11.2006. п. 9.
- ^ «8. Взгляды на еврейское государство и диаспору» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . Исследовательский центр Пью . 8 марта 2016 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Шимони, Гидеон; Вистрич, Роберт С. (1999). Теодор Герцль: мечтатель еврейского государства . Герцль Пресс. п. 303. ИСБН 978-0-930832-08-7 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Рабинович, Цви (1996). Энциклопедия хасидизма . Джейсон Аронсон. п. 201. ИСБН 978-1-56821-123-7 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Национализм диаспоры и еврейская идентичность в Габсбургской Галиции . Издательство Кембриджского университета. 31 августа 2012 г. стр. 170–171. ISBN 978-1-107-01424-4 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Национализм диаспоры и еврейская идентичность в Габсбургской Галиции . Издательство Кембриджского университета. 31 августа 2012 г. стр. 172–173. ISBN 978-1-107-01424-4 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Ньютон, Адам З. (2001). Забор и сосед: Эммануэль Левинас, Йешаягу Лейбовиц и Израиль среди народов . СУНИ Пресс. п. 233. ИСБН 978-0-7914-9144-7 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Салмон, Йосеф (2002). Религия и сионизм – первые встречи . Еврейский университет Магнес Пресс. п. 349. ИСБН 978-965-493-101-4 . Проверено 30 мая 2013 г.
Нет сомнения, что Р. Хайим выражал крайнюю антисионистскую позицию; когда сионисты в Бриске утверждали, что сионизм представляет собой барьер на пути ассимиляции западных евреев, он ответил, что для иудаизма важно его качество, а не количество. Ограничивая концепцию кляль Исраэль (весь еврейский народ) только «богобоязненными», он приближался к философам немецкого православия.
- ^ Гольдман, Шалом (2009). Рвение к Сиону: христиане, евреи и идея земли обетованной . Книги прессы UNC. стр. 272–73. ISBN 978-0-8078-3344-5 . Проверено 9 мая 2013 г.
Наиболее выдающиеся ортодоксальные раввины первого десятилетия двадцатого века, в том числе Любавичский ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон, выступили с резким осуждением политического сионизма. В 1903 году Шнеерсон предупреждал, что сионисты «сделали национализм заменой Торы и заповедей ... После того, как это предположение будет принято, любой, кто вступает в движение, считает себя более не обязанным соблюдать заповеди Торы, и не существует следовательно, нет никакой надежды на то, что в тот или иной момент он вернется, потому что, по его собственным расчетам, он настоящий еврей в том смысле, что он лояльный националист.
- ^ Гершон Дэвид Хандерт; Институт еврейских исследований Йиво (28 мая 2008 г.). Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . Издательство Йельского университета. п. 1662. ISBN 978-0-300-11903-9 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Эйзен, Йосеф (2004). Чудесное путешествие: Полная история еврейского народа от сотворения мира до наших дней . Таргум Пресс. п. 345. ИСБН 978-1-56871-323-6 . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Сакс, Джонатан (1992). Кризис и завет: еврейская мысль после Холокоста . Издательство Манчестерского университета. п. 66 . ISBN 978-0-7190-4203-4 .
Святой раввин Исраэль Меир ха-Коэн использовал талмудический отрывок из трех клятв, чтобы напомнить своим последователям, что евреям суждено оставаться в изгнании до тех пор, пока их не искупит Бог.
- ^ Эфрон, Ной Дж. (2003). Настоящие евреи: светские против ультраортодоксальных и борьба за еврейскую идентичность в Израиле . Базовые книги. п. 36 . ISBN 978-0-465-01854-3 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Хауманн, Хейко (2002). История восточноевропейских евреев . Издательство Центральноевропейского университета. п. 178. ИСБН 978-963-9241-26-8 . Проверено 9 мая 2013 г.
В межвоенный период раввин Мункача (Мукачево) Хаим Элазар Спира (Шапира, 1872–1937) — в то время самый решительный противник сионизма среди хасидских раввинов — так описывал три врата ада: «Отсутствие вера многих элементов европейского еврейства, абсолютное подчинение деньгам в Америке и сионизм, набиравший силу в Иерусалиме!
- ^ «Еврейская община в Карпатах – история Мункача» . Ядвашем.орг . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Аарон Филлип Уиллис (1993). Сефардские хранители Торы: ритуал и политика благочестия . Принстонский университет. п. 246 . Проверено 17 мая 2013 г.
Примерно в это же время «Агуда» перевела на иврит и напечатала (а затем несколько раз переиздавала, поскольку интерес был высок) брошюру Эльханана Вассермана, директора Талмудической академии в Барановичах, убитого нацистами в 1941 году. По мнению Вассермана, с теологической точки зрения в нацистах виноваты сионисты, поскольку они придерживались «двух идолопоклонств» — социализма и национализма. Остальное было неизбежно, писал Вассерман: «На Небесах два идолопоклонства слились в одно — национал-социализм. Из них был выкован ужасный жезл ярости, который поражает евреев во всех уголках земли. Те же самые мерзости, которым мы поклонялись. теперь нас бьют».
- ^ Jump up to: а б с Чимерлинг, Барух (1989). Израильское государство и общество: границы и рубежи . СУНИ Пресс. стр. 176–178. ISBN 978-1-4384-0901-6 . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ Рабкин, Яков М. (2006). Угроза изнутри: век еврейской оппозиции сионизму . Паб Фернвуд. п. 39. ИСБН 978-1-55266-171-0 . Проверено 17 мая 2013 г.
Раввин Эльханан Вассерман (1875–1941), ученик Хафеца Хаима и столп литовского иудаизма, сравнил сионистов с членами Евсекции, еврейской секции Коммунистической партии Советского Союза. Используя свою собственную версию секуляризованного мессианизма, еврейские коммунисты атаковали традиционную еврейскую жизнь с необычайной яростью.
- ^ Зоар, Сион: сефардское еврейство и еврейство мизрахи: от золотого века Испании до наших дней , с. 184
- ^ Jump up to: а б Бергер, Маршалл Дж.; Ахимейр, Ора (2002). Иерусалим: город и его будущее . Издательство Сиракузского университета. п. 236 . ISBN 978-0-8156-2913-9 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Рабкин, Яков М. (2006). Угроза изнутри: столетие еврейской оппозиции сионизму . Блэк-Пойнт, Северная Каролина: паб Fernwood. п. 136. ИСБН 1-55266-171-7 . OCLC 61127883 .
- ^ Jump up to: а б Лакер, Уолтер (20 мая 2003 г.). История сионизма: от Французской революции до создания государства Израиль . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 410. ИСБН 978-0-8052-1149-8 . Проверено 13 мая 2013 г.
Розенхайм, политический глава центральноевропейского православия, привыкший использовать гораздо более умеренные выражения, тем не менее предостерег религиозных сионистов от «смертельной опасности», которой они рискуют, сотрудничая с теми, кто не принимает божественный закон.
- ^ Гилберт, Мартин (1996). Иерусалим в ХХ веке . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед. п. 108 . ISBN 978-0-471-16308-4 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Бергер, Маршалл Дж.; Ахимейр, Ора (2002). Иерусалим: город и его будущее . Издательство Сиракузского университета. п. 238 . ISBN 978-0-8156-2913-9 . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Бергер, Маршалл Дж.; Ахимейр, Ора (2002). Иерусалим: город и его будущее . Издательство Сиракузского университета. п. 240 . ISBN 978-0-8156-2913-9 . Проверено 13 мая 2013 г.
В другом письме одному из резких антисионистов Блау дал прекрасное описание того, как он воспринимал эту трагическую ситуацию: «Ваша Честь ошибается, думая, что мир с арабами возможен. Арабы ненавидят нас горько. Мы не хотим разорвать оковы диаспоры, но мы не хотим, чтобы нас убивали и забивали, чтобы быть как навоз в поле».
- ^ Майнуддин, Ролин Г. (2002). Религия и политика в развивающемся мире: взрывоопасное взаимодействие . Эшгейт. п. 70. ИСБН 978-0-7546-1507-1 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Стамп, Роджер В. (2000). Границы веры: географические перспективы религиозного фундаментализма . Издательство Rowman & Littlefield. п. 47. ИСБН 978-0-8476-9319-1 . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ «Раввин Йосеф Цви Душинский, главный раввин Иерусалима (1867-1948)» . Настоящие евреи Торы . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Шиндлер, Колин (25 марта 2013 г.). История современного Израиля . Издательство Кембриджского университета. п. 73. ИСБН 978-1-107-02862-3 . Проверено 24 мая 2013 г.
До 1939 года в ультраортодоксальном сообществе царила сильная неприязнь к сионистам. Семьи были разделены, диссиденты изгнаны. Даже во время войны такие чувства сохранялись. В течение года Литва была зажата между двумя революционными голиафами — нацистской Германией и Советской Россией; тем не менее, большинство руководителей крупнейших академий образования, ешивот , выступали за то, чтобы оставаться на месте, а не пытаться уехать в Палестину. Вместо этого они и их последователи прошли маршем в газовые камеры, распевая нигуним . Шоа уничтожил сообщество верующих в Восточной Европе, и ультраортодоксы погибли в огромных количествах. Такая трагедия смягчила позицию выживших по отношению к сионизму. Это перевело многих с антисионистской позиции на несионистскую.
- ^ Лихтенштейн, Рут (31 декабря 2013 г.). «История соглашения о статус-кво» . Хамодия (английское издание) . Проверено 31 августа 2015 г.
Одна из главных разногласий между еврейскими группами развернулась вокруг образования, будущего еврейства. В 1943 году группа из примерно 700 детей-сирот, беженцев Холокоста, бежавших из Польши в Советский Союз, была собрана эмиссарами Еврейского агентства и доставлена в Израиль. Их поместили в лагерь, организованный Тегеранским еврейским агентством, где их отравили против религии.
- ^ Эльяшив, Р. Йосеф Шалом (22 января 2010 г.). «Невала Неэста бе Исроэль». Ятед Нееман .
- ^ Грозовский, Р. Рефоэль Реувен, Баайос Хазман, «Биньян Хиштатфус Шеврей Агуда Б'мемшелес Э»Й», с. 31 – 32 .
- ^ О харедимской оппозиции сионизму
- ^ Думаете, все ортодоксальные евреи — сионисты? Подумайте еще раз.
- ^ Каниевский, Яаков Исраэль. Карьяна Д'Игарта (на иврите). п. 205.
- ^ Тейтельбаум, Йоэль. Вайоэль Моше, т. 1 (на иврите). п. 141.
- ^ Раввин Яаков Шапиро: Является ли иудаизм национальностью? , получено 5 января 2022 г.
- ^ Вассерман, раввин Эльхонон Буним. Ковец Маамрим, Иквеса Д'Мешича (на иврите). п. 306.
- ^ Грозовский, раввин Реувен. Байос Хазман - самое время .
- ^ Гоан, рав Саадия. Эмуна в'Деос вера и мнения (на иврите). стр. 3:7.
- ^ Хирш, Шимшон Рафаэль (2010). Хирш Хумаш: Пять книг Торы . Паб Фельдхайм. стр. Шмот 17:9, 17:14. ISBN 978-1-59826-260-5 . OCLC 782238231 .
- ^ Шапиро, раввин Яаков (2018). Пустой вагон . ISBN 978-1647647926 .
- ^ «Еврейское агентство» . Джафи.org.il. 2014-03-02. Архивировано из оригинала 24 октября 2004 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «EPYC | Места | Штетл» . Epyc.yivo.org . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Мое еврейское образование: Нетурей Карта» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2008 года . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ Сефер Шомер Эмуним, Р'Аарон Рот , Сефер Асифас Михтовим, Р'Аврохом Ицхок Кон, основополагающие книги движения Толдос Аврохом, passim.
- ^ «Тора и религиозный сионизм» . www.hagshama.org.il . Архивировано из оригинала 19 февраля 2007 года.
- ^ Йоэль Эльханан, Дас Хационис , том. 2, стр. 98-99. Вольный перевод: «...когда проходила акция протеста против насильственной секуляризации марокканских детей, Баба Сали первым прислал письмо поддержки, написав «...Горе нам, что это постигло нас в конце дней... Я взываю ко всем родителям... берегите своих драгоценных детей... чтобы они не попали в ловушки этих ловцов душ... Сохнут и Алиат ханоар , которые лежат в засаде для души наших детей... убивать их вечно..." ( Хасаба Кадиша , т. 2) "Когда Баба Сали получил книгу Вайоэль Моше , он заперся в своей комнате и углубленно изучал ее... По окончании , он вышел из своей комнаты и сказал своему зятю: «Нет никого в этом поколении более глубокого и логического, и умелого отвечать на вопросы, как рабби Йоэль (Тейтельбаум). слово за словом, он не оставил ни одной щели, которую бы не прояснил...»
- ^ Села, внучка (15 декабря 2006 г.). «Суд Сатмара раскритиковал Нетурей Карта» . айнетьюс .
- ^ Кембриджский словарь иудаизма и еврейской культуры . Джудит Риса Баскин. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2011. ISBN 978-1-316-15386-4 . OCLC 884646266 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ятед Неэман, Глава Бо, 5770 г.
- ^ Редактор YW (25 февраля 2014 г.). «Рав Штейнман Шлита говорит о Чилул Хашем» . Мир ешивы . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ↑ Kisvei R. Mendel (Закс) p. 293
- ^ «Агудат Исраэль, возможно, и не сионист, но он поддерживает Израиль и его народ» .
- ^ Лоринц, Шломо (9 августа 2006 г.). «Глава двадцать седьмая: Я отдал свою кровь и душу» . Воспоминания о Ха-Раве Шахе, zt"l . Дейа веДибур . Проверено 10 сентября 2007 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Что говорит Штайплер? - Некоторые основные моменты лет его общественного руководства» . Мы знали Штейплера Гаона, zt'l — 23 ава 5760 года, его пятнадцатый ярцайт . Дейа веДибур . 6 сентября 2000 года . Проверено 10 сентября 2007 г.
- ^ Подробную информацию см в объявлении Микатавоица «Эй Беияр». .
- ↑ Игрос Моше, Орех Хаим, том I, глава 46.
- ^ «Лидер хасидов Яаков Фридман, адмор Садигуры, умер в возрасте 84 лет - Новости Израиля - Источник израильских новостей Гаарец» . Гаарец.com. 01.01.2013 . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Общественные закладки» . Otzar770.com . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ↑ Шулхан Арух, Орех Хаим, глава 329.
- ^ «Студенты ешивы Хабад вступают в ряды ЦАХАЛ в рекордном количестве | Мир Мизрахи» . Мизрахи.орг. 18 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2023 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Барбекю Йом ха-Ацмаут» . Chabadcv.com . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Йом ха-Ацмаут с Хабадом Офакима» . Shmais.com. 08 мая 2014 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Архивная копия» . scontent-lhr3-1.xx.fbcdn.net . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 22 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Выступит раввин Шимон Розенберг - Shturem.org захватывает мир штурмом» . Shturem.org . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Распечатать статью» . ВосИзНеиас.com. 10 мая 2011 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Липскар посетил День Иерусалима» . Colliv.com. 2011-06-02 . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Хабад — сионист, говорит раввин» . Israelm=nationalnews.com. Архивировано из оригинала 18 января 2016 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Radio Clash: Хабад против реформы» . Shmais.com. 14 мая 2011 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Чейка, Марек; Коржан, Роман (16 октября 2015 г.). Раввины нашего времени: авторитеты иудаизма в религиозном и политическом процессе современности . Рутледж. п. 155. ИСБН 978-1-317-60544-7 .
Здесь интересно вспомнить отношение известного сефардского раввина Бабы Сали к Ва-Йоэлю Моше : «Эта книга — великий и важный трактат для нашего поколения, а рабби Йоэль Тейтельбаум — столп света, сияние которого приведет нас к пришествие Мессии». Раввин Баба Сали изучал саму книгу в течение нескольких дней... и сказал, что эта книга ответила на все его вопросы о сионизме "истинно и бескомпромиссно".
- ^ «ШАС становится первой ультраортодоксальной партией, присоединившейся к ВСО - Новости Израиля - Источник израильских новостей Гаарец» . Гаарец.com. 19 января 2010 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Национализм диаспоры и еврейская идентичность в Габсбургской Галиции . Издательство Кембриджского университета. 31 августа 2012 г. стр. 172–173. ISBN 978-1-107-01424-4 . Проверено 9 мая 2013 г.
Пожалуй, самый видный сефардский юридический авторитет, раввин Овадия Йосеф из Иерусалима, поддерживает вердикт раввина Файнштейна и в своем комментарии уточняет, что «те, кто выбрал этот флаг в качестве символа государства, были злодеями». Подчеркивая, что вынос флага, «тщетного и бесполезного предмета», из синагоги должен производиться в гармонии и мире, он рекомендует «искоренить все, что связано с флагом, чтобы он не служил напоминанием о действиях злодеев». ".
- ^ «Мнение раввина Овадии о Дне независимости и государстве» . Архивировано из оригинала 22 июня 2010 г. Проверено 13 июня 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «После арестов: «Уровень» в нападении на заместителя министра Эли Бен Дахана» . mobile.kikar.co.il . 20 апреля 2017 г. Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Ультраортодоксальные евреи объединяются против призывной политики израильской армии» . Наблюдатель . 10 июня 2013 г. Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Четко объяснено, почему ортодоксальные евреи отказываются служить в ЦАХАЛе , получено 11 января 2022 г.
- ^ «Протестующие в Нью-Йорке устроили массовый антисионистский митинг против призыва в ЦАХАЛ» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ «Антисионистские евреи-хасиды сотрясают комнату в Бруклинском центре Барклайс» . Гаарец . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Десятки тысяч ортодоксальных евреев в Нью-Йорке протестуют против законопроекта ЦАХАЛ - Часть 1 , получено 10 января 2022 г.
- ^ «Харедим протестуют против ЦАХАЛа в Брюсселе» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Яновер, Йори. «AG блокирует законопроект, поскольку харедим митингуют возле штаб-квартиры ЕС» . Проверено 19 января 2022 г.
- ^ Мощное обращение евреев Торы в Брюсселе против израильского проекта , получено 19 января 2022 г.
- ^ «Европейские раввины протестуют против преследований Израилем ортодоксальных евреев | Евреи Торы» . www.truetorahjews.org . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «ЭИМ ХАБАНИМ СЕМЕЙХА: Об Эрец Исраэль, искуплении и единстве» . Публикации Урима. Архивировано из оригинала 22 ноября 2015 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Хэмвей, Эд. «Эйм Хабаним Семеха: Эм Хабаним Семеха» (PDF) . www.ou.org. Архивировано из оригинала 18 января 2016 г. Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Аль Хагеула В'аль Хатемура , стр. 33, неделя 6
- ^ Jump up to: а б Вассерман, раввин Эльхонон Буним (2006). Ковец Мамарим в'Игерес (на иврите). Иерусалим, Израиль: Институт אור אלהנן. стр. 259–260.
- ^ «Книга сборника эссе и сборов /... раввин Эльханан Бонам Васерман.. | Васерман, Эльханан Бонам бен Нафтали Бинуш, 1875-1941 | Национальная библиотека Израиля» . www.nli.org.il. Проверено 9 января 2022 г.
- ^ «Сефер Бейт ха-Шуава: это сборник статей об Экбата Дамшихе: включая стихи, мидраши и статьи Мудрецов с фарисеями... /... раввина Шимона Шваба... и сопровождаемый статьей Цафит Лишуа» / из Маран... Хафец Хаим и Контерс Экбата Дамаск / Мемран ... Раввин Эльханан Вассерман | Шваб, Шимон бен Иегуда Лив, 1908–1995 (Коэн, Исраэль Меир, 1838–1933. | Национальная библиотека . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 9 января 2022 г.) .
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Проблемы времени - Грозовский, Рафаэль Реувен» . hebrewbooks.org . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Зильберман, Шмуэль (3 января 2019 г.). «Спорное галахическое дело против Государства Израиль» . Лерхаус .
- ^ Шапиро, раввин Яаков (2018). Пустой фургон: путь сионизма от кризиса идентичности к краже идентичности . Общество Байс Медраш. ISBN 978-1-64255-554-7 . OCLC 1038020732 .
- ^ «Сделка по окончательному составлению списка UTJ будет доведена до конца - Новости Израиля - Источник израильских новостей Haaretz» . Haaretz.com . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Политическая партия Агудат Исраэль» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Четко объяснено, почему ортодоксальные евреи отказываются служить в ЦАХАЛе , получено 5 января 2022 г.
- ^ «Дейа веДибур - Информация и аналитика - НОВОСТИ» . Чарейди.org. 07.01.2004 . Проверено 21 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
- Аран, Гидеон (2004) [1990]. «От религиозного сионизма к сионистской религии». В Гольдшайдере, Кальвин; Нойснер, Джейкоб (ред.). Социальные основы иудаизма (переиздание). Юджин, Или: Wipf and Stock Publ. стр. 259–282. ISBN 1-59244-943-3 .
- Нойснер, Джейкоб (1991). «Ереси вне иудаизма: сионизм». Введение в иудаизм: учебник и читалка . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер/John Knox Press. стр. 312–322. ISBN 0-664-25348-2 .
- Лосось, Йосеф. «Сионизм и антисионизм в традиционном иудаизме в Восточной Европе», «Сионизм и религия» , ред. Шмуэль Альмог, Иегуда Рейнхарц и Анита Шапира (Ганновер и Лондон, 1998 г.), 25–43.
- Равицкий, Авиезер. «Мункач и Иерусалим: ультраортодоксальная оппозиция сионизму и агудаизму», «Сионизм и религия» , ред. Шмуэль Альмог, Иегуда Рейнхарц и Анита Шапира (Ганновер и Лондон, 1998), 67–89.