Любители Сиона
«Любители Сиона» , также Ховевей Сион ( иврит : חובבי ציון ) или Хиббат Сион ( иврит : חיבת ציון ), были разновидностью протосионистских организаций, основанных в 1881 году в ответ на антиеврейские погромы в Российской империи и официально сформировалась как группа на конференции под руководством Леона Пинскера в 1884 году. [1] [2]
Сейчас эти организации считаются предшественниками и основателями современного сионизма . Многие из первых групп были созданы в странах Восточной Европы в начале 1880-х годов с целью способствовать еврейской иммиграции в Палестину и продвигать там еврейские поселения, особенно сельскохозяйственные. Большинство из них остались в стороне от политики.
История
Палестину XIX века населяли мусульмане, армяне, христиане и евреи. [3] Еще в 1840 году Мозес Монтефиоре выступал за евреев в Османской империи , которая контролировала территории Палестины, встречаясь с британским консулом лордом Пальмерстоном, чтобы убедить Мехмета Али и султана защитить евреев Палестины от конфликтов с османами. [4]
В 1850 году, согласно провинциальному ежегоднику переписи населения Османской империи, в Палестине было зарегистрировано 63 659 домохозяйств. Примерно 85% были мусульманами, 11% - христианами и 4% евреями. Еврейское население составляло около 14 730 человек и увеличилось до 24 000 к 1882 году. [5]
В 1854 году Иуда Туро завещал деньги на финансирование еврейского поселения в Палестине. Сэр Мозес Монтефиоре был назначен исполнителем его воли и использовал средства для различных проектов, включая строительство первого еврейского жилого поселения и богадельни за пределами старого города-крепости Иерусалима в 1860 году, который сегодня известен как Мишкенот Шаананим. квартал . Лоуренс Олифант потерпел неудачу в аналогичной попытке перевезти в Палестину еврейский пролетариат Польши, Литвы, Румынии и Турецкой империи (1879 и 1882 гг.).
В Российской империи волны погромов 1881–1884 годов (некоторые из которых предположительно спонсировались государством), а также антисемитские майские законы царем 1882 года, введенные российским Александром III , глубоко затронули еврейские общины. В период с 1880 по 1920 год более 2 миллионов евреев бежали из России. Подавляющее большинство из них эмигрировали в Соединенные Штаты , но некоторые решили сформировать алию в Палестину, находящуюся под властью Османской империи.
В 1882 году группа из десяти «Ховевей Цион» энтузиастов из Харькова во главе с Залманом Давидом Левонтиным и включавшая известных филантропов Исаака Лейба Гольдберга и Реувена Юдалевича основала Ришон ле-Цион , первое сионистское поселение, основанное на Земле Израиля Новым Ишувом . [6] Это было сделано, несмотря на препятствия, чинимые турецким правительством, которое препятствовало покупке земли. [7] Позже пионеры Билу укрепили поселение и расширили его. В течение многих лет учебники приписывали Билу заслугу создания Ришон-ле-Циона, но в последние десятилетия - после кампании ветеранов Ришона и их потомков - Ховевей-Цион был признан основателем города.
Трактат Ховевей-Цион «Арухас бас-ами» был написан Исааком Рюльфом в 1883 году. [8] а в 1884 году 34 делегата встретились в Каттовице , Германия (сегодня Катовице , Польша ). Раввин Самуэль Мохилевер был избран президентом, а Леон Пинскер - председателем организации, которую они назвали Ховевей Сион . Пинскеру помогал Шауль Пинхас Раббинович . [9] Группа пыталась заручиться финансовой помощью барона Эдмонда Джеймса де Ротшильда и других филантропов для помощи еврейским поселениям в Палестине и организации образовательных курсов. состоялась очередная конференция В июне 1887 года в Друскининкае . [10]
Варшавское « отделение было основано Л. Л. Заменгофом , работавшим над первым когда-либо написанным учебником грамматики идиша , опубликованным под псевдонимом «Доктор Х» только в 1909 году, в Lebn un visnshaft » , в статье «Vegn a yidisher gramatik un reform». ин дер идишер шпрах».
Чтобы добиться юридического признания со стороны властей, российскому отделению « Ховевей Цион» пришлось удовлетворить требование о регистрации в качестве благотворительной организации . одобрило его создание В начале 1890 года российское правительство как «Общество поддержки еврейских земледельцев и ремесленников в Сирии и Эрец Исраэль», которое стало известно как Одесский комитет . Он был посвящен практическим аспектам создания сельскохозяйственных поселений, и его проекты в 1890–1891 годах включали помощь в основании Реховота и Хадеры и восстановлении Мишмар ха-Ярдена .
Одним из крупных доноров был известный торговец чаем Калонимус Вольф Виссоцкий , основавший крупнейшую чайную компанию в России «Wissotzky Tea» . Виссоцкий финансировал сельскохозяйственные колонии в Палестине и посетил страну в 1884–1885 годах. Позже он опубликовал книгу о своем визите. [11]
В 1897 году, накануне Первого сионистского конгресса , Одесский комитет насчитывал свыше 4000 членов. После того как Конгресс учредил Сионистскую организацию , к ней присоединилось большинство обществ Ховевей Цион .
См. также
Ссылки
- ^ Клиер, Дж. (2002). «Новая политика вместо старой: переоценка традиционного еврейского политического руководства в 1881–1882 годах» (PDF) . Еврейские исследования в Центрально-Европейском университете . 2 .
- ^ Пенслар, Дерек Джонатан (1991). Сионизм и технократия: проектирование еврейских поселений в Палестине, 1870-1918 гг . Издательство Университета Индианы. стр. 20–. ISBN 0-253-34290-2 .
Ховевей-Цион, название неофициальной сети еврейских националистических обществ, возникшей после погромов 1881 года и официально учрежденной в 1884 году.
- ^ Бен-Арье, Ю. (1975). «Рост Иерусалима в девятнадцатом веке» . Анналы Ассоциации американских географов . 65 (2): 252–269. дои : 10.1111/j.1467-8306.1975.tb01035.x . ISSN 0004-5608 . JSTOR 2562086 .
- ^ Фридман, Исайя (1968). «Лорд Пальмерстон и защита евреев в Палестине 1839-1851» . Еврейские социальные исследования . 30 (1): 23–41. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4466386 .
- ^ Шольх, Александр (ноябрь 1985 г.). «Демографическое развитие Палестины, 1850-1882 гг.». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 17 (4). Издательство Кембриджского университета: 485–505. дои : 10.1017/S0020743800029445 . JSTOR 163415 . S2CID 154921401 .
- ^ Иегуда, Слуцкий (2007). «Гольдберг, Исаак Лейб» . Энциклопедия иудаики . Энциклопедия.com . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ Дубнов, Саймон (26 августа 2000 г.). История евреев в России и Польше . Авотайну. ISBN 9781886223110 – через Google Книги.
- ^ Йозеф Френкель, Борьба Матиаса Ахера за «Корону Сиона» , Еврейские социальные исследования (1954) Издательство Индианского университета.
- ^ Шопс, Юлиус Х. (28 августа 2013 г.). Пионеры сионизма: Гесс, Пинскер, Рюльф: мессианизм, политика поселений и израильско-палестинский конфликт . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-031472-4 .
- ^ Шопс, Юлиус Х. (28 августа 2013 г.). Пионеры сионизма: Гесс, Пинскер, Рюльф: мессианизм, политика поселений и израильско-палестинский конфликт . Вальтер де Грюйтер. п. 45. ИСБН 978-1021276414 . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «1824: Родился человек, чье имя заставляет израильтян думать о «чаях»» . Гаарец .
Дальнейшее чтение
- аль-Тай, AHA (2015). «Роль России в конференции любителей Сиона 1884 года» . Журнал Вавилонского центра гуманитарных исследований . 5 (1): 74–83.
- Гольдштейн, Ю. (2015). «Размышления о неудаче любителей Сиона» . Журнал современных еврейских исследований . 14 (2): 229–245. дои : 10.1080/14725886.2015.1009729 . S2CID 147120463 .
Внешние ссылки
- Движение БИЛУ и Ховевей Цион в ВСО
- ЙИВО
- Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот: Еврейская община Одессы. Архивировано 21 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- Проект устава Одесского комитета на сайте zionistarchives.org.il.