Лоуренс Олифант (автор)
Лоуренс Олифант | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 23 декабря 1888 г. Йорк Хаус, Твикенхем , Лондон , Англия | ( 59 лет
Национальность | Британский |
Род занятий | Автор Путешественник |
Супруг (а) | Алиса Странная Олифант (1872-1886) Розамонд Олифант (1888) |
Лоуренс Олифант (3 августа 1829 – 23 декабря 1888), член парламента, был британским писателем южноафриканского происхождения, путешественником, дипломатом , агентом британской разведки, христианским мистиком и христианским сионистом . Его самой известной книгой при жизни был сатирический роман «Пикадилли» (1870). [1] С тех пор его плану по созданию еврейских фермерских общин в Святой Земле, Земле Галаад , стало уделяться больше внимания . [2] Великобритании Олифант был членом парламента от Стерлинг-Бурга .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Лоуренс Олифант родился в Кейптауне , Капская колония , единственный ребенок сэра Энтони Олифанта (1793–1859), представителя шотландского землевладельческого дворянства, и его жены Марии. На момент рождения сына сэр Энтони был генеральным прокурором Капской , но вскоре был назначен главным судьей Цейлона колонии . Раннее детство Лоуренса прошло в Коломбо , где его отец купил дом под названием Альков в Капитанских садах, впоследствии известный как Сады Маха Нуге . Сэру Энтони и его сыну приписывают привоз чая на Цейлон и выращивание 30 чайных растений, привезенных из Китая, в поместье Олифант в Нувара-Элии . [3] В 1848 и 1849 годах он и его родители совершили поездку по Европе. В 1851 году он сопровождал Юнга Бахадура из Коломбо в Непал , что дало материал для его первой книги « Путешествие в Катманду» (1852). [4] Олифант вернулся на Цейлон и оттуда отправился в Англию изучать право. Олифант оставил свое юридическое образование и отправился путешествовать по России . Итогом этого путешествия стала его книга «Русские берега Черного моря» (1853).
Родители Олифанта были христианскими сионистами . [5]
Дипломатические и утопические занятия
[ редактировать ]Между 1853 и 1861 годами Олифант был секретарем лорда Элджина во время переговоров по Канадскому договору о взаимности в Вашингтоне и компаньоном герцога Ньюкасла во время визита на черкесское побережье во время Крымской войны . [4]

В 1861 году Олифант был назначен первым секретарем британской миссии в Японии под руководством полномочного министра (впоследствии сэра) Резерфорда Олкока . Он прибыл в Эдо в конце июня, но вечером 5 июля на дипломатическую миссию было совершено ночное нападение ксенофобских ронинов . Его пистолеты были заперты в дорожном ящике, Олифант выскочил с охотничьим хлыстом и был атакован ронином с тяжелым двуручным мечом . Невидимый в темноте луч мешал ударам, но Олифант был тяжело ранен и отправлен на борт корабля для выздоровления. Ему пришлось вернуться в Англию после посещения острова Цусима , где он обнаружил русские войска, занимающие уединенную бухту, и добился их вывода. В результате нападения на миссию он получил необратимое повреждение одной руки.
В 1863 году его отправили в Польшу в качестве британского наблюдателя для репортажей о Январском восстании . [5]
Олифант вернулся в Англию, ушел с дипломатической службы и был избран в парламент в 1865 году от Стерлинга Бурга . Хотя он не проявил каких-либо заметных парламентских способностей, [4] Большой успех ему принес роман «Пикадилли: фрагмент современной биографии» (1870). Среди более поздних романов Олифанта — «Альтиора Пето» (1883) и «Масоллам: проблема периода» (1886).
Затем он связался с пророком-спиритом Томасом Лэйком Харрисом , который примерно в 1861 году организовал небольшую христианскую утопическую общину «Братство Новой Жизни», обосновавшуюся в Броктоне, штат Нью-Йорк , на Броктон, штат Нью-Йорк, на озеро Эри озере Эри , и впоследствии он переехал в . в Санта-Розу, Калифорния . [4]
После того, как первоначально ему было отказано в разрешении присоединиться к Харрису в 1867 году, ему в конце концов разрешили присоединиться к его сообществу, и Олифант вызвал скандал, покинув парламент в 1868 году, чтобы последовать за Харрисом в Броктон. [5] Он прожил там несколько лет, занимаясь тем, что Харрис назвал «использованием», ручным трудом, направленным на реализацию своего утопического видения. Членам сообщества разрешалось время от времени возвращаться во внешний мир, чтобы зарабатывать деньги для сообщества. Через три года Олифант работал корреспондентом «Таймс» во время франко-германской войны , а затем провел несколько лет в Париже на службе газеты. Там он познакомился через свою мать со своей будущей женой Алисой ле Стрейндж. Они поженились в церкви Святого Георгия на Ганновер-сквер в Лондоне 8 июня 1872 года. [6] В 1873 году Олифант вернулся в Броктон со своей женой и матерью. [4]
Позже он и его мать поссорились с Харрисом и потребовали вернуть свои деньги, которые якобы были получены в основном от продажи драгоценностей леди Марис Олифант. Это вынудило Харриса продать колонию в Броктоне, а его оставшиеся ученики переехали в свою новую колонию в Санта-Розе, Калифорния.
В 1876 году Олифант вернулся в Англию, а его жена Алиса предпочла остаться в Братстве Новой Жизни в Броктоне. [5]
К 1878 году Олифант, охваченный волной беспокойства Запада по поводу того, что Россия намеревается завоевать Ближний Восток, разработал «План Галаада», согласно которому Великобритания должна была основать еврейскую сельскохозяйственную колонию «в северной, более плодородной половине Палестины», и записался в армию. одобрение премьер-министра Дизраэли , сторонника сионизма; министр иностранных дел Солсбери, принц Уэльский; и писатель Джордж Элиот . [5] Олифант, уполномоченный британским правительством, в 1879 году отправился в плавание, чтобы исследовать условия для создания еврейского сельскохозяйственного поселения в Палестине. [5] Позже Олифант стал рассматривать еврейские сельскохозяйственные поселения как средство облегчения страданий евреев в Восточной Европе. [7]
В мае 1879 года Олифант находился в Константинополе и просил Блистательную Порту о разрешении основать еврейскую сельскохозяйственную колонию на Святой Земле и поселить там большое количество евреев (это было до первой волны еврейских поселений сионистов в 1882 году). [5] Он не считал это невыполнимой задачей, учитывая большое количество верующих христиан в США и Англии, поддержавших этот план. [5] При финансовой поддержке христадельфианцев и других людей в Британии Олифант накопил достаточно средств для покупки земли и расселения еврейских беженцев в Галилее . [8] [ нужен лучший источник ]
Ожидая встречи с Блистательной Портой , Олифант отправился в Румынию, чтобы обсудить предлагаемые им сельскохозяйственные поселения с тамошними еврейскими общинами. [5]
Долгожданная встреча с Блистательной Портой состоялась наконец в апреле 1880 года и оказалась полной неудачей; Олифант и его план были отклонены. [5] По мнению Генри Лейарда , британского посла в Блистательной Порте во время визита Олифанта, попытка провалилась, потому что Олифант говорил о том, как возвращение евреев в Палестину принесет второе пришествие Иисуса – язык и идеи, которые нашел султан неприятный. [5]
волна погромов Когда в 1881 году Российскую империю охватила , в первую очередь Киевский погром , в Лондоне были собраны благотворительные средства под эгидой Комитета особняков, группы, созданной для этой цели. 15 февраля 1881 года статью Когда комитет объявил, что средства будут использованы для помощи еврейским беженцам в переселении в Америку, Олифант опубликовал в «Таймс» , в которой утверждалось, что евреи, решившие поселиться в Палестине, будут защищены своей религией; его статья была встречена с таким энтузиазмом среди польских и русских евреев, что комитет усадебного дома назначил его комиссаром в Галиции . [5] Олифант и его жена Алиса, воссоединившиеся в 1882 году, отправились в Вену и Галисию, встретившись с представителями восточных евреев и пообещав, что «как только ваши христианские сочувствующие в Англии убедятся, что евреи, бегущие из России, смогут безопасно поселиться в землю своих предков, то они внесут тысячи, я вполне могу сказать, сотни тысяч фунтов на продвижение этого великого объекта». [5]
К этому моменту Олифант стал своего рода знаменитостью среди евреев Восточной Европы. [5] О нем говорили как о «еще одном Кире » и «спасителе». Его планы поселений были опубликованы ранней сионистской газетой «Хамагид» , написанной Перецем Смоленскиным в «Ха-Шахаре» , а Мозес Лилиенблюм выразил надежду, что Олифант станет «Мессией для Израиля». [5] По словам историка Натана Майкла Гелбера , «в домах бедных евреев можно было найти изображение Олифанта. Его вешали бы прямо рядом с картинами великих филантропов Мозеса Монтефиоре и барона Хирша ». [5]
Несмотря на то, что Блистательная Порта не дала разрешения на строительство еврейских сельскохозяйственных поселений, в мае 1882 года Олифанты отправились в путешествие в Палестину, проехав через Будапешт в Молдавию, где они остановились, чтобы встретиться с раввином Аврохомом Яаковом Фридманом , которого Олифант понял как «лидер мирового еврейства», надеясь убедить его собрать достаточно средств для покупки Палестины у османского императора. [5]

Олифанты поселились в Палестине, деля свое время между домом в немецкой колонии в Хайфе и другим в друзской деревне Далият аль-Кармель на горе Кармель . [9] секретарь Олифанта Нафтали Герц Имбер , автор израильского государственного гимна « Хатиква ». С ними жил [10] На Святой Земле они поддерживали связь с еврейскими пионерами Первой алии , пожертвовав 1000 рублей поселенцам-основателям Йесуд ха-Маала . [5] Считается, что он сыграл «центральную роль» в «установлении и выживании» Рош Пинны и Зихрон-Яакова . [5]
Эзотерические сочинения
[ редактировать ]Лоуренс и его жена Алиса совместно работали над работой по эзотерическому христианству , которая была опубликована в 1885 году под названием Sympneumata, или «Эволюционные силы, ныне действующие в человеке» . Под влиянием американского мистика Томаса Лэйка Харриса, а также спиритуалистов Анны Кингсфорд и Эдварда Мейтленда , Sympneumata основана на интерпретации грехопадения, согласно которому человеческая душа изначально была андрогинной, но после заключения в физические тела разделилась на мужскую и женскую части. В Симпневмате Олифанты подчеркивают необходимость найти свои физические и духовные аналоги посредством дыхательной практики с целью раскрыть андрогинность внутри себя посредством «вибрационного» движения. [11]
В декабре 1885 года Алиса заболела и умерла 2 января 1886 года. Олифант, также пораженный болезнью, был слишком слаб, чтобы присутствовать на ее похоронах. [6] Олифант был убежден, что после смерти Алисы он находился с ней в гораздо более тесном контакте, чем когда она была еще жива, и считал, что она вдохновила его на написание книги « Научная религия: или Высшие возможности жизни и практики через действие природных сил », которая была опубликовано в ноябре 1887 г. [4]
Последние годы
[ редактировать ]В 1888 году Олифант отправился в Соединенные Штаты и женился на своей второй жене, Розамонде, внучке Роберта Оуэна , в Малверне. Пара планировала вернуться в Хайфу, но Олифант заболел в Йорк-Хаусе, Твикенхем , Англия, и умер там 23 декабря 1888 года. В его некрологе в «Таймс» о нем говорилось: «Редко была более романтическая или насыщенная карьера; никогда, возможно, не незнакомец или более явно противоречивая личность».
Наследие
[ редактировать ]В 2000 году акварели Алисы Олифант, изображающие Хайфу такой, какой она была в конце 19 века, были показаны на специальной выставке под названием «Гостиная леди Олифант» в Израильском национальном морском музее . [2] [12] Также были представлены картины сестры Алисы, Джеймсины Уоллер, созданные во время ее визита в Святую Землю. [2] [12] «Джерузалем Пост» Художественный критик газеты Анджела Левин назвала акварели леди Элис «очаровательными, но дилетантскими». [13]
В 2003 году в Доме Тихо в Иерусалиме открылась выставка картин Элис Олифант и ее сестры Джезамин Уоллер, посвященных Святой Земле. [14]
Книги
[ редактировать ]- Путешествие в Катманду (столицу Напола) с лагерем Юнга Бахадура; в том числе «Очерк непальского посла дома» — это рассказ о путешествии, написанный в 1852 году. [15] В книге описывается культурное состояние Непала, однако она не имеет научной ценности. [15] Олифант, тогда 21-летний сын колониста Коломбо, присоединился к команде Джанга Бахадура Раны , который возвращался в Непал из Англии со своими двумя младшими братьями, Джагатом Шамшером и Дхиром Шамшером. В декабре 1850 года команда остановилась на Цейлоне, где ее сопровождал Олифант. [16] Книга находится в общественном достоянии с 6 июля 2005 года. [17]
- Рассказ о миссии графа Элгина в Китай и Японию в 1857, 1858, 1859 годах (1860 г.)
- Пикадилли: фрагмент современной биографии (1870)
- Альтиора Пето (1883)
- Симпневматы, или эволюционные силы, действующие сейчас в человеке (1885 г.)
- Хайфа, или жизнь в современной Палестине (Иерусалим: Яд Ицхак Бен Цви, 1976 [1885]). [2] Иллюстрировано акварелью леди Элис Олифант. [13]
- Масоллам: проблема периода (1886)
- Научная религия: или высшие возможности жизни и практики посредством действия природных сил (1887)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рецензия на книгу: Земля Галаад». Наблюдатель . 2 января 1881 г.
- ^ Jump up to: а б с д Блумфилд, Венди (16 мая 2008 г.). «Шотландский лэрд». Иерусалим Пост .
- ^ «Отсылка к сэру Энтони Олифанту и появлению чая на Цейлоне» . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж свободном доступе : Дафф, Маунтстюарт Элфинстон Грант (1911). « Олифант, Лоуренс ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 82–83. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Стил, Филип Эрл (январь 2020 г.). «Британский христианский сионизм (Часть 2): работа Лоуренса Олифанта» . Журнал глубин . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Энн Тейлор (1982). Лоуренс Олифант . Издательство Открытого университета.
- ^ Амит (ноябрь 2007 г.). «Томас Лоуренс Олифант: финансовые источники его деятельности в Палестине в 1880-х годах». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 139 (3): 205–212. дои : 10.1179/003103207x227328 . S2CID 162284112 .
- ^ Журнал Christadelphian , Бирмингем, 1884, 1886.
- ↑ Рвение к Сиону: христиане, евреи и идея земли обетованной, Шалом Гольдман
- ^ " Улицы: Рехов Олифант, Хайфа " " Джерузалем Пост"
- ^ Чажес, Джули (2016). «Божественный андрогин Элис и Лоуренса Олифанта и «Женский вопрос» ». Журнал Американской академии религии . 84 (2): 498–592. doi : 10.1093/jaarel/lfv061 .
- ^ Jump up to: а б «Алиса на Святой Земле открывается в Иерусалиме» . Арт Дейли . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Левин, Анджела (28 января 2000 г.). «В кадре». Иерусалим Пост.
- ^ Роннен, Меир (22 августа 2003 г.). «Живопись Палестины – по стопам христианского сиониста». Иерусалим Пост.
- ^ Jump up to: а б Бейн, Дэйв (1998). «Непал тогда и сейчас: критическая оценка этнографии Непала». Вклад в непальские исследования . 25 (2): 165–166.
- ^ "n 'Чудак' в 'Лагере Юнга Бахадура' " . ECS НЕПАЛ . Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Олифант, Лоуренс (6 июля 2005 г.). Путешествие в Катманду (столицу Напола) с лагерем Юнга Бахадура, включая зарисовку непальского посла дома . Проверено 29 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Миссис (Маргарет) Олифант (его двоюродная сестра), Мемуары о жизни Лоуренса Олифанта и Алисы Олифант, его жены (1891).
- Филип Хендерсон , Жизнь Лоуренса Олифанта Роберта Хейла Ltd, Лондон, 1956.
- Пэр Берка , Олифант того же рода
- Помещик Бёрка , Олифант Конди
- Барт Кейси , «Двойная жизнь Лоуренса Олифанта», Post Hill Press, Нью-Йорк, 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Лоуренса Олифанта в Project Gutenberg
- Работы Лоуренса Олифанта или о нем в Internet Archive
- Работы Лоуренса Олифанта в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Хансард 1803–2005: вклады Лоуренса Олифанта в парламент
- Лоуренс Олифант на ElectricScotland.com/webclans
- Лоуренс Олифант из Библиотеки Конгресса , 46 записей в библиотечном каталоге.
- 1829 рождений
- 1888 смертей
- Алия
- Британские эмигранты в Японии
- Члены парламента Соединенного Королевства от шотландских округов
- Писатели из Хайфы
- Члены парламента Великобритании 1865–1868 гг.
- Люди из Британского Цейлона
- Члены парламента Соединенного Королевства от округов Стерлинг
- Британские эмигранты в Османской империи
- Южноафриканский народ шотландского происхождения
- Писатели из Кейптауна
- Британские дипломаты XIX века
- Британские христианские сионисты
- Шотландские писатели XIX века.
- Эзотерическое христианство