Голусский национализм
Голусский национализм (идиш: גלות נאַציאָנאַליזם Golus национализм после golus , иврит : לאומיות גולוס , романизированный : Gālūṯ leumiyút ), или диаспоральный национализм, — национальное движение еврейского народа , выступающее за развитие еврейской национальной и культурной жизни в центрах крупных еврейских общин. во всем мире, одновременно стремясь к признанию еврейской национальной идентичности со стороны мировых держав. [1] Термин «голюс» понимался как означающий как « диаспору », так и «изгнание». [2]
Происхождение
[ редактировать ]Голусный национализм был задуман Натаном Бирнбаумом (1864–1937), австрийским философом, давшим сионизму название. [3] Хотя Бирнбаум был одним из первых теоретиков сионизма и участвовал в Первом сионистском конгрессе (1897 г.), вскоре после этого он порвал с этим движением. Бирнбаум начал разрабатывать теорию паниудаизма ( Alljudentum ), охватывающую еврейскую жизнь в диаспоре . [4]
Бирнбаум изучал идиш и интересовался, в какой степени восточноевропейское еврейство сохранило свою внутреннюю культуру по сравнению с западноевропейской еврейской культурой, в которой он вырос. Бирнбаум был соучредителем еврейско-националистической группы «Кадима» , а также основал и писал для первого сионистского эмансипационного журнала « Selbst-Emancipation» . [ нужна ссылка ] Некоторые из его мыслей представлены в двух статьях, озаглавленных «Движение еврейского возрождения» и «Еврейская автономия». [5]
Бирнбаум был против идеи еврейской ассимиляции неизбежности . Вместо этого его вдохновили евреи Восточной Европы, которые сохранили идиш как язык, имели сильную народную культуру и объединились в четко различимые общины. [1]
Стремление к признанию еврейской национальности
[ редактировать ]Бирнбаум предпринял несколько попыток добиться признания еврейской национальной идентичности государственными властями. В 1907 году он безуспешно выступал за идиша включение в качестве еврейского национального языка в перепись населения Австро-Венгрии . В следующем году он провел кампанию за место в парламенте; несмотря на свою успешную кампанию, ему не удалось занять свое место из-за коррупции в местных органах власти. [6] В 1910 году он снова попытался добиться признания идиша. Бирнбаум чувствовал, что, если бы он мог добиться государственного признания элементов еврейской государственности, он мог бы подать прошение о предоставлении евреям совместного контроля над провинцией в Галиции . Его воодушевил тот факт, что Австро-Венгерская империя предлагала возможность создания автономных регионов этническим группам и национальностям. [7]
Бирнбаум также пропагандировал идиш как язык, придумав слова « идишизм » и «идишист». Он организовывал мероприятия на идиш в Вене , переводил идишских авторов на немецкий язык, а в 1905 году основал студенческую организацию по развитию языка под названием Yidishe Kultur . [1] В 1908 году он организовал международную конференцию по языку идиш в Черновицах , на которой различные еврейские фракции спорили о том, следует ли объявить идиш официальным языком еврейского национализма или вместо этого одним из нескольких еврейских языков. [7]
Связанные теории
[ редактировать ]Сообщается, что примерно в 1880-х годах у Бирнбаума возникло недовольство отсутствием интереса Теодора Герцля к поддержанию и возрождению культуры еврейской диаспоры, а также его предпочтение политической стратегии в отношении суверенитета и территории. [8] Это заставило Бирнбаума отойти от территориальных сионистских идеологий Герцля и других, и он присоединился к рядам теоретиков нетерриториальной автономии , которые утверждали, что физические границы не являются необходимыми для определения народа и поддержания суверенитета. Бирнбаум поддержал возрождение еврейской культуры и языка ашкенази. Его теории соответствовали концепциям национализма диаспоры Саймона Дубнова , подчеркивая еврейское чувство единства, идентичности и суверенитета в международных странах и общинах.
Существовало разделение между культурными сионистами, которых представлял Ахад Хаам , и политическими сионистами, которых представлял Теодор Герцль, но националисты Голуса Натана Бирнбаума были в оппозиции обеим идеологиям. Бирнбаума В отличие от этих двух теорий, голус-национализм не требовал наличия территории для поддержания национальной идентичности. Идеи Бирнбаума также противоречили Ахад Хааму, потому что он не придавал такого большого значения Святой Земле Израиля и Палестины, как носителю духа иудаизма. [9]
Эта идеология связана с теорией Alljudentum , или пан-иудаизма, которая первоначально была выдвинута коллегой Бирнбаума Фрицем Мордехаем Кауфманом. Кауфман был родом из Западной Европы, в частности из Эшвайлера , и изучал медицину и историю в Женеве . [10] Как и Бирнбаум, Кауфманн был очень заинтересован в изучении сохранения культуры и традиционных обычаев восточноевропейских евреев. Он стремился применить это единство через свои националистические взгляды на еврейскую диаспору. Однако взгляды Кауфмана расходились со взглядами Бирнбаума в том, что он больше сосредоточился на социалистических аспектах этих сообществ, а не на современных православных практиках, которые привлекли внимание Бирнбаума. [11]
Бирнбаум привлек значительных сторонников, таких как Франц Кафка , после того, как увидел его выступление на культурном вечере в Праге. [9]
Кроме того, существует значительное совпадение между голусским национализмом и идишизмом , которые имеют ашкеназское происхождение наряду с их антисионистскими, антиассимиляционистскими ценностями.
Другой вовлеченный теоретик — Хаим Житловский , у которого были схожие концепции с бундовцами , и он настаивал на сельскохозяйственном образе жизни для обычно живущих в городах евреев Европы и Америки.
Влияние
[ редактировать ]Голусский национализм стал прообразом множества попыток примирить еврейскую идентичность с опытом диаспоры. Раввин Мордехай М. Каплан боролся с аналогичными темами, развивая теорию о том, что иудаизм следует рассматривать как цивилизацию, а не религию, и основывая реконструктивистский иудаизм . на этой теории [12] Идишист Авраам Голомб часто писал о сохранении еврейской идентичности в диаспоре и о центральной роли идиша и иврита в этом стремлении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Голдсмит, Эмануэль С. (1997). Современная культура идиш: история движения за язык идиш . Фордхэм Юнив Пресс. п. 107. ИСБН 0823216950 .
- ^ Андерхилл, Карен (2018). «Галицкий диаспоризм Бруно Шульца: об эссе 1937 года «Э. М. Лилиен» и обзоре магазинов корицы Рохла Корна» . Еврейские социальные исследования . 24 (1): 1–33. doi : 10.2979/jewisocistud.24.1.01 . ISSN 0021-6704 . JSTOR 10.2979/jewisocistud.24.1.01 . S2CID 165386804 .
- ^ Рабинович, Саймон, изд. (2012). Евреи и национализм диаспоры: статьи о еврейском народе в Европе и Соединенных Штатах . Университет Брандейса. п. 45. ИСБН 978-1-58465-762-0 .
- ^ Вистрич, Роберт С. (2007). Лаборатория разрушения мира: немцы и евреи в Центральной Европе . Издательство Университета Небраски. стр. 139 . ISBN 978-0803211346 .
- ^ Бирнбаум, Натан. «Движение еврейского возрождения» и «еврейская автономия». Евреи и национализм диаспоры: статьи о еврейском народе в Европе и Соединенных Штатах , под редакцией Саймона Рабиновича, Brandeis University Press, 2012, стр. 45–55. ДЖСТОР , дои : 10.2307/j.ctv102bf26.8 . По состоянию на 24 мая 2023 г.
- ^ Шейнс, Джошуа. «Бирнбаум, Натан» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вайнштейн, Мириам (2002). Идиш: нация слов . Книги Баллантайна. ISBN 0345447301 .
- ^ Шейнс, Джошуа (1998). «Идиш и национализм еврейской диаспоры». Монашефте . 90 (2): 178–188. ISSN 0026-9271.
- ^ Перейти обратно: а б Олсон, Джесс (2007). «Поздний сионизм Натана Бирнбаума: новый взгляд на полемику о Герцле». Обзор AJS . 31 (2): 241–276. дои : 10.1017/S0364009407000517
- ^ Ф. М. Кауфман, Сборник сочинений , изд. Л. Штрауса (1923), 7–20 (включая Библ.). ДОБАВЛЯТЬ. БИБЛИОГРАФИЯ : М. Флор, Фриц Мордехай Кауфманн и «Die Freistatt» (2006).
- ^ "Фритц Мордехай Кауфманн". Еврейская виртуальная библиотека . Группа Гейл. 2008. Проверено 25 мая 2023 года.
- ^ Пианко, Ноам (2006). «Реконструкция иудаизма, реконструкция Америки: источники и функции «цивилизации» Мордехая Каплана » . Еврейские социальные исследования . 12 (2): 39–55. ISSN 0021-6704 . JSTOR 4467732 .