Хаим Житловский
Chaim Zhitlowsky ( Yiddish : חײם זשיטלאָװסקי; Russian : Хаим Осипович Житловский ) (April 19, 1865 – May 6, 1943) was a Jewish socialist , philosopher , social and political thinker, writer and literary critic born in Ushachy , Vitebsk Governorate , Russian Empire (present-day Usachy Raion , Vitebsk Region , Belarus ).
Он был одним из основателей Союза русских эсеров; [ 1 ] один из основателей и теоретик Партии социалистов-революционеров в России, [ 2 ] и ключевой пропагандист идишизма и национализма еврейской диаспоры , который повлиял на еврейские территориалистские и националистические движения. Он был сторонником языка идиш . культуры и был вице-президентом Черновицкой конференции по идишскому языку 1908 года, которая объявила идиш «национальным языком еврейского народа». [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Хаим Житловский родился в 1865 году в небольшом городке Ушачи Витебской губернии Российской империи . Когда ему было пять лет, его родители переехали в столицу губернии Витебск . По материнской линии он происходил из ремесленников и торговцев, а по отцовской - из аристократической и образованной семьи. Его отец, Иосиф, учился на раввина в иешиве Воложина , но предпочел стать купцом. [ 4 ] Хотя он был ярым любавичским хасидом, он хорошо разбирался в литературе Хаскалы (просветительской) и, как сообщается, часто декламировал сатирические сказки и стихи Хаскалы на идиш и иврите на семейных собраниях.
Бизнес Иосифа Житловского процветал. Он переехал в более богатый и престижный район города и держал день открытых дверей. Для Хаима был нанят репетитор по русскому языку, но начальное религиоведение он продолжил в хейдере . Вскоре Хаим подружился с соседскими старшеклассниками и начал читать русскую литературу. В этот период он совершил свой первый набег на литературу: перевел идишскую версию « Хижины дяди Тома» на иврит.
В свой 13-й день рождения (его бар-мицва ) Хаим познакомился со Шлойме Раппапортом, который впоследствии стал С. Анским , известным автором «Дыбука» . Между Житловским и Анским, у которых было общее писательское мастерство, сложилась теплая дружба на всю жизнь. Некоторое время они выпускали рукописный (голографический) журнал под названием «Витебские колокола » . [ 5 ]
Ранняя активность
[ редактировать ]Поступив в третий класс Русской гимназии в 1879 году, Житловский вступил в контакт с революционными кругами и на какое-то время отошел от идиша и других вопросов, представляющих еврейский интерес, выступая за ассимиляцию в русскую культуру . Однако он переосмыслил свои позиции после погромов начала 1880-х годов, которые рассеяли его космополитические интересы. Он оставил гимназию и в 1881 году уехал в Тулу и там занимался распространением эсеровской пропаганды. Потрясенный точкой зрения некоторых членов этой партии, считавших погромы шагом к освобождению русского народа, он вышел из партии. Вместо этого он обратился к защите еврейского равенства и присоединился к убеждениям националистического движения диаспоры. Вернувшись в Витебск, он стал участником растущего тогда сионистского движения. Его вдохновляло видение еврейских колоний и еврейского крестьянства, но религиозный характер этого сионизма его не привлекал. Он стремился издавать журнал для пропаганды «своей идеи» — синтеза еврейского национализма и социализма. Сначала его отец был готов профинансировать это предприятие, но его отговорил ярый друг-сионист. [ 5 ] [ 6 ]
В 1885 году Житловский попытался основать еврейскую секцию нелегальной партии «Народная воля» , но те члены центрального комитета «Народной воли», которые верили в космополитизм и ассимиляцию, разгромили проект Житловского. Это был тяжелый удар для молодого еврейского революционера. Дед утешал его, указывая на революционный характер пророков и великих еврейских умов позднего времени. Это обострило интерес Житловского к еврейской истории. Вскоре он установил связь с петербургской группой «Народной воли».
Его первая работа, трактат на русском языке под названием « Мысль об исторической судьбе еврейского народа», была опубликована в Москве в 1887 году, когда ему было двадцать два года. (Незадолго до этого он был выслан полицией из Петербурга). Либеральная российская пресса с энтузиазмом приветствовала его идеи и тепло отреагировала на них, но не встретила большого одобрения среди еврейских критиков, поскольку они не содержали решения проблем, которые рассматривали. Некоторые подозревали его в том, что он христианский миссионер.
Житловский ненадолго вернулся в Витебск, оттуда отправился в Галичину , где было гораздо легче проповедовать социалистические учения среди еврейских масс. Он познакомился с группой еврейских революционеров из Цюриха , занимавшихся распространением радикальной литературы на идиш. [ 5 ]
Он поехал в Берлин в 1888 году и возобновил изучение еврейской истории, марксизма и философии. Он был выслан из Германии в соответствии с антисоциалистическим законом и переехал в Цюрих. Он сразу же стал активным, основав беспартийную «Verein für Wissenschaft und Leben des Jüdischen Volkes» (Ассоциацию науки и жизни еврейского народа) с целью насаждения национализма и социализма среди еврейских масс. Он участвовал в дебатах между православными и сторонниками народной воли. Последняя превратилась в Партию эсеров . Он переехал в Берн , чтобы учиться, и в 1892 году получил докторскую степень. Здесь он также основал организацию, аналогичную той, что была в Цюрихе. [ 5 ] [ 6 ]
Когда в 1891 году в России разразился голод, он и Чарльз Раппапорт основали беспартийную организацию для помощи пострадавшим. Работа не увенчалась успехом из-за политических разногласий между участниками.
Лондонская газета Freie Welt ( «Свободный мир» ) опубликовала его перевод двух революционных стихотворений. В 1892 году Лондонский фонд революционных публикаций напечатал его русский трактат «Еврей к евреям» под псевдонимом И. Хисин. В своей первой социалистической брошюре на еврейскую тему он требовал национального, а также гражданского равенства для евреев, формулируя свои идеи об иудаизме в Европе. Он также принимал активное участие в организации, которая боролась с «Обществом по предотвращению жестокого обращения с животными», которое вызвало споры и было признано антисемитским за то, что называло шечиту (кошерный забой животных) жестоким обращением с животными. [ 7 ]
Во второй половине 1893 года Житловский, ныне доктор философии, при поддержке Шлойме Раппапорта , М. Розенбаума и ряда других русских радикалов основал Федерацию русских эсеров за рубежом, из которой позже развилась Партия социалистов-революционеров . Группа выступала против догматического марксизма. Газета «Русский рабочий» , выходившая под редакцией Житловского и Раппапорта, вела пропаганду в массах. В 1898 году «Вербанд» опубликовал теоретическую работу Житловского « Социализм и борьба за политическую свободу» , написанную под псевдонимом Грегорович. В этой работе он попытался синтезировать три основных течения русского революционного движения. Время от времени он сотрудничал с несколькими известными российскими журналами, такими как «Русское богатство» ; статьи по марксизму и философии в «Еврейско-Русском Восходе»; а также внес свой вклад в Sozialistische Monatshefte (Социалистический ежемесячник) и Deutsche Worte (Немецкие слова) .
В 1896 году он организовал Группу еврейских социалистов за границей, целью которой была подготовка революционной пропагандистской литературы на идише, с «Манифеста Коммунистической партии» начав . Для этой революционной библиотеки Житловский написал введение под названием « Идиш — почему?» . Бунд , издавший брошюру [ 8 ] считал, что введение Житловского было недостаточно революционным и слишком националистическим, поскольку автор выражал убеждение, что возрождение языка и литературы идиш приведет к национальному и социальному пробуждению еврейского народа. {{Требуется цитирование|причина= отсутствие цитирования для последних двух абзацев, дата=14 ноября 2022 г.}}
Житловский присутствовал на заседании Первого сионистского конгресса в Базеле в 1897 году. Он был против создания сионистской партии и верил в необходимость Лиги еврейской колонизации, лиги, которая понравилась бы всем, кто выступал против политического сионизма Герцеля. На следующий день после съезда Житловский обратился к делегатам и гостям с речью об идише и целях идишского издательства Zeit Geist, основанного группой еврейских интеллектуалов и революционеров. В этой речи впервые были заложены основы идишизма , который впоследствии глубоко укоренился в Восточной Европе и Америке. Он вступил в близкие отношения с Бундом, опубликовавшим его брошюру «Сионизм или социализм?». в 1898 году. [ 6 ] [ 5 ]
В 1900 году Житловский и Джон Эдельхайм основали Deutscher Academischer Soziale Wissenschafte (Немецкую академию социальных наук). Они также захватили журнал Sozialistische Monathefte (Социалистический ежемесячник) .
Он совершил поездку по важным европейским центрам, установив связи с революционными лидерами Англии, Франции и Германии. Немецкий академический Варлаг просуществовал несколько лет. Он часто подвергался нападкам со стороны ортодоксальных марксистов из-за « ревизионистских опубликованных им » работ.
Территориализм
[ редактировать ]
После Кишиневского погрома 1903 года Житловский обратился к территориалистскому движению. Он задумал идею еврейского сейма (парламента). По его инициативе группа радикальных националистов и сионистов организовала Еврейскую социалистическую рабочую партию (обычно называемую Сеймистской партией). В 1904 году Житловский был делегатом на Международном социалистическом конгрессе в Амстердаме , и его борьба за то, чтобы партия социалистов-революционеров имела представителя в Международном социалистическом бюро, закончилась победой.
Когда была основана первая идишская ежедневная газета в России, «Санкт-Петербург Фрайнд », Житловский под псевдонимом Н. Гайдаров опубликовал серию статей под названием « Еврейский народ и язык идиш» .
В 1904 году Житловский и «бабушка» Брешковская были отправлены партией эсеров в Америку для сбора средств для партии и ведения пропаганды ее идей.
С разрешения партии во время своего пребывания в Америке он читал лекции по различным еврейским вопросам. В то время еврейская радикальная интеллигенция в Америке находилась под влиянием социалистического космополитизма, который не проявлял симпатии к еврейским национальным проблемам, а также к языку и культуре идиш. Когда Житловский в серии лекций указал на отсутствие противоречия между прогрессивным национализмом и социалистическим идеалом, он столкнулся с сильным противодействием. Однако очень скоро многие из его прежних противников превратились в его самых ярых сторонников. [ 5 ]
После двухлетнего пребывания в Америке он вернулся в Европу. Некоторое время он провел в Галиции, а затем отправился в Россию, где его родная губерния, Витебская, выдвинула его на выборах в Думу 1906 года. Правительство не позволило ему занять свое место в случае избрания. Отмена этого решения Сенатом произошла слишком поздно, поскольку царь распустил Думу всего через 73 дня сессии. [ 9 ]
1907 год Житловский провел в Финляндии. С помощью Григория Гершуни он занимался мощной эсеровской пропагандой. Он созвал съезд социалистических фракций, более склонных к идеологии социалистов-революционеров. Этот съезд принял несколько его резолюций, которые увеличили влияние сеймистов (парламентариев). В том же году эсеры и сеймисты отправили его своим делегатом на Международный социалистический конгресс в Штутгарте. Здесь он боролся за права этих двух партий в Международном социалистическом бюро.
В 1908 году он был отправлен в Америку эсерами и сеймистами и поселился в Нью-Йорке. С помощью тех, кого он привлек среди радикальных еврейских интеллектуалов во время своего предыдущего визита, Житловский основал издательство, которое выпускало новый ежемесячный журнал « Дос Най Лебен» («Новая жизнь»). Под его редакцией журнал оказал большое влияние на идишскую культуру, в том числе на развитие свободной социалистической мысли, и стал органом современной идишской литературы; За шесть лет существования (до 1914 г.) Дос Найе Лебен был духовным пристанищем многих еврейских публицистов и ученых. [ 10 ] [ 6 ]
Житловский вернулся в Европу в 1908 году, где участвовал в Черновицкой конференции по идишскому языку . Под руководством ее создателей Житловского, Дж. Л. Переса и Натана Бирнбаума Конференция впервые объявила идиш «национальным языком еврейского народа». После конференции он вернулся в США, чтобы продолжить свою деятельность по организации светского образования на идише. [ 6 ]
Идиш образование
[ редактировать ]В 1909 году Житловский поставил (в своем журнале «Дос Най Лебен ») вопрос об основании идишских светских школ в Америке.
В 1910 году на съезде партии Поалей Цион в Монреале, Канада, этот вопрос был поставлен им в порядок дня, и тут же было провозглашено об открытии школы такого типа. Первая Фолькшул (народная школа) в Нью-Йорке была открыта 10 декабря 1910 года по адресу Мэдисон-стрит, 143, и Житловский принял активное участие в развитии школы.
Его влияние было также очень значительным в создании, несколько лет спустя, еврейских светских школ Рабочего кружка , несмотря на противодействие Абе Кахана , редактора The Jewish Daily Forward , который выступал за ассимиляцию еврейских рабочих в общий рабочий класс.
Спустя годы
[ редактировать ]В 1912 году тысячи последователей Житловского отметили 25-летие его литературной деятельности. В связи с этим юбилеем были опубликованы четыре тома его собрания сочинений, за которыми вскоре последовали еще два.
В 1913 году издание « Дос Най Лебен» прекратилось, и Житловский совершил лекционную поездку по еврейским студенческим колониям важных академических центров Франции, Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии. Он также посетил Палестину , чтобы изучить возможности широкой еврейской колонизации там.
Он вернулся в Америку с началом Первой мировой войны. До этого он был автором журнала Warheit («Правда») под редакцией Л. А. Миллера. Теперь он присоединился к коллективу вновь организованного Дня . Он выступал за нейтралитет Америки и боролся с прогерманскими настроениями обывателей и идишской прессы.
Житловский также присоединился к движению за еврейский конгресс и, когда он был созван, сыграл важную роль в его работе. В то же время он продолжал свои трактаты по философии и социологии в идишском журнале « Цукунфт» («Будущее») .
В 1920 году началась публикация Die Zeit ( «Таймс» ), ежедневной газеты партии Поалей Цион , партии, к которой Житловский присоединился за несколько лет до этого и стал одним из ее основных авторов. Когда публикация прекратилась в 1921 году, Житловский стал сотрудником журнала «Дер Тог» ( «День» ).
В 1922 году Житловский и Шмуэль Нигер возобновили издание « Дос Най Лебен» . Его точка зрения осталась неизменной. В 1923 году, когда издание журнала было прекращено, Житловский вернулся в Европу, чтобы завершить «Духовную борьбу еврейского народа за свободу» . В период с 1924 по 1925 год он посетил Палестину и совершил поездку по еврейским центрам в Польше, Литве и Латвии.
28 ноября 1925 года 60-летие Житловского отмечалось в Манхэттенском оперном театре в Нью-Йорке. Подобные торжества прошли и в других американских и европейских городах, которые посетил Житловский. В Берлине был издан мемориальный том Житловского, содержащий статьи и воспоминания его близких друзей и учеников. По предложению Житловского доходы от книги были переданы Идишскому научному институту (ИВО) Виленскому , членами Почетного совета директоров которого были Альберт Эйнштейн , Зигмунд Фрейд , а также Житловский.
По его инициативе и С. Эллсбергу в сентябре 1929 года было основано Общество идишской культуры. Целью организации было объединение всех приверженцев идиш, чтобы дать им возможность совместно работать над развитием идиш, идишской школы и идишской культуры. в общем. Он также был одним из редакторов еженедельника «Идиш» , издаваемого Обществом культуры идиш.
Когда Американско-еврейский конгресс решил возобновить деятельность на демократических началах, Житловский сразу же приступил к его работе. Он был одним из лидеров Рабочего блока и поддержал созыв Всемирного еврейского конгресса . [ 5 ]
С 1936 года и до своей смерти в 1943 году он присоединился к радикальным, просоветским направлениям еврейской общины, таким как IWO (Международный Орден трудящихся), IKUF (Идишер Культур Фарбанд – Общество идишской культуры) и ICOR (Ассоциация еврейских Колонизация в Советском Союзе). [ 6 ]
Другие сочинения Житловского включают:
- «Философия» (опубликована в 1910 г.), первая книга на идиш, посвященная развитию философской мысли;
- перевод на идиш книги Фридриха Ницше « И говорил Заратустра »;
- эссе по теории относительности Эйнштейна (опубликовано в Варшаве в 1930 г.); [ 11 ]
- две лекции по науке, философии и религии (опубликованы в 1931 г.).
Смерть
[ редактировать ]Житловский умер в Калгари , Канада, 6 мая 1943 года во время лекционной поездки. Его похороны прошли в Манхэттен-центре на 34-й улице в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк . [ 6 ]
Ключевые достижения
[ редактировать ]В своей монографии Житловский; В своей жизни и работе Шмуэль Нигер так подвел итоги достижений Житловского: [ 12 ] [ 13 ]
В мире универсальных идей:
- Боролся с догматизмом в философии вообще и в философии диалектического материализма в частности.
- Стремился объединить все элементы труда, фабричных рабочих, крестьян, работников умственного труда — в борьбе за социализм.
- Боролся за принципы автономии и федерализма в противовес централизации в государстве.
- Теоретическая и практическая пропаганда идей эсеров.
В еврейском мире:
- Боролся за секуляризацию и отделение национальности от религии.
- Боролся за прогрессивную национальную культуру, против ассимиляции и узкого национализма.
- Теоретическое доказательство галут-национализма.
- Синтез национализма и социализма, галут-национализма и территориализма.
- Оказывал влияние на программы еврейских националистических партий.
- Интересовался радикальной еврейской интеллигенцией идишской культурной жизнью и творчеством.
- Помог прояснить и кристаллизовать идиш-радикальное движение в Америке.
- Обогатился язык идиш и ораторское искусство. Пропагандировал идею новой светской школы идиш.
- Пионерская работа в области научной и философской литературы на идиш.
Это краткий обзор более чем полувековой научной, литературной, журналистской работы, а также деятельности лектора и издателя, все в духе социализма и прогрессивного национализма среди еврейских масс в Америке и за рубежом.
Другая информация
[ редактировать ]В «Йидн ун идишкайт» ( «Евреи и еврейство» , 1924) он стремился определить светскую сущность идишкайта , на этот раз вызывая понятия расовых современных теорий . [ 14 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Мысли об исторической судьбе евреев , 1887 (на русском языке)
- Сон веселья одинокого человека , Лондон, 1891 год.
- Социализм и борьба за политическую свободу , 1898 г. [ 15 ]
- Еврейский народ и еврейский язык , 1903 год. [ 16 ]
- Социализм и национальный вопрос , 1907 г. (на идиш)
- Философия, что это такое и как она развивалась , 2 тт. Нью-Йорк, 1910 г., на идиш, 2-е изд.
Источники
[ редактировать ]- «Сионизм или социализм» Хаим Житловский. [ 17 ]
- «Наш языковой вопрос», Хаим Житловский [ 17 ]
- «Будущее нашей молодежи в этой стране и ассимиляция» (английский перевод) Хаима Житловского. [ 17 ]
- "Критическая философия Канта" отрывок из книги "Философия" Хаима Житловского. [ 17 ]
- «Гоббс и Локк» отрывок из «Философии» Хаима Житловского. [ 17 ]
- «Платон и Аристотель» отрывок из «Философии» Хиама Житловского [ 17 ]
- «Краткая биография его жизни и творчества» [ 17 ]
- «Ассимиляция» Хаима Житловского. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкель, Джонатан (8 ноября 1984 г.). Пророчество и политика: социализм, национализм и российские евреи, 1862–1917 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 277–. ISBN 978-0-521-26919-3 . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Барталь, Исраэль; Лурье, Илья (2022-05-15). История еврейского народа в России. Том 2: От разделов Польши до падения Российской империи (in Russian). Litres. p. 356. ISBN 978-5-457-51755-4 .
- ^ Бриджер, Дэвид; Волк, Сэмюэл (1976). Новая еврейская энциклопедия . Берман Хаус, Инк. 536. ИСБН 978-0-87441-120-1 .
- ^ Шустрова, Тамара (2020-10-13). От депортации в Вавилон к Первой русской революции: Версия национального развития российской ветви еврейского народа в духовно-политическом контексте Ветхого Завета (in Russian). epubli. ISBN 978-3-7531-0874-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бессонница: биография Житловского на английском языке
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Доктор Хаим Житловский» . Идишкайт . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Коллинз, Кеннет (1 ноября 2010 г.). «Сообщество под судом: дело Абердинской Шечиты, 1893 год» . Журнал шотландских исторических исследований . 30 (2): 75–92. дои : 10.3366/jshs.2010.0103 . ISSN 1748-538X .
- ^ «Коллекция: Документы Хаима Житловского | Центр еврейской истории ArchivesSpace» . archives.cjh.org . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Дума | Определение, факты и история | Британика» . www.britanica.com . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Михелс, Тони (2005). Огонь в их сердцах: идишские социалисты в Нью-Йорке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 147-148.
- ^ Роланд Грушка, «Di spetsyele relativitets-teorye» Тувии Шалита 1927 года и другие введения в теорию относительности на идише , Science in Context, 20 (2007), 317–338 (стр. 323–324, 332–333, 334). , 335).
- ^ profilpelajar.com. «Хаим Житловский — profilpelajar.com» . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Житловский: философ еврейского секуляризма Макса Розенфельда» . Культурная и светская еврейская организация . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Мэтью Хоффман, От Пинтеле Ида до Расенжуде: Хаим Житловский и расовые концепции еврейства в еврейской истории , Том. 19, № 1 / январь 2005 г.
- ^ Формулировка программы Партии эсеров, выпущенной под псевдонимом Григорович.
- ^ Серия статей в Fraind под псевдонимом Г. Гайдаров.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Юбилейный комитет Житловского в 1935 году. Theyouthwillsleepnolonger.blogspot.com
Библиография
[ редактировать ]- Мелех Эпштейн, Профили одиннадцати. Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна, 1965.
- Житловский, Хаим, Собрание сочинений . 1912 Гезамелте Шрифтен / Хаим Жшитловский. Юбилеум Ойсгабе, т. 1–4, издание. Нью-Йорк: 1912–1919 гг. 10 В, 21 см. / 1641 (т. 1–10). (на идише)
- Когель, Рене и Кац, Зев, ред. Иудаизм в светскую эпоху , Intl. Институт светского гуманистического иудаизма, 1995., стр. 90–95 (отрывки из его эссе «Смерть и возрождение богов и религии», «Национально-поэтическое возрождение еврейского народа»).
- Макс Розенфельд в книге «Jewish Currents Reader» , Jewish Currents , Inc., 1996, «Житловский: философ еврейского секуляризма (эссе)».
- Люси С. Давидович , изд. Золотая традиция , Beacon Press, 1967, стр. 411–422, «Еврейский фактор в моем социализме» (эссе Житловского).
- Джозеф Лефтвич комп. и пер., The Way We Think , AS Barnes & Co., 1969. стр. 76–98, эссе Житловского: «Иов – поэма еврейской свободомыслия», «Что такое светская еврейская культура?»
- Кей Швейгманн-Греве , Перенос религиозной еврейской традиции в поэзию и светскую еврейскую национальную культуру с Хаимом Житловским. В: Маргинальные цифры, Festschrift for Manfred Walther. Ганновер, 2005 г., страницы 65–101 (на немецком языке).
- Кей Швейгманн-Греве, еврейка по национальности, отказавшаяся от ассимиляции. Биографические параллели у Моисея Гесса и Хама Житловского и их идеологическая обработка. В: Трума, Журнал Университета иудаики Гейдельберга, том 17, 2007 г., стр. 91–116 (на немецком языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документы Хаима Житловского. ; РГ 208; Институт еврейских исследований YIVO, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
- 1865 рождений
- 1943 смертей
- Жители Ушачского района.
- Люди из Витебской губернии.
- Белорусские евреи
- Narodniks
- Политики Партии социалистов-революционеров
- Бундовцы
- Еврейские философы
- Политики Еврейской социалистической рабочей партии
- Эмигранты из Российской империи в США
- Эмигранты из Российской империи в Швейцарию