Сейм
Сейм Республики Польша Сейм Республики Польша | |
---|---|
10-й срок | |
Тип | |
Тип | польского парламента |
История | |
Основан | 1493 ( исторический ) 1921 ( современник ) |
Лидерство | |
Моника Велиховска , ПО Дорота Недзела , ПО Петр Згожельски , PSL Влодзимеж Чарзасты , Нидерланды Кшиштоф Босак , RN с 13 ноября 2023 г. | |
Структура | |
Сиденья | 460 депутатов (231 большинство) |
Политические группы | Правительство (224)
Оппозиция (202) Свободно (26) |
Комитеты | 29 |
Выборы | |
по открытым спискам Пропорциональное представительство в 41 округе (национальный избирательный порог 5%) а ) | |
Последние выборы | 15 октября 2023 г. |
Следующие выборы | Не позднее 11 ноября 2027 г. |
Место встречи | |
Комплекс Сейма и Сената , Варшава | |
Веб-сайт | |
Сейм | |
Сноски | |
а 8% для коалиций, 0% для избирательных комитетов этнических меньшинств |
Сейм ( Английский: / s eɪ m / , Польский: [sɛjm] ), официально известный как Сейм Республики Польша ( польский : Sejm Rzeczypospolitej Polskiej ), — нижняя палата двухпалатного парламента Польши .
Сейм был высшим руководящим органом Третьей Польской Республики с момента смены правительства в 1989 году. Наряду с верхней палатой парламента, Сенатом , он образует национальный законодательный орган в Польше, известный как Национальное собрание (польский: Zgromadzenie Narodowe ). Сейм состоит из 460 депутатов (единственное число deputowany или посел – «посланник»), избираемых каждые четыре года всеобщим голосованием . Сейм возглавляет спикер , которого называют «маршалом сейма» ( Marszałek Sejmu ).
В Королевстве Польском термин «Сейм» обозначал целый двухпалатный парламент , включающий Палату депутатов ( Izba Poselska ), Сенат и Короля. Таким образом, это был трехсословный парламент. 1573 года Генрицианские статьи усилили юрисдикцию собрания, сделав Польшу конституционной выборной монархией . Со времен Второй Польской республики (1918–1939) Сейм имел в виду только нижнюю палату парламента.
Во время существования Польской Народной Республики Сейм, тогда однопалатный был высшим органом государственной власти в стране парламент. Это была единственная ветвь власти в государстве, и по принципу единой власти ей подчинялись все государственные органы. Однако на практике многие считали его законодательным органом , который существовал для формального одобрения решений, принятых правящей партией, Польской объединенной рабочей партией (ПОРП), и который практически не имел собственной реальной власти.
История [ править ]
Королевство Польское [ править ]
Сейм (древнее прото-лехитское слово, означающее «собрание» или «встреча») берет свое начало от Королевских советов – wiece – которые приобрели власть во время раздробления Польши (1146-1295). Сейм 1180 года в Ленчице (известный как «Первый польский парламент») был самым примечательным, поскольку он установил законы, ограничивающие власть правителя. Он запрещал произвольную конфискацию припасов в сельской местности и захват епископских земель после смерти епископа. Эти первые сеймы собирались только по велению короля.
После Сейма 1493 года в Петркуве он стал регулярно созывающимся органом, в который каждые два года проводились непрямые выборы. система Была также установлена двухпалатная ; Сейм (Сената) из 81 тогда состоял из двух палат: Сената епископа и других сановников ; и Палата депутатов, состоящая из 54 посланников, избираемых меньшими местными сеймиками ( собраниями земельной знати ) в каждой из провинций Королевства. В то время польское дворянство, которое составляло около 10% населения государства (на тот момент это было самое большое количество в Европе), становилось особенно влиятельным, и с возможным развитием Золотой Свободы резко полномочия Сейма возросли. [1]
Речь Посполитая [ править ]
Со временем число и власть посланников в нижней палате росли, поскольку они требовали от короля новых привилегий. стал В конечном итоге сейм еще более активным в поддержке целей привилегированных классов, когда король приказал призвать на военную службу помещичью знать и ее поместья (крестьян) .
1569 Люблинская уния года объединила Царство Польское и Великое княжество Литовское в одно единое государство — Речь Посполитую , и таким образом сейм пополнился новыми посланниками из числа литовского дворянства . Содружество гарантировало сохранение положения дел, связанного с трехсословной системой, при этом Сейм , Сенат и король формировали сословия и высший совещательный орган государства. В первые несколько десятилетий 16 века Сенат установил свое превосходство над Сеймом ; однако с середины 1500-х годов Сейм стал очень могущественным представительным органом шляхты ( «среднего дворянства»). Его палаты оставляли за собой окончательные решения по законодательству, налогообложению, бюджету и казначейству (включая военное финансирование), внешней политике и подтверждению дворянства .
1573 года Варшавская Конфедерация стала свидетелем того, как дворяне Сейма официально санкционировали и гарантировали религиозную терпимость на территории Содружества, обеспечивая убежище тем, кто спасается от продолжающихся войн Реформации и Контрреформации в Европе.
До конца 16 века единогласие не требовалось, и большинства наиболее часто используемой системой голосования был метод . Позже, с появлением польских магнатов и их растущей властью, принцип единогласия был вновь введен с учреждением права дворянства liberum veto ( лат . «свободное вето »). Кроме того, если посланники не могли прийти к единогласному решению в течение шести недель (срок одной сессии), обсуждения объявлялись недействительными, а все предыдущие акты, принятые этим Сеймом, аннулировались. Начиная с середины XVII века, любое возражение против постановления Сейма со стороны посланника или сенатора автоматически приводило к отклонению других, ранее одобренных постановлений. Это произошло потому, что все резолюции, принятые данной сессией Сейма, образовывали единую резолюцию и, как таковые, публиковались как ежегодный «учредительный акт» Сейма , например, закон « Anno Domini 1667». В XVI веке ни один человек или небольшая группа не осмеливались задерживать судебное разбирательство, но со второй половины XVII века liberum veto была использована, чтобы фактически парализовать Сейм и поставить Содружество на грань краха.
Либерум вето было отменено с принятием Конституции от 3 мая 1791 года , законодательного акта, который был принят как «Правительственный акт», и для которого Сейму потребовалось распространения и принятия четыре года . Принятие конституции и возможные долгосрочные последствия, которые она могла иметь, возможно, являются причиной того, что державы Габсбургской Австрии , России и Пруссии затем решили разделить Речь Посполитую , тем самым положив конец более чем 300-летнему польскому правлению. парламентская преемственность. Подсчитано, что между 1493 и 1793 годами Сейм проводился 240 раз, общая продолжительность дебатов составила 44 года. [1]
Разделы [ править ]
После падения Варшавского герцогства , которое существовало как наполеоновское клиентское государство между 1807 и 1815 годами, и его недолговечного сейма Варшавского герцогства , Сейм Конгресса Польши был создан в Конгрессе Польши Российской Империи; в его состав входили король (российский император), верхняя палата (Сенат) и нижняя палата (палата депутатов). В целом, в период с 1795 года до восстановления суверенитета Польши в 1918 году какой-либо польский законодательный орган фактически обладал небольшой властью, а оккупационные державы Россия, Пруссия (позже объединенная Германия ) и Австрия распространяли законы для своих собственных ранее -Польские территории на национальном уровне. [1]
- Тадеуш Рейтан пытается предотвратить легализацию первого раздела Польши , не позволяя членам Сейма покинуть палату (1773 г.). Картина Яна Матейко.
Польши Конгресс
Палата депутатов, несмотря на свое название, состояла не только из 77 посланцев (направленных местными собраниями) от потомственного дворянства, но и из 51 депутата , избранного недворянским населением. Все депутаты пользовались парламентской неприкосновенностью : каждый из них избирался на срок в шесть лет, причем треть депутатов избиралась каждые два года. Кандидаты в депутаты должны были уметь читать и писать и иметь определенное богатство. Законный избирательный возраст составлял 21 год, за исключением граждан, проходящих военную службу, личный состав которых не имел права голосовать. Первоначально парламентские сессии созывались каждые два года и длились (как минимум) 30 дней. Однако после многочисленных столкновений между либеральными депутатами и консервативными правительственными чиновниками заседания позже созывались только четыре раза (1818, 1820, 1826 и 1830 годы, причем последние два заседания были секретными). Сейм касающимся имел право созвать голосование по гражданским и административно- правовым вопросам, а с разрешения короля он также мог голосовать по вопросам, фискальная политика и армия. Оно имело право осуществлять контроль над государственными чиновниками и подавать петиции . С другой стороны, Сенат, состоящий из 64 членов, состоял из воевод и каштеланов (оба типа губернаторов провинций), русских посланников, дипломатов или князей и девяти епископов. Он действовал как Парламентский суд, имел право контролировать «книги граждан» и имел такие же законодательные права, как и Палата депутатов. [1]
Германия и Австро-Венгрия [ править ]
В Вольном городе Кракове (1815–1846) было учреждено однопалатное собрание представителей, а с 1827 года однопалатный провинциальный сейм существовал в Великом княжестве Познанском . Поляки были избраны в оба этих законодательных собрания и представляли большинство; однако они были в основном бессильными институтами и обладали лишь очень ограниченной властью. После многочисленных неудач в обеспечении законодательного суверенитета в начале XIX века многие поляки просто отказались от попыток достичь определенной степени независимости от своих иностранных государств-хозяев. В австрийском разделе действовал относительно бессильный сейм сословный до «Весны народов» . После этого, в середине-конце 19 века, только в автономной Галиции (1861–1914) существовал однопалатный и действующий Национальный сейм , Сейм земли . Сегодня признано, что он сыграл важную и подавляющую положительную роль в развитии польских национальных институтов.
Во второй половине XIX века поляки смогли стать членами парламентов Австрии, Пруссии и России, где образовали Польские клубы. Депутаты польской национальности избирались в прусский ландтаг с 1848 г., а затем в империи Германской рейхстаг с 1871 г. Польские депутаты входили в состав Австрийского государственного совета (с 1867 г.), а с 1906 г. избирались и в Российское императорское государство. Думе (нижняя палата) и Государственному совету (верхняя палата). [1]
Вторая Польская Республика [ править ]
После Первой мировой войны и восстановления независимости Польши созыв парламента в соответствии с демократическим избирательным законом 1918 года стал непреходящим символом желания нового государства продемонстрировать и установить преемственность с 300-летними польскими парламентскими традициями, установленными ранее. время разделов. Мацей Ратай подчеркнуто отдал этому должное фразой: «Там есть Польша, и есть Сейм » .
В межвоенный период Польши первый Законодательный сейм 1919 года , Учредительное собрание, принял Малую конституцию 1919 года , которая ввела парламентскую республику и провозгласила принцип Сейма суверенитета независимости . Затем в 1921 году это было подкреплено мартовской конституцией , одной из самых демократических европейских конституций, принятой после окончания Первой мировой войны. Конституция установила политическую систему, основанную на Монтескье доктрине разделения властей и которая восстановил двухпалатный сейм, состоящий из палаты депутатов (к которой только и относилось с тех пор название « сейм ») и сената. В 1919 году Роза Померанц-Мельцер , член Сионистской партии, стала первой женщиной, когда-либо избранной в Сейм . [2] [3]
Юридическое содержание мартовской конституции допускало верховенство Сейма в системе государственных учреждений за счет исполнительной власти, создавая тем самым парламентскую республику из Польского государства. Попытка укрепить исполнительную власть в 1926 году (посредством августовской поправки) оказалась слишком ограниченной и в значительной степени провалилась, помогая избежать законодательного тупика, который возник в результате слишком большой парламентской власти в штате, где существовало множество диаметрально противоположных политических партий. заседает в своем законодательном органе. В 1935 году парламентская республика была еще более ослаблена, когда в результате Юзефа Пилсудского президент майского переворота был вынужден подписать апрельскую конституцию 1935 года , акт, посредством которого глава государства занял доминирующее положение в законодательстве для парламентской республики. государство и сенат увеличили свою власть за счет сейма .
2 сентября 1939 года Сейм провел свое последнее предвоенное заседание, на котором заявил о готовности Польши защищаться от вторжения немецких войск. 2 ноября 1939 г. президент распустил Сейм и Сенат, которые затем, согласно плану, должны были возобновить свою деятельность в течение двух месяцев после окончания Второй мировой войны; этого, однако, так и не произошло. Во время войны был создан Национальный совет (1939–1945), который представлял законодательный орган в составе польского правительства в изгнании . Тем временем в оккупированной нацистами Польше был создан Совет национального единства; этот орган функционировал с 1944 по 1945 год как парламент Польского подпольного государства . , поддерживаемого коммунистами С прекращением военных действий в 1945 году и последующим приходом к власти Временного правительства национального единства , Вторая Польская республика юридически прекратила свое существование. [1]
- Станислав Дюбуа беседует с посланниками и дипломатами в Сейме , 1931 год.
- Юзеф Бек , министр иностранных дел, произносит свою знаменитую почетную речь в сейме 5 мая 1939 года.
Польская Народная Республика [ править ]
Сейм Польской на Народной Республики протяжении большей части своей истории имел 460 депутатов. Сначала было объявлено, что это число составляет одного депутата на 60 000 граждан (425 были избраны в 1952 году), но в 1960 году, когда население росло, декларация была изменена: в конституции тогда говорилось, что депутаты являются представителями народа и мог быть отозван народом , но эта статья так и не была использована, а вместо « пятипунктного закона о выборах » использовалась непропорциональная, «четырехпунктовая» версия. Закон был принят большинством голосов .
Согласно Конституции 1952 года , Сейм был определен как «высший орган государственной власти» в Польше, а также как «высший выразитель воли народа в городе и деревне». На бумаге он был наделен большими законотворческими и надзорными полномочиями. Например, ему был предоставлен контроль над «функционированием других органов государственной власти и управления», а министры были обязаны отвечать на вопросы депутатов в течение семи дней. [4] На практике оно лишь утвердило решения, уже принятые Коммунистической Польской объединенной рабочей партией и ее исполнительными органами. [5] Это было стандартной практикой почти во всех коммунистических режимах из-за принципа демократического централизма .
Сейм , голосовал по бюджету и периодическим национальным планам которые были неотъемлемой частью коммунистической экономики. Сейм обсуждал вопросы на сессиях , созванных по приказу Государственного совета .
Сейм из числа своих членов также выбрал Президиум («председательствующий орган»). Президиум маршал возглавлял спикер, или , который всегда был членом Объединенной народной партии . На предварительном заседании Сейм также назначил премьер-министра , Совет министров Польши и членов Государственного совета. Он также выбрал многих других правительственных чиновников, в том числе главу Верховной контрольной палаты и членов Государственного трибунала и Конституционного трибунала , а также омбудсмена (последние три органа которого были созданы в 1980-х годах).
Когда Сейм не заседал, Государственный совет имел право издавать декреты, имевшие силу закона. Однако эти указы должен был быть одобрен Сеймом на его следующей сессии. [4] На практике принципы демократического централизма означали, что такое одобрение было лишь формальностью.
Сенат был упразднен референдумом 1946 года, после чего Сейм стал единственным законодательным органом Польши. [1] Несмотря на то, что Сейм в значительной степени подчинялся Коммунистической партии, один депутат, Ромуальд Буковски (независимый), проголосовал против введения военного положения в 1982 году. [6]
Третья Польская Республика [ править ]
После падения коммунизма в 1989 году Сенат был восстановлен в качестве второй палаты двухпалатного национального собрания , а Сейм остался первой палатой. В настоящее время Сейм пропорциональной состоит из 460 депутатов, избираемых по системе каждые четыре года.
От 7 до 20 депутатов избираются от каждого округа по методу д'Ондта (за одним исключением - в 2001 году, когда использовался метод Сент-Лаге ), их число пропорционально численности населения в округе. Кроме того, используется порог, согласно которому кандидаты выбираются только от партий, набравших не менее 5% голосов по всей стране (кандидаты от партий этнических меньшинств освобождаются от этого порога). [1]
- Здание Сейма в Варшаве
- Сейма зал Главный
- Сессионная палата Сейма
- Заседания, вид с трибуны
- Кресло маршала в сессионном зале
- Колонный зал Сейма
Исторический состав Сейма [ править ]
Вторая ( 1918–1939 ) республика
| |||||||||||||||||||||||
1919 |
| ||||||||||||||||||||||
1922 |
| ||||||||||||||||||||||
1928 |
| ||||||||||||||||||||||
1930 |
| ||||||||||||||||||||||
1935 |
| ||||||||||||||||||||||
1938 |
|
ПРЛ (1945–1989) [ править ]
| ||||||||||||||||
1947 |
| |||||||||||||||
1952 |
| |||||||||||||||
1957 |
| |||||||||||||||
1961 |
| |||||||||||||||
1965 |
| |||||||||||||||
1969 |
| |||||||||||||||
1972 |
| |||||||||||||||
1976 |
| |||||||||||||||
1980 |
| |||||||||||||||
1985 |
| |||||||||||||||
1989 |
|
Третья республика (с г. 1989 )
| ||||||||||||||||||||||||||
1991 |
| |||||||||||||||||||||||||
1993 |
| |||||||||||||||||||||||||
1997 |
| |||||||||||||||||||||||||
2001 |
| |||||||||||||||||||||||||
2005 |
| |||||||||||||||||||||||||
2007 |
| |||||||||||||||||||||||||
2011 |
| |||||||||||||||||||||||||
2015 |
| |||||||||||||||||||||||||
2019 |
| |||||||||||||||||||||||||
2023 |
|
Постоянные комитеты [9] [10] [11] [ редактировать ]
- Администрация и внутренние дела
- Сельское хозяйство и сельское развитие
- Конституционная ответственность
- Культура и СМИ
- Депутатская этика
- Цифровизация, инновации и современные технологии
- Экономика и развитие
- Образование, наука и молодежь
- Энергетика, климат и государственные активы
- Охрана окружающей среды, природные ресурсы и лесное хозяйство
- Дела Европейского Союза
- Иностранные дела
- Здоровье
- Инфраструктура
- Правосудие и права человека
- Законодательный
- Связь с поляками за рубежом
- Местное самоуправление и региональная политика
- Морское хозяйство и внутреннее судоходство
- Национальные и этнические меньшинства
- Национальная оборона
- Петиция
- Физическое воспитание и спорт
- Государственные финансы
- Правила и дела депутатов
- Старшая политика
- Социальная политика и семья
- Специальные услуги
- Государственный контроль
Чрезвычайные комитеты
- Об изменениях в кодификации
- Рассмотреть законопроекты о праве на прерывание беременности
Следственные комитеты
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность действий, предпринятых с целью подготовки и проведения выборов Президента Польши 2020 года в форме голосования по почте.
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность действий, а также случаи злоупотреблений, пренебрежения и упущений в вопросах легализации пребывания иностранцев на территории Республики Польша в период с 12 ноября 2019 г. по 20 ноября 2023 г.
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность оперативно-разведывательных мероприятий, проводимых, в том числе, с использованием программного обеспечения «Пегас» членами Совета Министров, силами специального назначения, полицией, органами налогового и таможенного контроля, органами, созданными для преследования преступников и прокуратуры в период с 16 ноября 2015 г. по 20 ноября 2023 г.
Текущее положение [ править ]
Принадлежность | Депутаты ( Сейм ) | Сенаторы ( Сенат ) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Результаты выборы 2023 года | По состоянию на 10 июня 2024 г. | Изменять | Результаты выборы 2023 года | По состоянию на 12 января 2024 г. | Изменять | ||
Парламентские клубы | |||||||
Закон и справедливость | 194 | 182 | 12 | 34 | 34 | ||
Гражданская коалиция | 157 | 145 | 12 | 41 | 42 | 1 | |
Польша 2050 | 33 | 31 | 2 | 11 | 12 | 1 | |
Польская народная партия | 32 | 31 | 1 | ||||
Левые | 26 | 24 | 2 | 9 | 9 | ||
Депутатские клубы | |||||||
Конфедерация | 18 | 16 | 2 | — | — | ||
Депутатские круги | |||||||
Кукиз'15 | — | 3 | 3 | — | — | ||
Сенаторские круги | |||||||
Независимые и местные жители | — | — | — | 3 | 3 | ||
Независимые | |||||||
Независимые | — | 2 | 2 | 5 | — | 5 | |
Всего участников | 460 | 434 | 26 | 100 | 100 | ||
Вакантный | — | 26 | 26 | — | — | ||
Всего мест | 460 | 100 |
См. также [ править ]
Виды сейма [ править ]
- Конфедерации Сейм ( Sejm konfederowany )
- Созыв Сейма ( Созыв Сейма )
- Коронационный сейм ( Коронационный сейм )
- Избирательный сейм ( Избирательный сейм )
- Национальное собрание Республики Польша ( Национальное собрание )
- Региональная ассамблея
- Воеводский сеймик ( Губернское собрание )
Известный сейм [ править ]
- Тихий Сейм ( Тихий Сейм 1717)
- Созыв Сейма (1764 г.) ( Созыв Сейма )
- Репнин Сейм ( Repnin Sejm 1767–1768)
- Раздел Сейма ( Partition Sejm 1773–1776)
- Великий Сейм ( Великий Сейм 1788–1792)
- Гродненский сейм ( Гродненский сейм 1791 г.)
- Силезский сейм ( Силезский сейм 1920–1939)
- Контракт Сейма ( Contract Sejm 1989)
Примечания [ править ]
- ↑ Хотя в подзаконных актах Сейма такая должность не упоминается, лидер крупнейшей оппозиционной партии условно называется лидером оппозиции. [ нужна ссылка ]
- ^
- ^
- ^
- Нидерланды (17)
- ^
- ЛР (7)
- ^ Адам Гомола избран в список «Третьего пути» .
- ^
- ^
- ↑ Моника Павловска избрана в список партии «Право и справедливость» в 2023 году.
- ^ Один мандат стал вакантным после Мацея Вонсика , 25 - после выборов в Европейский парламент. изгнания
- ^ PSL была левой партией примерно до 2008 года. [7] и впоследствии сместился в сторону правоцентристов. [8]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Познайский сейм» . opis.sejm.gov.pl. Архивировано из оригинала 15 октября 2019 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Дэвис, Норман (1982). Божья площадка: история Польши . Издательство Колумбийского университета. п. 302.
- ^ Штраус, Герберт Артур (1993). Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870-1933/39 . Вальтер де Грютер. п. 985.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Глава 3 Конституции 1952 года
- ^ Польша: страновое исследование . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса , декабрь 1989 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (22 октября 1992 г.). «Ромуальд Буковский; польский законодатель, 64 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Гербер, Александра (2011). Быть поляком / стать европейцем: гендер и пределы распространения при вступлении Польши в Европейский Союз (PDF) (докторская диссертация по философии (социологии)). Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет. п. 167.
- ^ Шустакевич, Пшемыслав (2010). «Идеология Польской народной партии в начале XXI века» . Политические исследования (на польском языке). 18 (1). Институт политических наук Варшавского университета: 232.
- ^ «Постоянные комиссии — Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Чрезвычайные комиссии — Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Комиссии по расследованию – Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт
- Описание роли современного Сейма в политической системе Польши.
- CNN наблюдает за выборами
52 ° 13'31 ″ с.ш. 21 ° 01'41 ″ в.д. / 52,2252 ° с.ш. 21,0280 ° в.д.